Логопедический массаж языка, лица и кистей рук для детей в домашних условиях: упражнения на развитие речи

I. Польза логомассажа для детей

Логомассаж отлично воздействует на речевой аппарат. Специальные приемы позволяют менять состояние мышц, нервных волокон, кожи, сосудов так, что ребенок начинает лучше произносить слова.

1. Достоинства логомассажа

Выполнение достаточно простых движений позволяет улучшить ситуацию с замедленным развитием речи. Вот к чему приводят регулярные сеансы:

  • нормализуется тонус мышц, которые отвечают за мимику и артикуляцию;
  • уменьшается патологические и случайные движения мышц;
  • активизируется и увеличивается сила сокращения мышц аппарата речи;
  • улучшается артикуляция, произношение становится более четким, быстрым, объемным.

Логомассаж положительно воздействует на всю нервную систему ребенка, улучшает показатели здоровья. Например, массаж оказывает стимулирующее действие на кровообращение, улучшает обмен веществ, насыщает кровь кислородом, способствует клеточному питанию.  Такая процедура делает мышцы более эластичными и сильными, а также ускоряет восстановление после нагрузок и повышает работоспособность.

Достаточно нескольких недель, чтобы улучшить тонус органов артикуляции и задействовать малоподвижные мышцы. Логопедический массаж способен с нуля сформировать координацию движений речевых органов, а также расширить их диапазон.

2. Показания и противопоказания

Массаж можно эффективно применять при таких заболеваниях, как дизартрия, дислалия, алалия, афазия и т. д., а также при различных дефектах речи, задержки развития аппарата речи и нарушении мышечного тонуса.

У процедуры есть свои противопоказания:

  • инфекционные заболевания;
  • кожные болезни;
  • проблемы со слизистой оболочкой глаз;
  • увеличенные лимфоузлы.

Нельзя проводить процедуру, если ребенок боится. Если малыша не получается успокоить, то сеанс нужно отложить.

Давайте теперь разберемся, какие виды логомассажа вообще существуют, и разберем конкретные техники.

Недостатки

У данной процедуры имеются и недостатки. Она оказывает воздействие только на мышцы, поэтому, делая лишь ее, родители не скорректируют речь ребенка. Также, у некоторых детей имеется повышенная тактильная чувствительность, процедура может вызывать у них дискомфорт и негативные реакции. Поэтому специалисту нужно будет искать в работе с такой категорией детей альтернативу логопедическому массажу.

Достоинства и недостатки

Логопедичесий массаж обладает преимуществами. Он безопасен и не представляет опасности. Регулярное проведение логомассажа позволяет значительно снизить количество медикаментов, ускорить процесс коррекции нарушений звукопроизношения и быстро справиться с вялостью мышц или ,наоборот, с чрезмерным напряжением таковых.

Он положительно влияет на функции сосудов. Доступность методики — преимущество упражнений.

Минусы тоже есть. Некоторые действия могут доставить ребенку дискомфорт и даже боль. Все упражнения воздействуют на мышечный аппарат. Это тоже относится к недостаткам.

Виды логомассажа

Разновидности логопедического массажа

Существуют как классические методики массажа, так и авторские разработки. Популярной авторской методикой является зондовый массаж, разработанный Новиковой Е. В. Какой использовать вид массажа, выбирает специалист, исходя из индивидуальных особенностей ребенка:

  • Ручной или классический – его делают на нужной области или рядом с ней. Включает в себя поглаживания, пощипывания, постукивания, надавливание. Делать такой логомассаж можно при помощи шпателя, соски или зубной щетки с мягкой щетиной.
  • Точечный – это локальный вид массажа, потому что специалист воздействует на определенные точки, влияющие на работу речевых центров.
  • Аппаратный – для его проведения используют аппараты, которые могут создавать вибрацию или вакуум.
  • Зондовый – авторская методика, разработанная Новиковой Е. В. Для его выполнения нужен специальный набор зондов.
  • Самомассаж – его ребенок может делать самостоятельно, после показа нужных движений взрослым. Сюда же можно отнести и артикуляционные упражнения.

Чтобы процедура была максимально безопасной для ребенка, нужно пройти обучающие курсы или изучить профессиональную литературу (например, для самомассажа). Только тогда получится выполнить его правильно.

Массаж при ЗРР

Логопедический массаж для детей в домашних условиях способен помочь детям с задержкой речевого развития. Обычно он показан детям старшего дошкольного возраста, чьи артикуляционные навыки не соответствуют возрасту. Но начинать делать логопедический массаж ребенку можно с младенческого возраста.

В этом случае логопедический массаж будет иметь общий терапевтический эффект, окажет благоприятный эффект на нервную систему, что способно послужить мощным стимулом к развитию артикуляционных навыков. Массаж состоит из действий, направленных на точки лица, полости рта и шеи; упражнения проходят в непринужденной обстановке в форме игры.

В регулярные занятия входит комплекс массажных движений, различающихся по интенсивности.

Техника массажа:

Зона Движения Кратность выполнения
Губы Интенсивное разминание пальцами по направлению от середины рта к щекам

Вибрация и постукивание подушечками пальцев

5

5

Шея Поворачивание головы слева направо, вперед и назад

Аккуратное поглаживание

6

6

Язык Легкое поглаживание

Легкая вибрация и постукивание

Растягивание

6

6

5

Поза ребенка при массаже

Правильная поза помогает достичь наибольшего эффекта от занятий. Дыхание становится легким, и работа дефектолога упрощается.

  • Ребенка укладывают на кушетку в положение лежа. Под голову подкладывают подушку или специальный валик. Голова откидывается назад, руки расположены вдоль тела. Ноги согнуты в коленях или лежат свободно.
  • Ребенок в положении полусидя располагается в кресле с подголовником.
  • Младенцы в возрасте до года находятся в детской коляске полусидя.
  • Детям, испытывающим страх, разрешается находиться на коленях у взрослого в полусидячем положении.

Массажист сидит за головой ребенка или справа от него, в зависимости от массируемого участка.

Виды логомассажа:

Существуют специальные методы массирования. Они классифицированы в отдельные виды:

  • Точечный массаж.

Массированию подвергаются отдельные зоны, связанные с нарушениями речи.

  • Классический массаж.

С помощью растирания, поглаживания, разминания проводится массирование проблемных участков речевого аппарата. Логопеды для достижения результата используют зубную щетку.

  • Аппаратный массаж.

Массирование проводится с помощью специальных устройств.

  • Массирование на основании различных методик.

III. Особенности логомассажа для детей в домашних условиях

Где делать массаж, дома или в клинике? Выбирайте то место, где ваш ребенок будет чувствовать себя комфортнее. Одни дети лучше проходят процедуру, находят в новых условиях – они затихают и поддаются гипнозу врача. Другие дети любят домашние знакомые условия, а в клинике ведут себя беспокойно. Конечно, рядом с малышом должна быть мать, чтобы снять его волнение.

Логомассаж лучше делать в проветренной комнате. Если вы собираетесь массировать ротовую полость ребенка – позаботьтесь о перчатках и защитной маске. Все используемые ложки, зонды и другие инструменты нужно тщательно промыть и обдать кипятком.

Руки перед процедурой следует обработать раствором с содержанием спирта.

Ребенок должен хорошо себя чувствовать во время процедуры, так что не стоит делать ее перед сном или сразу после еды. Сеансы не должны быть длинными.

Положите малыша на кровать и подложите под его голову подушку либо посадите его в кресло. Главное, чтобы ребенок расслабился и ему ничего не мешало свободно дышать. Не помешает несколько одобряющих слов.

Продолжительность сеанса в зависимости от возраста:

  • дети до 2-3 лет – до 8-10 мин.;
  • дошколята – до 17-20 мин.;
  • от 7 лет – до 26-30 мин.

Повторять сеансы можно не чаще трех раз в неделю. Достаточный курс может включать от 10 до 15 сеансов.

Не занимайтесь самолечением! Прежде чем проводить массаж дома, проконсультируйтесь со специалистом. Врач должен составить план и показать наиболее подходящие для вашего ребенка массажные движения.

Во время сеанса не забывайте разговаривать с ребенком, чтобы ему не было скучно. Можно рассказать малышу сказку или включить приятную музыку. Вы сами можете спеть песенку.

Теперь разберем конкретные приемы логомассажа для детей.

Способы проведения массажа

Для достижения максимального эффекта рекомендуется использовать специальные или подручные приспособления. С их помощью удастся шире воздействовать на особые точки.

Ложками

Массаж может осуществляться обычными ложками. С их помощью взрослый ребенок сможет выполнять некоторые действия самостоятельно. Если малышу уже год, родители могут начинать использовать легкий массаж ложками.

Ложками воздействуют практически на все участки лица.

А именно:

  • мимические мышцы;
  • губы;
  • язык;
  • щеки.

Для некоторых упражнений потребуется 2 ложки.

Массаж с их помощью помогает бороться как с гипотонусом, так и с гипертонусом. Используются надавливания и растирания. Применяя сразу 2 ложки, удается воздействовать на симметричный участок на другой стороне лица.

Для воздействия используется внутренняя, боковая и внешняя сторона ложки. При должных навыках ими удается промассировать точки, связанные с речевым аппаратом. Перед использованием ее нужно тщательно вымыть.

Как правильно применять ложки, можно посмотреть на видео от kvitoksh2.

Зубной щеткой

Массажные действия при помощи зубной щетки просты и легки в исполнении, отлично подходит для массажа языка. С ее помощью необходимо делать легкие надавливания или растирания.

Для детей с проблемами в развитии речевого аппарата воздействие зубной щеткой — предпочтительный вариант терапии. Все элементы массажа понятны и могут выполняться в домашних условиях.

Процедура выполняется следующим образом:

  1. Подготавливается детская зубная щетка с мягким ворсом. Для грудных детей нужно подбирать специализированную щетку.
  2. Желательно подложить под язык марлевые салфетки. У детей при массаже выделяется много слюны.
  3. Процедура должна выполняться без усилий. Нужно делать круговые движения без сильного надавливания.
  4. При массажных действиях следят, чтобы ребенок был расслаблен. Он не должен напрягать и шевелить языком и губами.

napravleniya-zubnoj-schetkoj-pri-logopedicheskom-massazhe.jpg

Приемы массажа

Существуют основные техники логопедического массирования:

Прием массажа

  • Поглаживание.

Рука логопеда свободно скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Степень надавливания зависит от участка массирования. Оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Выполняется ладонью, без напряжения. Применяется при массаже лица и языка. Этой процедурой сеанс начинают и заканчивают.

  • Растирание.

Логопед смещает, сдвигает, растягивает кожу. Усиливается приток крови к пораженным участкам, улучшается снабжение тканей кислородом, повышается сократительная функция. Активное растирание понижает нервную возбудимость. Применяют при массировании лица, конечностей. Движения специалиста не зависят от направления тока лимфы.

  • Разминание.

Дефектолог делает захват кожи руками: сдавливает, сжимает и раскатывает ее. В ткани поступают питательные вещества, увеличивается активность мышц. Применяют при массаже языка и рук. Сеанс массирования проводят аккуратно, плавно. Силу воздействия увеличивают постепенно.

Техника разминания

  • Вибрация.

Механическое воздействие, вызывающее колебательные движения. Выполняется кончиками пальцев. Применяют на лице, языке, руках.

Массажному воздействию косвенно подвергаются голова, шея, плечи. Основной акцент делается на мышечные ткани речевого аппарата, так как губы, язык, щеки и нёбо отвечают за воспроизведение звуков.

Массаж назначается после посещения невропатолога. Выдается справка с указанием степени отставания речевого развития. Логопед назначает дополнительную диагностику перед массажем на предмет определения напряжения мышц. Затягивать с диагностикой и лечением нельзя.

Массаж языка зубной щёткой

Зубной щёткой делаются поглаживания из глубинной части горла к кончику языка. Техника выполнения может быть спиралевидной, кругообразной. Нельзя делать резкие нажатия, рывки.

Подробная схема:

Схема массажа зубной щёткой

Методика воздействия при нарушениях речевого аппарата

Существует 2 основные методики:

Инструменты для массажа

  • Автор: Дьякова;
  • Основатель: Новикова;

Каждый врач будет утверждать: нельзя проводить процедуры без назначения специалиста-массажиста. При неправильном выполнении логомассажа без особой причины можно навредить человеку. Не стоит спешить с выводами. Перед всеми манипуляциями стоит показать ребёнка детскому специалисту.

Как правильно завершить

После завершения всех процедур обязательно приласкайте малыша, похвалите его за старание и выдержку, поиграйте с ним или расскажите сказку. И тогда следующая встреча с логопедом или проведение нужных упражнений дома не испугают вашего кроху, а принесут только положительные эмоции.

Противопоказания логопедического массажа

Противопоказаниями для проведения логопедического массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Логомассаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Логопедический массаж для детей в домашних условиях эффективен вместе с артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Как правило, ребенок повторяет движения за логопедом или за родителем, если применяется логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях.

Гимнастика для артикуляционного аппарата ребенка включает следующие упражнения для языка и губ:

  • показывает язык, вытягивая его максимально,
  • подтягивает аккуратно к подбородку и носу,
  • покачивает для расслабления мышц,
  • отводит в стороны,
  • собирает губы трубочкой,
  • растягивает, фиксируя пальцами в уголках рта,
  • поднимает верхнюю губу,
  • опускает нижнюю губу,
  • сжимает,
  • облизывает.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает и гимнастику для развития правильного дыхания ребенка.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

В логопедии существует множество упражнений, направленных на формирование правильного дыхания ребенка в игровой форме:

  • «Загони мяч в ворота». Улыбаясь, дуть так, чтобы струя воздуха шла посередине языка, лежащего на нижней губе. Нужно сдуть ватку на край стола.
  • «Сдуй снежинку». На кончик языка положить маленькую бумажную снежинку и попытаться сдуть ее. Рот должен быть приоткрыт, язык высунут.
  • «Мыльные пузыри». Нужно надуть большой мыльный пузырь. Или устроить соревнования среди детей, кто надует больше мыльных шариков.
  • «Надуй игрушку». Можно устроить детям конкурс: кто быстрее надует игрушку.

Для ребенка с проблемами в речи, особенно при заикании, полезно купить игрушечные духовые инструменты для коррекции дыхания.

Работа по коррекции речи ребенка обязательно сопровождается разучиванием скороговорок. Постоянное разучивание скороговорок позволят справляться со сложными словами, произношение которых вызывает затруднения. Это могут быть трудные для произношения сонорные звуки «Р», «Л», шипящие «Щ», «Ш» и т.д. Кроме того, ребенок осваивает темпоритмику речи, т.к. ему не только нужно правильно произнести «коварные» звуки, но и сделать это максимально быстро.

Таким образом, логопедический массаж для детей в домашних условиях включает зондовый и расслабляющий массаж лица (с использованием пальцев и ложек) и языка, а также гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата. Для проведения процедуры с зондами в домашних условиях родителям обязательно нужно пройти специальное обучение. Специалисты рекомендуют использовать несколько видов воздействия на артикуляционный аппарат для результативной коррекции речи у детей.

Развитие мелкой моторики с помощью подручных средств

В современно мире, промышленность, бесспорно, очень расширилась: большое количество литературы для развития мелкой моторики, но стоимость их не бюджетна. В ходе занятия возможно использование предметов, изготовленных самостоятельно.

Первое, с чем вы можете познакомить малютку, это шнуровка. Для изготовления игры, вам понадобятся трубочки от коктейлей, которые нужно обрезать на маленькие части и вдеть шнурок во внутрь. Допускается вдевать шнуровку в трубочки хаотично, а с детками, которые повзрослее, можно усложнить задание тем, что придумать определенную последовательность, трубки сортировать, чередовать по цветам.

Не выбрасывайте старые фломастеры, они вам тоже очень понадобятся. Отсоединив колпачки от фломастеров, постарайтесь с ребеночком надеть их обратно. Это великолепное задание на цветовосприятие. Желательно, при игре вынуть оставшийся красящий стержень

Воспользуйтесь ячейкой от яичек перепелиных. С изнаночной стороны разукрасьте ячейку акриловыми красками основных цветов. Смастерите из соленого теста или из пластилина яички, размером с перепелиные, соответствующих цветов. Предложите карапузу разложить яйца по цветам, в определенные ячейки. Яички – хороший наглядный материал при обучении счета.

Далее рассмотрим такое пособие, как прищепки. Их можно купить в любом бытовом магазине. И в настоящее время, к счастью всех педагогических работников и родителей они появились основной цветовой гаммы. Изготовьте из картона солнышко. Можно использовать в качестве изучения эмоций. «Солнце загрустило без лучиков. Давайте смастерим солнцу лучи. Что произошло? Оно начало улыбаться!» С обратной стороны прорисуйте веселое светило.

Читать далее: Когда ребенок в гневе — советы родителям

Эту же работу можно проделать и с морковью. «Морковь у нас грустная была, она находилась в грядке. Ей очень захотелось выйти на свет». Присоединим к оранжевой красавице зеленые прищепочки — травку. Посмотрите, какая радостная стала морковка!

Выполним из картона птичку. Можно попросить малыша приделать хвостик воробью и крылышки, чтобы птица смогла летать. Данное упражнение расширит представления ребенка о существующих птицах.

Для самых юных малышей, используйте мозаику. Коим образом её можно использовать? Мозаика создана для деток от трех лет, так как содержит мелкие детали. Конечно, играть нужно только под чутким руководством взрослых. Проследить за тем, чтобы малыш не потянул мелкие детали в ротик.

Все шаблоны мастерятся легко и просто. Для данного возрастного периода ваши навыки художника, для малютки, находятся на второстепенном месте, поэтому все можно сделать просто силуэтно.

Важно организовать игровую ситуацию. «Тучка прилетала. Дождик разливала. Капельки на землю капали “Кап – кап”». Предложите карапузу смастерить капельки дождя.

Очень ребятишкам нравится мозаика – «Весеннее дерево». Размещая на деревце зеленые листочки, проговаривайте потешку:

Весна в гости к нам пришлаВсем деревьям зелень принесла.Птички весело запели,Лучики их домики согрели. Пчелы в ульи налетели,На цветочках сытенько поелиА березки платьица недели,Чтоб листочки тихо шелестели

В случаи осенней погоды, можно выполнить дерево с красными, желтыми или оранжевыми листьями.

Осень подарила яркие цвета.Рыжий, красный, золотой,Все цвета теперь со мной!Я их вместе соберу,И деревьям косы заплету.

Приложите на мозаику вырезанную корзинку. Попросите малютку наполнить лукошко для Михаила Потаповича.

Миша по лесу пошелОн грибочков нашел,Земляничка, прыгай в кадкуМишка съест её украдкой.

Очень хорошо, если у вас есть игрушка «бибабо». Ребятам нравится с ними вести диалог. Обязательно ведите разговор от игрушки. Медвежонок должен попробовать ягодки, которые собрал для него ребенок, поблагодарить за хорошую работу малыша.

Для развития цветовосприятие можно смастерить круг с птичками различных цветов. Воспользуйтесь деревянными прищепочками, покрасьте их концы соответствующими цветами. Привлеките карапузика к выполнению хвостиков птичкам.

Птички прилетели,Песенки запели.Вместе весело поём,Вкусные зёрнышки клюём.

Шаблоны можно смастерить из цветной бумаги и приложить на мозаику или прикрепить при помощи канцелярской мастики.

Читать далее: Отношения с бабушками. Как общаться с пожилыми родителями

Видео

Об особенностях логопедического массажа рассказывает канал Chudo logoped.

Особенности и рекомендации по проведению массажа мышц языка

Для его выполнения ребенок должен находиться в положении лежа. Для большей эффективности массажа можно дать малышу подержать во рту ромашковый отвар – это согреет мышцы языка. Эту процедуру нужно проводить только в одноразовых стерильных перчатках.

Если у ребенка нет никаких негативных реакций на использование зондов, шпателей, то лучше всего делать логомассаж языка ими. Также нужно учитывать и состояние рвотного рефлекса. Если он повышен, то язык должен находиться в ротовой полости. Если же он в пределах нормы – язык вытягивают вперед.

Весь массаж строится на выполнении движений по трем направлениям: по горизонтали, вертикали и поперек. Также если имеется отклонение языка в сторону, то делают упор на сторону, в которую он отклоняется. Ребенку нужно давать возможность проглотить слюну после каждого действия, особенно если у него имеется гиперсаливация.

Дополнить логомассаж языка можно артикуляционными упражнениями. В основе гимнастики должны быть базовые упражнения для губ и языка.

Движения при логомассаже языка

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...