Когда показать ребенка логопеду: 3 «звоночка» для родителей

Содержание
  1. Если в 2,5 года у ребенка нет связной речи
  2. Какие дефекты речи требуют особого внимания
  3. 1. Заикание или логоневроз
  4. 2. Шепелявость
  5. 3. Длинные паузы
  6. В чём причины нарушения речи
  7. Как выглядит логопедическое обследование в скайп со стороны родителей
  8. Если вы решили обращаться к логопеду:
  9. С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые
  10. Когда стоит обратиться к специалисту?
  11. Как понять, что логопед необходим подростку?
  12. Логопед-онлайн: есть ли смысл?
  13. Три условия эффективного онлайн-урока с логопедом
  14. Если к 5 годам ребенок что-то не выговаривает (исключение — «Л» и «Р»)
  15. Признаки нормального развития речи
  16. Диагностика проблем звукопроизношения
  17. В каких случаях нужна консультация невролога
  18. Двуязычные дети (билингвы)
  19. Когда обращаться к логопеду
  20. Сигматизм у ребенка: как справиться с проблемами речи
  21. Как лечить ребенка при моторной алалии?
  22. Зачем нужно обращаться к логопеду
  23. Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения
  24. Чем логопед поможет ребёнку?
  25. Когда помощь логопеда нужна взрослому человеку?
  26. Главные заблуждения родителей:
  27. Патологии, нарушающие речь и требующие обращения к логопеду
  28. «Домашка» от логопеда: топ-3 упражнений
  29. Проблема 1: Заменяет звуки
  30. Что делать?
  31. Проблема 2: Избегает трудных звуков
  32. Что делать?
  33. Проблема 3: Произносит звуки, но только по отдельности
  34. Что делать?
  35. Что входит в речевую и языковую терапию
  36. Как проходят занятия и какие инструменты используются
  37. Как ускорить коррекционный процесс
  38. Тревожные признаки
  39. Расстройства речи у детей школьного возраста
  40. Лучший развивающий детский центр и детский сад с логопедическим уклоном в Щелково
  41. Оценка — первое, что происходит, если вы решили обращаться к логопеду
  42. Диагностика
  43. Лечение
  44. Логопедия для детей
  45. Как можно помочь ребёнку самостоятельно?
  46. Скачать:

Если в 2,5 года у ребенка нет связной речи

Если у ребенка в 2,5 года бессвязная речь, скудный для его возраста словарь, и в целом на протяжении нескольких месяцев речь не развивается и не усложняется, желательно показать ребенка логопеду. Чем раньше вы придете с проблемой к специалисту, тем проще будет ее решить.

Можно даже не ждать до двух с половиной лет, а действовать на опережение.

Если вы видите, что в два года ребенок мало разговаривает, отстает по речи от сверстников, то мой совет — сходить к логопеду и получить рекомендации.

Бывает, что задержка речевого развития в этом возрасте проходит самостоятельно. Это тот случай, когда ребенок молчал-молчал до двух с половиной лет, а потом резко заговорил. Но надо понимать: во-первых, это — скорее, исключение. Во-вторых, у таких детей скорее всего будут логопедические проблемы.

Какие дефекты речи требуют особого внимания

На развитие речи и языка влияет ряд факторов, в том числе физическая зрелость, наследственность и окружающая среда. Проблемы со слухом являются частыми причинами дефектов произношения, но даже дети с нормальным слухом могут страдать нарушениями или проблемами с артикуляцией.

Ниже приведены три наиболее распространенных среди младших дошкольников дефекта, когда ребенку нужен логопед. Они должны настораживать внимательных родителей, но чаще всего оказываются незамеченными, так как их принимают за обычное детское коверкание слов и произношения.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно

скачать

, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

1. Заикание или логоневроз

В возрасте 2-3 лет дети часто заикаются в начале предложения. Это явление может принимать форму повторения первого звука или слога в слове или первого слова в предложении. Чаще случается, когда малыш устал, взволнован или находится в конкурентной ситуации, такой, когда он стремится проявить себя лучше или быстрее, чем его сверстники.

2. Шепелявость

Шепелявость является еще одной распространенной проблемой артикуляции, когда маленькие дети учатся говорить. Дошкольники, как правило, делают замену легкого в произношении звука на более сложный для них.

3. Длинные паузы

Еще одним недостатком является появление слишком длинных пауз между словами или мыслями. Это признак поиска правильного слова или размышлений о том, как структурировать свое следующее предложение. На видео ниже подробнее рассказано, на что обратить внимание и когда стоит обратиться к логопеду.

В чём причины нарушения речи

Речь – это одна из самых важных психических функций человека, необходимая для благополучной социализации и коммуникации с другими людьми. При оценке общего психофизического развития ребёнка педиатры обязательно обращают внимание на уровень развития речи.

Для нормального развития речи у ребёнка необходимы:

  • нормальное функционирование центральной нервной системы (ЦНС);
  • отсутствие нарушения слуха;
  • нормальное зрение;
  • достаточное активное речевое общение с ребёнком взрослых, прежде всего в семье.

Если говорить о способности к правильному произношению звуков, необходимо помнить о развитии непосредственно речевого аппарата ребёнка. К речевому аппарату относятся: губы, зубы, язык (правильная длина уздечки), маленький язычок, твёрдое нёбо, полость носа, надгортанник и собственно гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи и лёгкие (ведь источником звукообразования в большинстве своём служит струя воздуха). Потому неудивительно, например, что при респираторном заболевании меняются тембр голоса и способность произносить звуки, вплоть до полного отсутствия голоса. А стоматологическая проблема может привести к тому, что даже речь взрослого человека оказывается сложно понять.

Разобравшись в необходимых условиях для формирования правильной речи, говоря о речевых нарушениях, можем выделить причины их образования.

  • Врождённые (ДЦП, аномалии развития нервной системы вследствие внутриутробных инфекций, гипоксии) и приобретённые нарушения ЦНС (инфекции, травмы).
  • Нарушения слуха – опять же как врождённые (вследствие нарушения формирования органа слуха либо функционирования ЦНС), так и приобретённые (инфекции, травмы).
  • Нарушения зрения – по аналогии с органом слуха – врождённые и приобретённые.
  • Анатомическое или физиологическое нарушение работы органов речевого аппарата. Причин быть может очень много – от короткой уздечки языка, ограничивающей его движение, до нарушений деятельности нервной системы, вызывающей напряжение мышц челюстно-лицевой области.
  • Недостаточное общение с ребёнком в семье, логопедические проблемы у взрослых членов семьи.

Разобравшись в причинах возникновения дефектов речи, мы видим, что при наличии физических патологий родители не могут качественно повлиять на восстановительные процессы, кроме того, как тщательно выполнять назначения врачей.

Но если речь идёт о нарушениях речи, связанных с проблемами общения в семье, то усугубления данных речевых проблем можно избежать путём налаживания психологического климата в семье и достаточного общения с ребёнком. В подобных ситуациях таким детям и их родителям будет показано обращение к психологу.

Как выглядит логопедическое обследование в скайп со стороны родителей

  • Присутствие мамы – сбор анамнеза без мамы невозможен;
  • Присутствие ребенка – мама не логопед, всех симптомов не увидит;
  • Ребенка к обследованию подготовить так: должен быть выспавшийся, не уставший, сытый. Специально настраивать ребенка на обследование нельзя (учить стихи, объяснять что «тетя послушает, как ты говоришь»).  Нужно, чтобы ребенок не нервничал, лучше сказать, что «сейчас зайдем к тете, посмотрим картинки и игрушки, и мама там поговорит»
  • Для обследования у нас — нужно установить скайп. При установке проверить видео и микрофон. Добавиться по скайпу к специалисту. Списаться с ним в любое время – за сутки логопед с вами договорится о времени проведения обследования, исходя из расписания указанного на сайте.

               

Наверх

Если вы решили обращаться к логопеду:

Во время практики вы сможете следующее:

  1. Получить представление о нарушениях речи ребенка, их последствиях и пути преодоления.
  2. Составить с логопедом коррекционный план преодоления имеющихся у ребенка нарушений.
  3. Узнать, как работать с ребенком в зависимости от его особенностей.
  4. Предупредить появление дефектов звукопроизношения.
  5. Предупредить появление у ребенка нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия).
  6. Развить у ребенка интеллектуальные навыки, а также психические процессы: мышление, память, внимание.
  7. Подготовить ребенка к обучению в школе, сформировав навыки чтения и письма.

С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые

1cefc2cdc8b6b349d77328cc18bb7d98.jpg

cc959dfcadf8d48b7909afd19dfd5b34.png

В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обращения к специалисту.

Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.

Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь. Расскажем, когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать проблем в будущем.

Когда стоит обратиться к специалисту?

Строго определённого возраста, в котором нужно посещать логопеда, нет. Во-первых, речь ребёнка начинает развиваться с 4-6 месяцев, когда кроха издаёт первые звуки, пусть непонятные, но очень важные. Во-вторых, отклонения могут возникнуть в любом возрасте, причём внезапно. И даже если малыш разговаривал нормально, это не значит, что всё так и будет в дальнейшем. В-третьих, нарушения речи могут спровоцировать некоторые проблемы со здоровьем, не касающиеся речевого аппарата. И выявить некоторые из них на ранних стадиях порой непросто. Ниже будут рассмотрены случаи, в которых обращение к специалисту обязательно.

Как понять, что логопед необходим подростку?

Родителям школьников младшего и среднего возраста следует обратиться к логопеду, если:

  • у ребенка есть нарушения устной речи – он заикается, плохо выговаривает большинство звуков, среди «каши» невозможно понять отдельные слова и фразы;
  • есть существенные патологии письменной речи – ребенок не в состоянии читать или писать, пропускает буквы, путает местами слоги, делает ошибки в словах, даже если хорошо знает правило;
  • ребенок испытывает трудности в освоении родного языка.

Как помогут занятия с логопедом подростку? Если Вы обратились вовремя, то вскоре речь ребенка станет правильной, разборчивой и связной, исчезнут трудности с ее пониманием, повысится успеваемость в школе и популярность среди сверстников.

Читайте также: Выполнение домашних заданий, подготовка к ВПР 1-5 класс

Логопед-онлайн: есть ли смысл?

В период карантина многие занятия перешли в онлайн-пространство, и тренировки с логопедом — не исключение. Но беря во внимание то, что этот специалист работает не только как наставник, но и применяет такие методики, как массаж, ставит правильное положение языка шпателем и иногда проверяет силу звуковой вибрации пальцами, целесообразность дистанционных занятий с ним оказывается под вопросом.

Но специалисты уверены: несмотря на то, что, действительно, у дистанционных занятий с логопедом КПД несколько ниже, чем при личном контакте, при правильной организации уроков эффект от них все-таки есть.

Три условия эффективного онлайн-урока с логопедом

Заниматься дистанционно с логопедом нужно не с планшета или смартфона, а с установленного на столе компьютера с большим экраном и хорошей веб-камерой. Так у логопеда будет четкая картинка лица ребенка, и он сможет контролировать правильность повторения им упрежнений. Ребенок, в свою очередь, сможет видеть примеры, которые будет ему показывать педагог.

Второе важное условие — стационарный интернет. Во время уроков с логопедом важно, чтобы связь не искажала не только четкость произношения звуков, но и интонацию, с которой они проговариваются. Поэтому бесперебойная связь обязательна для онлайн-уроков. Не лишней будет и гарнитура. Так ребенок сможет слушать педагога не отвлекаясь, и в точности передавать ему произносимый звук.

Во время онлайн-занятий в комнате не должно быть посторонних людей (даже присутствие мамы должно оговариваться индивидуально в каждом конкретном случае). Логопед будет предлагать малышу выполнять разнообразные упражнения. Одни могут быть для него неловкими, другие, напротив, — смешными. Поэтому лишние «зрители» могут отвлекать ребенка от занятий.

Если к 5 годам ребенок что-то не выговаривает (исключение — «Л» и «Р»)

Если вы видите, что речь ребенка развивается, и у него достаточный для его возраста словарь, то до четырех лет можно не водить его к логопеду. Беседуйте с ним, занимайтесь по возрасту, а уже в 4-4,5 года сходите на консультацию к логопеду, если понимаете, что ребенок неправильно произносит какие-то звуки.

deti.mail.ru

pixabay.com

В норме до 4,5 года у ребенка должны появиться все звуки, которые есть у нас в языке, кроме звуков «Л», «Ль», «Р», «Рь». Ребенок уже не должен переставлять местами или пропускать слоги в словах, у него должны быть сформированы все падежные окончания. Конечно, единичные ошибки еще могут быть, но в целом речь должна быть правильной.

Если вашему ребенку скоро пять, а у него по-прежнему во рту каша, то есть смысл показать его логопеду.

Конечно, родители могут и должны сами заниматься с ребенком: много общаться, читать вместе, использовать специальные пособия. Но поставить звуки без специальной подготовки им будет очень сложно — практически невозможно. Если не сформировать звукопроизношение до школы, то это отразится на письменной речи и чтении. 

Признаки нормального развития речи

Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.

  • Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
  • В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
  • В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
  • В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
  • В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
  • К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.

Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.

Диагностика проблем звукопроизношения

Перед началом коррекционной работы логопед обязательно проводит диагностику. 

Ему нужно выяснить такие вопросы:

  • хорошо ли ребенок понимает обращенную к нему речь;
  • выполняет ли он простейшие инструкции;
  • богатый ли у него словарный запас;  
  • умеет ли он изменять слова по числам и т.д.;
  • умеет ли ребенок слышать звуки и различать их;
  • есть ли врожденные патологии артикуляционного аппарата (языка, уздечки, нёба);
  • каково состояние общей и мелкой моторик у малыша;
  • каковы дикция, темп и выразительность речи.

В результате осмотра логопед составляет коррекционную программу для решения проблемы. 

Родителям важно понимать, что исправление речи — не очень быстрый процесс. Например, на постановку одного звука может уйти как несколько недель, так и несколько месяцев.

В каких случаях нужна консультация невролога

В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога.

Совет
Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.

Двуязычные дети (билингвы)

Многие дети в настоящее время растут, изучая два языка. Смешивание словарного запаса из двух языков, допущение большего количества грамматических ошибок и относительно небольшой словарный запас в активе речи — все это обычное поведение детей на ранних этапах освоения двух языков одновременно.

Однако недостатки обычно исчезают со временем сами собою. Эти нормальные характеристики иногда ошибочно принимаются педиатрами за речевые задержки. Поэтому убедитесь, что педиатр знает, что ваш малыш-билингв осваивает сразу два языка, если вас направляют к специалисту-дефектологу.

Когда обращаться к логопеду

Как правило, работу с детками логопеды начинают не раньше 4-4,5 лет. Проконсультироваться со специалистом стоит если:

В трехлетнем возрасте ребенок не пытается строить даже простые предложения, словарный запас скудный, пополняется медленно – малыш не хочет повторять предложенные слова

Ребенок пропускает гласные – это может говорить о том, что он не воспринимает ритмику слов

Речь 4-хлетнего ребенка медленная, эмоционально не окрашенная и неразборчивая

Если развитие речи шло нормально, но по какой-то причине ребенок начал заикаться – такое может случиться в результате стресса, психологической травмы

После 5 лет малыш не произносит какие-либо звуки, как правило – некоторые шипящие, мягкие согласные – «ль» или букву «р»

Ребенок старше 6-летнего возраста не может выучить и пересказать простой стишок, знакомую сказку или рассказать историю.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ:

Сигматизм у ребенка: как справиться с проблемами речи

Как лечить ребенка при моторной алалии?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Зачем нужно обращаться к логопеду

Логопеды обычно рассматривают две области:

  1. Речь и общение.
  2. Глотание.

Эти две области часто связаны между собой. Логопедия может проводиться в группе или индивидуально. Это будет зависеть от потребностей пациента. Занятия могут проводиться в больницах или дома.

Общая цель речевой и языковой терапии — улучшить способность общения и уменьшить их влияние на самочувствие пациента.

Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

  1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
  2. Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
  3. Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка — как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
  4. Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
  5. Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
  6. Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.

Чем логопед поможет ребёнку?

Вопреки расхожему мнению, что задача логопеда состоит только в правильной постановке звуков, работа данного специалиста имеет более широкий охват психических и физиологических функций организма ребёнка, связанных с формированием речевых навыков.

Индивидуальные логопедические занятия направлены на развитие речи в целом.

Красивая связная речь формируется на основе таких понятий и навыков, как:

  • речевая память;
  • способность воспринимать звуки на слух и воспроизводить их;
  • умение образовывать новые слова и правильно употреблять окончания;
  • связывать слова в предложение;
  • строить из предложений связные тексты, объединённые смыслом и логикой.

Конечно, несомненная польза уроков логопеда состоит в том, что к ребёнку применяется индивидуальный подход. Но родителям важно помнить, что именно от родительского вовлечения в процесс зависит то, насколько успешно будет проходить коррекция речевых нарушений. Тем более речь идёт не о взрослых детях. Пациенты логопеда в основном дети старшего дошкольного возраста, и родительская помощь им просто необходима. Коррекция дефектов произношения звуков происходит не только во время индивидуальных занятий с логопедом, но и в повседневной жизни ребёнка посредством участия в общении с взрослыми членами семьи и выполнения специальных логопедических упражнений.

Когда помощь логопеда нужна взрослому человеку?

Логопед оказывает помощь не только детям и подросткам, но и взрослым. Проблемы с речью вызывают массу неудобств: люди испытывают дискомфорт при общении с окружающими, стесняются выступать перед аудиторией, ограничены в выборе профессии. Также логопед помогает устранить нарушения речи, обусловленные состоянием здоровья.

Мы советуем обратиться к этому специалисту в следующих случаях:

  • расстройство речи произошло в результате инсульта, сердечного приступа, паралича мышц гортани, лица;
  • человек перестал нормально говорить из-за перенесенного стресса, эмоционального потрясения;
  • после перенесенных хирургических вмешательств по удалению гортани или голосовых связок.

Кроме того, многие взрослые обращаются к логопеду из-за нарушения дикции или темпа речи. Кто-то картавит, шепелявит или заикается во время сильного волнения, например, при публичном выступлении. При регулярных занятиях эти дефекты успешно корректируются.

Какие способы использует логопед для лечения взрослых? Это и упражнения, и физиотерапия, и рефлексотерапия, и некоторые лекарственные препараты.

Главные заблуждения родителей:

  • речь малыша формируется до 5 лет, поэтому обращаться к специалисту раньше нет смысла – далеко не все родители могут объективно оценить развитость речи малыша. Поэтому важно обратиться к логопеду для достоверного анализа развития ребенка, нарушения которого могут начинаться даже в самом юном возрасте;
  • неправильное произношение устранится само собой – некоторые несовершенства речи (замена сложных артикулов на более простые) действительно могут исчерпать себя с возрастом. Однако если к 4-м годам проблема все еще остается, то ее необходимо решать с помощью профессиональной помощи;
  • если ребенок не говорит вообще, то логопед здесь не поможет – логопед занимается постановкой речи в самых широких пониманиях слова. Его работа проводится на всех уровнях речевой системы, включая психологический аспект;
  • заниматься ребенком можно и без сторонней помощи – многие родители, решающие обучать малыша лично, даже не подозревают, что их собственная фонетика не совсем правильна. Логопед покажет правильное произношение и эффективные упражнения тренировок;
  • для достижения результата хватит 1-2-х занятий с логопедом – курс коррекции речи определяется в индивидуальном порядке. Одному ребенку действительно потребуется всего пару уроков, в то время как другому малышу необходимы длительные курсы для устранения проблемы.

Все исследования и необходимые консультации, Вы и ваши дети, можете пройти в Клинике «Заботливый Доктор». Записаться на прием можно по телефонам 244-88-74, 8- 951-661-77-44

Врач логопед клиники «Заботливый Доктор»

Патологии, нарушающие речь и требующие обращения к логопеду

В детском возрасте обязательны регулярные посещения не только педиатра, но и узких специалистов, которые могут выявить отклонения на ранних стадиях и помочь устранить их. И некоторые нарушения способны менять речь. Рассмотрим несколько таких случаев:

  1. Хирург обнаружил, что уздечка очень короткая, и посоветовал подрезать её. При таком дефекте кончик языка не дотягивается до нёба, когда рот открыт, что мешает чётко и верно произносить некоторые звуки.
  2. Отоларинголог диагностировал снижение слуха. Если малыш плохо слышит, он не сможет корректно воспринимать, обрабатывать и воспроизводить звуки.
  3. Стоматолог заметил неправильный прикус или рост зубов (как коренных, так и молочных), а также аномалии строения челюсти.
  4. Есть врождённые пороки: расщелина в нёбе, «заячья губа», «волчья пасть».

«Домашка» от логопеда: топ-3 упражнений

Проблема 1: Заменяет звуки

Часто дети заменяют «Ш» на «С», «Р» на «Л» и т. д. Эти звуки называют звуками верхнего подъема языка и к пяти годам они должны быть полностью сформированы. Если этого не происходит, проблема может заключаться в слабом дыхании или плохо развитых мышцах челюсти и языка.

Что делать?

Развить речевое дыхание поможет упражнение «Снежок». Возьмите кусочек ваты, распушите и пусть ребенок на нее дует — так, чтобы она перемещалась. Можно скатать из бумаги шарик, и ребенок, дуя на него, должен загнать его в «ворота». Следите, чтобы при этом он вдыхал воздух носом, а выдыхал через губы, сложенные в трубочку.

Проблема 2: Избегает трудных звуков

Иногда дети нарочно пропускают первые звуки в словах, если те у них не поучаются. Например, вместо «шуба» говорят «уба», а вместо «Алена» — «Айона».

Что делать?

Обратить внимание ребенка на труднопроизносимые звуки поможет игра «Поймай звук». Договоритесь, что вы будете произносить слова, и как только ребенок услышит звук, о котором вы заранее договоритесь, например «Л», он будет хлопать в ладоши, топать ногами или ударит в барабан. Так он научится концентрировать внимание на нужном звуке и станет произносить его в нужных местах.

Проблема 3: Произносит звуки, но только по отдельности

Часто бывает, что ребенок умело «рыкает» и «шипит», но только когда произносит сам звук в отдельности. А выговаривая с этими звуками слова, он их пропускает или коверкает.

Что делать?

В этом случае следует автоматизировать у ребенка трудный звук. Введите в лексикон малыша как можно больше слов с этими буквами. Например, если он пропускает в словах букву «Р» — купите ему красный конструктор, розовый альбом, бордовые носки. А в магазине спрашивайте о том, что лежит на прилавке, но указывайте на те предметы, в которых будет содержаться «сложная буква». Обязательно проговаривайте «сложное» слово после того, как ребенок его произнесет. Но не повторяйте за ним неправильно, пытаясь исправить. Например, не нужно говорить «Не лыба, а рыба». Сразу произнося слово, как нужно, вы поможете ребенку закрепить его правильное произношение.

Читайте также:

  • Обнять и обезвредить: Как перевоспитать ребенка-хама
  • Домашка c бабушкой: как в игре научить ребенка читать и считать
  • Топ-7 подростковых субкультур: кто сменил готов и эмо

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Что входит в речевую и языковую терапию

Хотя используемые методы могут различаться, существует три ключевых этапа: оценка, диагностика и лечение.

Зачем нужно обращаться к логопедуЗачем нужно обращаться к логопеду

Как проходят занятия и какие инструменты используются

Из чего состоит обычное логопедическое занятие:

  1. Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.
  2. Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
  3. Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
  4. Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.

Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

Совет
Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.

Как ускорить коррекционный процесс

Для успешного исправления речевых дефектов понадобится не только помощь опытных логопедов, но и, возможно, поход к детскому психологу. Но даже при всей вовлечённости высокопрофессиональных специалистов роль родителей очень важна. Соблюдение некоторых правил родителями поможет ребёнку быстрее преодолеть возникшие сложности:

  • регулярное выполнение домашних заданий;
  • регулярное посещение логопедических уроков;
  • ответственное выполнение предписаний логопеда;
  • соблюдение рекомендаций врача, в том числе медикаментозного лечения;
  • контролирование речи ребёнка.

Следует помнить, что дети усваивают ту информацию, которая им представляется интересной, и выполняют задания, которые им нравится выполнять. Поэтому не превращайте логопедические занятия в скучный обучающий процесс, внесите элемент игры и участвуйте в них с искренним интересом.

Софья Рогозинская

Тревожные признаки

Есть некоторые признаки, указывающие на то, что речь требует коррекции. Родителям следует обратить внимание на такие моменты:

  • Ребёнку трудно успевать за своими мыслями, он словно захлёбывается словами.
  • Малыш иногда «сглатывает» некоторые слоги.
  • Не хватает дыхания на произнесение фразы или короткого предложения, вдох делается во время разговора, что похоже на всхлип.
  • Чадо говорит «в нос», но при этом насморка и простуды нет.
  • Нет стремления к общению, желания описывать увиденное или услышанное словесно.
  • Ребёнок говорит невыразительно, монотонно.

Расстройства речи у детей школьного возраста

Такие нарушения, как заикание и шепелявость, требуют профессионального внимания, если они продолжаются в течение продолжительного периода времени или ухудшаются, или если они вызывают беспокойство у школьника.

Если заикание длится более нескольких месяцев, или если ребенок расстроен из-за того, что ему трудно общаться, обратитесь к его педиатру. В зависимости от проблемы он может направить вас к логопеду.

Не нужно думать, что ребенок еще слишком мал для работы со специалистом – профессиональные логопеды и дефектологи могут заниматься с детьми в возрасте от 2-3 лет. Даже для таких малышей разработаны комплексы логоритмической гимнастики, игровые формы занятий. Помните, что своевременный запуск речи необходим для правильного развития мышления. Не откладывайте визит к специалисту, если у вас есть какие-то сомнения.

Лучший развивающий детский центр и детский сад с логопедическим уклоном в Щелково

Частный детский сад

 и 

центр детского развития «Знайка»

 уже давно и заслуженно пользуется хорошей репутацией в Щелково, и предлагает свои 

услуги

 по воспитанию и уходу за малышами, 

наши адреса

 вы можете узнать на нашем

 сайте

. В нашем 

детском саду

 работают только 

к

валифицированные специалисты: воспитатели со стажем, музыкальные педагоги, опытные 

логопеды

 и психологи, которые помогают всесторонне развиваться ребенку. В нашем 

детском центре

 работают 

опытные логопеды

, которые проводят 

занятия с детьми от 2-х лет

, при необходимости делают 

логопедический массаж

. Уже после первых занятий родители видят ощутимый результат и замечают прогресс в 

речевом развитии

 своего чада. Всегда рады видеть вас по следующим 

адресам

:

  • Логопедический детский сад:г. Щёлково, ул. Широкая, 91
  • Детский центр:г. Щёлково, ул. Талсинская, д.24 А

Оценка — первое, что происходит, если вы решили обращаться к логопеду

На этом начальном этапе ваш логопед тщательно изучит вас, чтобы оценить вашу проблему. Это поможет ему разработать правильный курс лечения для вас. Ваш логопед также рассмотрит вашу историю болезни, чтобы увидеть, как ваша проблема общения влияет на ваше здоровье. На этом этапе вполне вероятно, что они захотят поговорить с вашим врачом.

В логопедической терапии для детей терапевт, вероятно, будет играть с ними, чтобы увидеть, насколько хорошо они в настоящее время могут общаться.

Диагностика

Ваш логопед будет наблюдать, как вы произносите определенные звуки, как вы общаетесь и как вы понимаете язык других людей.

Если у вас есть проблемы с голосом, такие как хрипота, они могут направить вас к ЛОРУ. Это делается для того, чтобы предотвратить основные заболевания, требующие дополнительного лечения. В некоторых случаях когнитивные проблемы могут быть основной причиной трудностей общения.

Лечение

Лечение, связанное с речевой и языковой терапией, будет варьироваться в зависимости от характера проблемы.

Людей с нарушениями слуха можно научить знакам и жестам, чтобы помочь им лучше общаться.

Логопедия для детей

Для некоторых детей нужна всего одна консультация у врача и дополнительные тренировки дома / в школе. Если требуется дальнейшее лечение, логопед обычно использует игры. Если проблемы серьезные, может потребоваться специальная школа.

Как можно помочь ребёнку самостоятельно?

Некоторые упражнения можно выполнять вместе с ребёнком в домашних условиях:

  1. Чаще разговаривайте и общайтесь с ребёнком, рассказывайте ему что-то, просите отвечать, повторять слова, описывать происходящее. Корректно и ласково исправляйте допускаемые ошибки.
  2. Больше читайте малышу, например, рассказы, сказки, простые детские стишки.
  3. Регулярно устраивайте занятия артикуляционной гимнастикой. Посоветовать упражнения может логопед, но можно просто вместе делать простые движения: высовывать язык, касаться им нёба и щёк, удерживать его между зубами и при этом выпускать воздух, широко открывать рот, улыбаться и замирать в таком положении на несколько секунд, складывать губы в трубочку.
  4. Обязательно развивайте мелкую моторику, ведь она стимулирует развитие речи. Можно устраивать пальчиковые игры, лепить, плести браслеты, рисовать.

Своевременная помощь логопеда позволит обнаружить дефекты речи и научить ребёнка разговаривать правильно и чётко.

Скачать:

Вложение Размер
14_prichin.doc 16.5 КБ
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...