Египетский змей Апоп. Дорога Домой

Смерть Клеопатры чрезвычайно драматическая. Впрочем, как и вся её жизнь. А может всё было не так?

Содержание
  1. Образ против реальности
  2. Читайте также
  3. Змеи
  4. «БУДЬТЕ МУДРЫ, КАК ЗМЕИ, И ПРОСТЫ, КАК ГОЛУБИ»
  5. МОЛИТВА ЗМЕИ
  6. ЗМЕИ
  7. «Сердце Змеи»
  8. Просто женщина и просто любит
  9. Змеи и насекомые
  10. 29 ноябрь 2010 г. В продолжение змеиной темы. Змеи и их жёны
  11. Глава 2 ПИРАТ, АДМИРАЛ, СЭР ДРЕЙК И ТАЙНА МОНАРШЕЙ ЗМЕИ
  12. 17: Укус
  13. «Челюсти-3»: укус черепахи
  14. Мария Голованивская Укус софы
  15. Змеи
  16. Глава 2. Пират, адмирал, сэр Дрейк и тайна монаршей змеи
  17. От биологии к истории
  18. Змея
  19. Комментарии
  20. Облик Уаджет
  21. Читайте также
  22. 15. Оперенный змей
  23. 2. Крест «Египетский иероглиф Анкх»
  24. Египетский эксперимент
  25. Письмо 22 Змей вечности
  26. Глава 4 ЕГИПЕТСКИЙ ПОСВЯЩЕННЫЙ
  27. КАЛИОСТРО И ЕГИПЕТСКИЙ РИТУАЛ ФРАНКМАСОНСТВА
  28. Жертвоприношение змей[1]
  29. Руру и мудрый змей
  30. Египетский эгрегор
  31. Змей-благодетель
  32. Египетский бог плодородия Апис
  33. Египетский устав Калиостро7 Жерар Галтье
  34. Египетский плен израильтян
  35. Не змей-искуситель, а змей-предсказатель…
  36. Что мы знаем о смерти Клеопатры?
  37. Семья Уаджет
  38. Думать как искусствовед
  39. Уаджет – великая защитница
  40. Это было самоубийство?

Образ против реальности

Исторические свидетельства, относящиеся к смерти Клеопатры, как и большая часть ее биографии, являются недостоверными. Те, кто составил наиболее полные отчеты о ее жизни, особенно римский писатель Плутарх, родились намного позже царицы. Поэты, драматурги и кинематографисты позднее использовали эти источники, превращая Клеопатру в мифическую фигуру, определяемую в основном ее силой обольщения и ее отношениями с двумя римскими лидерами, Юлием Цезарем и Марком Антонием.

Смерть Клеопатры, картина Реджинальда Артура, 1892Смерть Клеопатры, картина Реджинальда Артура, 1892

Смерть Клеопатры, картина Реджинальда Артура, 1892

Такие вымышленные описания ее жизни и безвременной кончины создали популярный образ Клеопатры как прекрасного, обреченного героя в одной из самых известных романтических драм в истории человечества. За этим образом, однако, скрывалась реальная царица, которая, несмотря на свою внешность, безусловно, была грозным лидером и одним из самых могущественных членов греческой династии, которая доминировала в Египте в течение более чем трех столетий.

Читайте также

Змеи

ЗмеиЗмеи принадлежат к подклассу змееподобных. Их жизненные функции выполняют в большинстве случаев те же органы и таким же образом, что и у рептилий, так что мы не будем вновь обращаться к дыханию этих животных. Здесь все особи приспособлены к апноэ, а отдельные виды

«БУДЬТЕ МУДРЫ, КАК ЗМЕИ, И ПРОСТЫ, КАК ГОЛУБИ»

«БУДЬТЕ МУДРЫ, КАК ЗМЕИ, И ПРОСТЫ, КАК ГОЛУБИ»Вернувшись в город, я прежде всего поспешил к себе домой.Как у каждого сибиряка, у меня дома хранилось традиционное охотничье снаряжение — походный рюкзак, болотные сапоги, котелок, фляга… И теперь я хотел собрать все это и

МОЛИТВА ЗМЕИ

МОЛИТВА ЗМЕИКак холодна змея,красива,когда черты ее видны.Все крапинки ее курсиватак четко распределены.Внимая древнему мотиву,она касается землии погружается в молитву,молитву страшную змеи.Знать, душу грешную своюс надеждой Богу поверяет,в молитве с нею

ЗМЕИ

ЗМЕИГоворя о нынешнем населении древних городов, нельзя не вспомнить про змей. Пожалуй, каждый год на раскопках или в лагере от наших рук гибнет какая-нибудь змея. Иногда эти встречи оканчиваются мирно. Как-то я поднялся на стену крепости, чтобы полюбоваться закатом.

«Сердце Змеи»

«Сердце Змеи»Лев Николаевич Толстой задумал написать произведение о декабристах, возвращающихся из ссылки. Размышления привели его к необходимости рассмотреть истоки возникновения декабризма, к идее начать с 1805 года. Так возник замысел романа «Война и мир».Ефремов к

Просто женщина и просто любит

Просто женщина и просто любитУ нее редкая русская фамилия. Ее не сразу узнают на улице, и даже когда она признается, что играет в театре и снимается в кино, сердитые тетеньки ей выговаривают: «Женщина, как не стыдно врать». Они никак не возьмут в толк, что непохожесть на

Змеи и насекомые

Змеи и насекомыеЕдва мы приступили к работе, что на наше несчастье совпало с наступлением самой сильной жары, у всех начали появляться акклиматизационные заболевания. Но в этом судьба оказалась к нам довольно милостивой: желудками и внутренними болезнями никто не

29 ноябрь 2010 г. В продолжение змеиной темы. Змеи и их жёны

29 ноябрь 2010 г. В продолжение змеиной темы. Змеи и их жёныЗа время своего отсутствия я пропустила очень хорошую, на мой взгляд, повесть Ольги Мареичевой «Соната моря». Я знаю очень мало книг, в которых ТОТ мир и ЭТОТ не переплетаются, не переходят один в другой, не смыкаются

Глава 2 ПИРАТ, АДМИРАЛ, СЭР ДРЕЙК И ТАЙНА МОНАРШЕЙ ЗМЕИ

Глава 2 ПИРАТ, АДМИРАЛ, СЭР ДРЕЙК И ТАЙНА МОНАРШЕЙ ЗМЕИПрежде чем мы последуем за молодым британцем, будущим героем страны, на просторы Черного континента, проследим его родословный коктейль, отвечающий, как считают «посвященные от науки», за роль и место человека в

17: Укус

17: УкусЯ сидел на крышке унитаза. Не помню точно, почему. Должно быть, я тогда был подростком, и, наверное, отец только что выкупал меня. Какова бы ни была причина, одежды на мне не было, и я был зол. Выдался плохой день – плохой не потому, что случилось что-то ужасное, а потому,

«Челюсти-3»: укус черепахи

«Челюсти-3»: укус черепахиЯ вам уже рассказывала, что у меня живет черепаха по имени Тортилья. Я к ней очень привязана, она мне заменяет собаку. Вчера я на нее жутко обиделась. Дело в том, что она меня… покусала.Иногда я кормлю Тортилью с чайной ложки. Ей это очень нравится

Мария Голованивская Укус софы

Мария ГолованивскаяУкус софыРассказ писателя NДевица одна, из дворянок, лет эдак пятнадцать назад рассказывала мне случай из ее детства, который чрезвычайно меня поразил. Чем, собственно? Разве мало видали мы душевных терзаний, в особенности со стороны детских, совсем

Змеи

ЗмеиГриша не боялся змей. Можно сказать, что он их даже любил. Он с удовольствием отправлялся из Баку в пустынные районы Западного Апшерона, чтобы половить змей. Со временем, изучив соответствующую литературу, он стал в них разбираться: уже мог отличить безобидного ужа от

Глава 2. Пират, адмирал, сэр Дрейк и тайна монаршей змеи

Глава 2. Пират, адмирал, сэр Дрейк и тайна монаршей змеиПрежде чем мы последуем за молодым британцем, будущим героем страны, на просторы Черного континента, проследим его родословный коктейль, отвечающий, как считают «посвященные от науки», за роль и место человека в

От биологии к истории

Но не слишком ли смелую трактовку выдвигает Деметер? В конце концов, это мы, современные люди, вооруженные всеми инструментами зоологической классификации, способны легко и однозначно отличить гадюку от полоза, а меланистическую форму от лейкистической. Может быть, Пьеро ди Козимо просто не отличал один вид от другого или вообще считал всех змей одинаково ядовитыми? Чтобы ответить на этот вопрос и со всей уверенностью заявить, что выбор художником полозов был осмысленным, необходимо обратиться уже не к биологии, а к истории и выяснить, какую роль змеи играли в жизни ренессансной Флоренции.

Тосканцы жили в перманентном страхе перед чумой, регулярно опустошавшей итальянские города. В 1348—1600 годах эпидемии чумы на полуострове вспыхивали 171 раз. Сам Пьеро ди Козимо пережил две вспышки и погиб во время третьей, в 1522—1524 годах. Страх перед чумой вернул популярность экзотическому античному снадобью, известному еще со времен Галена — териаку. Оно состояло из 50—80 компонентов, в том числе перца, мирры, акации, зверобоя, опиума, гиацинта, бобровой струи и смолотого в порошок змеиного мяса. Последний компонент, лишенный каких-либо фармакологических свойств (в отличие от опиатов), занимал до трети веса препарата. В средневековой медицине считалось разумным лечить подобное подобным, и мясо ядовитой гадюки должно было спасать жизни. Териак признавали панацеей, лекарством от всех болезней, и с XV века массово производили в городах Италии. Его приготовление переросло в ежегодный ритуал, начинавшийся в мае с отлова гадюк, торжественно выставляемых в стеклянных сосудах на витринах аптекарских лавок.

Приготовление териака (гравюра из средневекового медицинского кодекса)

Приготовление териака (гравюра из средневекового медицинского кодекса)

Главным источником териака со временем стала Венеция, на близлежащих холмах ежемесячно отлавливали до 800 гадюк. Такие масштабы потребления змеиного мяса указывают на увеличение популяций рептилий в Средние века. Как считают историки, ненависть церкви к котам и кошкам, как к помощникам ведьм, привела к истреблению этих животных, отчего сильно выросли популяции грызунов. Ликвидация из пищевой цепи кошек (которые охотились и на мышей, и на змей) помогла рептилиям расплодиться. Популярность териака привела также к возрождению античной профессии змеелова, ловца гадюк (oviperaio). Кроме профессиональных змееловов, гадюк аптекарям доставляли крестьяне, отлавливая их весной и осенью деревянными щипцами и сажая в огромные мешки.

Змееловы. Итальянская гравюра эпохи Возрождения

Змееловы. Итальянская гравюра эпохи Возрождения

Успехи Венеции в торговле териаком подстегнули конкуренцию со стороны других городов-государств Италии: к середине XVI века число зарегистрированных в специальной гильдии аптекарей во Флоренции дошло до одного на 1500 жителей, выше, чем в Венеции (один на 2422 человек). Живописцы Флоренции также с 1297 года формально подчинялись гильдии врачей и аптекарей, потому что именно последние продавали им краски. В аптекарских лавках художники не только приобретали нужные им вещества, но и обменивались сплетнями и другой информацией. Так что Пьеро ди Козимо был, скорее всего, хорошо осведомлен о разных видах змей. К тем же аптекарям он и обратился за рептилиями, пригодными в качестве моделей его живописи. И продавцы отлично понимали разницу между гадюкой и полозом: для териака годились только ядовитые змеи, готовили снадобье в присутствии контролеров и подмена гадюки на полоза стоила бы аптекарю немалых денег или даже потери лицензии.

Парадоксальным образом достать ужа или полоза Пьеро ди Козимо было гораздо сложнее — эти рептилии были никому не нужны и ими не торговали. Художник мог обратиться напрямую к змееловам или просто пойти в сад или рощу за пределами городских стен и поймать себе животных. Любовь к дикой природе выделяла его на фоне других мастеров Ренессанса. Вазари писал в жизнеописании ди Козимо: «Он… не позволял окапывать и подрезать плодовые деревья, мало того, давал винограду разрастаться так, что лозы стелились по земле, а фиги и другие деревья никогда не подстригались. Словом, он предпочитал видеть все таким же диким, каким он сам был от природы, заявляя, что вещи, созданные природой, следует оставлять на ее собственное попечение, не изменяя их по-своему. Он часто ходил наблюдать животных, или растения, или другие какие-либо вещи, какие природа нередко создает странно и случайно, и это доставляло ему такое удовольствие и такое удовлетворение, что он выходил из себя от восторга и столько раз повторял об этом в своих разговорах, что подчас, хотя слушать его было приятно, в конце концов всем надоедал». Живописец мог наблюдать змей в естественной среде обитания, любоваться ими и получать вдохновение для своих будущих картин.

Змея

Амбивалентный символ; змея символизирует мудрость (священное животное античной богини мудрости Афины-Минервы), живучесть, бессмертие, целительные силы (змея служила эмблемой греческого бога врачевания Асклепия), плодородие, домашний очаг, мужское начало — и одновременно эмблема коварства, зла, двуличия (ср. выражение «змеиный язык»), женское начало, дождь и воду вообще, смерть.

Во многих мифологических традициях змея — участник миротворения: ацтекский бог Исида и Гарпократ. Кецалкоатль превратился в змею, чтобы разорвать надвое хтоническое чудовище, плававшее в мировом океане и сотворить из его тела небо и землю; индийский змей Шеша держит на себе землю, равно как и скандинавский Йормунганд — «змей Мидгарда», то есть срединного мира и т. д.

Змея и дракон часто взаимозаменяемы, а в странах Дальнего Востока между ними вообще не делают различия. Безусловно, культ змей вырос из тотемизма, его породил и страх перед этими непонятными существами.

Символизм змеи многопланов. Она может олицетворять и мужское начало, и женское, и андрогенное (самовоспроизводиться). Это ярко выраженный фаллический символ, оплодотворяющая мужская сила, «муж всех женщин». Однако очевидные аналогии с пенисом и пуповиной (объединяющие в змее символы мужского и женского начал) не вполне объясняют почти универсальную символику змеи.

Как существо, убивающее змея, означает смерть и уничтожение; как существо, периодически меняющее кожу, — жизнь и воскресение. Свернувшаяся кольцами змея отождествляется с круговоротом явлений. Это и солнечное начало, и лунное, жизнь и смерть, свет и тьма, добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд, хранитель и разрушитель, возрождение духовное и физическое.

Змее посвящен шестой год двенадцатилетнего восточного календарного цикла (китайского, корейского, японского). Она является символом мудрости. Свернувшаяся кольцом змея, кусающая свой хвост, — символ вечности.

Двойственность символизма змеи.Символика защиты и разрушения, объединяющая все мифы о змеях, показывает, что змея имеет двойственную репутацию, является источником силы, если ее правильно использовать, но потенциально опасна и часто становится эмблемой смерти и хаоса, так же, как и жизни. Она может быть как символом добра, так и символом зла. Такая двойственность символики, заставляющая балансировать между страхом и поклонением, способствовала тому, что змея предстает то в образе прародителя, то в образе врага, считается то героем, то монстром.

Практически во всех гностических школах змий понимался или как символ Высшего мира, или как хаотическое начало (сын Яллаваофа). Но иногда змий одновременно являлся символом благого и злого, хотя эти два образа его резко разделяются. То же наблюдается и в наше время в странах Востока и у других народов.zvoSpD8PsR3RcqRG_vNm0ytogSCXwJCweS5uR7beInomKN6kLG0Ek78I8wb5kP_90PXJzNPxMZtagF0pVtySCg

Положительная символика.Пример положительной символики змеи — понятие кундалини: символ внутренней силы, психической энергии, змееподобный клубок жизненной энергии, дремлющей в основании позвоночника. Энергию кундалини называют «змеиной силой». Иногда ее изображают в виде свернувшейся змеи с головами на обоих концах. В тантризме две змеи, обвившие центральный столб, — древний герметический символ, который иллюстрирует основное положение эфирной физиологии: восходящие змеиные энергии порождают вихрь энергии, преображающей всего человека.

Изображения змеи, прибитой к кресту, которые встречаются в средневековом христианском искусстве, стали символом воскресения и превосходства духа над плотью. В религии друидов, первобытных обитателей Европы, культ змеи играл настолько важную роль, что вожди имели почетный титул «змий». Каждый, вступавший в священный сан друида, должен был произнести культовую формулу: «Я есмь друид, я есмь строитель, я есмь пророк, я есмь змий».zvoSpD8PsR3RcqRG_vNm0ytogSCXwJCweS5uR7beInppNiV5blDWN4jao1f1XvZqN2-caRrW9gQKDotSEv7NGg

У ассирийцев змей был символом жизни (на ассирийском и арабском языках слово «змея» происходит от корня «жить»).

В Древнем Египте змея — символ Солнца и самого Озириса, а также символ небесной реки. Известно также изображение Изиды, где верхняя часть тела — человеческая, а нижняя — змеиная. Почитаемые в Древнем Египте Амон и Атон были богами-змеями. Кроме того, змея — победительница врагов фараона, испепеляющая их своим огнем. Олицетворением этого является так называемый урей, или «диадема фараона», — защитная эмблема высшей власти. В широком смысле урей (буквально — «змей») — змея, обвившаяся вокруг солнечного диска (Гора), или кобра с львиной головой. Это священный символ солнечного покровительства в Египте. Он служит украшением головного убора Озириса и ряда других божеств. Эзотерически урей символизирует посвящение и приобщение к сокровенной мудрости, что всегда связано с изображением змеи. Эзотерические таинства посвящения именовались «змиями» (что вызывает в памяти евангелическое выражение: «Будьте мудры, как змии»).

В античном мире считали, что отцами некоторых мифических богов и героев были змеи (включая Александра Македонского, о котором говорили, что его зачал Зевс в облике змеи). В греческой мифологии Кадм, основатель Фив, сеял зубы змея-дракона, из которых потом выросла фиванская знать. В Элиде особым почтением пользовался Сосиполис, «Спаситель Мира», «божественное дитя», которое до рождения явилось в образе змеи. Змея же являлась необходимым атрибутом божественного творца мира и жизни. В Индии Шива известен под многими именами, в том числе его называют и царем змей. Среди многих изображений аватар Вишну наиболее известно то, где он лежит как бы в полусне на извивах мировой змеи Ананты, а у его ног восседает его супруга Лакшми, богиня красоты и счастья. В легенде о Кришне Калейени (служитель богини Кали) является царем змей, а жена царя Каисы, Низумба, называется «дочерью змеи». Патанджали, автора сутр, йоги называли «божественной змеей». Вообще в изображении индийских божеств почти всегда присутствуют змеи. В этой стране змеи почитаются гениями небес, а встреча змеи на дороге приносит счастье. Кроме того, и в Индии, и в некоторых других регионах змеи часто оказываются хранителями святынь, источников воды и сокровищ. Эта традиция связана с символикой плодородия, присущей змее, и с поверьем, что драгоценные камни — это застывшая слюна змей.

На островах Самоа божество Савевзиумо символически представляется человеком, нижняя часть тела которого — змеиная: человеческая часть соответствует трансцендентному миру, а змеиная — эмпирическому. Своим бесконечным протяжением, охватывающим все острова океана, змея символизирует вездесущность божества. В китайском фольклоре существует легенда, что змеи вознаграждают добродетельных людей жемчужинами. Японский император носит титул «Ми-кадо», что значит «сын змеи», ибо ему приписывается происхождение от небесного змея.

Народ Nahuas, который наряду с майя создал одну из древних цивилизаций в доколумбовой Америке, называл себя «людьми змеиной расы». Империя Xibalba была известна под названием царства змей. Гумбольд рассказывает, что в Мексике в торжествах, игравших роль христианских мистерий, эмблемой прародительницы людей являлась змея. Эта прародительница человечества носила имя Ци-хуа-Кохуатль, что буквально означает «женщина со змеей». Вообще же культ змей повсеместно распространен по берегам Миссисипи и в Центральной Америке, причем обращает на себя внимание сходство встречающихся здесь изображений с индийскими.

Были мифические змеи и другого рода. Оказывается, существовали змеи, которые жили у знахарей и знахарок. Желающие могли их «либо вывести из петушиного яйца», либо купить. Эти змеи продавались, потому что никто не имел права держать их более трех лет. Считалось, что они приносят богатство. И в то же время народ не очень верил, что богатство можно нажить таким легким путем. Поэтому в легенде есть любопытная оговорка: богатство-то они могут принести, но небольшое, иногда даже не очень заметное.

Негативная символика.Если рассматривать пугающую часть символики змеи, то она — явный прообраз драконов и морских змей (западный фольклор) или змее-подобных гибридов, таких, как в греческой мифологии дети Ехидны (Гидра, Химера) и змеехвостая собака из преисподней (Цербер), символизирующих множество опасностей, подстерегающих человека в жизни. Укус ядовитой змеи стал причиной смерти Эвридики, жены Орфея. Она попала в загробный мир, где змеехвостый Минос судил мертвые души. Поэтому убийство змеи считалось подвигом, особенно если расценивалось как символ борьбы с властью отцов и старейшин — как в легенде о Геракле (Геркулесе), который, будучи еще младенцем, задушил двух змей, а позже победил лернейскую гидру. Чтобы установить свой культ в Дельфах, Аполлон должен был убить Пифона — дракона, вскормившего ужасного монстра Тифона. В Египте первым подвигом выросшего Гора было убийство змея. С другой стороны, душа каждого умершего должна сражаться со змеей Апопи и победить ее или погибнуть.

В Индии кровожадная богиня Кали была наполовину женщиной, наполовину змеей. Первый подвиг юного Кришны — победа над гигантским змеем, хотя это всего лишь символическое повторение победы Вишну над змеем Калинаты.

Птицы, ассоциирующиеся со светом, такие как орел, сокол или легендарная Гаруда в Индии, часто изображались убивающими змей, как и многие боги и герои.

В иранском зороастризме змея — одно из самых дурных предзнаменований, предвещающее появление сатаны, также она символизирует тьму зла. Ариман свергнут небесами на землю в виде огромной змеи.

В тибетском буддизме «зеленой змеей» называется один из трех основных животных инстинктов, присущих человеку, — ненависть.

Китайский гений зла, возгордившийся перед Всевышним, Тши-Сеу, есть, в свою очередь, гигантский змей. Змея — одно из пяти вредных животных в Китае, хотя иногда предстает и в положительных ролях. Демон японцев — тоже змей, восставший из гордости против бога. В Японии существует сказание о героической победе над змеей юноши Иомато.

В германской мифологии Тор и Беовульф убивали змей-драконов, но и сами погибли, сраженные ими. У германцев в «Песне о нибелунгах» подвиги Зигфрида начинаются победой над драконом — Фафниром. В скандинавской мифологии старший сын бога огня Локи — олицетворение зла, представляет собой змея, стремяще-гося обвить мир смертоносными кольцами и ядом погубить все живое. В западном фольклоре символизм змеи по большей части отрицательный. Причина этого — в ее раздвоенном языке, заставляющем предполагать лицемерие и обман, и яде, приносящем неожиданную и мгновенную смерть. Змею обвиняют в том, что из-за нее люди потеряли Божий дар вечной жизни, ссылаясь при этом не только на историю Адама и Евы, но также и на вавилонский «Эпос о Гильгамеше», герой которого прошел огромное расстояние, чтобы найти волшебное растение, возвращающее молодость, а когда нашел — его тут же украла змея.

Иудейская и христианская традиции представляют змея как врага и даже идентифицируют его с сатаной. Поэтому в западном искусстве змея стала основным символом зла, греха, искушения, обмана. Ее изображают у подножия креста в качестве эмблемы первородного греха: в сценах искушения Христа, а также под ногой у Девы Марии. Апостол Иоанн изображается с чашей, вокруг которой обвилась змея, в память о том, что его хотели отравить, яд не подействовал, поскольку Иоанн перекрестил чашу. Святой Георгий Победоносец, скачущий на коне и поражающий копьем змея, является покровителем Москвы.

Когда израильтяне в своем долгом пути к «земле обетованной» возроптали против Моисея, Бог йаслал на людей свирепых ядовитых змей. Когда же израильтяне покаялись, Бог приказал Моисею сделать медную змею и поднять ее высоко на знамени, чтобы, «если кто был искусан и глянул на нее, остался бы жив».

Согласно Тертуллиану, знаменитому древнеримскому богослову, ранние христиане называли Христа «Змеей добра»; в искусстве медная змея напоминала о словах Христа: «Сын Человеческий может вознестись на небо, как Моисей поднял змею в пустыне».

В средневековой Европе убийство гадюк считалось богоугодным делом. Змеи были непременным атрибутом колдуний, ведьмовские зелья включали в себя некоторые части змей. В сказках распространена такая аллегория: злые слова, ругательства, превращаются в змей, падающих изо рта. Легенды о многоголовых змеях, о чудовищном Тифоне, с которым Зевс вел долгую и упорную борьбу, породили сказки о змеях-горынычах, с которыми сражаются доблестные богатыри, отрубая одну голову за другой. В русских народных сказках образ змеи возник гораздо позднее, во времена татаро-монгольского ига, и символизировал «поганище» — врага.zvoSpD8PsR3RcqRG_vNm0ytogSCXwJCweS5uR7beInomKN6kLG0Ek78I8wb5kP_9J1CXmS9ODaA4pMSE8n5EOQ

Космогоническая символика змеи.Змея в представлениях людей является в первую очередь магическим символом сил, породивших жизнь, иногда она изображала самого Бога-создателя.

Образ змеи, охраняющей отложенные ею яйца, ассоциируется с огромной змеей, обвившей весь мир и поддерживающей его или помогающей земному диску плавать в окружающем его Океане. Так, индуистский бог-создатель Вишну опирается на кольца огромной змеи Ананты (Шеши). Богиня Индра убивает змею хаоса Врит-ру, освободив плодотворные воды, которые та охраняла. Огромная змея землетрясений Васуки помогла при пахтании моря, из которого была освобождена земная твердь. В африканских мифах радуга-змея, хвостом упираясь в воды загробного мира, головой достигает небес. В скандинавских мифах огромная, непредсказуемая змея бури Мидгард держит мир в своих объятиях. Голова змеи венчает носы кораблей викингов — это имело как защитное, так и устрашающее значение. В Южной Америке затмения объясняли тем, что Солнце или Луну проглатывает гигантский змей. Согласно древнеегипетскому мифу, барке, на которой Солнце путешествует каждую ночь по царству мертвых, угрожает змея Апеп, и необходима помощь еще одной змеи, чтобы барка Солнца утром смогла появиться над горизонтом. В Мексике Кецалькоатль, ацтекский вариант божественной змеи-птицы, которая встречается в фольклоре повсюду в Южной и Центральной Америке, объединяет в себе силы земли и неба.

Многообразие символики змеи объясняется тем, что она находится в постоянном контакте с силами земли, вод, тьмы и загробного мира — одинокая, хладнокровная, скрытная, (образ змеи, часто ядовитая, стремительно передвигающаяся без ног, поддерживающей мир) способная проглатывать животных во много раз больше себя и омолаживаться, сбрасывая кожу. Форма тела змеи, так же как и другие ее характеристики, порождает множество сравнений: с волнами и холмистой местностью, равнинными реками, виноградной лозой и корнями деревьев, радугой и молниями, спиралевидным движением космоса. В конце концов змея стала одним из самых широко распространенных анималистических символов. Огромных размеров змея изображена на 400-метровом Великом змеином кургане в Огайо.

По преданиям догонов, бог-создатель Амма породил двух близнецов Номмо — полулюдей-полузмей, а те дали начало человеческому роду. Один из Номмо был кузнецом. Предки догонов, согласно поверьям, могли превращаться в змей и обладали бессмертием, но после грехопадения их души долго не могли найти успокоения. Оракул, вырезавший из дерева большую змею, дал им место пристанища и отдохновения.

В племени дагомея почитают божественного змея Дангбе, в котором видят символ радуги, движения небесных тел и провозвестника дождей.

Змея в мировосприятии африканских народов символизирует не только небесную, божественную природу, но и демонические силы.

На острове Бали существуют силы, посвященные водяным змеям. В древнеба-лийской рукописи черепаха Бедавант, основа мироздания, была обвита двумя змеями.

У народов Тропической Африки змеи воплощают идею бессмертия, поскольку при линьке меняют кожу, то есть оболочку физического существования.

Оуробор (Ороборо) — змея, кусающая себя за хвост, — символ не только вечности, но и божественной самодостаточности.

Родовой символизм змеи.Змеи часто встречаются и как родовые предки (тотемы) в африканских и североамериканских легендах, а также в Китае, где На Гуа и Фу Кси были змееобразными богами-прародителями, а змеи, живущие в доме, согласно поверью, были духами предков и приносили удачу.

Змея как символ мудрости.Тотемный символизм в сочетании с верой, что змеи знают тайны земли и способны видеть в темноте, наделяют змей мудростью или даром прорицания. «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», — сказал Христос своим ученикам (Евангелие от Матфея, 10:16). Греческое слово «дракон» (которым не только называется монстр, но которое означает также и «змея с пронзительным взглядом») этимологически связано со зрением. В искусстве змея — атрибут богини мудрости Афины (Минервы) и аллегорической фигуры Благоразумии, означающий дар предвидения. Согласно легенде, троянская прорицательница Кассандра была обязана своим талантом священным змеям Аполлона, которые лизали ей уши, когда она лежала в его храме.

Змея в культах плодородия.Змей, обвившийся вокруг запретного дерева в раю, — сюжет, имеющий множество параллелей в фольклоре. В древнегреческом мифе змея охраняет золотые яблоки Гесперид, а также дерево, на котором висит золотое руно. Дерево и обвившая его змея — эмблема ближневосточной богини плодородия Иш-тар. Как подтверждают и многие другие изображения богинь земли, держащих фаллосоподобных змей (символы плодородия), эти животные играли весьма важную роль в земледельческих культах Средиземноморья и Ближнего Востока. Об-ряды инициации в честь малоазиатского бога Сабазия имитировали проход змеи через тело служителя культа. Змеи, опутывающие ноги и руки сатиров в сценах вакхических празднеств, напоминают об античных ритуалах в честь богов плодородия, а также о виноградной лозе. Змеи характерны и для семитских культов плодородия, где использовались в сексуальных обрядах, приближающих приход бога.

Змея, алхимия и цёлишльство.Змея, обвившаяся вокруг жезла, — алхимический символ Философского Меркурия в его первичном состоянии. Жезл — сера, поглощенная Меркурием.

Змея часто используется как символ целительства и медицины. Это частично объясняется древним поверьем, что змея сбрасывает кожу для возвращения молодости и владеет секретом вечной жизни. Согласно мифологии, Гермес (Меркурий), посланник богов, получил кадуцей — крылатый посох, обладающий силой примирять противников, и, когда он решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями, они немедленно обвили посох, в мире между собой. Змеи, обвившие кадуцей, символизируют взаимодействие противоположных сил. Карл Юнг считает их эмблемой гомеопатической медицины, основное положение которой можно сформулировать как «лечение подобного подобным».

Змея, обвивающаяся dокруг сучковатого посоха, является эмблемой греческого бога врачевания Асклепия (Эскулапа), который, как считается, мог даже воскрешать мертвых.

Как посох Асклепия, так и кадуцей используются в геральдике для обозначения принадлежности к медицине. Змея, обвившаяся вокруг чаши, — символ совре-менной медицины.

Гадюка.

Подобно всем змеям символизирует коварство и зло. Как один из четырех ликов дьявола, согласно святому Августину, гадюка «есть грех», особенно зависть. Считается, что она завидовала счастью Адама и Евы в Эдеме.

Кобра.

Власть змеи в более опасном ее выражении символизируется как в Индии, так и в Египте поднявшейся вертикалъно и распустившей капюшон коброй. В Индин кобры-божества (наги) считаются священными, являются символами защиты. Как рассказывает легенда, время своих странствий Будда так измучился, раскаленной пустыне, что упал без сил. Проползавшая миимо кобра раздула свой капюшон и прикрыла им Будду от смертоносных палящих лучей Солнца, как зонтиком ( В последствии Будда изображался сидящим под укрытием кобры с семью капюшонами). Очнувшись в тени, Будда в знак благодарности прикоснулся к змее двумя пальцами, и следы от пальцев (два круглых пятна, похожие на очки) остались у нее навсегда.

Индийская кобра часто изображается с самоцветами на капюшоне, что символизирует духовные ценности. Кобра также символизирует беспокойство и страх.
источник

Комментарии

Посетители, находящиеся в группе

Гости

, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облик Уаджет

Основная часть истории Древнего Египта, что известна нам, рассказывает о временах объединённого государства. “Правитель Верхнего и Нижнего Египта”, – именно так говорили о фараонах. 

Однако у каждой части державы была своя богиня-покровительница. Божеством Нижнего Египта являлась кобра Уаджет. Впрочем, её изображали не только рептилией, но и человеком. 

В древних текстах нередко упоминается фраза “Две Госпожи”, что означает двух могущественных покровительниц – Уаджет и Нехбет (богиню-сокола Верхнего Египта). Они были объединены общей целью – защитой страны и, конечно, самого фараона.

Как я уже сказала, на древнеегипетских фресках Уаджет предстаёт перед нами как в змеином, так и в человеческом обличье. Её можно назвать скромной богиней, поскольку изображения Уаджет встречаются гораздо реже, чем, например, Исиды или Бастет. Обязательный отличительный знак богини – красная корона Нижнего Египта, дешрет. 

Также священным цветом Уаджет считался зелёный, что олицетворял силы созидания и плодородия. Считалось, что родиной богини-змеи была дельта Нила. Очень часто на древних рисунках можно увидеть её в облике приготовившейся к атаке кобры, часть тела которой опускается в воды Нила, как раз в том месте, где река разветвляется на несколько притоков.

В Древнем Египте фараоны считались земным воплощением богов. Однако даже божественная сущность нуждалась в защите. Именно её и обеспечивали “Две Госпожи”. С самых первых правящих династий Уаджет воплощала силы справедливой кары врагов царя и его главную защитницу. 

В мифах, что упоминают Уаджет, чувствуется особое почтение египтян к этой богине. Но когда же появился её культ? Ответить на этот вопрос невозможно. 

Исходя из преданий и исторических сведений, создаётся впечатление, что Уаджет поклонялись всегда. Я думаю, она принадлежит к самым древним египетским божествам, вера в которых появилась ещё в незапамятные времена.

Кобра Уаджет присутствует на древнем оберегеКобра Уаджет присутствует на древнем обереге

Читайте также

15. Оперенный змей

15. Оперенный змейЗакончив все, что было определено правилом, дон Хуан со своей партией воинов были готовы к своей конечной задаче – покинуть мир повседневной жизни. Все, что оставалось Горде, другим ученикам и мне – это быть свидетелями их ухода. Оставалась только одна

2. Крест «Египетский иероглиф Анкх»

2. Крест «Египетский иероглиф Анкх»Древнеегипетский крест. Символ жизни. Подробнее об этом богатом символе читайте в разделе «Анкх».Египетский

Египетский эксперимент

Египетский экспериментПриблизительно 12,5 тысяч лет назад путешественники во времени из различных периодов будущего навещали древних египтян, передавая им различные технологические и духовные знания.В Древнем Египте, как и во всем Древнем Мире (Индия, Китай, Греция, Рим

Письмо 22 Змей вечности

Письмо 22Змей вечностиЯ хочу сегодня говорить с вами о вечности. Пока я не перешёл сюда, я никогда не мог уловить этой идеи. Я мыслил в границах месяцев, годов и столетий. Теперь же я вижу полное протяжение круга. Вхождение в материю и исхождение из неё есть не более чем

Глава 4 ЕГИПЕТСКИЙ ПОСВЯЩЕННЫЙ

Глава 4ЕГИПЕТСКИЙ ПОСВЯЩЕННЫЙМного веков утекло с тех пор, как египетский жрец-царь прошел между колоннами Фив. За много веков до того, как Атлантида ушла под воду, и за несколько тысячелетий до начала христианской веры Египет был страной великих истин. Империей,

КАЛИОСТРО И ЕГИПЕТСКИЙ РИТУАЛ ФРАНКМАСОНСТВА

КАЛИОСТРО И ЕГИПЕТСКИЙ РИТУАЛ ФРАНКМАСОНСТВАВсякий раз, когда исторические события безнадежно запутываются и разобраться в них становится весьма затруднительным, историки испытывают непреодолимое желание искать спасения в респектабельности традиции. Выдающимся

Жертвоприношение змей[1]

Жертвоприношение змей[1]Нет ничего страшнее материнского проклятия, и поэтому, когда мать змей прокляла свое непослушное потомство, сползлись исполненные мудрости змеи отовсюду на великий совет, чтобы решить, нет ли средства для предотвращения гибели змеиного рода.Уже

Руру и мудрый змей

Руру и мудрый змейВот что случилось с первейшим из мудрецов — Стхулокешей, совершавшим на благо всему живому подвиги на берегу реки.Прельщенный красотою апсары Менаки, вступил он с нею в связь. Она же в положенное время родила и удалилась. И лежала в камышах девочка, сияя

Египетский эгрегор

Египетский эгрегорК этому эгрегору относятся имена, корни которых уходят в культурную традицию Древнего Египта. У нас очень мало египетских имен: Изида (Исида — египетская богиня земледелия), Таисия («принадлежащая Исиде»), Сидор (Исидор), Исидора (Айседора), Серапеон

Змей-благодетель

Змей-благодетельЗмей — поглотитель и пожиратель — это одна ипостась, другая его ипостась — змей-благодетель. Мы уже отметили с вами: жизнь пожирает год за годом, и она же поглощает вину, то есть дарит мудрость.Когда она дарит? Когда отдаёшься жизни, доверяешь себя ей.

Египетский бог плодородия Апис

Египетский бог плодородия АписЕсли в имени Апис переставить букву А в конец, как и в имени Апоп, то получится Писа — уд — член. Уд/член/фаллос зарождает жизнь, поэтому его и почитали как бога плодородия. Поклонение члену/фаллосу было очень широко распространено в Древнем

Египетский устав Калиостро7 Жерар Галтье

Египетский устав Калиостро7Жерар ГалтьеГлавным, реальным или мифическим, основателем уставов египетского масонства, а также многих розенкрейцерских течений, остается граф Алессандро Калиостро (подлинное имя – Джузеппе Бальзамо, 1743—1795), который основал 24 декабря

Египетский плен израильтян

Египетский плен израильтянКогда начались систематические раскопки в Египте, сразу всплыл важный вопрос о возможности открытия материалов, которые подтвердили и проиллюстрировали бы библейские повествования о египетском плене израильтян и об исходе из Египта.

Не змей-искуситель, а змей-предсказатель…

Не змей-искуситель, а змей-предсказатель…Сильнейшее землетрясение, произошедшее 2 февраля 1556 года, китайцы ждали еще за месяц до его возникновения. Ориентируясь на приметы, китайские провидцы предсказывали, что центральные районы Китая «свалятся в бездну». Одной из

Что мы знаем о смерти Клеопатры?

После того как римские войска разгромили египетскую армию в битве при Акциуме, Антоний и Клеопатра отступили в Александрию.

К концу июля 30 года до н. э. войска Октавиана достигли Александрии, и Клеопатра отступила в свой мавзолей. Услышав сообщение, что она умерла, Антоний зарезал сам себя. Его люди отнесли его к Клеопатре, и он умер у нее на руках. По словам Плутарха, 9 августа один из членов штаба Октавиана тайно предупредил Клеопатру, что генерал через несколько дней собирается уехать в Рим и взять с собой Клеопатру и ее детей. На следующий день Клеопатра заперлась в мавзолее с двумя служанками, Ирасой и Хармионой, и послала записку Октавиану, который к тому времени уже находился в Александрии, вероятно, во дворце царицы.

Вскрыв записку Клеопатры, в которой она просила похоронить ее рядом с Антонием, Октавиан немедленно послал своих людей на разведку. Когда они выломали дверь мавзолея, то обнаружили, что Клеопатра лежит безжизненная на золотом ложе, а двое ее служанок умирают рядом с ней. Ей было 39 лет.

Семья Уаджет

Отношения Уаджет с другими богами очень интересны. Непростой является связь богини с Ра, верховным богом-творцом древних египтян. В текстах её часто называют “дочерью Ра”, однако это может свидетельствовать не только о кровном родстве. Поскольку солнечный Ра был создателем всех божеств, людей и прочих живых существ, то и Уаджет являлась его творением. 

О семье богини упоминается редко, но некоторые предания говорят, что у неё было двое мужей – Гор и Мин. Первый был светлым богом-соколом, великим воином и победителем. 

Второй, Мин, являлся покровителем сил плодородия и продолжения рода. И здесь я замечаю занимательный нюанс. Бог Мин считался одним из воплощений Амона, который, в свою очередь, отождествлялся с Ра. Выходит, Уаджет была и “дочерью”, и супругой Ра.

Думать как искусствовед

Вероятно, личный опыт натуралиста и продиктовал Пьеро ди Козимо выбор полоза в качестве офидической модели для портрета Симонетты Веспуччи: естественная грация, вытянутые и извилистые линии тела животного идеально дополняют образ ожерелья девушки. И во второй картине яркая, пестрая, переливающаяся змея фактически образует автономный портрет, оттеняющий приглушенное, в мягких тонах изображение апостола.

Любой историк искусства решает трудную задачу: при отсутствии документально засвидетельствованных замыслов и планов художника очень нелегко уверенно сказать, что именно тот стремился выразить своим произведением. Но исследование Деметера образцово демонстрирует метод работы искусствоведа — от смутной неудовлетворенности существующими трактовками к естественнонаучному анализу. Истина зоологической классификации (гадюка или полоз) становится архимедовым рычагом, опираясь на который ученый переворачивает весь смысл картины. Однако опереться на рычаг можно, лишь встав на твердую почву, а ее дает только историческое исследование о связи мира художников и мира змей в ренессансной Флоренции.

Уаджет – великая защитница

Мифы об Уаджет переносят нас в эпоху становления Древнего Египта, к самым истокам формирования верований египтян. Неслучайно богиню-кобру считали супругой могущественного Гора, ведь именно о нём рассказывает главная легенда, где фигурирует Уаджет. 

Юный Гор стремился наказать своего дядю Сета, что сверг и убил его отца, правителя Египта Осириса. В долгом противостоянии сложно было определить, кто сильнее. Преимущество было то на стороне Сета, то у Гора. Однако коварный Сет знал о слабом месте бога-сокола. 

Во время битвы он выколол глаз бога, из-за чего тот лишился своей силы. Я думаю, это могло бы стать роковой потерей для Гора, но на помощь ему пришла верная защитница Уаджет. 

Богиня превратилась в Око Гора, знаменитый египетский символ-оберег в виде глаза. Получив снова способность видеть, бог одержал победу над Сетом. В этом предании есть и отчасти скрытый смысл. В Египте фараоны звались воплощением Гора, и именно их охраняла от зла и врагов кобра Уаджет.

Это было самоубийство?

Однако истина остается нераскрытой. Возможен и следующий вариант развития событий.

Те немногочисленные источники, которые раскрывают нам историю смерти Клеопатры, основываются на показаниях самого Октавиана. Поэтому он также попадает под подозрение, как предполагаемый убийца.

У него определенно был мотив, поскольку харизматичная царица представляла потенциальную угрозу его господству в Египте.

Смерть Клеопатры. Художник Жан-Андрэ Риксан (1874 г.)Смерть Клеопатры. Художник Жан-Андрэ Риксан (1874 г.)

Смерть Клеопатры. Художник Жан-Андрэ Риксан (1874 г.)

Приказал ли Октавиан убить Клеопатру и ее служанок — неизвестно. Однако стоит отметить, что после смерти царицы Октавиан приказал своим охранникам выследить и убить Цезариона, сына Клеопатры и Цезарем, чтобы снять любой вопрос о преемнике египетского трона.

То, что на самом деле произошло в том мавзолее, Плутарх, возможно, описал лучше всего : «Правда об этом деле никому и никогда не будет известна».

Интересно? Хочешь больше узнать интересных фактов и историй ?

Тогда ставь большой палец вверх, оставляй комментарий, делись ссылкой в социальных сетях и подписывайся наканал!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...