Что такое артикуляция?

Хорошие упражнения для артикуляции

Она связана с определенной работой речевого аппарата, направленной на создание звуков, которые отличались бы четкостью и могли свободно восприниматься теми, кто их слышит.

Артикуляция, таким образом, отвечает за то, чтобы звуки произносились правильно и отчетливо. Чтобы этот процесс имел результат, в нем принимает участие речевой аппарат со всеми своими составляющими.

Ведущая роль в нем отводится органам, которые требуют предварительной подготовки и разогрева и к которым голосовые связки не имеют непосредственного отношения. Упражнения для артикуляции являются для них необходимым и обязательным условием. Они проводятся с участием губ и языка (активных органов), а также с полостью носа и рта, зубов, твердого и мягкого неб (пассивных органов произношения). К органам, несущим ответственность за красивую речь и обеспечивающим правильную артикуляцию, относятся также:

  • головной мозг,
  • дыхательный аппарат,
  • органы, отвечающие за произношение.

Первый из них с помощью моторного центра речи мозга и импульсов, посылаемых центральной нервной системой, влияет на органы, которые несут ответственность за произношение. При помощи бронхов, трахей и легких с диафрагмой регулируется образование воздушного потока, выходящего наружу. Он создает колебания голосовых связок, которые способствуют правильной артикуляции.

На завершающем этапе образованию конкретного звука способствуют органы речи. Например, артикуляция гласных звуков предусматривает определенное расположение губ – трубочкой, малым или большим кольцом, горизонтально.

Такие звуки требуют абсолютно беззвучного и теплого выдоха воздуха. И в этом процессе задействованы не только губы, но и челюсти, а также пространство , образуемое между зубами.

Гимнастика помогает добиваться широкого раскрытия гортани и правильного движение диафрагмы. Если заниматься ею регулярно и делать упражнения с каждым разом все быстрее, то можно со временем достигнуть того, что диафрагма и губы будут двигаться с непринужденной легкостью. Такое развитие артикуляции будет способствовать неизменному и продолжительному результату. Хорошие результаты может дать параллельная тренировка дикции с помощью скороговорок.

Как добиться правильной артикуляции?

Правильная артикуляция звука формирует хорошую дикцию. Она складывается из работы языка, неба, голосовых связок, губ и дыхания. Анатомически артикуляционный аппарат выглядит как на рисунке.

Артикуляционный аппарат

Процесс образования речи и произношения звуковых фонем завершается к 4-5 годам. Если к этому возрасту у ребенка остались речевые проблемы, то следует обратиться к специалистам.

Для начала посещаем невролога. Там вы сможете узнать соответствует ли психического развитие возрасту ребенка. А также исключить у него возможные диагнозы.

После получения медицинской консультации направляемся к логопеду, который составит для вас индивидуальный план занятий.

Приступим к рассмотрению вероятных причин нарушения речи.

Символы

Линии

Music-staff.svg Но́тный стан (нотоно́сец)
Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням диатонического звукоряда. Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой.
Music-ledger.svg Доба́вочные ли́нии
применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты выходит за линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Причём, нота «до» первой октавы может писаться как на добавочной линии, так и без неё. Данные линии называются в зависимости от порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз).
Music-bar.svg Та́ктовая черта́
Используется для отделения тактов (см. Метр ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы.
Music-doublebar.svg Двойна́я та́ктовая черта́
Отделяет друг от друга два фрагмента произведения.
Music-endbar.svg Коне́чная та́ктовая черта́
Обозначает конец произведения.
Music-dottedbar.svg Пункти́рная та́ктовая черта́
Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения.
Staff-bracket.jpg Ско́бка
Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В отличие от акколады, обычно используется для объединения нотных станов, играемых разными инструментами.
Accolade.svg Аккола́да
Аналогично скобке, но объединяет нотные станы, играемые одним и тем же инструментом.

Ключи

Ключ определяет диапазон высот, или тесситуру, нотоносца, на котором он размещён. Как правило, ключ — это первый слева символ на нотоносце. Дополнительные ключи могут быть расположены в середине нотоносца, обозначая смену регистра для инструментов с широким диапазоном звучания. В старой музыке ключи могли быть помещены на любую из линий стана.

Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного.

Длительности

Длительности нот и пауз измеряются не в абсолютных значениях, а по отношению к длительности других нот и пауз. За условную единицу времени может приниматься любая длительность. Далее за условную единицу времени принята четвертная нота и обозначена как R.

Длительности короче, чем 128-е, тоже могут встречаться. Например, 256-е ноты встречаются в работах Вивальди и Бетховена.

Остановки

Альтерация

Символы альтерации изменяют высоту некоторых нот. Так, случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.

Следующие знаки применяются в микротоновой музыке[2]:

Ключевые знаки альтерации (то есть стоящие непосредственно после ключа) действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.

Music-keysigflat.svg Бемольные тональности
В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Music-keysigsharp.svg Диезные тональности
В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Метр

Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:

Объединение нот

Music-tie.svg Ли́га связующая
Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта.
Music-slur.svg Ли́га фразировочная
Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты.
Music-legato.svg Лега́то
Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги.
Music-glissando.svg Глисса́ндо
Плавный переход от одной ноты к другой.
Music-ligature.svg Лигату́ра
Применяется при записи музыки для смычковых инструментов. Показывает движение смычка.
Music-triad.svg Акко́рд, или созвучие
Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интерва́лом.
Music-arpeggio.png Арпе́джио (Арпеджиа́то)
Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется.

Динамика

Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.

Изредка встречаются обозначения типа pppp или ffff и т. д., указывающие на крайнюю степень громкости (интенсивности) звука.

Ниже приводится таблица соответствия этих обозначений уровням громкости звука в фонах и сонах.

Обозначение Наименование Уровень громкости,фон Громкость, сон
fff Форте-фортиссимо — самое громкое 100 88
ff Фортиссимо — очень громкое 90 38
f Форте — громкое 80 17,1
p Пиано — тихое 50 2,2
pp Пианиссимо — очень тихое 40 0,98
ppp Пиано-пианиссимо — самое тихое 30 0,36

[4]

Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.

Music-staccato.svg Стакка́то
Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).
Music-staccatissimo.svg Стаккати́ссимо
Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. Длительность ноты на это обозначение не влияет, она указывает лишь на промежуток времени, спустя который наступает звучание следующего звука.
Music-marcato.svg Акце́нт
Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагается один знак, у сильной ноты — два, один под другим.
Music-pizzicato.svg Пиццика́то левой рукой или Зажатая нота
Нота в партии струнных инструментов, исполняемая щипком пальца левой руки (обычное пиццикато исполняется правой рукой, освобождённой от смычка), пальцы которой обычно используются для зажатия струны. В партиях валторн этот знак обозначает, что звук извлекается при засурдиненном рукой раструбе.
Music-snappizzicato.svg Щёлкающее пиццика́то или Пиццикато Бартока
Нота, исполняемая щипком на струнных инструментах. В отличие от обычного пиццикато струна щиплется с такой силой, чтобы при отскоке она ударялась о корпус инструмента. Впервые применено Белой Бартоком.
Music-harmonic.svg Натуральный флажоле́т или Открытая нота
На струнных инструментах обозначает, что нота извлекается как натуральный флажолет. Однако часто этот знак употребляется для флажолетов вообще, как натуральных, так и искусственных. Употребляется также для обозначения «флажолетов» (звуков, извлекаемых передуванием при помощи октавного клапана) в партиях деревянных духовых (особенно флейт). В партиях медных духовых инструментов этот знак употребляется для обозначения открытых, не засурдиненных звуков.
Music-tenuto.svg Тену́то
Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато.
Music-fermata.svg Ферма́та
Длительность ноты и созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Часто символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.
Music-upbow.svg Смычок вверх
Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вверх. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра сверху вниз.
Music-downbow.svg Смычок вниз
Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вниз. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра снизу вверх.

Мелизмы

Мелизмы позволяют заменить ноту небольшими распространёнными мелодическими фигурами.

Vibrato.png Вибрато
Быстрое и периодическое небольшое изменение высоты звучания.
Music-trill.svg Трель
Быстрая последовательная смена тона основной ноты и повышенного тона в течение длительности ноты. Может сопровождаться волнистой горизонтальной линией, если длительность трели должна превышать длительность ноты.
Music-mordent.svg Мордент
Внутри длительности ноты вставляется ещё одна, повышенная или пониженная на тон или полутон. В первом случае мордент называется верхним, во втором — нижним. Верхний мордент изображён на рисунке, нижний обозначается так же, только с вертикальной линией посередине.
Music-turn-2.svg Группетто
Комбинация из последовательных верхнего и нижнего мордента. Если символ группетто перевёрнут, сначала исполняется нижний мордент, потом верхний.
Music-appoggiatura.svg Форшлаг (долгий форшлаг)
Первая нота (обозначенная маленьким символом), составляющая половину длительности основной ноты (символ нормального размера), исполняется за счёт длительности основной ноты.
Music-acciaccatura.svg Форшлаг (перечёркнутый, или короткий, форшлаг)
Длительность дополнительной ноты — очень маленькая, и так же, как и в случае с форшлагом, она исполняется за счёт длительности основной или предшествующей ноты.

Перенос на октаву

Знаки переноса октав — октавные пунктиры — повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий.

Однако, чаще при указании переноса нот на октаву (или две) вверх пунктирная линия с числом 8 (или 15) помещается над этими нотами, а при переносе на октаву (или две) вниз — под ними:

Повторения и окончания

Тре́моло (знак повторения ноты или группы нот)
Тремоло — очень быстрое повторное извлечение ноты, интервала или аккорда. Выделяют два вида тремоло — контролируемое и неконтролируемое.

При исполнении первого вида важно соблюдать количество повторений в длительности. Символ может стоять между двумя нотами (интервалами, аккордами), обозначая повторение нот (групп нот) отличных по высоте. Частота повторения зависит от числа рёбер на ноте (между нотами). Принцип применяемых длительностей соответствует количеству рёбер при обычном написании нот. Одно ребро — восьмые ноты, два ребра — шестнадцатые, три ребра — тридцать вторые. Количество нот определяют исходя из того, что их суммарная длительность равна длительности самой ноты с тремоло.При исполнении второго вида тремоло количество повторений не контролируется, но длительность ноты точно соблюдается.

Music-simile.png Повтор

Обозначает повтор долей, целого такта или двух тактов. То есть указывает на то, что вместо него исполняется последовательность нот, начиная от ближайшей тактовой линии и до него.

Music-repeat.png Реприза (знаки повторения части произведения)
Обозначают повторяющуюся часть произведения. Если левый символ репризы отсутствует, это означает, что повторять нужно с самого начала. При отсутствии вольты повтор производится однократно.
Music-volte.svg Вольта (используется совместно с репризой)

Вольта с номером 1 располагается над нотами в репризе, а остальные идут непосредственно за репризой, по порядку.
При повторном исполнении нот в репризе, ноты с вольтой 1 заменяются на ноты, стоящие под вольтой с номером, соответствующим порядку повторения.

Music-dacapo.svg Da capo (с начала)
Переход на начало произведения. Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».
Music-dalsegno.svg Dal segno (со знака сеньо)
Повтор, начиная со знака «сеньо». Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».
Music-segno.png Segno (сеньо)
Отметка, используемая совместно с аббревиатурой Dal segno.
Coda sign.svg Coda (кода)
Отметка окончания произведения. Применяется вместе с аббревиатурами D.S. al coda и D.C. al coda.

Прочие

Эти обозначения применяются для записи произведений для фортепиано:

Развитие артикуляции у детей

Если с детства у ребенка хороший слух, и он постоянно слышит правильную речь, то это будет залогом его правильной артикуляции звуков на протяжении всей жизни.

Если же у ребенка наблюдаются даже небольшое снижение слуха, это приводит к тому, что он гораздо медленнее будет осваивать речь. Нередко причины плохой артикуляции речи кроются в характере человека. Обычно это свойственно застенчивому или, наоборот, слишком самоуверенному человеку.

Чтобы речь была четкой, в русском языке существует дополнительная артикуляция, характерная для произношения согласных звуков. Она способствует изменению артикуляционного аппарата при произношении того или иного звука. Уникальность русского языка заключается в том, что он содержит гораздо больше звуков, чем букв. Последовательность их расположения лучше всего отображает артикуляция звуков в графическом изображении.

Артикуляция - что это?

Особое значение имеет артикуляция и дикция в пении. Во время исполнения музыкального произведения очень важно, чтобы аппарат для артикуляции соответствовал форме произнесения той или иной буквы. В пении оценивается не просто правильное проговаривание отдельных букв, слогов, но и умение произнести их по особому принципу, присущему вокалистам. Артикуляция в музыке – это способы голосового и инструментального исполнения определенной последовательности звуков. При этом использование различных приемов артикуляции зависит от сущности музыкального произведения, его вида и интерпретации.

При произношении любой фразы текста звук проходит нижеуказанные фазы артикуляции.
1. Сначала происходит движение активного органа к пассивному. Эта фаза называется приступом или экскурсией.
2. Далее звук переходит из нейтрального положения в рабочее.
3. Третья фаза – выдержка. Все речевые органы работают только для определенной артикуляции.
4. Завершающая фаза – рекурсия. Органы возвращаются в исходное положение.

Артикуляционные ошибки взрослых

Как вы думаете, верно ли следующие утверждение: не бывает картавых людей, а бывают люди с неправильной артикуляцией. Был ли шанс у них не совершать речевых ошибок? Специалисты уверены, что шанс не только был, но и есть.

Шутка Блат Сестра

Что такое артикуляция? Это те единственно верные движения, которые совершает голосовой аппарат. Это значит, что ребенок когда-то не смог поставить в нужное положение язычок. Со временем он привык работать против правил артикуляции речи.

Специальные упражнения смогут научить говорить правильно, помогут органам занять свои места при звукопроизношении. Но мы сейчас говорим о взрослых людях. А они, как правило, очень заняты, заморочены и верят в заблуждения.

Причины плохой артикуляции

Развитие речи – одна из главных фаз формирования человека в социуме. Нормы — //rechudetey.ru/category/normy-rechi

Проблемы неправильной артикуляции как у взрослых, так и у детей возникают по нескольким причинам. Это могут быть и аномалии прикуса, и короткая уздечка языка.

Также существуют и другие особенности нарушения из-за механики ротовой полости.

Если с речевым аппаратом все в порядке, то врачи говорят о функциональном нарушении. У детей подобные специфические расстройства возникают из-за генетики, перинатальных патологий и органических поражений зоны речи.

Причинами могут стать плохое социальное окружение, двуязычие и проблемы с речью у близких родственников.

Важно! Существует понятие диффузной артикуляции, когда при произношении звуков задействованы абсолютно ненужные в данный момент группы мускулов.

проблемы с дикциейТакже в логопедии утверждается, что малыши неправильно выговаривают звуки до пяти лет.

Такие проблемы требуют правильного лечения и кропотливой работы. Если ребенок не начнет вовремя заниматься логопедическими упражнениями, то дефекты останутся на всю жизнь. Со стороны докторов немаловажно определение правильного диагноза.

Очень часто проблема заключается в языке и дефектах, связанных с ним. Поэтому необходимо провести обследование его строения и подвижности. Это поможет установить причину неправильной артикуляции.

Факты

Ручка для разлиновки нотного стана

Современное золотое музыкальное перо

Графика символов музыкальной нотации характеризуется наличием практически в каждом знаке штрихов различной ширины, в ряде знаков даже отдельные штрихи характеризуются разноширинностью. Для ручного оформления нотных записей ещё со времен гусиных перьев использовалось специализированное, так называемое, музыкальное перо, которое имеет широкий (до 2-3 мм) кончик и две прорези выходящие на него. Такая конструкция позволяет подавать чернила по всей ширине кончика пера образуя насыщенные яркие штрихи. Ширину штриха при использовании музыкального пера легко варьировать в пределах от 0,2 мм до 2-3 мм как от штриха к штриху так и в пределах одного штриха изменяя угол между направлением движения пера и его плоскостью.

См. также

  • Список музыкальных обозначений

3 частых заблуждения об исправлении речи

1. Для исправления речи требуется много времени. Большинство людей уверены, что постановка фонем отнимает время. Но это не совсем так. Среднее занятие по логопедии занимает 40-45 минут. Продолжительность занятий будет зависеть от вашего упорства и степени сложности нарушения.

Многие профессионалы принимают не только на своей территории, но и могут приехать на вашу. Также весьма распространены занятие онлайн по Скайпу. Эти варианты сэкономят ваше время на дороге. Искать специалиста по территориальному принципу сейчас необязательно.

2. Занятия у логопеда — это дорого. На трудовой бирже вы сможете найти специалиста, стоимость занятия у которого вам подходит. Не всегда те, у кого самые высокие цены, являются высококлассными специалистами.

Ищите отзывы, спрашивайте у знакомых, записывайтесь на первичную консультацию (она в большинстве случаев бесплатная). Так вы найдете того, с кем будет удобно работать.

Дикция, женщина говорит

3. Мне это не поможет. Пожалуй, это самое большое заблуждение. Если вы решили усовершенствовать свою речь, хотите избавиться от комплексов, то все возможно.

Найдите тематические форумы, сайты, почитайте счастливые истории людей, которые смогли исправить свою речь в 30, 40 и даже 50 лет. Узнайте как изменилась и преобразилась их жизнь, что это им дало.

Найдите такого логопеда, с которым на занятиях будет легко и комфортно. Кому вы будете доверять как себе. Было время, когда вы не умели говорить, потом научились, но ваша артикуляция звуков немного повреждена. Только вы сможете ее трансформировать. Верьте в себя и доверяйте тому специалисту, с которым начали речевые тренировки.

Что такое дикция

Дикция – это четкость в произношении звуков.

Правильная постановка речи особенно важна для публичных личностей. Чтобы выработать умение красиво говорить необходимо регулярно тренировать речевой аппарат. Для этого существуют различные артикуляционные гимнастики (скороговорки, чтение текстов и другое). Основными органами, на которые происходит воздействие являются губы и язык.

Важно! Правильная артикуляция – это инструмент хорошей дикции.

После отработки действий речевых органов необходимо перейти к правильному образованию звуков. Для произношения гласных основной упор звука делается на кончики прикрытых губ. При этом движения губ медленные и звучание четкое.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Нарушения в дикции исчезают благодаря красноречию. Выработанная дикция облегчает восприятие информации оратора для его слушателей.

Можно ли исправить артикуляцию самостоятельно

В сети выложены различные видео уроки для самостоятельных занятий. Вы можете начать заниматься с ними самостоятельно или использовать в качестве дополнительной нагрузки к тому, что прорабатывается совместно со специалистом.

Хотите начать прямо сейчас? Попробуйте предложенные в этих видео упражнения. И не забудьте написать в комментариях ваши впечатления.

Важно! Сложность исправления произношения фонем заключается в изменении привычки. Вам придется длительное время контролировать себя при разговоре, изменять механизм произношения звуков.

В любом возрасте можно скорректировать проблемы речи. На мгновение представьте какой красивой и мелодичной может быть ваша речь. Вы уже не будете молчать, когда так хочется чем-то поделиться.

Вы и ваш ребенок можете стать душой компании. А может вообще смените профессию? Станете ведущим на радио или диктором! 🙂 Для людей с хорошей дикцией существует столько прекрасных возможностей. Развивайте свою речь, боритесь с комплексами и не забывайте о правильной артикуляции.

Виды артикуляционных упражнений

Упражнение "Часики"Гимнастика для артикуляционного аппарата и развития речи бывает 2 видов:

  1. Статистическая. Направлен на удержание позиции речевого аппарата в течение 15 секунд. Например, упражнение «иголочка», «лопатка» и другие.
  2. Динамическая. Ритмичное выполнение движений ротовой полостью. Например, упражнение «часики».

Подробное выполнение показано в картинках:Упражнение "Иголочка"

Сейчас разработано множество занятий для правильной артикуляции. Также для развития интереса у ребенка к подобным занятиям задействуют стихотворную форму выполнения и профили постановки звука. 

Профиль – это графическое изображение речевого аппарата во время правильного произношения звука. Он помогает ребенку понять, как нужно задействовать группу органов.

Например, профильное изображение звука ЛАртикуляция звука Л

Подобные модели есть для каждого звука. Используются они в основном в логопедических целях для наглядного примера.

Вы правильно произносите звуки?

ДаНет

Литература

  • Петров В. О. Звучащие листы Джона Кейджа: графическая нотация и алеаторика // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сборник статей по материалам Второй Международной научной конференции 13—14 ноября 2008 года / Гл. ред. — Л. В. Саввина. — Астрахань : Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2008. — С. 176—189.
  • Петров В. О. Нотация Джона Кейджа: уровни исполнительской свободы // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. — Вып. 6: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 3 апреля 2013 года / Сост. В. И. Яковлев; Казан. гос. консерватория. — Казань, 2014. — С. 100—106.
  • Петров В. О. О графической нотации в музыкальной композиции XX века // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции 21—22 марта 2016 года / Гл. ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань : Издательство ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования», 2016. — С. 22—27.

Ссылки

  • Соловьёв Н. Ф. Знак, в музыке // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...