Комплекс массажа от заикания

Содержание
  1. Цели логопедического массажа
  2. Правила проведения
  3. Как помочь ребенку справится с заиканием с помощью массажа?
  4. Клинические проявления
  5. Что такое логопедический массаж?
  6. Массаж как средство лечения
  7. Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж? Массаж языка
  8. Диагностика: какой врач лечит заикание?
  9. Требования к проведению
  10. Логопедический массаж
  11. Кто должен делать логопедический массаж ребенку?
  12. Плюсы и минусы этого метода в логопедии
  13. Массаж при заикании у детей: виды и особенности проведения
  14. Точечный массаж
  15. Действительно полезен ли массаж при заикании?
  16. Сегментарный массаж при дефектах речи: техника выполнения
  17. Обзор методической логопедической работы с заикающимися школьниками.
  18. Массаж при заикании у детей – Видео
  19. Техники логомассажа
  20. Сегментарный массаж
  21. Противопоказания к проведению массажа
  22. Зондовый массаж
  23. Самомассаж
  24. Лечение заикания у детей массажем
  25. Цели логопедического массажа
  26. Полезный видео-ролик о логопедическом массаже для детей

Цели логопедического массажа

Логопедический массаж для детей в домашних условиях имеет следующие цели:

  • нормализовать общий и артикуляционный тонусы мышц;
  • уменьшить проявления дефектов артикуляционного аппарата;
  • сформировать скоординированные и произвольные движения артикуляционных органов.

Правила проведения

Основные правила для проведения данного массажа:

  • темп медленный и неторопливый;
  • пациент должен чувствовать спокойствие, комфорт и тепло;
  • массаж лучше проводить под спокойную музыку;
  • руки массажиста должны быть теплыми.

Последовательность проведения массажа:

  1. зона шеи;
  2. зона верхнего плечевого пояса;
  3. мимическая мускулатура;
  4. мышцы губ;
  5. зона гортани.

Как помочь ребенку справится с заиканием с помощью массажа?

Добрый день, дорогие читатели нашего сайта! В продолжение темы массажа мы сегодня затронем тему детского заикания. У многих из нас ребенок страдает подобным нарушением речи, а кто-то и сам помнит, как стеснялся выступать на публике из-за этой проблемы.

Казалось бы, какая связь между нашей речью и физиотерапией, и как массаж при заикании у детей поможет восстановить нормальную функцию речи? На самом деле связь есть, и достаточно прочная. Для начала давайте разберемся, что представляет собой заикание и почему оно возникает у детей.

Клинические проявления

Заикание может протекать в острой форме или проявляться эпизодически. Его появлению часто предшествуют различные невротические расстройства (страхи, тики, ночной энурез, нарушения сна и др.). В дальнейшем оно может подвергаться обратному развитию или фиксироваться в виде невротического состояния с синдромом заикания, в состав которого входят различные астенические, фобические (фобия – боязнь), депрессивные расстройства и вегетативные проявления.

Логоневроз может иметь различную выраженность – от резко выраженных речевых дефектов, затрудняющих общение, до плавной незатруднительной речи. Заикание усиливается при волнении, эмоциональном напряжении. В привычной для ребенка, домашней обстановке, при общении с близкими и друзьями оно становится практически незаметным.

По истечению 1-2 лет дети начинают замечать свой дефект речи и стесняются его. Они отказываются принимать участие в выступлениях, стараются не говорить в присутствии посторонних. У старших детей может развиваться страх речи (логофобия), что затрудняет обучение в школе и усвоение школьной программы.

В подростковом возрасте еще больше обостряется реакция на речевой дефект. На основе этого у ослабленных детей с определенными особенностями характера возникает невротическое формирование личности, в структуру которого входит заикание, пониженное настроение, патологическое изменение характера.

Течение заболевания имеет волнообразный характер с периодами обострения симптомов. У многих пациентов оно затяжное, но в большинстве случаев в период половозрелости заикание сглаживается или исчезает. Это связано с созреванием нервной системы и речедвигательных центров. Определенную роль играют компенсаторные механизмы. Однако у 10 % больных симптомы болезни сохраняются в течение всей жизни.

Что такое логопедический массаж?


Фото : логопедический массаж в положении лежа
Массаж логопеда — упражнения, с воздействием приемов механики на состояние нервов, тканей в речевом аппарате, где расположены сосуды кровеносные. Это техника по лечению и нормализации состояния речевого произношения, эмоциональности ребенка.

Такой массаж применяют успешно при дизартрии, заикании. Он прекрасно улучшает кровообращение и проводит активизацию лимфа системы, общее организма состояние на физиологическом уровне.

Основными задачами такого массажа выступают:

  • активация аппарата речи, мышц с небольшой способностью сократительной
  • приведение в тонус артикуляции
  • активное стимулирование проприоцептивных ощущений
  • техника крепости глотательного рефлекса
  • стимулирование головного мозга в речевой зоне афферентации

Массаж логопедический обязан проходить в теплом и вентелируемом помещении. Цикл состоит из десяти – двадцати каждодневных сеансов. Перерыв следует делать промежутком в один — два месяца.

Массаж как средство лечения

Массаж — это совокупность механических и рефлекторных воздействий на различные участки тела и внутренние органы. Манипуляции позволяют эффективно воздействовать на нужные участки организма.

При невротическом заикании грамотное воздействие на определённые участки мышц приводит к их расслаблению, нормализации состояния всего организма. Благоприятное воздействие от манипуляций устраняет спазмы речевого аппарата, что способствует полноценному или частичному прекращению заикания. Массаж благоприятно влияет на центральную нервную систему, что снижает влияние неврозов и стрессов.

Общие правила проведения массажа:

  • медленный, размеренный темп манипуляций;
  • пациент располагается в расслабленной позе: лежит горизонтально, на спине или на груди, руки вдоль тела, ноги свободны с разведёнными носками;
  • голова пациента располагается на небольшой подушке;
  • спокойная, комфортная атмосфера;
  • в помещении должно быть тепло;
  • дополняет эффект спокойная музыка;
  • процедуры не выполняются после приёма пищи;
  • не рекомендуется перед манипуляциями пить чай, кофе.

Массаж при заикании проводят как взрослым, так и детям. При выполнении процедур детям манипуляции проводятся в более лёгком, щадящем режиме. Длительность проведения мероприятий зависит от особенностей организма, степени развития расстройства, возраста пациента.

Массаж не имеет противопоказаний, кроме случаев наличия серьёзных повреждений или заболеваний в областях воздействия (к ним относятся переломы, воспаления и т.д.). Несмотря на безвредный характер лечебного метода, массаж при лечении заикания проводится только по назначению врача.

Манипуляции направлены на расслабление мышц шеи и верхнего плечевого пояса, что способствует нормализации тонуса мышц речевого аппарата.

Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж? Массаж языка

Такой специфический вид массажа необходимо доверять квалифицированному и специально обученному человеку, для безопасности и лучшей эффективности проводимой процедуры. Для использования в домашних условиях возможно использование следующих упражнений:

  • Массаж губ проводиться с помощью нетрудных поглаживаний и пощипывание губ у малыша
  • Массаж языка проводиться с использование электро зубной щетки. С ее помощью проводим воздействие на кончик языка в самом центре
  • Массаж рук ребенка сопровождаем нежными движениями массажирующими конечностей пальцев

Эффективность любого из методов логопедического массажа будет достигнута даже при тяжелых формах в нарушении речи. Обязательно проводить все процедуры в установленный невропатологом и педиатром срок. Посмотрите видео ниже, как делать такой массаж.

Диагностика: какой врач лечит заикание?

Диагностика имеет не меньшее значение, чем сама терапия. При малейших проявлениях проблемы следует сразу обратиться к специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем выше шансы на полное выздоровление.

Появляется важный вопрос: «к какому врачу обратиться?». Здесь необходим комплексный подход, поэтому понадобится консультация и осмотр у педиатра, невролога, психолога, психиатра и логопеда, то есть всестороннее обследование. Логопед поможет откорректировать речь, чтобы устранить дефект. Педиатр исключит или подтвердит общие системные нарушения. Невролог обследует центральную нервную систему, а психолог разберется с психоэмоциональным состоянием маленького пациента.

Помимо осмотра, консультации и беседы обследование включает несколько диагностических процедур:

  • МРТ головы;
  • ЭЭГ;
  • реоэнцефалографию.

Требования к проведению

Логопедический массаж при заикании

Прежде чем начинать расслаблять больного, специалист должен подготовить помещение. Кабинет моют, проветривают, делают уютным. У ребенка не стоит вызывать ассоциации с лечебным учреждением, так как это вызовет негативную реакцию.

В среднем процедуры проводят через день. Обычная длительность курса – 20 процедур. После чего делают перерыв на месяц, и цикл снова повторяют.

В детском возрасте начинают с коротких сеансов по пять минут, постепенно длительность доводят до получаса. У взрослых применяется такая же схема. У ребенка не должно возникать болезненных ощущений. Какие-то воздействия могут быть неприятными, но не вызывающими острого дискомфорта.

Желательно логопеду надевать стерильную маску. Руки специалиста должны быть чистыми, теплыми, с коротко подстриженными ногтями. Перед началом кожу слегка смазывают маслом или присыпкой.

Оптимальная поза – заикающийся ребенок лежит спиной на ровной кушетке. Такое положение удобно для логопеда, освобождает дыхание. В некоторых случаях допускается поза, полусидя в кресле, голова ребенка откинута на подголовник.

Иногда специалисту удобно стоять не за головой больного, а по правую сторону от него. В таком положении ему легче зафиксировать ребенка.

Логопедический массаж

Особые виды массажа — логопедические — направлены на устранение нарушений речи. Логопедический массаж при заикании подразделяется на два вида:

  1. Точечный.
  2. Сегментарный.

Их применяют по отдельности или в комплексе. Массаж, который спасет от заикания, выполняется в следующих областях:

  1. Верхняя часть спины.
  2. Голова.
  3. Шея, воротниковая зона.
  4. Верхний плечевой пояс.
  5. Верхняя часть грудной клетки.
  6. Мышцы лица.

При проведении манипуляций важно:

  • владеть информацией по особенностям механизмов, вызвавших развитие расстройства;
  • представлять строение мимических и иных мышц;
  • знать места расположения основных нервов.

Кто должен делать логопедический массаж ребенку?

массажный кабинет

Все виды массажа в идеале должен выполнять специалист – дипломированный логопед с медицинским образованием. Процедура выполняется вручную в специализированном массажном кабинете. Психологический комфорт во время массажа очень важен, т.к. конечная цель всех процедур – снять нейромышечное напряжение у ребенка.

Врач, который проводит процедуры, должен нравиться малышу. Процедура проводится в теплом и чистом помещении, перед визитом к логопеду его необходимо проветривать. Руки массажиста должны быть чистыми, ногти – короткими, на кистях рук не должно быть украшений, способных травмировать кожу ребенка.

Плюсы и минусы этого метода в логопедии

Итак, в логопедической работе с заикающимися детьми и взрослыми используют массаж. К плюсам массажа в логопедии можно отнести:

  1. Применяется в любом возрасте.
  2. Симптомы заикания, если не исчезнут, то значительно уменьшатся.
  3. Массаж благоприятно воздействует на весь организм (повышается иммунитет, улучшаются обменные процессы).
  4. Улучшается психологическое и эмоциональное состояние заикающегося.

Но есть и минус применения логопедического массажа при заикании у детей и взрослых — это длительное лечение, которое может достигать несколько лет.

Лечение заикание это долгий, кропотливый процесс. Лучше всего проводить его комплексно (занятия с логопедом, массажные техники, консультации психолога, лечение сопутствующих заболеваний).

В большинстве случаев лечение заикания в раннем возрасте дает хорошие результаты, которые сохраняются на всю жизнь, независимо от выбранного метода.

Массаж при заикании у детей: виды и особенности проведения

massazh.jpg

Массаж при заикании — это эффективная методика, с помощью которой можно устранить патологический процесс. С его помощью можно устранить дефект речи. Проведение манипуляции осуществляется специалистом, который применяет специальные логопедические методики.

Точечный массаж

Главные преимущества этого метода — простота выполнения и эффективность результатов после первых курсов применения. Манипуляции такого типа можно выполнять в домашних условиях. Родители без проблем смогут применить точечный массаж при заикании самостоятельно.

Техника выполнения:

  1. Надавливания выполняются подушечками большого, среднего и указательного пальцев. Надавливания плавные и лёгкие, с постепенным усилением.
  2. Выполняются круговые движения по часовой стрелке.
  3. Воздействие производится на точки спины и лица. Эти точки называются точками акупунктуры.
  4. Время проведения процедуры — не более часа.
  5. Лечение производится четырьмя курсами. Курс подразумевает проведение пятнадцати занятий. Перерывы между курсами: первый и второй — две недели, последующие — 2-6 месяцев.

Последовательность действий:

  1. Тремя пальцами выполняется надавливание с медленным вращательным движением.
  2. Сила надавливания медленно увеличивается. Переход не должен быть резким.
  3. По истечении 3-5 минут надавливание слегка ослабляется.
  4. В каждой точке выполняется 3-4 последовательные манипуляции.
  5. Поиск точки осуществляется предварительным надавливанием. В зоне акупунктуры пациент должен почувствовать специфические лёгкие болевые ощущения или ломоту. При последующих манипуляциях неприятные ощущения чувствоваться не должны. Если есть неприятные ощущения, ослабляется сила нажатий. При сохранении неприятных ощущений процедура прекращается.

Расположение зон акупунктуры:

  • между большим и указательным пальцем, участок слева под коленкой (с этих точек начинается массаж);
  • между нижними частями лопаток с обеих сторон позвоночника;
  • на шее, ниже линии роста волос (ниже ушей, между позвоночником);
  • по участкам «спинной стороны» плеч;
  • зона теменной области головы;
  • на переносице;
  • под носом;
  • под нижней губой;
  • в углах губ;
  • в месте стыка нижней челюсти и черепа.

Действительно полезен ли массаж при заикании?

мама с ребенком разговаривает

Массаж при заикании – это логопедический массаж, который предназначен для устранения неврологического нарушения. Как известно, между нервными окончаниями на коже и различными центрами головного мозга существует прочная связь. Воздействуя на кожу и мышцы, мы косвенно влияем на наш «центр управления полетом», т.е. на мозг.

И если с помощью массажа можно нормализовать артериальное давление и снять стресс, то почему нельзя различными техниками физиотерапии улучшить работу нашего речевого аппарата?

Логопеды успешно применяют различные техники лечения заикания у детей от 2 до 6 лет. Используются две основных техники логопедического массажа:

  • сегментарный;
  • точечный.

Параллельно с массажем используются различные виды консервативного лечения: физиотерапия (гимнастика, упражнения), специальные упражнения на артикуляцию. Для снижения возбудимости нервной системы у ребенка прописывают безопасные седативные препараты, которые снижают напряжение и помогают расслабиться.

Ведь известно, что у малышей, страдающих заиканием, имеются различные психологические проблемы – застенчивость, бурная фантазия, комплексы и другие схожие состояния. Для него важна комфортная эмоциональная атмосфера в доме, малыш не должен быть свидетелем ссор между родителями.

Сегментарный массаж при дефектах речи: техника выполнения

Сегментарное воздействие на тело малыша оказывает благоприятный эффект на весь организм. Перед манипуляцией ребенок садится в удобную для него позу, старается расслабиться. Ему нужно вытянуть руки вдоль туловища, полностью расслабить ноги. Также массаж может проводиться, когда малыш сидит в кресле, при этом голова должна быть немного наклонена на специальный мягкий подголовник.

Сегментарный массаж специалист проводит, стоя за головой пациента. Во время процедуры используется несколько основных приемов: растирание, разминание, поглаживание, поколачивание, вибрация, переменные нажатия.

Обзор методической логопедической работы с заикающимися школьниками.

Работа со школьниками имеет свои особенности.

1. Меняется тип ведущей деятельности главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.

2. Игровая форма занятий заменяется уроком.

3. Если у дошкольников вся работа ведется через семью воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.

4. В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте большее значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.

Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методические рекомендации, предложенные для работы или с детьми дошкольного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Известны и широко используются методики: Н.А. Чевелевой. А.В. Ястребовой, В.И. Селеверстова.

1. Н. А. Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельности. Принципиально эта методика мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

2. Система логопедических занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория, предложенная В. И. Селиверстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознательную активность самих детей.

3. В основе методики логопедических занятий А. В. Ястребовой лежит принцип включения в логопедическую работу программного материала по речи (по русскому языку).

В системе занятий выделяется три периода в обучении учащихся:

1. Заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка в процессе наблюдений над звучащей речью, также в процессе собственных активных упражнений по упорядочению ее темпа и плавности.

Содержание логопедических занятий первого периода способствует:

1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи;

2) расширению и уточнению словарного состава, запаса представлений и понятий;

3) овладению грамматическим строем речи;

4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.

2. Активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.

3. Продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразвития речи обусловливает следующие основные направления логопедической работы:

а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее темпом и плавностью;

б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы;

в) развитие речевой активности детей.

Массаж при заикании у детей – Видео

Так же читайте , как сделать массаж при остеохондрозе шейного отдела и при мигрени.

Техники логомассажа

Существует несколько техник. Они различаются способом и силой воздействия.

Логопедический массаж лица для детей делается отдельно для каждой области.

Проводить сеанс нужно последовательно. Все движения должны выполняться строго сверху вниз. Лишнее усилие может доставить дискомфорт во время занятий. Поэтому не нужно сильно надавливать на лицо и прилагать большие усилия. Руки должны быть расслаблены, а движения плавными.

Начинать нужно с области лба, от его середины к вискам, затем от бровей к волосам. Затем нужно приступить к разминанию лба легкими движениями.

Следующей областью, на которую нужно воздействовать, являются щеки. Необходимо разминать их поверхность, растягивать от уголков рта к вискам, от скул к нижней челюсти.

Затем нужно перейти к области носа. Начинать занятие нужно с легких поглаживаний крыльев органа дыхания. Затем их нужно растянуть. Завершается массаж носа поглаживаниями от носа к уголкам рта.

Следующей областью воздействия является подбородок. Все действия на указанной области выполняются от середина рта к его уголкам.

Завершающим этапом является воздействия на область шеи. На данном этапе выполняются поглаживающие, разминающие движения.

Проводить занятие можно в домашних условиях. Важно соблюдать нормы гигиены. Это позволит снизить риск проникновения инфекций.

Сегментарный массаж

Суть данной процедуры такова: выполняется воздействие на мышцу, которая отвечает у детей за речь. Делать ее необходимо каждый день на протяжении двух или трех недель. Подобный вид воздействия, как и предыдущий, эффективно помогает при заикании. Период лечения, в этом случае, зависит от возраста больного, выраженной симптоматики и характера проблемы. Начинать следует с пяти минут, постепенно доводя до двадцати. Если заикание носит хронический характер, то лечение придется повторить.

Массаж при заикании: логопедический, точечный, взрослым

Этот тип манипуляций позволяет изолированно воздействовать на мышцы, отвечающие за речь.

Техника выполнения:

  1. Проводят каждый день или через день.
  2. Выполняется 10-20 процедур.
  3. Мероприятие проводится путём попеременного поглаживания (поверхностного и охватывающего), растирания, вибрирования и поколачивания, нажатия.

Массаж начинают и заканчивают поглаживаниями мышц плечевого пояса, шеи и лица. Затем последовательно выполняются процедуры растирания, вибрации, поколачивания и нажатия в этих зонах. Сегментарный массаж выполняют в комплексе с точечным, во время которого «обрабатываются» отдельные чувствительные точки.

Противопоказания к проведению массажа

Логопедический массаж имеет противопоказания. Категорически запрещается проводить манипуляции при инфекционных заболеваниях, болезнях кожи, слизистой оболочки рта и глаз, при увеличении лимфатических узлов. Если у ребенка плохое настроение, и он не расположен к занятиям, от сеанса логомассажа лучше отказаться.

Не рекомендуется проводить манипуляции даже при небольшом повышении температуры тела. Запрещаются сеансы при герпесе, наличии судорог, синяков. При онкологических заболеваниях важность проведения массажа должен оценить врач.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Зондовый массаж

Автор методики Е.В. Новикова разработала 8 логопедических зондов, при помощи которых логопед воздействует на основные зоны лица: губы, язык, скулы и щеки. Зонды имеют разную форму, функцию и воздействие. Используя набор зондов, можно активизировать и расслаблять мышцы, снимать спазмы, повышать или понижать тонус мышц.

Зондовый массаж оказывает благотворное влияние на речь и нервную систему ребенка.

Самомассаж

Специалист может научить детей навыкам самомассажа. Для этого не требуется особых усилий. Дошкольников учат перед зеркалом, показывая образец действия и прося повторить:

  • Первое упражнение – ладони аккуратно гладят щеки, работая от носа к ушам. Можно гладить по голове, спускаясь с волос ниже.
  • Второе упражнение – от середины лба к вискам проводить пальцами с нажимом, словно рисуя дорожки. Можно рисовать «елочку».
  • Третье упражнение – постукивание подушечками по лбу и щекам. Упражнений может быть больше. Комплекс составляется логопедом на основе индивидуальных особенностей ребенка.

Логопедический массаж ложками

У Крупенчук есть авторская методика. Она усовершенствовала комплекс Дьяковой. Для проведения массажа используют обычные ложки — это позитивнее воспринимается ребенком.

Процесс можно соединить с играми. В таком случае детям будет интереснее выполнять задания логопеда. В качестве стимула можно давать наклейку или возможность выбрать игру.

Лечение заикания у детей массажем

Часто лечение логоневроза сочетается с общеукрепляющими процедурами. Массаж при заикании у детей отличается высокой эффективностью. Выполняет его профессионал или родители в домашних условиях. Для этого они должны пройти специальные курсы обучения. Участки воздействия — лицо, шея и верхний плечевой пояс.

massazh-pri-zaikanii-u-detey-400x267.jpg

Цели логопедического массажа

Специалист должен хорошо ориентироваться в строении мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи и расположении нервов мозгового центра. Тактильное воздействие на определенные участки при заикании преследует такие цели:

  • снятие напряжения с мышц гортани, языка и глотки;
  • нормализация кровоснабжения речевого аппарата;
  • уменьшение слюноотделения, которое препятствует правильному произношению слов;
  • стимуляция области ЦНС, отвечающей за речь;
  • регулирование психологического состояния ребенка.

После курса массажа расслабляются мышцы корня языка. Это помогает в лечении логоневроза. Процедура не имеет противопоказаний, поэтому подойдет даже детям. Положительная динамика наблюдается после первого курса, но стоит учитывать степень развития патологии. Для запущенной болезни потребуется больше времени для корректировки.

Полезный видео-ролик о логопедическом массаже для детей

Сюжет об эффективном точечном массаже для развития речи у ребенка с ДЦП:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...