Что это — речь, развитие речи в онтогенезе

Содержание
  1. Общие сведения о речи
  2. 1. Речь и ее развитие в онтогенезе
  3. 4. Этапы становления детской речи
  4. 5. Сензитивный / сенситивный– период становления речи
  5. Консультации для воспитателей по развитию речи дошкольников по ФГОС
  6. 6. Теории речевого развития
  7. Принципы развития связной речи
  8. Формирование связной речи у детей по картинкам
  9. Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста
  10. Этап развития в период от 3 до 7 лет
  11. Нетрадиционные методы и приемы развития речи детей.
  12. Способность к рассуждениям
  13. 16.
  14. Составление плана высказывания
  15. 18. Этапы нормального речевого онтогенеза
  16. Развитие связной речи в онтогенезе
  17. Возможные нарушения в процессе развития речи
  18. Работа с текстом
  19. 21.
  20. 22. НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
  21. 24. НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
  22. 25. Фонематический слух
  23. 26. звукопроизношение

Общие сведения о речи

Речевое общение можно рассматривать как инструмент обмена информацией. Именно благодаря психолингвистическому процессу, который сформировался благодаря речевым навыкам, человек смог использовать прошлый и современный опыт других людей. Таким образом и оформилось развитие уже трудовых навыков человечества. Вместе с этим, речь нельзя рассматривать в отрыве от непосредственного инструмента ее реализации – языка. С одной стороны, под ним понимается орган артикуляционного аппарата, а с другой – набор знаков, указывающих на то или иное явление, действие или объект реального мира. Качеством использования навыков владения языком и определяется эффективность общения. И развитие речи в онтогенезе является в некотором роде фундаментом, на котором строится последующее формирование артикуляционных и других способностей.

1. Речь и ее развитие в онтогенезе

РЕЧЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В

ОНТОГЕНЕЗЕ

4. Этапы становления детской речи

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

IV.

3 – 7 лет: словарный запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается

словотворчество (слова создаются по правилам грамматики). К

семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение,

правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В

этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая

коммуникативной

функции

(комментарии

собственных

действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам

появляется контекстная речь (полная, развернутая).

V.

Младший школьный возраст: контекстная и письменная речь.

VI.

Подростковый возраст: появляется литературная речь. И

поскольку бурная жизнь и личностное развитие – появляется

сленг.

5. Сензитивный / сенситивный– период становления речи

СЕНЗИТИВНЫЙ / СЕНСИТИВНЫЙ– ПЕРИОД

СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ

Сензитивный / сенситивный– период наиболее благоприятный для

развития какой-либо функции

Период от 1г. до 6-ти лет весь считается сензитивным (особо удачным,

чувствительным) для развития речи.

Гиперсензитивные фазы

1-1,5 лет – быстрое накопление словаря. Основа последующего

произношения, ГСР и связной речи.

2,5- 3,5 – овладение фразовой речью. Переход от конкретных к

отвлеченным формам мышления. То есть от мышления только о том, что

вижу или делаю прямо сейчас, к мышлению о том, что уже прошло или

только будет или мышление о понятиях, которые нельзя потрогать –

дружба, хорошо, завтра.

5-6 лет – формирование контекстной речи, т.е. самостоятельное

порождение текста.

Консультации для воспитателей по развитию речи дошкольников по ФГОС

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) содержит цели и задачи системы дошкольного образования. Возникающие в последние годы многочисленные интегративные подходы к речевому развитию позволяют создать основанную на современных технологиях базу обучения дошкольников. Воспитатели могут получать консультации, которые обогащают их опыт, они должны соответствовать требованиям, изложенным в стандарте.

ФГОС следующим образом определяет термин «речевое развитие»: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аппаратно-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.»

6. Теории речевого развития

ТЕОРИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

1.

2.

3.

4.

5.

Бихевиористская теория П.Скиннера

Преформистская теория Н.Хомского

Генетическая теория интеллекта Ж.Пиаже

Психосоциологическая теория

Л.С.Выготского

Концепция становления речевой

деятельности А.А.Леонтьева

Принципы развития связной речи

Формирование связной речи у детей должно согласовываться с принципами, которыми пользуются логопеды для оказания воздействия на речь и мышление. Вот главные из них:

  • нужно опираться на формирование речи в онтогенезе, учитывая при этом законы развития разных элементов речевой активности в данном возрасте;
  • обучать законам грамматического строя нужно основываясь на обобщения;
  • работая над разными аспектами речевой активности, нужно добиться взаимосвязанности между этими направлениями.

Помимо прочего осуществлять работа над развитием речевой активности нужно, основываясь на общедидактические принципы. Обучение должно быть систематическим. Занятия нужно проводить последовательно. Важно учитывать особенности детей, связанные с их возрастом и психологическим развитием.

Обучение нужно строить так, чтобы помогать проявлять активность и быть самостоятельными.

Формирование связной речи у детей по картинкам

Ряд исследований подробно описали методику, с помощью которой можно обучать составлять речевые высказывания на основании показанных действий.

Далее эти отдельные предложения объединяются к небольшой рассказ. Причем упражнения для составления фраз на основе картинок также проводятся в соответствии с разными методическими рекомендациями.

Проводя занятия с детьми, страдающими расстройствами речи, можно придерживаться следующей методики.

Для выполнения упражнений подбирается два типа картинок:

  • изображения, на которых легко определить субъект и совершаемое им действие;
  • изображение, на котором находится один или несколько героев, а также понятно, где именно происходит событие.

По таким картинкам дошкольники могут поупражняться последовательно придумывать упражнения, имеющие разную семантическую и синтаксическую структуру. Нужно задавать определенные вопросы к картинкам и предоставлять образцы ответов.

Когда дети научились строить предложения на основании одной ситуационной картинки, их можно обучать составлять рассказы на основании нескольких картинок. Подготовительная работа должна помогать детям развивать способность отвечать на заданные вопросы развернуто и полно.

Для этого детей обучают определенному типу структуры ответа, который включает в себя опорные элементы, взятые из вопроса.

Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Так как развитие навыков устного общения идет во времени параллельно развитию мышления, прекрасным средством для этого будет использование на занятиях с детьми сказок.

Сказка развивает мышление, так как в ней содержится множество элементов нравоучений, также она настраивает детский коллектив на позитивный лад.

Посредством сказки увеличивается словарный запас ребенка, он знакомится с речевыми оборотами, такими как метафора, узнает строение предложений, грамматику языка через знакомство с текстом.

Формы работы со сказками:

  • пересказ,
  • сочинение сказочных историй (в том числе по карточкам),
  • театрализованная деятельность,
  • игра.

Театрализованная деятельность — одна из форм работы со сказками как дидактическим материалом

Использование вышеперечисленных форм занятий способствует развитию распознавания речи, обогащению новыми словами и оборотами, улучшению ее звуковой стороны.

Обуваемся в лапти. Значение народного фольклора в формировании родного языка.

Русские сказки, потешки, загадки, пословицы и поговорки, народные песни, прикладное творчество являются источниками развития родной речи.

Чтение русских сказок, знакомство с обычаями и ремеслами обогащают родную речь.

В них можно встретить много образов, знакомясь с которыми ребенок лаконично и ясно, более ярко выражает мысли и чувства. Загадки развивают одновременно и мышление, в частности подключается образное мышление.

Обратите внимание! Песни, потешки — отличный материал работы со звуковой стороной речи.

Этап развития в период от 3 до 7 лет

Начиная с 3 лет, дети уже могут выражать свои мысли в понятной форме, соблюдая при этом грамматический строй. Конечно, и в этот период будет много ошибок. Большинство из них все еще допускается из-за неумения правильно использовать сложные предложения, а в некоторых случаях допускаются и ошибки в произношении звуков. Также развивается фонематическое восприятие. Это значит, что ребенок с большей эффективностью может подходить к собственному контролю речи. Он слышит себя и корректирует, основываясь на правилах, заданных самими взрослыми. Поэтому и обучающая функция родителей по-прежнему остается значимой. Помимо этого, развитие речи детей в онтогенезе на этой стадии неразрывно связано с совершенствованием таких качеств, как мышление, запоминание и восприятие.

Нетрадиционные методы и приемы развития речи детей.

Применение некоторых нетрадиционных методов в сочетании с традиционными для некоторых детей является единственным эффективным вариантом развития родной речи. Все больше ученых замечают положительные результаты при таком сочетании подходов. Сказкотерапия, психогимнастика, релаксация позволяют, преодолевая трудности на пути обучения, добиваться высоких результатов.

Эффективны при развитии разговорных навыков дошкольников и такие виды деятельности как наглядное моделирование, развивающий логопедический массаж, массаж с использованием карандашей, игры с автоматизацией звуков, парадоксальная гимнастика.

Способность к рассуждениям

Практический опыт показывает, что дети с ОНР очень медленно усваивают способность к рассуждениям. Ведь этот речевой тип требует способности обдумывать мысль, предоставлять аргументы в ее пользу, показывать собственное отношение к ней, отстаивать свою позицию.

Для того, чтобы рассуждать правильно, дети должны уметь видеть причинно-следственные связи и объяснять их.

Формирование связной речи у детей медленный процесс, который развивается постепенно и имеют свою последовательность. Сначала лучше всего просить детей повторять то, что говорит логопед, формулируя задания и делая выводы.

Далее нужно побуждать детей продуцировать свои собственные высказывания. Нужно создавать такие ситуации, которые будут вынуждать детей проявлять речевую активность.

Логопед должен заниматься стимулированием и регулировкой продуцированных речевых высказываний. Они должны быть последовательными, логичными, связными и развернутыми. Для этого нужно задавать привальные вопросы детям.

16.

Центральная нервная система – обеспечивает согласованную работу всех речевых систем.

Центральная нервная система (мозг) отдает сигналы о речевых актах, периферическая нервная система

(нервы) доставляют сигналы о речевых актах в дыхательный, фонационный и артикуляционный отдел, а

так же сообщает ЦНС о выполнении её сигналов.

1. Лобная доля (левая, задняя часть) – центр Брокка – артикуляционные программы (движения языка,

качество произношение звуков).

2. Лобная доля – планирование будущей речи.

3. Височная доля (левая, задняя часть) – центр Вернике – фонематическое восприятие (узнавание

звуков речи, расстановка их в нужном порядке в собственной речи, понимание какие звуки произнес

другой человек. Височная доля – отвечает за лексико-грамматические конструкции (набор слов и их

окончания и расположение в предложении.

4. Подкорковые мозжечковые отделы – эмоциональность

(выразительность, темп речи).

5. Подкорковые ядра – тонус речевых мышц, плавность

движений органов артикуляции, дыхания, голосовых связок.

6. Затылочные отделы – зрительные зоны

(письменная речь = чтение и письмо).

7. Теменные доли (левые) – смысл речи

(подбор наиболее точных слов и понимание смысла слов другого

человека.

8. Продолговатый мозг (то чем заканчивается спинной мозг

в черепной коробке) – дыхание.

Составление плана высказывания

Особое внимание логопед должен уделить составлению плана речевого высказывания. Работая над планом, много времени уделяется речевому развитию.

Однако если в группе занимаются дети, страдающие речевыми нарушениями, то это требует гораздо больше времени и внимания, особенно когда идет работа по формированию связной речи.

Коррекционные занятия по составлению плана должны быть использованы в качестве метода развития речи в целом, также их можно организовывать так, чтобы дошкольники занимались совместной деятельностью, что побуждало бы их обмениваться друг с другом речевыми высказываниями.

Эта работа учит вычленять тему высказывания, находить более важное и отделять его от менее важного, продуцировать собственную речь в определенной логической последовательности.

18. Этапы нормального речевого онтогенеза

ЭТАПЫ НОРМАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА

А.А. Леонтьев

1. Подготовительный этап – с момента рождения до 1 г.

2. Преддошкольный – от 1 г. до 3-х лет.

3. Дошкольный – от 3 лет до 7.

4. Школьный – от 7-ми лет до 17.

Подготовительный этап – подготавливает все речевые системы к освоению речи.

Крик, с помощью которого ребенок «общается» до 1 г. – первая голосовая реакция, тренирует и

голосовые связки и дыхание.

Процесс питания (сосание) – активизирует органы артикуляции.

Общительность родителей – развивает психические процессы зрительное и слуховое внимание, память.

Подражательный рефлекс – закладывает первоосновы речи гуканье, гуление, лепет.

Преддошкольный этап – звукопроизношение несовершенно, ошибки в слоговом строе речи, накоплен

небольшой словарь, освоение простых предложений, появление простых грамматических форм (число,

род).

Дошкольный этап – на интуитивном уровне, не зная правил родного языка, дети владеют

нормированной речью – правильное произношение, нормативная слоговая структура, богатый словарь,

отсутствие ошибок в грамматическом строе речи, развернутая связная речь, готовы к освоению

грамоты.

Школьный период – совершенствуются все стороны речи, осваивается чтение и письмо, происходит

осознанное усвоение речи, то есть на основе изучения правил родного языка.

Развитие связной речи в онтогенезе

закономерности развития речи в онтогенезе

В этот период происходит комплексное укрепление навыков владения речью с разных сторон – со звуковой, морфологической, грамматической и лексической. Связная речь требует от ребенка больших усилий и также в большей степени задействует мыслительные процессы. Формируются и навыки поддержания диалога, который уже состоит не только из простых или сложных предложений, но и требует относительно быстрых речевых реакций на сменяющиеся ответы и вопросы. Как показывают закономерности развития речи в онтогенезе, дети начинают отдельное внимание уделять в процессе общения и его контексту. Общность ситуации, которая фоново связывает ребенка и собеседника, оказывает влияние на его высказывания.

Возможные нарушения в процессе развития речи

Речевые дефекты преимущественно связываются с недоразвитием психических функций, хотя нередко имеют место и физические отклонения. Обычно обе причины дополняют друг друга, из-за чего формируется труднопреодолимый комплекс факторов, не позволяющих найти однозначное средство избавления от проблемы. К таким дефектам можно отнести алалию, дисфонию, логоневроз и т. д. Некоторые отклонения связаны с нарушениями в процессах голосового образования, другие обуславливаются проблемами слухового аппарата, а третьи не позволяют правильно организовать темпоритмическую функцию. Иногда нарушенное развитие речи в онтогенезе удается исправить в раннем возрасте. Но по мере взросления даже в рамках начальных этапов становления устной речи справиться с подобными нарушениями становится все сложнее.

Работа с текстом

Нужно работать над последовательным освоением следующих навыков по работе с текстом:

  • определять, какова тема и главная мысль текста;
  • находить последовательность и как связаны предложения между собой;
  • определять, какая смысловая зависимость у предложений в тексте;
  • создавать план высказываний.

Рассмотренные нами навыки помогут дошкольникам самостоятельно строить связные высказывания.

Наша Речь

21.

К концу 37 месяца (3 г. 1 мес.) не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия

4 — 7 лет У ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать

предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья…;

затрудняется заменить слово синонимом: собака — пес, смотреть — глядеть …; подобрать к слову антоним:

сахар — соль, холодный — горячий, улыбаться — хмуриться… Ребенок не активен в речевом общении. Не

может связно рассказать о происходящих событиях. После 5 лет неправильно произносит звуки,

искажает слоговую структуру слов.

Ребенок развивается с задержкой.

Ребенок перенес тяжелые заболевания.

У ребенка есть неврологические заболевания.

Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит,

как будто Вас не слышал.

Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью

(«самостоятельный» ребенок).

Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания

«Скажи еще раз лучше» не реагирует.

Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

22. НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время

норме

Употребляет местоимение «Я»

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов

2 года 6 мес.

появления

Согласует имена прилагательные с существительными в К 3 годам

роде (кроме средн. Р.)

Согласует

глаголы

прошедшего

существительными в роде

времени

с К 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в К 3 годам

активной речи

Понимает

значение

употребляет их в речи

пространственных

Произносит твердые звуки С, 3, Ц

наречий, С 2 лет 3 мес.

С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других К 3 годам

детей

Начинает подбирать рифмы к словам

С 3 лет

в

24. НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Использует родовые названия предметов

Время появления

норме

С 4 лет 6 мес.

Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их 4 года 6 мес.

профессии

Может подбирать к словам антонимы

К 5 годам

Продолжается словотворчество

В течен. дошк. детства

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — С 4 лет 6 мес.

лак)

Определяет наличие звука в слове

С 4 лет 6 мес.

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, К 5 годам

середина, конец)

Может составить рассказ по картинке или серии картинок

К 5 годам

Начало формирования внутренней (планирующей) речи

К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме

С 4-5 лет

в

25. Фонематический слух

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Возраст

2 недели

0-2 месяца

1 месяц

3 месяца

3-4 месяца

5-6 месяцев

6 месяцев

8 месяцев

К 1 году

2 года

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Развитие

Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать.

Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы.

Успокаивается песней.

Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.

Реагирует на громкость, интонацию.

Слушает разговор, активно гулит.

По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп,

ритм, мелодику.

В лепете остаются только звуки родного языка.

Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам.

Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает

слова, отличающиеся одной фонемой.

Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в

чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда

исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха.

Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки,

что появляются в установившемся звукопроизношении.

Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух.

Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической

структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими

нормами.

Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма.

26. звукопроизношение

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Возраст

Развитие

2 месяца

Недифференцированные

и

непроизвольные,

возникающие в процессе движений голосовые

реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У,

Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х.

3-4 месяца Характер гуления меняется, появляется лепет.

5 месяцев

Неосознанное повторение звуков.

6 месяцев

Подражательно повторяет ритмические отдельные

слоги.

8 месяцев

Произносит «слова», образованные повторением

одного и того же слога, по типу «ма-ма».

1-2 года

Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М.

2-3 года

Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

4-5 лет

5-6 лет

Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч.

Р, Л.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...