Фонематическое восприятие (слух) в логопедии

Содержание
  1. Нарушения речи
  2. Развитие фонематического слуха
  3. Формирование звукопроизношения в онтогенезе человека
  4. (Нарушение фонематического слуха)
  5. Как развивать у ребенка фонематический слух ?
  6. 8 способов развития фонематического восприятия ребенка
  7. с раннего детства
  8. Запишитесь на пробные занятия в программе Fast ForWord!
  9. Не откладывайте помощь своему ребенку!
  10. Что такое фонематический слух
  11. Что такое фонематический слух
  12. Как это выглядит?
  13. Прогноз и профилактика
  14. Необходимость развития
  15. 4. Различение оппозиционных звуков детьми происходит постепенно:
  16. Нарушение фонематического восприятия и слуха у детей
  17. Что такое фонематический слух?
  18. Фонематический слух и фонематическое восприятие
  19. Причины
  20. Как формируется способность
  21. Фонематическое восприятие
  22. Классификация
  23. Диагностика
  24. В чем выражаются нарушения
  25. Формирование фонематического слуха в онтогенезе
  26. Артикуляционная гимнастика
  27. Зачем развивать фонематический слух
  28. Коррекция нарушения
  29. Работа с проблемными детьми
  30. Развитие слуха для самых маленьких
  31. Игры для детей 3-5 лет
  32. Упражнения для старших дошкольников
  33. 11.
  34. Речевой слух
  35. 12. Периодизация формирования фонематического развития (по Р.Е. Левиной)
  36. Полезные советы
  37. Подводя итоги

Нарушения речи

Различные нарушения речи достаточно часто встречаются у деток дошкольного возраста. Лишь у единиц малышей получается самостоятельно научиться правильному и четкому произношению всех согласных. Врачи подчеркивают, что такое развитие совершенно нормально, но своевременная диагностика нарушений звукопроизношения и их коррекция в дошкольном возрасте помогает избежать многих проблем в дальнейшем образовании. Ведь иногда при визите к логопеду может выясниться, что у ребенка есть некоторые нарушения в речевом слухе, к примеру, неполноценный фонематический слух.

Любые нарушения формирования речи, наблюдающиеся у ребенка, требуют своевременной консультации со специалистами – педиатром, логопедом и отоларингологом. Вовремя выявленные проблемы легче поддаются коррекции и оказывают менее негативное воздействие на общее развитие ребенка.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария. Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Формирование звукопроизношения в онтогенезе человека

Во всех видах деятельности присутствует общение. Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского развитие и перестройка психических процессов ребенка происходит в форме присвоения общественно-исторического опыта человечества на основании общения.

Практически в любой жизненной ситуации успешность человека во многом связана с развитием у него коммуникационных навыков. Этими навыками обуславливается эффективность деятельности и личные взаимоотношения.

В своей психолингвистической концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьев опирается на методологические подходы выдающихся лингвистов и психологов  XIX-XX столетия В. Гумбольдта, Р.О. Якобсона, Л.С. Выготского, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева и др..

Т.А. Гарева описывает то, что усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Формирование речи ребенка происходит  под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, речевого окружения, воспитания и обучения ребенка с первых дней его жизни.

Ребенок овладевает речью постепенно, переходя от более простых структур к более сложным.

Овладение речью

— активный процесс поисков, наблюдений и сравнений а также, установления отношений и обобщений, нуждающийся в использовании ребенком всех анализаторов (речедвигательного, речеслухового, зрения, вкуса, слуха, обоняния, осязания).

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или стадий.

  • 1-й — подготовительный (с момента рождения до года);
  • 2-й — преддошкольный (от года до 3 лет);
  • 3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);
  • 4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком, который служит основой для последующего развития звукопроизносительной стороны речи и представляет собой, безусловно-рефлекторную реакцию на воздействие сильных раздражителей, как правило отрицательного характера.

Крик

— первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

Первые месяцы рождения ребенка — это время интенсивного развития слухового, зрительного, двигательно-кинестетического анализаторов. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки ему необходимо пройти длительный подготовительный период (доречевой).

Доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок не осознанно упражняется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатывается интонационная структура родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Огромное значение имеет гармоничное развитие фонематической стороны речи, двигательной сферы, в совершенствовании работы периферического речевого аппарата.

Восприятие звуков речи и их воспроизведение

— это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Н.Х.  Швачкин и др.). Звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцептивном, акустическом, артикуляторном. Для овладения правильным произношением, ребенку необходимо правильно и четко и воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате правильной работы которого образуются единицы данной языковой системы.

А.Н. Гвоздев описывал крики новорожденных как звук гласного типа разной степени открытости, крик невозможно развить на отдельные составляющие его элементы и выделить в нем те или иные звуки. Автор отмечает, что в онтогенезе речевой деятельности определяющей является артикуляционная сложность звуков.

Артикуляторно-сложные

— это звуки с более сложным составом артикуляторных движений и поэтому они позже формируются в онтогенезе и замещаются простыми. Согласно этим представлениям, порядок усвоения звуков в онтогенезе и последовательность формирования звуковых дифференцировок при речепроизводстве обусловлены постепенностью созревания речедвигательного анализатора.

К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции —

гуление

— звуки, которые напоминают гласные ([а], [о], [у], [э]), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные ([п], [м], [б]), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные ([г], [к], [х]), связанные с физиологическим актом глотания.

Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка —

лепет

. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.

К 5-6-ти месяцам жизни ребенок несколько минут подряд ритмически повторяет слоги: та-та-та, га-га-га и т.д.

В 10-12 месяцев эти цепочки слогов становятся всё короче ребенок начинает произносить «слова», образованные повторением одного и того же слога по типу: ба-ба, ма-ма.

К концу 2-го года жизни ребенка формируется элементарная фразовая речь это 2-3 слова, (мама дай, папа иди, Лиле пить дать). В стечении согласных не произносит или вставляет гласную (мошка – моша — мошака).

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, это уже считается отставанием речевого развития от нормы.

На 3-ем году жизни ребенку доступно произношение всех гласных кроме [ы]. Допустимы дефекты смягчения, оглушения. Не умение произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, [р]-[р’], [л]-[л’] эти звуки заменяются, либо пропускаются.

Л.А. Аксенова, Л.В. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадаревич говорят о том, что впервые годы жизни ребенок проходит путь от существа беспомощного к человеку мобильному, социально активному. Именно в раннем детстве происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта, являющимся фундаментом дальнейшего развития: закладываются основы психической деятельности, эмоции, мотивационно-потребностная сфера, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. Дефицит контактов с окружающим миром в этот период развития пагубно отражается на дальнейшем развитии речевой и психической деятельности.

Дошкольный возраст

— это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей, они становятся более самостоятельными и выходят за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

В 3 года появляется умение произносить в стечении согласные. Появляются свистящие, дефекты смягчения и оглушения ещё остаются (зонтик — сёнтик).

В 4 года должны появиться шипящие, уйти дефекты оглушения и смягчения.

В начале 5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л’]. Также на 5-м году появляются звуки позднего генеза [р], [р’] и аффрикаты [ц], [ч].

В первую очередь у детей в онтогенезе формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т’], [д’], [д], [б], [н]. Позднее появляются звуки [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р].

Таким образом, формирование

звукопроизношения

в онтогенезе человека осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. В онтогенезе звукопроизношения встречаются замены, смешения, исключением являются искажения, пропуски.

Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат. Артикуляционная база, звуковая структура речи в онтогенезе постепенно формируется, нормализуется к пяти годам при нормальном психоречевом развитии ребенка.

Учитель-логопед: Латыпова Евгения Александровна

(Нарушение фонематического слуха)

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова.
Дети с развитым фонематическим восприятием говорят чисто, так как их мозг чётко воспринимает все звуки речи. У детей с нарушением фонематического восприятия страдает не только звукопроизношение, но и само понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы и слова с этими фонемами звучат для них одинаково, например: крыса-крыша, птица-пицца, рожки-ложки и тому подобное. Правильное развитие фонематического восприятия и фонематического слуха лежит в основе усвоения навыков чтения и письма. Восприятие и воспроизведение звуков – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Чтобы правильно произносить звуки, необходимо уметь их четко различать.
ЗРР, ЗПР, алалия, дислексия, СДВГ, РАС, НСВ, APD, Фонематическое восприятие, Фонематический слух, Развитие речи, Fast Word, Fast For Word, фаст фор ворд, речевое развитие у детей, задержка в развитии, ФФН, ОНР

В процессе слушания основную роль играет процесс обработки слуховой информации, что в итоге дает нам возможность обучаться и развивать когнитивные навыки. Фактически, мы слышим нашим мозгом, а не ушами. Уши являются приемником и передатчиком в мозг «необработанной» информации для дальнейшего её анализа. Если нарушений нет, то слуховые центры мозга быстро и корректно производят расшифровку.

Качество интерпретации поступающей в мозг информации зависит от уровня навыков слухового восприятия / обработки. В возрасте до трех лет мозг является наиболее восприимчивым для развития языковых навыков. В этот период в языковых центрах мозга запечатляется информация, состоящая из различных слов и звуков.

Как развивать у ребенка фонематический слух ?

  • учиться различать тембр, высоту, силу звуков;

  • развивать навыки дифференциации фонем;

  • развивать навыки дифференциации слогов;

  • развивать навыки дифференциации неречевых звуков;

  • проявлять внимание к звукам окружающего мира и звукам речи;

  • развивать навыки определения источников и направления звука;

  • развивать навыки элементарного звукового анализа;

  • развивать навыки различения слов, близких по своему звуковому составу.

ЗРР, ЗПР, алалия, дислексия, СДВГ, РАС, НСВ, APD, Фонематическое восприятие, Фонематический слух, Развитие речи, Fast Word, Fast For Word, фаст фор ворд, речевое развитие у детей, задержка в развитии, ФФН, ОНР

8 способов развития фонематического восприятия ребенка

с раннего детства

  1. Познакомьте ребёнка с игрушечными музыкальными инструментами. Например, дудочка, бубен, пианино. Покажите, как они звучат. Затем предложите ребёнку отвернуться и угадать, на каком инструменте вы сыграете.

  2. Изучайте с ребёнком «домашние звуки»: шум стиральной машинки, гул холодильника, микроволновой печки, скрип дверей и т.д. Предложите ребенку воспроизвести их.

  3. Научите ребенка определять направление звука в пространстве, например, игрой в «Жмурки».

  4. Предлагайте прислушиваться к звукам на улице: когда летит самолёт, едет машина, шумит ветер, гремит гром, идёт дождь и т.п.

  5. Обсудите, какие звуки издают разные животные.

  6. Играйте с ребенком в рифмы — попросите ребенка закончить предложение в рифму.

  7. Используйте наглядные материалы, чтобы показать ребенку важность различия в один звук. Используйте карточки с рисунками предметов, название которых отличается одной буквой: карточки «точка» и «кочка». Так у ребенка сформируется умение различать на слух минимальные слова – пары, различающиеся только одной фонемой.

  8. Как можно раньше начните читать ребёнку. Это очень способствует развитию навыков слушать и вслушиваться в речь окружающих.

К сожалению, превентивных мер и домашних упражнений для развития фонематического слуха у ребенка часто бывает недостаточно. Очень важно своевременно заметить проблему. «Предупрежден – значит вооружен!». Обращайте внимание на то, не смешивает ли (или взаимозаменяет) рёбенок звуки (фонемы), что приводит к неправильному воспроизведению слова (жук — “щук”, гора — “кора”).

​Важно понимать, что если у вашего ребенка действительно есть нарушения слухового восприятия (НСВ), то вряд ли он сможет справиться с этими проблемами без соответствующей помощи. Если вы заметили характерные симптомы нарушения фонематического слуха, обязательно обратитесь к специалисту.

Современные методики прекрасно справляются с этой проблемой. Трудность заключается в том, чтобы подобрать подходящую методику обучения, учитывая, что существует довольно много вариантов. Необходимо понимать, что не все программы  устраняют основные причины нарушения фонематического восприятия, а работают только с последствиями этих нарушений. Это все равно, что накачивать прохудившуюся шину — можно очень интенсивно работать насосом, но это бессмысленно, пока не залатана дыра.

Современные специалисты и родители прибегают к новым неврологические методикам, развивающим фонематический слух, таким, как компьютерная коррекционная программа Fast ForWord. На сегодняшний день программа Fast ForWord является одной из самых эффективных коррекционно-развивающих программ, помогающих устранять первоисточник нарушения фонематического восприятия за счет использования запатентованной технологии цифровой обработки речи.

Fast ForWord — это неврологическая компьютерная методика коррекции нарушений развития речи, слухового восприятия, ФФНР, понимания и осознания разговорного языка. С помощью этой методики тренируется языковой центр коры полушарий головного мозга, оптимизируются подкорковые проводящие пути, что способствует также улучшению внимания, развитию памяти и прочих когнитивных навыков.

В 70-х годах прошлого века американский нейропсихолог Паола Таллал провела исследование, в ходе которого установила: если замедлить скорость воспроизведения согласных звуков, то дети с нарушениями слухового восприятия и речи могут их усваивать. Были разработаны специальные программы, которые индивидуально подстраиваются под скорость восприятия фонем каждого ребенка и тренируют фонематическое восприятие с плавным ускорением воспроизведения, вплоть до корректного восприятия мозгом звуковой информации в темпе обычной человеческой речи. Специалисты сразу отметили положительный эффект: пациенты стали быстрее усваивать новые слова, значительно улучшалась их дикция. Результат выглядел поистине фантастическим. Так появилась неврологическая методика Fast ForWord. Занятия по программе Fast ForWord проводятся онлайн, в интересной для ребенка, увлекательной игровой форме — ученик слышит в наушниках определенные звуки и выполняет задания, как в видеоигре.

Узнайте подробнее о работе этой инновационной методики!

Источник

Запишитесь на пробные занятия в программе Fast ForWord!

Не откладывайте помощь своему ребенку!

Полезная статья? Поделитесь с друзьями!
Читайте полезные материалы на наших страничках в соцсетях!
Подписывайтесь!

Что такое фонематический слух

В современной педагогической, психологической и методической литературе для обозначения фонематического слуха используются разные термины: речевой слух, речевое восприятие, фонематический слух и фонематическое восприятие.

Фонема (с греч. — звук) — минимальная звуковая единица устной речи (иными словами — речевой или слышимый звук (например: а, о, у, в, п, л, р, ш и т. д.). Это именно слышимый звук (хотя звуки мы не только слышим, но и произносим, а также представляем в уме и графически изображаем в виде буквы). Фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений (иными словами, соединяясь в звуковой ряд, звуки или фонемы, превращаются в слоги, слова и предложения, и за счет определенного набора звуков человек отличает одну морфему, слово, предложение от других морфем, слов и предложений (например: муха, мука, рука …). Таким образом, при изменении набора фонем меняется и смысл сказанного и услышанного.

Фонематический слух — способность вычленять (воспринимать и различать) в речевом потоке отдельные звуки речи. Эта способность обеспечивает понимание значений слов, т. к. благодаря фонематическому анализу и синтезу в устном порядке устанавливается состав и последовательность фонем (при этом звуковой состав часто записывается буквами). (Сравните: Маша машет. Миша мажет. Паша пашет.).

Фонематическое восприятие (схожее понятие с фонематических слухом) — способность на основании слуховых впечатлений создавать целостные слуховые представления о звуках речи и различать звуки между собой. Ребенок имеет нормальный физиологический слух, но при этом у него может быть нарушен фонематический слух, из-за чего нарушается восприятие данного языка (понимание того, что слышит и того, что читает). Речевой слух представляет собой составной элемент звукового чутья.

Без речевого слуха речевое общение невозможно.

Что такое фонематический слух

Неречевой слух позволяет людям различать звуки, не связанные с речью: шумы, природные звуки, музыку.

Фонематический слух («фонема» в переводе с древне-греческого означает «звук») – это способность слышать и распознавать звуки речи, понимать обращенную речь.

Он тоже дается человеку с рождения и позволяет определять конкретный звук в слове, различать слова с похожими звуками в составе (мышка — мишка, роса — роза), слова с одинаковым набором звуков (урок — укор, шина — ниша).

Развитие фонематического слуха начинается практически с рождения и полностью формируется к 4-5 годам.

Если этого не произошло, ребенок будет произносить слова так, как слышит, а не так, как ему говорят. И если окружающие взрослые постараются разобрать его речь или хотя бы не заострять внимание на проблеме, среди ровесников он может стать объектом насмешек.

В школьном возрасте будут неизбежны проблемы с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия).

Как это выглядит?

Итак, ФФНР в логопедии – это, прежде всего, несформированность процессов распознавания и произношения фонем частей речи, что необходимо для верного понимания смысла сказанного. То есть речь идет о недоразвитии фонематического слуха, а не физиологического. Вместе с тем у ребенка присутствуют и дефекты произношения. Что при этом происходит с речью ребенка? В разных случаях возможны различные дефекты.

  • При произношении звуки искажаются (например, вместо «ш» – звук, средний между «в» и «ф»).
  • Происходит подмена звуков на более легковоспроизводимые для ребенка (к примеру, вместо всех свистящих он произносит звук «т» или «п», вместо шипящих – «с»).
  • Часто нет различия между твердыми и мягкими звуками (говорит «сь» вместо «с», «тя» вместо «та», и т. д.), ребенок «сюсюкает».
  • Не различаются на слух и при произношении звонкие и глухие звуки («том» вместо «дом», «папка» вместо «бабка»).
  • Ребенок путает сонорные звуки – «л», «м», «н», «р». Причем в речи такие дети порой заменяют не только «р» на «л» (рак-лак), но и наоборот («мороко», рапти»).
  • То же самое может происходить со свистящими и шипящими.
  • Иногда у детей при ФФНР может наблюдаться вариативное произношение звуков (в одних случаях звук или слог произносятся правильно, в других – искаженно или исчезает вовсе).

В речи таких детей могут смешиваться соседние звуки, размываться слоги, иногда нарушается грамматический строй предложений (путаются времена, числа, окончания).

В запущенных случаях речь ребенка с ФФНР понять довольно сложно, она становится «тягучей», неразборчивой, несвязной, иногда нелогичной. Понятно, что с письмом, правописанием, а значит, и с успеваемостью у такого школьника непременно возникнут проблемы. Но гораздо более серьезными могут оказаться психологические комплексы, вызванные трудностями в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому подобные проблемы необходимо корректировать как можно раньше (лучше всего – до школы).

Ребенок прислушивается

Прогноз и профилактика

Чтобы не было отклонений в развитии речи ребенка, нужно регулярно проводить с ним занятия. В первые месяцы жизни они состоят в массаже пальчиков, в постоянном разговоре с ребенком. В дальнейшем добавляются различные игры, соответствующие возрасту, чтение книжек и так далее. Важным пунктом является регулярное посещение педиатра и узких специалистов с целью выявления возможных отклонений на ранних этапах. Если коррекция речи ребенка начата вовремя, как правило, недостатки полностью устраняются.

Необходимость развития

Фонематический слух — способность различать звуковой состав слова — необходим для следующего:

  • правильное воспроизведение услышанных слов;
  • освоение письменной речи;
  • изучение иностранного языка.

При обучении грамоте дети также прибегают к звуковому анализу, соответственно, можно говорить о необходимости речевого слуха и для чтения.

При нарушении фонематического восприятия у ребенка наблюдается задержка в речевом развитии. Дети испытывают затруднения при формулировании высказывания, сверстники их плохо понимают, следствием чего становится дефицит общения.

Развитие слуха

4. Различение оппозиционных звуков детьми происходит постепенно:

• Первоначально ребенок различает наиболее грубо

противопоставленные звуки — гласные и согласные

• Далее происходит дифференциация «внутри»

гласных — [и-у], [э-о], [и-о], [э-у]; позже остальных он

начинает различать высокочастотные гласные [и-э],

низкочастотные

звуки

[у-о];

труднее

воспринимается звук [ы];

• Затем происходит

«внутри» согласных.

формирование

оппозиции

4

Нарушение фонематического восприятия и слуха у детей

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

В младшем школьном возрасте проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия могут выражаться не только в устной речи детей, но и в письменной. Об этом свидетельствуют такие нарушения, как:

  • Замена, перестановка или пропуск отдельных букв в слове, иногда целых слогов (каша – кафа, кша, акша и т. д.).
  • Недоговаривание слов (игрушка – игрушк).
  • Разделение или слияние слов при написании (в лесу – влесу, поезд – по езд и др.).
  • Пропуск мягкого знака или, наоборот, смягчение там, где этого не требуется (коньки – конки, ранка – ранька).
  • Смысловое искажение (сушка – ушко, баян – баран).

То же самое происходит и при чтении. Дети с ФФН (фонетико-фонематическим нарушением) зачастую не могут сливать звуки в слоги, а слоги в слова: читают набором букв, меняют местами, не дочитывают до конца. Все это приводит к трудностям дальнейшего обучения, в результате чего ребята начинают отставать от своих сверстников.

Что такое фонематический слух?

Как говорилось ранее, фонематическим слухом называют умение человека анализировать и синтезировать речевые звуки, которые обеспечивают восприятие фонем иностранного или родного языка. Фонемами называют минимальные единицы звукового строения языка, за счет которых осуществляется построение и различение морфем, слов и целых предложений.

В фонематическом слухе включены 3 речевые операции:

  1. Умение распознавать наличие конкретного звука в слове.
  2. Умение различать слова, где есть одинаковые фонемы, что расположены в разном порядке.
  3. Умение различать слова, разные по значению, но с одинаковым или близким звучанием.

Каждый известный нам язык имеет собственный набор фонематических признаков, что создает их звуковую структуру.

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонетическое восприятие — это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова, его слоговой «скелет». Этот навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь, «подгоняя» ее под «взрослый» вариант. Это процесс сложный, проходящий в несколько этапов:

  1. Ребенок учится определять наличие того или иного звука в слове. Если попросить выделить голосом первый звук, то он сможет это сделать. Ему также становится под силу назвать несколько слов, начинающихся на определенную гласную.
  2. Затем ему удается узнавать крайние звуки в слове. Проще определить последний, но постепенно и первый тоже поддается анализу.
  3. После происходит формирование способности произнести слово по звукам. Сначала это упражнение получается выполнить только с короткими словами, но с возрастом навык совершенствуется.
  4. В последнюю очередь появляется умение находить место звука среди соседних. Это говорит о том, что фонетическое восприятие сформировалось.

Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие — только с помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического восприятия и фонематического слуха, то ребенок будет испытывать сложности с освоением разговорной и письменной речи.

Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой способности закладываются с первых дней жизни малыша.

Малыш говорит с мамой

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

  • Гиперактивность

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Ребенок у логопеда

Как формируется способность

В большинстве случаев речевой слух ребенок развивает самостоятельно, слушая речь взрослых. Этому особенно способствуют пение песен, рассказывание сказок, беседы.

Если же у ребенка старше 2 лет наблюдается отставание в развитии речевого слуха, обращаются к логопеду. Тот проводит диагностику и подбирает упражнения для того, чтобы обучаемый в ходе тренировок один за другим освоил следующие навыки:

  1. Распознавание заданного звука в словах.
  2. Выделение голосом первого звука.
  3. Подбор слов, начинающихся на определенную гласную.
  4. Узнавание крайних звуков в слове. Начинают с последнего, как наиболее простого. Потом переходят к первому.
  5. Произношение слова по звукам. Начинают с коротких, затем осваивают все более длинные.
  6. Определение места звука среди соседних.

Пункты 1 и 2 доступны для самостоятельного освоения ребенком, прочие изучаются только с преподавателем.

Приведенный перечень навыков называют фонематическим восприятием. Это составляющая фонематического слуха. Сам же слух у ребенка развивается в следующем порядке:

  1. В 1-2 месяца он пытается воспроизводить звуки окружающего мира.
  2. Позже учится различать и пытается повторить интонации, проговаривает гласные звуки и их сочетания.
  3. Следующий этап — ребенок обращает внимание на ритмический рисунок слова.
  4. В годовалом возрасте слово ассоциируется с предметом или действием и воспринимается как неделимая звуковая единица.

Фонематический слух

Анализ осуществляется за счет врожденных навыков. Способность обучаться осознанно наблюдается у детей 5 лет.

После полутора лет темпы развития фонематического слуха и восприятия резко ускоряются. В этот период особенно важно помочь ребенку побыстрее освоить устную речь.

Рекомендации следующие:

  1. Больше говорить, даже если у ребенка пока не получается или нет желания отвечать. Не скупясь на слова, описывать и комментировать все, что вызывает интерес ребенка.
  2. Не применять в разговоре с ребенком «детские» слова наподобие «бибики». Необходимо подавать пример правильной, грамотной речи.
  3. Инициировать игры, развивающие устную речь. Можно просто изобразить персонажей пальцами и разыграть какую-нибудь сценку, например покупку чего-то в магазине.
  4. Читать книжки, учить наизусть короткие детские шуточные стишки.

Те дети, с которыми занимались подобным образом, существенно опережают прочих не только в речевых навыках, но и в решении логических задач различного уровня.

Фонематическое восприятие

Данный термин используется для обозначения искусственного звукового анализа, находящегося в основе обучения навыкам грамоты. Благодаря фонематическому или фонемному восприятию становится возможным:

  • Понимание, присутствует ли определенный звук в части речи или нет.
  • Дифференциация звуков, которые звучат похоже.
  • Определение, в каком месте присутствует определенный звук.
  • Осознание, в какой последовательности расположены звуки в слове, а также каково их количество.

Развитие фонематического восприятия начинается довольно рано, когда маленькие дети внимательно отслеживают артикуляцию взрослого при произнесении каких-то слов. Поэтому все специалисты подчеркивают необходимость грамотной, четкой и внятной речи при общении с младенцами и тем более детьми постарше.

Классификация

Речевые расстройства могут быть в легкой степени, в средней и в тяжелой.

Легкая наблюдается, когда ребенок не может дифференцировать и произносить только некоторые, особенно сложные фонемы или их сочетания.

Средняя форма диагностируется, если нарушения звукового анализа более серьезные. В данном случае ребенок не отличает и не произносит правильно значительное количество фонем. При чтении и при письме такие дети совершают специфические ошибки, в разговоре неправильно воспроизводят слоги в словах.

Тяжелая степень характеризуется глубокими фонетическими нарушениями. Дети с такой проблемой не различают фонемы на слух, не умеют выделять их в словах, устанавливать их последовательность, формировать в словах слоги. Практически всегда при тяжелой степени ФФНР речь детей несвязна и трудно понятна окружающим.

звук ш

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

  • Различение фонематически схожих слов

Упражнение “Внимательные ушки”.

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

  • Дифференциация слогов

Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

  • Дифференциация фонем

“Хлопни в ладоши”

Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

Например, найди в звуковом ряду М.

  • Звуковой анализ

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.

  • Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

В чем выражаются нарушения

О неразвитом фонематическом слухе свидетельствуют такие симптомы:

  1. Ребенок искажает слова. Например, слово «обезьяна» он воспроизводит как «зябана», «бутерброд» — как «дубибод» и т.д.
  2. Путает глухой согласный с парным звонким, и наоборот.
  3. Не проговаривает отдельные слоги в словах.
  4. Не использует в речи предлоги либо путает их с похожими, например «над» и «на», «в» и «во».
  5. Путает похожие по звучанию слова, например «дом» и «том», «лук» и «люк».

Нарушения

В процессе школьного обучения отсутствие данного навыка выражается в следующих явлениях:

  • отсутствие способности писать и читать;
  • низкая скорость чтения и письма;
  • неспособность фонетически разобрать слово, найти однокоренные слова или проверочное слово для уточнения последней согласной.

Своевременное выявление проблем с развитием речевого слуха и мероприятия по устранению отставания чрезвычайно важны.

Формирование фонематического слуха в онтогенезе

Если физиологическое умение слышать не претерпевает изменений во время взросления ребенка, то фонематический слух развивается постепенно и происходит этот процесс в несколько шагов. У каждого человека он имеет индивидуальные особенности, но есть ряд общих принципов.

Даже новорожденный малыш уже реагирует на некоторые звуки, чаще всего — резкие, громкие. Конечно, они для него ничего не значат, но безусловно привлекают к себе внимание крохи. Дальше — больше. Проведенное исследование фонематического слуха у младенцев доказало, что физиологические реакции организма (дыхание, пульс) меняются в зависимости от разных звуков.

Этапы развития фонематического слуха:

  1. Ребенок в возрасте месяца-двух уже не только реагирует на звуки окружающего мира, а пробует воспроизводить их сам.
  2. Постепенно он учится различать и пытется повторить сам различные интонации, тренируется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  3. Затем важным для него становится ритмический рисунок слова.
  4. К году малыш воспринимает слово как неделимую звуковую единицу, оно для него — символ какого-то определенного предмета или действия.

Таблица развития фонематического слуха у детей

Развитие фонематического слуха в таблице

Освоить родную речь маленькому человеку помогают врожденные навыки, способность к осознанному ее анализу придет только через несколько лет!

Мама играет с дочкой в телефон

Особенно бурно развитие фонематического слуха и фонематического восприятия происходит после 1,5 лет. В этом возрасте для родителей крайне важно обеспечить малышу необходимые условия, которые позволят ему освоить особенности родной речи.

Какие правила следует соблюдать взрослым на этом этапе:

  • Разговаривать с ребенком, даже если пока он сам не может или не хочет вести с вами беседу. Не стоит ограничиваться только краткими замечаниям по делу. Описывать словами нужно все, что интересно малышу, что привлекает его внимание.
  • Не стоит использовать в речи детские слова-заменители (например, бибика вместо машина), не нужно копировать несовершенную речь. Важно «подтянуть» ребенка до своего уровня, а не опускаться на его.
  • Предлагать ребенку занятия, стимулирующие речевою деятельность. Подойдет пальчиковый театр или любые другие ролевые игры.
  • Читать книжки, заучивать с ним простые ритмичные стихи-потешки.

Эти приемы помогут малышу пройти этапы фонематического развития быстро, без осложнений.

Автор статьи

логопед-дефектолог

Артикуляционная гимнастика

Целью таких занятий является укрепление мышц артикуляционных органов ребенка (языка, губ, мягкого нёба), развитие их подвижности и обучение их дифференцированным движениям. Очень удобно выполнять упражнения перед зеркалом либо с использованием специальных предметов (медицинского шпателя, обычной ложки, соски и других). Например, звук «ш» можно научить произносить с помощью таких упражнений:

1.«Заборчик» (растянуть в улыбке губы так, чтобы были видны зубы верхние и нижние, затем их зажать).

2. «Окошко» (раскрыть рот, чтобы были видны и верхние зубы, и нижние).

3. «Лопаточка» (приоткрыть рот, на нижней губе распластать язык и произнести «пя-пя-пя». Широкий язык удерживать до счета 10).

4. «Чашечка» (необходимо открыть рот пошире, поднять язык, чтобы он не касался зубов, и постараться приподнять его края и кончик).

5. «Вкусное варенье» (широко открыв рот, облизать губы, двигая языком не влево-вправо, а вверх-вниз).

Зачем развивать фонематический слух

Плохо развитый речевой слух может привести к нарушению звукопроизношения. Если ребенок не различает фонемы, то произнести правильно он их не сможет. Возникает путаница между близкими звуками.

Это замедлит развитие связной речи, приведет к ошибкам при чтении и письме, к сложностям при изучении иностранных языков.

Бывает так, что ребенок говорит чисто, но не может разделить слоги на звуки. Например, на просьбу назвать первый звук в слове «рука», говорит «ру». Это тоже указывает на недоразвитие фонематического слуха, которое нужно исправлять. В противном случае неизбежны проблемы с грамотным письмом.

Также страдает словарный запас, ребенку будет трудно произносить сложные слова, связно излагать мысли, поддерживать нужную интонацию в разговоре, управлять громкостью голоса.

Чтобы этих проблем не было, нужно развивать фонематический слух. И чем раньше начать это делать, тем лучше.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия. В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры. С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их. При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Работа с проблемными детьми

Занятия по развитию речевого слуха в основном проводятся в игровой форме. Игры на развитие фонематического слуха достаточно просты. Поэтому не только логопед, но и родители могут активно содействовать развитию ребенка.

Развитие слуха для самых маленьких

С ребенком выполняют такие упражнения:

  1. «Громко-тихо». Дети идут по кругу под исполняемую на музыкальном инструменте мелодию, выполняя условие: во время громкой игры становятся на цыпочки, при тихих звуках — присаживаются на корточки и передвигаются гусиным шагом. Условия игры и музыку с каждым занятием меняют.
  2. «Высоко-низко». Принцип тот же, только распознаются низкие тона (бас, барабан) и высокие.
  3. «Повтори за учителем». Логопед произносит слова и короткие фразы, варьируя интенсивность звука. Задача ребенка — повторить сказанное с той же громкостью.

Развитие слуха

Слова подбираются с наиболее труднопроизносимыми для данного ребенка звуками.

Игры для детей 3-5 лет

С такими детьми можно практиковать более сложные игры:

  1. «Эхо». Педагог распределяет роли между двумя детьми: один — путник в горах, другой — эхо. Второй повторяет все слова, слоговой состав и звуки, произнесенные первым, можно по нескольку раз. Затем игроки меняются ролями. Поначалу можно потренироваться с логопедом, а заканчиваться занятия должны самостоятельной игрой.
  2. «Звуковое лото». Используется детское лото с картинками. Логопед произносит звук, а дети ищут картинку с животным, в названии которого он есть. Например, при звуке «с» пустой карточкой закрывается слон. Побеждает тот, кто первый закроет все изображения на своем поле.
  3. «Найди пару». Усложненный вариант предыдущей игры для детей, знающих буквы. Готовятся два набора карточек: с буквами и изображениями животных или предметов. Вытащив из набора букву, ребенок подбирает соответствующее изображение (сначала то, название которого с этого звука начинается).

В процессе обучения задачу усложняют: требуется подобрать предмет с данным звуком в конце, а затем и в середине.

Упражнения для старших дошкольников

Наиболее эффективно влияют на развитие фонематического слуха у дошкольника игры. Есть несколько вариантов:

  1. «Поймай звук». Логопед говорит, какой звук необходимо поймать, затем медленно произносит разные звуки. Услышав заданный, ученик хлопает в ладоши. Внимание акцентируют на похожих звуках. Например, если нужно распознавать «ш», логопед часто называет «щ», «ч», «ж». Вариация: вместо отдельных звуков врач произносит слова.
  2. «Хлопай-топай». Усложненный вариант предыдущей игры. Логопед называет два звука: на один ученик хлопает, на другой — топает.
  3. «Лови слог». Ученик хлопком «ловит» заранее оговоренный слог. Логопед также произносит близкие по звучанию варианты. Например, договорившись ловить «чу», почаще называет «ча», «щу» и т.д.
  4. «Поймай слово». Принцип тот же: среди похожих слов требуется распознать нужное. Например, договорившись ловить «щуку», логопед называет последовательность: «щека» — «щука» — «штука» — «шуба» — «щука» — «зубы» и т.д.

Проверка эффективности обучения: произносят знакомое ребенку слово с ошибкой. Если он ее обнаружит, значит, работа ведется в правильном направлении.

11.

Последовательность развития

Стадия

Ступень

Ряд

девятый

Этап

Фонематические

различения

различение передне- и

заднеязычных: [д — г], [с — х],

[ш — х]

десятый

различение глухих и

звонких:

[п — б], [т — д], [к — г],

[ф — в], [с — з], [ш — ж]

одиннадцатый

различение шипящих и

свистящих: [с — з], [ш — ж]

двенадцатый

различение плавных и [j]:

[р — j], [л — j]

11

Речевой слух

Что подразумевается под понятием “фонематический слух”? Он является частью общего слуха. Это умение отличать звуки человеческой речи, своего родного языка, от других звуков. Умение отличать друг от друга слова, которые очень похоже звучат, например “мишка” и “мышка”. Соотносить слово с предметом, его признаками и действиями, вне зависимости, сказаны они тихо или громко, тонким, писклявым голосом или грубым, низким. А также понимать разницу между словами, которые звучат одинаково, но обозначают разное. Например, “мой” — “мой руки” и “мой мяч”.

12. Периодизация формирования фонематического развития (по Р.Е. Левиной)

1 этап — дофонематическая стадия развития,

когда отсутствует дифференциация звуков;

2 этап — начальная стадия дифференциации

фонем;

3

этап

завершающая

стадия

дифференциации фонем;

4

этап

появляется

готовность

к

элементарному звуковому анализу;

5 этап — возможность осуществлять тонкую

дифференциацию фонем и проводить

операции звукового анализа.

12

Полезные советы

Проблем с нарушениями распознавания и воспроизведения фонем обычно не бывает в семьях, где с ребенком разговаривают. С самого его рождения. Нет разницы, о чем говорить с младенцем — о погоде, природе или квантовой физике. Не столь важно, поймет ли он сказанное. Важно, чтобы с рождения ребенок слышал и воспринимал человеческую речь, ее богатые интонации, ритмический рисунок.

По мере взросления малыша ему нужно показывать и рассказывать (обязательно озвучивать), как устроен мир вокруг, как называют те или иные интересующие его предметы, явления, вещи.

Родителям рекомендуется отказаться от «сюсюканья» – если мама коверкает слова с обилием уменьшительно-ласкательных суффиксов (бибичка — машина, манюнька — малыш), то ребенку просто негде взять правильного примера нормального говорения.

О том, как выявить у ребенка нарушение фонематического слуха, смотрите в следующем видео.

Подводя итоги

ФФНР — серьезный речевой дефект. Он требует к себе максимального внимания, чтобы как можно быстрее пройти путь к нормализации речи. Врачебная практика направлена не только на устранение имеющихся проблем с произношением, но и на правильное развитие речи в будущем. Разработанные методики и опыт специалистов помогут ребенку улучшить мышление и память. Научиться правильно говорить и проводить логическую цепочку от слова — к его восприятию и передаче в словах и письме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...