Массаж рук ребенка

Содержание
  1. Новое видео:
  2. Новое видео:
  3. Какие же задачи помогает решить логопедический массаж?
  4. Чем полезен?
  5. Игры с прищепками
  6. С какого возраста
  7. С какого возраста начинать пальчиковый массаж и гимнастику?
  8. Что включает развитие мелкой моторики у детей до трех лет:
  9. 1.Хватательные движения:
  10. 2. Развитие соотносящих действий
  11. 3. Развитие движений пальчиков рук – выполнение разнообразных фигур и движений пальчиками(зайчик, волк, домик, стул и другие).
  12. Чем полезен
  13. Как повысить эффективность массажа и гимнастики
  14. В чём секрет метода Су-Джок терапии для развития речи у детей?
  15.  С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:
  16. Массаж кистей рук
  17. «Домик»
  18. «Ежик»
  19. Противопоказания
  20. Приемы и техники
  21. Приемы активного воздействия
  22. Видео «Массаж рук ребенка для улучшения речевого аппарата»
  23. Какие упражнения подойдут?
  24. Интересные варианты пальчиковой гимнастики
  25. Массаж рук для развития речи ребенка видео
  26. Массаж пальцев и кистей рук с помощью карандаша
  27. Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами
  28. Когда нельзя делать массаж
  29. Для детей от 1 года

Новое видео:

Новое видео:

Какие же задачи помогает решить логопедический массаж?


Логопедический массаж решает целый комплекс задач

  • Корректирует звуки;
  • приводит в норму речевое дыхание;
  • снимает эмоциональное перенапряжение;
  • исправляет заикание, дизартрию, ринолалию, нарушения голоса;
  • повышает тонус лицевых мышц;
  • снижает излишнее слюноотделение;
  • разрабатывает артикуляционный аппарат.

Далее мы рассмотрим несколько простых, но эффективных занятий, выполнение которых будет полезно для развития малыша.

Чем полезен?

Массаж рук для детей

Поскольку кончики пальцев напрямую связаны с мозгом, это объясняет прямое влияние пальчикового массажа на развитие речи и мыслительных процессов у ребенка.

Делать пальчиковый массаж можно с первых суток жизни маленького человека. Логопедический массаж не только развивает речь, но и расслабляет организм, а также повышает настроение. Используется в комплексе с лечебным массажем при ДЦП и некоторых других патологиях. При соблюдении основных правил массирования такая процедура будет иметь следующие результаты:

  • Удаляет омертвевшие клетки кожи;
  • Улучшает состояние кожного покрова;
  • Укрепляет иммунитет;
  • Повышает трудоспособность ребенка;
  • Понизит артериальное давление;
  • Позитивно воздействует на работу ЖКТ;
  • Приводит в норму дыхательные процессы;
  • Стимулирует работу внутренних органов;
  • Активизирует речевые центры в мозгу.

Прежде, чем приступить к упражнениям пальчиковой гимнастики, необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом, а также логопедом. Последний реально оценит необходимость логопедической гимнастики пальцев для конкретного ребенка. Время массирования согласно медицинским исследованиям составляет около 15 минут в день. Упражнения пальчиковой гимнастики сочетаются с играми для развития мелкой моторики.

Игры с прищепками

Прикреплять прищепки на верёвку или специальную дощечку. Как только малыш освоит это движение, то можно подключить развитие логического и математического мышления. Например, прикреплять прищепки в определённой последовательности по цветам, нужное количество и т.д.

С какого возраста

Если ребенку меньше 3-х месяцев, то необходимо проконсультироваться с невропатологом. Младенец может иметь повышенный или пониженный мышечный тонус. Если таких проблем нет, то достаточно простых поглаживающих и растирающих движений. Можно слегка разминать пальчики и ладони.

После трех месяцев родители используют подсобные предметы, которые при массаже катают на ладошках и ручках малыша. Как оптимальный вариант, в таком случае пригодится грецкий орех или шишка. Это предмет с выступами, но округлой формы.

После года ребенку назначается полноценный массаж, который включает в себя комплекс движений для развития моторики и речи.

С какого возраста начинать пальчиковый массаж и гимнастику?

Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни. Младенцу рекомендуется делать легкий массаж обеих сторон кистей и каждой фаланги всех пальчиков рук. В качестве массажных приемов используются: поглаживание и разминание. Повторять достаточно в течение 3-х минут несколько раз в день.

Примерно с десяти месяцев добавляют активные движения пальцев ручек. В зависимости от возраста подбираются движения: малышам можно давать легкие шарики или мячик, чтобы они их перекатывали в ладошках. Подойдут украшения (бусы), пластилин, деревянные шарики.

В год вместе с ребенком можно играть конструктором и собирать разнообразные фигурки, или раскладывать предметы (карандаши, большие пуговицы, игрушки). В полуторагодовалом возрасте уже более сложные задания: застегнуть пуговицу, завязать узел.

Хорошей тренировкой могут стать народные детские игры – потешки, в процессе которых происходит самомассаж пальцев рук (например, «сорока-ворона»).

Что включает развитие мелкой моторики у детей до трех лет:

1.Хватательные движения:

  • Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т.д.), для чего необходимо учесть его форму, величину, расположение, детали.
  • Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками)
  • Захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим (пинцетный захват).

2. Развитие соотносящих действий

Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).

3. Развитие движений пальчиков рук – выполнение разнообразных фигур и движений пальчиками(зайчик, волк, домик, стул и другие).

Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё более тонкими и четкими. Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый.

Развиваются эти умения не только в процессе специальной пальчиковой гимнастики, но и:

  • во время одевания своей одежды на кнопки, пуговицы, молнии,
  • во время трудовых поручений (с 3 лет — полить, протереть пыль, протереть листья растений губкой, почистить щеткой одежду и других),
  • в изобразительной деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование,
  • в играх — одевание и раздевание кукол в игре, использование предметов – заместителей, изготовление игрушек, атрибутов для своих игр и т.д.

Игрушки для развития мелкой моторики

Чем полезен

Общеизвестно, что пальчиковый массаж положительно влияет на речевые и мыслительные процессы, но этим его польза не ограничивается. Подобная гимнастика:

  • расслабляет и снимает мышечный тонус;
  • помогает крохе научиться управлять своими верхними конечностями, «чувствовать» их;
  • развивает гибкость и координацию пальцев;
  • улучшает кровообращение;
  • стимулирует активную деятельность внутренних органов;
  • укрепляет иммунитет;
  • положительно воздействует на работу ЖКТ;
  • нормализует дыхание;
  • улучшает состояние кожи, убирает на ней шелушения, делает мягче;
  • в целом повышает активность ребенка.

Кроме того, специальные методики и упражнения для пальчиков, дополненные забавными стихотворениями и веселыми потешками, всегда вызывают у детворы восторг. Их можно применять уже с 3-6 месяцев. Чем старше становится ребенок, тем больше в процессе подобных занятий он учится слушать. У него вырабатывается чувство ритма, он пробует проецировать мамины слова на реальные предметы. Параллельно с массажем ручек и потешками можно учить названия пальчиков, считать до 5, запоминать членов семьи. Например, «Это маленький мизинец, Саше он принес гостинец. Ой, гляди, а вон большой – прямо парень удалой, а это указательный – он строгий и влиятельный…», «Это пальчик – дедушка…», «На моей руке 5 пальцев, 5 хватальцев, 5 держальцев…» и т. п.

Как повысить эффективность массажа и гимнастики

Если у ребенка уже есть проблемы с речью или моторикой, желательно:

  • комбинировать упражнения с играми и проговариванием для одновременного развития и пальчиков рук и речи;
  • заниматься регулярно и систематично, выбрав одно и то же время, не пропуская занятий;
  • заинтересовать ребенка, сделав занятие увлекательной игрой, поощрять его в процессе;
  • по возможности использовать все пальчики, добиваться энергичных действий;
  • начинать с легких заданий, заменяя их более сложными (например, вначале заняться «главной» рукой, затем другой, а в конце – работать обеими одновременно);
  • не затягивать длительность занятия, контролировать усталость ребенка;
  • начинать с медленного выполнения упражнений, акцентируя внимание на технике, затем повышать скорость выполнения.

Обычно занятие начинается с разминки – разминание ладоней и фаланг, сжимание пальцев в кулак, чередующееся с полным разгибанием пальцев. После этого нужно немного расслабить кисти и пальцы (потрясти). Затем идут статичные упражнения – фиксация кистей в конкретном положении. Важно соблюдать вышеописанные правила, а при возникновении трудностей необходимо помочь ребеночку принять нужную позу или поддержать ручку (особенно если речь идет о грудничке).

В чём секрет метода Су-Джок терапии для развития речи у детей?

Достоинств у метода Су-Джок терапии много, вот некоторые из них:

  • Высокая эффективность, доказанная многолетней практикой и многочисленными положительными отзывами;
  • Абсолютная безопасностью. Метод, может применяться с раннего возраста и до глубокой старости;
  • Универсальность и доступность. Используется в специализированных учреждениях и в домашних условиях. Стоимость одного массажёра колеблется от 80 до 200 рублей;

 С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:

  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • Развитие звукового и слогового анализа слов;
  • Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие психических процессов;
  • Развитие цветовосприятия;
  • Развитие пространственно-временных представлений;
  • Закрепление счетных операций.

В коррекционно-логопедической работе, Су=Джок терапия используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, снятия напряжения. Также, позволяет преодолеть речевой негативизм при общении ребенка со взрослым, с другими детьми.

Возможно, вам будет интересно Дизартрия у ребенка — полный список действий для родителей

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал и, одновременно с массажным эффектом, происходит автоматизация отрабатываемых звуков.

Массаж кистей рук

массаж рук кистейУспех развития интеллекта и речи ребенка заключается в массаже кисти рук. Воздействие на них способствует активной и слаженной работе обоих полушарий мозга. Также для развития речи важен логопедический массаж.

Массаж поможет укрепить мускулатуру кисти. Он ускорит развитие у малыша речи, памяти, мыслительных процессов, а так же подготовит ручки к письму в дальнейшем.

Чтобы разминать и массировать кисти, возьмите вспомогательные предметы. Отличными помощниками станут карандаши (их можно перекатывать между ладошками и по тыльной стороне руки), мячик с пупырышками, миска с крупой или фасолью, грецкие орехи.

Предложите крохе подержать их в ладошках, покатать по ручкам, ножкам или поверхности стола.

Делая массаж превратите его в веселую игру:

«Домик»

Вот это-наш домик.
(Руки соедините пальцами друг с другом.)

А вот его крыша.
(переплетите пальчики обоих рук.)

А где же труба в нём?
Она ещё выше.
(Поднимите все пальцы вверх)

«Ежик»

Живёт в лесу колючий ёжик, (мячик прокатить по столу)
Но только нет у него ножек,
Он мне по пальчикам бежит (по ножкам прокатить и ручкам)
И очень громко он пыхтит.
По лесу быстро бегает,
И мне щекотно делает!
Скажу ему: колючий ёж,
Беги туда, где ты живёшь!

Противопоказания

Делать перечисленные свыше упражнения можно хоть каждый день. Вреда от этого не будет только в том случае, если у ребенка нет противопоказаний. А это:

  • мелкие повреждения на руках (ранки, болячки);
  • высыпания;
  • грибковые заболевания;
  • плохое самочувствие;
  • общее воспалительное или инфекционное заболевание.

Массаж рук и пальчиковые упражнения не только развивают моторику, но и приносят другие плоды. Они улучшают концентрацию внимания, развивают воображение (особенно пальчиковые игры), укрепляют доверительные отношения с родителями и стимулируют развитие речи.

Приемы и техники

Базовые принципы проведения любого массажа рук у ребенка:

  • разминание кистей и запястий;
  • легкие пощипывания кожи вокруг пальцев;
  • поглаживания, в том числе по внутренней стороне ладони;
  • вибрирующие, колебательные движения, выполняемые с разной скоростью и интенсивностью;
  • массирующие движения.

У младенцев до 3 месяцев, при условии отсутствия у них проблем с неврологией, вся техника массаж рук сводится к легкому поглаживанию, растиранию, а затем разминанию, не обделяя вниманием каждый палец. Следующим воздействием на младенца станет сжатие кулачка и его разжимание. При этом руки мамы должны быть чистыми и теплыми, неплохо бы слегка смазать их детским маслом. Время пальчикового массажа не должно превышать 3 минут.

С детками взрослее 3-х месяцев уже можно применять специальные пальчиковые массажеры или предметы обихода/дары природы, которые получится перекатывать в руке (например, карандаш, грецкий орех, мячик с пупырышками, шишка и т. п.). Самые простые приемы:

  • сгибаем пальчики поочередно, повторяем несколько раз;
  • растираем пальцы их по спирали, не пропуская в процессе и ладоней;
  • выполняем поглаживающие движения от кисти рук к кончикам пальцев, а затем в обратную сторону;
  • выполняем аккуратные вращательные движения кистями рук по часовой стрелке и против нее;
  • разминаем подушечки пальцев, двигаясь по кругу, нажимаем на них пружинящими движениями, без чрезмерного давления;
  • перекатываем по ладошке орех/карандаш и т. д.;
  • зажимаем его ручками, двигаем ими, тем самым массируя поверхность ладоней.

Когда крохе исполняется год, дополнительно задействуются упражнения, которые он может выполнять самостоятельно при поддержке или незначительной помощи взрослых:

  1. Ребенок переплетает мизинцы одной и другой руки, а мама пытается расцепить их «объятия».
  2. Одновременное сдавливание подушечек большого и указательного пальцев на двух руках. Так малыш будет учиться концентрироваться, контролировать интенсивность сжатия и пытаться уравнять ее на обеих конечностях.
  3. Между средним и указательным пальцем левой руки вставляется любой из «жителей» правой («пальчик попал в плен»). Там он крутится во все стороны, пытаясь «освободиться», а затем вытаскивается вращательными движениями.

В этом возрасте в процессе массажа для развития мелкой моторики воздействие должно оказываться уже на всю руку. Порядок действий для мамы:

  1. Гладим каждую руку, начиная от локтя, заканчивая кончиками пальцев. Сначала делаем все нежно, едва уловимо, затем чуть интенсивнее.
  2. Полностью разминаем запястье – от ноготков до самого верха, стараясь максимально воздействовать на суставы.
  3. Пощипываем боковую поверхность кисти.
  4. Под каждым пальцем массируем бугорки.
  5. Сгибаем/разгибаем поочередно каждый из 10 пальчиков.
  6. Интенсивно трясем руками.

Если все эти упражнения сопровождать шутками-прибаутками, ребенку будет интереснее и веселее, к тому же – это максимально стимулирует речевые центры головного мозга.

Приемы активного воздействия

ребенок держится за палец

Освоив пассивные игры, привлекайте к действиям самого ребенка.

Подойдут такие упражнения:

  1. Огород – одна рука вытягивает пальцы противоположной руки, словно хочет собрать урожай.
  2. Мячики – катаем круглый предмет при помощи ладошек. Можно взять пупырчатые резиновые и пластиковые шарики.
  3. Утюжок – одна рука гладит ладошку другой.
  4. Вертолет – при помощи карандаша имитируйте движение пропеллера на руке.
  5. Догонялки – попросите пальчики побегать по ладошке.

Замечательно, если при выполнении упражнений, вы будете использовать рифмованные строчки или небольшие стихотворения. В крайнем случае, эмоционально описывайте каждое действие. Крохе это обязательно понравится. Такие приемы подходят при нарушении дикции и произношения любой сложности.

Видео «Массаж рук ребенка для улучшения речевого аппарата»

Моторика и способность общаться — напрямую зависят от развитости конечностей. В видео вы узнаете основные методики массажа рук и пальцев для детей.

Какие упражнения подойдут?

В зависимости от возраста ребенка массажные движения постепенно заменяют пальчиковой гимнастикой. В процессе ее выполнения происходит самопроизвольный массаж подушечек. Кроме того, такой подход вызывает больший интерес, так как позволяет импровизировать и придумывать различных персонажей.

  • «Привет, палец» – большим пальчиком поочередно касаться кончиков других четырех той же руки.
  • «Человечек» – «складываем» фигурку человечка, у которого ноги – это второй и третий палец, и «бегаем» по столу.
  • «Слоненок» – повторяем с усложнением: второй и четвертый палец – это ноги, а средний выставляем вперед в виде хобота и опять «бегаем» по столу».
  • «Радужные брызги» – рисование пальцами, карандашами или кисточками в воздухе;
  • «Лепка руки» – одной рукой массировать другую, как будто вторая сделана из глины и нужно «вылепить» настоящую кисть с пальчиками;
  • «Мим» – любые игры с воображаемыми плоскими поверхностями и объемными фигурами.

В дальнейшем можно «сочинять» истории с участием уже разученных героев.

Выполняя массаж и гимнастику, нужно стараться вовлекать все пальчики обеих рук. При этом, если простое выполнение заданий для ребенка стало скучным, можно дополнительно усложнить: просить его руками демонстрировать и пересказывать стишок, параллельно показывая некоторых персонажей или действия руками. Обязательно во всех упражнениях следует добиваться интереса, тогда пальчиковый массаж для развития речи принесет и удовольствие, и пользу.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Интересные варианты пальчиковой гимнастики

ребенок руки в краске

Подросшему малышу сложно усидеть на месте во время проведения даже кратковременных манипуляций. Выполняйте действия в виде увлекательной игры.

Что можно использовать?

  1. Сказка при помощи рук. Представьте, что каждый палец – это герой любимой сказки. Пусть персонаж расскажет свои слова. Пальцы также могут замечательно топать по ровной поверхности. Можно ладошками поиграть в театр теней. Экспериментируйте, для таких игр не нужны специальные навыки.
  2. Берем бумагу. Поделки из бумажных комков заинтересуют любого маленького гения. Можно использовать их как части снеговика или даже перекидывать из руки в руку. Попросите своего егозу попасть бумажным шариком в пластиковый стакан или ведро. Эта игра полезна для развития координации и способствует стимулированию речи.
  3. Полезная крупа. На большой поднос насыпьте любую крупу. Чаще всего берут гречку или манку, но вы можете выбрать любую на свое усмотрение. Пальчиками рисуйте на крупе, чтобы малыш почувствовал себя настоящим художником.

Любые манипуляции должны проходить при хорошем настроении у всех членов семьи. Не воспринимайте его, как сложную медицинскую процедуру и у вас обязательно все получится. А ваш малыш в скором времени порадует вас умными высказываниями.

Массаж рук для развития речи ребенка видео

Массаж пальцев и кистей рук с помощью карандаша

Утюжок
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.
Добывание огня
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
 Догонялочка
Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.
Горка
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

Волчок
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
Вертолет
Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.
Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт.
Массаж с прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
– Но я же играю с тобою малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Массаж грецкими орехами
Катать 2 ореха между ладонями:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Массаж бумагой
“Прятки” – сжимание бумаги в кулаке. Спрятать кусок бумаги – зажать в кулачке:
Я бумажку посжимаю и ладошку поменяю.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Когда нельзя делать массаж

Чаще неаккуратный массаж ладоней и стоп навредит ребенку, поэтому перед проведением обязательно обратите внимание на состояние. Признаками того, что массаж лучше отложить станут:

  • Высокая температура тела;
  • Обострение рахита;
  • Ломкость ногтей и хрупкость костей;
  • Снижение эластичности кожи;
  • Плохое настроение у ребенка, капризность;
  • Тошнота, рвота, диарея, запор;
  • Проблем с почками и печенью;
  • Инфекционные заболевания.

Для детей от 1 года

Если ребенку больше года, то техника массажа становится другой. В первую очередь воздействие происходит на всю руку. Ее нужно погладить от локтя и до кончиков пальцев. Потом размять все запястье от ноготков, до самого верха, чтобы положительно воздействовать на суставы. Затем следует пощипать кисти рук по бокам, и размять бугорки под всеми пальцами. Согнуть и разогнуть каждый палец, а потом потрясти всю руку. Важно при этом произносить разные скороговорки и стихи. Так ребенку будет легче и веселее, к тому активируются речевые центры головного мозга.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...