Логопедическая и артикуляционная гимнастика для развития речи ребенка от 2 до 6 лет: уроки и упражнения

Содержание
  1. II
  2. Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации
  3. II
  4. Как ребенок должен разговаривать в 3–4 года?
  5. , , , , , .
  6. , , , , , .
  7. Нарушения произношения свистящих звуков
  8. Основные принципы формирования правильной речи ребенка
  9. Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет
  10. . , , , , . , , , .
  11. . , , , , . , , , .
  12. Упражнения и игры
  13. Обучающие и развивающие мультфильмы
  14. Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет
  15. Комплекс №6.
  16. 3. , [23. .387].
  17. 3. , [23. .387].
  18. Артикуляционная гимнастика для детей дома
  19. Лучше один раз посмотреть…
  20. 2.1 ( )
  21. Как правильно проводить артикуляционную гимнастику? Полезные советы.
  22. Как лучше посадить ребенка рядом с собой во время артикуляционной гимнастики?
  23. Как подбираются упражнения для артикуляционной гимнастики? 
  24. Есть ли универсальный комплекс артикуляционной гимнастики для всех звуков?
  25. Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста? 
  26. Как провести артикуляционную гимнастику с группой детей? 
  27. Артикуляционные упражнения должны получиться у ребенка сразу или нет?
  28. Что делать, если у ребенка не получается артикуляционное упражнение? Я ему об этом сказала, а он теперь не хочет заниматься.
  29. 2.1 ( )
  30. Советы родителям
  31. Рекомендуем:
  32. «Веселая артикуляционная гимнастика» Н.А. Нищевой.
  33. Показания и противопоказания
  34. 2.2 ( )
  35. 2.3 ( )
  36. II
  37. : , , , . , , , , . .. , .. , .. , . , . . , , .
  38. , , , .
  39. — , .
  40. , .
  41. .
  42. .
  43. , , , , :
  44. , ;
  45. — .
  46. :
  47. 1. , , , .
  48. 2. : , , .
  49. 3. , .
  50. 4. — .
  51. : , , .
  52. — :
  53. , 2009 2010 , , .
  54. , 10 2010 , II 28 . , .
  55. — , 2010 , , ; , , — .
  56. , .
  57. , , , , .
  58. 1.1
  59. .
  60. , . , , .
  61. , , , , .
  62. .. . .. , , . , . , . . , () . , .. , . : , . , . (, , ) [2. .434].
  63. — . , , .
  64. : , , , .
  65. [. articulare ] (, , , ), [23, .388].
  66. , [23. .387].
  67. , : .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .
  68. , , , , , , . . , , .
  69. , , .
  70. , ; . , , ; , .
  71. , . , , , , , , , .
  72. , , , , , .
  73. 1.3
  74. : , .
  75. . , . , — . . . . , , .
  76. , . , -. . : , . , .
  77. , , — , .
  78. : , , .
  79. .
  80. , . .
  81. , .
  82. . , . . -, .
  83. , . . . , , .
  84. , .
  85. (, — ..). , , . .
  86. , . , . — , (, , ..).
  87. , .
  88. . , .
  89. .
  90. . :
  91. ) .
  92. , , . , , , , .. . .
  93. ) — — . .
  94. )
  95. , , , , . .
  96. : ; ; — ; ; ; ; ; .
  97. ( ): ; ; .
  98. : , . . , : .
  99. . , , . : , .
  100. . , .
  101. , . . 15-20, — .
  102. , , , . , . , — .
  103. , .
  104. .
  105. 1. , .
  106. 2. .
  107. 3. , .
  108. 4. .
  109. . , , , , . , , , .
  110. 2. [. articulare ] (, , , ), [23, .388].
  111. 3. , [23. .387].
  112. 2.1 ( )
  113. 2.2 ( )
  114. 2.2 ( )
  115. 2.3 ( )
  116. II
  117. : , , , . , , , , . .. , .. , .. , . , . . , , .
  118. , , , .
  119. — , .
  120. , .
  121. .
  122. .
  123. , , , , :
  124. , ;
  125. — .
  126. :
  127. 1. , , , .
  128. 2. : , , .
  129. 3. , .
  130. 4. — .
  131. : , , .
  132. — :
  133. , 2009 2010 , , .
  134. , 10 2010 , II 28 . , .
  135. — , 2010 , , ; , , — .
  136. , .
  137. , , , , .
  138. 1.1
  139. .
  140. , . , , .
  141. , , , , .
  142. .. . .. , , . , . , . . , () . , .. , . : , . , . (, , ) [2. .434].
  143. — . , , .
  144. : , , , .
  145. [. articulare ] (, , , ), [23, .388].
  146. , [23. .387].
  147. , : .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .
  148. , , , , , , . . , , .
  149. , , .
  150. , ; . , , ; , .
  151. , . , , , , , , , .
  152. , , , , , .
  153. 1.3
  154. : , .
  155. . , . , — . . . . , , .
  156. , . , -. . : , . , .
  157. , , — , .
  158. : , , .
  159. .
  160. , . .
  161. , .
  162. . , . . -, .
  163. , . . . , , .
  164. , .
  165. (, — ..). , , . .
  166. , . , . — , (, , ..).
  167. , .
  168. . , .
  169. .
  170. . :
  171. ) .
  172. , , . , , , , .. . .
  173. ) — — . .
  174. )
  175. , , , , . .
  176. : ; ; — ; ; ; ; ; .
  177. ( ): ; ; .
  178. : , . . , : .
  179. . , , . : , .
  180. . , .
  181. , . . 15-20, — .
  182. , , , . , . , — .
  183. , .
  184. .
  185. 1. , .
  186. 2. .
  187. 3. , .
  188. 4. .
  189. . , , , , . , , , .
  190. 2. [. articulare ] (, , , ), [23, .388].
  191. 3. , [23. .387].
  192. 2.1 ( )
  193. 2.2 ( )
  194. Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы
  195. Артикуляционная гимнастика для детей средней группы
  196. Виды логопедических занятий
  197. Закрепляем произношение
  198. Упражнения для улучшения речевого слуха

II

. , . , .

, , , , .

Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации

  • Занятия должны быть систематичными, так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Старайтесь, чтобы с момента приема пищи прошло не менее 1 часа.
  • Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз.
  • Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
  • Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.
  • При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.
  • Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.
  • Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.
  • Если у ребенка что-то не получается, его движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца.
  • Будьте готовы, что у ребенка далеко не все будет получаться с первого раза. Старайтесь, чтобы занятия артикуляционной гимнастикой проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять ее ежедневно приведет к потере интереса и снижению ее эффективности.
Занимайтесь с ребенком артикуляционной гимнастикой перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть и вас, и себя

Занимайтесь с ребенком артикуляционной гимнастикой перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть и вас, и себя

II

. , . , .

, , , , .

Как ребенок должен разговаривать в 3–4 года?

Словарный запас детей 3–4 лет, говорящих на русском языке, обычно составляет 1500–2000 слов. Подсчитать «личный словарь» своего малыша самостоятельно невозможно, но есть и другие показатели, с помощью которых легко понять, вписывается в рамки нормы развитие речи ребенка.

Все идет как надо, если в 3–4 годика ваш ребенок:

  • старается повторить услышанные звуки и слова, особенно услышанные им впервые;
  • придумывает свои словечки на основе уже известных морфем;
  • способен составить простое предложение, характеризующее действие (папа идет, утка плывет, котик спит);
  • понимает сложные предложения;
  • пытается составлять длинные предложения и даже рассказы, но пока допускает немало ошибок в речи;
  • увлеченно слушает сказки, а некоторые – самые любимые – даже знает наизусть;
  • запоминает и воспроизводит фразы из мультфильмов;
  • далеко не все звуки умеет произносить правильно (часто деткам не даются [р], [л], [с] и [ш]);
  • меняет местами буквы и слоги в некоторых словах;
  • иногда может говорить о себе в третьем лице;
  • знает и может назвать свои Ф. И. О., имена мамы и папы, название населенного пункта, в котором живет.

Приведенные выше признаки характерны как для мальчиков, так и для девочек, хотя есть научные данные о том, что девочки опережают мальчишек по речевому развитию на несколько месяцев.

Некоторые детки отмалчиваются при посторонних, но это нельзя считать отклонением: мама и папа обычно знают, что в более комфортной обстановке их малыш – тот еще «говорун».

Родители должны общаться с ребенком как можно больше, но во время разговора тщательно следить за правильностью собственной речи. Не искажайте слова, не подражайте малышу, читайте ему книжки с выражением, не сюсюкайте.

Девочка не хочет разговаривать

, , , , , .

1.2

, . , , . . , .

( ). — , — -. .

, .

4 -4.5 . , , . .

, .

, . , , , , . , , . , .

. , . — . , , , , . , . , , , , . . , , , . . , . , .

, , , .

. 6- , 7-, , . , , , , . , . . , , , .

, , , — .

, , . , . , .

, , , , , .

1.2

, . , , . . , .

( ). — , — -. .

, .

4 -4.5 . , , . .

, .

, . , , , , . , , . , .

. , . — . , , , , . , . , , , , . . , , , . . , . , .

, , , .

. 6- , 7-, , . , , , , . , . . , , , .

, , , — .

, , . , . , .

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубныйсигматизм, при котором кончик языка просовываетсямежду зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке,прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости  мышц кончика языкапри дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном илидлинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ),гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм. Воздушная струя выходитне по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка ртаи щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкийязык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм. Произношение звуков С,З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы  те же, что и у межзубногосигматизма.
  5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотносмыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причинойможет стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Этопроисходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, покоторому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать:повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия. Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук  Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Артикуляционная гимнастика

Основные принципы формирования правильной речи ребенка

Чтобы ребенок научился говорить правильно, в первую очередь необходимо создать благоприятные условия для развития его речи. Ученые доказали, что активные игры и физические упражнения на свежем воздухе положительно влияют на формирование речевой деятельности малыша.

С первых дней с крохой нужно разговаривать, читать ему стихи и сказки. Обязательно хвалить за попытки повторять слова. Реакция родителей на то, как говорит малыш, должна быть спокойной и уравновешенной.

От взрослых ребенок должен слышать правильную речь. Упрощенные формы слов («ам-ам», «ту-ту») допускаются в общении с малышом до года или в занятиях с неговорящими детьми 2-3 лет. Взрослым не стоит копировать кроху в неверном произношении, картавить, шепелявить.

Жизнь ребенка необходимо наполнить впечатлениями. Его нужно постоянно чем-либо удивлять, что-то рассказывать и показывать.

С расширением кругозора, малыш сам захочет выразить свои эмоции, что ускорит процесс формирования речи.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Время упражнения — до 10 секунд.

Упражнение Ковшик

Упражнение Иголочка

Упражнение Чистим зубы

. , , , , . , , , .

I

— :

1. — , . , , .

. , , , , . , , , .

I

— :

1. — , . , , .

Упражнения и игры

Игра с язычком – одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

Обучающие и развивающие мультфильмы

О любви детей к телевизору спорить нельзя. Современная логопедия включает в себя такое направление, как корректирующие мультфильмы. Подобный материал находится в свободном доступе. Мультфильмы можно скачать в интернете, купить в специализированных магазинах или посмотреть по телевидению.

Некоторые родители с большим скепсисом относятся к подобной форме коррекции речевого аппарата. Но специалисты настаивают на обратном. Вот лишь несколько аргументов:

  1. Мультфильмы, а именно красочная картинка и разговор на доступном для малышей языке, детей увлекают в процесс. Они гораздо лучше запоминают увиденный материал;
  2. Во время просмотра у детей начинает развиваться воображение, они вместе с героем полностью погружаются в историю;
  3. Мультфильмы построены так, чтобы в процессе просмотра ребенок мог не только повторять буквы, звуки и слова, но и развивал логическое мышление (память).

Конечно, не желательно чтобы ребенок днями напролет просиживал у монитора компьютера или около телевизора, но 30 минут просмотра обучающего материала принесут много пользы.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Гимнастика для языка с соломкой

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплекс №6.

Машин язычок.

Язычок у Маши жил ( в данной строчке называйте имя своего ребенка)

Поиграть он с ней любил.

  1. Открывает Маша рот

Язычок гулять идет.

( Вытяните узкий язычок вперед, удерживайте его так 5-10 сек.)

  1. Смотрит влево, вправо он:

Что –то там со всех сторон?

( Губы растянуты в улыбке, зубы приоткрыты, язык двигается вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счет).

  1. Прыгнет ловко на качели

Вверх и вниз качается

Маша смотрит в зеркальце

Тоже удивляется.

( Язычок опускаем вниз, к подбородку, затем поднимаем к верхней,

рот круглый- 10 – 15 сек)

  1. Встали зубки ровно в ряд

(Улыбнитесь и покажите сжатые зубки, ровно и покажите сжатые зубки, ровно стоящие друг на друге).

Упражнение 16 Заборчик

Стал их язычок считать

Сверху много, снизу много –

Снова посчитать готов он.

(Языком провести по верхним зубам слева – направо и обратно, 10-15 сек).

Упражнение 2. Чистим верхние и нижние зубы

  1. А теперь он полежит…

(Рот приоткрыт, расслабленый круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)

Быстро-быстро убежит.

( Спрятать язык и закрыть ротик).

Упражнение 8. Ротик - дверь закрыта

3. , [23. .387].

4. , . , . , . 2.2. .

II.

3. , [23. .387].

4. , . , . , . 2.2. .

II.

Артикуляционная гимнастика для детей дома

Картотека упражнений у каждого родителя или логопеда может быть своя. С опытом можно увидеть, какие техники и упражнения работают лучше, а какие хуже. Я предлагаю несколько интересных упражнений для язычка, которые точно понравятся деткам дошкольного возраста.

артикуляционная гимнастика для детей

Это так называемое включение в занятия, когда в игровой форме ребенок начинает делать
«вкусную» гимнастику. Начинать можно с 3-4 лет и позже. Цель — заинтересовать малышей, чтобы позже можно было добавлять и более сложные упражнения.

  • «Крошки» — раскрошите на тарелке крупно печенье или разложите небольшие круглые конфетки. Их можно собирать как бусинки губами и кушать, но лучше перекладывать с одной тарелки на другую.
  • «Липучка» — тарелку необходимо намазать чем-то липким, например, медом (если нет аллергии), вареньем или сладким сиропом. Затем мелко накрошить сухари, печенье или хлеб. Ребенку нужно все облизать.
  • «Яблочная долька» — заложить за щеку небольшой кусочек яблока, попросить достать его оттуда языком. Щеки необходимо чередовать.
  • «Виноград» — взять виноградинку и перекатывать ее во рту от одной щеки к другой.
  • «Изюм» — класть на кончик языка изюминки и сплевывать их в блюдце. Или можно устроить соревнование, кто дальше. Так уж точно стимула будет больше.

Помимо такой «сладкой» гимнастики для языка, ребенка можно будет заинтересовать упражнениями с водой, с чупа-чупсом. Главное, чтобы было желание у родителей, а там уже можно и горы свернуть. Надеюсь, что информация была для вас полезной. Кстати, если хотите узнать о гимнастике больше, переходите по рекламе на сайте. Сейчас чего только не предлагают, чтобы всецело погрузиться в тему и стать настоящим экспертом.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Лучше один раз посмотреть…

Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».

Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.

Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.
Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.

2.1 ( )

— II 28 . 19 , 8 , . 8 . , .. , .. , .. . . :

— (, , );

— (, , );

— (, , , , , , .);

:

— () ;

— ;

— ;

— ;

— .

.

1 ( 1, 2). ( II).

6 1

1.

1 2 3 4 5 6 7 8
1. () 3 3 3 2 4 3 4 2
2. 4 4 3 3 3 3 3 3
3. 3 2 4 2 3 4 4 2
4. 4 3 3 2 4 3 3 2
5. 4 3 4 3 4 3 4 3
: 3,6 3 3,4 2,4 3,6 3,2 3,4 2,4

6 1

2

1 2 3 4 5 6 7 8
1. () 3 3 4 4 3 3 4 3
2. 3 3 4 4 3 3 4 2
3. 3 2 3 4 2 3 3 2
4. 4 3 4 4 4 4 4 3
5. 3 2 3 4 3 3 3 2
: 3,2 2,6 3,6 4 3 3,8 3,6 2,4

( 3), , , .

3

() (%) (%)
3,5 4 25% 50%
2,5 3,4 50% 37,5%
2,4 0 25% 12,5%

(. 1, 2.).

. 1.

. 2.

, — 25% 50% , 25%. 50% — , 37,5% 12,5% .

3,1 , — , 3,4 , — .

, — 6- (. 1, 2), , , — .

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику? Полезные советы.

Как лучше посадить ребенка рядом с собой во время артикуляционной гимнастики?

Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.

Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях или при проведении гимнастики с несколькими детьми (группой). Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.

Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.

Как подбираются упражнения для артикуляционной гимнастики? 

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно по своему интересу или желанию, по принципу «нравится – не нравится». Они объединяются в комплексы по определенному принципу.

В комплекс артикуляционной гимнастики включаются упражнения, которые нужны для определенной группы звуков родного языка.  Например, есть комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Его Вы можете найти в статье «Как научить ребенка говорить звук «с» и другие свистящие звуки». Есть комплекс, который способствует выработке положений и движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения звука Р. Его Вы найдете в статье «Как научить ребенка говорить звук «р».  То есть комплекс артикуляционной гимнастики – это четко обоснованная система артикуляционных упражнений, которая готовит артикуляционный аппарат к произнесению определенной группы звуков родной речи.

Сначала отрабатываются отдельные артикуляционные упражнения комплекса, а потом даются упражнения на переключение от одного упражнения — движения к другому движению. Принцип подбора упражнений – от простых к сложным.

Если ребенку или группе детей трудно дается определенное движение, то дальше не идут. Сначала отрабатывают данное трудное движение, а потом уже вводят новые упражнения. Для того, чтобы старое упражнение не надоело ребенку, его вводят в разные сюжеты.

Есть ли универсальный комплекс артикуляционной гимнастики для всех звуков?

Один из вариантов такого базового комплекса для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата дан в этой статье.

Еще один простой базовый комплекс, с которого можно начать занятия артикуляционной гимнастикой с детьми, Вы найдете в статье «Как научить ребенка говорить звук с?»

 Когда и как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику с детьми?

Проводить гимнастику нужно ежедневно. Так как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и лёгкими.

Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой.

Раньше артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно утром в детском саду в каждой группе. У каждого ребенка было свое зеркальце, был комплекс, который отрабатывался  с малышами ежедневно. Сейчас, к сожалению, это не так. Но – низкий поклон тем воспитателям, которые делают эту очень нужную для детей работу над звуками в детском саду! И продолжают ее делать и сейчас! Работа эта не очень заметна, но результаты дает замечательные! Спасибо Вам за любовь к детям, к своему делу, к родному языку!

Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста? 

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.

К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая —  зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.

Как провести артикуляционную гимнастику с группой детей? 

Для того чтобы артикуляционная гимнастика дала результат, надо чтобы взрослый видел выполнение упражнений каждым ребенком! Возможно ли это с группой детишек? Да. В этом случае артикуляционная гимнастика проводится так:

  • Сначала взрослый рассказывает об упражнении, показывает картинку, читает стишок.
  • Затем взрослый показывает правильное выполнение упражнения, объясняет, как делать движения.
  • Далее дети выполняют движение.
  • Взрослый проверяет выполнение движения по подгруппам (не более пяти человек в одной подгруппе), комментирует правильность выполнения упражнения.

Если упражнение  хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детишками нужно провести дополнительно индивидуальную работу. И попросить родителей поддержать Вас и  ребенка и выполнять дома артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения должны получиться у ребенка сразу или нет?

Как правило, сначала упражнение у ребенка получается не очень хорошо. Его движения напряжены, нет легкости и плавности. Затем постепенно по мере тренировки напряжение при выполнении упражнений исчезает, возрастает координированность движений, уходят ненужные сопутствующие движения, движение становится более симметричным.

Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются движения или они выполняются несимметрично (по отношению к правой и левой половине лица), то лучше всего обратиться к логопеду. Также к логопеду следует обращаться, если у ребенка долго не отрабатывается плавность, точность и устойчивость движений органов артикуляционного аппарата.

Что делать, если у ребенка не получается артикуляционное упражнение? Я ему об этом сказала, а он теперь не хочет заниматься.

Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не надо расстраиваться самой! Нельзя также говорить  ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше заниматься. Ведь для малышей артикуляционная гимнастика – это настоящая нагрузка и тренировка.

Лучше всего:

1)   Сразу же сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!» , «Твой язычок широкий! Молодец!», похвалить за это.

2)   Затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том нюансе, который он не понял и которые еще не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок… (называем, чему конкретно).

2.1 ( )

— II 28 . 19 , 8 , . 8 . , .. , .. , .. . . :

— (, , );

— (, , );

— (, , , , , , .);

:

— () ;

— ;

— ;

— ;

— .

.

1 ( 1, 2). ( II).

6 1

1.

1 2 3 4 5 6 7 8
1. () 3 3 3 2 4 3 4 2
2. 4 4 3 3 3 3 3 3
3. 3 2 4 2 3 4 4 2
4. 4 3 3 2 4 3 3 2
5. 4 3 4 3 4 3 4 3
: 3,6 3 3,4 2,4 3,6 3,2 3,4 2,4

6 1

2

1 2 3 4 5 6 7 8
1. () 3 3 4 4 3 3 4 3
2. 3 3 4 4 3 3 4 2
3. 3 2 3 4 2 3 3 2
4. 4 3 4 4 4 4 4 3
5. 3 2 3 4 3 3 3 2
: 3,2 2,6 3,6 4 3 3,8 3,6 2,4

( 3), , , .

3

() (%) (%)
3,5 4 25% 50%
2,5 3,4 50% 37,5%
2,4 0 25% 12,5%

(. 1, 2.).

. 1.

. 2.

, — 25% 50% , 25%. 50% — , 37,5% 12,5% .

3,1 , — , 3,4 , — .

, — 6- (. 1, 2), , , — .

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Занятие с логопедом

Рекомендуем:

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.А. Нищевой.

Это пособие считается одним из самыхвостребованных у логопедов и родителей. Здесь представлены артикуляционныеупражнения с подробным описанием действий, наглядное изображение положений губи языка, а также стихотворения и иллюстрации по теме упражнения. Детямнаверняка понравится выполнять артикуляционную гимнастику в компании книжныхщенка, слоненка или бегемотика.

Веселая артикуляционная гимнастика«Веселая артикуляционная гимнастика»Веселый бегемотикВеселый бегемотикВеселый щенокВеселый щенок

Показания и противопоказания

Звуковая гимнастика показана при заболеваниях органов дыхания, которые сопровождаются бронхоспастическим синдромом. Это опасное и тяжелое состояние резкого сужения просвета, в бронхи при этом поступает очень мало кислорода, а организм чрезмерно насыщается углекислотой. Во время этого человек чувствует удушье, одышку, дыхание становится более тяжелым.

Гимнастику звуковую, как разновидность дыхательной, применяют при следующих патологиях:

  • Хроническая обструктивная болезнь легких.
  • Бронхиальная астма.
  • Бронхит (хронический обструктивный, астматический).
  • Экспираторная одышка.

Противопоказаны звуковые упражнения при начавшемся приступе бронхиальной астмы и в случае обострения хронического процесса в легких.

Если тренировка дыхания сопровождается дискомфортом, появляется кашель, першение, одышка или другое ухудшение самочувствия, занятие необходимо остановить.

2.2 ( )

2.3 ( )

II

. , . , .

, , , , .

: , , , . , , , , . .. , .. , .. , . , . . , , .

, , , .

— , .

, .

.

.

, , , , :

, ;

— .

:

1. , , , .

2. : , , .

3. , .

4. — .

: , , .

— :

, 2009 2010 , , .

, 10 2010 , II 28 . , .

— , 2010 , , ; , , — .

, .

, , , , .

I.

1.1

.

, . , , .

, , , , .

.. . .. , , . , . , . . , () . , .. , . : , . , . (, , ) [2. .434].

— . , , .

: , , , .

[. articulare ] (, , , ), [23, .388].

, [23. .387].

, : .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .

, , , , , , . . , , .

, , .

, ; . , , ; , .

, . , , , , , , , .

, , , , , .

1.2

, . , , . . , .

( ). — , — -. .

, .

4 -4.5 . , , . .

, .

, . , , , , . , , . , .

. , . — . , , , , . , . , , , , . . , , , . . , . , .

, , , .

. 6- , 7-, , . , , , , . , . . , , , .

, , , — .

, , . , . , .

1.3

: , .

. , . , — . . . . , , .

, . , -. . : , . , .

, , — , .

: , , .

.

, . .

, .

. , . . -, .

, . . . , , .

, .

(, — ..). , , . .

, . , . — , (, , ..).

, .

. , .

.

. :

) .

, , . , , , , .. . .

) — — . .

)

, , , , . .

: ; ; — ; ; ; ; ; .

( ): ; ; .

: , . . , : .

. , , . : , .

. , .

, . . 15-20, — .

, , , . , . , — .

, .

.

1. , .

2. .

3. , .

4. .

. , , , , . , , , .

I

— :

1. — , . , , .

2. [. articulare ] (, , , ), [23, .388].

3. , [23. .387].

4. , . , . , . 2.2. .

II.

2.1 ( )

— II 28 . 19 , 8 , . 8 . , .. , .. , .. . . :

— (, , );

— (, , );

— (, , , , , , .);

:

— () ;

— ;

— ;

— ;

— .

.

1 ( 1, 2). ( II).

6 1

1.

1 2 3 4 5 6 7 8
1. () 3 3 3 2 4 3 4 2
2. 4 4 3 3 3 3 3 3
3. 3 2 4 2 3 4 4 2
4. 4 3 3 2 4 3 3 2
5. 4 3 4 3 4 3 4 3
: 3,6 3 3,4 2,4 3,6 3,2 3,4 2,4

6 1

2

1 2 3 4 5 6 7 8
1. () 3 3 4 4 3 3 4 3
2. 3 3 4 4 3 3 4 2
3. 3 2 3 4 2 3 3 2
4. 4 3 4 4 4 4 4 3
5. 3 2 3 4 3 3 3 2
: 3,2 2,6 3,6 4 3 3,8 3,6 2,4

( 3), , , .

3

() (%) (%)
3,5 4 25% 50%
2,5 3,4 50% 37,5%
2,4 0 25% 12,5%

(. 1, 2.).

. 1.

. 2.

, — 25% 50% , 25%. 50% — , 37,5% 12,5% .

3,1 , — , 3,4 , — .

, — 6- (. 1, 2), , , — .

2.2 ( )

2009 2010 . — , , . , . . . , .

:

1. : , , ,

2. : , (), , (),

3. : , , , (, ), ( ), ,

, , — :

1. : (), , , ( ) , , , , , , ,

2. : , , , , , , ,

: — , , — ( ), (), — — .

3. : , , , , .

4. :

. , .

. , .

.

. (, , ).

(20 — 30 ). , .

.

, , , .

: — , — , — .

. . . . .

, . .

, , , , .

, , -. «» «» .

, .

— —

. 3

, ( 4.):

1. — . , ;

2. . ;

3. . , , , , .

, . , : , , , , , .

, , . . :

.

: , , .

. . , -. , , , , .

— , .. .

, , .

, , , . , , , , .

, , , . , , 2.3.

2.3 — ( )

2010 2.1. 2 ( 5, 6) (. 4, 5).

2

5.

1 2 3 4 5 6 7 8
1. () 3 4 3 3 4 4 4 2
2. 4 3 4 3 4 3 4 3
3. 3 3 4 3 4 4 4 3
4. 4 4 4 3 4 3 3 2
5. 4 3 4 3 4 3 4 3
: 3,6 3,4 3,8 3 4 3,4 3,8 2,6

2

6.

1 2 3 4 5 6 7 8
() 4 3 4 4 3 4 4 4
3 3 4 4 3 4 4 3
3 3 3 4 3 3 4 3
4 4 4 4 4 4 4 3
4 3 4 4 3 3 4 3
: 3,6 3,2 3,8 4 3,2 3,6 4 3,2

7

() (%) (%)
3,5 4 50% 62,5%
2,5 3,4 50% 37,5%
2,4 0 0% 0%

.4.

.5.

, 25% 50%, 0%. : 50% , 62,5%, 12,5% , 0%.

3,1 , 3,45 . 0,35 , . 3,4 , 3,6 , .. 0,2 , — .

, 0,35 , 0,2.

II

, 2010 , .

, , , , , .

2010 , , , .

, , , . , , .

, , 25% 50%, 25% 0%.

I — , , , ( 1.1.).

, . , ( 1.3.).

, 2009 2010 , , (2.1.).

, , . :

— , — , , ;

, , , , (2.2.).

(2.3.) 2010 , , , , 0,35 , 0,2, .

1. , .. []: /.. , .. . — .: -, 1999. 80 .

2. , .. []: . /.. , .. . .: , 1981. — 288 .

3. , .. []: /.. — .: , 1994. — 208 .

4. , .. []: /.. — .: , 2001. 64 .

5. []: . .. . — . — .: , 1989. 123 .

6. , .. []: .. . .: , 1992. 84 .

7. []: / .. [ .]. .: -, 2001. 79 .

8. , .. []: .. — .: , 1985. 64 .

9. , .. []: . .. . ., , 1971. 67 .

10. []: . . . . — / .. [ .]. 2- . .: : , 1995. 384 .

11. , .. , []: /.. — .: , 1997. 336 .

12. , .. . []: .. .: , 1976. 78 .

13. , .. . []: . . . . . / . … .: . . , 2001. 224 .

14. [] / . .. . .: , 1987. 108 .

15. []: / . .. . .: , 2000. 213 .

16. [] /. . .. . — ., , 1967. 143.

17. , .. [] /.. —: , 2002. 448 .

18. []: . . . — . 03.07.00 () / . … .: , 1988. -222 .

19. — []/ . … .: , 1997. 46 .

20. []/ . .. . .: , 1979. 63.

21. []: / . .. . — .: , 1999. — 272.

22. : [] / . .. — .: , 2004. 275 .

23. , .. []: / .. — .: , 1967. 75 .

24. , .. []: . / … — .: , 1987. 54 .

25. , .. [] /.. .: , 1994. 344 .

26. , .. []: /.. — .: — , 2002. — 56 .

27. , .. []: .. — .: , 2004. 56 .

28. .. [] /.. .: , 1997. 73 .

29. .. [] /.. .: , 2001. 56 .

30. [] / . .. — : , 2004. 69 .

31. .. []: . . . . — . 03.07.00 () / .. [ .] .: 1989. 223 .

32. .., [] /.. , .. . .: , 1993. 86 .

.

, , .

1. : , 腻

— ?

— ?

— ?

— ?

2. : , , ?

3. : -, —, , ?

4. : -, —, , , ?

.

. . : — — — — , ..

, 5 7 .

1. : :

— , — , , 5 7 .

2. : :

— — , , , , , 5 7 .

3. : :

— — , ( 5 7 ).

4. : :

— — , . ( 5- 7 ).

5. : :

— — , ( 5 7 )

:

— ( , , , );

— (, );

— ;

— , , .

:

4 ;

3 , ;

2 1 ;

1 , , ;

0 .

.

. . 4 5 .

1. : :

— — , . 4 5 .

2. : :

— — , . 4 5 .

3. : :

— , , , . 4 5 .

4. : :

— , . 4 5 .

5. : :

— , . 4 5 .

:

;

;

, .

:

4 , ;

3 ;

2 ;

1 , , , , , ;

0 .

. . . . , .

1. : :

2. : :

3. : :

4. : :

5. : :

:

4 , ;

3 , ;

2 , ,

1 , (, , ), , ;

0 , .

: .

1. : :

— — , , .

2. : :

— — , , , .

3. : :

— — , .

:

4 , , ;

3 , (, , );

2 — , , , , ;

1 , ( , , , );

0 .

— . , — . , , , , . , — .

— , , , (, ). ; . , .

, — , , . , : , , . (, , , , , ). , , , , , .

— — ; , , , , , , .

— , .

1. , . 3-4 3-5 . 2-3 .

2. 5-7 .

3. 10-15 ( ).

4. , . , .

5. — , . — , , . .

6. , , , .

7. , , . . ( 912 ), .

8. .

1. , .

2. .

3. , .

, , : , , , , . , . .

4. — , (, ).

5. , , , , , — , . .

. , .

, , .

1. . . .

2. (). .

3. . , .

4. (). . . .

5. — . — . .

6. . . .

1. , .

2. — . , .

3. . -, .

4. . ( ).

5. -.

6. , . , , «».

7. . , , , , , .

8. . , . , .

9. , , .

: — , , — ( ), (), — — .

1. , .

2. . , .

3. . .

4. . . , .

1. . , .

2. . , .

3. . . , .

4. (. ). . .

5. ( ). . , .

6. . . .

7. . . .

1. (). . . .

2. . . .

3. . . , .

4. ( ). . , .

5. . . .

6. . . , . .

7. . , . , .

8. . . . , .

9. . . , , .

10. . . .

11. . . , .

1. . , . . -«» . .

2. . «» , «» — ( ), «» — , «» — , «» — , «» — , «» — , . , .

3. .

4. . .

5. . , — .

6. . . , , , . . .

7. , , . , . .

8. ( ).

9. , .

10. . , : —.

11. , ( ) : ( ); ( ); ( ).

12. : aaaaaaaaaaaa

13. : ..

, .

14. , , , , .

, . — . . , . , . . , .

, , .

1. . , .

2. . , . .

3. . (, , ).

4. (20 — 30 ). , .

5. .

6. , , , .

7. : — , — , — .

8. . . . . .

9. , . .

10. , , , , .

11. , , -. «» «» .

12. , .

. —! —! ( )

— . ( — , )

: —, —, —! ( , )

? .—! —! —!

? , . ( , — )

P

1. ? : . : «» , . ! 1. , . 2. , , , . 3. ; .

2. : . : , «» , -. ! 1. . 2. , , , .

3. ? : , , , . : , , «», . ! 1. . 2. . 3. , «», «x», .. , .

4. . : , , . : , , . ! 1. , , , «» — ( ). 2. , .

5. . : , . : , , — . , , — ( ). ! 1. , . 2. , -, . 3. «» , .

6. . : , . : , , , «». «» , . ! 1. , , ; . 2. , «» , . 3. . 4. «» , . . .

1. . : , , . : , , , — , -. ! 1. . 2. , . 3. . , . : , , . .

2. . : , . : , , . ! 1. , , , «» — ( ). 2. , . 3. , » «. , .

3. . : . : «» ( ). ! , , .

4. . : , . : , , — . , , — ( ). ! 1. , . 2. -, . 3. «» , .

5. . : , , , , . : , , , ( ) . 4-6 . ! , , .

6. . : . : , , ( ). ! 1. , . 2. ; . 3. , , .. , .

7. . : «». : , , . ! 1. , : . 2. . 3. , .

8. . : , . : , , . . ! , , .

(, , , )

1. . : , , , . : , , , — , -. ! 1. . 2. , . 3. . , . : , , . .

2. . : , . : , , . -. ! 1. , . 2. , . 3. , . 4. .

3. . : . : . , . ! 1. , , . 2. , 1,5-2 . 3. , ( ). 4. .

4. . : , (). : , , , , . ( , — .) ! 1. , . 2. — . 3. .

5. . : , , , . : , , , . ! 1. . 2. . 3. , , , .. , .

6. . : , , . : , , . ! 1. , , , «» — ( ). 2. , . 3. , » «. , .

7. . : , (). : , , , , ( , ). . . ! 1. , . 2. , . 3. , .

8. . : , . : , , , , , , . , . ! 1. , . 2. ; , . , . 3. .

, .

2-3 , 60 , .

1. -.

2. ( ).

3. -, .

4. — «», : «».

5. , , «» .

6. . , , .

7. , .

. . . .

1. , , .

2. .

3. , .

4. — «». .

5. .

6. , , .

7. . .

8. .

9. ( ).

10. .

» «

1. «» ( , , ) . 10 — 15 . 10 — 15 .

2. «-» , , . 10 .

3. «-«, , -. . 10 — 15 .

, , : 25-30 , 4-5 .

1. . , . 10 — 15 .

2. 1, , . 10 .

3. , , , — .. 10 .

4. 1, , , 10-15 , . — 10 — 15 .

5. , , , . 10 .

6. , «» (). . , 1, , . 10-15 . 10 .

7. 6, «-» («», «») , , . , 1, 6.

8. «» («»).

, — . , . , , . , , , , — .

, , .

1. , , , .

2. . , , , .

3. , .

4. , , , .

1. . , , . . , .

2. . , , , . : . «-» , .

3. . , — . . , . » «.

4. -. . , , -. «-» . , , , — . «-«, . : , , , . . ..

5. . . , , , . , .

6. . , ( — , , , ; ). , , .

7. . , . , , , . , .

8. . , , . , , .

9. . . , .. , , . , .

10. . : » » , — » «.

( , — )

( 2- 4- )

1. ( , ).

: .

, , .

2.

: .

-, .

3.

: .

, .

4.

: .

, .

5. .

: .

: ,

; ( , , ) .

, , .

6.

: .

, , , , :

-. -, . , , -, .

7.

: .

, , , . . :

, () . () .

, .

8.

: .

() (), .

( , ).

. .

: .

9.

: .

.

10.

: .

( , ) , , .

11.

: .

( ). , .

12.

: .

: .

. , , ( ).

13.

: ( ).

— . , , ( ).

: , 2-3 () .

14.

: .

, . ( ).

: , , .

15.

: .

:

. ( , , ).

.

. ( , ).

.

16.

: .

( , , ).

, .

17.

: .

: — : 2 , 2 , 2 .

. : .

. : , . : , , .

: .

18.

: ( , ).

, , . , ( , , ). ( , ).

19.

: ( , ), .

( ). , .

, .

..

20.

: , .

, . , , , .

21.

: , .

( ) , .

22.

: , .

.

23.

: , .

( ).

.

24.

: , .

: , , .

, .

25.

: .

, : , . . , ( ). .

26.

: ( ).

( ), .

27.

: ( ).

.

. ? -, . , .

( — 4- , ). .

, ( ).

1.

: .

, . , . , .

, .

.

1. : ,

: .

: ( ).

. , — , .

2. ()?

: .

().

3.

: .

: 5 .

. 3-5 .

. 3-5 , .

. 3-5 .

4.

()

: .

, (), .

5.

: .

.

, .

( 1,5 2 )

, .

, .

.

, , .

, :

;

;

;

;

;

.

1. . » . » : —

2. .. » » :

3. «— . . 2-4 » : : 2003

4. . «—. (2-4 )» : : 2007

5. .. » : , …» : : 2006

6. .. . — , 2005.

7. .., .., .. . — ., 2006.

8. a «-» «—2». .. .., «».

2.2 ( )

2.3 ( )

II

. , . , .

, , , , .

: , , , . , , , , . .. , .. , .. , . , . . , , .

, , , .

— , .

, .

.

.

, , , , :

, ;

— .

:

1. , , , .

2. : , , .

3. , .

4. — .

: , , .

— :

, 2009 2010 , , .

, 10 2010 , II 28 . , .

— , 2010 , , ; , , — .

, .

, , , , .

I.

1.1

.

, . , , .

, , , , .

.. . .. , , . , . , . . , () . , .. , . : , . , . (, , ) [2. .434].

— . , , .

: , , , .

[. articulare ] (, , , ), [23, .388].

, [23. .387].

, : .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .

, , , , , , . . , , .

, , .

, ; . , , ; , .

, . , , , , , , , .

, , , , , .

1.2

, . , , . . , .

( ). — , — -. .

, .

4 -4.5 . , , . .

, .

, . , , , , . , , . , .

. , . — . , , , , . , . , , , , . . , , , . . , . , .

, , , .

. 6- , 7-, , . , , , , . , . . , , , .

, , , — .

, , . , . , .

1.3

: , .

. , . , — . . . . , , .

, . , -. . : , . , .

, , — , .

: , , .

.

, . .

, .

. , . . -, .

, . . . , , .

, .

(, — ..). , , . .

, . , . — , (, , ..).

, .

. , .

.

. :

) .

, , . , , , , .. . .

) — — . .

)

, , , , . .

: ; ; — ; ; ; ; ; .

( ): ; ; .

: , . . , : .

. , , . : , .

. , .

, . . 15-20, — .

, , , . , . , — .

, .

.

1. , .

2. .

3. , .

4. .

. , , , , . , , , .

I

— :

1. — , . , , .

2. [. articulare ] (, , , ), [23, .388].

3. , [23. .387].

4. , . , . , . 2.2. .

II.

2.1 ( )

— II 28 . 19 , 8 , . 8 . , .. , .. , .. . . :

— (, , );

— (, , );

— (, , , , , , .);

:

— () ;

— ;

— ;

— ;

— .

.

1 ( 1, 2). ( II).

6 1

1.

1 2 3 4 5 6 7 8
1. () 3 3 3 2 4 3 4 2
2. 4 4 3 3 3 3 3 3
3. 3 2 4 2 3 4 4 2
4. 4 3 3 2 4 3 3 2
5. 4 3 4 3 4 3 4 3
: 3,6 3 3,4 2,4 3,6 3,2 3,4 2,4

6 1

2

1 2 3 4 5 6 7 8
1. () 3 3 4 4 3 3 4 3
2. 3 3 4 4 3 3 4 2
3. 3 2 3 4 2 3 3 2
4. 4 3 4 4 4 4 4 3
5. 3 2 3 4 3 3 3 2
: 3,2 2,6 3,6 4 3 3,8 3,6 2,4

( 3), , , .

3

() (%) (%)
3,5 4 25% 50%
2,5 3,4 50% 37,5%
2,4 0 25% 12,5%

(. 1, 2.).

. 1.

. 2.

, — 25% 50% , 25%. 50% — , 37,5% 12,5% .

3,1 , — , 3,4 , — .

, — 6- (. 1, 2), , , — .

2.2 ( )

2009 2010 . — , , . , . . . , .

:

1. : , , ,

2. : , (), , (),

3. : , , , (, ), ( ), ,

, , — :

1. : (), , , ( ) , , , , , , ,

2. : , , , , , , ,

: — , , — ( ), (), — — .

3. : , , , , .

4. :

. , .

. , .

.

. (, , ).

(20 — 30 ). , .

.

, , , .

: — , — , — .

. . . . .

, . .

, , , , .

, , -. «» «» .

, .

— —

. 3

, ( 4.):

1. — . , ;

2. . ;

3. . , , , , .

, . , : , , , , , .

, , . . :

.

: , , .

. . , -. , , , , .

— , .. .

, , .

, , , . , , , , .

, , , . , , 2.3.

2.3 — ( )

2010 2.1. 2 ( 5, 6) (. 4, 5).

2

5.

1 2 3 4 5 6 7 8
1. () 3 4 3 3 4 4 4 2
2. 4 3 4 3 4 3 4 3
3. 3 3 4 3 4 4 4 3
4. 4 4 4 3 4 3 3 2
5. 4 3 4 3 4 3 4 3
: 3,6 3,4 3,8 3 4 3,4 3,8 2,6

2

6.

1 2 3 4 5 6 7 8
() 4 3 4 4 3 4 4 4
3 3 4 4 3 4 4 3
3 3 3 4 3 3 4 3
4 4 4 4 4 4 4 3
4 3 4 4 3 3 4 3
: 3,6 3,2 3,8 4 3,2 3,6 4 3,2

7

() (%) (%)
3,5 4 50% 62,5%
2,5 3,4 50% 37,5%
2,4 0 0% 0%

.4.

.5.

, 25% 50%, 0%. : 50% , 62,5%, 12,5% , 0%.

3,1 , 3,45 . 0,35 , . 3,4 , 3,6 , .. 0,2 , — .

, 0,35 , 0,2.

II

, 2010 , .

, , , , , .

2010 , , , .

, , , . , , .

, , 25% 50%, 25% 0%.

I — , , , ( 1.1.).

, . , ( 1.3.).

, 2009 2010 , , (2.1.).

, , . :

— , — , , ;

, , , , (2.2.).

(2.3.) 2010 , , , , 0,35 , 0,2, .

1. , .. []: /.. , .. . — .: -, 1999. 80 .

2. , .. []: . /.. , .. . .: , 1981. — 288 .

3. , .. []: /.. — .: , 1994. — 208 .

4. , .. []: /.. — .: , 2001. 64 .

5. []: . .. . — . — .: , 1989. 123 .

6. , .. []: .. . .: , 1992. 84 .

7. []: / .. [ .]. .: -, 2001. 79 .

8. , .. []: .. — .: , 1985. 64 .

9. , .. []: . .. . ., , 1971. 67 .

10. []: . . . . — / .. [ .]. 2- . .: : , 1995. 384 .

11. , .. , []: /.. — .: , 1997. 336 .

12. , .. . []: .. .: , 1976. 78 .

13. , .. . []: . . . . . / . … .: . . , 2001. 224 .

14. [] / . .. . .: , 1987. 108 .

15. []: / . .. . .: , 2000. 213 .

16. [] /. . .. . — ., , 1967. 143.

17. , .. [] /.. —: , 2002. 448 .

18. []: . . . — . 03.07.00 () / . … .: , 1988. -222 .

19. — []/ . … .: , 1997. 46 .

20. []/ . .. . .: , 1979. 63.

21. []: / . .. . — .: , 1999. — 272.

22. : [] / . .. — .: , 2004. 275 .

23. , .. []: / .. — .: , 1967. 75 .

24. , .. []: . / … — .: , 1987. 54 .

25. , .. [] /.. .: , 1994. 344 .

26. , .. []: /.. — .: — , 2002. — 56 .

27. , .. []: .. — .: , 2004. 56 .

28. .. [] /.. .: , 1997. 73 .

29. .. [] /.. .: , 2001. 56 .

30. [] / . .. — : , 2004. 69 .

31. .. []: . . . . — . 03.07.00 () / .. [ .] .: 1989. 223 .

32. .., [] /.. , .. . .: , 1993. 86 .

.

, , .

1. : , 腻

— ?

— ?

— ?

— ?

2. : , , ?

3. : -, —, , ?

4. : -, —, , , ?

.

. . : — — — — , ..

, 5 7 .

1. : :

— , — , , 5 7 .

2. : :

— — , , , , , 5 7 .

3. : :

— — , ( 5 7 ).

4. : :

— — , . ( 5- 7 ).

5. : :

— — , ( 5 7 )

:

— ( , , , );

— (, );

— ;

— , , .

:

4 ;

3 , ;

2 1 ;

1 , , ;

0 .

.

. . 4 5 .

1. : :

— — , . 4 5 .

2. : :

— — , . 4 5 .

3. : :

— , , , . 4 5 .

4. : :

— , . 4 5 .

5. : :

— , . 4 5 .

:

;

;

, .

:

4 , ;

3 ;

2 ;

1 , , , , , ;

0 .

. . . . , .

1. : :

2. : :

3. : :

4. : :

5. : :

:

4 , ;

3 , ;

2 , ,

1 , (, , ), , ;

0 , .

: .

1. : :

— — , , .

2. : :

— — , , , .

3. : :

— — , .

:

4 , , ;

3 , (, , );

2 — , , , , ;

1 , ( , , , );

0 .

— . , — . , , , , . , — .

— , , , (, ). ; . , .

, — , , . , : , , . (, , , , , ). , , , , , .

— — ; , , , , , , .

— , .

1. , . 3-4 3-5 . 2-3 .

2. 5-7 .

3. 10-15 ( ).

4. , . , .

5. — , . — , , . .

6. , , , .

7. , , . . ( 912 ), .

8. .

1. , .

2. .

3. , .

, , : , , , , . , . .

4. — , (, ).

5. , , , , , — , . .

. , .

, , .

1. . . .

2. (). .

3. . , .

4. (). . . .

5. — . — . .

6. . . .

1. , .

2. — . , .

3. . -, .

4. . ( ).

5. -.

6. , . , , «».

7. . , , , , , .

8. . , . , .

9. , , .

: — , , — ( ), (), — — .

1. , .

2. . , .

3. . .

4. . . , .

1. . , .

2. . , .

3. . . , .

4. (. ). . .

5. ( ). . , .

6. . . .

7. . . .

1. (). . . .

2. . . .

3. . . , .

4. ( ). . , .

5. . . .

6. . . , . .

7. . , . , .

8. . . . , .

9. . . , , .

10. . . .

11. . . , .

1. . , . . -«» . .

2. . «» , «» — ( ), «» — , «» — , «» — , «» — , «» — , . , .

3. .

4. . .

5. . , — .

6. . . , , , . . .

7. , , . , . .

8. ( ).

9. , .

10. . , : —.

11. , ( ) : ( ); ( ); ( ).

12. : aaaaaaaaaaaa

13. : ..

, .

14. , , , , .

, . — . . , . , . . , .

, , .

1. . , .

2. . , . .

3. . (, , ).

4. (20 — 30 ). , .

5. .

6. , , , .

7. : — , — , — .

8. . . . . .

9. , . .

10. , , , , .

11. , , -. «» «» .

12. , .

. —! —! ( )

— . ( — , )

: —, —, —! ( , )

? .—! —! —!

? , . ( , — )

P

1. ? : . : «» , . ! 1. , . 2. , , , . 3. ; .

2. : . : , «» , -. ! 1. . 2. , , , .

3. ? : , , , . : , , «», . ! 1. . 2. . 3. , «», «x», .. , .

4. . : , , . : , , . ! 1. , , , «» — ( ). 2. , .

5. . : , . : , , — . , , — ( ). ! 1. , . 2. , -, . 3. «» , .

6. . : , . : , , , «». «» , . ! 1. , , ; . 2. , «» , . 3. . 4. «» , . . .

1. . : , , . : , , , — , -. ! 1. . 2. , . 3. . , . : , , . .

2. . : , . : , , . ! 1. , , , «» — ( ). 2. , . 3. , » «. , .

3. . : . : «» ( ). ! , , .

4. . : , . : , , — . , , — ( ). ! 1. , . 2. -, . 3. «» , .

5. . : , , , , . : , , , ( ) . 4-6 . ! , , .

6. . : . : , , ( ). ! 1. , . 2. ; . 3. , , .. , .

7. . : «». : , , . ! 1. , : . 2. . 3. , .

8. . : , . : , , . . ! , , .

(, , , )

1. . : , , , . : , , , — , -. ! 1. . 2. , . 3. . , . : , , . .

2. . : , . : , , . -. ! 1. , . 2. , . 3. , . 4. .

3. . : . : . , . ! 1. , , . 2. , 1,5-2 . 3. , ( ). 4. .

4. . : , (). : , , , , . ( , — .) ! 1. , . 2. — . 3. .

5. . : , , , . : , , , . ! 1. . 2. . 3. , , , .. , .

6. . : , , . : , , . ! 1. , , , «» — ( ). 2. , . 3. , » «. , .

7. . : , (). : , , , , ( , ). . . ! 1. , . 2. , . 3. , .

8. . : , . : , , , , , , . , . ! 1. , . 2. ; , . , . 3. .

, .

2-3 , 60 , .

1. -.

2. ( ).

3. -, .

4. — «», : «».

5. , , «» .

6. . , , .

7. , .

. . . .

1. , , .

2. .

3. , .

4. — «». .

5. .

6. , , .

7. . .

8. .

9. ( ).

10. .

» «

1. «» ( , , ) . 10 — 15 . 10 — 15 .

2. «-» , , . 10 .

3. «-«, , -. . 10 — 15 .

, , : 25-30 , 4-5 .

1. . , . 10 — 15 .

2. 1, , . 10 .

3. , , , — .. 10 .

4. 1, , , 10-15 , . — 10 — 15 .

5. , , , . 10 .

6. , «» (). . , 1, , . 10-15 . 10 .

7. 6, «-» («», «») , , . , 1, 6.

8. «» («»).

, — . , . , , . , , , , — .

, , .

1. , , , .

2. . , , , .

3. , .

4. , , , .

1. . , , . . , .

2. . , , , . : . «-» , .

3. . , — . . , . » «.

4. -. . , , -. «-» . , , , — . «-«, . : , , , . . ..

5. . . , , , . , .

6. . , ( — , , , ; ). , , .

7. . , . , , , . , .

8. . , , . , , .

9. . . , .. , , . , .

10. . : » » , — » «.

( , — )

( 2- 4- )

1. ( , ).

: .

, , .

2.

: .

-, .

3.

: .

, .

4.

: .

, .

5. .

: .

: ,

; ( , , ) .

, , .

6.

: .

, , , , :

-. -, . , , -, .

7.

: .

, , , . . :

, () . () .

, .

8.

: .

() (), .

( , ).

. .

: .

9.

: .

.

10.

: .

( , ) , , .

11.

: .

( ). , .

12.

: .

: .

. , , ( ).

13.

: ( ).

— . , , ( ).

: , 2-3 () .

14.

: .

, . ( ).

: , , .

15.

: .

:

. ( , , ).

.

. ( , ).

.

16.

: .

( , , ).

, .

17.

: .

: — : 2 , 2 , 2 .

. : .

. : , . : , , .

: .

18.

: ( , ).

, , . , ( , , ). ( , ).

19.

: ( , ), .

( ). , .

, .

..

20.

: , .

, . , , , .

21.

: , .

( ) , .

22.

: , .

.

23.

: , .

( ).

.

24.

: , .

: , , .

, .

25.

: .

, : , . . , ( ). .

26.

: ( ).

( ), .

27.

: ( ).

.

. ? -, . , .

( — 4- , ). .

, ( ).

1.

: .

, . , . , .

, .

.

1. : ,

: .

: ( ).

. , — , .

2. ()?

: .

().

3.

: .

: 5 .

. 3-5 .

. 3-5 , .

. 3-5 .

4.

()

: .

, (), .

5.

: .

.

, .

( 1,5 2 )

, .

, .

.

, , .

, :

;

;

;

;

;

.

1. . » . » : —

2. .. » » :

3. «— . . 2-4 » : : 2003

4. . «—. (2-4 )» : : 2007

5. .. » : , …» : : 2006

6. .. . — , 2005.

7. .., .., .. . — ., 2006.

8. a «-» «—2». .. .., «».

Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы

Правильное развитие речи важно на самом раннем этапе развития ребенка. Во время замеченные неточности произношения гораздо легче исправить в детском возрасте. Простые занимательные упражнения увлекут ребенка и принесут ему пользу.

  • Маятник;

img7-26.jpg

  • Мостик;

ba1a80b3-71e7-463f-a-5.jpg

  • Иголочка;

948fb677-c884-433f-8-3.jpg

  • Хомячок;

7ea245b7e2-8.jpg

  • Горка;

img12-110.jpg

  • Чистим зубки;

slide-9-2.jpg

  • Цветочки;

img10-22.jpg

  • Собачка.

img6-25.jpg

Артикуляционная гимнастика для детей средней группы

Артикуляционная гимнастика для средней группы проводится с использованием главного вспомогательного оборудования — зеркала. Дети в 4-5 лет понимают, что от них хотят и могут с легкостью повторять упражнения, смотря на свое отражение в зеркале.

ftv4wtwsw3k-30.jpg

img8-35.jpg

yourspeechru_468-29.png

converted_file_0cc6d-29.jpg

img13-40.jpg

Виды логопедических занятий

Помимо уроков дома, с дошкольниками занимаются в ДОУ. В случае необходимости, работа продолжается и в школе. Она эффективна для детей с задержкой речевого развития, нарушениями письма и чтения, ОНР, ФФН, а также дизартрии.

В интернете есть многочисленные конспекты логопедических занятий, разработанные профессионалами. Картотека включает проработку всевозможных речевых проблем. На их основе с дошкольниками работают логопеды в детских садах — в старшей и подготовительной группе. Ими пользуются и родители для проведения занятий дома.

Занятие в ДОУ бывает:

  • В группе задания даются детям, у которых схожая структура дефекта.
  • Фронтальное занятие подразумевает выполнение малышами одинаковой работы.
  • А на индивидуальных уроках ребенка учат правильному произношению.

Закрепляем произношение

Постановка звука «с» ребенку поэтапно прошла успешно. Дошкольник правильно выговаривает звук [С]. Теперь нужно закрепить достигнутое произношение. Для этого следует подобрать ряд новых, не знакомых малышу, чистоговорок, шуток, загадок, поговорок, скороговорок.

Чистоговорки для автоматизации [С] можно придумать самому, причем, с заведомой ошибкой: «ас – а у нас в квартире газ; са – к нам летит лиса (ой, не лиса, а оса); су – мы прогнали осу».

Можно подобрать также «отвечалки – повторялки»: «Что мы будем пить сейчас? – Ну, конечно, вкусный квас». Интересна игра «Сложим сумку и сетку», только в сумке лежат продукты, в которых есть твердый [С], а в сетке продукты, в которых [С] мягкий.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы малыш быстро и правильно научился говорить, необходимо развивать его речевой слух.

Вот несколько упражнений преследующих эту цель:

  1. Взрослый стучит разными предметами, ребенок должен узнать из какого материала сделан предмет. Можно угадывать по звукам птиц и животных, транспорт.

    'Постановка звука

  2. Игра «Как шумит лес?» заключается в том, что ребенок пытается изобразить, как шумит ветер, как свистит свиристель, кричит кукушка.
  3. Скороговорки, подобранные на отдельный звук, не только улучшают дикцию, а и развивают слух, обогащают словарный запас:
  • «Сестрёнкин сачок зацепился за сучок».
  • «Сенька Саньку и Соньку на санках везет. Санки соскочили, Сеньку с ног сбили, всех в сугроб свалили».
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...