Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет

Содержание
  1. Причины неправильного произношения
  2. 4. Упражнение «Улыбка – трубочка» или «Лягушка и слоник»
  3. Рекомендации логопеда
  4. Проблемы с речью у детей
  5. 1. Фонетическое недоразвитие
  6. 2. Фонетико-фонематическое недоразвитие
  7. 3. Общее недоразвитие
  8. 4. Патологии, связанные с травмами, пороками сердца, поражениями нервной системы
  9. Комплексы артикуляционной гимнастики в картинках-схемах
  10. Постановка звука Л по подражанию
  11. Заключительные аккорды
  12. Конспект индивидуального занятия. Звук [С]. Подготовительный этап
  13. Рекомендуем:
  14. «Веселая артикуляционная гимнастика» Н.А. Нищевой.
  15. 11. Упражнение «Кошка сердится»
  16. Логопедам
  17. Артикуляционная гимнастика в стихах
  18. 14. Упражнение «Грибок»
  19. Логопедические занятия: закрепление произношения
  20. 15. Упражнение «Лошадка»
  21. Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2-4 года
  22. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика

Причины неправильного произношения

Ребёнок

Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:

  • ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
  • язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
  • язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
  • язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).

В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:

  • двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
  • конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
  • середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).

Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – дизартрия, вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.

4. Упражнение «Улыбка – трубочка» или «Лягушка и слоник»

Давай будем превращаться то в лягушку,

то в слоника. На счёт «раз» улыбнись,

покажи сомкнутые зубки и удерживай

губы в улыбке. На «два»- вытягивай

сомкнутые губы вперёд и удерживай их в

таком положении. Чередуй движения

«лягушка – слоник» 5 -6 раз на счёт «раз –

два».

Рекомендации логопеда

Проводить артикуляционную разминку необходимо на занятиях с логопедом или с родителями в домашних условиях. Чтобы процесс обучения и развития был интересным, заниматься с ребенком нужно в игровой форме, подбирать материал по возрасту, интересам малыша. Существует несколько правил, соблюдая которые получится добиться максимального эффекта от коррекционных, развивающих, логопедических занятий.

  • Первые упражнения важно проводить перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать органы речи, следить за языком, губами, щеками, зубами. Взрослому следует показать правильность выполнения задания, после к нему приступает малыш, пытаясь повторить в точности за педагогом или родителем, ориентируясь на образ в зеркале.
  • Занятия следует проводить с применением материала по возрасту. Для дошкольников, младших школьников, подростков требуется отдельный стимул к деятельности. Малышам можно предложить упражнения не только в стихотворной форме, но и песенной, проиграть рассказанное в стихе. Подойдут для занятий карточки с предметами, явлениями природы. Нужна картотека с сюжетными картинками, когда необходимо составить рассказ или угадать пословицу, поговорку, скороговорку. На иллюстрациях могут быть изображены подсказки для выполнения упражнения, например, правильная постановка звука. Подросткам для занятия можно предложить стихотворения посложнее, задания, нацеленные не только на проговаривание и постановку звука, но и оттачивание навыка выразительности речи. Стихотворения для воспитанников старше 12 лет должны подразумевать проработку нескольких параметров речи: четкость, правильность, выразительность, структурированность.
  • Проводить разминку следует, опираясь на временные рамки: с детьми дошкольного возраста − от 10 до 20 минут, младшими школьниками − от 20 до 30 минут. Подростки могут заниматься до 40 минут, так как артикуляционная гимнастика включает множество направлений, заданий. Время зависит от настроя ребенка, не стоит настойчиво просить выполнить упражнение. Если малыш не в духе, лучше перенести занятие, чтобы не отбить желание в дальнейшем.
  • Нужно понимать, для чего нужна гимнастика: отточить произношение отдельного звука, расслабить или ввести в тонус определенный орган, научить четко произносить слоги, звук, слова. Для каждой задачи потребуется отдельный комплекс упражнений.

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом

В ходе проведения гимнастики для артикуляции следует обращать внимание на:

  • правильность выполнения, чтобы воспитанник верно повторял упражнение за взрослым;
  • самоконтроль, когда ребенок самостоятельно следит за выполнением упражнения в зеркале, определяет верно ли выполнено задание;
  • четкость выполнения, органы речи должны быть расположены правильно, звук произносится легко и выражено;
  • переключение, когда нужно быстро перестроить артикуляционную позицию при произношении следующего слога, слова.

Проблемы с речью у детей

Речевые нарушения у малышей могут быть вызваны следующими причинами.

1. Фонетическое недоразвитие

Пожалуй, самый распространенный тип нарушений – неправильное произношение одного или нескольких звуков. До логопеда можно посетить ортодонта – иногда проблему можно решить, подрезав уздечку.

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие

При таком нарушении малыш не может даже услышать звук правильно. Возникают трудности и с речью, и с письмом, и с изучением языков. Попросите ребенка повторить за вами цепочки слов: «дом-сом-ком-лом» или слогов: «гу-ку-гу-ку». Если ошибается, это тревожный знак.

3. Общее недоразвитие

Скудный словарный запас, трудности с выражением мысли, неспособность составить описание к картинке… Как правило, такие дети начинают говорить позже сверстников. Им сложно концентрировать внимание, запоминать. Кроме логопеда, скорее всего, понадобится невропатолог.

4. Патологии, связанные с травмами, пороками сердца, поражениями нервной системы

Примерами таких патологий могут быть алалия, афазия и дизартрия.

Алалия возникает в связи с поражением нервной системы. Ребенок говорит очень плохо, и его речь лишена смысла, либо он не говорит вовсе. Также иногда малыш может страдать двигательными расстройствами, гиперактивностью или, напротив, заторможенностью.

Если алалия подразумевает, что речь изначально развивается неправильно либо не развивается, то афазия – приобретенное нарушение. Она может быть вызвана поражением коры головного мозга, травмами головы, пороками сердца. При афазии малыши не понимают чужую речь и не контролируют собственную, плохо запоминают слова, меняют звуки и слоги местами.

Дизартрия – относительно редкое нарушение, при котором человек говорит невнятно и нечленораздельно. Дизартрию провоцируют нарушения речевого дыхания и артикуляции, которые связаны с поражениями нервной системы.

С такими проблемами нужно бороться комплексно – с помощью неврологов, педагогов, психологов и логопедов.

Комплексы артикуляционной гимнастики в картинках-схемах

Артикуляционная гимнастика в картинках-схемах

Артикуляционная гимнастика в схемах

Также по теме:

Постановка звука Л по подражанию

Родители самостоятельно, находясь перед зеркалом, могут показать детям правильную артикуляцию. При произношении согласного:

  • губы находятся в положении улыбки, рот приоткрыт, верхние и нижние зубы не соприкасаются;
  • конец языка устремлён вверх, прижат к задней поверхности дёсен над верхними резцами;
  • воздух выдыхается с обоих боков языка, устремляется в щёки.

Дети должны повторять действия за родителями, глядя в зеркало. Однако такой способ тренировки не подходит для маленьких детей, ещё не способных к подражанию. В данном случае используются другие способы постановки звука Л.

Заключительные аккорды

Учимся разговаривать чисто, грамотно и красиво мы прежде всего для себя. Желание не стоять на месте, развиваться, ставить цели, идти к ним — все это дает нам энергию и делает нас сильными. И если мы постараемся, чтобы были красивыми наши мысли и чувства, то у нас все получится. Ведь из чувств рождаются мысли, мысли облекаются в слова, а слова — это составляющие нашей речи.

Своей созидательной энергией мы поделимся с детьми, чтобы помочь им самим преодолевать возникающие проблемы. А как иначе?

Конспект индивидуального занятия. Звук [С]. Подготовительный этап

Презентация

  • формат ppt
  • размер 30,81 МБ
  • добавлен 16 декабря 2016 г.

Цель: подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [с] Задачи: 1.Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме. 2. Формировать длительную направленную воздушную струю. 3. Упражнять в различении слов, близких по звучанию. 4. Формировать умение определять наличие звука [с] в ряду звуков. 5. Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие обобщающие понятия. 6. Формировать умения образовывать о…

0bc53d8.jpg

Рекомендуем:

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.А. Нищевой.

Это пособие считается одним из самыхвостребованных у логопедов и родителей. Здесь представлены артикуляционныеупражнения с подробным описанием действий, наглядное изображение положений губи языка, а также стихотворения и иллюстрации по теме упражнения. Детямнаверняка понравится выполнять артикуляционную гимнастику в компании книжныхщенка, слоненка или бегемотика.

Веселая артикуляционная гимнастика«Веселая артикуляционная гимнастика»Веселый бегемотикВеселый бегемотикВеселый щенокВеселый щенок

11. Упражнение «Кошка сердится»

Давай покажем, как кошка

рассердилась и выгнула

спинку.

1. Улыбнись, открой рот,

кончик языка упри за

нижние зубки, а

«спинку» языка выгни.

Удерживай язык в

таком положении под

счёт до десяти.

2. А теперь «погладь»

кошку по спинке

зубами. Повтори пять –

шесть раз.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

Артикуляционная гимнастика в стихах

Существуютстихотворения для занятий артикуляционной гимнастикой. Они помогаютразнообразить артикуляционные комплексы и привлекают внимание ребенка.Например:

К упражнению «Маятник»:

Тик-так, тик-так.
Ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!

К упражнению «Варенье»:

Нашей Маше очень смело
На губу варенье село.
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

К упражнению «Чистим зубки»:

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

 К упражнению «Пароход»:

Вывожу язык вперед.
Закушу его — и вот:
«Ы» — так гудит пароход.

Такжестоит найти историю о Язычке, с которым происходят приключения. Например, одиниз вариантов есть в книге АнищенковойЕ.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие дляродителей и педагогов». Малышам будет интересно «помогать» Язычку скакатьна лошадке или стучать молоточком по заборчику.

Домик язычка

Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Д – д – д – д – д – д – стучитмолоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забитгвоздочек.

14. Упражнение «Грибок»

По берёзой у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Логопедические занятия: закрепление произношения

Логопедические занятия в игровой форме, вызывают у детей большой интерес. В итоге удаётся быстрее достичь положительных результатов. Наиболее часто применяются следующие игры:

1. «Дорожка». На бумажном листе чертится дорожка от написанной буквы к нарисованному предмету, в названии которого имеется эта буква. Пациент двигает пальцем от буквы по линии к рисунку, произнося проблемный согласный, в конце пути называет нарисованный предмет.

Игра «Дорожка»

2. «Лиса и колобки». Вырезается фигурка лисы и 10 колобков. Логопед просит пациента назвать определенное слово. Если задание выполняется успешно, то колобок убегает от лисы, если нет, то лиса съедает очередной колобок.

Игра «Лиса и колобки»

3. Предметные карточки. На карточках изображены предметы, в названии которых имеется проблемный согласный. Дошкольнику предлагается назвать изображённый предмет.

Предметные карточки

4. Логопедические карточки со звуком Л.

Логопедическая карточка Карточка с буквой Л

Обычно со всеми вышеперечисленными занятиями родители справляются самостоятельно. Но если прошло много времени, а логопедические тренировки в домашних условиях так и не дали положительного результата, то требуется помощь логопеда.

15. Упражнение «Лошадка»

Я весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Изобрази, как лошадка стучит

копытами: улыбнись, открой

рот, щёлкай языком громко и

энергично. Старайся, чтобы

нижняя челюсть была

неподвижной и «прыгал»

только язык.

Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2-4 года

  • формат doc
  • размер 364,61 КБ
  • добавлен 11 декабря 2010 г.

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недо…

87e6431.jpg

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика

  • формат djvu
  • размер 9,05 МБ
  • добавлен 18 октября 2011 г.

Корона-Принт: 2004. — 78 с. ISBN: 5-7931-0265-5 Данное методическое руководство — памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть различного рода речевые дефекты. От автора. Логопедический массаж. Показания к проведению логопедического массажа. Дизартрия и ее стертые формы. Сложная дислалия (в том числе с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития). Дислалия, обусловленная у…

no_image.jpg
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...