Как заниматься логоритмикой с малышами 2-3, 3-4 и 5-6 лет: описание упражнений и советы

Содержание
  1. Для кого подходит логоритмика
  2. Что такое логоритмика
  3. Суть и базовые принципы
  4. Что это такое
  5. Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи:
  6. Что такое логоритмика
  7. Коррекция речевых нарушений
  8. Каким деткам не обойтись без логоритмики?
  9. Цели и задачи
  10. Показания к началу применения
  11. Как влияет логоритмика на развитие ребенка 3-4 лет?
  12. Конспект занятия для детей 2–3 лет «Моя семья»
  13. Что можно делать в домашних условиях?
  14. Связь моторного и речевого ритмов
  15. Логоритмические упражнения для детей 5-6 лет
  16. «Конячка и рыбак»
  17. «Зоопарк»
  18. Каким деткам не обойтись без логоритмики
  19. Записаться на прием
  20. Результаты
  21. Животные
  22. Адаптация к детскому саду
  23. Условия работы
  24. Наши принципы:
  25. Наши методики
  26. Избранные статьи
  27. Логоритмическое упражнение с музыкой «Шум транспорта»
  28. Используемая литература
  29. Закрепление результата
  30. Логоритмика в педагогическом понимании
  31. Составление рабочей программы по логоритмике в ДОУ
  32. Комплекс для детей 5-6 лет
  33. Рекомендации по проведению гимнастики со школьниками и дошкольниками
  34. Рекомендации по проведению занятий
  35. Игры для логоритмических занятий с больными афазией
  36. Видео о развитии речи у детей
  37. Музыка на логопедических занятиях
  38. Логоритмические упражнения для детей
  39. 5-6 лет: продолжение работы
  40. Овощи
  41. Животные
  42. Новые задания
  43. Развитие внимания, памяти и музыкального чувства

Для кого подходит логоритмика

Многие дети рано или поздно сталкиваются с определёнными речевыми трудностями.

Самые распространённые из них:

  • задержка развития речи;
  • дислалия;
  • заикание;
  • нарушения звукопроизношения;
  • слишком медленная/быстрая и неразборчивая речь.

При наличии вышеперечисленных нарушений необходимо заниматься с логопедом 2-3 раза в неделю. Если у ребёнка нет явных проблем, достаточно трёх-четырёх раз в месяц. В качестве развивающих занятий можно начать применять методику с любого возраста, подбирая программу и нагрузку под возрастные и физиологических особенности малыша.

303b9_12b4.jpg

Что такое логоритмика

что такое логоритмика простыми словами

Логоритмика, или логопедическая ритмика, отличается тем, что в упражнениях присутствует три основных компонента. К ним относится речь, движение и звук. Именно эта комбинация оказывает благотворное влияние на речь детей, делая ее плавной и понятной, а также способствует борьбе с заиканием.

С чем связано данное явление? Наверное, с тем, что речь представляет собой крайне сложный процесс, который требует гармоничного взаимодействия между собой дыхательной системы, мышечных структур, голосовых связок, нервных окончаний. Если какой-то элемент «сломан», система может дать сбой, особенно часто это происходит в тот отрезок времени, когда детская речь активно развивается. Вместе с музыкой и движениями такое «общение» входит в общий ритм и обеспечивает настройку речевой системы на нужный лад.

На первый взгляд может показаться, что логоритмика представляет собой абсолютно новое направление, но это не так. Ведь она появилась еще в 30-х годах прошлого столетия, но из-за благоприятного влияния на организм пришлась по вкусу многим современным родителям. На сегодняшний день данное направление выступает в качестве одного из значимых звеньев коррекционной педагогики и является связующим звеном между движением, музыкой и звуком.

Занятия логоритмикой обычно направлены на то, чтобы ребенок развивался всесторонне, а его речь постоянно совершенствовалась.

Благодаря практикам, он сможет:

  • овладеть базовыми навыками движения;
  • улучшить речевые функции;
  • ориентироваться в пространстве;
  • осознавать суть предлагаемых задач;
  • обрести способность к преодолению трудностей;
  • мыслить творчески.

Считается, что ежедневное выполнение упражнений способствует комплексному оздоровлению детей. Под воздействием этих занятий наблюдается серьезная перестройка систем организма, таких, как сердце, сосуды, легкие, мозг. Современная логопедическая ритмика включает в себя несколько базовых направлений:

  • ходьба;
  • правильное дыхание;
  • проработка мышечных структур;
  • речь;
  • музыкальная составляющая;
  • упражнения по ритмике;
  • пение;
  • развитие мелкой моторики рук.

Базовый принцип формирования всех этих видов работы заключается в тесной взаимосвязи между речью и движением, речью и музыкой.

Суть и базовые принципы

Логоритмика – это новое направление в профилактике и терапии речевых нарушений. Представляет собой целый комплекс двигательных упражнений для детей, которые одновременно должны сопровождаться произношением фраз, звуков, слов.

Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском садуЛогоритмика для детей — это комплекс двигательных, речевых и артикуляционных упражнений для развития речи

Специалисты уверены, что такие занятия принесут ощутимую пользу ребенку не только в плане устранения проблем с речью, но и в общем развитии. Главное – это правильно построить занятия, согласно возрастным особенностям и серьезности отклонений.

Логоритмика для детей – это комплекс занятий, которые преследуют следующие цели:

  • формирование навыков правильного дыхания;
  • научить умению контролировать свое дыхание, движения;
  • улучшить координацию движений;
  • стимулировать развитие памяти, внимания, умение ориентироваться в пространстве;
  • привить чувство ритма;
  • культурное и духовное развитие через приобщение к музыке;
  • увеличение словарного запаса;
  • всестороннее развитие ребенка.

Достижение все поставленных целей возможно только при условии, что логоритмикой с детьми будут заниматься настоящие профессионалы с ответственным подходом к своему делу.

Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском садуГлавные составляющие музыкальной логоритмики — речь, музыка, движения

Можно также выделить некоторые главные принципы этого направления:

Принцип развития Он предполагает не только развитие речевого аппарата, но двигательных, коммуникативных навыков.
Принцип всестороннего воздействия Занятия должны положительно влиять на весь организм ребенка.
Этиопатогенетический принцип При построении занятий необходимо учитывать причины появления речевой патологии.
Принцип комплексности Логопедическая ритмика должна быть связана с другими видами деятельности: слушанием музыки, ритмичными движениями, танцевальными навыками, игрой на музыкальных инструментах.

Также выделяют принцип учета проявлений заболевания. Соблюдение всех принципов позволит достичь максимально эффективных результатов в устранении речевых нарушений у ребенка.

Что это такое

Специальные занятия для дошкольников

Логоритмика – метод работы с детьми в игровой форме в коррекционной педагогике, в котором комплексно применяются двигательные, словесные и музыкальные элементы. Она позволяет усовершенствовать соответственно возрастной норме:

  1. Слуховые и зрительные анализаторы;
  2. Общую координацию движений, а также мелкую моторику;
  3. Процесс дыхания и владения аппаратом для артикуляции;
  4. Психическую деятельность малышей (развивается внимательность, улучшается запоминание и аналитическое мышление);
  5. Умение расслабляться и контролировать мышцы тела.

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи:

В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

  • фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)
  • фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

Дети имеющие нарушения психофизического развития, которые не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

График работы психолого-медико-педагогической комиссии в ЦКРОиР

Предварительная запись по тел.:  8 (01795) 4 — 15 – 37

Полезные ссылки: http://ckroir.slutsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=1041

 Пройдя следующий тест, вы узнаете, нормально ли развивается речь вашего малыша, и не пора ли идти к логопеду? «Нужен ли вашему ребёнку логопед?»

Логоритмические упражнения в работе с дошкольниками

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

         Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.       Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.

Что же такое логоритмика?

      Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Логоритмика полезна всем детям, но  особенно детям, имеющим проблемы становления речевой функции.

Актуальность

Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.

       Вся система работы направлена на решение цели — профилактике и преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки.

       Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:

• развитие слухового и зрительного внимания;

• развитие фонематического слуха;

• развитие пространственной организации движений;

• развитие общей и тонкой моторики, мимики;

• развитие физиологического и фонационного дыхания;

• формирование артикуляционной базы звуков;

• развитие чувства ритма;

• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое

• развитие коммуникативных качеств.

       Для реализации целей и задач логоритмики, может быть использовано методическое обеспечение.

       При формировании правильной речи младших дошкольников средствами логоритмики используются следующие методы и приемы:

       Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных особенностей.

       Так, при обучении движению используются различные приемы:

а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (фотографий, картин и т. п.) ;

б) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий. Напр., при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.

в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна и т. п.

       Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают осмысливать поставленную задачу и выполнять двигательные упражнения.

При словесном методе используются приемы:

1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей;

2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его элементы;

3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений детьми;

4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т. д. ;

5) вопросы детям до выполнения им движения для осознания последовательности действий, проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, игровых действий и т. п. ;

6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины;

7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в 1, 5 — 2 минуты вызывает воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;

8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

       Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.

       В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:

1 направление- предусматривает развитие неречевых процессов:

совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса;

развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

2 направление– развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя:

развитие дыхания, голоса;

выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

развитие артикуляционной и мимической моторики;

координацию речи с движением;

воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

       Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой:

  • под музыку,
  • под счет,
  • словесное и стихотворное сопровождение.

      Формы работы с детьми:

  • групповые,
  • подгрупповые
  • индивидуальные.

       Важными условиями для организации логоритмических игр и упражнений является  предметно-развивающая среда.

  • Иллюстрации и репродукции.
  • Малые скульптурные формы.
  • Дидактический материал.
  • Игровые атрибуты.
  • Музыкальные инструменты.
  • Аудио — видеоматериалы.
  • Живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
  • Картотеки игр и упражнений.

        При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:

  • пальчиковые игры или массаж пальцев;

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,    Загибают пальчики на обеих руках, начиная

                                                        с  больших.

Будем листья собирать.                    Ритмично сжимают и разжимают ку­лачки.

Листья березы,                          Вновь   загибают   пальчики,   начиная   с

Листья рябины,                              больших.
Листики тополя,
Листья осины,

Листики дуба мы соберем,            Приседают, «шагают» по ковру средним

Маме осенний букет отнесем.       и указательным пальцами обеих рук.
Н. Нищева

  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Например: Гусь (тема “Домашние птицы”)

Вдох через нос, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”

  • стихотворения, сопровождаемые движениями

Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А.Барто, каждый слог отхлопывая ладошками:

У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА-ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ… Или шагает на месте, скандируя: НЕТ.-НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ… Или плавно дирижирует одной или двумя руками: И-ДЕТ-БЫ-ЧОК,-КА-ЧА-ЕТ-СЯ ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ…

  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;

       Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • чистоговорки;

       С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

  • речевые и музыкальные игры;

       Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

           Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра

    (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше

     ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

  • различные виды ходьбы и бега под музыку

       Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания.

Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:

“Небоскребы – избушки” (тема “Город”);

“Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”);

“Животные, их детеныши” (тема “Домашние животные”).

  • ритмические упражнения, пение;

       Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;

Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

              Для поддержания интереса к исполнению музыкальных

     произведений можно использовать разнообразные оркестры детских

     инструментов:

      Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики”

      из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер — сюрпризов)

     “Ложкари” (ложки разных размеров)

  • подвижные игры, драматизации;

       Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

  • мимические упражнения;

       Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

     Например: в Африке (тема “Животные жарких стран”):

     Обезьянки — кривляки.

     Сердитый тигр.

  • упражнения на релаксацию под музыку.

       Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов дошкольного учреждения в этом направлении.

Ввозможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду:

1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку.

3. Логоритмические паузы на занятиях.

4. Динамические паузы между занятиями.

5. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.

6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

7. Подвижные игры с речетативом и движениями.(на прогулке)

8. Игры малой подвижности (в группе).

9. Логоритмические досуги.

       Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально — волевых качеств личности.

       Поэтому важно включать их в различные виды деятельности, что способствует развитию всех компонентов устной речи  дошкольников.

Литература

1.Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А.Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.

2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003.

3.Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет. М.: творческий центр сфера, 2006.

4.Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. пособие / Г.В. Дедюхина. – М.: Айрис-пресс, 2006.

5.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

6.Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

7.Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов. СПб.: КОРОНА принт, 2005.

8.Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2008.

9.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников: Учеб. пособие. – М., 2002.

10.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Что такое логоритмика

Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. 

Логоритмические занятия включают в себя:

  • ходьбу или марширование под музыку;
  • игры для развития дыхания;
  • упражнения для артикуляции;
  • ритмические задания;
  • речевые упражнения;
  • пальчиковые игры.

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие фонематического слуха
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Каким деткам не обойтись без логоритмики?

Игры для дошкольников

  1. Заикающиеся;
  2. Имеющие проблемы с темпом речи;
  3. Имеющие проблемы с ориентированием в пространстве и освоением двигательных навыков;
  4. Страдающие дизартрией, или с диагнозом ЗРР;

Средства логоритмики включают в себя:

  • Стихи;
  • Игры;
  • Упражнения.

Благодаря увлекательным урокам дети с помощью логопедов имеют возможность лучше узнать окружающий мир. Особенно актуально это для малышей 2-3 лет.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Двигательные упражнения

Показания к началу применения

Занятия логоритмикой для ребенка будут полезны не только при наличии нарушений речи, но и для общего развития.

Но имеется категория проблем у малышей, при наличии которых такие занятия особенно показаны, к таковым можно отнести:

  • Любые нарушения речи.
  • Заикания.
  • Задержка развития речевых навыков.
  • Нарушение координации движений.
  • Неразвитая моторика.
  • Речь быстрая, невнятная, прерывистая.
  • Ослабленный организм, частые заболевания.
  • Нарушено произношение отдельных звуков.
  • Возраст интенсивного формирование речевых навыков в период от 2,5 лет до 4.
  • Имеется необходимость отработать плавность произношения.
  • Укрепить мышечный аппарат.

Систематические занятия логоритмикой для детей помогут предупредить усугубление проблемы или устранят ее при наличии патологии.

Как влияет логоритмика на развитие ребенка 3-4 лет?

Дети, занимающиеся логоритмикой, более грациозны, ритмичны, умеют выразительно двигаться, петь и говорить. Если единство всех компонентов соблюдено, положительные изменения не заставят себя ждать.

Влияние занятий на развитие детей:
  • Ребенок учится делать правильный речевой выдох.
  • Развивается музыкальный слух.
  • Дети становятся более ловкими, крупная и мелкая моторика совершенствуется.
  • Слишком активные малыши успокаиваются, становятся более усидчивыми, а медлительные дети– бодрыми и подвижными.
  • Развивается артикуляционная моторика, произношение звуков становится более четким.
  • Формируется сила, ловкость и выносливость, дети приобретают красивую осанку.

Особенно важны эти занятия в период становления речи, когда любое отставание в речевом развитии влечет за собой трудно устранимые последствия.

Конспект занятия для детей 2–3 лет «Моя семья»

АЛЕНА ТЕПЛАЯ
Конспект занятия для детей 2–3 лет «Моя семья»

Возраст. 2-3 года

1. Приветствие. Фонарик

Цель. установление эмоциональной связи в группе, настрой на работу, включение в работу.

Материалы. фонарь и свеча.

Педагог читает стихотворение и приходит с фонариком (со свечой) в круг. Ставит фонарик на полочку (не гасит). Выполнение действий по тексту :

Фонарик свой огонь зажег,

и собрались мы все в кружок,

друг другу ручки дать спешим,

и поздороваться хотим .

2. Окружающий мир. Моя семья

Цель. узнавание родственников, запоминание родственных отношений, расширяем представление о семье. её членах. Развитие речи.

Материал. приложение 1 – плакат с изображением семьи

Педагог с детьми рассматривают плакат с изображением семьи .

Педагог рассказывает, что есть на картинке, просит детей назвать всех членов семьи. Педагог рассказывает о каждом члене семьи. их. (Дед и бабушка-самые старшие, они уже старенькие. Папа и мама младше. Детки у папы и мамы самые маленькие.). Педагог спрашивает у деток. «Что делает папа? А что мама?». В случае, если дети еще не очень хорошо разговаривают, педагог сам отвечает на вопрос

Просим мам посадить детишек на руки, крепко обнять и покачивать, педагог декламирует стихотворение :

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук / внучка

За то, что ты – сын / дочка

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и на маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

3. Постановка руки

Цель. закрепление представлений об окружающем мире, запоминание названий животных и их детёнышей, подготовка руки к письму.

Материал. приложение 3 (картинка с изображением детёнышей и мам, треугольные карандаши

Педагог просит найти и соединить детёныша с мамой, при этом просим мам называть животных.

4. Логоритмика по картинке

Цель. развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений

Материал. картинка из приложения 1 к предыдущему конспекту на каждого ребёнка .

Педагог раздаёт картинки детям, а те пальчиком показывают на называемого члена семьи .

Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили :

Бабушка и мамочка,

Дедушка и папочка,

Вот братишка и сестренка,

Он Антон, она — Алёнка.

Вот и вся моя семья ,

Рассказал считалку я!

5. Пальчиковая гимнастика

Цель. развитие моторики

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья .

6. Подвижная игра «Где же наши детки?»

Цель. отдых, развитие чувства ритма, развитие эмоциональных отношений матери-ребенка, идентификация себя, знакомство с ролями в семье – дочка/сыночек .

Педагог обращается к деткам (и спрашивает «А где же наши малыши?Где же Маша, Миша (называет имя каждого ребенка, присутствующего на занятии. при назывании имени ребенка педагог, показывает на него ладошкой). Потом закрывает свои глаза ладонями (как в игре «ку-ку» ) и говорит» «Где детки? Где наши детки? Где дочки и сыночки?» Открывает глаза и радостно находит каждого ребенка, говоря и показывая ладошкой «Вот Маша, (и так имя каждого ребенка) ».

Педагог сам находит называемого ребенка или родители говорят. «Вот же Маша (и др. имена). Вот же дочка/сыночек/внук (если ребенок приходит на занятие с бабушкой ) »

Цель. развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений

Материал. песня Е. Железновой диск 22, трек 4 «Где же ручки?»

8. Двигательная гимнастика

Цель. развитие общей моторики, координации движений

Инвентарь. туннель, массажная дорожка, кочки, палки, устанавливаемые горизонтально на стойках-конусах, подушки, диск с энергичной музыкой.

Материал. кукла БИ-БА-БО Бабушка

К ребятам пришла бабушка (кукла управляется педагогом, поздоровалась с каждым из ребяток и пригласила деток в гости. Детки отправляются к бабушке.

Упражнение выполняется без обуви. Дети проходят по 4-6 массажным кочкам (родитель придерживает за руку, проходят по массажной дорожке, перешагивают через палку, проползают под палкой, идут по подушкам, проползают в туннеле.

9. Мелкая моторика руки

Цель. развитие мелкой моторики

Материал. перепутанные горох с фасолью, бутылочки с узким горлышком (по 2 разных на каждого ребёнка)

Бабушка говорит, что она уже плохо видит, и не может перебрать крупу и просит помочь ей.

Раскладываем фасоль с крупой по бутылочкам.

Цель. обучение чтению.

Материал. кубики Зайцева

1. Педагог пропевает таблицу Зайцева

2. Мамы пропевают по одному столбцу и пишут имена детей на таблице .

3. Педагог пишет слова «МАМА» ,«ПАПА» ,«БАБУШКА»«ДЕДУШКА». «БРАТ, «СЕСТРА» и просит детей с мамами разложить рядом с надписями изображения членов семьи(приложение 3 к предыдущему конспекту ) .

Цель. развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений

Материал. «Мишка с куклой бойко топают»

12. Математика. Размеры и счет

Цель. закрепляем понятия «большая-средняя-маленькая»

Материал. по 3 матрёшки на ребёнка, по 7 галечных плоских камешков на ребёнка

Всего 3 матрёшки. Дети задание выполняют вместе с родителями

Ты на куклу посмотри, Что-то прячется внутри

Там ещё одна матрёшка, Меньше первой на немножко

Разберите матрёшку, выньте вторую

Во второй — ещё одна, Кукол целая семья

Разберите вторую, выньте третью

Три матрёшки, три сестрички, От большой до невелички

Постройте игрушки по росту

Вместе с бабушкой печём оладушки для матрёшек.

Печём один оладушек для самой маленькой матрёшки, два оладушка для средней, три оладушка для старшей. Всего испекли 6 оладушков. Еще один, седьмой оладушек, испечем для мамы, и последний, восьмой для себя.

Цель. развитие общей моторики, координации движений

Материал. подушки, массажные мячики- «ежики». диск «Малыш и природа» .

Садимся на подушки, включаем релаксирующую музыку, катаем «ежиков» по рукам, ногам, животу, спине (мама – ребенку, ребенок — маме, сами себе) .

Цель. развитие эстетического восприятия, творческих способностей

Материал. рабочие листы с изображением ветки цветка (приложение 2, жёлтый пластилин.

Делаем подарок для бабушки. мимозу. Отщипываем пластилин и лепим на веточку.

15. Прощание. Фонарик

Цель. установление эмоциональной связи, обозначение окончания урока.

Становимся в круг. Педагог зажигает свечу. Каждый ребенок ее тушит.

Педагог читает стихотворение :

Фонарика огонь погас,

И собрались мы здесь сейчас,

друг другу ручки дать спешим

И до свиданья говорим».

Что можно делать в домашних условиях?

Занятия дома для ребёнка абсолютно комфортны, особенно если они проходят в непринуждённой игровой форме. Помимо специализированных занятий в центре, каждая мама с лёгкостью может провести «урок» дома.

Для этого не понадобятся специальные снаряды или знания, лишь желание и положительный настрой крохи и его родителей. Если в данный момент ребёнок отказывается, приступить к занятию лучше отложить на другое время.

Начать можно с простых упражнений, при этом используя любимые игрушки или книжки. Для начала вы можете разучивать стихотворение или песню, при этом изображать слова наглядно.

Дует ветер – дуете, летит бабочка – руками имитируете движения бабочки или птички, маршируете, прыгаете и т.д. Полезные стишки и потешки, которые включают в себя пальчиковую гимнастику, например всем известная «Сорока-белобока».

Простые весёлые стишки помогут не только речевому развитию, но и сделают бытовые действия интереснее. Во время того, как проговариваете слова, образно показывайте движения.

девочка прыгает

Связь моторного и речевого ритмов

Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы.

Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.

А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).

То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Логоритмические упражнения для детей 5-6 лет

К четырем годам у человека завершается становление речи, развивается ощущение ритма. Дошкольники 5-6 лет обучаются правильному произношению слов и артикуляции звуков. Картотека логопедических заданий и гимнастика с музыкой позволят улучшить артикуляцию и восприятие интонации.

В данный возрастной период актуальным становится популярное логоритмическое упражнение с музыкой «Морская фигура, замри», в которой дети не только научаются слышать музыку, но и повышают скорость реакции. Фиксирование в необходимых позах развивает восприятие собственного тела.

«Конячка и рыбак»

Скачет конячка цок-цок-цок (цокающие звуки языком от неба),
Поет синичка в поле (цоканье зубами),
На берегу стоит дружок (дети улыбаются, лицо расслабленно),
И хочет поймать рыбку в море (имитируют движения рта рыбы, расправляя губы).

«Зоопарк»

Я задорный петушок (вдохнуть воздух, выдохнув произнести «ко-ко-ко-ко»),
Вот мой гребешок (дети трясут головой),
Я нахмуренный индюк (вдохнуть воздух, выдохнув произнести «па-па-па-па»),
Зернышки клюю тюк-тюк (наклонить голову вниз, имитируя клевание зерна).

Логоритмические упражнения для детей

В задания и игры для старших дошкольников нужно начинать включать театральные способности, обучать ребенка вживаться в свою роль и демонстрировать эмоции героя. Рекомендуется одобрять инициативу участника, если он хочет сам сыграть определенного героя, заменяя слова в стихах.

Каким деткам не обойтись без логоритмики

Речь — довольно сложный процесс. В нем задействованы разные механизмы: дыхание, работа ротовой полости, нервной системы. Сбой одного составляющего вызывает неполадки в работе всего речевого процесса.

Деткам с нарушениями речи необходима логоритмика

Наиболее необходимы занятия по логоритмике детям со сложными речевыми нарушениями. Например, малышам с афазией в анамнезе. Афазия – нарушение уже сформированной речи. При этом заболевании нарушается и само восприятие речи. Задача педагога в этом случае, научить дошкольника распознавать обращенную к нему речь, отвечать на нее.

Важны занятия для детей с недоразвитием речи (ОНР и ФФНР), при котором страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с таким заболеванием быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью логоритмики педагоги помогают малышам преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане.

Логопедическая ритмика положительно влияет на детей с заиканием и дизартрией – упражнения, в том числе и дыхательные, создают необходимый психологический настрой, мотивацию.

Записаться на прием

Принимаю

Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения работоспособности сервиса, улучшения навигации и повышения удобства работы с сайтом. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не согласны с этим, то можете поменять соответствующим образом настройки вашего браузера или отказаться от использования данного сайта.

Результаты

Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год.

У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:

  • четкое произношение;
  • хорошую артикуляцию;
  • правильное речевое дыхание;
  • выразительную мимику;
  • отличную моторику;
  • хорошее чувство такта и ритма;
  • плавные и аккуратные движения и жесты.

Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей.

Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.

Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Животные

Картинки животных

Не менее разнообразен и животный мир. Сколько зверей, птиц и насекомых можно встретить в лесу – логоритмика для малышей поможет с ними познакомиться.

Первыми на пути встречаем жуков-танцоров:

На полянке два жука

(Дети танцуют, руки на поясе)

Танцевали гопака:

Правой ножкой топ, топ!

(Топают правой ногой)

Левой ножкой топ, топ!

(Топают левой ногой)

Ручки вверх, вверх, верх!

(Встают на носочки, тянутся вверх)

Кто поднимет выше всех?

Не обойтись без истории про медведя:

Мишка по лесу бродит, косолапит,

А в берлоге зимой – сосет лапу.

(Детки ходят на внешней стороне стопы, переваливаясь с ноги на ногу)

Летом шишки собирает, и когда везет –

Он частушки сочиняет и потом поет.

(Приседания, малыши собирают шишки)

Одна шишка угодила мишке точно в лоб –

Он страшно рассердился, и лапами – топ-топ!

(Топанье ногами)

Уроки логоритмики помогут малышам в 2-3 года узнать про зайца:

Сидит зайчишка серенький,

(Дети приседают, подобно зайчикам)

Ушки зимой беленькие –

Ими быстро-быстро шевелит.

Только так, только так!

(Показывают ладонями уши и двигают ими)

Зайка что-то засиделся,

Он замерз – но вот согрелся,

Лапками похлопал – раз, второй –

Молодец, он наш герой.

Хлоп-хлоп-хлоп!

(Детки аплодируют)

Чтобы не замерзли ножки,

Он попрыгал по дорожке.

Умный заинька!

Прыг, прыг, прыг!

(Подпрыгивают, стоя на новочках)

Адаптация к детскому саду

Группу адаптации к детскому саду иногда называют группой неполного дня, или мини-садом. Для чего нужны эти занятия? Для ребенка это прежде всего возможность подготовиться к детскому саду, усвоить правила поведения в группе и научиться общаться с другими детьми. Задача педагога – научить ребенка расставаться с мамой (поскольку в период с 2 до 3 лет наступает возрастной период, в который ребенок должен получить опыт отделения от мамы для адекватного развития), помочь ребенку адаптироваться в условиях группы, научить ребенка говорить о своих чувствах, объяснять чего именно хочет ребенок, договариваться с другими участниками. Адаптация проходит не так травматично, как в детском саду, поскольку группа малочисленна и педагог уделяет достаточно внимания каждому ребенку. К тому же наш педагог опирается на знание психологических особенностей детей различных возрастов и темпераментов. Кроме того, в группе ребенок имеет возможность участвовать в развивающих занятиях — а это не только увлекательно, но и полезно!

Ну а для вечно занятых пап и никогда не отдыхающих мам группа неполного дня — отличная возможность выделить часок-другой для себя любимых. Кстати, рядом с нашим центром расположены супермаркеты Магнит и Верный. магазины одежды и техники, салоны красоты, медицинский центр Ваш доктор. турагентство и агентство недвижимости, сбербанк и почта.

Условия работы

Группа адаптации работает согласно расписанию на сайте. Первый раз вы приходите с ребенком в группу и знакомитесь с педагогом, родитель находится в группе 10-15 минут, педагог рассказывает о группе, об адаптации, о том, что будет происходить на занятиях. Подробную консультацию по условиям работы вы можете получить у администратора по телефону 8(916)410-13-32.

Наши принципы:

В своей работе мы опираемся на педагогический подход Монтессори и используем методики Петерсона, Зайцева, Железновой, Жуковой, Соболевой, Фопеля. Во время пребывания в группе педагог проводит развивающие занятия по направлениям:

• развитие логики, элементарных математических представлений (Петерсон),
• творчество (лепка, рисование, аппликации, поделки),
• музыка и логоритмика (Железнова),
• развитие артикуляции, логопедические пропевки (Зайцев),
• восприятие букв и слогов (Соболева, Зайцев),
• ролевые игры (Фопель),
• пальчиковые игры, развитие мелкой моторики (предметные игры, русские народные потешки).

Во главу угла мы ставим индивидуальность ребенка и считаем, что каждый ребенок самоценен.

Мы не сравниваем ребенка с кем бы то ни было и не измеряем его по существующим общим меркам.

Дети на наших занятиях учатся и развиваются свободно, без принуждения, грубого внешнего вмешательства и критики.

Мы убеждены, что как чрезмерное поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что дети должны учиться, следуя собственной мотивации.

Мы обращаем внимание на потребности, способности и одаренность каждого отдельного ребёнка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учёбы. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Мы даем детям проявлять самостоятельность, учим их самостоятельно одеваться, мыться, накрывать на стол, убирать за собой то, что разбросали и т. д.

Наши методики

1. Методика Н. Зайцева. (Кубики Зайцева. Чтение по складам)

Идея кубиков Зайцева заключается в том, что ребенок, играя, уже с года начинает их для себя различать по звуку и цвету. Вот эти кубики– серые, они звучат звонко. Эти – коричневые, звучат глухо. А ну-ка, соберем слово, но не по слогам, а полегче, по складам: О-СЁ-Л (три склада), К-РО-КО-ДИ-Л (пять складов). Склад не может состоять больше, чем из двух букв (в отличие от слогов), что значительно облегчает обучение чтению.

2. Двуполушарная методика О. Соболевой — обучение чтению через ассоциации и образы.

Смысл методики в том, что ребенок учится буквам через образы и ощущения. При этом используются все каналы восприятия: слух, зрение, обоняние и кинестетика (на ощупь). Самое главное в этой методике то, что она построена на поддержании естественного интереса ребенка к обучению. Она предлагает через игры, сказки, «сны», фантазию (то есть, подключая правое полушарие) обратить внимание на буквы и слоги (левое полушарие). Так легко и просто дети получают необходимый навык чтения.

3. Методика Е. Железновой.

Музыкальные и логоритмические упражнения, связывающие потребность детей в движении и их развитие по нескольким направлениям.

В частности, в методике используются следующие игры:
• ролевые
• пальчиковые
• на развитие мелкой моторики
• на развитие крупной моторики
• на развитие звукоподражательной и собственно речевой активности

4. Методика Л. Петерсон.

Развитие логики и элементарных математических представлений.

В частности, дети учатся:
• обобщать предметы и исключать лишнее. По какому принципу обобщать и исключать – они выбирают сами. Неправильных ответов не существует.
• считать
• разбираться в формах, прямых и ломаных линиях
• находить закономерности и т.д.

5. Методика К. Фопеля.

Разнообразные групповые ролевые игры, направленные на:
• преодоление стеснительности, развитие навыков общения
• осознание своего тела
• развитие слуха, зрения
• развитие мелкой и крупной моторики
• развитие доверия к другим
• умение контролировать свои действия (развитие воли) и т.д.

Источники: http://logopedprm.ru/dlya-roditeley/zvukoproiznoshenie/logoritmika-dlya-malyishey, http://www.maam.ru/detskijsad/moja-semja-266668.html, http://www.centrvmeste.ru/halfdaygroup

Избранные статьи

Источники: http://uspeshnyjmalysh.ru/rebenok-2-goda/logoritmika-zheleznovoj-detej-2-3-let.html

Логоритмическое упражнение с музыкой «Шум транспорта»

Руководитель-педагог объясняет участникам, что им предстоит поиграть в разные виды транспорта. Детям включают аудиозапись шума машины, велосипеда, мотоцикла, самолета и поезда. Каждый транспорт сопровождается движениями:

  • Автомобиль — дробные шаги.
  • Велосипед — дети бегут маленькими шагами змейкой друг за другом.
  • Мотоцикл — ускоренный бег друг за другом.
  • Самолет — дети быстро бегут.
  • Поезд — дробные мелкие шаги с акцентом на 1 долю по счету «1-2-3-4».

Логоритмические упражнения для детей

Руководитель хвалит участников и предлагает им послушать и угадать музыку. Детям включают марш симфонического оркестра.

Логоритмические упражнения для школьников начальных классов приобщают малышей к музыкальному искусству, формируют эстетические предпочтения, вызывают эмоциональный отклик.

Используемая литература

  1. Анишенкова Е.С. — «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников».
  2. Шашкина Г.Р. — » Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи».

Закрепление результата

Для исправления и коррекции речевых нарушений у детей важно не только заниматься логоритмикой, но и использовать другие направления в работе:

  • Развивать чувство ритма, используя музыкально-дидактические, речевые и ритмические игры.
  • Учить правильно выполнять дыхательные движения, подбирая упражнения, способствующие формированию, развитию физиологического и речевого дыхания.
  • Развивать мимические мышцы через выполнение упражнений на формирование артикуляционного аппарата.

Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском садуМелкая моторика оказывает самое непосредственное влияние на развитие речи у ребенка

  • Без развития мелкой моторики достичь хороших результатов также сложно. Обязательно применять пальчиковые игры, упражнения с использованием мелких предметов.

Логоритмика в педагогическом понимании

С точки зрения педагогики ритмика – это комплекс упражнений физического характера, которые основаны на движениях с музыкальным сопровождением. На занятиях по ритмике формируется чувство ритма – это способность человека улавливать то, как чередуются сильные и слабые доли музыкального метра.

Ребенок учится в согласии с ритмом двигать ногами, головой или руками. Если ребенок не научится ощущать ритм музыки телесно, он не сможет воспринимать этот ритм в полной мере. Ведь ритм обладает эмоциональной и моторной природой.

Воспитание ритмике основано на формировании ритмического музыкального чувства – способности человека активно воспринимать и отражать ритм музыкального произведения.

Составление рабочей программы по логоритмике в ДОУ

Для любого образовательного курса в ДОУ необходимо составление рабочей программы. И логоритмика не является исключением. При этом композиция документа остаётся стандартной:

  • целевой раздел;
  • содержательный блок;
  • организационные компоненты;
  • список литературы;
  • приложения.

Посмотреть пример составления рабочей программы по логоримтике можно здесь.

Становление речевой функции является одним из определяющих факторов развития ребёнка. Однако у многих детей дошкольного возраста наблюдаются те или иные расстройства речевой функции. При этом логопедическая практика показывает, что выполнение дошкольниками правильно подобранных упражнений помогает исправить часть этих нарушений. Эффективным комплексом таких занятий является логоритмика, сочетающая в себе слово, музыку и движение.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать
Наталья Василишин
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:

(26 голосов, среднее: 4.8 из 5)

Комплекс для детей 5-6 лет

  • Двигательные упражнения
    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

  • Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно),
Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного),
И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх),
Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

Рекомендации по проведению гимнастики со школьниками и дошкольниками

Логоритмические упражнения для детей

Проводить логоритмические уроки желательно после обеда. Современные Красноярские индивидуалки не имеют ничего общего со шлюхами, стоящими на трассе. Ценящие свой опыт и умения индивидуалки могут запросить к своей стоимости еще условия в виде прогулки на яхте, похода в дорогой ресторан или даже поездки на острова. Спустя неделю занятий нужно сменить тему и вид гимнастики. Лучше всего проводить урок по сюжету мультфильмов и сказок. В процессе игры важно точно и понятно показывать движения малышам в медленном темпе.

Заниматься логоритмикой не обязательно в стенах дошкольного или школьного учреждения. Методики доступны и легки для занятий дома с родителями.

Рекомендации по проведению занятий

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

Игры для логоритмических занятий с больными афазией

В зависимости от классификации афазии подбирается определенный комплекс логоритмических игр. Так как при афазии происходит распад всех функций речи, как внешней, так и внутренней, то занятия проводятся с большей тщательностью и продолжительностью. Важно научить больного распознавать обращенную к нему речь и реагировать на нее. Так же большое внимание уделяется эмоциональной сфере больных афазией и помощь в умении выразить просьбы. Занятия основываются на остаточных умениях больных. Занятия начинаются с пассивных упражнений, постепенно усложняясь. Ускоряется темп и ритмика. Особое внимание уделяется кистям рук:

Дорога закрыта. (кисти сомкнуты пальцы вверх, тянут кисти руки на себя)

Полицейский открыл дорогу. (кисти вместе, пальцы от себя, делают ровную «дорогу»)

Машины разъехались по сторонам. (кисти разводятся в стороны)

Постепенно можно начинать использовать счетные упражнения и игры:

Раз, два, три, четыре, пять! —

Мы идем с тобой искать,

Взяв корзинку с угощением,

Озорное приключение.

В лампе прячется один —

Ото всех волшебный джинн.

У него два младших брата —

Два веселых акробата.

В цирке лампу ты потри

И их станет сразу три.

В их руках четыре гири —

Нет сильней их в целом мире.

Мы похлопали в ладоши

И пошли есть пять пирожных.

(М. А. Мордвин)

Игры следует подбирать с учетом возможностей больного, расширяя его словарный запас и развивая сенсомоторику. Положительное влияние оказывают игры с использованием диалога (например, «Съедобное — несъедобное», «Назови цвет» и далее усложняя диалог). Большое внимание уделяется письму. Нужно научить рисовать линии под определенную музыку. Использовать стоит различные материалы: карандаш, кисть, фломастер и пр.

В логоритмических играх стоит уделять внимание координации движений и ритмичности. Полезны игры на ориентировку в пространстве (кружение, ходьба с закрытыми глазами, ходьба по шнуру). Речевые упражнения должны проговариваться четко и внятно. Они могут быть как групповыми, так и одиночными. Логоритмические игры должны проводиться целенаправленно, от 20-ти минут в день. Заключительные упражнения включают в себя постановку дыхания, расслабление мышечного тонуса и снятие эмоциональной нагрузки.

Об авторе: Браун Анастасия Сергеевна, олигофренопедагог.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Комментировать Разместить на своем сайте

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Видео о развитии речи у детей

Логоритмика для детей:

Музыка на логопедических занятиях

В основу современного музыкального  ритмического направления легли работы Э. Жака-Далькроза.

Не территории детского сада формирование ритмики осуществляется во время музыкальных занятий. А формирование моторики осуществляется за счет занятий по физкультуре.

Во время музыкальных уроков воспитатели стремятся формировать музыкальные способности всех детей. При этом дошкольники тренируются в разных видах деятельности: они учатся петь, внимательно слушать музыку, выполнять ритмические упражнения, играть на разных музыкальных инструментах.

Главные задачи занятий по музыке – это развитие интереса к музыкальному искусству разных жанров. Дети развивают мелодический слух, учатся различать высоту звуков, формируют навыки в пении, а также учатся красиво двигаться под музыку.

Музыкальные ритмические движения связаны с движениями общего плана. Эту особенность использует педагог физического воспитания.

Главная задача занятий физкультуры – формирование качеств моторики. Дети развивают мышечный тонус, учатся осуществлять координацию движений, переключаться с одного движения на другое. Они учатся владеть своим телом, ходить, бегать и прыгать, а также заниматься перестроением и играть в спортивные игры.

Задачи по формированию физических навыков у дошкольников решаются на протяжении всего дошкольного периода.

Это позволяет подготовить детей к большим нагрузкам в школе. Занятия по музыке и по физкультуре формируют психомоторные функции у детей, что хорошо влияет на их обучаемость в начальных классах.

У дошкольников, страдающих нарушениями речи, в отличии от остальных детей, наблюдаются отклонения в развитии речи и психомоторики.

Логоритмические упражнения для детей

Картотека логоритмических упражнений для дошкольников содержит задания, сгруппированные по возрастам.

Логоритмические игры

До 3-х лет речевой аппарат еще только формируется. Эффективны задачи на имитирование звуков разных животных и птиц и повторение поведения, характерного для них. Можно пытаться воспроизвести природные явления: гром, ветер, дождь. Также результативным будет выполнение ежедневных действий и процессов (умывание, зарядка, еда, прогулка и т.д.) под маленькие стихи (не более 4 строчек). Например, логопедическая игра и упражнение на умывание:

«Моем, моем трубочиста, Чисто-чисто, чисто-чисто. Будет-будет трубочист Чист-чист, чист-чист».

Или «Водичка-водичка, умой наше личико…».

Эффективна гимнастика для пальчиков под музыку.

5-6 лет: продолжение работы

Когда малышу исполнилось 5-6 лет, занятия логоритмикой переходят на новый уровень. В картотеке логоритмических занятий для детей этого возраста должны быть активные, подвижные игры, упражнения, требующие большой физической отдачи. Ходьба теперь происходит со сменой направлений, сложными перестроениями; полезно совмещать ее с другими действиями (идти и петь или считать). Теперь логарифмика выполняет следующие задачи:

  • помогают пополнить запас известных слов;
  • совершенствуют мелкую моторику;
  • стимулируют развитие творческих способностей;
  • улучшают речь и позволяют скорректировать ошибки в произношении отдельных звуков;
  • помогают сформировать правильную осанку.

В этом возрасте ведется активная подготовка детей к школе, поэтому упражнения становятся более сложными.

Хитрая капуста

Для подготовки к письму важно включать в занятия упражнения на развитие мелкой моторики, а также самомассаж (поглаживания, растирания ладошек и пальцев).
Например, можно обыгрывать стихотворение Ф. Тютчева:

Зима недаром злится (ребенок хмурится и грозит указательным пальцем),

Прошла ее пора (довольно потирает ладошки),

Весна в окно стучится (нужно постучать указательным пальцем по другой ладошке)

И гонит со двора (ребенок активно машет руками, жестами и мимикой прогоняя зиму).

Также сейчас важно развивать чувство ритма, правильное интонирование, плавность речи, учить ребенка речевой эмоциональности, продолжать работу над дыханием. Для этого полезно играть на детских музыкальных инструментах, пропевать звуки, слоги, отстукивать ритм стихотворений ногами, пальцами или ладошками, изображать различные эмоции, чувства.

При подготовке к школе также необходимо развивать внимание и концентрацию. Для этого можно, к примеру, запутывать ребенка в играх, где он должен повторять движения за взрослым (который периодически называет одно действие, а делает другое).

Овощи

Дошкольник 5-6 лет уже имеет представление об овощах, поэтому без проблем справится со следующими упражнениями.

  • «Мы капусточку порубили!» – говорит взрослый, показывает ребенку движение: согнуть руки в локтях, двигать ими верх и вниз попеременно, словно рубите капусту. Малыш повторяет.
  • «Мы капусточку посолили!» – движение: свести пальцы в горсть и имитировать движение соления, перебирая пальцами.
  • «Мы капусточку потерли!» – согнуть руки в локтях, прижать кулаки один к другому и потереть ими друг о друга.
  • «Мы капусточку отжали!» – согнув руки в локтях, малыш вслед за взрослым начинает поочередно сжимать и разжимать кулаки.
  • «Мы славно потрудились!» – похлопаем себе.

Совет

Чтобы ребенку было легче, можно предварительно показать ему на кухне, как проводится работа с шинкованием капусты.

Вместо капусты можно испечь оладушки: произнести веселое стихотворение, делая руками движения и хлопая в такт.

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух — тух! (задача малыша – разжимать и сжимать кулачки) Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (теперь совещаются круговые движения двумя руками: ладони движутся по кругу по 2-3 раза в каждом направлении) Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печь оладушки» надо так: хлопать в ладоши, держа их параллельно полу, каждый раз меняя «верхнюю» руку) Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп! Лады — лады, ладушки, горячи оладушки! (ладони расположены перед лицом, необходимо «нарисовать» ими воображаемый полукруг влево и вправо, подуть на них).

Танцующий жук

Животные

Эти упражнения для дошкольников не только помогут улучшить координацию движений, мелкую моторику и речевые навыки, но и будут способствовать запоминанию названий представителей животного мира и особенностей их поведения.

Малыши вслед за взрослым повторяют простые стишки про жуков, зайку, мишку и делают необходимые движения.

«Как танцуют жуки?»

Топ-топ правой ножкой (дети дважды топают одной ногой).

Топ-топ левой ножкой (то же самое — другой).

Вверх, вверх наши лапки (дети поднимают руки вверх).

Кто же выше всех? (встают на носочки, стараются потянуться как можно выше, не теряя равновесие).

Зайка

«Зайка»
Малыши вслед за взрослым повторяют слова стишка и выполняют движения:

Крошка-зайка сидит (дети приседают),

Шевелит ушами (малыши прикладывают руки к голове и делают движение, имитирующее шевеление длинных ушек).

Хвостик беленький дрожит,

Сам стучит зубами.

Засиделся – и замерз (дети потирают себя ладонями по рукам, словно пытаясь согреться),

Надо бы согреться:

Лапками похлопаем (малыши хлопают в ладоши),

Ножками потопаем (топают на месте).

Вот и хорошо!

Можно воспользоваться и хорошо знакомым стишком про медведя «Мишка косолапый по лесу идет». Тогда малышам предстоит выполнить несколько упражнений:

  • имитировать походку медведя;
  • нагибаться, словно за шишкой;
  • захватить ладонью воображаемую шишку и поместить ее в карман.

Постепенно ребята выучат стишки и будут их рассказывать без помощи родителя.

Совет

Все звуки в стихотворении должны произноситься четко, чтобы у ребенка был положительный пример. Поэтому родителям следует потренироваться.

Продолжительность занятия – около 30 минут дважды в неделю. При наличии проблем по согласованию с логопедом число тренировок может быть увеличено.

Дошкольники занимаются логоритмикой

Новые задания

Постепенно можно усложнить задания: прочесть детям стишок простого содержания (например, «Слон» или «Козленок» Агнии Барто) и предложить им самим придумать подходящие по смыслу движения. При возникновении трудностей родитель может подсказать, направить в нужное русло.

Занятия логоритмикой должны войти в полезную привычку, ведь, помимо своей очевидной полезности, они способны доставить ребенку подлинное удовольствие, помочь ему весело и с пользой провести время. Родителям следует помнить, что единой программы тренировок, которая подойдет каждому, нет – занятие выстраивается индивидуально, в зависимости от уровня развития малыша. Логоритмические занятия дают положительный результат только после долгого периода, но зато достигнутый эффект может удивить даже самых скептически настроенных родителей.

Развитие внимания, памяти и музыкального чувства

Многие дети не умеют сконцентрироваться на одном. Они невнимательные, забывчивые, память неустойчивая, петь под музыку не могут, так как нет соответствующего слуха. Для таких малышей необходимы логоритмические упражнения, где требуются внимание, память и слух.

Для развития музыкального чувства детям сначала предлагаются задания с медленным ритмом. Малыши должны почувствовать в музыке каждый звук.

Темп – это скорость. В музыке его разделяют на медленный, умеренный и быстрый. Чтобы ребёнок смог почувствовать музыку, не стоит спешить. Сначала с детьми останавливаются на медленном темпе. Когда он будет освоен, можно переходить к более быстрой музыке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...