Логопедическое занятие на тему: Дифференциация звуков [З] [Ж]

Содержание
  1. УЧИМСЯ, ИГРАЯ
  2. Речевой слух
  3. Дифференциация звуков [З]-[Ж]
  4. 1) Произносить звуки
  5. 2) Произносить (читать) слоги
  6. 3) Придумать слова со звуками [З] и [Ж] в начале и в середине слова, составить схемы
  7. 4) Произносить (читать) слоги, слова парами
  8. жа-за
  9. жо-зо
  10. жу-зу
  11. жи-зы, жи-зи
  12. другие сочетания
  13. 5) Произносить (читать) слова со звуками [З] и [Ж]
  14. 6) Проспрягать предложения
  15. 7) Произносить (читать) предложения
  16. Произносить (читать) и пересказывать текст
  17. За земляникой
  18. 9) Выучить наизусть стихотворение
  19. Произношение слов со звуком [Ж]
  20. 2. Автоматизация звука [Ж] в начале слов:
  21. Артикуляционная гимнастика
  22. Нарушения произношения звуков
  23. Автоматизация [Ж] в сочетаниях слогов
  24. Автоматизация звука
  25. Работа со слогами и словами
  26. Работа с предложением и текстом
  27. Автоматизация в связной речи
  28. Сказка про букву Ж
  29. Слова с двумя звуками [Ж]
  30. 4. Автоматизация звука [Ж] в стечении согласных:
  31. Ход занятия
  32. Ι. Организационный момент.
  33. ΙΙ. Сравнение звуков.
  34. ΙΙΙ. Развитие фонематического слуха.
  35. ΙV. Дифференциация звуков в слогах.
  36. V. Дифференциация звуков в предложениях.
  37. VΙ. Звуковой анализ и синтез слов. Логопедическое лото.
  38. VΙΙ. Физкультминутка.
  39. VΙΙΙ. Дифференциация звуков в рассказе.
  40. ΙX. Разгадывание ребусов, кроссвордов.
  41. Голосовое выделение звука [Ж]
  42. Пословица.
  43. Закрепление звука в речи
  44. 5. Слова с двумя звуками [Ж]:
  45. Приёмы отработки звука с детьми: выбор методики
  46. Дыхательный способ
  47. Подражательный метод
  48. Способ перехода от других звуков
  49. Технический метод
  50. Смешанный способ
  51. Подготовительный этап
  52. Загадки для детей на букву Ж
  53. Проговаривание предложений
  54. Профилактика коррекции звукопроизношения и прогнозирование

a73.pngУЧИМСЯ, ИГРАЯ

(Материал для игровых упражнений)

Звук

Речевой слух

Правильная речь ребенка осуществляется благодаря речевому слуху. Чтобы произносить звуки правильно, ребенок должен четко воспринимать их на слух.

Определять местоположение звуков в слове: в начале слова, середине или конце. Слышать, является шипящим или нет заданный звук.

Различать звуки на фоне близких по звучанию звуков:

  • В изолированном положении
  • В слогах
  • В словах

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

При дизартрии постановка и автоматизация шипящих звуков усложняется и требует больше времени и индивидуальных занятий.

Дифференциация звуков [З]-[Ж]

  • Логопеда.Нет
  • Дифференциация звуков
  • Дифференциация звуков [З]-[Ж]

1) Произносить звуки

З

язычок внизу, губы улыбаются

(см. артикуляцию звука [З])

Ж

язычок вверху, губы округлены

(см. артикуляцию звука [Ж])

Звуки звонкие, твёрдые согласные, окрашены синим цветом.

2) Произносить (читать) слоги

  • жа-за
  • же-зэ
  • жо-зо
  • за-жа
  • жу-зу
  • зо-жо
  • жи-зы
  • зу-жу
  • зы-жи
  • зэ-же
  • жа – жа – за – жа
  • жи – зы – жи – жи
  • зу – жу – зу – зу
  • жо – жо – зо – жо
  • зэ – же – зэ – же
  • за – за – жа — за
  • ажна-азна
  • ижма-изма
  • озда-ожда
  • ожда-озда
  • ежли-езли
  • узна-ужна
  • ужно-узно
  • азна-ажна
  • изма-ижма

3) Придумать слова со звуками [З] и [Ж] в начале и в середине слова, составить схемы

Образец:

З

Газон з

Зайка З

Ж

Ножик ж

Желток Ж

Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) синим цветом.

4) Произносить (читать) слоги, слова парами

жа-за

  • жал-зал
  • жара-заря
  • баржа-база
  • лёжа-берёза
  • пожар-базар
  • жалей-залей
  • жакет-закат
  • лежать-лизать
  • лужайка-зайка
  • держать-дерзать
  • бежать-вязать
  • сажать-сказать

жо-зо

  • Жора-Зоя
  • лужок-узор
  • стожок -возок
  • флажок-глазок
  • должок-дозор
  • прыжок-разок

жу-зу

  • жук-зуб
  • брожу-грызу
  • вяжу-везу
  • хожу-ползу
  • вижу-снизу
  • гляжу-внизу

жи-зы, жи-зи

  • ножи-тазы
  • ежи-возы
  • лежи- вези
  • жидкий-зыбкий
  • кожи-козы
  • рыжики-музыка
  • жир-пузырь
  • рыжий-сизый
  • ёжики-языки
  • похаживать-показывать
  • наживать-называть

другие сочетания

  • можно-поздно
  • дождик-гвоздик
  • важный-разный
  • каждый-гораздо
  • дорожный-паровозный
  • пирожное-морозное
  • обождать-опоздать
  • дружный-грузный
  • таёжный-слёзный
  • тревожный-грозный
  • денежный-полезный
  • подожди-ка-гвоздика
  • книжный-капризный
  • монтажник-проказник

5) Произносить (читать) слова со звуками [З] и [Ж]

  • жезл
  • жизнь
  • зажать
  • железо
  • заржать
  • залежи
  • заряжать
  • забежать
  • желтизна
  • задолжать
  • задер¬жать
  • закружить
  • заслужить
  • зажигалка

6) Проспрягать предложения

  • Я взял(-а) Женины лыжи.
  • Я заметил(-а) ужа в луже.
  • Я бежал(-а) с Зиной на лыжах.
  • Я позвал(-а) Женю и Зину к ужину.
  • Я показал(-а) Зое и Жанне ежа.
  • Я зажигаю железную зажигалку.

Образец:

  • Я загадал(-а) желание.
  • Ты загадал(-а) желание.
  • Он (она) загадал (а) желание.
  • Мы загадали желание.
  • Вы загадали желание.
  • Они загадали желание.

7) Произносить (читать) предложения

  • Захар заряжает ружьё.
  • Женя заслужил награду.
  • Пёс лежал и лизал лапу.
  • Женя резал ржаной хлеб.
  • Залежи руды у нас большие.
  • Женя помог задержать врага.
  • Я зажал в руке железный гвоздик.
  • Жеребёнок забежал во двор и заржал.
  • Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.
  • Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.
  • Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок.
  • Заседали в полдень зайки воз¬ле лужи на лужайке.
  • Мы привязали Жучку к будке, что¬бы она не убежала.
  • Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток.
  • Зажглась зелёная звезда, запустим звездолёт туда.
  • Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пше¬ница с рожью загорели тоже.

8) Произносить (читать) и пересказывать текст

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Же¬ня заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Же¬ня положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела ос¬тавить ежа. Но Женя отдал. его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

9) Выучить наизусть стихотворение

На зеленой на лужайке Забияки жили зайки, Жили змеи, медвежата, И ужата, и ежата. В звездном небе светляки Зажигали огоньки, Чтоб ни зверю и ни птице В том лесу не заблудиться.

Произношение слов со звуком [Ж]

При автоматизации звука Ж обращаться к словам, где Ж находится на конце слова, нельзя. Дело в том, что в слабой позиции после гласного Ж будет оглушаться и переходить в Ш. При автоматизации в словах фонемы Ж нужно прорабатывать ее как в начале слова (жаба жало), так и в середине (ужи, ежи, пыжи, лежи, хожу, лежу, ужу, мажу, вижу).

  1. Игра «Волшебные превращения». Звук Ж поможет сделать из большого предмета маленький. Назови картинки ласково (берег, флаг, рог, утюг, луг, пирог). Какой одинаковый слог появился в словах?
  2. Игра «Стрелочки». Даны изображены кружков с написанными в них буквами. Круги соединены стрелками. Задание: прочитать слова по стрелкам, голосом выделяя звук Ж.
  3. «Цветные стрелки». Даны изображения кружков с написанными в них буками. Ниже нарисованы пустые круги. Круги с буквами и пустые соединены цветными стрелками в свободном порядке. Нужно перенести буквы в пустые кружочки по стрелкам. Прочитать слова.

2. Автоматизация звука [Ж] в начале слов:

ЖА
Жаба, жабо, жадина, жадность, жадный, жакет, жалейка, жалить, жалкий, жалко, жало, жалоба, жалобный, жаловать, жалость, жандарм, жанр, жар, жаргон, жарить, жариться, жаркий, жаркое, жаровня, жарок, жар-птица, жасмин, жатва, жаться, жахнуть, жокей, жонглёр, жаворонок.

ЖОжёванный, жёлтый, жёлчь, жёрнов, жёсткий, жжёный, жом, жор, жох, жёлудь, жжённая, жёлоб, жёрдочка, жёсткий.

ЖУжук, жулик, жулик, жульничать, журавль, журнал, журналист, журить, жуткий, жуть, жухлый, жухнуть, жучить, жучка, жучок, жужелица.

ЖИ (ЖЫ)Жив, живить, живодёр, живой, живопись, живот, животина, живучий, животное, живчик, живьём, жидкий, жидкокристаллический, жидкость, жизнелюбие, жизнь, жила, жилетка, жилец, жилистый, жилище, жилка, жилой, жилплощадь, жильё, жим, жимолость, жир, жиреть, житный, жировать, жировик, житель, житие, жито, жить, житьё, Житомир.

ЖЕЖе, жевать, жезл, желать, желание, желатин, желвак, желе, железо, железный, железняк, железяка, жена, желтеть, желтизна, желток, желтуха, желтяк, желудок, жеманный, жеманство, жемчуг, жемчужина, жена, женатик, женатый, женить, жениться, жених, женский, женщина, женьшень, жердь, жеребец, жерех, жерло, жертва, жест, жестокий, жесть, жетон, жечь, жечься, желоб, жжение.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений на развитие речевого аппарата. Артикуляционный аппарат — основа качественного звукопроизношения.

Он включает в себя:

  • язык;
  • губы;
  • мягкое и твердое небо;
  • челюсть.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  1. Задания выполняют поэтапно, последовательно по уровню сложности.
  2. На начальных занятиях комплекс выполняется перед зеркалом, медленно. Зеркало убирают после освоения ребенком правильной техники.
  3. Каждое упражнение отрабатывается по 10-15 подходов, к следующему переходят, когда у ребенка получается правильно говорить букву.
  4. В домашних условиях задания выполняют ежедневно для автоматизации и закрепления.
  5. Задания оформляются в игры, чтобы у малыша возникло желание продолжать работу.
  6. Если ребенок испытывает затруднение в процессе выполнения, то используют логопедические инструменты, черенок чайной ложки, палочку от мороженого.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

  1. «Блинчик». Язык неподвижен, расслаблен, лежит на нижней губе, открывая верхние зубы и касаясь уголков рта. Такое положение удержать 10 секунд.
  2. «Чашечка». Из положения «Блинчик» поднять кверху и изогнуть боковые края и кончик языка к бугоркам. Удержать 10 секунд.
  3. «Заборчик». Открыть рот и поставить зубы верхней и нижней челюстей друг на друга, произносить звук «И». Удержать в течение 10 секунд.
  4. «Трубочка». Выполняя «Заборчик», губы вытянуть вперед и округлить, проговаривая длительное «О».
  5. «Варенье». Язык расслабить и положить на нижнюю губу, после облизать верхнюю губу. Челюстью не шевелить.
  6. « Фокусник». Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.
Упражнения, развивающие артикуляционный аппарат

Выполнение артикуляционных упражнений.

Отработка артикуляции «Ж»:

  1. Приложить руку на горло, произнести звук «Ш».
  2. Усилить громкость, чтобы горло завибрировало. Получится звонкий «Ж».
  3. Протягивать звук «Ж» 20-30 секунд.
  4. Перед зеркалом дети совместно с педагогом рассматривают, в каком положении находятся губы и зубы, как расположен язык.

Нарушения произношения звуков

Постановка звуковКоррекцию речевых нарушений эффективнее диагностировать и проводить у дошкольников.

Чтобы при поступлении в 1 класс ребенок мог четко произносить все звуки родного языка, знать их характеристику (твердый или мягкий, глухой или звонкий, ударный или безударный, парный или непарный).

Занятия для детей проводятся в игровой форме, поэтапно, от простого к сложному – постановка изолированного звука, введение его в речь в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

В средних группах дошкольных образовательных учреждений проводится экспресс-диагностика.

В старшей и подготовительной группах – подгрупповые и индивидуальные занятия.

Автоматизация [Ж] в сочетаниях слогов

1. Прочитай сочетания слогов

Жа-жа-жа

Жо-жо-жо

Жу-жу-жу

Жи-жи-жи

Же-же-же

Жа-жо-жу

Жи-же-жа

Жо-же-жи

Жу-жо-же

Же-жа-жо

Жа – жо – жу – жи – же
Жи – жа – жо – жу – же
Жо – жа – жу – жи – же
Же – жа – жо – жи – жу
Жу – жа – жо – жи – же

2. Игра «Повтори за мной». Звук [Ж] дружит с разными гласными и образует с ними слоги. Давай поиграем в игру «Повтори за мной» и проговорим слова, в которых встречаются эти слоги.

Жа-жа-жа – жар;

Жа-жа-жа – жаба;

Жа-жа-жа – жало;

Жо-Жо-Жо – Жора;

Жо-жо-жо- желтый;

Жо-жо-жо- лужок;

Жу–жу-жу – жук

Жу-жу-жу- лежу

Жу-жу-жу – жулик

Же-же-же – желе

Же-же-же – жена

Же-же-же – уважение

Жи-жи-жи жить

Жи-жи-жи – жила

Жи-жи-жи – наживка

Автоматизация звука

Начинать автоматизацию нужно с правильной постановки и артикуляционной гимнастики, после переходить на закрепление произношения. Занятие должно проходить в дошкольном возрасте не более 10 минут, в младшем школьном до 15, в среднем школьном 20, взрослые могут уделять автоматизации звука до 30 минут. В полное время входит подготовка (гимнастика) и основная часть (автоматизация).

Работа со слогами и словами

Переходить сразу к автоматизации не стоит. Начинать закрепление нужно с изолированного произношения. Несколько раз проговорить Ж, пока не будет выработана правильная позиция. Ребенку самостоятельно тяжело определить, как произносится звук, следить за переходом от одного задания к другому стоит педагогу или родителю.

Начать работу нужно с изолированного произношения: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Затем подключать слоги, сначала с закрытой позицией, после с открытой: жа-жо-жу-жи, ож-аж-уж-иж.

Автоматизация звука ж в слогах

Для малышей-дошкольников можно проводить упражнение «Хлопни, как услышишь Ж». Педагог или родитель произносит слова, ребенок должен услышать звук Ж и хлопнуть в ладоши. После упражнения предлагают ребенку вспомнить, какие слова были, произнести их.

Младшему школьнику можно предложить раскрасить жирафа, и закрашивать места, где он увидит букву Ж.

Раскраска со звуками ж

Взрослому и подростку можно читать слова с буквой Ж, от простых к сложным. Используют упражнения «Найди слово», «Буквы перемешались». Нужно соотнести слова с картинками, составить слово из слогов.

При автоматизации звука Ж в слогах и словах следует четко проговаривать закрепляемый звук. При переходе на работу в тексте и предложениях не стоит заострять внимание на произношении Ж, чтобы речь была похожа на свободную.

Работа с предложением и текстом

При работе с дошкольниками важно делать упор на составление предложений, так как дети не умеют читать. Помогут в работе специальные карточки, индивидуальные мнемотаблицы. Они позволяют отточить навык произношения при составлении предложений, в разговорной речи. Работая по мнемотаблицам, одновременно развивают психические процессы: внимание, воображение, память, мышление, речь. Таблицы можно подбирать по возрастам.

При работе с дошкольниками и школьниками над закреплением произношения звука активно используют скороговорки и чистоговорки. Перед их выполнением можно предложить малышу составить самостоятельно по карточкам словосочетания с буквой Ж: жираф жует, кожа жирная, желтый цветок.

Важно подбирать интересный материал по возрасту, по степени сложности начинать всегда с простого, и переходить на более тяжелое задание. Чистоговорки предназначены для оттачивания артикуляционной позиции и правильного, четкого произношения звука. Ребенку или взрослому предлагается говорить, повторять за логопедом или читать предложения, утрируя и выделяя интонационно звук Ж.

При переходе к скороговоркам следует проговаривать слова быстро, не обращая внимание на проблемную букву, так, как человек говорит в обыденной жизни. Работать со скороговорками нужно правильно:

  • произнести медленно, четко выделяя каждый звук;
  • артикуляционные органы активно работают (утрировано), ребенок или взрослый должен на каждой букве сохранять нужную артикуляционную позицию, следить за речевым аппаратом;
  • после медленного прочтения или повторения попытаться проговорить быстрее скороговорку, заостряя внимание на проблемном звуке;
  • когда получится произнести четко слова с Ж в предложении, ускорить речь, читать скороговорку в быстром темпе, не обращая внимание на проблемный звук.

Автоматизация звука ж

Жу-жу-жу я на лавочке сижу

Жи-жи-жи, ну-ка сказку расскажи

Жо-жо-жо мне живется хорошо

Жа-жа-жа, а на улице жара.

Скороговорки со звуком ж

Автоматизация в связной речи

Закрепление звука Ж в связной речи подразумевает его оттачивание с помощью стихов, текстов, чтобы человек при чтении или повторении не заострял внимание на проблемной букве, произносил слова легко, не задумываясь над прочитанным или сказанным. Когда ребенок или взрослый научится говорить правильно Ж в разговоре и не обращать внимание на верность произнесенных слов, автоматизация считается успешной.

Применять для автоматизации слов, где встречается буква Ж можно различные стихотворения по возрастам. Ребенку от 7 лет предлагают прочитать текст, дошкольнику повторить за взрослым.

Стихи для автоматизации звука ж

Стихотворения можно заучивать, ставить по ним сценки, применяя элемент театрализации. Нужно сочинять самостоятельно по картинкам рассказ, нарисовать рисунок по заданной теме и попросить малыша проговорить, что изображено на картинке в форме рассказа, составить сказку совместно со взрослым. Младшим школьникам нравится читать рассказы, где пропущены слова, либо зашифрованы в картинках. Это отвлекает малыша от концентрированности на нужной букве, делает процесс автоматизации более легким и интересным.

Сказка про букву Ж

Жадная Жаба

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:

— Надо бы нам крышу покрасить. — Покрасить можно,— говорит осторожный Уж. — Только какой краской? — Желтой,— важно сказал Жук. — Но у нас нет желтой краски. — Ну, тогда оранжевой! — И оранжевой тоже нет. — Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

— Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить? — Не дам! — отвечает Жаба. — Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

— Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба. — Нет у меня никакого джема! — Ах ты ж-жадина! — рассердился Шмель, да как ужалит Жабу.

Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

— Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.

(Г. Юдин)

Слова с двумя звуками [Ж]

Повтори слова с двумя звуками Ж и подбери к каждому слову подходящую звуковую схему: жажда, жижа, жужжать, желтокожий.

4. Автоматизация звука [Ж] в стечении согласных:

Жлоб, жвачка,  жду, жмурки, жмурить, жмых, жнейка, жнец, жнея, жница, жрец, жбан, жгут, жгутик, жгучий, ждать, жребий, нежданный, блуждать, утверждать, бриджи, джем, джигит, джемпер, джентльмен, джин, джинсы, джип, джунгли, наждак, дождевик, держатель,  держать, держаться, дважды, южная.

Картёжник, чужбина, рождество, Анжела, манжет, оранжевый, инженер, ржание,  поджог, буржуи, одержимый, лживый, лжец, лженаука,  поджечь, каждый, важный, бумажный, гаражный, граждане, многоэтажный, отважный, массажный, влажный, монтажник, стражник, дождик, кожный, ложный, сложный.

Неотложный, тревожный, ничтожный, пирожное, сапожник, художник, ножны, ножницы, дорожный, осторожный, нужно, дружно, дружба, служба, нужный, лыжник, булыжник, пляжный, тяжба, южный, вьюжный, таёжный, надёжный, молодежный, чертежник, ближний, нижний, подвижный, престижный, книжный.

Между, прежде, одежда, надежда, смежный, мятежный, нежный, вежливый, прибрежный, прилежный, побережье, небрежный, однажды, наваждение, награждение, упражнение, гражданин, вражда,  ложбина, ножной, нужда, Лужники, лыжня, трижды, четырежды, бережный, невежа, денежный, набережная, бережливый, невежда, побеждать, княжна.

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

Логопед:

Здравствуйте, ребята!

А что это за шум в коридоре? Кто-то к нам идет (входит почтальон).

Ребята, сегодня для вас в школу пришло письмо от лесных жителей. Интересно, что в нем? (открываю конверт).

Здесь загадки! Попробуйте их отгадать. (Дети отгадывают загадки, отгадки-картинки помещаю на доску).

  • Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой – летом. (Заяц)

Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Ежик)

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса, А зовут ее – … (Лиса)

Ходит летом косолапо, А зимой сосет он лапу. Любит рыбу, любит мед И в малинник забредет. (Медведь)

ΙΙ. Сравнение звуков.

Логопед:

– Какие пройденные звуки вы услышали в словах-отгадках?

Вывешиваются на доску звуки (с) (ш) (з) (ж)

– Правильно, чем они похожи? (все они согласные, твердые).

– Чем эти пары отличаются? Давайте проверим! Звуки (с) (ш) – глухие, поставим ладошку к горлышку, горло спокойное, значит (с) (ш) какие звуки?

Правильно, глухие. А теперь произнесем (з) (ж), есть вибрация –это звонкие звуки.

ΙΙΙ. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Телефон».

Логопед:

– Давайте поиграем!

Дети произносят слоги и называют звуки, присутствующие в них:

са-за – ша – жа, оз – ош – ус – уш, ши – сы, зы-жи, са, шо, зо – жо, су – шу, зу-жу.

ΙV. Дифференциация звуков в слогах.

Логопед:

Посмотрите на доску. На доске картинки с изображением зверят:

ЗАЯЦ, ЛИСА, ЕЖ, МЕДВЕДЬ.

– Дети, ваша задача: взять предметные картинки со своих столов и распределить по нахождению в них звуков на магнитной доске на 4 столбика.

Объяснить свой выбор и место звука в слове. Например: подарить картинки зверятам, зайцу – зонт, лисе – бусы.

СЛОВА: БУСЫ, ШУБКА, ШАР, ЗОНТ, ПИЖАМА, ЖУК.

V. Дифференциация звуков в предложениях.

Логопед:

– Ребята, на ваших столах лежат конверты, в которых находятся перепутанные слова. Вам необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложения.

Кошка напала на мышку.

Шишка упала на мишку.

– Какие звуки услышали в предложениях?

Запишите эти предложения в тетради.

VΙ. Звуковой анализ и синтез слов. Логопедическое лото.

Логопед:

– На доске картинки, ваша задача определить место звука в слове

(4 картинки: Ш-С, Ж-З). У нас есть еж, он волшебный, он встает только на правильный ответ.

Начало слова, середина, конец. Куда побежит ежик?

  • Ш – шапка, шары, груша, лошадь, мышь, камыши.
  • С – самолет, оса, автобус, синичка, гуси, карась.
  • Ж – жираф, желуди, жук, нож, ножницы, мороженое.
  • З – заяц, зонт, коза, зебра, зеркало, корзина.

VΙΙ. Физкультминутка.

Логопед:

– А теперь мы немного отдохнем!

Я читаю стихотворение, вы выполняете движения. Звучит музыка. Послушайте, какие звуки вы услышали?

«ДОЖДИК» Дождик вылился на луг, Стало много луж вокруг. Засучив скорей штанишки, В лужу прыгнули мальчишки. Порезвиться захотели – Закружились, загалдели… Я смотрю: на них рубашки Стали, словно промокашки.

(Аудиозапись музыки дождя. В каких словах вы услышали знакомые звуки С-Ш,З-Ж?)

VΙΙΙ. Дифференциация звуков в рассказе.

Логопед:

– Заканчиваю рассказ, слушайте внимательно.

(При чтении рассказа выставляются на магнитную доску картинки:

МЕДВЕДЬ, ВЕТКА (валежина), БЕЛКА С ШИШКОЙ, ЗАЯЦ, СОРОКА, ЛОСИ.

– Слушайте, в конце рассказа вас ждет кроссворд.

«Как медведь сам себя напугал» Вошел в темный лес медведь – хрустнула под тяжелой лапой ветка. Испугалась белка на елке – выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц с лежки, помчал в чащу. Наскочил на сороку, та подняла крик на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И позади кто-то топочет!? Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц потопал и белка ему шишкой в лоб угодила! Так медведь сам себя напугал! (по Н. Сладкову)

Разгадывание кроссворда.

  • Ключевым словом в кроссворде является фамилия автора рассказа.
  • В кроссворде написаны начальные звуки слов.

– Дети, ваша задача отгадать слова.

  • Отгадывание: о ком и о чем идет речь в этом рассказе?
  • Какое слово получилось по вертикали? (фамилия автора)
  • Прочитаем его вместе.

ΙX. Разгадывание ребусов, кроссвордов.

На карточках для вас задание. Отгадайте ребус и кроссворд. Задание читаем очень внимательно.

Ответ: ШАРФ

Кроссворд: Давайте угадаем, какие животные спрятались в этих клетках?

По горизонтали:

  • Маленькая, серенькая, живет в норке (мышка).
  • Кто ходит в иголках? (ежик)

По вертикали:

  • Название животного, который спит в берлоге (мишка)
  • Как зовут зверька, у которого белые волосы на щеках, спинке и хвосте? (барсук)

Игра «Чемоданчики».

– Какие животные спрятались в чемоданчиках?

На доске схематично изображены чемоданы, на которых буквы:

Голосовое выделение звука [Ж]

При выполнении всех заданий во время проговаривания нужно голосом выделять интересующий звук (Ж).

  1. Игра «Самый внимательный». Логопед читает по три слова. Ребенку нужно выбрать из них то, в котором есть звук Ж и повторить его. При повторении нужно выделить звук Ж голосом.
  2. Проговори слова со стечением согласных: важный, багажник, пирожное, мороженое, вежливый.

Пословица.

Придумайте пословицу по двум словам: жизнь, дела (ответ: «Жизнь дана на добрые дела»); журавль, синица (ответ: «Не сули журавля в небе, дай синицу в руки» или «Лучше синица в руках, чем журавль в небо).

Соревнование телефонистов.

Учитель подбирает для каждого ряда какую-нибудь не очень сложную скороговорку и говорит ее тихо ученикам, сидящим первыми в каждом ряду (капитанам). По сигналу капитаны передают скороговорку на ухо своим соседям, а те дальше друг другу вдоль ряда. Последние в каждом ряду должны громко вслух сказать переданную им «по телефону» скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и не исказит переданный текст.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Лежит ежик у елки, а у ежа — иголки.
Не живут ужи, где живут ежи.
Жутко жуку жить на суку.
Заржавел железный замок.
Зажужжала муха, дожужжалась паука.
Хорош пирожок, внутри — творожок.
У Жоры — уж, у Розы — жук.

Словарная работа.

Жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами. (Жираф.)
Что у человека дороже всего? (Жизнь.)
Какие животные носят еду на спине? (Ежи.)
Зимний вид спорта и любимое развлечение детей. (Лыжи.)

Буква

a66.png

Слово рассыпалось.

РУЛЖАН (Журнал).

Превращение слов — волшебная цепочка.
Жук — лук — сук.

Закрепление звука в речи

Постановка звука ЖДля решения обозначенного вопроса специалисты используют картотеку заданий, картинки, речевой материал в различных формах:

  • Чистоговорки
  • Стихи
  • Загадки

Для дополнительной тренировки и отработки материала, родителям необходимо систематически выполнять домашнее задание, рекомендованное логопедом.

Занятия домаВыявлять недостатки произношения у детей дома, в спокойной форме вносить исправления.

Точное и ответственное выполнение рекомендаций специалистов приведет к достижению главной цели – как научить ребенка говорить правильно и красиво.

Удачи всем и здоровья.

5. Слова с двумя звуками [Ж]:

Жу-жу,  жужелица, жужжать,  жужжание,  жужжи, жужжу, жижа,  Жужа, жажда, жаждать, жемчужина.

Автоматизация звука Ж в словах с двумя звуками Ж

звук [Ж] можно закреплять , называя или повторяя слова на картинках, а можно сделать занятия еще более интересными и разнообразными. Для этого мы предлагаем Вам варианты игр и упражнений. Данные игры помогут не только автоматизировать звук в словах, но и разовьют грамматический строй речи, память, внимание, мышление вашего малыша.

Приёмы отработки звука с детьми: выбор методики

Существует несколько методов отработки звука «Ж»: артикуляционный, дыхательный, подражательный, технический, метод звукового перехода и смешанный.

Артикуляционный метод

Основывается на тренировке мышц артикуляционного аппарата с помощью комплекса упражнений. Включает следующие упражнения:

  • губы «хоботком» – немного вытянуты, округлены наружу;
  • язык «чашкой» – края языка должны касаться верхних зубов, а середина вогнута;
  • «покраска» – распластанный, несжатый язык совершает движения от верхних зубов по небу и обратно;
  • «помыли губки – почистили зубки» – языком облизать верхнюю губу снаружи и изнутри.

При желании можно провести также общий комплекс логопедических артикуляционных упражнений.

Дыхательный способ

Если проблема обнаружена именно в неправильном дыхании, то необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. «Ленточка» – губы вытянуть «трубочкой» или «хоботком» и дуть на легкую ленту, которую держат перед лицом за один край сверху. Струя выдуваемого воздуха должна быть сильной – ленточка под ее действием поднимается. Щеки при этом не надуваются.
  2. «Осенний лист» – на руку положить небольшой высохший лист дерева или обычный бумажный. Подуть на него так же, как в предыдущем упражнении, чтобы он слетел с руки.
  3. «Гейзер» – в стакан с водой поставить трубочку. Дуть в нее и любоваться появляющимися пузырями.

Подражательный метод

Предполагает подключение комплекса всех органов чувств ребенка. Малыш смотрит на взрослого, слышит произношение звука, видит артикуляцию, улавливает движение мышц, а затем подражает увиденному и услышанному.

Так показывают произношение звука «Ж»:

  • артикуляция – губы «хоботком», язык «чашкой», зубы «заборчиком»;
  • дыхание – глубоко вдохнуть воздух носом, затем сильно, но равномерно выдохнуть через рот;
  • голос – звонкость ощущается рукой, находящейся на горле – чувствуется вибрация.

Советы:

  1. Взрослый выговаривает звук четко, акцентируя внимание воспитанника на всех элементах, формирующих звук.
  2. Воспитанник повторяет его отдельно, а не одновременно с взрослым. При этом он должен обязательно слушать себя, развивая фонематический слух.
  3. Делать упражнение лучше перед зеркалом, чтобы обучаемый мог видеть себя в моменты ошибочного и правильного произношения.

Способ перехода от других звуков

Это один из самых действенных и быстрых методов. Определенные звуки русского языка по артикуляции соответствуют другим или схожи с ними. Используя эту аналогию, можно научить ребенка проговаривать какой-либо звук с помощью другого, который ему дается легко. Примеры для «Ж»:

  • соответствие «Ш» – их артикуляция абсолютно совпадает. Разница произношения лишь в одном: «Ж» – звонкий, а в «Ш» – глухой. Если воспитанник хорошо говорит звук «Ш», то при обучении стоит опираться именно на него – к его произношению нужно подключать голос. При этом важно акцентировать внимание ребенка на вибрации голосовых связок во время звонкого звука и ее отсутствие при произношении глухого. Для этого во время занятий нужно класть руку на шею.
  • движение от «С» к «Ш». Часто у обучаемых, которые не могут произносить звук «Ж», имеются также проблемы с произношением соответствующего ему шипящего «Ш». В таком случае сначала нужно научиться говорить «Ш», а потом уже переходить к «Ж». Если ребенок четко произносит «С», то можно его привести к правильному «Ш» таким образом: воспитанник растянуто говорит букву «С» или слог «СА» и понемногу продвигает язык от межзубной щели вверх, до получения звука «Ш» или «ША» соответственно (до верхнего неба).
  • переход от «Р». Артикуляция звука «Р» также схожа с «Ж». Только в ситуации с «Р» губы менее вытянуты вперед, и еще присутствует вибрация. Когда малыш будет проговаривать «Р», нужно ватной палочкой аккуратно нажать на нижнюю поверхность языка, приостановив вибрацию. Ребенок в этот момент должен вытянуть губы и, произнося новый звук, постараться запомнить его.

Технический метод

Технический метод предполагает использование дополнительных логопедических инструментов (шпатели, зонды). Часто дети боятся этих приспособлений. Поэтому обычно их используют в крайнем случае, когда другие методы не помогают. В качестве вспомогательных инструментов можно также использовать ватные палочки или ложки.

Смешанный способ

Включает смесь нескольких или всех указанных методов.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе демонстрируется правильное звучание и артикуляция формируемого «З». Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, чтобы подготовить ребенка к выполнению основных упражнений по его постановке.

Загадки для детей на букву Ж

В синем небе голосок Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Гнездо свое он в поле вьет. Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворения! Хочет — прямо полетит. Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (Жаворонок)

В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Желудь) 

В этот гладкий коробок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. (Желудь)

Яичко в чашечке С дерева свалилось И не разбилось. (Желудь)

Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин. (Журавли)

Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями — Листьями деревьев. (Жираф)

Чёрен, а не ворон. Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (Жук)

Шесть ног без копыт. Летит — жужжит, Упадет — землю роет. (Жук)

Жу-жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, И звук Ж твержу. (Жук)

Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек. Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Проговаривание предложений

  1. Игра «Многоэтажный дом». У Жени и Жанны друзья живут в домах с разным количеством этажей. Составь предложения, используя цифры. Например, Женин друг живет в одноэтажном доме.
  2. Составь по картинкам предложение и проговори его, голосом выделяя звук Ж, когда он встретится.
  3. Исправь предложение. Незнайка перепутал все слова в предложении (козу Жанна гонит). Помоги ему навести порядок: запиши предложение правильно.

Профилактика коррекции звукопроизношения и прогнозирование

Помимо логопедических занятий, которые ребенок посещает в детском саду или речевой школе, рекомендована и домашняя работа по устранению речевых нарушений и звукокоррекции. Дополнительная работа с родителями поможет закрепить пройденный материал.

Осваивание звука Ж

Педагог может предложить родителям выполнять с ребенком дома некоторые упражнения из комплекса артикуляционной или дыхательной гимнастики. Если малыш все еще не всегда правильно дифференцирует звук, и в свободной речи заменяет его на схожий по звучанию, то взрослым рекомендовано акцентировать на этом внимание, предлагая правильный вариант.

Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения будет вестись непрерывно: в саду, на прогулке, дома, что приведет к положительным результатам.

Чем раньше будет начата логопедическая работа, тем скорее речь станет правильной и все звуки будут доведены до автоматизма.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...