Что такое просодика в логопедии

«Prosodia» — в переводе с греческого…

Современные ученые по-разному трактуют значение этого греческого слова.

  1. В филологии, изучающей метрическую сторону речи, это такие ее показатели, как ударные, безударные и разные по долготе звучания слоги (долгие, краткие).
  2. Лингвистика называет просодией систему их произношения.
  3. Другие обозначают этим словом учение об ударении.

Звучащая речь может быть охарактеризована несколькими показателями — силой и мелодикой произнесения, скоростью — темпом, тембром.

просодическая сторона речи при дизартрии

Например, резко отличается по звучанию военная команда от ласкового воркования матери над младенцем.

Итак, просодическая сторона речи — это ее звуковая сторона, сложное сочетание таких ее составляющих как ритм, сила, тембр, мелодика, темп, логическое ударение, дикция, полетность голоса. Эти элементы обеспечивают передачу и понимание эмоций, позволяют различать смысловые нюансы речи.

Что это такое и важные составляющие просодики

Просодика включает в себя следующие компоненты:

  • тембр;
  • темп;
  • логическое ударение;
  • мелодика;
  • ритм:
  • интенсивность;
  • дикция.

Ритмико-интонационная сторона речи

Сформированность всех перечисленных выше компонентов является главной задачей коррекционной работы просодической стороны речи. Дикция − это четкое проговаривание звуков в словах. Мелодика характеризуется высотой и силой голоса, умением управлять интонацией. Тембр − это окраска звучания речи, а темп − скорость, с какой человек произносит слова.

Логическое ударение − при помощи его человек выделяет наиболее значимые слова. Также для развития просодической стороны важную роль играет и сформированность речевого дыхания. Оно влияет на темп, тембр речи, ее выразительность. В просодику также входит такой компонент, как пауза − человек делает остановки между словами, чтобы окружающим было понятно о чем идет речь и какая главная мысль высказывания.

Поэтому просодическая сторона речи − важная составляющая гармоничного речевого развития. Многие родители не обращают внимания на ее состояние, поэтому у некоторых детей в дальнейшем возникают затруднения с уроками выразительного чтения. Чем раньше начата коррекционная работа по коррекции просодики, тем успешнее она будет проходить.

: , , , , , . , . , .

3.1 — ,

, , ..[3], ..[19,22], ..[21] …[36], ..[17], ..[12], ..[34,35].

, .

, , , .

: (), ( ), (), . , .

, :

1. , .

2. .

3.

4. .

4 .

— , .

1 2 3 4

1. ; 2.

3. .

4.

1. .

2. .

3. .

4. .

5. .

1. .

2. .

3 .

4. .

5. , .

6. .

— ;

— ;

— — ;

— ;

— , ;

— ;

— ;

— —

— .

1 . ().

. , , , . , , .

:

1 2 3 4
. . . .

Симптоматика нарушения просодики

Когда же родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду, чтобы исправить состояние просодической стороны речи?

  • Ребенок не может менять высоту голоса. Голос либо слишком тихий, либо чересчур громкий.
  • У говорящего слишком ускоренный или замедленный темп речи, что затрудняет ее восприятие.
  • Речь невыразительная.
  • В речи нет пауз между словами, из-за чего трудно определить границы предложения.
  • Речь монотонная, невыразительная.
  • Несформированное речевое дыхание.
  • У речи имеется назальный оттенок.
  • Нарушения ритмической структуры высказывания.

Если у ребенка имеется что-то из вышеперечисленных признаков, нужно обратиться за консультацией к логопеду. Он подберет подходящие коррекционные упражнения.

;

3.

1. .

2. . 3.

1. . 2. . 3. .

1.1 .

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает у детей дошкольного возраста при наличии нарушений в восприятии звука. Если ребенок имеет такое недоразвитие, то его особенностями будут следующими:

  • картавость, шепелявость;
  • нечеткое и невыразительное произношение;
  • нарушенный синтез и анализ фонем;
  • слияние фонем;
  • неспособность произнести некоторые фонемы;
  • затруднение в общении со сверстниками;
  • проблемы с письмом и чтением.

Ребенок при таком нарушении не может ясно и правильно выразить свои мысли. Он хорошо понимает и знает слова, может быть намного умнее своего возраста и сверстников.

Нарушения речи бывают из-за врожденных и приобретенных заболеваний

Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний

Нарушения речи бывают при врожденных и приобретенных заболеваниях:

  • повреждениях речевой зоны тела во время родов;
  • врожденные дефекты в строении органов в речевой зоне (зубы, небо, губы, челюсть);
  • ДЦП;
  • психических заболеваниях;
  • наследственности.

Важно! Чтобы исключить врожденное заболевание у малыша, необходимо тщательное обследование во время родов.

Ролевой диалог «Жил-был цыпленок» по мотивам произведения К. И. Чуковского «Цыпленок»

Ролевые диалоги направлены на коррекцию недоразвитых просодических компонентов и повышения эмоционального фона. Презентация стихотворения Чуковского «Цыпленок», как ролевого диалога — хороший способ развить нарушенные элементы просодии.
Действующие лица произведения — животные, которые, помимо текстового разговора, имеют свои звукоподражания:

  • Цыпленок пищит:

«Пи-пи-пи, пи-пи-пи
Ой, какой огромный мир…»

  • Курица кудахчет:

«Куд-куда, куд-куда,
Вот это да!»
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Ухожу я далеко»

  • Петух кукарекает:

«Посмотрите, как могу
Я кричать — ку-ка-ре-ку!»

  • Лягушка квакает:

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква
Далеко тебе до петуха»

Закономерности развития

Интересный научный факт: по сравнению со словесной, звуковая сторона речи начинает развиваться у малышей еще в самом раннем возрасте и без затруднений. Первый крик при рождении уже выражает психическое состояние нового человека. Причем у младенцев он акустически неодинаков, обертонально индивидуален.

В 2-3 месяца появляются новые интонации, голосовые модуляции.

Гуление и спонтанное гуканье в 3-4 месяца призваны привлекать внимание окружающих, ребенок постепенно усваивает интонации взрослых.

В 4-6 месяцев формируется лепет, то есть гуление распадается на локализованные слоги, характерные для родной речи, что свидетельствует о начале формирования слогообразования. Ребенок вначале многократно повторяет одинаковые слоги, а потом комбинирует разные, изменяя громкость, высоту голоса. К концу этого периода интенсивно осваиваются интонации, ритм, звуки, которые к 8 месяцам становятся похожими на фонемы языка, появляются их сочетания — предвестники первых слов. Они появляются примерно в 12 месяцев. В общении со взрослыми благодаря подражанию ребенок начинает осознанно использовать такие просодические элементы, как мелодика, сила голоса, варьирует интонации.

Ускорение темпа и совершенствование ритмической стороны речи происходят по мере того, как отрабатывается произношение звуков и слогов и их сочетаний. В речи двухлетнего малыша имеются простые фразы, ударения, но для нее характерны прерывистость, повторы. Он еще не владеет речевым дыханием и не умеет регулировать темп произношения.

Мелодика и фраза усложняются на 5 году жизни, улучшается выразительность, совершенствуется умение различать звуки, что необходимо для узнавания похожих слов. Часто ошибается в ударениях.

К концу 6 года ребенок говорит быстро, но нечетко, тихо. У него недостаточная подвижность губ, языка, нижней челюсти, дыхание в процессе речи сбивается, от чего страдает звукопроизношение.

развитие просодической стороны речи

Постепенно, с накапливанием речевых навыков, речь дошкольника становится правильнее, содержательнее, интонационно выразительнее.

;

, . , . , , , . : , , , . . , , . . , . , , . (! ! ! . .), , ( , ), . : ( ) , . , , , . , , .

:

— (, , ), , . ( , , ). , ( ).

— , , 2-3 , , .

— , (, , , , , ).

— : aaaa aaaaooooooo aaaa

— 3-5 (, , …), 10-15. . (, , …).

— , , . , .

.

.

, .

.

.

, : , .

: , , …

— .

. :

— ? 7 , 1-1,5 . . , . . ? , , ? ? : , . . ( 2-3 ), .

— . . , , . — , .

— ( ).

— ( []).

— ( ). ..

, , , .

: , , , . .

, , .

. , . , , . (! ! ! . .), , ( , ), . : ( ) , . , , , .

, , . .

Виды и причины нарушения

Нарушение просодической стороны речи может быть как отдельным речевым расстройством, так и частью более сложных речевых нарушений:

  • Расстройства голосообразования (его силы, модуляции). Это может быть как афония (практически отсутствие голоса − человек общается шепотом) и дисфония (голос может быть «затухающим» или слишком громким; также могут наблюдаться периоды угасания или благополучия голоса).
  • Нарушения темпа речи. Он может быть или слишком ускоренный, или замедленный. При любом варианте окружающим трудно воспринимать  речь говорящего.
  • Заикание − одно из наиболее сложных расстройств просодической стороны речи. У человека сформированы средства для оформления высказывания. Но при их использовании возникают судороги в речевом аппарате.

Кроме того, нарушения просодики могут быть частью более сложного речевого расстройства (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Поэтому перед началом занятий логопед проводит диагностику, чтобы определить структуру дефекта и причины недостаточной сформированности просодической стороны речи.

Условия формирования

Важнейшие условия правильного развития просодической стороны речи это, во-первых, нормальное функционирование центральной нервной системы, во-вторых, нормальный слух, во-третьих, правильный образец произношения взрослых.

В отсутствии или снижении физического слуха часто кроются причины серьезных речевых нарушений у ребенка, в том числе и ее выразительности, так как он не имеет слухового образца для подражания речевым действиям.

нарушение просодической стороны речи

Дефекты фонематического слуха, благодаря которому ребенок имеет возможность различать звуки и слоги, выражаются в их неправильном восприятии и произношении, непонимании похожих слов. Поэтому при поступлении в школу он с трудом осваивает чтение и письмо.

Формирование просодической стороны речи протекает тем более успешно, чем более правильные ее образцы малыш получает от взрослых уже с первых дней жизни. Все ее недостатки — крикливая, невнятная, интонационно бедная, слишком быстрая или слишком медленная — обязательно будут копироваться и в дальнейшем станут недостатками его собственной манеры говорить.

Особенности диагностики

Чтобы оценить сформированность просодики логопед обращает особое внимание на следующие компоненты:

  • звукопроизношение;
  • слоговую структуру;
  • силу и длительность выдоха;
  • темп речи;
  • интонационное оформление.

Звукопроизношение влияет на состояние дикции, поэтому специалист обращает внимание на то, произношение какой группы звуков вызывает затруднение у ребенка. Во время проверки слоговой структуры смотрит на четкость произношения всех звуков в слове, особенно со стечением согласных.

Пропевание гласных

Чтобы проверить силу и длительность выдоха, специалист предлагает сыграть на духовом инструменте. Также он дает задание на пропевание гласных. Особенно логопед смотрит на состояние связной речи. Меняет ли человек интонацию или его речь монотонная; может ли управлять высотой и силой голоса.

Конечно, логопед проверяет и другие компоненты речи. Логопедическая диагностика должна быть комплексной, чтобы специалист смог определить этиологию нарушения и подобрать подходящие коррекционные упражнения.

.

, . :

1. (, ) , , , .

2. (, ) , , , .

( ?, , , ) . .

3. :

4. :

. .

5. ( ) — :

— — , — — , — — , — .

6. , , , .

7. , , :

8. :

9. :

Подготовка

Работа над просодическим компонентом речи состоит из нескольких этапов. На подготовительном специалист формирует основу для формирования просодики. Обязательно в занятия включают упражнения для речевого дыхания, являющегося основой темпо-ритмической стороны речи.

Логопед проводит работу по формированию диафрагмального дыхания. Эффективно следующее упражнение: стоя/сидя с прямой спиной, одна рука на животе, другая на груди. Вдох делают через нос, а выдох через рот. При этом внимание акцентируется на том, что при диафрагмальном дыхании живот округляется, а грудь остается неподвижной. Если имеется назальный оттенок, проводится работа по дифференциации ротового и носового дыхания.

Упражнения по развитию дыхания

Следующее направление работы на этом этапе − работа над голосом. Логопед предлагает задания на расширение диапазона. Это различные пропевки, состоящие не только из гласных. Также дают задания на прочтение фраз с различной высотой голоса (громко, тихо, в обычном тембре). Логопед спрашивает у детей, когда нужно говорить громко и тихо − это формирует предпосылку для интонационного оформления высказывания. Ведь ребенок должен еще и уметь пользоваться просодическими средствами.

Еще одно направление − работа над темпо-ритмической стороной.

Это отстукивание определенного ритма; проговаривание фраз и предложений в ускоренном и замедленном темпе. Можно совмещать работу над темпом и ритмом с развитием общей моторики. Также можно добавить проговаривание движений с определенной интонацией.

На подготовительном этапе формируется основа для дальнейшей коррекции просодической стороны речи. Перечисленные направления работы используют и на занятиях по развитию интонационного оформления высказывания.

Здоровьесберегающие технологии в логопедии

Для коррекционной работы над нарушенной просодикой, в логопедии используются здоровьесберегающие технологии. Их широко применяют в ДОУ и других учреждениях, занимающихся улучшением речевых нарушений, так как они соответствуют ФГОС.
Само определение метода «сберегать здоровье» означает применение различных видов активной деятельности:

  • дыхательной гимнастики;
  • упражнений для глаз;
  • артикуляционной гимнастики;
  • главного компонента — логоритмики.

Литотерапия в логопедии

Согласно словарю, литотерапия в логопедии — это нетрадиционный способ лечения речевых нарушений с помощью камней, песка, глины.
Основные примеры лечения с помощью литотерапии при речевой недоразвитости:

  • массаж пальцев, при сжимании и перекатывании камней в руках;
  • раскладывание из камней и песка узоров;
  • закапывание камней в песке;
  • логопедические упражнения с применением камней.

Коррекцию речевой недоразвитости проводит логопед

Приемы коррекции недостатков выразительности речи

Известный профессор Л. С. Волкова и доцент Р. И. Лалаева, имеющие множество дипломов по логопедии и читающие лекции по этой теме, разработали методику по коррекции нарушений речевой выразительности. Эта структурная работа — хороший помощник для специалистов, занятых в сфере устранения недоразвитости речи.
По Волковой к основным направлениям деятельности учителя логопеда относятся следующие:

  • различение интонации отдельно экспрессивной и импрессивной речи;
  • занятия для речевого дыхания;
  • упражнения для ритма и темпа голоса;
  • различения тона при утверждении, вопросе и восклицании;
  • работа над силой и диапазоном голоса;
  • упражнения с логическим ударением.

Просодическая сторона речи — это, в логопедии означает ее выразительность. В дошкольном возрасте, чаще всего, нарушения возникают именно в просодии. Нет средства, чтобы исправить разговорную недоразвитость за одно мгновение. Это довольно длительный и сложный процесс. Но при правильном и комплексном лечении, его возможно исправить.

Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний

Травмирование мозга и инфекции до рождения или в постнатальный период могут отрицательно повлиять на речь в целом и ее просодику в частности. Например:

  • дизартрия характеризуется недостаточностью иннервирования органов речи;
  • алалия — при хороших интеллектуальных задатках и нормальном слухе речь дефектная или вовсе отсутствует;
  • заикание;
  • дисфония — недостатки дикции, высоты, силы голоса при дефектах голосового аппарата;
  • брадилалия — монотонность, невыразительность речи, ее недостаточный темп при нечеткой артикуляции;
  • тахилалия — чрезмерно быстрый темп, неправильный ритм речи, искажения, отсутствие слогов, звуков;
  • дислалия — нарушения произношения одного или нескольких звуков, отклонений в психофизическом развитии не наблюдается;
  • ринолалия — гнусавость и искажение звукопроизношения.

особенности просодической стороны речи

Просодическая сторона речи — это объект пристального внимания и заботы взрослых. Внешние проявления ее недостатков могут быть следствием скрытых серьезных и далеко идущих нарушений развития нервной системы ребенка.

1.3.1 .

( ) , . . :

// /// ////, // // // //, // / ///, //// ////, */, /*/*/ .., / — , * .

:

1. ( //, ///, //// ..). , .

2. ( // // //, /// ///, //// //// ..). , .

3. ( /**/, //, //**//, ..). , , .

1.3.2 .

. .

:

1., , .

2. , , .

3., , .

4. ( ).

5. ( )

1.3.3. .

: , , , .

:

1) :

) , , , , , , . .;

) , , , , ..;

2) :

) , , , , , , , , . .;

) , , , , , , ..;

) , , , , , , . .;

) , , , , , . .;

3) :

) , , , , , , , , . .;

) , , , , , , . .;

4) :

) ( ): , , , . .;

) ( ): , , , , . .;

5) :

) ( ): , , , ..;

) ( ): , , , . .;

6) : ) : . ) : . ) : . ) .

:

1. , , :

2. () , , , (, , ).

3. () .

4. ( ) ( ).

(, , ), .

1.4 .

:

1. (, , ). 1

2. . 2

3. . 3

:

1.4.1 .

1.4.2 .

, , , , , , , .

1.4.3 :

)

) , ;

) .

, , , . , .

:

(, );

() , , . .;

, ;

( );

, . .;

, ;

( — , );

, ( , ; ).

, .

:

( );

;

;

, , ;

;

, , .

:

— , .

— .

— .

, , , , , .

, :

( , ) ;

(), ( );

, ( , . .);

, (, — , . .);

;

, ;

(, , );

, ;

, () , ; . .

, .

, . :

. , , , . , : , . .

. :

, , : , , .

, : , , .

, . , , .

, , , . .

. :

, .

-, — , . , .

: 1 :

1. .

2. .

3. .

4. .

.

2 .

.

:

— , , , , , , , ;

— , .

5 :

2.1 .

(, , , ).

. , , . , . , , , , . , , ..

2.2 .

:

) ;

) -;

) .

, ( ). : , , . : , , .

, . : : , — . , .

, ( ), .

2.3 .

:

) ;

) -;

: , ? , , ; , , . . : , , .

— ( , , , : ., ?, !) :

.

! , , , , , ! ! , !

(. )

: !

: ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? , .

(. )

, .

. : .

, . , .

(. )

:

1.

, , : , ?.. ?.. ?

2.

, : , … , …

3.

, : ! !

(. )

: . ( ).

3.

.

:

— ;

— ;

— , , .

, , , , . ( ). 3 , . , . .

6 :

1 2 3 4 5 6
.

.

.

. , . .

— :

3.1 .

, : . . . . .

, . , , , , ( , ). , (), .

:

1. . ( ). 2. . ( ). 3. . ( ). 4. . . , , . — , , . , , .

3.2. .

, , . . , , .

3.2.1 .

:

? ? ? ? ? ?

:

? ? ? ?

:

? ? ? ?

:

? ? ? ?

, :

? ? ?

3.2.2 .

:

? ? ?

:

? ?

3.2.3 ( , , ).

3.3 .

, — : ! ! ! . ., (, , , ): — ! , — ! : ! ! . .

, , . .

3.3.1 .

, , , -, . . : , , . (, , . .) , , , :

, , … — .

. — . -, — -. : —. , , , , …

(. )

, .

(. )

3.3.2 . ! , , ! — , , ! , , !

3.3.3 , , ( , , ). — , ! — , ! — !

3.3.4 .

3.4. .

( , , , ) . , . . ( , ). . , . , , : -`—. . , ( 4, 6, 8 ). , , , .

: ?! —? —!

. , . . . , , , . . , , .

, , -, , . , . : — , , . .(!)(?) — — , , . . , , .

3.5 , .

. , . , — . , , . , . , . , , . , . , , , . . , . , .. . : — , :

, , / . , / , / . .

— . , . (), . : . ( / ).

— . , , , . . , .

3.6 .

, . , , , . .

:

( , , -, )

. . .

, . . . (, , ).

. .

.

: ?, ?.

, — .

. , .

, .

, , , .

, , , . .

4

.

, , , , , . .. -. . , . , . , , . , . . , , . : , , , -. , . ( ) . , — . . — , , , , , . . . , , , . , . , . -, , . , , , , . , . , , , . , , . -. . . , , — . . , , . , , , . , . . .- ., , , , . , , , , , . , , , , ., , . .

. , , , , — , , , , . . .

— , (, , , ). . . — :- , , , , , , , .. , .

— ; — — ; — -; — ; — — .

— 15 — 20 , , , ;

— — — ;

— — — , 5-7 ;

— — — , , 25-30 , ;

— — , , . . , , (, , ) (, , ..).

: , , , , . , , , — . . , , .

: , , , . . — , .

, . , , , .

— , , , , . , . , , . — , , . , — — .

, , .., .., .., .. .

, , , , . , , , — . . , , .

1. . . // . , 1988 ., 6.

2. .. — . ., 1974 .

3. .., .. ./ ., 1989 .

4. .. . — 1972

5. . ., . . : : . . . . . .,2003 .

6. . . : . ., 1981 .

7. . . — ., 1972 .

8. .. . // . 1/ 2005 .

9. . . : . . . . . ., 2003 .

10. . ., . . : . ., 1978 .

11. . . . : . ., 1968 .

12. .. . / — 2 (2), 2004 .

13. . . — ., 1958 .

14. . . . ., 1972 .

15. . ., . . . -. . / . . . . ., , 2003 .

16. . . … . . 1999 .

17. .. — ./ . 1998 .

18. .. . ., 2004

19. . . : / . . . ., 2005 .

20. : / . . . ., 2004 .

21.. .., .. . .- 1994 .

22. .., .. . //. 1(3) 2004

23. .. . . — 2005 .

24. .., .. . . 1985 .

25. .. . . . . . ѻ. 1997.

26. .. . /. 2/ 2005 .

27. .. . .2000 .

28. — . ….

29. .. . . . 1969.

30. . ., . . // . , 1987 ., 6.

31. .. л. /. 1 2005 .

32. . . … 1979 .

33. .., .. — . // . 6 2004 .

34. .. , ϻ. — 2004.

35. .. ϻ. — , .- .

36. .. — . // . , 1(7) 2005 .

37. .. /. 1970

38. . . // . , 1995 ., 2.

39. . ., . . : — . ., 2003 .

40. . ., . ., . . . . ., 1977 .

41. . . . 1989 .

42. .. . — ., 1959 .

43. .. . — ., 1962 .

44. ..

+ .- 2004.

45. : 2 . . 1/ . . . . . . ., 1997 .

46. . : / . . . , . . . ., 1999 .

47. .. ./. / 2 2005 .

48. . .. . ., . . : . ., 2003 .

49. . . // . . , ., 1995 .

50. .. , . / — 1, 2006 .

51. .., .., .. — . . .

.

..

..

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

1. .

2

2

3

2

1

1

2

1

2

2

2

3

2. .

3 .

2

3

2

2

1

2

1

2

3

3

3

3

3. .

2

1

2

1

2

1

1

1

2

2

2

1

4. .

3 .

2

1

1

1

2

1

2

1

3

2

3

2

5. .

,

3 .

3

3

3

3

3

3

2

2

3

3

3

3

6. .

,

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

7. .

,

3 .

. .

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

8. .

— , ..

2

2

3

3

3

3

2

2

3

3

3

2

9. .

. .

2

2

1

2

3

3

2

2

3

3

2

2

10. .

3

3

3

3

2

2

2

3

2

3

2

3

.

..

1. . 1 1 , ,
2. . 3 . 2 3
3. . 1 2
4. .

3 .

1 1 .
5. . , 3 . 2 2 , .
6. . , 2 2
7. . ,

3 .

. .

1 2
8. . — , ..

3

3

9. .

. .

2

2

,

10.

.

1

3

.

Внимание: у ребенка дизартрия

Причин, следствием которых являются нарушения иннервации речевых органов, очень много. Они могут затронуть различные участки мозга, иметь разную выраженность. Легкая степень — стертая дизартрия — может обнаружиться во время логопедической проверки, а при тяжелой (анартрия) паралич речевых мышц полностью лишает больного возможности говорить.

Все или почти все компоненты просодической стороны речи при дизартрии нарушены. Внешние ее признаки, на которые родителям и воспитателям следует обратить внимание: ребенок с трудом глотает и жует, неточно выполняет мелкие движения и плохо артикулирует звуки.

Дети со значительной степенью этого заболевания направляются в специализированные школы. С учетом их возраста, формы дизартрии им назначается медикаментозное лечение, занятия с психологом, логопедом.

Этап автоматизации

Сначала взрослый дает образец, несколько занятий с ребенком отрабатывают умение расставлять паузы и логические ударения. Затем предлагают сделать это задание самостоятельно. Для отработки интонационной выразительности хорошо подходят небольшие театрализованные сценки или пальчиковый театр. Используя эти приемы логопеду проще закрепить навыки интонирования в связной речи.

Для отработки четкой дикции используют чистоговорки и скороговорки. Нужно следить за тем, чтобы все звуки проговаривались четко. В скороговорках, кроме отчетливого звукопроизношения, отрабатывается темп речи. Начинают их проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп. При этом скороговорка должна быть понятной окружающим.

Автоматизация просодической стороны может проходить и во время сюжетно-ролевых игр. Для речевого дыхания и высоты голоса стоит петь песни. Этот этап лучше всего проводить на групповых занятиях. Так у детей формируется речевая активность, а навыки интонирования закрепляются быстрее.

Подведем итоги…

Если обследование просодической стороны речи выявило у ребенка ее нарушения, то специалист, логопед, даст конкретные советы родителям по их коррекции. Основная цель — организация такой работы, результатом которой будет формирование сознательного отношения самого ребенка к акту говорения, умения анализировать, сравнивать, подражать правильным образцам. Он должен преодолеть чувство стыда, научиться общаться с окружающими без страха.

В большинстве случае развитие просодической стороны речи — это вполне решаемая задача, хотя и не сиюминутная. При тяжелых формах ее нарушения следует уделить особое внимание социализации ребенка, учить его пользоваться неречевыми средствами общения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...