ФЗ о животном мире: основные положения и суть закона

ФЗ о животном мире: общие и некоторые важные положения, использование животного мира, внесенные изменения в закон 52

Общие положения закона о животном мире

Федеральный закон № 52 «О животном мире» вступил в силу 24.04.1995.

Главной задачей нормативного документа является урегулирование правоотношений в сфере использования животного мира, его охраны с целью сохранения разнообразия и развития для обеспечения стабильности генофонда и защиты его как основополагающей составляющей окружающей природной среды и экологии.

Закон представлен 61 статьей в 10 главах, регулирующих следующие вопросы:

  • № 1 — регламентирует цели и задачи нормативного документа, правовую базу, а также права и обязанности субъектов правоотношений в сфере охраны животного мира;
  • № 2 — определяет особенности государственного регулирования в сфере защиты и использования объектов фауны;
  • № 3 — регламентирует порядок проведения мероприятий, направленных на охрану животного мира и среды обитания его представителей;
  • № 4 — содержит положения, касающиеся прав и статуса лиц, уполномоченных на выполнение охранных функций фауны;
  • № 5 — устанавливает регламент и ограничения использования ресурсов животного мира;
  • № 6 — регламентирует традиционные методы охраны и использования объектов животного мира;
  • № 7 — регулирует экономические аспекты охраны и использования объектов животного мира;
  • № 8 — посвящена ответственности за нарушения положений действующего законодательства в сфере охраны и пользования объектами животного мира;
  • № 9 — регламентирует порядок применения международных норм;
  • № 10 — заключительные положения, а также порядок вступления Закона в силу.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире»

Документ

  • Постановление от 17 сентября 2013 года №814

Документ подготовлен Минприроды России в соответствии с Федеральным законом «О животном мире».

Статьей 33 Федерального закона от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире» было установлено, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии.

Федеральными законами от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен иной порядок пользования водными биологическими ресурсами и охотничьими ресурсами, при этом внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «О животном мире».

Так, пользование объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты, осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Объекты животного мира, отнесённые к объектам рыболовства, предоставляются в пользование в соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесённых к объектам рыболовства, в пользование, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 года №765. Добыча объектов животного мира, не отнесённых к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 Федерального закона «О животном мире».

В связи с этим постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 года №1574 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира» признаётся утратившим силу как не соответствующее действующему законодательству.

Некоторые важные положения Федерального закона «О животном мире»

Предлагается рассмотреть несколько ключевых норм Закона, чтобы иметь представление о предмете регулирования, субъектом и объектном составе, а также правомочиях участников правоотношений в сфере использования и охраны животного мира.

Права граждан и юридических лиц, а также их участие в охране животного мира

К субъектам правоотношений в сфере пользования и охране природной фауны относятся:

  • физические и юридические лица;
  • общественные организации и объединения;
  • религиозные организации.

Нормативно вышеуказанным субъектам предоставляются следующие права:

  • получать сведения от государственных органов власти, если иное не установлено законодательством РФ;
  • инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу;
  • осуществлять общественный контроль;
  • реализовывать мероприятия, направленные на охрану животного мира и его естественной среды обитания;
  • способствовать проведению государственных программ.

Государственные органы власти при реализации вверенных полномочий в сфере охраны и использования объектов животного мира обязуются принимать во внимание предложения и рекомендации субъектов рассматриваемых правоотношений.

Статья 4

В данной норме регламентируется право государственной собственности на объекты животного мира. Следует понимать, что весь животный мир, находящийся в пределах границ Российской Федерации является государственной собственностью.

Другими словами, законодательно закреплено суверенное право собственности государства.

Любые правоотношения, возникающие в сфере использования или охраны объектов животного мира, не могут обходиться без прямого участия представителей федеральных и региональных органов власти.

Закон допускает в отношении объектов животного мира заключение сделок, предметом которых является:

  • купля-продажа;
  • передача в залог;
  • иные соглашения при непосредственном участии органов государственной власти.

Порядок использования объектов животного мира регламентируется, в том числе, положениями гражданского законодательства в той части правоотношений, которые не урегулированы настоящим Законом.

Важно! Представители фауны, изъятые из естественной среды обитания, могут быть переданы в частную, государственную или муниципальную собственность.

Статья 21

Государство может ограничить, приостановить или полностью запретить пользование определенными объектами животного мира в целях его сохранения и воспроизводства на территориях или акваториях, либо в течение определенного периода времени.

Статья 22

Норма закрепляет способы и методы сохранения естественной среды животного мира.

Статья регламентирует, что осуществление любой деятельности, сопряженной с внедрением в среду обитания фауны, должно быть в четком соответствии с требованиями действующего законодательства.

Деятельность, связанная с непосредственным использованием представителей животного мира, не должна вредить им, а также наносить ущерб сельскому и прочим хозяйствам.

При возведении зданий и сооружений в зоне естественного обитания фауны, а также при организации мест массового отдыха, в обязательном порядке требуется проведение мероприятий, направленных на сохранение животного мира.

Компания или организация, осуществляющая охранную деятельность животного мира, обязуется обеспечить неприкосновенность вверенных территорий.

При сооружении железной дороги, линий электропередач, связи и иных технологических конструкций в пределах территории обитания представителей фауны, необходимо обеспечение и сохранность путей естественной миграции определенных видов животных.

Кроме того, необходимо проведение работ, обеспечивающих защиту территорий сосредоточения представителей животного мира в зимние периоды (зимовки), а в естественной зоне обитания особо редких видов фауны запрещается ведения хозяйственной деятельности.

Статья 31

Данная статья регламентирует правомочия должностных лиц, на которых возложена ответственность за обеспечение охраны природы.

Закон предоставляет следующие полномочия:

  • контроль за наличием документов у граждан, осуществляющих деятельность в местах естественного обитания представителей фауны;
  • фиксация правонарушений, а также привлечение к административной ответственности;
  • проведение досмотра лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения;
  • реализация мер по изъятию запрещенных предметов, а также представителей фауны, запрещенные к извлечению из естественной среды обитания;
  • должностные лица, в рамках и порядке, установленном действующим законодательством РФ, вправе применять оружие, а также меры физического воздействия в случае возникновения обоснованной необходимости.

Рассматриваемый Федеральный закон регламентирует правомочия различных структур в системе органов государственной власти в сфере охраны и использования животного мира.

Статья 55

Нарушение действующего законодательства в сфере использования и охраны животного мира приведет к привлечению к ответственности как административной, так и уголовной.

Статья 56

Субъекты правоотношений в сфере использования и охраны фауны, нанесшие ущерб объектам животного мира, их естественной среде обитания, возмещают причиненный вред в добровольном или принудительном порядке в размере, определенном по результатам проведенных подсчетов с применением такс и методик исчисления ущерба животному миру. При их отсутствии — согласно фактическим затратам на возмещение нанесенного вреда.

Если предотвращение ущерба сельскому, водному или лесному хозяйству невозможно, нанесенного в результате жизнедеятельности фауны, то убытки компенсируются из средств фондов экологического страхования при условии, что пользователь имеет членство в таком фонде.

Статья 57

Споры, возникающие в сфере охраны и использования объектов животного мира и их естественной среды обитания, разрешаются в судебном порядке, установленным действующим законодательством РФ.

Использование животного мира

Закон предусматривает следующие способы использования животного мира:

  1. Охота;
  2. Рыбалка;
  3. Исследовательская деятельность;
  4. Культурно-просветительное и эстетическое воспитание;
  5. Извлечение пользы от жизнедеятельности животного мира. Способ применяется, как с изъятием представителей фауны из естественной среды обитания, так и без такового.

Внимание! Перечень объектов животного мира, допустимых к извлечению из природной среды, определяется уполномоченными в сфере контроля и защиты органами государственной власти.

Последние изменения в законе

Относительно недавно, а именно 03.07.2016 были внесены изменения в Закон, в соответствии с которыми претерпел корректировок второй абзац статьи 32.

Норма предусматривает обязанность граждан и юридических лиц предоставлять документы, подтверждающие право на ношение огнестрельного оружия, а также разрешение на охоту на охраняемой территории.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...