Как научить ребенка выговаривать звук «Ч»

Содержание
  1. Почему возникают проблемы с произношением шипящих
  2. Характеристика звука [ч’]
  3. Govorynchik
  4. Упражнения для автоматизации звука Ч: изолировано, в слогах, словах и предложениях.
  5. Спой «песенку веселого паровозика».
  6. Повтори обратные слоги со звуком Ч.
  7. Повтори обратные слоги со стечением согласных:
  8. Повтори прямые слоги со звуком Ч.
  9. Повтори слоги, где звук Ч находится между гласными.
  10. Повтори прямые слоги со стечением согласных.
  11. Повтори слова со звуком Ч в конце слова.
  12. Повтори слова со стечением согласных.
  13. Повтори слова, где звук Ч находится в середине слова.
  14. Повтори слова, где звук Ч находится в начале слова.
  15. Повтори слова с двумя звуками Ч.
  16. Повтори предложения.
  17. Повтори пословицу.
  18. Повтори и отгадай загадки.
  19. Повтори стихи.
  20. Сказка про букву Ч
  21. Упражнения на звуки английского языка
  22. Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?
  23. Скороговорки на звуки английского языка
  24. Откуда берется грамматика
  25. Главный вопрос
  26. Примитивные языки
  27. Языки знаков
  28. Заключение
  29. Примеры слов со звуком |ʒ|
  30. Что делать родителям, чтобы речь ребенка развивалась правильно
  31. Мелкая моторика
  32. Повышение уровня сложности заданий
  33. Речевая среда
  34. Сюсюкание
  35. Ставим звуки [К], [Г], [Х]
  36. Возможно ли исправить произношение звука “ч” полностью?
  37. Литература [ править]
  38. Упражнения для развития выдоха
  39. Ставим звук [Ц]
  40. Словосочетания и фразы на звук Ч
  41. Дифференциация звука Т
  42. Постановка звука «щ»
  43. Разница в коррекции звука у детей и взрослых
  44. Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ
  45. Продолжи фразу
  46. Упражнения
  47. Гимнастика для постановки произношения
  48. Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ]

Почему возникают проблемы с произношением шипящих

За процесс речевого развития отвечают определенные участки мозга. Если их работа нарушается, возникают сложности с произношением отдельных звуков. В большинстве случаев проблему провоцируют родовые травмы. Особую опасность представляют смещения костей черепа затылочной части или позвонков. В результате этого кровообращение в области головы замедляется. Клетки мозга не получают необходимое количество кислорода, что приводит к их разрушению.

Полученная во время родов травма может спровоцировать и ущемление подъязычного нерва или нарушения в ассоциативных нейронных связях слухового анализатора. Это отражается на способности распознавания и воспроизведения устной речи. Для правильного произношения отдельных звуков не менее важны жевательные и мимические мышцы. В некоторых случаях развитие речи у детей замедляется из-за травм, полученных после рождения (падение с дивана, удар затылком и т.д.).

Характеристика звука [ч’]

Произнесем слово чай. Можно заметить, что есть преграда для воздуха, значит, звук [ч ̓] – согласный. Во время произношения слышно больше шума, чем голоса, это значит, что звук глухой. Произнести звук [ч ̓], чтобы он зазвенел, – не получится, это значит, что он непарный.

Определим, какой это звук по мягкости.

Произнесем слова: силач, чинить, качели, зайчонок (Рис. 1).

Рис. 1. Слова

Мы услышим, что в каждом из этих слов звук [ч ̓] мягкий (Рис. 2).

Рис. 2. Характеристика звука

Этот звук особенный, потому что он непарный глухой и непарный мягкий.

Звук [ч ̓] бывает в любой части слова. В начале слова: чемодан, четыре, часы, чайка, число (Рис. 3).

Рис. 3. Примеры

Ближе к началу слова: ученики, учитель, участвовать (Рис. 4).

Рис. 4. Примеры

В середине слова: речка, печать, почка, туча, дачи (Рис. 5).

Рис. 5. Примеры

В конце слова: смерч, грач, ключ (Рис. 6).

Рис. 6. Примеры

Посчитаем, сколько раз нам встретится звук [ч ̓] в стихотворении (Рис. 7).

Рис. 7. Стихотворение

Звук [ч ̓] встретился нам 13 раз.

Govorynchik

Упражнения для автоматизации звука Ч: изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука Ч, начинается с самых легких заданий для малыша.

  1. Спой «песенку веселого паровозика».

Произнеси звук Ч на одном выдохе несколько раз: ч-ч-ч…

  1. Повтори обратные слоги со звуком Ч.

Ач-оч-уч-ыч-ич-еч-ёч-юч-яч.

  1. Повтори обратные слоги со стечением согласных:

Ачк-очк-учк-ычк-ичк-ечк-ёчк-ючк-ячк ачт-очт-учт-ычт-ичт-ечт-ёчт-ючт-ячт

  1. Повтори прямые слоги со звуком Ч.

Ча-чо-чу-чи-че

  1. Повтори слоги, где звук Ч находится между гласными.

Ача-ачо-ачу-ачи оча-очо-очу-очи уча-учо-учу-учи ича-ичо-ичу-ичи

  1. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Чта-что-чту-чти-чте чма-чмо-чму-чми-чме

  1. Повтори слова со звуком Ч в конце слова.

Ач: пугач, тягач, ткач, богач, кумач. Оч: ночь, дочь. Уч: могуч, тягуч, тянуч. Ич: дичь. Еч: меч, течь. Яч: мяч.

  1. Повтори слова со стечением согласных.

Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно, кабачки, башмачки, начни.

Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, шапочка, уточка, тапочки, ночка, Вовочка, квочка, девочка, почта, поч­ва, замочки, вазочка, баночки.

Уч: кучка, Жучка, внучка, тучка.

Ич: птичка, яичко, пуговичка, водичка, новички.

Ыч: бычки, кавычки.

Еч: печка, овечка, маечка, Танечка, Петечка, Ванечка,

Анечка, мечта, уздечка, навечно.

Яч: ячмень.

  1. Повтори слова, где звук Ч находится в середине слова.

Ча: кочан, туча, бахча. Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бо­чонок, зайчонок, паучок. Чу: хочу, каучук, жемчуг. Чи: мячи, овчинка, зайчик, мячик, могучий, пахучий, пончик, заячий. Че: ученик, учение, учебник. Чё: учёба, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, копчё­ный, печёт, течёт.

  1. Повтори слова, где звук Ч находится в начале слова.

Ча: чай, чайка, чайник, чабан, чашка, чадо, чаинка, чан, чаша. Чу: чудо, чугун, чугунок, чуб, чудак, чугунный, чудной, Чукотка, чуткий. Чи: чиж, чижик, чинный. Че: чек, чемодан, чеканка, чей, чех, чемпион, чепуха. Чё: чётки, чёткий, чётный. Стечение согласных: чмокать, чтение.

  1. Повтори слова с двумя звуками Ч.

Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.

  1. Повтори словосочетания.

мамочкина шапочка новая маечка Анечкин мячик ягодная начинка ночная бабочка дикая уточка чугунная печка тонкая веточка мягкая овчинка Ванечкин зайчик мягкие тапочки темная тучка удобные ботиночки чайные чашки умный ученик кожаный чемоданчик утиное яичко дубовая бочка чугунная ванна пахучий мёд новый учебник

  1. Повтори предложения.

Три слова. Ученик купит учебник. Вовочка везёт тачку. Ма­мочка готовит кабачок. Девочка умеет читать. На кочке уточка. Ученики читают книги. Дети чинят тачку.

Четыре слова. Ванечка думает над задачей. На дочкиной кофточке пуговички. У ученика Ванечки учебники. Жучка подходит к будочке. У Анечки чудный зайчик.

Пять слов. У девочки в баночке бабочка. У Вовочки в боч­ке водичка. Девочка на даче пьёт чай. У паучка паути­на на веточке. Бычки пьют водичку из бочек. Девочка читает книжечку о бабочках. У птички в гнезде птен­чики. У птички домик на веточке.

Шесть слов. Вовочка и Ванечка поят водой бычков. Идёт бычок, его бочок как кабачок. В печке чугунок, в чу­гунке — чечевичка. Учеников учат печь пончики в печ­ке. У Танечки и Манечки новые ботиночки.

Семь слов. У мамочки две дочки: Танечка и Анечка. У Анечки в чемодане чепчик и маечка. Это Ванечкин зайчик, а это Вовочкин бычок.

  1. Повтори пословицу.

Ученье-путь к уменью.

  1. Повтори и отгадай загадки.

Бочку за бочкой Тянут из мешочка. (Лото)

Мы ночью ходим, Ходим днём, Но никуда мы не уйдём. (Часы)

Мычит: «Му-му-му», Кто это — не пойму? (Корова)

Течет, течет — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (Ручей)

  1. Повтори стихи.

У зайчика значок, На значке — кабачок. А. Хмелёва

Птичка, птичка, Попей водички! Водичка в бочке, Бочка — на кочке. А. Хмелёва

(по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Ч)

Сказка про букву Ч

Кто живет в часах

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны — в горах, а чайники — на кухне. Черепахи живут в песке, червяки — в земле, а чучело — на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок — на чердаке, а в старом чемодане — мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.

Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!

(Г- Юдин)

Упражнения на звуки английского языка

Итак, с произношением разобрались. Теперь отточим навык на наборе слов. Настраиваем органы речи в нужное положение и приступаем:

shade /ʃeɪd/

shape /ʃeɪp/

shame /ʃeɪm/

she /ʃi/

sheep /ʃiːp/

shell /ʃel/

shark /ʃɑːk/

shift /ʃɪft/

shine /ʃaɪn/

ship /ʃɪp/

shirt /ʃɜːt/

shock /ʃɒk/

shoe /ʃuː/

shop /ʃɒp/

shout /ʃaʊt/

show /ʃəʊ/

shower /ˈʃaʊər/

shrimp /ʃrɪmp/

shy /ʃaɪ/

shoulder /ˈʃəʊldər/

Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?

Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту. В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются. По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:

Родители с детьми читают книжки

  1. Родитель, предлагая малышу воспроизвести шипящие ш, ж, ч, щ, медленно и внятно произносит их. Интереснее предложить игровую форму в виде речевых упражнений: «Змея зашипела: ш-ш-ш», «Пчелка зажужжала: ж-ж-ж».
  2. Для проверки состояния звука в слогах малыша побуждают повторять слоги, например, ши-жи, ча-ща, жу-шу, чу-щу, аш-аж, ач-ащ, щи, чух, кыш, вжик. При этом проверяемые звуки должны стоять в начале слога, середине, конце.
  3. На следующем этапе идет проверка произнесения звука в словах. Для заинтересованности используются картинки, где нарисованы предметы на заданный звук (шишка, жираф, шалаш, чайник, щука и прочие). При этом можно использовать логопедический наглядный материал, а можно подобрать вместе с ребенком картинки в детских книжках. Главное, чтобы они соответствовали определенным правилам: шипящие должны четко звучать в словах, стоять в начале слова, середине, конце (шуба, машина, камыш). По такому же принципу подбираются слова с другими шипящими: жук, ружье, лыжи и т. д.Хорошо, если обследование будет проходить в виде игровых упражнений. Например, «Как назвать ласково (птица-птичка, коза-козочка, жук-жучок, зима-зимушка, солнце-солнышко)? »
  4. Последний этап предполагает проверку звука в предложении, в котором подобрано несколько слов с проверяемым шипящим. Этой цели хорошо служат чистоговорки, например, «Тише, мыши, не шумите! Кота с кошкой не будите!» Подойдут для обследования шипящих классические скороговорки: «Шла Саша…», «Кукушка кукушонку…»

Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции.

Скороговорки на звуки английского языка

  • She sells sea shells by the sea shore. The shells she sells are surely seashells. So if she sells shells on the seashore, I’m sure she sells seashore shells.
  • Shirley has just finished washing this sheet in the washing machine.
  • Sharon washed dishes in a dishwasher, next she washed shades in a washing machine. Should she wash the dishes in the dishwasher, before washing the shades in the washing machine?

И последний шаг – строчка из песни, которая врежется в твою аудиальную память. Я остановилась на бессмертной песне “Shake Shake Shake” группы KC & The Sunshine Band.


С 0:33 – по 0:51

Откуда берется грамматика

Грамматика – едва ли не самая сложная часть любого языка. Когда мы меняем последовательность слов, добавляем дополнительные глаголы и суффиксы, мы способны изменять смысл предложений. Мы способны превращать утверждения в вопросы, и не важно, место это или действие. У нас есть различные методы построения предложений для передачи самых тонких изменений в смысле.

Такие вещи присущи не только Русскому или Английскому языку. Даже если язык называется примитивным, то в нем вы способны найти «умные» грамматические компоненты. Система местоимений американских индейцев Чероки способна отличать по смыслу предложения на уровне «вы и я», «несколько человек и я», «ты, другой человек и я». В английском языке подобные предложения сводятся к сырому местоимению «мы». Грамматика универсальна. Они играет важнейшую роль в каждом языке, и не важно, где и как он распространен. Возникает вопрос: «Кто же создал грамматику?».

Главный вопрос

Кажется, что на этот вопрос невозможно ответить. Чтобы выяснить, как создавалась грамматика, кто-то обязан был присутствовать при моменте создания языка и документировать его возникновение. Исторические лингвисты отслеживают сложные языки, возвращаясь к их прародителям. Это дает некоторую информацию, но полноценные факты мы способны получить только в том случае, если исследователь наблюдает развитие языка с его появления. Удивительно, но это возможно.

Примитивные языки

Некоторые из последних языков появились из-за трансатлантической работорговли. В то время рабы из числа разных этнических групп были обязаны работать вместе по правилам колонизаторов. Так как у них не оказалось шанса изучать языки друг друга, они развили собственный язык под названием Пиджин. Он включает в себя измененные конструкции языка, на котором говорили владельцы земель. Грамматика присутствует у них в упрощенном виде. Слушателю иногда сложно понять, когда произошло событие и кто в нем участвовал.

Дети, изучающие и развивающие Пиджин, не копируют слова. Они используют их для создания новых экспрессивных конструкций.

Языки знаков

Люди с ограниченными возможностями тоже получили шанс изучать собственные языки знаков. Здесь присутствует не просто ряд жестов. Здесь используются те же грамматические конструкции, что и в обычных языках.

Создание подобного языка недавно зафиксировано в Никарагуа. Раньше глухие люди здесь были изолированы друг от друга, но в 1979 году новое правительство приступило к сооружению школ для глухих. На уроках они учили речь с помощью чтения по губам, но в игровых зонах дети создали собственную знаковую систему, используя жесты, которые они применяли в повседневной жизни. Каждый ребенок использовал знаки с собственными идеями, последовательная грамматика не присутствовала.

Когда в школу пришли другие дети, они разработали новую систему знаков, которая отличалась от предыдущей. Младшие дети основывались на знаках старших детей, но их язык получился более плавным и компактным. Там использовались грамматические конструкции для уточнения смысла. Новый язык был рожден.

Заключение

Некоторые лингвисты считают, что конструкции и слова в некоторых современных языках были привнесены креолами. Дети способны создавать грамматические правила из-за пластичности нейронов. Это ведет к возникновению сначала простейших, а затем прогрессивных языков.

Примеры слов со звуком |ʒ|

pleasure /ˈpleʒər/

measure /ˈmeʒər/

treasure /ˈtreʒər/

leisure /ˈleʒər/

vision /ˈvɪʒn/

decision /dɪˈsɪʒn/

explosion /ɪkˈspləʊʒn/

invasion /ɪnˈveɪʒn/

usual /ˈjuːʒuəl/

casual /ˈkæʒuəl/

Asia /ˈeɪʒə/

occasion /əˈkeɪʒn/

conclusion /kənˈkluːʒn/

garage /ˈɡærɑːʒ/

confusion /kənˈfjuːʒn/

mirage /ˈmɪrɑːʒ/

provision /prəˈvɪʒn/

television /ˈtelɪvɪʒn/

beige /beiʒ/

massage /ˈmæsɑːʒ/

Что делать родителям, чтобы речь ребенка развивалась правильно

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно и согласно нормам, важно следить за общим развитием ребенка с первых дней его жизни. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в период становления речевых навыков, — чаще с ним разговаривать, развивать мелкую моторику и как можно больше играть.

Мелкая моторика

Связь между мелкой моторикой и речью объясняется близостью мозговых центров, отвечающих за эти процессы. Разминая пальчики ребенка вы одновременно воздействуете и на речевой центр. Упражнений на развитие мелкой моторики масса:

  • пальчиковые игры (ладушки, сорока-белобока), массаж ручек;
  • игры с песком и крупами (зарыть и откопать предмет, рисование пальчиком по крупе или песку);
  • сортировка и нанизывание бусин;
  • бизиборды со шнуровками, разными видами замков, кнопок, молний;
  • лепка и рисование.

Повышение уровня сложности заданий

Развитие мелкой моторики во многих источниках считается панацеей при отсутствии речи у детей. На самом деле, это не так. Наш мозг устроен таким образом, что для развития ему нужен стресс. Если ребенок ежедневно по несколько часов будет перебирать горох с фасолью, эффективность у таких занятий будет нулевой.

Чтобы дать толчок общему развитию ребенка, задания необходимо постоянно усложнять. Ребенок должен мыслить, использовать разные группы мышц, задействовать слух, зрение, обоняние — тогда его мозг будет развиваться, решая новые для него задачи. А вместе с ним будет совершенствоваться и речь.

Примеры заданий:

  • кидали мяч друг другу — кидайте мяч в корзину — сбивайте мячом кегли;
  • сортировали бусины по размеру — сортируйте по цвету — нанизывайте бусины одного цвета на леску и т. д.

Речевая среда

Важным аспектом своевременного развития речи является нахождение ребенка в активной речевой среде. С малышом постоянно нужно разговаривать: комментировать свои действия, называть предметы, которые вас окружают, читать книги, стихотворения, петь песни и так далее. Все это будет способствовать формированию пассивного словарного запаса, который станет основой будущей речи вашего ребенка.

Сюсюкание

В последнее время логопеды стали обращать внимание родителей еще на одну деталь, оказывающую воздействие на качество речи ребенка, — сюсюкание с ним. Чрезмерное сюсюкание с ребенком действительно может стать причиной неправильного произношения отдельных звуков, но это не значит, что с рождения малышу нельзя говорить ласковые и смешные словечки. Главное — знать меру, тогда это не станет проблемой.

Ставим звуки [К], [Г], [Х]

Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:

  • губы должны принять положение следующего гласного звука;
  • зубы не смыкать нельзя;
  • кончик языка нужно опустить и прикоснуться им к резцам нижнего зубного ряда;
  • боковые части язычка примыкаются к верхним боковым зубкам;
  • задняя часть языка должна образовывать с небом смычку;
  • мягкое небо в это время приподнимается, перекрывая проход к носоглотке;
  • голосовые связки напрягать не нужно, они разомкнуты;
  • во время выдоха образующаяся струя воздуха должна взрывать смычку, из-за чего возникает характерный звук.

Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.

Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.

Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».

Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.

Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».

Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.

Возможно ли исправить произношение звука “ч” полностью?

Нарушение произношения звука «ч» в большинстве случаев устранимо, и часто недостаток проходит сравнительно легко, только занятия с ребенком надо вести систематически, а не от случая к случаю. И малыш и взрослые должны быть терпеливы и настойчивы, у них должно быть желание во что бы то ни стало добиться правильной речи. Если результаты самостоятельных занятий невелики, то надо обратиться к педагогу по исправлению речевых нарушений – логопеду, если ребенок плохо выговаривает звук «ч».

В работе помогут следующие пособия:

М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1971.
М. Ф. Фомичева. Учите детей говорить правильно. М., 1968.
А. Д. Филиппова и Н. Д. Шуравина. Говори правильно. М., 1967

С. Шаховская, кандидат педагогических наук, журнал “Семья и школа”, 1971 год

Литература[править]

  • Булич С. К.,. Ч // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография / отв. ред. акад. В. И. Борковский. — 2-е изд., факсимильное. — Л., М.(факс.): Из-во АН СССР; из-во «Наука» (факс.), 1928, 1979 (факс.). — С. 201—202. — 494 с. — 2700 экз.

Упражнения для развития выдоха

  • Малыш становится, ноги ставит на ширине плеч. На вдохе носом разводит руками, на выдохе приседает и обнимает себя руками.
  • Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Руки соединить в “замок”, они находятся внизу. На вдохе руки поднимаются вверх, при этом дыхание задерживается. Затем очень медленно выдыхать, опуская руки и произносить “ух”.
  • Надуть щеки по максимуму, задержаться на полминуты. Затем втянуть щеки в себя и снова задержаться на такое же время.
  • Сесть на стул. Медленно опускать и поднимать руки, произнося “Каар”.
  • Игра-соревнование. Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном вдохе. (Также можно посоревноваться, кто дольше промычит на выдохе).

Ставим звук [Ц]

Артикуляция следующая:

  • губы находятся в нейтральном положении;
  • зубы приближены на 1-2 мм;
  • кончик язычка опущен, прикасается к нижним резцам; изначально спинка языка сильно выгнута, образуя с резцами смычку, затем ее передняя часть быстро переходит в положение звука «С», образуя желобок посередине;
  • струя воздуха должна быть сильной, неравномерной.

Постановку звука «Ц» выполняют, если ребенок четко выговаривает звуки «С» и «Т». Малыша просят быстро проговаривать «ТС», вследствие чего возникает нужный звук.

Используют 3 способа постановки звука «Ц»:

  1. Прием подражания, используя игровые приемы («Паровоз, останавливаясь, говорит – тссс-ц-ц», «Мышка спит, не шумите – тсс-ц-ц!»).
  2. Прием опорных звуков (в данном случае это «Т» и «С»).
  3. Прием особенностей артикуляционного уклада. Предложите ребенку открыть ротик, упереться кончиком языка в резцы нижнего ряда зубов, приподнять язычок и вытянуть его так, чтоб передняя его часть прижалась к небу. В этом положении язык своей спинкой должен касаться верхних резцов. Не включая голос, предложите малышу произносить звук «Т», отрывая кончик языка напором струи воздуха от передних зубов нижнего ряда. Губы должны быть напряжены, располагаться в положении улыбки. Такое упражнение помогает запомнить положение органов артикуляции, когда произносится звук «Ц».

Словосочетания и фразы на звук Ч

1) Флейта звучит, а флейты звучат;

  • Швея строчит, а швеи строчат;
  • Малыш кричит, а малыши кричат;
  • Мальчишка стучит, а мальчишки стучат.

2) Курица кудахчет, кузнечик стрекочет, орёл клекочет, лев рычит, воробей чирикает, рыба молчит.

Оцени-ка страничку!

5.00(1голос)

Дифференциация звука Т

Когда ребенок начал свободно выговаривать Т, можно приступать к дифференциации – навыку отличать фонему от схожих. Работа проводится аналогично автоматизации – в 3 этапа: в слогах, в словах, в словосочетаниях.

Наиболее часто дошкольники затрудняются различать близкие по артикуляционным и акустическим свойствам звуки Т, Д, К.

Приведем задания для автоматизации звука Т, Д и К.

Логопед произносит в ряд слоги, а ребенок хлопает, только когда слышит заданный звук Т. Например:

  • Д и Т – «да-та-да-та», «до-то-до-до», «ди-ти-ти-ди», «де-те-де-те»;
  • К и Т – «ка-та-та-ка», «ко-то-то-ко», «ки-ти-ти-ки», «ке-те-ке-ке»;
  • аналогично – «док-ток», «дом-том», «кот-код», «дак-так».

Слоги

Задание – проговорить парные слова 3 раза, к каждой паре подобрать соответствующие картинки:

  • копать-топать;
  • бот-бок;
  • сода-сота;
  • дом-том;
  • туча-куча;
  • удочка-уточка;
  • плод-плот;
  • кот-код;
  • молот-молод;
  • табак-кабак;
  • точка-дочка.

Словосочетания, включающие фонемы Т, Д, К, для четкого проговаривания:

  • по комнате летает комар;
  • Даша спит в постели;
  • тетя берет помаду;
  • Катя несет торт;
  • Таня и Коля играют в лото;
  • Тоня идет в кофте;
  • на окне стоит кактус;
  • старик несет тыкву;
  • Тома идет по мосту;
  • дед везет на телеге дрова;
  • кот гуляет в саду;
  • капитан ведет корабль;
  • Катя купила вату в аптеке;
  • Таня ставит на стол букет;
  • тетя надела платок;
  • конфеты лежат на тарелке.

Родители должны постоянно заниматься с ребенком. Постановка звуков – процесс продолжительный, требующий терпения, систематических тренировок. Применение артикуляционной гимнастики, логопедических упражнений и игр приблизит итог формирования четкой и грамотной речи у дошкольника.

Логопедическая игротека

Постановка звука «щ»

Автоматизация шипящих звуков у детей вызывает немало трудностей. При произношении звука «щ» голосовые связки вибрировать не должны, поскольку он глухой. Положение губ и языка напоминает позицию, которая имеет место в случае со звуком «ж». Отличие заключается в направлении воздушной струи между зубами. Они смыкаются, либо максимально сближаются друг с другом. Упражнения закрепляются чтением стихов. После каждой тренировки логопед выявляет недочеты и пытается их исправить.

Разница в коррекции звука у детей и взрослых

Отличий в постановке фонем у детей и взрослых нет. Особенность лишь в способе подачи информации. Если при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал и дополнять артикуляционную гимнастику стихотворениями, потешками, то со взрослыми логопедические занятия выстраиваются по типу беседы.

Также у взрослых подготовительный этап может занять больше времени. Это связано с тем, что неправильное произношение у них закреплялось долгое время. Но у взрослых проще выработать навык самоконтроля за речью. Тем не менее, независимо от возраста успех занятий зависит от правильности подобранных методик и соблюдения всех рекомендаций.

Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ

Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.

Для отработки «Ч» ребенок длительно произносит «ТЬ», при этом оттянув язык назад от верхних резцов к альвеолам.

Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.

При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш». Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».

Скороговорка на ЧУпражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:

  1. Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
  2. Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
  3. Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

Рекомендуется разучить стихотворение:

На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчелка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается —
Это ей не нравится.

Односложные сочетания Ч и ЩМожно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.

Повела курица цыплят учить червяков искать.
— Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка. Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.
— Это и есть червяк, — кричал цыпленок.
— Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.
После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
— Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.
(По М. Петрову)

Маленькая скороговорка на ЧТребуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:

Солнце улыбается
В тысячу лучей,
Солнцем освещается
Тысяча вещей:

Луг, река,
Над речкой мост,
А по мосту едет воз,
На возу мешки с пшеницей,
На мешках сидит возница,
Высоко сидит возница,
С высоты видна станица.

Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.

Продолжи фразу

У них усы не для красы — Они показывают время И называются… (часы).

Когда лежу на месте. Не раскрывая рта, Во мне, скажу по чести, Такая пустота! Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть Дорожные предметы В мою большую пасть. Мне, видно, от рожденья Такой характер дан, Что я люблю движенье, На то я … (чемодан).

Кто же это ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходит … (черепаха).

Вышел еж с сапожной щеткой, Занялся работой… (четкой).

Заяц волка замещает, Всех косых не … (замечает).

Вдоль по улице мощеной Мчится вскачь арбуз… (моченый).

А волна реки, плеща, Пену сбросила с … (плеча).

Упражнения

Практика налаживания функции речевого аппарата включает в себя выполнение специальных упражнений. К наиболее действенным из них относят:

  1. Язык следует положить на нижнюю губу. При выдувании воздуха он должен образовать желобок в серединной части.
  2. Игра с изображениями помогает развить ассоциативное мышление. Доктор демонстрирует несколько картинок, а ребенок должен выбрать те, на которых присутствует определенный звук.
  3. Необходимо чередовать надувание щек со сдуванием. Через каждые 5 повторений делается небольшой перерыв.
  4. Осуществляются круговые движения с высунутым языком, как будто облизываются остатки мороженого или варенья с губ.

Гимнастика для постановки произношения

Артикуляционная гимнастика направляется на расслабление и напряжение мышц ротовой полости. В дальнейшем это отражается на речевых навыках ребенка. Гимнастика включает в себя следующие упражнения:

  1. Раскрыв рот, следует проводить языком по зубам, имитируя очищающие движения. Кончик языка не должен уходить внутрь и высовываться наружу.
  2. При раскрытой ротовой полости осуществляются касания по небу по принципу вперед-назад. Необходимо удерживать язык в напряженном состоянии.
  3. Следует приоткрыть рот, плотно прижав язык к небу. После этого рот раскрывается как можно шире. Цель такого упражнения заключается в растягивании подъязычной связки.
  4. Требуется растянуть рот в широкой улыбке, держа его приоткрытым. Язык при этом присасывается к небу, после чего – отрывается. Этот процесс сопровождается характерным щелчком.
  5. Язык всей поверхностью присоединяется к поверхности неба. Затем следует широко открывать и закрывать рот. Язык при этом не должен менять своего исходного положения.

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ]

Наиболее легкое, но в то же время действенное упражнение.

Произносить по очереди следующие слоги:

ца —ча — ща – та цо — чо — що – то цу —чу — щу – ту
цы —чи — щи – ти це —че — ще – те ща —ча — ца – та
що — чо — цо – то щу — чу — цу – ту щи — чи — цы – ты
ще —че — це – те ац — ач — ащ – ат оц — оч — ощ – от
уц — уч — ущ – ут яц — яч — ящ – ят иц — ич — ищ – ит
ец — еч — ещ – ет ащ —ач — ац – ат ощ —оч — оц – от
ущ —уч — уц – ут ящ — яч — яц – ят ищ —ич — иц – ит
ещ —еч — ец – ут
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...