Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском саду

Что такое логоритмика

Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. 

Логоритмические занятия включают в себя:

  • ходьбу или марширование под музыку;
  • игры для развития дыхания;
  • упражнения для артикуляции;
  • ритмические задания;
  • речевые упражнения;
  • пальчиковые игры.

Суть и базовые принципы

Логоритмика – это новое направление в профилактике и терапии речевых нарушений. Представляет собой целый комплекс двигательных упражнений для детей, которые одновременно должны сопровождаться произношением фраз, звуков, слов.

Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском садуЛогоритмика для детей — это комплекс двигательных, речевых и артикуляционных упражнений для развития речи

Специалисты уверены, что такие занятия принесут ощутимую пользу ребенку не только в плане устранения проблем с речью, но и в общем развитии. Главное – это правильно построить занятия, согласно возрастным особенностям и серьезности отклонений.

Логоритмика для детей – это комплекс занятий, которые преследуют следующие цели:

  • формирование навыков правильного дыхания;
  • научить умению контролировать свое дыхание, движения;
  • улучшить координацию движений;
  • стимулировать развитие памяти, внимания, умение ориентироваться в пространстве;
  • привить чувство ритма;
  • культурное и духовное развитие через приобщение к музыке;
  • увеличение словарного запаса;
  • всестороннее развитие ребенка.

Достижение все поставленных целей возможно только при условии, что логоритмикой с детьми будут заниматься настоящие профессионалы с ответственным подходом к своему делу.

Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском садуГлавные составляющие музыкальной логоритмики — речь, музыка, движения

Можно также выделить некоторые главные принципы этого направления:

Принцип развития Он предполагает не только развитие речевого аппарата, но двигательных, коммуникативных навыков.
Принцип всестороннего воздействия Занятия должны положительно влиять на весь организм ребенка.
Этиопатогенетический принцип При построении занятий необходимо учитывать причины появления речевой патологии.
Принцип комплексности Логопедическая ритмика должна быть связана с другими видами деятельности: слушанием музыки, ритмичными движениями, танцевальными навыками, игрой на музыкальных инструментах.

Также выделяют принцип учета проявлений заболевания. Соблюдение всех принципов позволит достичь максимально эффективных результатов в устранении речевых нарушений у ребенка.

Цели и задачи занятий

Все занятия с малышами проходят только в игровой форме. Ребенка не заставляют ничего делать. Педагог и мама показывают движения, а ребенок в ответ выполняет по желанию. В итоге получается веселая и развивающая игра с ребенком, которая позволяет решать такие задачи, как:

  • развитие музыкального слуха и ритмики;

  • становление речи в результате многократного повторения слов – звукоподражаний;

  • развитие моторики в результате взаимодействия с различными предметами – как музыкальными, так и обычными; очень хорошо воспринимаются детками деревянные ложки и звонкие бубенчики;

  • тесный эмоциональный контакт с мамой в результате веселого совместного времяпровождения;

  • слуховые и тактильные ощущения и восприятие информации посредством музыки;

  • укрепление общего состояния здоровья в результате активной физической активности;

  • музыка расслабляет – она показана при различных детских неврологических нарушениях, а также является мощной профилактикой неврозов у малышей;

  • развитие способности общаться в коллективе и взаимодействовать с другими детьми.

Показания к началу применения

Занятия логоритмикой для ребенка будут полезны не только при наличии нарушений речи, но и для общего развития.

Но имеется категория проблем у малышей, при наличии которых такие занятия особенно показаны, к таковым можно отнести:

  • Любые нарушения речи.
  • Заикания.
  • Задержка развития речевых навыков.
  • Нарушение координации движений.
  • Неразвитая моторика.
  • Речь быстрая, невнятная, прерывистая.
  • Ослабленный организм, частые заболевания.
  • Нарушено произношение отдельных звуков.
  • Возраст интенсивного формирование речевых навыков в период от 2,5 лет до 4.
  • Имеется необходимость отработать плавность произношения.
  • Укрепить мышечный аппарат.

Систематические занятия логоритмикой для детей помогут предупредить усугубление проблемы или устранят ее при наличии патологии.

Роль и значения

Логоритмика включает три основных элемента:

  • слово (звук);
  • ритм;
  • движение.

Поэтому занятия помогут развивать сразу большое количество навыков. Доказано, что мелкая моторика и речь неразрывно связаны друг с другом, поэтому отставание в одном неизменно повлечет отставание в другом. Вот почему лучший вариант тренировки – комплексное занятие. И логоритмика помогает получить такой эффект.

За счет логоритмических занятий можно помочь малышу улучшить следующие важнейшие навыки:

  • повышается ловкость, совершенствуются крупная и мелкая моторика;
  • ребенок обретает навык правильного выдоха при говорении;
  • улучшаются мимика, интонация и темп речи;
  • развивается подвижность артикуляционных органов, благодаря чему улучшается дикция;
  • слишком активные и подвижные малыши несколько успокаиваются, слишком медлительные – наоборот, становятся более шустрыми и бодрыми;
  • улучшается осанка малышей;
  • раскрываются творческие способности, умение подражать, изображать разные эмоции;
  • детки становятся более сильными, выносливыми.

Из сказанного понятно, что особенно показаны логоритмические игры в следующих случаях:

  • в возрасте от 2,5 до 4 лет, когда идет активное формирование речи;
  • при общем недоразвитии речи;
  • при заикании, а также при предрасположенности к нему;
  • деткам с ослабленным иммунитетом, часто болеющим;
  • при нарушениях звукопроизношения, а также детям со слишком быстрой, слишком медленной или прерывистой речью, с плохой интонацией;
  • детям, отстающим в развитии моторики и координации движений.

Регулярные занятия развивают музыкальный слух и память. Выполнение упражнений направлено на то, чтобы добиться у малыша соответствия возрастным особенностям. Конечно, не стоит забывать, что любой ребенок – индивидуальность. То, что один освоил в два годика без проблем, другому станет доступно лишь к 3,5 годам. Но есть определенные базовые навыки, без которых о нормальном развитии дошкольника не может идти речи.

Помимо этого, занятие развивают внимательность, способность к аналитическому мышлению и память.

Дети на занятии по логоритмике

Каким деткам не обойтись без логоритмики?

Игры для дошкольников

  1. Заикающиеся;
  2. Имеющие проблемы с темпом речи;
  3. Имеющие проблемы с ориентированием в пространстве и освоением двигательных навыков;
  4. Страдающие дизартрией, или с диагнозом ЗРР;

Средства логоритмики включают в себя:

  • Стихи;
  • Игры;
  • Упражнения.

Благодаря увлекательным урокам дети с помощью логопедов имеют возможность лучше узнать окружающий мир. Особенно актуально это для малышей 2-3 лет.

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие фонематического слуха
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Полезные рекомендации

Успешность занятий зависит от многих факторов, среди которых не только мастерство педагога, но и некоторые другие нюансы:

  1. От создания благоприятных условий для отработки процессов торможения или возбуждения у малышей с речевыми патологиями.
  2. От правильно подобранной дозировки занятий.
  3. От успешного сочетания ритма, динамики музыки, слов и темпа. Музыкальное сопровождение и словесные инструкции педагога вызывают у детей двигательные реакции тела. Темп и интенсивность музыки или активизируют движения, или тормозят реакцию.
  4. От правильно подобранного ритма для каждого конкретного ребенка в зависимости от возраста.

При подготовке занятий помогут следующие рекомендации, особенно для начинающих психологов и педагогов:

  • Во время урока сам педагог должен все движения показывать, стимулируя ребенка к подражанию.
  • Более эффективными будут занятия во второй половине дня.
  • Ребенок не должен скучать, все движения, музыкальное сопровождение ему должны нравиться.
  • Для повышения результативности рекомендуется не только подбирать движения и музыку, но и использовать игрушки, игровые моменты, костюмы.
  • Занятия с детьми любой возрастной группы необходимо начинать с самых простых упражнений, только когда навык будет отработан на все 100% можно двигаться дальше, усложняя.
  • При наличии единой программы ее все-равно необходимо корректировать под особенности каждого малыша.
  • Педагог должен поощрять ребенка за самые малейшие достижения, недопустимо показывать свое недовольство внешним видом, взглядом или тем более словами.

Со стороны специалистов к логоритмическим занятиям предъявляется ряд требований, при соблюдении которых повышается вероятность успеха:

  • За подготовку и проведение занятий отвечает логопед совместно с музыкальным руководителем.
  • Групповые занятия не должны длиться более получаса.
  • План занятия составляется с опорой на лексические темы.
  • Содержание меняется постепенно с повышением уровня сформированности речевых и моторных навыков.
  • На занятии используются произведения зарубежных и русских писателей в соответствии с возрастом малышей.

Связь моторного и речевого ритмов

Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы.

Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.

А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).

То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет

В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. Подойдут активные игры и упражнения, требующие физической отдачи. Для подготовки к красивому почерку используются логоритмические упражнения на мелкую моторику, самомассаж (растирание ладошек, пальчиков, точечные упражнения).

Зима недаром злится,  (качают указательным пальцем)

Прошла ее пора. (растирают ладони)

Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)

И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму) (Ф. И. Тютчев)

Логоритмика в этом возрасте должна быть направлена на развитие чувства ритма и эмоций речи, правильную постановку интонаций. В 5-6 лет нужно учить ребенка плавной речи и голосу, продолжать развивать дыхание. В течение года идет активная подготовка к школе. С помощью логоритмических упражнений идет развитие внимания, концентрации.

Актуальны в этом возрасте переходы темпов музыки от медленного к быстрому и обратно. Для чувства ритма и темпа можно давать детям самим играть на музыкальных инструментах и совместно отбивать несложный ритм, например, на ложках и бубнах. В старшей группе упражнения носят регулирующий характер. Учат детей самостоятельности. Хорошо для этих целей подходят упражнения, где ребенок сам должен догадаться, какое движение нужно совершить в данный момент. Например, при словах «кружатся снежинки», нужно покружиться, расставив руки в стороны:

Все снежинки ветер кружит, (кружатся)

Без сомнений и забот. (прыгают, дышат носом)

Так и мы, ребята дружно (берутся за руки)

Вместе встанем в хоровод (проходят круг в хороводе) (М. А. Мордвин)

Обязательна помощь педагога при выполнении упражнений в первый раз.

Овощи и фрукты

Занятия с картинками

С помощью логоритмики дети, когда пойдут в логопедический сад или придут на занятия кружка, могут без труда выучить, какие овощи растут в огороде, и какую пользу они приносят человеку. Для примера приведем следующий стишок (предварительно рекомендуется приготовить вместе с малышом салат из капусты):

Вместе мы капусточку порубили, порубили!

(Руки согнуты в локтях, ладошки сложены, как лопаточка, – ребенок двигает перед собой каждой рукой вниз и вверх по очереди)

Вместе мы капусточку посолили, посолили!

(Руки согнуты в локтях, ребенок собирает пальцы щепоткой и двигает ими так, будто что-то солит)

Вместе мы капусточку славно-славно потерли!

(Руки согнуты в локтях, ребенок сжимает кулачки и трет один об другой)

Вместе мы капусточку славно-славно сжали!

(Руки согнуты в локтях, ребенок сжимает кулачки и, чередуя правую и левую руки, выпрямляет пальцы и снова стискивает их в кулак)

Мы такие умницы – приготовили капусту!

Сколько красивых цветов растет в саду между деревьев! Их узнать и запомнить поможет песенка:

Эти алые цветочки

(Ребенок сгибает руки в локтях, приподнимает над головой, ладони соединяет вместе, показывая «ковшик»)

Все открыли лепесточки

(Дети расставляют пальцы рук по сторонам)

Ветерок легко летает –

Лепесточки колыхает.

(Малыши быстро двигают пальцами)

Эти алые цветочки

Вдруг закрыли лепесточки.

(Ладони опять соединены в виде «ковшика»)

Начали бутонами качать,

(Кисти рук сведены вместе, дети раскачивают ими вправо-влево)

И заснули, просыпаться не хотят.

(Соединенные вместе ладошки крохи прикладывают к щеке, показывают, что спят)

Комплексы зарядки гимнастики для детей 2-3 лет. Детская гимнастика

Плюсы методики

Безусловно, методика Железновых благотворно воздействует на разностороннее развитие малышей. Это и психическое и социальное и эмоциональное.

Главным отличием и преимуществом является то, что музыка, взятая здесь за основу является прекрасным способом для подачи материала в простой и интересной форме даже для самых маленьких.

Правила проведения логоритмических занятий

Главное – руководствоваться теми проблемами, которые имеются у конкретного малыша, чтобы основной упор в занятиях сделать на упражнения по их коррекции – нужно лишь найти подходящие.

Каждое такое занятие – это веселая игра, которая принесет малышу море положительных эмоций. Основаны эти игры на подражании: при их проведении малыш повторяет то, что делает взрослый, а взрослый имитирует что-то (или кого-то).

При проведении занятий важно придерживаться простых рекомендаций.

  • Детям с заиканием заниматься следует не менее 4 раз в неделю, делая основной упор на упражнения по развитию речевого аппарата, нормализации его тонуса, отработке темпа речи. Остальным малышам не стоит устраивать занятия чаще 2 раз в неделю.
  • Для того чтобы заметить результаты, придется подождать минимум полгода (в тяжелых случаях и год) – при условии регулярности тренировок и позитивного настроя во время их проведения.
  • Чтобы игра вызывала у ребенка интерес и ощущение именно игры, можно использовать его любимые мелодии, картинки, игрушки, книжки, одежду, а также все, что способно его порадовать и развеселить.
  • Каждое упражнение надо повторять многократно (сначала в медленном темпе, а по мере освоения его малышом – в более быстром) до тех пор, пока ребенок с ним не справится отлично.
  • Особого внимания требует музыка. Она должна соответствовать текстовой и двигательной части упражнений: для медленных, спокойных нужны минорные мотивы, для подвижных, живых – более динамичные. Музыка должна отражать переживаемые эмоции, настроение и все, что воспроизводится в игре. Музыка, движения и речь должны создавать неделимое единство.
  • Не стоит расстраиваться, а тем более – демонстрировать малышу свое разочарование результатом работы. Он может замкнуться в себе и наотрез отказаться от игры при подобной «мотивации».

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

  • Идем в огород

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Методика Екатерины Железновой

Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.

Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.

Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:

Автобус

https://orechi.ru/wp-content/uploads/2018/03/Logoritmika-Avtobus.mp3

Я еду-еду-еду

https://orechi.ru/wp-content/uploads/2018/03/ZHeleznovy-YA-edu-edu-edu-ya-rul-kruchu-kruchu.mp3

Ну-ка повторяйте

https://orechi.ru/wp-content/uploads/2018/03/ZHeleznovy-Nu-ka-povtoryajte.mp3

Тук-ток

https://orechi.ru/wp-content/uploads/2018/03/ZHeleznova-Tuk-tok.mp3

Мишка пляшет

https://orechi.ru/wp-content/uploads/2018/03/zheleznovy-mishka-plyashet.mp3

Паучок

https://orechi.ru/wp-content/uploads/2018/03/Ekaterina-ZHeleznova-Pauchok.mp3

Ослик

https://orechi.ru/wp-content/uploads/2018/03/ZHeleznova-Logoritmika-Oslik.mp3

Закрепление результата

Для исправления и коррекции речевых нарушений у детей важно не только заниматься логоритмикой, но и использовать другие направления в работе:

  • Развивать чувство ритма, используя музыкально-дидактические, речевые и ритмические игры.
  • Учить правильно выполнять дыхательные движения, подбирая упражнения, способствующие формированию, развитию физиологического и речевого дыхания.
  • Развивать мимические мышцы через выполнение упражнений на формирование артикуляционного аппарата.

Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском садуМелкая моторика оказывает самое непосредственное влияние на развитие речи у ребенка

  • Без развития мелкой моторики достичь хороших результатов также сложно. Обязательно применять пальчиковые игры, упражнения с использованием мелких предметов.

Составление рабочей программы по логоритмике в ДОУ

Для любого образовательного курса в ДОУ необходимо составление рабочей программы. И логоритмика не является исключением. При этом композиция документа остаётся стандартной:

  • целевой раздел;
  • содержательный блок;
  • организационные компоненты;
  • список литературы;
  • приложения.

Посмотреть пример составления рабочей программы по логоримтике можно здесь.

Становление речевой функции является одним из определяющих факторов развития ребёнка. Однако у многих детей дошкольного возраста наблюдаются те или иные расстройства речевой функции. При этом логопедическая практика показывает, что выполнение дошкольниками правильно подобранных упражнений помогает исправить часть этих нарушений. Эффективным комплексом таких занятий является логоритмика, сочетающая в себе слово, музыку и движение.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать
Наталья Василишин
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:

(26 голосов, среднее: 4.8 из 5)

Логоритмические игры и упражнения для детей 3-4 лет

Для индивидуальных занятий можно подобрать материал самостоятельно, или воспользоваться готовыми программами. Главное, чтобы структура занятия включала в себя требуемые компоненты, и при необходимости упражнения сопровождались музыкой.

Логоритмические игры:

  • Дыхательные упражнения

Сдуваем ватку с ладошки, дуем на бумажные снежинки, сдуваем бумажку, приклеенную на кончик носа, дуем на бумажные кораблики в тазу, пускаем мыльные пузыри.

  • Поем гласные

Тянем яркий цветной шнурок из кулачка и поем гласный звук до тех пор, пока он тянется.

  • Игра «Земля, вода, воздух»

На произнесенное взрослым слово «земля» топаем ногами, на слово «вода» имитируем плавание, на слово «воздух» машем руками над головой.

Упражнения логоритмики

  • Игра «Мы руки поднимаем»

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, качаем головой.
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, их маме подаем,
И бегаем бегом!

  • «Веселые попугайчики»

Предложить детям отстукивать ребром ладошки ритм слогового ряда, предложенного взрослым: та-та-та, та-та, та-та, та-та-та, как попугайчики повторяют каждое слово.

  • Имитация игры на музыкальных инструментах

«Мы пришли и сели, играем на трубе – Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Далее имитируем игру на барабане, трещотках, балалайке и т.д. Можно воспользоваться детскими игрушечными инструментами.

Видео — сюжет занятия по логоритмике с детьми 4-5 лет:

Веселые и разнообразные занятия не наскучат малышу, и взрослым удастся в непринужденной форме достичь важной цели – развить правильную, богатую и красивую детскую речь.

Поделитесь с друзьями:

Логоритмика Екатерины Железновой для детей 2-3 лет

Музыка станет существенной частью тренировок, если использовать специально разработанный комплекс. Систему коррекционной педагогики развивали многие отечественные ученые, но особенно популярна среди родителей логоритмика Железновой для детей 2-3 лет.

Она включает в себя музыкальное сопровождение, необходимо использовать записи-минусовки, дополнительным результатом применения методики окажется развитие фонетического слуха. Простые песни про автобус, мишку, паучка построены таким образом, чтобы максимально содействовать тренировке мускулов, отвечающих за артикуляцию.

Наиболее полезным комплекс окажется для возрастной группы до четырех лет, на этом этапе жизни хорошо формируется слух и склонность к музыке. Логопедическая логоритмика Железновой для детей 2-3 лет станет универсальным способом гармонизировать личность малыша, помочь ему духовно вырасти, но она не должна стать единственным методом.

Дополнительные тренировки и игры, такие как «Почтальон» или «Ветер и деревья» познакомят маленького человека с людьми и явлениями окружающего мира. В них также совмещается комплекс стихов и движений.

Системное использование логоритмики, совмещение занятий с воспитателями и родителями, контроль и коррекция результатов быстро повлияют на развитие малыша и качество его речи. Достигнутые им успехи принесут радость и родителям, стимулируя их продолжать занятия.

Недочеты методики

Танцы, игры и веселые песенки настроят любого малыша на позитивный лад. Но если все же присмотреться внимательнее, то можно выявить некоторые моменты, которые являются, скорее, маленькими нюансами, нежели недочетами. Малышу предлагается четко следовать предложенному плану действий. Не дается права выбора и самостоятельного придумывания движений. Есть много сложных повторений и стишков, которые маленькие детки не сразу начинают усваивать. Екатерина Железнова, методика которой применяется во многих развивающих центрах, совместно со своим отцом сочинила множество авторских песенок, но в основном они однотипные. Часто повторяются одни и те же слова, например: зайчик или мишка и их действия, поспать, погулять. Хотя для совсем маленьких малышей именно такое повторение однотипных слов является предпочтительным.

Любой родитель, даже не имея музыкального образования и представления о музыкальной грамоте, сможет, опираясь на данную методику, всесторонне развить своего малыша и привить ему хороший музыкальный вкус.

Рекомендации по проведению занятий

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

Игры

Игры в группах

Элементы логоритмики активно используются в следующих играх:

  1. «Ветер и деревья»
  • Сильный-сильный ветер подул (дети машут ладонями перед собой);
  • Деревья покачал и к земле нагнул (руки над головой, дети делают ими махи над головой, и одновременно наклоняются вправо и влево);
  • Ветер устал и уснул (руки опускаются вниз);
  • А деревья – вот какие выросли! (Дети снова поднимают руки вверх и встают на носочки).
  1. «Почтальон»
  • Слышен звук: стук да стук! (Ударяют кулачками по столам);
  • Кто же там делает «Тук-тук»? (Аплодируют);
  • «Это почтальон! Почту вам отдам» (Делают движение, будто открывают дверь);
  • «Приходите в гости, очень рады вам!» (Повторяют три хлопка в ладоши).

Упражнения

Тренировки для дошкольников

Физическое развитие ребенка в 2-3 года – важная часть воспитательного процесса, поэтому гимнастика с элементами логоритмики применяется педагогом на каждой встрече с детьми.

Существуют различные упражнения: (логоритмика по системе Железновой):

  1. «Прогулка в лесу»

По тропинке мы прошли – и раз, и два, и три.

(Дети маршируют друг за другом)

Ведет дорожка нас сред листиков и трав,

Шагаем смело мы вперед, голову подняв.

(Детки идут «гуськом»)

Вот мы камни увидали,

Перепрыгивать их стали.

(Прыгают и перемещаются вперед)

Перед нами вот – ручей, подойдем к нему скорей.

Руки в стороны разведем, смело речку перейдем.

(Прямые руки разводят по сторонам, идут на носочках)

Лес осенний вижу вокруг, по нему бегу я и мой друг!

(Дети бегают, образуют круг)

  1. «Птенцы в гнезде» (Игра для пальчиков)

Птица крыльями махает, и в гнездышко залетает.

(Пальчики левой руки обхватывают правой ладошкой и шевелят ими)

Птенцам новости расскажет, где еду им собирает.

(То же самое для правой руки)

  1. «Маленькие лягушки» (массажные движения)

Выполнять эти упражнения по логоритмике можно и дома с помощью родителей.

Наши лягушата утречком проснулись –

Улыбнулись, встали, потянулись.

Спиночки прогнули, и чуть-чуть вздохнули.

В ладоши похлопали, пятками затопали.

Постучали ладошками по ручкам вот немножко,

Потом до груди коснулись и еще раз улыбнулись.

Хлоп и хлоп, шум и гам, теперь стучим по бокам.

Похлопали ладошки снова наши ножки.

Теперь ладошки гладят спинку, ручки, ножки.

Прыгают лягушки раз и два, говорят «Ква-ква-ква!».

  1. «Гуляем под дождем»

Приемы современной логоритмики применяются в подвижных играх (интегрированная технология).

Играет первая музыкальная тема, дети гуляют по залу.

Играет вторая музыкальная тема, дети танцуют импровизированный танец.

Когда играет третья музыкальная тема, педагог громко говорит «Начался дождь!» и раскрывает большой зонт над головой. Все малыши должны успеть под него спрятаться.

Упражнения и правила, как заниматься с ребенком

Обучение дошкольников музыке и стихам

Не всем детям показана работа в коллективе. Как заниматься с ребенком родителям, чтобы логоритмика Екатерины Железновой принесла ему пользу?

  • Ребенок в два-три года запоминает стихи и движения в процессе повторения. Изначально он подражает взрослому, повторяя за ним;
  • Занятия проводить два раза каждые семь дней ближе к вечеру (при заикании – три-четыре раза каждые семь дней);
  • Малыш должен находиться в комфортной обстановке (используйте любимые игрушки, чтобы для него урок был, как веселая игра);
  • Каждое упражнение нуждается в повторении;
  • Музыка подбирается в индивидуальном порядке;
  • Изменяйте стихи и игры под нужды конкретного ребенка;
  • Если логоритмика используется для маленьких детей 2-3 лет, то на крох запрещено сердиться, если у них что-то не получается.

Логоритмика – эффективное средство для нормализации речи и общего развития детей дошкольного возраста, которое будет полезно любому малышу. Вы можете предпочесть обучение в группе или проводить самостоятельные занятия дома и результат не заставит себя ждать.

Гимнастика с Лисой для детей 2-3 лет

Видео о развитии речи у детей

Логоритмика для детей:

Логоритмические упражнения для детей

Картотека логоритмических упражнений для дошкольников содержит задания, сгруппированные по возрастам.

Логоритмические игры

До 3-х лет речевой аппарат еще только формируется. Эффективны задачи на имитирование звуков разных животных и птиц и повторение поведения, характерного для них. Можно пытаться воспроизвести природные явления: гром, ветер, дождь. Также результативным будет выполнение ежедневных действий и процессов (умывание, зарядка, еда, прогулка и т.д.) под маленькие стихи (не более 4 строчек). Например, логопедическая игра и упражнение на умывание:

«Моем, моем трубочиста, Чисто-чисто, чисто-чисто. Будет-будет трубочист Чист-чист, чист-чист».

Или «Водичка-водичка, умой наше личико…».

Эффективна гимнастика для пальчиков под музыку.

Мультики

В свободное время от занятий предложите ребенку вместо обычных мультфильмов, мультики с логоритмическими песенками. Они наверняка понравятся малышу.

Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.

Автор статьи

логопед-дефектолог

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...