Апраксия в логопедии. Что это у детей, симптомы, причины, лечение

Симптомы апраксии у ребенка

Нередко признаки апраксии не беспокоят человека, выявляясь лишь при специальном неврологическом исследовании.

  • Трудности выполнения последовательных движений по команде: например, при исследовании врач просит показать, как больной расчесывает волосы или завязывает шнурки, что вызывает у больного трудности (он не может вспомнить порядок отдельных действий). При этом аналогичное действие в повседневной жизни может быть не нарушено.
  • Трудности при выполнении действий, требующих пространственной ориентированности (например, заправить постель, показать время на часах при исследовании).
  • Ходьба мелкими шагами, скованная походка при апраксии ходьбы.
  • Затруднение одевания при апраксии одевания.
  • Трудности при открывании глаз (при отсутствии слабости мышц глаз и лица).

— . . , . . .

. ,

, , , , .

3-7 , , , . 3 6-7 . 7 . , , . , , . . 4 , . , .

— . 5 30-50 % , , . [18].

4-7 . , 4 , . , . . 4 6 , , , , . . 3-4 6-7 .

, , , . (.. , .. , .. .). , .. (1960) , . , , , , — , . , .

, , , , , , , ; , , . (..)

1.6

. .. : . () — , (),

.

() — . , . . — , . , , , . , — , . , .

( ) . . . . , 5-6 . , , . . , .

— , .. (). .

.. , … . . , . . (1948), 10% .

.. -, .. .., , , — , .

.. .. (1998) 50% , . . .

. — — , ,

, , () ). — , .

( ), , , , . ( ). (). , . , , . .

( — ), . ( ). , , . ( ), ( ).

.. , , , , . . , , . , , . . , , , , , , (104, 105, 106).

1.7

, , , . , ; ; — . .

, , , . , , . , , , .

. . , .

, , . , , . , , .

, , , , .

, . , — . , . , , — (.., .., .., .., .. .). , .., , — , , . .

.. , , , , . , .

, , , , , , , , . . , . .. . , . , . . , . , , . . . . , , . . , , , , , .

, , , .

2. ( )

: .

2012.

: .

I ().

, , :

— ( ).

— ().

— .

II ().

3-4 (. . ). 30 , .

: , ; .

:

— — ( );

— ;

— .

— .

, (30 ).

:

1

1.1. , , , , , , , , . 1.2. ( ) , . ( 19 ). () 17 ( — ). . . , .

2

, , 5 , 25 . , , . ( ). 18 30 — : , , , , , .

3. :

1. .

30 — , . , . .

-96, 0%, -100%

— 7 , 23 . .

— 76, 88%, -95, 42%

2. .

: , (-, — .; — , .

-78, 95%, -93, 71%

http://www.allbest.ru/

( )-40%, -97, 42%

http://www.allbest.ru/

:

.

— ( ): 9 , 7 , 5 .

( : 18 .

3 () ( ).

http://www.allbest.ru/

( -, — .. ( -)

-27, 97%, -94, 19%

http://www.allbest.ru/

— 42, 03%, -94, 71%

http://www.allbest.ru/

3. . . , ( — ), ( )

-21, 90%, -90, 75%

http://www.allbest.ru/

4. .

, . , , (): — ). -(-, -), . ( — ).

-44, 03%, -91, 55%

http://www.allbest.ru/

:

() : -, -, . .

: — ; — . ( — )

-13, 18%, -89, 68%

http://www.allbest.ru/

5. .

. 19 ( — , — , — .).

5.1 ( )-63, 42%, — 100%

http://www.allbest.ru/

6. .

, ,

, ??. — — , . 23 , 7 — .

75, 32%, -97, 96%.

http://www.allbest.ru/

. : , , , , . , .

-30, 56%, -94, 19%

http://www.allbest.ru/

7. .

-/ /, // //, / //, // /, ///. , , .

7.1 -48, 06%, -91, 77%

http://www.allbest.ru/

, , , .

:

1. , , , . , , (.., 2016).

, , : — , .

2. (1:3) (.., .. .). , , .

3. , ( ) .

4. () .

3. () ( )

.

( ).

: , , , , , , , .

: , , , , , , ( ), , . :

1. — , . , , — .

2. — , , .

3. — , . .

4. — , , , , , .

5 . — , , .

6 . — .

7 . — , .

8. — ().

9. — , , , .

10. , . , , .

11. , , , .

— . — — — . , . , — . , — , . , . . , . , — .

: — .

, 2 : .

10 , 5 5 , .

, , » .».

, , , , . . , .

5 (45 ). . 5-10 . , .

— :

1) ;

2) ;

3) .

— , — , , , .

, mersibo.ru (.) — , .

, , .

. .

, — , , , , .

1. .. // .:2014. .. » » -.2006.

2. — .. // .-.: , 1969.

3. — .. // . — .: , 1972.

4. .., .., .., .. // . — ., 1971.

5. .. // . — 1984. — 3..

6. .. // .-., 1997.

7. .. // .: 2016

8. .. : : : . — ., 1987.

9. .., .., .. » // (). — : , 1978.

10 . .. — // / . .., … — ., 197.

11 . .. : . . . . — ., 1986.

12 . .. // . .-.1982.-.2

13 . .. : . . 6 . / … — ., 1996. — .2.

14 . .. . / .. — . — 2003. 15. .. // . — ., 1971.

16. .. . / … — ., 1961. 17. .. : . . . . / … — ., 1971.

18 . .. // / . … — ., 1997.

19 .. // . — ., 1975.

20 . .. // , . . — ., 1983.

21 . .. // / . .., … — ., 1975.

22 . .., .., .. // .- ., 1974.

23 . .. — // . — ., 1991.

24 . .. // / . .., … — ., 1975. — .47- 54.

25 . .. . — ., 1986. — 112.

26 … «»// .:2005

27 . .. : . . … — ., 1998. — 16.

28 . .. // . — ., 1970. 29. .. . / … — ., 1958.

30 . .. . — ., 1982.

31 . .. . / … — ., 1994.

32 . .., .., .. . — ., 1990.

33 . .. , // . — ., 1973.

34 . .. / . .. . — .: , 1971.

35 . .. // . — ., 1984.

36 . .. . / … — ., 1973. 37. .. : -.-2006.

38 .. . / … — ., 1958.

39 .. : . / … — ., 2003.

40 .. : . / .., … — ., 1999.

41 .. (). — .: — , 1951.

42 .. // . — 1975. — 2.

43 .. // . — ., 1974..

44 . .. : . / … — ., 1985.

45 . .. . / … — /.: — «», 1998.- 416.

46 . .., .. // . — ., 1969.

47 . .. // . — 1973. — 6.

48 . . ., . . : . ..: , 1985.

49 . .. // . — 1981. — 6..

50 . .. -. 1959. 51. . . — .: , 1997. — 256. 52.- .. . / ..-. — ., 1948.

53. .. . / … — ., 1994.. 54. .. -.: . 2002.

55 . .. . .: , 2002.

56 . .. . -.:, 1985.

57 . .. . / … — ., 1997.

58 . .. . / … — ., 2003.

59 . .. : . / … — ., 2003.

60 . .. . / … — , 1981.

61 . .. // , II / . .. , .. . ., 1997.

62 . .. // . 1979- 5 — .

63 . .. . / .., … — .: , 1990.

64 . .. . / .. — .: «» . .., 2000.- 350.

65 . .., .. — // . — 1985. — 4.

66 . .. . / .., … — .; , 2002.-136.

67 . .. . — ., 1938.-31.

68 . .. / … — ., 1998.

69 . .. : . / … — .: . . , 2000.

70 . .. . // / . .. . — ., 1982.

71 . .. // . — ., 1975.

72 . .. , : . . … — ., 1969.

73 . .. // / . … — ., 1997.

74 . .. // 2012.

75 . .. . — ., 1974. 76. .. . — ., 1966. 77. .. // / . .. . — .: , 1982.

Allbest.ru

  • , . . . .

    [49,5 K], 03.02.2011

  • — . , . . . , .

    [55,6 K], 02.02.2011

  • , . . .

    [1,7 M], 11.08.2016

  • () , . . .

    [237,5 K], 28.08.2017

  • , — . , . , . .

    [101,7 K], 08.11.2010

  • ?

, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.

Диагностика

Симптоматика обладает спецификой. Для постановки диагноза достаточно одного приема у врача. Для определения разновидности заболевания требуется дополнительное обследование. Врач собирает собирает анамнез, проводит неврологический осмотр, исследуется двигательная функция пациента. Выясняется время возникновения синдрома, выраженность признаков. Для определения пораженного отдела назначают компьютерную томографию, МРТ, ультразвуковое исследование. При необходимости пациента направляют на консультацию к специалисту другого профиля, например при апраксии речи назначают прием у логопеда. В сети клиник ЦМРТ используют следующие методы диагностики:

Что делает доктор?

  • Если есть подозрение на апраксию, врач сначала заводит историю болезни. Для этого он часто собирает информацию от родственников и медсестер (сторонний анамнез), так как многие пациенты дополнительно страдают расстройством речи (афазия) и поэтому не могут сами предоставить информацию. Для врача важно, например, наблюдать, что пациент не может жестами выразить свои желания, пытается съесть суп вилкой или выталкивает зубную пасту из закрытого тюбика зубной пасты.

Используя различные обследования и тесты, врач может затем проверить отдельные действия и движения, которые часто нарушаются во время апраксии. Например, он может попросить пациента имитировать простые движения рук, положения пальцев или жесты. Он также может устно спросить пациента об определенных жестах (например: «Покажи мне, как бить!»).

Также для проверки используются предметы: предлагается разрезать бумагу ножницами, надеть очки, открыть щеколду и т. д. Например, чтобы выявить щечноязычную апраксию, врач может попросить пациента посвистеть, поцокать языком, пососать соломинку или попеременно надуть щеки.

Пространственная апраксия

При поражении теменно-затылочных отделов коры головного мозга левого полушария или двусторонних поражениях возникают нарушения движений пространственного типа.

Такие нарушения называются пространственной апраксией. Больной ощущает отличные от реальности пространственные соотношения. При этом нарушаются пространственная ориентированность двигательных актов. Попытки организовать зрение не удаются. Не ощущается разницы в выполнении движений при открытых или закрытых глазах. Пространственная апраксия дольно часто встречающееся заболевание.

Отличие от других нарушений

Для правильного понимания проблемы и выбора наиболее эффективного способа коррекции речевого расстройства необходимо отличать апраксию от прочих подобных состояний. Основные маркеры непосредственно CAS таковы:

  • затруднен плавный переход между звуками и словами, что связано с нарушенным управлением речевым аппаратом;
  • специфические движения челюстями, губами или языком, похожие на «ощупывание» – подобной мимикой обычно сопровождаются попытки малыша произнести слово правильно;
  • неверное произношение гласных – «а» вместо «о», «у» вместо «ю» и т. д.;
  • неверная постановка ударений – например, «кошкá» вместо «кóшка»;
  • разделение паузами слогов в словах и/или отдельных слов в законченных фразах;
  • постановка ударений на все имеющиеся в слове слоги: «кó-шкá», «бá-бу́-шкá», что придает детской речи характерную «плоскую» интонацию;
  • ошибки произношения – «цадака» вместо «собака», «карпета» вместо «конфета» и т. д.;
  • произнесение одного и того же слова каждый раз иначе, новые ошибки при попытках повторить слово несколько раз. Иногда эта проблема настолько сильно выражена, что даже родители малыша не могут понять, что он пытается сказать.

Среди вербальных нарушений, которые иногда могут быть ошибочно приняты за CAS, можно отметить дизартрию, а также фонационные и/или артикуляционные нарушения, причем подобные расстройства встречаются значительно чаще, чем речевая апраксия как таковая. Методы диагностики аутизма позволяют отличить виды речевых расстройств, но для этого следует проводить полное специфичное обследование.

Дизартрией называется двигательное расстройство, связанное со слабостью и/или спазмами мышц, относящихся к артикуляционному аппарату, а также с трудностями контролирования их работы. Речевой процесс в данном случае страдает лишь из-за того, что необходимые мышцы не функционируют должным образом.

Соответственно, основным отличием апраксии от дизартрии является то, что у детей с апраксией нет расстройств тонуса, паралича или спазмов артикуляционных мышц. У них имеются лишь исключительно мозговые нарушения, затрудняющие «планирование» движений челюстей, языка и губ. То есть малыш с апраксией знает, какое именно слово он хочет произнести, и знает, как произнести его правильно – однако его мозг не способен скоординировать мышечные движения для верного произнесения.

В свою очередь, расстройства фонации и/или артикуляции обычно характерны для детей, испытывающих некоторые трудности в обучении произношению определенных звуков. Однако при этом дети не имеют проблем с выполнением произвольных движений/действий, необходимых для произношения этих звуков. К фонационным и артикуляционным проблемам относятся:

  • замены звуков – например, «тошка» вместо «ложка»;
  • пропуски конечных согласных в отдельных словах – например, «сту» вместо «стул»;
  • пропуски первых букв в словах, связанные с остановками потока воздуха – например, «абушка» вместо «бабушка», «кно» вместо «окно»;
  • упрощения комбинаций звуков – например, «ройка» вместо «стройка» и т. д.

Развитие речи у детей с аутизмом обычно происходит гораздо медленнее, чем у их нейротипичных сверстников, что наряду с остальными характерными проблемами доставляет немало трудностей в процессе социальной адаптации. Если же ситуация осложнена еще и речевой апраксией, социализация аутичного ребенка затрудняется еще сильнее. Поэтому крайне важно своевременно выявить апраксию и начать ее коррекцию, поскольку без квалифицированной помощи это расстройство не только не «пройдет само», но и может начать прогрессировать.

Конструктивная апраксия

Данный вид болезни характерен снижением конструктивных возможностей мозга. Особенно наглядно эти нарушения можно увидеть при попытках больного что-либо изобразить на бумаге. При конструктивной апраксии пациент выполняет рисунок с четко обозначенными нарушениями. Теряются некоторые детали предмета, искажаются его контуры, нет четкого выбора места для изображения. Конструктивная апраксия развивается в случаях поражения теменной доли того или другого полушария.

Конструктивная апраксия считается особым и наиболее часто встречающимся видом заболевания. Она развивается при поражении теменной доли, как правого, так и левого полушария. При данном заболевании пациент затрудняется или не может изобразить, срисовать по памяти фигуры животных и человека, геометрические фигуры.

ПОДРОБНЕЕ: Первая помощь при инсульте до приезда скорой: алгоритм действий

Симптоматика

Сложность в установлении заболевания заключается в том, что симптомы долгое время могут не указывать на развитие патологии. В некоторых случаях они выражены не ярко и доставляют легкий дискомфорт человеку. Чаще всего наличие проблемы устанавливают в период осмотра невролога.

Апраксия может иметь такие проявления как:

  • У человека возникает сложность при выполнении действий последовательно.
  • Трудность в воспроизведении действий, которые требуют ориентировки в пространстве.
  • Невнятная речь.
  • Ходьба маленькими шагами. Часто человек идет сильно сгорбившись, шаркает ногами, при возникновении перед ним препятствия, он долго думает, как его преодолеть.
  • Возникают сложности с процессом одевания.
  • Человеку сложно открыть или закрыть глаза.
  • Нарушение пространственной ориентировки.
  • Невозможность зафиксировать взгляд на объекте.
  • Человек не может управлять движением языка и губ.

Как лечить апраксию

Кроме данных проявлений патологии человека беспокоит агрессивность, раздражительность, склонность к депрессивному состоянию.

Патогенез

Механизм формирования организованных во времени и пространстве сложных движений находится в стадии изучения. Известно, что нейрофизиологическую основу последовательных действий обеспечивает широкая сеть межнейрональных контактов различных анатомо-функциональных зон обоих полушарий. Содружественная работа всех отделов системы необходима для выполнения давно отработанных и новых действий. Преимущественная роль доминантного полушария наблюдается при осуществлении сложно организованных движений, направленных на решение новой задачи, лежащей вне привычного поведения. Апраксия возникает при нарушении функции отдельных участков системы под действием указанных выше этиологических факторов. Сложная организация системы праксиса, вхождение в неё различных церебральных структур обеспечивает широкую вариативность клинической картины, существование многочисленных видов апраксии.

Афферентная апраксия

Афферентная апраксия обычно развивается на фоне поражения постцентральной (теменной) коры головного мозга. Данная болезнь характеризуется неспособностью пациента воспроизвести единичные позы (пальцевые и кистевые, оральные и артикуляционные). Однако, подобные позы при данном виде заболевания легко воспроизводятся вместе с привычными непроизвольными действиями – одеванием, приемом пищи.

Причины

Апраксия возникает в результате дефекта мозговых путей, которые содержат память об изученных моделях движения. Повреждение может быть результатом определенных метаболических, неврологических или других нарушений, которые затрагивают мозг, особенно лобную долю (нижняя теменная доля) левого полушария головного мозга. В этом регионе сохраняются сложные трехмерные представления ранее изученных моделей и движений. Пациенты с апраксией не могут восстановить эти модели сохраненных квалифицированных движений.

Окуломоторная апраксия является доминирующей генетической особенностью. Ген этого состояния был обнаружен в хромосоме 2p13. Каждая хромосома имеет короткое плечо, обозначенное «p», и длинное плечо, обозначенное «q». Хромосомы далее подразделяются на множество полос, которые пронумерованы. Например, «хромосома 2р13» относится к полосе 13 на коротком плече хромосомы 2. Пронумерованные полосы указывают местоположение тысяч генов, присутствующих в каждой хромосоме.

Генетические заболевания определяются двумя генами, один из которых получен от отца, а другой — от матери.

Идеаторная и идеомоторная апраксия

Эксперты часто разделяют две формы: идеаторную и идеомоторную апраксию. Однако, эта классификация противоречива.

В идеаторной апраксии нарушается идея движения: те, кто пострадал, не могут спланировать логическую последовательность отдельных движений для совершения какого-либо действия. Например, во время завтрака рулет сначала намазывается джемом, а затем нарезается ломтиками. Или бутылка открывается и сразу же снова закрывается, до того, как из нее нальется жидкость в стакан.

Гораздо более распространенной является идеомоторная апраксия. Хотя пострадавшие могут правильно представить последовательность движений, они не могут их выполнить. Возможные последствия сложны: например, некоторые из пострадавших могут совершать целенаправленное движение, только если они поддельные (например, открывают бутылку и наливают в стакан).

В других случаях эта имитация целенаправленного движения невозможна. В субформации буккофациальной апраксии мимические мышцы лица подвержены дисфункции. Пациенты не могут выполнять лицевые движения, такие как мазки из носа или ресницы языка, при словесной подсказке или подражании. Но спонтанные такие движения, обычно, возможны.

Применение логопедического артикуляционного массажа в лечении апраксии

Для активации работы артикуляционного аппарата и исправления нарушений его функционирования проводят различные виды логопедического массажа.

  • Массаж артикуляционной мускулатуры может быть направлен на расслабление мышц – при повышенном мышечном тонусе, либо на их укрепление – при пониженном тонусе.
  • Расслабление мышц шеи происходит посредством проведения пассивных движений головы.
  • Мышцы рта расслабляются при помощи поглаживания и похлопывания мышц лица, губ, шеи, языка. Движения обязательно должны быть легкими, спокойными, не растягивающими кожные покровы.

Укрепление мышц лицевой мускулатуры происходит при помощи выполнения движений вибрации, пощипывания, поглаживания, легкого постукивания. Причем постепенно сила воздействия увеличивается.

Вибрация проводится как ручным способом, так и аппаратным. Используются специальные массажеры – вибраторы, которые передают ускоренные колебательные движения разной силы и приводят к мышечным сокращениям. Упругость мышц и тканей повышается.

Не сдавайте скачаную работу преподавателю!

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».

Диагностика и лечение апраксии

Чтобы поставить диагноз апраксии, врач сначала разговаривает с близкими пациента о его способностях к выполнению простых действий, а затем выполняет неврологическое оценивание – просит больного выполнить определенные движения, написать несколько слов, нарисовать фигуру, выполнить последовательность движений.

Для уточнения диагноза выполняют также магнитно-резонансную или компьютерную томографию.

Специальной терапии для данного нарушения не разработано. С целью уменьшения симптомов используют трудо- и физиотерапию, когнитивную реабилитацию, логопедические упражнения.

Таким образом, апраксия – редкое заболевание, при котором пациент не имеет каких-либо дефектов ног или рук, но, тем не менее, не может выполнять довольно простые и привычные для всех действия. Причина этого – в нарушении работы отдельных участков коры головного мозга.

Характер данного нарушения определяется тем, какой именно участок мозга оказался пораженным. При этом сам пациент не осознает своего заболевания и нуждается в постоянном присмотре и оказании помощи в выполнении бытовых действий и самообслуживании.

Принципы лечения

Чтобы терапия была успешной, занятия должны проходить до 3-5 раз в неделю. Предпочтительнее индивидуальные уроки, чем групповые упражнения, особенно на начальном этапе. Впоследствии, при условии положительной динамики, тактика может быть изменена. Родители ребенка с апраксией должны быть терпеливыми, принимать активное участие в программе развития. Благоприятная обстановка в семье облегчает процесс лечения.

Терапия апраксии должна начинаться с устранения причины патологии, то есть лечения основного заболевания.

Кроме приема медикаментов по индивидуальной схеме для каждого пациента, улучшить качество жизни помогают физиотерапевтические методы. Если речь идет об оральной форме, необходимы занятия с логопедом. Прогноз благоприятный, конечно, при условии систематического лечения и проведения занятий. Ближайшие родственники должны быть терпеливыми к проявлениям болезни и образу жизни больного, помогать ему в быту.

Специальных рекомендаций по профилактике заболевания не существует. Они являются общими. Это здоровый образ жизни, сбалансированное и рациональное питание, своевременное прохождение обследования у врача при наличии жалоб и хронических инфекций. В случае нарушения состояния здоровья из-за проблем сосудистого характера необходимо контролировать уровень кровяного давления.

Формы, виды и классификации апраксий

В основу классификации положены несколько критериев. В зависимости от локализации патологического очага различают: лобную, кортикальную, билатеральную, премоторную и моторную апраксию. По типам когнитивных расстройств существует деление по А.Р. Лурия:

  • Акинетическая — дефицит побуждения к движению.
  • Амнестическая — нарушение произвольных и сохранение подражательных движений.
  • Идеаторная апраксия — отсутствие плана действий.
  • Кинестетическая — нарушение произвольных движений.
  • Конструктивная апраксия — потерян навык восстановления целого предмета из его деталей.
  • Оральная — нарушение артикуляции.
  • Расстройство одевания.
  • Пространственная — расстройство ориентировки.
  • Нарушение ходьбы.
  • Апрактоагнозия — нарушение пространственно организованной деятельности.

Если вы нуждаетесь в реабилитации или хотите получить профессиональную консультацию, вы можете оставить заявку в конце страницы

Регуляторная апраксия (по локализации лобная) может сочетаться с любым из описанных видов и характеризуется «застреванием» на одном движении и невозможностью переключиться на другое.

Связанные расстройства

Следующее расстройство может быть связано с апраксией как вторичной характеристикой. Для дифференциальной диагностики она не обязательна:

Афазия — это нарушение способности понимать или использовать язык. Обычно происходит в результате повреждения языковых центров головного мозга (коры головного мозга). Затронутые люди могут выбирать неправильные слова в разговоре и иметь проблемы с интерпретацией устных сообщений. Дети, рожденные с афазией, могут вообще не разговаривать. Логопед может оценить качество и степень афазии и помочь обучить тех людей, которые чаще всего взаимодействуют с пострадавшим, способами общения.

Симптоматика

Признаки, по которым можно точно распознать апраксию, это нарушения в работе мышц лица, проблематичность в выполнении точных движений, неспособность повторить, проблемы в использовании определенных инструментов, неспособность одеться.

О нарушении ходьбы можно говорить, когда человек сильно сутулиться, появляется неправильная (шаркающая) походка, человек при ходьбе может неожиданно остановиться, ему тяжело перешагнуть через препятствие. Часто больной даже не замечает изменений в поведении или движениях, они его не беспокоят. Отклонение могут обнаружить врачи, проведя ряд неврологических исследований.

апраксия ходьбы

Симптомы данного заболевания проявляются когда:

  • человеку сложно повторить ряд манипуляций по четной команде, он просто не понимают этой последовательности;
  • пациенты теряются в пространстве, следовательно, не могут выполнить ориентировочные движения;
  • шаги небольшие, движения скованные;
  • пациенты не могут одеться;
  • наблюдается персеверация определенного движения;
  • сложно открыть глаза.

Описание

Апраксия понимается как моторная неисправность, которая не может быть объяснена основной двигательной инвалидностью: нет паралича или нарушения координации. Тем не менее, пострадавшие не могут совершать произвольные, целенаправленные движения или обрабатывать предметы (например, столовые приборы или инструменты).

Апраксия обычно является следствием повреждения левой половины мозга (например, при инсульте). Обычно он поражает обе половины тела и, в большинстве случаев, сопровождается одновременным нарушением речи (афазия). Часто апраксия сопровождается параличом правой стороны тела, так что последствия дисфункции можно увидеть только на левой (все еще подвижной) стороне.

Последствия болезни, возможные осложнения и прогноз

Прогноз формируются в зависимости от основной причины патологии, которая явилась провокатором апраксии. Поэтому врачи назначают мероприятия для устранения факторов заболевания и развития двигательных программ, выполняемых в произвольной форме.

По теме

Так как специального лечения для такого патологического процесса нет, а существуют только поддерживающие способы, возникают следующие осложнения и последствия:

  • снижение качества жизни заболевшего человека из-за невозможности выполнения определенных телодвижений и чувства некоторых тактильных ощущений;
  • невозможность самообслуживания, требуется постоянное наблюдение и уход;
  • нарушение трудовой адаптации.
  • развитие инвалидности.

При данном патологическом явлении важно выполнять все рекомендации, предписанные специалистом. Поддерживающая терапия представляет собой длительный и трудный процесс, поэтому при обнаружении первых признаков стоит незамедлительно посетить врача.

Симптомы

Проявления заболевания зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка. Есть лишь небольшой список наиболее часто встречающихся симптомов:

  • Нарушения осанки
  • Задержки физического развития (роста, размеров тела, пропорций, нарушения циклов у девочек и т.д.)
  • Нарушения в развитии до 2 лет. Ребенок не сидит, не ползает и т.д.
  • Проблемы с концентрацией взгляда на одном предмете
  • Изменения сна
  • Излишняя раздражительность
  • Трудности с равновесием
  • Сложности в обучении. Особенно при освоении математики, письма, чтения
  • Чрезмерная медлительность при списывании, копировании
  • Путаница сторон
  • Дисграфия
  • Симптоматика зависит от вида заболевания и возраста пациента.

Мальчик у психолога

Видео о лечении апраксии

Как правильно лечить апраксию:

Как это выглядит?

Признаки апраксии:

  • отсутствие навыков контроля мимических мышц лица;
  • затруднения при одевании (проблемы с завязыванием шнурков и застегивания молнии);
  • отсутствие навыков координации пальцев рук и кисти (возникают проблемы при рисовании элементарных элементов);
  • затруднения при соотношении использования предметов и рода деятельности, где они должны задействоваться;
  • нарушения при ходьбе;
  • человек не может перешагнуть или обойти препятствие;
  • отмечается ранее отсутствовавшая сутулость.

Апраксии у детей

Апраксии у детей
Причинами апраксии у детей чаще всего служат энцефалиты, ДЦП, травмы мозга, опухоли, аутизм. Наиболее часто в детском возрасте встречается апраксия речи, что приводит к дизартрии разной степени. Проблема выявления подобных нарушений у детей состоит в том, что симптомы дизартрии часто принимают за детское несовершенство речи. Родители думают, что ребенок просто еще не научился хорошо разговаривать и со временем это пройдет. Однако дизартрия, которую вызывает артикуляционная апраксия не пройдет сама по себе. Так как проблема заключается в том, что мозг ребенка просто не может управлять движениями языка и губ так, чтоб звуки и слова произносились четко. Речевая недоразвитость у детей в последнее время встречается достаточно часто. Дизартрия, вызывающая неспособность ребенка с помощью речи донести до взрослых свои мысли и желания нередко становится причиной детской агрессивности и раздражительности. Дизартрия может вызвать у ребенка сильнейший стресс, что впоследствии может привести к депрессии. В такой ситуации кроме лечения дизартрии методами логопедии, ребенку может потребоваться детский психолог или психотерапевт.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...