Дислалия

Содержание
  1. Когда нужна коррекция
  2. Дефект в пределах нормы
  3. 1. Автоматизация звука Р в начале слов:
  4. Парасигматизм
  5. 2. Звук Р в конце слов(в обратных слогах):
  6. Подготовительная работа
  7. Что такое ламбдацизм и параламбдацизм
  8. Особенности сигматизма
  9. Постановочные упражнения
  10. Виды и формы ротацизма
  11. Увулярный ротацизм
  12. Велярный ротацизм
  13. Боковой ротацизм
  14. Щечный ротацизм
  15. Одноударный ротацизм
  16. Двугубный ротацизм
  17. Носовой ротацизм
  18. Гортанный ротацизм
  19. Комплекс упражнений для органов речи
  20. Задания для улучшения подвижности губ
  21. Задания для подвижности языка
  22. Симптомы
  23. Развиваем фонематический слух
  24. Упражнения для постановки звука «р»
  25. Способы постановки фонемы Р
  26. 6. Слова с двумя звуками Р:
  27. Упражнения постановки от звука З
  28. Артикуляционная гимнастика
  29. Упражнения постановки от звука С
  30. От звука А
  31. Упражнения для улучшения речевого слуха
  32. Постановка звука «РЬ»
  33. Подрезка уздечки?

Когда нужна коррекция

Недостатки в звукопроизношении важно выявлять своевременно, пока речь дошкольника достаточно гибкая. Специалисты рекомендуют провести подробное обследование у логопеда не позже 5 лет.

Если ребёнок не произносит Р изолированно и в самостоятельной речи, искажает звук или заменяет его каким-то другим, а в словах с разной слоговой структурой переставляет его или вовсе игнорирует, в этом случае однозначно требуется коррекция.

Читайте так же о постановке звука «Л».

Дефект в пределах нормы

До 3-4 лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения в произнесении звуков:

  • Смягченность (ребенок говорит «масинька» вместо «машинка», «носька» вместо ножка и т.д.).
  • Отсутствие и замена шипящих звуков «ш», «щ», «ч», «ж» («косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка» и т.д.).
  • Отсутствие звука «р», его замена на звуки «л», «ль», «в», «й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»).
  • Замены звуков «к» и «г» на звуки «т» и «д» («тапля» вместо «капля», «дусь» вместо «гусь»).
  • Замены звонких звуков глухими («сайка» вместо «зайка» и т.п.).
  • Смягчение произнесения звука «л», его замена на «й» («кальбаска» вместо «колбаска», «стуй» вместо «стул» и т.п.).
  • Пропуск трудных звуков при сочетании согласных («мачик» вместо «мальчик» и т.п.).
  • Сокращение длинных незнакомых слов («ампитура» вместо «температура» и т.п.).
  • Перестановка звуков или целых слогов («пыселос» вместо «пылесос» и т.п.).

Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4-5 годам. Если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду (лучше это сделать еще в 3-4 года). Мы делаем ребенку массаж, учим плавать, чтобы он рос гибким и крепким. Он должен освоить определенные движения, чтобы научиться сидеть или ходить. То же и с речью — малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И мы можем ему в этом помочь — как можно раньше начав делать с крохой артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание.

1. Автоматизация звука Р в начале слов:

Рак
Работа
Радио
Рана
Рама
Ранетка
Ракета
Рая
Рот
Рога
Розы
Родина
Рома
Рота
Роса
Робот
Рыба
Рыбак
Рысь
Рынок
Рыть
Рывок
Рыдать
Рыдание
Рука
Рукав
Ручка
Рубить
Рубаха
Руда
Рубка
Рубанок

Парасигматизм

Это дефекты фонетические или фонетико-фонематические. Чистый сигматизм подразделяется на межзубный, боковой и иногда призубный. Парасигматизм подразделяется на губно-зубной (ш-ф, с-в), свистящий-шипящий (ш-с, с-ш)

2. Звук Р в конце слов(в обратных слогах):

Пар
Дар
Шар
Удар
Комар
Загар
Бар
Хор
Бор
Забор
Топор
Выбор
Мотор
Набор
Пир
Мир
Тир
Кефир
Зефир
Мундир
Командир
Ветер
Вечер
Мастер
Веер
Катер
Номер
Танкер
Бугор
Помидор
Мухомор
Договор
Отпор
Узор
Двор

Подготовительная работа

Для начала вам необходимо понять и самим увидеть, как ребенок произносит этот звук. Чаще всего дети с двуязычием произносят звук [Р] горлом. Проверить это вам поможет простая просьба: «Произнеси звук [Р] с широко открытым ртом».

Правильный переднеязычный, вибрационный звук [Р] таким образом произнести невозможно, а вот горловой и заднеязычный, который образуется благодаря вибрации корня языка и маленького язычка, ребенок произнесет с легкостью. Посмотрите внимательно, как он это делает. Сравните с тем, как это делаете вы. Как только вы уяснили, в чем разница — переходим к отработке необходимых артикуляционных движений.

Что такое ламбдацизм и параламбдацизм

Неправильному произношению звуку «л», «ль» или полному его отсутствию есть научное название-ламбдацизм. Его подразделяют на 4 вида:

  • носовой. Звук, выходящий с потоком воздуха, стремится попасть не через рот, а через нос. Это происходит, когда корневая часть языка упирается в нёбо, мешая проходу. В таких случаях вместо «л», получается «нг лапа-нгапа, лак-нгак;
  • двугубный. Ребенок ставит губы трубочкой, таким образом, что вместо положенного «л», получается «у»: лекарь-уекарь, лампа-уампа;
  • межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, проявляя неправильный звук;
  • отсутствие «л». Один из самых частых вариантов. Малыш вообще не произносит «л», вместо этого получаются слова без него: Лук-ук, линза-инза.

Логопед с детьми

Что такое ламбдацизм теперь понятно, а что же тогда такое параламбдацизм. Сюда относится замена «л» на другие звуки. К таким заменам относятся:

  • замена «л» звуком «в» или «б»: лала — баба, лава-вава, луна-вуна;
  • замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стог;
  • замена «л» на «д»: лошадь-дошадь, лупа-дупа;
  • замена «л» на «йа», «ё», «йу»: ладерь-йагерь, ложка-ёжка, лук-йук;
  • замена «л» мягким «ль»: дела-деля.

Особенности сигматизма

  1. Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий.
  2. Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно.
  3. Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует. Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки.
  4. Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.

Постановочные упражнения

Сначала проводится разминочное занятие:

  1. Рот растягивается в улыбке, приоткрывается. Языком поглаживается нёбо от верхнего зубного ряда к нёбному язычку. Повторение 10 раз.
  2. Рот открывается и растягивается в улыбке. Язык высовывается, покачивается по маятниковому принципу. Повторение 20 раз.
  3. Рот открывается в улыбке. Язык прижимается к нёбу так, как при проговаривании смягчённого «Н». С этим положением языка рот широко открывается и закрывается. Повторение 20 раз.
  4. Рот открывается в улыбке. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхнего зубного ряда вправо-влево. Повторение 10 раз.
  5. Рот открывается. Кончик языка выходит за резцы с долгим проговариванием «З». Затем вдвигается в рот, прижимается к нёбу возле верхних зубов с проговариванием «З».

Далее можно приступать к основной тренировке. Способы постановки звука Р:

  1. Через «Д». Рот открывается, кончик языка прижимается к задней поверхности верхнего зубного ряда с быстрым и чётким проговариванием «Д». Далее произносится «Д» на глубоком выдохе. Постепенно должна развиться языковая вибрация.
  2. Через «Ж» с использованием логопедического шпателя. Рот широко раскрывается с тянущим «Ж», при этом язык постепенно перемещается к задней стенке верхнего зубного ряда. Под язык осторожно помещается шпатель, двигается в правый и в левый бок для создания вибрации.
  3. Через «З». Рот раскрывается, язык глубоко вдвигается, издается «з-за». Под язык кладётся шпатель, двигается в правый и в левый бок. Аналогична постановка через «З» мягкого звука «Р», но произносится «з-зи».

Главное упражнение, позволяющее поставить фонему, называется «Моторчик».

Язык прижимается к нёбу, под него вкладывается палец. Необходимо с усилием вытолкать воздух с проговариванием длинного «Д» или «Ж». При этом делать быстрые колебания пальцем под языком вправо-влево. При этом методе исправляется постановка горлового звука «Р», вибрирует в расслабленном состоянии именно кончик языка.

Фонема «Рь» появляется самостоятельно после закрепления твёрдого звучания. Для мягкого звучания согласный употребляют с гласными «И», «Ю», «Е», «Я», широко улыбаясь.

Постановка звука Р механическим способом осуществляется посредством небольшой палочки. Произносится долгий звук «З», а под языком палочка быстро двигается вправо-влево. Итог механического воздействия – раскатистое рычание.

Виды и формы ротацизма

В отечественной логопедии можно найти исследования различных авторов в плане классификации ротацизма.

Одни предлагают целых 30 видов дефектов произнесения [Р]. Другие останавливаются на нескольких формах.

Мы остановимся на восьми разновидностях, как наиболее часто встречающихся.

Увулярный ротацизм

В гортани каждого из нас есть небольшой отросток в виде язычка, который называется увулярным отростком.

Когда звук [Р] произносится с помощью данного отростка, то получается очень близкое по звучанию к нормальному Р.

Именно таким образом Р произносят немцы. Также чем-то напоминает французский Р. По-моему, очень красиво. Хотя в научных логопедических кругах считается нарушением.

Но это в отечественной логопедии, так как русскому Р такое произношение не пристало.

Велярный ротацизм

При велярном ротацизме мягкое небо хоть и вибрирует, но вместо Р получается только грубый рокот.

Как и увулярный, велярный ротацизм принято называть горловым. В народе, просто картавость.

Боковой ротацизм

Если вибрация происходит по краям языка, то получается РЛЬ. Это легко услышать и определить форму картавости.

Щечный ротацизм

Воздушная струя при произнесении Р может проходить между краешками язычка и щеками. Получается лёгкое колебание либо одной, либо обеих щёк.

В этом случае к голосу добавляется небольшой шум.

Одноударный ротацизм

В этом случае язык находится в правильном положении, однако вибрации не происходит.

Вместо Р получается английский D.

Двугубный ротацизм

При таком способе звукопроизношения присутствует вибрация губ, хотя язык не двигается.

Вместо Р слышится ПРР.

Носовой ротацизм

Воздушная струя может проходить через нос. Тогда слышится НГ, так как язык неподвижен.

Гортанный ротацизм

Гортанная форма звукопроизношения напоминает велярную. Однако звук получается несколько приглушённым. Это похоже больше на щелевой Г.

Для наглядности покажем формы ротацизма с их признаками и причинами возникновения в таблице.

Комплекс упражнений для органов речи

Артикуляционная гимнастика здесь нужна для подготовительного этапа перед постановкой звука. Она проводится в игровой форме, чтобы как можно больше заинтересовать ребенка.

Задания для улучшения подвижности губ

  • Улыбочка. Растянуть губы в улыбке, чтобы был виден верхний и нижний ряд зубов. Выдерживать положение 5 секунд.
  • Труба. Вытянуть губы вперед, сделав их колечком.
  • Двери. Широко открыть рот. При этом губы растянуть в улыбке.

Задания для подвижности языка

  • Упражнение "Чистим зубы"Чистим зубы. Имитируя зубную щетку очищать по очереди верхний и нижний ряд зубов.
  • Лошадка. Цокать кончиком языка по небу.
  • Пулемет. Широко открыть рот. Кончиком языка постукивать за верхними зубами. При этом вслух произносить звук «Д» постепенно ускоряя темп.

Упражнения помогают при слабом языке, делая его более подвижным.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Здесь представлен далеко не весь комплекс заданий на подвижность речевых органов. Лучшие способы подбирают на индивидуальных занятиях для дошкольников логопеды и выдают домашние задания для работы в непринужденной обстановке с близкими.

Симптомы

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это острая форма болезни, проявляющаяся в виде нарушений в обычном поведении человека. Симптомы проявляются постоянно с каждым днем нарастая.

Наблюдая за человеком с подобными нарушениями, можно заметить:

  • неустойчивое настроение, меняется за день несколько раз;
  • речь становится лишенной всякого смысла;
  • слушая больного можно заметить, что периодически он несет бред;
  • галлюцинации, больной рассказывает, что к нему кто-то или что-то дотрагивается, слышит посторонние звуки и голоса.

Часто подобные нарушения сильно напоминают параноидальный психоз, депрессивные расстройства, шизофрению, бредовое расстройство.

У людей с нарушениями наблюдается дезориентация, а вот самоидентификация сохраняется. У больного снижается концентрация внимания. Наблюдается частичное помраченного сознания.

Симптомы нарушений произношения звуков могут быть представлены заменой, пропусками, смешениями и искажениями звуков:

  1. Пропуск. Если звук полностью выпадает в любой из части слова.
  2. Замена. Стойкое замещение одного из звуков другим.
  3. Смешение. Ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в потоке речи.
  4. Искажение. Это ненормированное произношение, использование звуков, которые полностью отсутствуют в фонетике русского языка.

Развиваем фонематический слух

Ставьте ребенку аудиокассеты, привлекайте внимание к разным звукам в вашей квартире и на улице («Слышишь, стучат: тук-тук!», «Это птицы поют!»), покупайте разные пищащие, гремящие, звучащие игрушки (неваляшку, музыкальную карусель, ксилофон и т.д.).Очень важно «переводить» звуки окружающего мира в речевые (кто-то чихнул — скажите «апчхи», звякнула посуда — скажите «дзынь»).

Начните делать и специальные упражнения. Для крохи, конечно, это будет просто игра. Вы можете взять несколько звучащих предметов или музыкальных инструментов (бубен, дудочку, гармошку и т.д.). Совсем маленького ребенка научите извлекать из них звуки: звенеть, стучать, греметь. Постучите по разным поверхностям, пусть он услышит, какими разными получаются звуки. Если малыш пока еще не держит погремушку, привяжите ее к ручке или ножке. Потом учите его играть на разных инструментах, стучать в барабан (или по кастрюле). Подносите погремушки то к одному, то к другому уху, давайте послушать часы, телефон. Пойте и декламируйте стихи малышу. Применяйте «забавные звуки», имитируйте животных. Читайте ему. В первое время делайте акцент на ритм, интонацию.

Когда слышите какой-то звук, спросите: «Что это?», потом поднесите ребенка и покажите, что это звучало. Для ребенка после года подойдут игры на разгадывание звуков. Например, покажите, как звучат разные предметы (музыкальные инструменты). Можно начать с двух, причем очень разных по звучанию (дудочка, барабан). Потом попросите ребенка отгадать, что звучало (пока он не видел). Постепенно усложняйте задание. Также можно «говорить» за разные игрушки-животных (или записать на аудиокассету: «кря-кря», «хрю-хрю» и т.д.), попросить отгадать (показать), кто так «разговаривает». Постепенно усложняйте такие игры, используя больше звуков, причем таких, которые сложнее разделить. Прошепчите малышу на ушко «секрет», пусть он тоже что-то вам прошепчет. И все это в форме игры, тогда малыш будет вам подражать.

Маленькому ребенку не всегда легко владеть своим голосом. Поиграйте с ним, говоря то тише, то громче, контролируя темп. Этому ему тоже приходится учиться. Рассказывая сказки (например, про семерых козлят), изображайте волка с «толстым» голосом, потом с «тонким», пусть попробует это повторить и сам малыш. В других сказках пусть попробует озвучить мишку, барашка, комарика, используйте контрасты. Говорите с ребенком то тихо (как будто все спят, а вы крадетесь по лесу), то громко, с разной интонацией, при этом на ходу придумывайте сказки. Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая (тихо), а как большая (громко), пусть ребенок повторит за вами.

Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши):

Пальчик о пальчик тихо бьем.
Пальчик о пальчик тихо бьем.
А потом в ладоши громко бьем.
Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.

Разучите стихотворение (произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую шепотом:Мышонку шепчет мышь:»Ты что шуршишь, не спишь?».Мышонок шепчет мыши:»Шуршать я буду тише».

Для ребенка постарше подойдут такие задания: «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук… (например «М»), «Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком… (например «Р»).

Для 5-6-летних подойдет задание: «Замени первый звук в слове на «Р». Какое получилось слово? Лис-…ис, лепка-…епка, диск-…иск и т.д.».

Можете сами выдумывать подобные игры. Попросите ребенка под тихий звук идти на носочках, под громкий — шагом, под очень громкий — бегом (для аккомпанемента, например, ударяя в барабан).Завяжите малышу глаза, звените колокольчиком, пусть пробует определить, откуда доносится звук. Учите ребенка воспроизводить ритм. Например, ударьте в ладоши два раза, попросите малыша повторить за вами. Постучите по столу два раза, потом еще раз после паузы, добивайтесь, чтобы ребенок повторил за вами. Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные слова: ма-ма, па-па, ос-ень, ду-ет, силь-ный, мно-го и др. (потом трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да, и т.д.).

Можно придумывать свои слова. Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые, выполняя их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить малыша. Вас ждет непременный успех.

Упражнения для постановки звука «р»

Для постановки «р» используются совершенно другие звуки, благодаря чему ребенок учится не только правильно выдувать воздух и ставить язык, но и самопроизвольно «выскакивает» «р-р-р-р»:

  1. На мощном выдохе произносить «ж-ж-ж-ж». На этом звуке положить ребенку под язык деревянную палочку (шпатель, как на мороженом). При жужжании нужно колебать палочкой, благодаря чему создается нужное вибрирование.
  2. Произносить «за-а-а», но при условии, что язык будет находиться сзади.
  3. Слог «зи-зи» поможет произносить мягкое «р». Делать это нужно при помощи той же деревянной палочки (можно использовать обратный конец чайной ложки).
  4. Каждый произносимый слог дополнять окончанием «р-р-р».

Некоторые способы постановки звука «р» вы найдете в следующем видео:

Способы постановки фонемы Р

Методы становления звука Р разнообразны. Можно применять один из предложенных, а можно использовать несколько одновременно. Детальный план с этапами работы составляет специалист, учитывая потребности малыша и возможности.

Основные способы:

  1. Подражание. Выполняется с помощью зеркала. Ребенок вместе с взрослым садятся напротив зеркала. Родственник или специалист наглядно демонстрирует, каким образом располагаются речевые органы при воспроизведении звука. Кроха должен повторять, показанное, контролируя правильность смотря на свое отражение.
  2. Постановка с помощью буквы «Д». Малыш приоткрывает рот. Языком дотрагивается неба и быстро говорит букву «Ддддд». Потом повторяет тоже при сильном выдохе. Так получается вибрация необходимая для звука «Р».
  3. Постановка с помощью буквы «З». Кроху просят воспроизвести букву «З». Язык поднимают вверх и кончиком двигают по выступам на небе возле верхних зубов при этом звучит фонема. На слух выходит звук «Ср».
  4. Механический способ. Метод выполняется с использованием упражнения моторчик. Ребенку предлагают долго произносить звук «Д». В это время чистым указательным пальцем или специальной лопаточкой шевелят язычок под низом из стороны в сторону. Как только после занятий станет слышен звук Дрррр… необходимо закрепить результат. Учить малыша проговаривать слова с буквой «Р», скороговорки, стишки и т.д.
  5. В положении лежа. Подходит для деток с большим языком. Перед постановкой проводят специальный массаж. Логопед присаживается на краю кушетки. Малыш кладет голову ему(ей) на колени. В таком положении он должен произносить звук «За». Специалист, удерживая подбородок ребенку шевелит инструментом язык, создавая вибрацию.

Важно: как быстро произойдут положительные сдвиги в работе точно ответить нельзя. Все зависит от регулярного выполнения заданий и особенностей малыша. У некоторых деток получается через пару дней после тренировок. Другие малыши осваивают навык через несколько месяцев.

6. Слова с двумя звуками Р:

Рупор
Радар
Гарнир
Турнир
Гонорар
Фарфор
Фермер
Аврора
Характер
Трактор
Пробор
Рапорт
Прорубь
Гардероб
Ярмарка
Тараторка
Мрамор
Квартира
Маркер
Партнёр
Курорт
Хирург
Пробирка
Программа
Аэропорт
Аэродром
Бутерброд
Круговорот
Термометр
Оркестр
Разрыв
Разруха
Разгром
Размер
Разговор
Раскраска
Раствор
Конструктор
Трансформер
Скороговорка
Простор
Скороварка
Пароварка
Проигрыш
Супермаркет
Инструктор
Кругозор
Разборка
Маршрут
Проигрыш

Упражнения постановки от звука З

«Комарик».

Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастикиПоэтапное упражнение для постановки звука З у ребенка. Без умения выговаривать правильно этот звук невозможно научится выговаривать Р

В положении языка на верху произносить звук «з» длительно ззззз — комарик летит. Подвигать быстро кончиком языка по верхним зубам — комарик замерз и дрожит.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это основной метод при постановке «л». Средняя продолжительность занятий должна составлять 15-25 минут, все зависит от возраста малыша. В ее основу должны поэтапно входить различные элементы, для того чтобы ребенку было интересно. Она состоит из нескольких этапов.

  1. Задания на развитие речевого дыхания.
  2. Упражнения по автоматизации произношения.

Упражнения постановки от звука С

При длительном произношении «с» — ссссс, коротко вдохнуть ртом и язык резко прижать к альвеолам (углублениям в верхней челюсти). Это всасывание языка.

От звука А

Подходит для детей старше 6 лет и взрослых.
Широко открыть рот и тянуть ”АААА”, затем быстро поднять язык и упереться за верхние зубы. Можно помочь шпателем, зондом или пальцем. Очень важно, чтоб воздушная струя шла на кончик языка, поэтому надо этот момент отработать, иначе получится носовой звук «НГ».

Поможем Микки прогудеть, чтобы мама и папа его услышали. Давайте будем вместе по команде поднимать парус, я скажу АААА, затем быстро поднимем его вверх. Нужна подпорка.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Игра «Лишнее слово». Логопед называет ребёнку несколько одинаковых слов и среди них одно, которое отличается по звучанию. Задача ребёнка на лишнем слове хлопнуть в ладоши либо топнуть ногой. Например, рыжик-рыжик-пыжик-рыжик, рычит-рычит-рычит-мычит, ром-ром-дом-ром, работа-работа-забота-работа, кошка-кошка-кошка-корка и т.п.

То же самое, но со слогами: ра-ра-ра-па, ро-ро-ло-ро, ры-ры-бы-ры и т.д.

Игра «Накормим вкусно зайку». Перед ребёнком – игрушечный заяц и набор картинок с изображениями продуктов. Зайчику нужно предложить всё съедобное, в названии чего есть звук Р. Примерный набор иллюстрированных карточек: морковь, виноград, хлеб, тортик, помидор, капуста, яблоко, груша.

Игра с мячиком, в процессе которой ребёнок ловит мяч, если логопед называет слово со звуком Р и отбрасывает его, если Р в слове отсутствует.

Постановка звука «РЬ»

При постановки мягкого Р вся поверхность языка находится в ещё большем напряжении, чем при твердом звуке Р. Поэтому начинать постановку звука «Рь» можно только при достижения успеха в произношении твердого Р.

Отработка РЬ происходит проговариванием чистоговорок, которые можно найти в пособиях или придумать самим.

Примером служат следующие чистоговорки:

Стоит дуб на горе – ре-ре-ре.

А на ветке снегири – ри-ри-ри.

А коса у косаря – ря-ря-ря.

Я ведь правду говорю – рю-рю-рю.

Тигр хищный зверь – ерь-ерь-ерь.

Бровки Машенька нахмурь – урь-урь-урь.

В саду цветет сирень – рень-рень-рень.

Подрезка уздечки?

Часто практикуемым методом в прошлом, о котором я часто слышу от родителей и по сей день, является подрезка подъязычной связки (уздечки). Хочу отметить, что далеко не всегда такие кардинальные меры могут привести к желаемому результату – появлению звука [Р]. Я категорически не рекомендую подрезать уздечку, если к этому нет медицинских показаний. Отсутствие данного звука связано со общей слабостью мышц языка и неразвитостью подъязычной связки. Именно поэтому ребенок не в состоянии приподнять язык и плотно прижать его к небу. Следуйте советам выше, и желаемые результаты не заставят себя ждать.

Удачи вам и вашим деткам!

Логопед Алена.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...