Нарушения звукопроизношения

Как проявляются нарушения звукопроизношения?

При дислалии нарушается произношение всех групп звуков: шипящих (ш, ж, ч, щ); свистящих (с, з и их мягких пар; ц); сонорных (р, л и их мягких пар); заднеязычных (г, к, х и их мягких пар); переднеязычных (т, д и их мягких пар). Нарушения эти могут быть очень разнообразными: отсутствие звуков; замены звуков (например, вместо р – л; вместо к – т) искажения («щёчный» р; «боковой» ш; горловой л).

У людей со сниженным слухом, как у детей, так и у подростков и взрослых, возникают затруднения в различении шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных. Вместо «бабочка» получается, например, «папочка».

При дизартрии страдает не только произношение согласных звуков, но и произношение гласных, а также дыхание и выразительность речи. Кроме того, дефекты звукопроизношения при дизартрии носят более стойкий характер, чем при дислалии, и требуют более сложной работы по их устранению.

При анартрии, поскольку звуков в речи практически нет, на первое место выступает неврологическая симптоматика: слюнотечение, нарушение подвижности губ и языка, гипомимичность лица, нарушенное дыхание и т.д.

2. Компоненты произносительной стороны речи

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ

СТОРОНА РЕЧИ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

ГОЛОСОВЫЕ ФУНКЦИИ

ПРОСОДИКА

4.

Произношение звука не соответствуют

фонетической норме данного языка

Нарушение

звукопроизношения

Нормативное произношение звука не формируется

к соответствующему возрасту ребенка

Проявление ненормативного произношения звука

обусловлено этиопатогенетическими факторами

Неправильное произношение звука носит

устойчивый характер, самостоятельно не

исправляется, в связи с чем требуется

коррекционно-логопедическая помощь.

5.

ЗАМЕНА

субституция

Формы проявления

нарушений

звукопроизношения

СМЕШЕНИЕ

ИСКАЖЕНИЕ

ПРОПУСК

элизия

6. Группа нарушений произносительной стороны речи (Гриншпун Б.М., Фомичёва М.Ф.):

дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и

сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искажённом

произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении;

ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное

анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное

недостаточностью иннервации речевого аппарата. Характеризуется

голосовыми, просодическими и артикуляционно-фонетическими дефектами;

нарушения голоса — отсутствие или расстройство фонации, нарушение силы,

высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосового

аппарата;

заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное

судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

брадилалия — патологически замедленный темп речи;

тахилалия — патологически ускоренный темп речи

7.

Преобразование термина

«ДИСЛАЛИЯ»

I этап

(1827г., И.Франк) –

термины

«ДИСЛАЛИЯ» и

«косноязычие»

синонимичны

(наименование всех

видов

произносительных

расстройств

различной

этиологии)

II этап

(50-е годы XX века, М.Е.

Хватцев) –

звукопроизносительные

нарушения,

обусловленные

поражением или

расстройством

периферических органов

речи, а также

периферической

тугоухостью

III этап

(в 60-е годы XX века,

А.М.Смирнова,

О.В.Правдина,

С.С.Ляпидевский,

Б.М.Гриншпун и др.) –

дислалия

отдифференцирована от

нарушений

звукопроизношения

при дефектах слуховой

функции, ринолалии,

дизартрии

Виды дислалии

Патология других анализаторов Фонетическая классификация
·         Артикулярно-фонетическая.

·         Акустико-фонематическая.

·         Артикулярно-фонематическая.

·         Сигматизм (неправильно произносятся свистящие и шипящие).

·         Нарушение произношения сонорных звуковых единиц.

·         Нарушения создания заднеязычных звуковых единиц.

·         Йоттацизм.

·         Изменение звонкости.

·         Неправильное воспроизведение мягких звуков.

14. Виды дислалии

МОНОМОРФНАЯ дислалия

(нарушена 1 артикуляционная группа)

В зависимости от

количества

артикуляционных

групп нарушенных

звуков

ПОЛИМОРФНАЯ дислалия

(нарушены 2 и более группы звуков)

16. Основные этапы логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизношения при дислалии.

№ Этапы

1

Подготовительный этап

Цель

Включить ребенка в

целенаправленный

логопедический

процесс

Задачи

Общедидактические задачи:

формирование

положительной

установки на занятие; формирование

произвольных форм деятельности и

сознательного отношения к занятию;

развитие

произвольного

внимания,

памяти,

мыслительных

операций

(аналитических операций, операций

сравнения и вывода).

Специальные

логопедические

задачи:

формирование

умения

опознавать

(узнавать) и различать фонемы на слух;

формирование

артикуляторных

(речедвигательных) умений и навыков.

Профилактические мероприятия

Чтобы предупредить возникновение расстройств звукопроизношения, необходимо проводить профилактику. Женщинам рекомендуется планировать беременность. Во время вынашивания плода нужно избегать стрессов, тяжелых работ, контактов с инфекциями. При отслойке плаценты, повышенном тонусе матки, снижении количества шевелений следует обращаться к гинекологу. После рождения ребенка нужно следить за состоянием малыша. Если у ребенка снижен сосательный рефлекс, повышен или понижен тонус рук и ног, отмечается сильный плач, следует обязательно обратиться к доктору.

Мама держит здорового новорожденного

На протяжении жизни ребенка нужно избегать травм головы, вовремя пролечивать хронические и инфекционные заболевания. Детям с ДЦП показано лечение и реабилитация. В период формирования речевой функции с детьми следует постоянно заниматься, четко проговаривать слова, читать стихи и книги, исправлять произношение неверно произнесенных слов. При проявлениях задержки речи ребенку показана своевременная коррекция речи.

20.

Р И Н О Л А Л И Я

ПРИОБРЕТЕННАЯ

ПЕРЕДНЯЯ

ВРОЖДЕННАЯ

СМЕШАННАЯ

ОРГАНИЧЕСКАЯ

ЗАКРЫТАЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ОРГАНИЧЕСКАЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ОТКРЫТАЯ

ЗАДНЯЯ

22.

Компенсаторные особенности

при открытой ринолалии

Недостаточное участие

губ при произнесении

лабиализованных звуков

Гласных

Высокий подъём

корня языка и

сдвиг его внутрь

ротовой

полости

Согласных:

губно-губных,

губно-зубных

Напряжённое

состояние

мимической

мускулатуры

(гипермимика)

25. Комплексная методика устранения закрытой ринолалии

Медицинское

воздействие

Логопедическая

работа

• Хирургическое

• Медикаментозное

• Физиотерапия

• Формирование правильной артикуляции

звуков

• Развитие тембра голоса, просодии

• Развитие слухопроизносительной

дифференциации

27. Причинами дизартрии являются: органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на

развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и

раннем периодах развития.

Дизартрия –

один из симптомов детского церебрального

паралича.

28. Классификация дизартрии по принципу локализации поражения мозговых структур

Корковая: нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата, затруднена

динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой

Подкорковая (экстрапирамидная):

нарушение мышечного тонуса и наличие

гиперкинеза (насильственного непроизвольного движения (в области артикуляционной и

мимической мускулатуры, не контролируемые ребенком

Мозжечковая:

характеризуется скандированной «рубленой» речью, иногда

сопровождается выкриками отдельных звуков

Бульбарная: атрофия мышц языка и глотки, гортани. Паретическое состояние мышц языка

является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне

нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично

Псевдобульбарная: нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет,

поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица

33. Комплексный характер логопедического воздействия при дизартрии

Коррекция

звукопроизношения,

формирование звукового

анализа и синтеза,

развитие лексикограмматической стороны

речи и связного

высказывания

Дифференцированный

артикуляционный

массаж и гимнастика

Лечебная физкультура и

логоритмика

ДИЗАРТРИЯ

Физиотерапия

Медикаментозное

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...