Весенняя охота на гусей : Разбираемся во множестве вещей, нужных для гусиной охоты : Off-road drive

Топ фактов о гусях. С какой скоростью летают, сколько живут .какой вес, как называют детеныша гуся, птица это или животное и прочее.

Скорость перелета

Едва ли по какому-нибудь вопросу, связанному с перелетами птиц, распространены столь ошибочные взгляды, как по вопросу о скорости перелета. Мнения большинства людей о скорости, с которой пролетают птицы, основаны на случайных кратковременных наблюдениях, и поэтому она обычно сильно преувеличена. Другие сравнивают скорость пролета птиц со скоростью автомобиля, поезда или самолета. Однако таких скоростей они не найдут даже у наиболее быстрых из известных нам летунов. Так, например, стрижи пролетают со скоростью 40-50 м/сек (независимо от ветра), что соответствует приблизительно 150-160 км/час. (Сравните: максимальная скорость экспресса — 39 м/сек, или 140 км/час.) Это, конечно, не означает, что птицы вообще не умеют летать быстрее. Гоняющиеся друг за другом стрижи развивают скорость до 200 км/час, а сокол бросается на жертву со скоростью 70 м/сек, т. е. 250 км/час. Но эти предельные скорости в течение очень короткого времени являются исключениями: они в лучшем случае характеризуют способность к полету некоторых видов, но их нельзя использовать для оценки скорости полета при миграциях, когда необходимо длительное напряжение.

При длительных миграциях имеют значение не только способность к полету, но также и ветер. В зависимости от его направления и силы скорость птиц может значительно уменьшаться или увеличиваться. Особенно большие скорости в полете можно объяснить только при учете поддержки со стороны ветра. Так, в приведенном выше примере скорость английских чибисов при полете через Атлантический океан, равная приблизительно 70 км/час, увеличилась до 150 км/час благодаря попутному ветру, скорость которого достигала 90 км/час. Учитывая задерживающее или ускоряющее влияние ветра, можно точно измерить собственную скорость птиц на коротких расстояниях и в соответствии с этим вычислить истинную скорость пролета. Впервые такие расчеты произвел Тинеман на Курской косе. Впоследствии они были сделаны Мейнертцхагеном, Гаррисоном и др

Таблица 8. Скорость полета птиц во время перелета, км/час
Вид По Тинеману По Мейнертцхагену
Ястреб-перепелятник 41,4 *
Серебристая чайка 49,7 *
Большая морская чайка 50 *
Ворона 50-52,2 51-59
Вьюрки 52,5 32-59
Сокол-сапсан 59,2 *
Галка 61,5 *
Скворец 74,1 63-81
Сокол * 66-79
Кулики * 66-85
Гуси * 69-91
Утки * 72-97
Ласточки * 100-120

Цифры, приведенные в таблице, дают ясное представление о предельных скоростях перелета птиц. В общем она, очевидно, равна 40-80 км/час, причем скорость мелких певчих птиц приближается к низшим цифрам. Птицы, совершающие перелет ночью, летят, по-видимому, быстрее, чем мигрирующие днем. Бросается в глаза малая скорость миграции хищных и других крупных птиц. Одни и те же виды птиц летают в области гнездования обычно значительно медленнее, чем на пролете, если вообще эти скорости можно сравнивать.

Как ни мала обычно скорость перелета птиц, вернее какой малой она нам ни кажется, она вполне достаточна для того, чтобы некоторые виды за несколько дней и ночей достигли мест зимовок. Больше того, с такой скоростью при условии попутного ветра (как, например, при перелете чибисами океана) многие перелетные птицы в течение нескольких дней или ночей могли бы долететь в тропики. Однако птицы не могут сохранить указанную скорость пролета дольше, чем на несколько часов; они почти никогда не летят несколько дней или ночей подряд; как правило, их полет прерывается для короткого отдыха или для более длительных остановок; последние придают перелету в целом характер неторопливой «прогулки». Так возникают длительные миграции.

При рассмотрении точно установленных кольцеванием средних скоростей дневного или ночного перелета отдельных видов всегда нужно иметь в виду, что они не характеризуют способность к полету и развиваемую на пролете скорость, а указывают лишь на длительность пролета и расстояние между местами кольцевания и находок окольцованных птиц в пересчете на один день. Многочисленные находки окольцованных птиц доказывают, что птицы быстро пролетают большую часть пути, а остальное время используют для отдыха в богатых кормом местах. Этот вид пролета встречается наиболее часто. Значительно реже наблюдается равномерное распределение нагрузки и отдыха.

У птиц, летящих на большое расстояние, средний дневной путь равен примерно 150-200 км, в то время как летящие не так далеко не покрывают за это же время и 100 км. С этими данными согласуется продолжительность перелета в 2-3 или 3-4 мес. многих видов, которые зимуют в Тропической и Южной Африке. Так, например, аист, обычно отлетающий из Германии в конце августа, достигает зимовок в Южной Африке только в конце ноября или в декабре. Эти же сроки относятся и к жулану. Ласточки мигрируют быстрее — с сентября до начала ноября. Сколь, однако, велики в данном случае индивидуальные различия, можно видеть на примере 3 окольцованных горихвосток-лысушек, одна из которых покрывала ежедневно 167 км, другая — 61 км и третья — лишь 44 км, причем эти числа уменьшаются по мере увеличения отрезка времени, для которого их вычисляют (6, 30 и 47 дней). Основываясь на этих результатах, можно сделать вывод, что дневная скорость более всего соответствует истинной скорости перелета в том случае, когда она вычисляется на основе общих показателей за короткий срок. Этот вывод лучше всего доказывают следующие примеры скорости пролетов отдельных птиц: аист покрыл за 2 дня 610 км, славка-черноголовка за 10 дней — 2200 км, лысуха за 7 дней — 1300 км, другая лысуха за 2 дня — 525 км, кряква за 5 дней — 1600 км. Этим данным можно противопоставить дневную скорость певчего дрозда — 40 км (вычислена за 56 дней перелета), зяблика — 17,4 км (вычислена за 23 дня перелета) и ястреба-перепелятника — 12,5 км (вычислена за 30 дней перелета). Эти данные сравнимы с приведенными выше сведениями о горихвостках, на средние скорости которых при увеличении продолжительности пролета сильно влияют длительные остановки для отдыха.

При оценке дневного пути и скорости пролета нельзя упускать из виду и другой важный фактор: любые цифровые данные можно вычислить только для идеального пути перелета, т. е. для прямой линии, соединяющей места кольцевания и находки окольцованной птицы. В действительности пролетный путь всегда больше, отклонения от прямой часто весьма значительны и выполненная работа и скорость значительно выше вычисленных. Эти ошибки практически невозможно исключить, и поэтому их необходимо учитывать, особенно при очень длительных перелетах.

Кроме того, следует обращать внимание и на то, когда были получены эти данные. Дело в том, что при весеннем перелете показатели во многих случаях значительно выше, чем при осеннем. В единичных случаях можно было бы с уверенностью доказать, что весенний перелет проходит вдвое быстрее осеннего, например у аиста, американского веретенника и жулана.

Штреземан (1944) точно установил, что весной пролет жулана длится приблизительно 60 дней, а осенью — около 100 дней. В среднем эти птицы пролетают около 200 км в сутки. Однако они летят только ночью в течение 10 час. со скоростью 50 км/час. После такого пролета они всегда отдыхают, так что расстояние 1000 км покрывается ими за 5 суток: миграция — 2 ночи, сон — 3 ночи, кормежка — 5 дней.

Еще несколько слов о максимальных скоростях и длительности пролета, характеризующих возможности перелетных птиц: камнешарка, небольшая прибрежная птица, окольцованная на Гельголанде, была найдена через 25 час. в Северной Франции, на 820 км южнее. Многочисленные мелкие певчие птицы регулярно перелетают за 12-15 час. Мексиканский залив шириной 750-1000 км. Согласно Моро (1938), некоторые небольшие сокола (Falco concolor и F. amurensis), а также азиатские щурки (Merops persicus и М. apiaster), зимующие на побережье Южной Африки, также пролетают не меньше 3000 км над морем. Гавайские острова служат местом, зимовки для ряда северных куликов, которые, мигрируя от Алеутских островов и Аляски, где расположены их гнездовья, вынуждены пролетать 3300 км над открытым. морем. Золотистой ржанке, особенно сильному летуну, для покрытия этого расстояния при скорости около 90 км/час потребовалось бы приблизительно 35 час. Более высокие скорости отмечены у другого вида ржанок, пролетающих от Новой Шотландии до северной оконечности Южной Америки 3600 км над морем. Почти невероятным кажется пролет одного из гнездящихся в Японии бекасов, который зимует в Восточной Австралии и должен покрыть почти 5000 км, чтобы достигнуть зимовок. В пути он, вероятно, совсем не отдыхает, так как в других местах его никогда не отмечали.

К пролету над водными пространствами можно приравнять пролет над большими пустынями. Такой пролег также, несомненно, проходит без перерыва, например пролет над Западной Сахарой мелких певчих птиц, трясогузок и коньков, требующий 30-40 час. непрерывной работы, если скорость их пролета считать равной приблизительно 50 км/час.

Зачем нужны перелёты

Учёные, пытаясь установить, почему гуси улетают на зиму, сошлись во мнении, что причины заключаются в следующем:

  1. Недостаток корма: из-за наступления холодов пропадает растительная пища, необходимая для природного выживания.
  2. Замерзание водоёмов: гуси — водоплавающие птицы хоть и проводят в воде меньше времени, по сравнению с утками или лебедями, к примеру. Тем не менее, постоянное отсутствие водоёма для диких пернатых этой породы будет неприемлемым.

В пользу этих доводов можно привести обратный пример, связанный с Нильским гусем, обитающим в тёплом климате с достаточным количеством растительной пищи. Этот вид не нуждается в миграции, потому что круглый год обеспечен всем необходимым.

Ареал обитания

теплые края

Ещё до наступления холодов птицы собираются стаями и готовятся к длительному перелёту. Наблюдая за летящими гусиными стаями, сравнивая их виды, где они проживают летом и куда улетают зимовать, можно проследить такую тенденцию:

Гусиная порода Обитание Зимовка
Гуменник Тайга и тундра Евразии Средиземноморское и Черноморское побережье, юго-восточные Китай и Япония, Средняя Азия
Белый Арктические побережья, высокие широты Северной Америки, восток Евразии – Чукотка, острова Врангеля Колумбия, Канада, Великобритания, Калифорния (США)
Серый Умеренный климат, начиная с Евразии, завершая Лапландией, Причерноморье, Прикаспий, юг Сибири Азия, юг Европы, север Африки
Белолобый, арктический Тундра Евразии и Америки Индия, Япония, Корея, Китай
Сухонос Восток Азии Восток Японии, Китая и Кореи
Белошей Аляска Командорские острова, Курилы
Пискулька Лесотундра России Азербайджан, Греция, Китай, Румыния, Болгария, Венгрия, Балканские острова, Черноморское и Каспийское побережье
Горный Киргизия Индия

Анатомическое строение

Несмотря на то, что существует множество разновидностей, анатомия пернатых одинаковая. Представим некоторые характерные черты их внутреннего устройства.

Скелет:

  • семь шейных позвонков;
  • развитая широкая грудь;
  • подвижные позвонки в области хвоста количеством семь штук;
  • череп состоит из лицевого и мозгового отделов, надклювья и подклювья;
  • кости полые и легкие, что дает возможность беспрепятственно держаться на воде.
У гусей развитая широкая грудь

У гусей развитая широкая грудь и крепкая мускулатура

Мышцы:

  • развиты неравномерно;
  • диафрагма отсутствует;
  • у летающих мускулатура крепче;
  • на лице функционируют только челюстные мышцы.

Кожа:

  • отсутствуют железы;
  • большая часть сосудов сосредоточена на лапах;
  • покрытие перьевое, подразделяется на покровное, пуховое, рулевое;
  • кожная перепонка под крылом помогает при полете.

Пищеварение и выделение:

  • по бокам клюва имеются зубы-шипы, предназначенные щипать траву;
  • рот и глотка совмещены, называются ротоглоткой;
  • далее идет пищевод;
  • желудок двухкамерный — сначала железистый, потом мышечный;
  • тонкий кишечник состоит из двенадцатиперстной кишки, тощей и подвздошной;
  • толстая кишка небольшая, заканчивается клоакой, оттуда выходят кал и моча.

Дыхание:

  • носовая полость имеет упрощенное строение;
  • в области трахей расположена певчая гортань;
  • легкие небольшие, на доли не делятся;
  • выделяют шесть видов бронхов;
  • воздухоносные капилляры активно участвуют в процессе газообмена.
Жизнь гусей происходит только с одним партнером

Спаривание и жизнь гусей происходит только с одним партнером

Размножение:

  • у самцов отсутствует мошонка, половые органы в брюшной полости;
  • мужской член около трех сантиметров, во время сношения появляется из клоаки;
  • у гусыни в яичнике формируются яйцеклетки;
  • матка плотная;
  • полностью готовое яйцо выходит через клоаку.

Гуси совершают рекордные перелеты благодаря американским горкам

Каждый год горные гуси вида Anser indicus совершают перелёт из Монголии в Индию и обратно, пересекая самые высокие горы в мире. Возникает ощущение, что птицы не прикладывают для этого никаких сверхусилий, но если изучить их передвижения подробно, то выясняется, что в процессе эволюции гуси научились использовать в своих целях саму природу.

Исследователи из Бангорского университета в Великобритании провели наблюдения за перелётами горных гусей и выяснили, как этим трёхкилограммовым птицам удаётся совершать столь длительные и протяжённые путешествия. Оказалось, что вместо того чтобы подниматься высоко в небо, A. indicus летают близко к земле, и используют воздушные потоки, как американские горки, чтобы экономить силы.

В целом, зоологи считают горных гусей одним из самых удивительных видов перелётных птиц. Масса тела особи составляет 98% от максимального птичьего веса, однако учёные зафиксировали, что эти существа способны летать на высоте 7290 метров. На таких расстояниях над уровнем моря человеку потребовался бы дополнительный кислород для дыхания. То есть воздух там настолько разреженный, что для совершения любого движения требуются дополнительные усилия.

«В ходе нашего исследования мы стремились выяснить, как высоко летают горные гуси, каковы их маршруты перелётов и стратегии выживания в экстремальных погодных условиях, а также сколько энергии эти птицы затрачивают на один полёт и насколько тяжело он им даётся», — рассказывает ведущий автор исследования Чарльз Бишоп (Charles Bishop).

Доктор Бишоп и его коллеги изучали данные со спутников за 2011-2012 годы. Анализ показал, что эти птицы чаще всего совершают перелёты либо ранним утром, либо ночью, когда температура разреженного воздуха достаточно низкая, и плотность его выше. Таким образом гуси используют свойства воздуха для получения дополнительной подъёмной силы и тяги.

Затем зоологи провели эксперимент на животных в лаборатории. Гусей поставили на специальные беговые дорожки и создали условия пониженного содержания кислорода для имитации больших высот. Опыт показал, что птицы способны не снижать максимальной скорости в течение 15 минут. Люди, разумеется, на такое не способны, такое умение уникально для горных гусей.

Чтобы узнать больше о том, как A. indicus совершают перелёты при естественных для себя условиях, Бишоп и его команда прикрепили трубки с датчиками для измерения температуры тела, давления, пульса и сердечного ритма (ЧСС) к семи особям. Затем исследователи выпустили птиц на волю в Монголии.

Часть показаний замерялись каждые 30 секунд, а часть — каждые 2 минуты. В целом, наблюдения проводились в течение года, то есть до тех пор, пока учёные не поймали вновь четыре из семи подопытных птиц. Чувствительные датчики помогли измерить не только физиологическое состояние животных, но и условия среды, в которой они пребывали в ходе перелёта.

Горные гуси ≈ одни из самых удивительных перелётных птиц

Итоговый анализ полученных данных выявил удивительную стратегию перелётов у гусей. В отличие от многих видов птиц, которые мигрируют между Северной и Южной Америкой или Африкой и Европой, горные гуси не поднимаются на несколько тысяч метров, пользуясь попутным ветром.

Вместо этого A. indicus «катаются» по воздушным каналам, словно по американским горкам, то поднимаясь высоко вверх, то спускаясь максимально близко к земле. Об этом Бишоп и его коллеги сообщают в статье, опубликованной в журнале Science.

В среднем гуси летают на высоте около 4500 метров, но часто её меняют. Например, одна из четырёх особей однажды снизилась до 1000 метров всего за 20 минут, а затем поднялась до 2000 метров в течение следующих 1,5 часов.

Как поясняют зоологи, когда птицы летят высоко, то они машут крыльями не только быстрее, но и с большей амплитудой, чтобы оставаться в воздухе. Эта необходимость приводит к экспоненциальному росту ЧСС, которая порой достигает около 450 ударов в минуту. На более низких высотах, где кислород более концентрирован, частота сердечных сокращений оказывается значительно ниже — около 300 ударов в минуту.

Интереснее всего то, что даже при наборе высоты гуси не затрачивали такое количество энергии, как при поддержании постоянной высоты в несколько тысяч километров. Это означает, что птицы фактически подхватывали воздушные потоки и использовали их тягу, чтобы набрать необходимую высоту.

«Однако важно отметить, что при сердечном ритме около 330 ударов в минуту птицы большую часть времени передвигаются на пределе своих физиологических возможностей, даже несмотря на чрезвычайно сложные условия среды», — рассказывает доктор Бишоп.

Учёные сообщают, что результаты данного исследования представляют собой очередной важный пример того, как животные в дикой природе учатся использовать её явления, чтобы перемещаться с минимальными затратами драгоценной энергии.

Ограничения, связанные с лётными возможностями

2 гуся взлетают с водой

Говоря о том, как летают дикие гуси, нельзя не упомянуть, что даже в этой природной способности есть некоторые ограничения:

  • Несмотря на то, что большую часть времени птицы проводят на суше, в воде они также чувствуют себя отлично, только взлететь с её поверхности им трудно, так как перед полетом нужен небольшой разбег.
  • Способность летать утрачивается, когда наступает время линьки пера, длящееся около шести недель. Из этого периода в среднем 20 дней гуси совсем не летают и стараются укрыться в спокойных, глухих местах. Такой период бывает два раза за год.
  • Днём гуси предпочитают отдыхать, лучшее время, когда они летают — ночь.
  • Самцы летают меньше в период, когда им необходимо охранять самок, высиживающих гусят.

Путешествие с дикими гусями


Перед вами — фото стаи гусей-пискулек (Anser erythropus
), следующих за дельтапланом. Им управляет Паола Муллек, жена знаменитого французского натуралиста и экоактивиста Кристиана Муллека, а за ней сидит оператор. Осенью 1999 года супруги Муллек поднялись в воздух, чтобы возглавить стаю пискулек во время их путешествия из Скандинавии. Но почему диким птицам понадобилась помощь человека?

В прошлом пискульки, самые мелкие представители рода Anser

, гнездились в северной тайге, лесотундре и южной тундре по всему северу Евразии, от Норвегии до Чукотки. К сожалению, к концу XX века численность вида резко упала из-за охоты и разрушения традиционных мест миграционных остановок, а некогда сплошной ареал распался на три популяции — фенноскандинавскую, основную западную и основную восточную.


Современный гнездовой ареал пискульки — несколько фрагментов, разделенных на три популяции. Шведская реинтродуцированная популяция на карте не отмечена. Фото с сайта piskulka.net

Представители первой гнездятся на севере Скандинавии и на Кольском полуострове, а на зимовку отправляются в Грецию, останавливаясь по дороге на территории Венгрии. Вторая популяция распространена на севере Европейской части России к западу от Таймыра; зиму местные птицы проводят на юге Каспия, в Месопотамии и, возможно, в Средней Азии, а их основной «пит-стоп» расположен в Казахстане. Наконец, гнездовые территории восточной популяции лежат к востоку от Таймыра, а зимовки — на нескольких озерах Восточного Китая.

Гнездовой ареал пискульки в Фенноскандии

Гнездовой ареал пискульки в Фенноскандии. Всего за сто лет он сократился до крошечного очага в северной Норвегии и реинтродуцированной шведской популяции. Рисунок из статьи: Тим Джонс, Кристен Мартин, Борис Баров, Сабольч Наги (составители). Международный план действий по отдельным видам: сохранение западнопалеарктической популяции пискульки Anser erythropus // AEWA. 2008. Техническая серия № 36. Бонн, Германия

Как много пискулек живет сегодня в дикой природе, неизвестно. Это неудивительно, ведь гнездятся эти птицы в труднодоступных малозаселенных местах. По грубой оценке, их общая численность не превышает нескольких десятков тысяч особей. Эта цифра кажется большой, но следует учитывать, что только с 1998 по 2008 год вид мог потерять от 30% до 49% численности. По этой причине международный союз охраны природы присвоил ему статус уязвимого (Vulnerable, VU). А последнее издание Красной книги Российской Федерации относит пискульку к видам с сокращающейся численностью.

Хотя в России гнездится почти вся мировая популяция пискулек, увидеть этих птиц в дикой природе непросто. Лучшая возможность познакомиться с этими гусями — посетить Московский зоопарк, где они содержатся много лет и в прошлом даже размножались

Хотя в России гнездится почти вся мировая популяция пискулек, увидеть этих птиц в дикой природе непросто. Лучшая возможность познакомиться с этими гусями — посетить Московский зоопарк, где они содержатся много лет и в прошлом даже размножались. Фото с сайта moscowzoo.ru

К сожалению, один только природоохранный статус не может помочь вымирающим птицам. Хотя во многих странах пискульки охраняются законом, они нередко попадают под выстрел по ошибке. Дело в том, что в полете пискулек очень трудно отличить от более крупных и намного более многочисленных белолобых гусей (Anser albifrons

). Ситуация осложняется тем, что порой эти виды образуют смешанные стаи. Исправить это мог бы полный запрет охоты на гусей на важных для пискулек пролетных путях, но пока такие меры выглядят нереалистичными.


Пискулька крупным планом. От белолобого гуся ее отличают мелкие размеры, более обширная белая область на голове, укороченный клюв и желтое пятно вокруг глаз. В полете различить два вида сложнее: следует обращать внимание на короткую шею и длинные крылья пискульки. Кроме того, эти гуси издают характерный крик, давший им русское название (послушать можно здесь). Фото с сайта ebird.org

Если основная западная и основная восточная популяции пискулек, несмотря на существующие проблемы, всё еще относительно многочисленны, то фенноскандинавская находится под угрозой полного исчезновения. Еще в начале XX века север Норвегии, Швеции и Финляндии, а также Кольский полуостров населяло около 10 000 пискулек, но спустя 100 лет осталось лишь 20 пар, сосредоточенных на северо-востоке Норвегии.

Чтобы спасти местных пискулек, орнитологи скандинавских стран запустили несколько проектов по их охране. В Норвегии решили повысить успех гнездования оставшейся популяции, отстреливая лис — главных врагов пискулек. А в Финляндии и Швеции, где эти гуси перестали гнездиться во второй половине прошлого века, попытались возродить исчезнувшие группировки за счет разведения в неволе и реинтродукции.

Однако если финские специалисты просто выпускали гусей в дикую природу (без особого успеха: птицы не пытались размножаться и у них была высокая смертность), то шведский план был намного более изощренным. Начиная с 1981 года местные орнитологи вводили рожденных в неволе пятинедельных птенцов пискулек в семьи других гусей — полудиких белощёких казарок (Branta leucopsis

). Приемные родители должны были не только поднять подкидышей на крыло, но и научить их летать на зимовку из Швеции в Нидерланды. На этом пути птиц подстерегает намного меньше опасностей, чем на традиционном. Всего с 1981 по 1999 год было выпущено более 300 пискулек, многие из которых запоминали новый маршрут миграции и следующей весной возвращались на север, чтобы выводить собственных птенцов. К 2005 году возрожденная популяция достигла 100–120 особей.

Можно было бы говорить об успехе инициативы, если бы не одно «но». Оказалось, что пискульки, выращенные белощёкими казарками, нередко образуют с ними смешанные пары и производят на свет гибридное потомство. Это прямая угроза генофонду вымирающего вида. В результате было решено найти пискулькам новых приемных родителей.

Именно на этом этапе в проект включились Кристиан и Паола Муллек. Совместно со шведскими орнитологами они разработали обновленный план реинтродукции пискулек. Птиц должны были выращивать люди, одетые в маскировочные балахоны, а свой первый перелет им предстояло совершить, следуя за дельтапланом. То, что диких гусей и журавлей можно научить следовать за легкомоторным летальным аппаратом, еще во второй половине 1980-х годов доказал канадский энтузиаст Билл Лишман.

На первых этапах Кристиан и Паола экспериментировали с широко распространенными и многочисленными белолобыми гусями, а в 1999 году приступили к работе с пискульками. 30 птенцов, появившихся на свет из яиц, снесенных в неволе, перевезли в центральную Швецию, где их с раннего детства приучали к шуму мотора дельтаплана. В конце лета Муллеки на двух дельтапланах возглавили стаи своих «приемных детей» и отправились через Балтийское море к низовьям Рейна на территории Германии. Это место — традиционная территория зимовки тысяч белолобых гусей, так что специалисты решили, что и пискулькам здесь будет неплохо. В полете супругов сопровождал оператор.

Путешествие продолжалось пять недель и было связано с многочисленными трудностями. Уже в первые дни сломался один из дельтапланов, так что от его использования пришлось отказаться, а стаи объединить. Затем полет надолго прервался из-за плохой погоды. Кроме того, во время путешествия Паола находилась на пятом месяце беременности. Тем не менее в конце концов стая достигла точки назначения, преодолев 1800 км, но потеряв в пути трех гусей. В Германии Муллеки расстались с птицами, надеясь, что те запомнили путь и смогут проследовать им в обратном направлении, к местам гнездовий. И действительно, весной 2000 года около половины пискулек из стаи Муллека были отмечены в Швеции. Часть из них, согласно предварительной договоренности с местными орнитологами, отловили, однако некоторые остались на свободе и осенью вернулись на зимовку в Германию.

Первый опыт был признан удачным, и его решили повторить в большем масштабе. Теперь инициативу взяли в свои руки орнитологи из Германии, запустившие проект Aktion Zwerggans (Операция «Пискулька»). В 2005 году они добились у Швеции разрешения на пролет дельтаплана, ведущего стаю из 25 гусей. Однако по разным причинам старт проекта неоднократно откладывался. Среди них были и недостаток финансирования, и вспышка птичьего гриппа в Европе, и генетические проблемы у птиц, которых собирались использовать для интродукции. Оказалось, что в геноме этих особей есть примесь от белолобых гусей, что делало их непригодными для выпуска в дикую природу. Проект оказался заморожен на неопределенный срок — до тех пор, пока его организаторам не удастся сформировать в неволе генетически чистую популяцию пискулек, происходящую от птиц из России.

Далеко не все орнитологи с сочувствием отнеслись к полету Муллеков и реинтродукции пискулек в целом. По их мнению, подобные проекты угрожают генофонду вида и меняют естественное поведение пискулек. Отдельный повод для дискуссий — вопрос о том, оправдано ли создание нового пролетного пути. Сторонники реинтродукции утверждают, что восстанавливают некогда существовавший маршрут, который исчез после сокращения численности вида. Однако их противники отмечают, что исторические свидетельства о встречах пискулек в Западной Европе относятся к залетным птицам.

Сегодня чаша весов склонилась на сторону противников реинтродукции пискулек: основной мерой защиты фенноскандинавской популяции теперь считается помощь выжившим птицам из Норвегии. Кстати, эта помощь уже дает плоды: за счет упомянутого выше отстрела лис удалось повысить выживаемость птенцов и с 2009 года увеличить количество особей более чем до 100. Исследователи надеются, что при сохранении таких темпов роста пискульки смогут частично заселить некоторые области Скандинавии, где они жили в прошлом. А интродуцированные популяции, которые отличаются высоким уровнем смертности и более низкой выживаемостью птенцов, без новых выпусков угаснут сами собой.

Значит ли это, что путешествие Кристиана и Паолы Муллек было напрасным? Вовсе нет: их опыт использовался и используется в аналогичных проектах по реинтродукции редких птиц, например американских журавлей (Grus americana

), лесных ибисов (

Geronticus eremita ) и стерхов (

Leucogeranus leucogeranus ) (cм. картину дня Стерхи в Окском заповеднике). Далеко не все из них успешны, однако многие специалисты по охране природы продолжают считать их важным инструментом спасения видов.

Сегодня Кристиан Муллек отошел от проектов по возрождению пискульки, но продолжает тренировать птиц следовать за дельтапланом. Полеты с гусями и журавлями не только притягивают туристов, но и позволяют заинтересовать общественность вопросами защиты птиц.

А в 2021 году удивительное путешествие с дикими гусями стало основой художественного фильма «Расправь крылья». Режиссер Николя Ванье многое изменил в этой истории: он перенес действие в наши дни, добавил тему конфликта поколений и не стал упоминать о противоречиях, имеющихся вокруг проекта. Тем не менее он отлично передал любовь к природе и дух авантюризма, которые двигали супругами Муллек. В российском прокате фильм «Расправь крылья» можно увидеть с 23 января 2021 года.


Кадр из фильма «Расправь крылья». В некоторых его сценах, в том числе этой, роль пискулек «исполняют» белолобые гуси. Кроме того, в кадре присутствует белощёкая казарка. Фото с сайта vk.com/id502376632

Фото с сайта flywithbirds.com.

Сергей Коленов

Домашние сородичи

Существуют различные мнения о том, летают или нет домашние гуси. Некоторые люди считают, что эта порода — особо выращенная и откормленная так, что летать не может совсем. Другие утверждают, что дело лишь в отсутствии натренированности к полётам. Обе стороны частично правы, так как из-за изменения образа жизни у нового поколения постепенно стираются даже на генетическом уровне те способности, которыми они не пользуются. Домашние гуси получают больше корма, их корпус не такой летучий из-за тяжести тела.

Тем не менее, домашние гуси, пусть не так высоко и далеко, но всё же летают, и даже могут улететь из дома, как в сказке о путешествии Нильса с гусями. Поэтому птицеводы обычно делают домашним питомцам обрезку перьев, отвечающих за удержание птицы в воздухе на определённой высоте.

Совет: надо обрезать перья только у взрослых гусей, которые до этого трижды пережили линьку.

Охота

Ну, теперь перейдем к тому с чего начали. К охоте. Наиболее доступная охота весной по гусям на перелетах. Кому-то может показаться в ней ничего сложного – сиди да жди, когда полетят. Однако, как говорил один киногерой: «Самое тяжелое в нашей работе – это ждать». У меня был такой случай во Фроловском охотхозяйстве. Хотелось поехать на гусиную охоту, на целую неделю. Однако денежных средств, на оплату недельной охоты не было. К счастью подвернулся вариант выехать в поле в качестве помощника егеря. Приехали на место. 18.00. 17 Апреля 2006г. Местный охотовед показал нам поле, на котором предстояло проводить охоту. Поле примерно 2х3 км. Небо в восточной части пашни, а мы остановились в западной, в лесу, в 50 метрах от кромки поля, просто черно от кружащих гусиных стай. Беги и стреляй! Но начало охоты только 19-го. Ставим лагерь, оборудуем скрадки. На следующий день ожидаем охотников. Всего за неделю ожидается приезд около 20 человек, но на первые три дня должны приехать сразу 11 человек. К вечеру прибыла первая партия охотников, потом подтянулись другие. После показа подготовленных мест на поле состоялся праздничный ужин по случаю открытия охоты. Утром ещё затемно развели охотников по скрадкам. Не буду тратить время на все коллизии общения с охотниками и их поведения – это предмет отдельной статьи. Перейду к результатам недельной охоты. Гусь летел уже не так интенсивно, как было буквально за два дня до открытия охоты, но, тем не менее, лёт был. Однако за эти дни был добыт всего один серый гусь. И главной причиной неудачи, по моему мнению, была неусидчивость стрелков. Перемещение по полю в целях справить нужду или поправить профиля постоянно подводило охотников в самый ответственный момент. Дисциплина была никудышной. Вторая причина отсутствие биноклей у большинства участников охоты. На такой охоте без оптики нельзя. Знаю по себе. Один раз, отсидев на поле все утро до обеда, решил возвращаться в лагерь. Огляделся. Небо показалось пустым. Только встал из укрытия и прошел десяток шагов, как заметил справа от себя низко летящую пятерку гусей. Птицы, конечно, заметили меня раньше и стали набирать высоту. Когда они были в зоне выстрела по горизонтали, по высоте их достать было уже невозможно. Так что терпение и снаряжение на этой охоте имеют первостепенное значение. Еще пара советов для начинающих гусятников. Маскировка на охоте также имеет большое значение. На пути лета гусей лучше среди высокого бурьяна выкопать круглую или квадратную яму глубиной около 80 см и диаметром около 1 м. Землю, выбираемую из ямы, нужно раскидать подальше, чтобы не было заметно следов работы. Края ямы обложить снятым с поверхности ее дерном, что придаст яме большую глубину, и замаскировать края растущим вокруг бурьяном и сухой травой. Такой скрадок совершенно незаметен и гуси налетают на охотника, сидящего в нем, вплотную. Над поверхностью земли видна, должна быть только голова охотника.

В полете, гуси видят перед собой примерно под углом 45 градусов. Все что под собой они не замечают. Так что не спешите подниматься из укрытия, подпускайте поближе иначе птицы уйдут в «кислород» и охота для вас будет окончена. Второй раз этим путем они возвращаться не будут. Во время стрельбы гусей нужно учитывать, что полет их, кажущийся из-за величины птиц не быстрым, достаточно скор. Он могут развивать скорость до 90 км/час, поэтому при стрельбе необходимо брать значительное упреждение.

Андрей Злобин

Все материалы раздела «Флора и фауна»

Разумные подробности

гуси в полете клином

Гуси, как правило, летают клином или шеренгой в зависимости от породы. Это вовсе не случайно. Исследования, проводимые учёными, дали понять, что мах крыльев гуся помогает его летевшим рядом товарищам набирать нужную высоту. При таком способе волновой турбулентности и построении вся стая летает гораздо быстрее. В человеческом обществе такой подход можно сравнить с тем, что команда, устремлённая к общей цели, также достигает её быстрее и эффективнее. Кстати, авиационные изобретения самолётов братьями Райт были сделаны, как раз, в результате наблюдения за тем, как летают стаями гуси.

Гусак–одиночка испытывает сильное сопротивление воздушной массы, ему летать тяжелее. Подъёмная сила стаи ещё раз доказывает, как хорошо держаться сообща.

Разумность устройства стаи ещё и в том, что уставший вожак тотчас же перемещается в завершение косяка, уступая командование другому гусю, точнее гусыне, ведь чаще всего стаю ведёт самка. Тяжесть труда распределяется равномерно.

Гуси своим криком поощряют вожака, не давая сбавить темп. Если по какой-то причине один из членов стаи не в состоянии продолжать путешествие, с ним остаются ещё два гуся для поддержки. Как только товарищ окрепнет, они продолжат путь с другой стаей, либо, набравшись сил, догонят свою. Если заболевший гусь умирает, его сотоварищи остаются с ним до конца, отправляясь в путь только тогда, когда поддержка более не требуется.

Если бы люди могли столь разумно относиться друг к другу и взять на вооружение особенности гусиного полёта, возможно, это облегчило бы человеческие усилия и дало большую результативность.

№1

казарка

В семействе утиные выделяют два основных рода: Branta (казарки) и Anser (гуси).

К роду Anser относятся такие виды как:

  1. Белолобый гусь.
  2. Серый гусь.
  3. Короткоклювый гуменник.
  4. Белый гусь.
  5. Сухонос.
  6. Пискулька.
  7. Гуменник и многие другие.

К роду Branta принадлежат такие виды:

  1. Черная казарка.
  2. Американская казарка.
  3. Канадская казарка.
  4. Краснозобая казарка.
  5. Гавайская казарка и другие.

Как летают гуси: летают ли домашние гуси?

Немного информации о них. Гуси принадлежат отряду гусеобразных. На территории Российской федерации проживает около 8 видов: серый гусь, белый гусь (так и хочется написать 2 весёлых гуся, всё-таки не зря была придумана одноимённая песня), белолобый, белошей, сухонос и так далее.

Летают гуси, безусловно, за счёт своего оперения. Они имеют довольно развитые пух и перья. Как часто в различных парках можно увидеть этих красивых птиц. Особенно весной после их перелёта с теплых стран.

Гуси отличаются от своих родичей – уток, тем, что имеют удлинённую шею, мощный клюв, а по его краям находятся маленькие зубцы. Кстати, в этом плане у лебедей ещё длиннее шея, чем у гусей.

Не подрезав крылья своему гусям, хозяин рискует остаться без стаи или находиться в ожидании возвращения от двух до 24-ёх часов!

Гусыня мало чем отличается от гуся, поэтому их сложно различить. Но всё-таки кое-что можно заметить. Сам гусь имеет большую форму тела, и его клюв на конце заканчивается горбинкой. Также самец более агрессивен (из-за защиты самки и потомства) и он издает звуки гакания и может даже шипеть.

Глупо задаваться вопросом умеют ли гуси летать, — конечно, умеют, и делают это довольно быстро. Зимой они летят на юг, а весной возвращаются. В этот период у них идёт гнездование. Обычно гуси находят место около болот или лугов. В самом высиживании яиц участвует только самка. Самец охраняет её на всём протяжении процесса.

После вылупления птенцов, самец также берет роль охранника не только самки, но и всего потомства. Следует отметить, что если гусь молодой – он имеет неокрепшее оперение, поэтому с полётами ему придётся ещё обождать. Но зато, все гуси с детства (впрочем, как и утки) умеют плавать. В этом плане они отстают от уток, так как проводят не так много времени в воде.

По-научному этих птиц называют Anser. В Российской Федерации существует около 24-ёх видов домашних гусей. На одного гуся самца приходится шесть самок.

Гусь – животное стайное. Поэтому перелёты осуществляются стаями. И только во время гнездования они распределяются по парам. А как далеко могут летать и вообще, на какой высоте летают гуси? Итак, было зафиксирован перелёт гусей на зимовку на расстоянии около 10000 километров.

То есть расстояние от северной Америки до югов Аргентины. Также был зафиксирован максимум высоты полёта этих птиц. При перелёте из Средней Азии до Гималаев через горы высотой около 11000 метров. Как посчитали это рекордной высотой для птиц такого вида.

Гусь, как одомашненное животное, имеют специальную породу для хозяйства. Фермеры давно делают на этом деньги. Их используют с целью получения яиц, мяса, перьев для подушек, пуха для курток и конечно потомства. А такой бизнес, трудно не согласиться, довольно рентабельный. С учётом того, что эти птицы довольно непривередливы ни к кормлению, ни к содержанию.

Чаще всего это птицы среднего размера. А летают ли домашние гуси? Обычно гусям при их зрелости, отрезают оперение так, чтобы они не смогли далеко улететь. Также гусей можно просто откармливать, так он не взлетит точно.

Для этого из всей стаи птиц нужно выбрать трёх гусей. Их следует откармливать отдельно в клетке и специально разваренным ячменём, овсом. Давать пищу 3 раза в день. Это должно продолжаться примерно 3 недели. И хорошее гусиное мясо, поданное в горячем виде, можно выкладывать на стол.

Вне всякого сомнения, все гуси умеют делать. Можно дома завести декоративные породы гусей, и любоваться их красотой. Приручив их, можно будет выпускать гусей и любоваться также изяществом их полёта.

Вот так коротко в статье было рассказано о лётных способностях гусей, об их содержании и кормлении. Удачи в животноводстве!

Как правильно подрезать крылья домашней птице

Домашние пернатые не в состоянии преодолеть большие расстояния или набрать внушительную высоту. Но фермерские гуси умеют немного летать и могут, перемахнув ограждение, оказаться в соседском огороде и вдоволь там «попастись». Чтобы избежать недоразумений, владельцы подворий часто обрезают им перья на крыльях.

Во время процедуры соблюдают ряд правил:

  • проводить обрезку перьев можно только взрослым пернатым, после третьей линьки и не чаще одного раза в 12 месяцев;
  • делать это лучше ножницами по металлу;
  • укорачивать перья желательно только на одном крыле, на расстоянии 3-5 сантиметров от кожи;
  • на конце оставляют крыла два-три маховых пера, для сохранения привлекательного внешнего вида гуся;
  • прежде чем самостоятельно проводить процедуру, надо изучить, как работают опытные фермеры или ветеринары, а затем срезать перья под контролем специалиста.

Иногда при обрезке задеваются кровяные перья. В таком случае просто подождите некоторое время. Если кровотечение не прекратилось, обработайте ранку перекисью водорода или стрептоцидом.

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк и сделайте репост. В комментариях всегда можно оставить отзыв или поделиться наблюдениями.

Маршруты

Если посмотреть на карту, где линиями нанесены пути следования птиц, можно увидеть, что птицы маршрутов своих не меняют, и из года в год передвигаются по одному и тому же пути. Единственно, молодые птицы склонны в некоторых случаях подыскивать иные места для зимовки, чем им указали родители, но когда они определяются с выбором, то формируют в памяти карту, создавая привязку к местам зимовки и гнездования, после чего с пути уже не сбиваются.

Как именно у них это получается, до сих пор остаётся загадкой и является предметом исследования многих учёных. Однозначно, при передвижении они ориентируются на Солнце, Луну, звёзды, ландшафт, шум водопадов, на магнитное поле Земли. Одним из немногих известных моментов, когда они неспособны чётко определить направление, является исчезновение месяца с небосвода, когда небо затягивается тучами – в этом случае миграция птиц приостанавливается.

Такую способность птиц передвигаться точно по карте вряд ли можно объяснить лишь заложенной в них генетической программой: пернатые однозначно обладают способностями распознавать места благодаря своей памяти и обрабатывать эту информацию. Например, во время слежения за миграцией хищных птиц было зафиксировано, что старые птицы в период полёта намного лучше задействуют ветер.

А вот молодые птицы, пока не привыкнут к пути следования, подобны первопроходцам без карты. Во время полёта учатся связывать разные признаки ландшафта с силой и направлением магнитного поля нашей планеты: в зависимости от широты сила поля изменяется, что даёт возможность пернатым определить, прибыли они к месту своего назначения или нет.

Гусиная охота

Согласно ЭСБЕ, в начале XX века промысловое значение гусей для российского нехлебородного севера было огромным[2]. В продажу поступали преимущественно только гусиные перо и пух, мясо же обыкновенно потреблялось промышленниками на месте. По закону от 3 февраля 1892 года охота на гусей в Европейской России (за исключением Архангельской губернии и некоторых частей Вологодской, Пермской и Вятской губерний) была запрещена с 1 мая по 29 июня.

Весной гусей стреляют на утренней или вечерней заре, когда они перелетают с болота, где ночуют, на поля, для корма, и обратно; на реке Обь во время весеннего пролёта гусей промышленники стреляют их из шалашей, к которым приманивают гусиными чучелами (манчуками). Летом добывают почти исключительно молодых гусей, пока у них ещё не отросли перья на крыльях, а также старых гусаков, которые тогда линяют и не могут летать. В это время линьки (линяющие гуси) обыкновенно держатся на малых озёрах, сообщающихся протоками с большими озёрами, куда они и отправляются за пищей. Промышленники, окружив эти протоки сетями, загоняют в них гусей на лодках и при помощи собак и избивают их в огромном числе. Убитые летом гуси иногда солятся в бочонках; в тундре же их закапывают в ямах, вырытых в земле до мёрзлого слоя, откуда вынимают только зимою и развешивают на воздухе. Осенью, при отлёте, гусей стреляют подобно тому, как и весной, на утренней и вечерней заре, иногда же подъезжают к ним на выстрел верхом или в телеге, чего они боятся меньше, нежели пешего человека. Стреляют гусей очень крупною дробью или мелкою картечью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...