Гимнастика

Содержание
  1. Последовательность постановки звуков
  2. Подготовительный этап
  3. Этап постановки
  4. Способы постановки
  5. Этап автоматизации
  6. Этап дифференциации
  7. Когда нужна коррекция звука «с» ребенку
  8. Особенности произношения звуков Т Д
  9. Этапы работы над звуком.
  10. Ставим звуки [Л], [Л’]
  11. Как самостоятельно проверить, какие звуки не выговаривает ребенок
  12. Как самостоятельно проверить речь ребенка 
  13. Проверяем речь ребенка: дефекты в строении речевых органов
  14. Проверяем речь ребенка: недоразвитие фонематического (речевого) слуха
  15. Дефекты произношения звука [Т]
  16. Причины нарушений
  17. Как научить ребенка говорить мама?
  18. Правильная артикуляция для звука Д и Дь
  19. Диагностика звукопроизношения
  20. Артикуляционная гимнастика для звука Т
  21. Точку ставить еще рано
  22. Упражнения постановки от звука «Ф»
  23. Способы постановки
  24. Постановка звука [СЬ]
  25. Автоматизация звука [С] в слогах
  26. Постановка звука т при дизартрии
  27. Основной этап.
  28. Условия закрепления звуков в речи
  29. Как научить ребенка говорить папа?
  30. Как способствовать развитию речи у детей
  31. Видео о постановке звука С

Последовательность постановки звуков

Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных.

В первую очередь уточняется артикуляция гласных (э, а, и, ы, о, у) в приведенной последовательности. Затем отрабатываются мягкие соноры, далее их твердые пары: (м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р). После чего переходят к формированию смычно-взрывных: (п’-п, б’-б, т’-т, д’-д, к’-к, г’-г). Далее переходят к работе над щелевыми согласными: (ф’-ф, в’-в) и переднеязычным (с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц).

Предлагаемая очередности обусловлена порядком становления фонетической системы в онтогенезе и возможностью, опираясь на зрительный анализатор, осуществить контроль. Также применяют опору на кинестетику и вибрацию.

Последовательность постановки наиболее проблемных звуков можно отразить в виде схемы:

свистящие — шипящие — сонорные — йотированные

Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.

Подготовительный этап

Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.

Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями.

Этап постановки

Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.

Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.

схема артикуляционно схожих звуков для постановки в логопедииВ основе работы лежит артикуляционная схожесть некоторых звуков (представлено на схеме). Другими словами, новый звук ставиться от другого звука, сходного по артикуляции. Важно, чтобы опорный звук, от которого будет осуществляться постановка, был нормированным, то есть неискаженным и достаточно хорошо автоматизированным в самостоятельной речи ребенка.

Таблица опорных звуков для коррекции звукопроизношения

опорные звуки для постановки новых зыуков

Способы постановки

  1. По подражанию. Внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции с использованием исключительно зрительных и тактильно-вибрационных ощущений.
  2. Механический. Оказывается помощь органам артикуляции специальными логопедическими инструментами или специально подготовленными подручными средствами.
  3. Смешанный. Используются приемы 2-х предыдущих способов.

Этап автоматизации

К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком  изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.

Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.

На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.

Этап дифференциации

Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту.

На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.

Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.

Когда нужна коррекция звука «с» ребенку

Если предложить дошкольнику рассказать историю или стихотворение с частым звуком [С] и повторить за взрослым различные слова на «с», где нужный звук находится в середине, начале, в конце, можно определить, когда звук [С] произносится неправильно.

Более действенным является метод, когда ребенок самостоятельно называет слова по предложенным картинкам или заданиям:

  • сорока, матросы, санки, слива, снег, весна — [С];
  • вспомнить имена друзей, в которых «с» мягкий – Вася, Люся;
  • назвать слова, обозначающие действие: одеваюсь, занимаюсь, смеюсь — [СЬ];Постановка звука "С" ребенку поэтапно. Занятия, конспект для логопеда, родителей, видео уроки, последовательность упражнения с картинками. Артикуляционная гимнастика

Постановка звука «с» ребенку поэтапно зависит от того, как произносится звук:

  • искажается [С]: необходима тренировка всего речевого аппарата;
  • пропускается [С]: нужно учить ребенка выговаривать трудное сочетание звуков;
  • при замене [С] нужно поставить произношение;
  • [С] произносится неправильно в некоторых случаях, нужна помощь логопеда.

Особенности произношения звуков Т Д

Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:

  • Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «к – г», например, «к(т)игренок», «инг(д)юк».
  • Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «к – г»: клетка — клекта; стакан — скатан.
  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
  • Стойкое смешение Т Чтит — учит, девоть(ч)ка), Т Ц (Пеця — Петя, цвецет — цветет).

У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т: вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.

РебенокОчень часто причинами неправильного произношения являются:

  • Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
  • Малая подвижность нижней челюсти.
  • Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
  • Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д.

В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.

Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:

  1. Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
  2. Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д, например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
  3. Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка — дочка, тучка — дачка, уточка — дудочка, прудик — прутик, домик — томик.

Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).

Этапы работы над звуком.

Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения данного звука, тренировка движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика,
2. Появление звука — постановка звука,
3. Усвоение звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (изолированно, в слогах, в словах, во фразах и текстах – стихах, рассказах, играх, потешках). Я расскажу обо всех этих этапах подробнее.

Ставим звуки [Л], [Л’]

Для постановки звуков [Л], [Л’] используют упражнения «Иголочка», «Маляр», «Индюшата», «Ступеньки», «Ковшик», «Охотник».

Если в речи ребенка звук [Л] отсутствует, его ставят в 2 этапа:

  1. Межзубная постановка звука, когда ребенку предлагают сказать сочетание звуков «ыа». Произнося звук «ы», выговаривать его нужно кратко, напрягая артикуляционный аппарат. Далее произношение переносят, протиснув язык между стиснутыми зубами. Повторять упражнение, пока не установится четкость звука – нужно установить положение челюсти, в котором получилось воспроизвести звук.
  2. Зазубная постановка звука – язык переводят в положение за зубами, крепко прижимают его к альвеолам, произносят «лы-лы-лы».

Важно выработать правильное направление струи воздуха. Если у ребенка определяется несколько звуков межзубным произношением, стоит развить моторику кончика языка. Помогать при этом можно любым удобным механическим способом.

Если ребенок звук [Л] заменяет звуком [Й], ему предлагают на среднюю часть боковой стороны языка, открыв рот, положить трубочку круглой формы, а кончик языка нужно убрать за верхние резцы. Главная трудность заключается в том, что ребенок продолжает слышать звук, который он воспроизводил ранее. Поэтому важно подключать слуховое внимание малыша к звуку, что он произносит во время его постановки.

Как самостоятельно проверить, какие звуки не выговаривает ребенок

Как самостоятельно в домашних условях проверить речь ребенка и узнать, какие звуки он не выговаривает, рассказывает логопед Ярош Татьяна Александровна.

Многие родители дошкольников задаются вопросом, в каком возрасте ребенок должен научиться выговаривать те или иные звуки,  а также, как самостоятельно в домашних условиях проверить речь. Вот об этом и пойдёт речь в статье.

https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

Неточное произношение звуков у детей до 3-4 лет естественно, т.е. это физиологическое косноязычие. Но не позднее 5-6 лет ребёнок должен научиться правильно произносить все звуки родной речи. Любые нарушения в этом возрасте уже считаются дефектами произношения.

Обычно причинами речевого отставания являются:

  1. отклонения в строении речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная уздечка языка),
     
  2. недостаточная подвижность губ, языка, нижней челюсти.

Прежде, чем приступить к исправлению недочётов звукопроизношения, нужно выяснить, какие звуки ребёнок не выговаривает или произносит неправильно, и в чём выражается этот недостаток (искажение, пропуск, замена другим звуком).

Как самостоятельно проверить речь ребенка 

  1. При проверке речи у ребенка в первую очередь проверяется произношение звуков «ш», «ж», «ч», «щ» (группа шипящих), «с», «сь», «з», «зь», «ц» (группа свистящих) и «р», «рь», «л», «ль» (сонорные звуки).
     
  2. Во время самостоятельной проверки речи не предлагайте ребёнку повторять за вами слова или звуки.

    Такой метод не даёт достоверного представления о его самостоятельной речи. Ведь подражая взрослому, малыш часто произносит звуки лучше, чем самостоятельно. Предложите ребёнку рассказать стихотворение, пересказать сказку. Внимательно вслушивайтесь в его речь, попытайтесь установить, какие звуки он не выговаривает или произносит неправильно.

  3. Более детальную проверку, какие звуки не выговаривает ребенок, в домашних условиях без логопеда можно провести с помощью картинок.

    Предложите ребёнку назвать то, что нарисовано на картинке, внимательно слушайте, как ваш малыш произносит тот или иной звук.

    Обследуемый звук должен находиться в словах в разных позициях ( в начале, в середине, в конце слова).

Вот примерный перечень картинок, чтобы самостоятельно проверить речь у ребенка и выяснить, какие звуки он не выговаривает: 

Звук «с» – собака, санки, абрикосы, капуста, автобус
Звук «сь» – 7 (семь), гуси, лось
Звук «з» – замок, зонтик, коза, ваза
Звук «зь» – зеркало, зебра, корзинка
Звук «ц» – цыплёнок, огурцы, яйцо, заяц
Звук «ш» – шапка, шуба, шишка, карандаш
Звук «ж» – жук, ёжик, ножницы
Звук «ч» – чайник, мяч, ключ, черепаха, бочка
Звук «щ» – щётка, ящик, плащ
Звук «л» – лампа, стол, белка, стул
Звук «ль» – лиса, телефон, соль
Звук «р» – рак, рыба, шар, арбуз, зебра, виноград, сыр, помидор
Звук «рь» – редиска, огурец, грибы, пряник
Звук «й» – чайник, воробей, трамвай, скамейка

Обычно нарушение твёрдого согласного сопровождаются искажением его мягкого варианта. Например. если звук «с» произносится межзубно, то и звук «сь» будет также межзубным.

Обязательно уточните, во всех ли словах малыш неправильно произносит проверяемый звук, может ли он произносить звук изолированно. Для этого предложите ребёнку повторить за вами тот звук, который он не произносит во фразовой речи и в отдельных словах. Если ребёнок правильно произносит звук в изолированном виде, то работа по постановке звука отпадает.

В таких случаях нужно только уточнить произношение звука, а затем закрепить в словах и фразах. Если же звук всё-таки произносится искажённо, то необходимо выработать правильное положение речевых органов, при котором достигается чёткое произношение.

При замене одного звука другим проводится многоэтапная работа. Кроме воспитания правильного произношения (постановка звука) и закрепления его в речи, необходимо проводить работу по различению вновь полученного звука и звука-заменителя. Например, при замене звука «ш» звуком «с» (кошка – «коска») надо провести ряд упражнений, которые научат малыша различать звуки «ш» и «с».

Проверяем речь ребенка: дефекты в строении речевых органов

Короткая уздечка языка

Чтобы выявить короткую уздечка языка, предложите ребёнку поднять язык к верхним зубам.

При очень короткой уздечке малыш совсем не сможет поднять язык. Если уздечка укорочена не сильно, то язык поднимется, но при этом его кончик окажется раздвоенным (вид сердечка), потому что уздечка будет тянуть его вниз. Если ребёнок совсем не может поднять язык, нужно сделать это гладкой ручкой чайной ложечки.

Короткая или укороченная уздечка языка даёт дефекты произношения звуков «ж», «ш», «р», «л».

Важно

Парезы мышц губ и языка

Парез – это ослабление движений мышц. Движения речевых органов при этом вялые, неточные, иногда некоординированные. Для выявления этого нарушения предложите ребёнку выполнить несколько упражнений:

  • вытянуть губы трубочкой вперёд. Если ребёнок затрудняется, то это может быть признаком пареза.
  • растянуть губы в улыбку. При парезе улыбка будет немного «кривой» – одна сторона губ движется меньше.
  • сделать язык широким, «лопаткой». При парезе ребёнок не может этого сделать, язык постоянно сужается.
  • высунуть язык изо рта. При парезе язык уклоняется в одну сторону или дрожит.
  • открыть рот и в таком положении подержать его. Язык при парезе может иметь вид «комка».
  • дотронуться кончиком языка до углов рта. При парезе кончик языка не сужается не попадает чётко в угол рта.

Если вы заметили у своего малыша хотя бы некоторые из этих признаков, вам потребуется помощь невропатолога, а не только работа с логопедом.

https://www.youtube.com/watch?v=0Tu15PtLT7s

Неправильный прикус зубов

Если верхняя или нижняя челюсть малыша выдвигаются вперёд, то необходимо посетить стоматолога-ортодонта.

Проверяем речь ребенка: недоразвитие фонематического (речевого) слуха

Чтобы выявить недоразвитие фонематического (речевого) слуха, предложите ребёнку несколько игровых заданий:

  • отобрать картинки с заданным звуком (например, со звуком «с»)
  • придумать слова на заданный звук (для этого задания выбирайте звук, который ребёнок правильно произносит: «а», «о», «в», «м» и др.)
  • хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук (правильно произносимый)
  • назвать, какой звук повторяется в каждом слове: мак, мама, машина, матрёшка, мука, молоко.

Затруднения или систематические ошибки в выполнении таких заданий свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха, которое мешает становлению полноценного произношения.

С помощью таких несложных приёмов вы сможете самостоятельно в домашних условиях без логопеда проверить речь ребенка и выяснить, какие звуки он не выговаривает.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Развиваем речь ребенка: веселые скороговорки

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/zdorovye-ot-3-do-6/article-9151-kak-vyyavit-nedostatki-proiznosheniya-zvukov/

Дефекты произношения звука [Т]

  • Искажение. Вместо [Т] слышится звук, не имеющий аналога в родном языке. Назальное произношение фонемы при ринолалии.
  • Отсутствие (элизия). Артикуляционный уклад фонемы полностью не сформирован. Встречается при тяжелых формах расщелины неба в случае ринолалии.
  • Замена. [Т] заменяется на другую фонему, близкую по акустико-артикуляционному параметру, чаще всего на заднеязычную фонему [К]. При ринолалии наблюдается замена фарингиальным произношением.
  • Смешение. Изолированно [Т] произносится верно, но в спонтанной речи заменяется другой фонемой.
  • Смягчение. Замена твердого [Т] мягким [Ть], недифференцированное употребление этих фонем.
  • Дефект озвончения. Ребенок недостаточно сильно оглушает звук. В речи слышится его звонкая пара [Д].

Причины нарушений

Обычно дети учатся правильно произносить с помощью звукоподражания. Но если в строении и работе артикуляционного аппарата есть отклонения, то произношение определенной звуковой группы (или нескольких) будет нарушено. В случае каппацизма − это неправильная форма твердого неба, которая вызывает затруднение в образовании смычки, необходимой для правильной артикуляции.

Кроме того, причиной может быть слабый или повышенный мышечный тонус языка. Тогда язык не может занимать, удерживать нужное положение, что также влияет на произношение. Причина появления паракаппацизмов − это недостаточная сформированность фонетико-фонематических процессов.

Эти виды нарушений звукопроизношения могут быть признаками следующих речевых нарушений:

  • дислалии − простой и сложной формы;
  • дизартрии;
  • ринолалии;
  • алалии.

Если есть сложное речевое нарушение, то необходимо предоставить комплексную помощь, которая включает в себя не только занятия с логопедом, но и с дефектологом, и консультацию невролога.

Как научить ребенка говорить мама?

  • Если малыш еще мал, положите свои пальцы на губы малыша и попробуйте вместе помычать. Так ребенок научится звуку «м».
  • Пойте мелодии, заменив «ля-ля-ля» на «ма-ма-ма».
  • Чаще повторяйте ребенку слово мама. Показывайте на себя рукой, четко произносите «мама».
  • Рассказывайте малышу о себе в третьем лице. В течение дня проговаривайте все свои действия, например, «Мама кормит Катю», «Куда мама спрятала игрушку?», «Мама хочет, чтобы Миша ее поцеловал».

Правильная артикуляция для звука Д и Дь

При воспроизведении звука «Д» речевой аппарат принимает положение:

  1. Правильное произношение звуковГубы полностью нейтральны. Постановка зависит от последующей гласной фонемы. Расстояние между губами и резцами около 5 мм.
  2. Кончик языка делает упор в верхнюю челюсть. Может касаться альвеол за верхними зубами.
  3. Мягкая часть неба опускается.
  4. Гортань вибрирует.
  5. Голосовые складки сомкнуты. Присутствие голосового оформления.

Артикуляция мягкого «Дь» отличается от твердого только положением языка. Его кончик опускается за нижние резцы.

Важно: Проводить занятия направленные на постановку фонемы следует после освоения ребенком простых гласных и согласных звуков (а, у, о, и, э, ы) и (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Диагностика звукопроизношения

Логопед оценивает звукопроизношение, смотрит на состояние артикуляционного аппарата, фонематических процессов. Сначала специалист изучает анатомическое строение органов артикуляции, затем оценивает их работу. Для этого логопед просит выполнить упражнения на удержание определенного положения, дает задания на моторику (поднять−опустить язык, показать лошадку и другие).

Затем специалист предлагает малышу сказать нужный звук. Сначала он произносит его без сочетания с другими звуками, в слогах с гласными, другими согласными. Потом в словах, фразах, предложениях, связной речи. В заданиях для оценивания связной речи нужно составить рассказ по картинке, рассказать о любимой игрушке или мультфильме или на любую другую тему.

Диагностика звукопроизношения.

Цель заданий на фонетико-фонематическое восприятие − выделяет ли ребенок в речевом потоке К, не путает ли со схожими по акустическим признакам звуками. Логопед произносит разные звуки, ребенку нужно выделить нужный. Затем материал усложняют − произносят его в словах, слогах. Взрослый может попросить назвать все предметы, в которых есть К. Хорошее задание распределить картинки по группам на определенный звук.

Специалист обращает внимание на то, в какой речевой среде растет ребенок. Если у кого-то из взрослых из его окружения есть каппацизм или паракаппацизм, то либо ему нужно также исправлять произношение, либо стараться при общении с малышом использовать меньше слов со звуком К.

Артикуляционная гимнастика для звука Т

Цель применения гимнастики на занятиях по постановке звуков – укрепление и тонизирование речевой мускулатуры, повышение гибкости языка и челюстного аппарата, улучшение навыка управления речевыми органами.

Применимы следующие упражнения на артикуляцию:

  • «Вкусное варенье». Открыть рот в улыбке. Облизывать верхнюю губу, при этом не поддерживая язык нижней губой. Сделать движения 4-6 раз.

  • «Слон». Зубы сжать, губы соединить и, прикладывая напряжение, выставить трубочкой вперед. Держать в таком положении, считая до 5-ти.

  • «Почистим зубки». Открыть рот в улыбке. Кончиком языка двигать вправо-влево по задней стороне сначала нижнего зубного ряда (7-8 раз), затем верхнего ряда, продолжая держать рот открытым.

  • «Едем на лошадке». Рот открыть в улыбке. Несжатый язык прижать всей поверхностью к небу, чтобы он как бы присосался. При этом не помогать языку нижней челюстью. Затем отнять с прищелкиванием.

  • «Индюк». Приоткрыв рот, приложить несжатый язык к верхней губе и, не отрывая его, двигать вперед-назад. Постепенно ускоряться, затем добавить проговаривание «бл-бл-бл-бл».

  • «Часики». Открыть рот в улыбке. Кончиком языка двигать из правого уголка губ в левый, и обратно (5-10 раз), удерживая нижнюю челюсть неподвижной.

Точку ставить еще рано

Чтобы, уже имея в своем арсенале правильно поставленный звук “Т”, не продолжать говорить по привычке, ребенку нужна поддержка взрослых и мотивация. Находясь в кругу сверстников, так легко расслабиться и перестать контролировать себя.

Но зато как можно гордиться собой за то, что собственными усилиями, терпением, упорством смог одолеть непокорный звук. Не без помощи взрослых, конечно. 🙂

Теперь он звучит правильно. А малыш готов к новым свершениям!

Упражнения постановки от звука «Ф»

[С] и [Ф] имеют одинаковый способ образование – щелевой, поэтому важно научить дошкольника выпускать воздух через губы. Если ребенок произнесет [Ф], то ветерок, пронесшийся по языку, поможет посвистеть, имитируя свиристель, иволгу, чтобы получился новый звук, приближенный к [С].

Способы постановки

Самый простой способ постановки в домашних условиях − это по звукоподражанию. Для этого попросите ребенка покашлять (кхэ). Вы должны широко открывать рот, чтобы малыш видел правильную артикуляцию. Покашливать нужно с маленьким выдохом, чтобы не было ярко выраженного Х между К и Э.

Потом предложите покашлять шепотом. Это поможет убрать призвук Х, в результате должен получиться слог КЭ. Потренируйте этот слог, затем предложите малышу соединить с другими гласными. Попробуйте проговорить звук изолированно.

Игры для развития речи.

Но звукоподражательный способ не всегда помогает в случае сложных речевых нарушений. Для таких вариантов есть другие способы постановки заднеязычной группы звуков:

  • Постановка на вдохе. Взрослый просит спрятать язык как можно дальше. Обязательно покажите малышу, как это делать. На таком вдохе нужно произносить слоги, наподобие КА. Потренировавшись, усложните задание: делайте такой вдох, на выдохе говорите этот слог. Когда заднеязычный звук будет получаться четким, отрабатывайте его произношение изолированно.
  • Механический способ. Для этого вам нужен логопедический шпатель. Попросите малыша произносить слоги ТА-ТА-ТА. Вы нажимаете шпателем на кончик языка и осторожно проталкиваете вглубь рта. Перед этим обязательно предупредите ребенка о том, что вы будете делать, попросите его, чтобы он не убирал язык. Когда вы услышите четкий К, акцентируйте внимание малыша на его звучании. Пускай ребенок попробует его произнести без помощи взрослого. Конечно, у него может и не получиться сразу произносить его самостоятельно, и взрослому нужно будет ему помогать. Когда ребенок научится говорить его самостоятельно, приступайте к закреплению в слогах.

Это были способы постановки звука К самостоятельно дома. Чаще всего его удается поставить при помощи звукоподражания, потому что артикуляция заднеязычных имеет одинаковую базу. И если у ребенка есть один из звуков этой группы, то он довольно легко усвоит артикуляцию других заднеязычных.

Родители обращаются с вопросом к логопеду: «Ребенок не выговаривает букву К, как быстро ему выучить правильную артикуляцию?» Во-первых, логопед ставит звуки, буквы учат на занятиях по обучению грамоте. Во-вторых, продолжительность коррекционной работы зависит от речевого нарушения и индивидуальных особенностей ребенка.

Постановка звука [СЬ]

При произношении звука «СЬ», малыш улыбается, растягивая губы, язык касается нижней десны. Струя воздуха направляется на зубы. Эти теоретические сведения непонятны, а вот игра «Птенчики в гнезде», которая проходит в несколько этапов, понравится маленькому ученику.

  • Первый этап – развитее фонематического слуха, обучение произношению «СЬ»

Игровой прием заключается в инсценировании небольшого стихотворения: «Птенчики в гнезде сидят, маме дружно кричат» или же «Мама строго им кричит». Мама будет произносить «С-С-С», птенчики – «СЬ-СЬ-СЬ». Постановка звука "С" ребенку поэтапно. Занятия, конспект для логопеда, родителей, видео уроки, последовательность упражнения с картинками. Артикуляционная гимнастикаОбхватив пальцы одной руки, дошкольник шевелит ими, имитируя маленьких птичек, и приговаривает «СЬ-СЬ-СЬ», прилетает мама: произносится «С-С-С». Взрослый следит за артикуляцией малыша.

  • Второй этап – составление слогов с гласными – и, е, ё, я.
  • Третий – различение «СЬ» и «С».

Для того, чтобы упражнения проходили интересно, нужен раздаточный материал, который родитель может приготовить вместе с малышом. Ребенок подбирает слова к картинкам: лиса – лисята, гусак – гусята.

В этот момент можно предложить ему отгадать загадки, рассказать (повторить) скороговорки, пословицы:

  • «Далеко, далеко, на лугу пасутся… Кто?» (козы, коровы);
  • «Сладко спит зверек в степи, ты его не разбуди». (сурок);
  • «Пятачок, крючок, щетинка. Ну, конечно, это… (свинка)
  • «Идет с козой косой козел».

Автоматизация звука [С] в слогах

Постановка звука «с» ребенку поэтапно подразумевает осознанное правильное и четкое произношение [С] — автоматизация звука. Если не закрепить произношение, то малыш по-прежнему будет выговорить искаженный звук.

Навык изолированного произношения [С] закрепляется в песенке насоса [С-С-С-С], а также в ряде других упражнений:

  • в прямых слогах

произнести сочетание, когда по языку бежит ветерок: са — са, со — со, сы — сы, сэ – сэ;

  • в обратных слогах

взрослый следит за артикуляцией, малыш произносит обратные слоги: ас — ас, ос — ос, ыс — ыс, эс – эс, ис – ис, ус – ус;

  • в открытых слогах

аса — аса, осо — осо, ысы — ысы, эсэ – эсэ, иси – иси, усу – усу;

  • в слогах с несколькими согласными

ста – ста, сто – сто, сты – сты, сту – сту, спа – спа, спо – спо, спы – спы – спы;

  • в скороговорках и чистоговорках

Са – са — длинная коса; Санины сани едут сами.

Постановка звука т при дизартрии

В самом начале нужно уделить вниманию разминке языка и снятию тонуса, а также общей гимнастике для речевого аппарата. Для этого применяются логопедические упражнения, перечисленные выше.

  • Поднять и опустить язык, повернуть вправо и влево. При этом язык вытягивается максимально.
  • Затем взрослый предлагает ребенку постучать язычком о верхнее небо (должен получиться звук Т).
  • Для получения мягкого согласного язык сильнее прижимается к небу и больше выдвигается между зубами. При этом проход для воздуха уменьшается.
  • Для отработки звука Т он произносится между двумя гласными (не меньше 10 повторений).
  • Малыш должен поцокать не меньше 20 раз. После этого задание усложняется: цокать нужно на выдохе, а не на вдохе.
  • Ребенку предлагается положить ладонь себе на гортань. После этого произнести звуки Т и Д. Акцентировать внимание на различие вибраций во время произношения звуков Т и Д.

Основной этап.

В дупле дятел. Даня получил медаль. У них нет двоек. В лесу надо дышать свежим воздухом. Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Тема шагал сзади, в руках у него было маленькое ведёрко. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал. И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему?

Она очень часто бывает у деток, с которыми не работали в дошкольном возрасте… Напишите ее пожалуйста в комментариях. Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков!

Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д.

Условия закрепления звуков в речи

Успешность постановки звуков зависит от многих факторов: от частоты занятий, степени проблемы со звукопроизношением.

Результативность можно разделить на следующие условия, которые должны быть обязательно соблюдены:

  • развитие фонематического слуха;
  • контроль логопеда, родителя и самостоятельный контроль;
  • осознание того, зачем нужны данные занятия (мотивация). Родителям рекомендуется хвалить малыша даже за незначительные успехи.

Каждый из этих условий взаимодополняющий.

Как научить ребенка говорить папа?

  • Подставьте ладошку малыша к своим губам и произнесите звук «п» с придыханием, чтобы ребенок ощутил на ладошке ваше дыхание. Такую игру дети находят забавной и со временем начинают сами произносить звук «п».
  • Слово «папа» в семье должно звучать каждый день и помногу. Папе рекомендуется чаще играть с ребенком и рассказывать вслух все свои действия.
  • Песенки или распевку «па-па-па» пойте ребенку почаще.

Как способствовать развитию речи у детей

Чтобы у дошкольника была правильная и развитая речь, родителям необходимо:

  • вырабатывать правильное произношение звуков речи;
  • готовить речевой аппарат малыша к произношению, для этого каждый день находить время для артикуляционных упражнений;
  • постоянно разговаривать с ребенком;
  • не только читать малышу книжки, а и учить его пересказывать прочитанное.

Правильная постановка звука «с» ребенку поэтапно логопедическими занятиями поможет овладеть ему речью быстрее естественного пути и чувствовать себя комфортно в детской среде.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о постановке звука С

Постановка звука С,З,Ц:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...