Постановка свистящих звуков, гимнастика для правильной артикуляции

Содержание
  1. Проблемы
  2. Возможные трудности
  3. Этапы работы над звуком.
  4. Причины нарушения произношения свистящих звуков
  5. Рекомендации для занятий
  6. Правильные образцы
  7. Критерии нормального произношения звуков
  8. Упражнения для постановки звука С
  9. Особенности постановки звуков
  10. Общие рекомендации
  11.   Постановка с помощью подражания
  12. Постановка от других звуков
  13. Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео
  14. Какие дефекты существуют при сигматизме
  15. Упражнения, позволяющие отработать желобок
  16. Какие способы существуют при сигматизме
  17. Межзубный сигматизм
  18. Боковой сигматизм
  19. Носовой сигматизм
  20. Призубный парасигматизм
  21. Ошибки при выполнении гимнастики
  22. Песенки со звуком С. Видео для речевых занятий с детьми.
  23. Комплекс упражнений на свистящие звуки
  24. Заборчик
  25. Месим тесто
  26. Блинчики
  27. Трубочка
  28. Почистим зубы
  29. Маляр
  30. Качели
  31. Маятник
  32. Хомяк
  33. Вкусное варенье
  34. Горка
  35. Как закреплять результаты занятий

Проблемы

Дефектное звукопроизношение свистящих имеет несколько форм:

  1. Ребенок заменяет [С], [З], [Ц] на более легкие [Д], [Т]. Собака – табака.
  2. Фыркает. Произношение получается губно-зубное: зубы – фубы.
  3. Заменяет [С] на шипящие. Звук получается мягкий: сон-щён.
  4. Хлюпает. У ребенка получается сложный звук [ЛЬХЬ].
  5. Носовое произношение. Слова со свистящими произносятся гнусаво.

Эти проблемы считаются нормальными и типичными для детсадовцев до 4 лет. Исправить недостаток возможно на логопедических занятиях или самостоятельно дома, пользуясь приемами артикуляционной гимнастики для постановки звуков [С], [З], [Ц].

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом

Возможные трудности

Безусловно, проблема в том, что воздушная струя должна проходить точно по центру язычка, а середина совпадать с серединой зубных рядов. Даже отклонение в какую-нибудь сторону искажает звучание:

  • вверх — шепелявость, замена на Ш
  • вниз — сильное выпячивание спинки, патализация, в итоге смягчение, замена на СЬ
  • вправо-влево — боковой сигматизм
  • между зубов — межзубный сигматизм
  • призубный — часто бывает при изучении английского языка, похоже на звук th

Все эти патологические рефлексы образуются не просто так, а из-за того, что есть проблемы какая-то патология, либо в строении речевого аппарата либо его иннервации. Поэтому очень важно понять причину дефекта, а только потом начинать ставить звук всеми доступными и известными способами. Нельзя ставить звук, если язык узкий, напряженный, а воздушная струя растекается в щеки. Поэтому надо обязательно сочетать как минимум артикуляционную гимнастику с дыхательной и логопедическим массажем.

Этапы работы над звуком.

Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения данного звука, тренировка движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика,
2. Появление звука — постановка звука,
3. Усвоение звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (изолированно, в слогах, в словах, во фразах и текстах – стихах, рассказах, играх, потешках). Я расскажу обо всех этих этапах подробнее.

Причины нарушения произношения свистящих звуков

Проблемы с артикуляцией возникают по многим причинам. В большинстве случаев они носят временный характер и подлежат коррекции специалиста. Иногда проблема с речевой функцией является одним из признаков тяжелой патологии. При этом работа с логопедом — важный шаг к адаптации в социальной среде. Можно назвать следующие факторы, приводящие к нарушению произношения:

  1. Патология внутриутробного периода.
  2. Повреждения нервной системы во время родов.
  3. Инфекционные заболевания с поражением головного мозга, особенно у детей до года.
  4. Недостаток общения родителей с ребенком.
  5. Плохие социально-бытовые условия.
  6. Наследственная предрасположенность.
  7. Аномалии развития челюстно-лицевого аппарата.
  8. Черепно-мозговые травмы.
  9. Снижение слуха, которое приводит к нарушению речи.

Причины нарушения

Рекомендации для занятий

Артикуляционная гимнастика для постановки звука имеет своей целью выработать правильные движения и необходимые положения речевого аппарата, чтобы звук произносился верно.

При выполнении упражнений следует помнить о следующих правилах:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
  • Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–10 минут.
  • Делать упражнения необходимо последовательно, сначала выполнять простые, а потом сменять их более сложными.
  • Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
  • Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
  • Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
  • Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.

Артикуляционная гимнастика для С

Если выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука регулярно и правильно, то звук «С» будет постепенно вырабатываться. Перед тем как начинать делать ее дома, следует посоветоваться с логопедом, возможно он порекомендует еще какие-нибудь действенные методы.

Правильные образцы

С дошкольником обязательно разбирают артикуляцию звука. Он должен понимать, как и что делать, чтобы начать правильно свистеть или шипеть. Если у него нарушено ощущение от движений органов артикуляции, то ему нужно вводить тактильный и зрительный анализатор.

Поэтому занятия проводятся перед большим, освещенным зеркалом. Дополнительно можно просить ребенка касаться пальцем частей рта (например, альвеол за верхними зубами). Так у него будет складываться полная картина.

Артикуляция звука ш

Артикуляция звука [Ш] достаточно простая — губы круглые, зубы немного разомкнуты, язык принимает форму «чашечки», а его боковые края прижимаются к небу. Голосовые складки разомкнуты и воздух сильной струей проходит через щель неба и задней части языка, после через кончик языка и альвеолы. Появляется характерный шум.

Артикуляция звука [Ж] точно такая же, как и при [Ш], но с добавлением голоса. Струя воздуха чуть слабее, щель меньше и это позволяет добиться «жужжания».

Артикуляция звука ж

В русском языке звук [Щ] можно считать утрированной мягкой версией [Ш]. Губы круглые, вытянутые, зубы разомкнуты, кончик языка чуть ниже альвеол, средняя часть органа чуть поднимается к твердому небу, задняя продвинута вперед и опущена. На выходе получается высокий шум.

Артикуляция звука щ

У звука [Ч] сложная артикуляция. Губы в той же позиции, что и в остальной группе звуков. Кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть упирается в верхние зубы, орган чуть продвигается вперед и получается характерный шум – резкий и отрывистый. Звук [Ч] относят и к щелевым, и к смычным звукам, но на слух это не замечается.

Артикуляция звука ч

Среди вариантов дефектного звучания выделяют «щечное» произношение. В таком случае струя воздуха уходит в щеки и это искажает звучание. В другом варианте образуется нижнее произношение – такое часто бывает из-за короткой уздечки или гипертонуса языка. Орган не поднимается полностью и больше получается свист, чем шипение.

Шипящие могут заменяться на свистящие, так как эта группа проще в артикуляции. Не стоит затягивать с устранением дефекта, так как чем старше ребенок, тем сложнее устранить проблему. От шипящих потом специалисту легче поставить сонорные звуки.

Критерии нормального произношения звуков

Чаще всего родители замечают проблемы при произношении «с», «ц» и «з». Это происходит потому, что их формирование происходит в самом начале. Чтобы определить правильность воспроизведения, нужно знать положение органов челюстно-лицевой зоны. Отмечают следующие признаки:

  • сближение губ;
  • улыбка с визуализацией зубного ряда;
  • упор кончика языка во внутреннюю поверхность зубов;
  • направление струи воздуха посередине языка.

Поэтому, в первую очередь, выполняется артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

Упражнения для постановки звука С

Гимнастика для подготовки органов речи к постановке с одной стороны довольно простая, это:

  • блинчик — широкий язык на нижней губе
  • месим тесто
    — пя-пя-пя губами
    — тя-тя-тя зубами
  • язык выходит гулять — упирается в нижние зубы то снаружи, то внутри
  • горка — широкий язык упирается в нижние зубы кончиком
  • катушка — из положения горки выпячивать вперед и откатывать назад
  • чистим нижние зубы снаружи и изнутри
  • выметаем мусор — изнутри проводим кончиком по средним нижним зубам снизу вверх
  • трубочка языком — кладем посередине спичку, зубочистку, съедобную хлебную или сладкую палочку

Но в принципе для постановки шипящих можно делать все упражнения: и грибок, и гармошку, и парус — потом все равно надо будет отрабатывать различие в произношении шипящих и свистящих, да к тому же они помогают языку стать шире.

Особенности постановки звуков

На занятиях логопеда постановка звука «с» выполняется поэтапно. На каждом шаге ребенок проговаривает его все чище. Произношение корректируется с помощью артикуляционной гимнастики. Она позволяет улучшить подвижность мышц языка и губ. Занятия рекомендуется посещать не реже 2 раз в неделю. Их продолжительность колеблется от 10 до 30 минут, в зависимости от степени запущенности отклонения. В каждом отдельно взятом случае важен индивидуальный подход к обучению.

Общие рекомендации

Избавляться от сигматизма через применение артикуляционной гимнастики для звуков [З], [С], [Ц] нужно, соблюдая простые правила:

  1. Зарядку начинайте с разминки. Шлепайте языком, растягивайте губы, щеки.
  2. Начинайте с простых упражнений, заканчивайте трудными.
  3. Используйте забавные стихотворения, заучивайте тексты с детьми наизусть.
  4. Помогайте языку принять нужное положение пальцами, карандашом, лопаткой.
  5. Проводите артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

  Постановка с помощью подражания

Постановка звука с помощью подражания

Самый лёгкий способ постановки звука [С], который родители могут применять самостоятельно в обучении ребёнка. Выполнять занятие лучше перед зеркалом, показывая малышу как правильно расположить язычок, губы и зубы во время произношения. А далее в игровой форме тренировать [С], предлагая продемонстрировать, как задувает ветер в окно, или накачивается колесо и прочее. В некоторых случаях достаточно только этого упражнения, но зачастую оно дополняет остальные способы постановки звука [С].

Постановка от других звуков

Постановка свистящих звуковПравильное произношение «с» можно сформировать от других звуков. В данном случае речь пойдет о звуках «ц» и «ш». Первоначально ребенку следует протяжно воспроизвести «ш». Затем язык постепенно перемещается в сторону зубов, не отрываясь от неба. «Ш» будет постепенно трансформироваться в нечеткий свистящий звук. Чтобы получить из него «с», требуется сомкнуть зубы. После этого ребенок должен повторить попытку замены одного звука на другой.

Постановка свистящих согласных звуков от «ц» практикуется реже. Суть метода заключается в протяжном произношении звука «ц». Ребенку не придется менять положение языка. Звук автоматически трансформируется в «с». После этого рекомендуется закрепить результат с помощью скороговорок или стихов.

Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео

Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.

Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье

 «Автоматизация свистящих звуков С и СЬ»

Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.

А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.

Какие дефекты существуют при сигматизме

Есть несколько видов нарушения произношения:

  1. Межзубный сигматизм. Происходит, когда человек просовывает кончик языка между зубами.
  2. Боковой сигматизм. Когда воздух выходит не по средней линии языка, а упирается в щеку. Он может быть двусторонним или односторонним. Эстетически это выглядит неприглядно, так как происходит искривление мимики.
  3. Носовой сигматизм. Воздушная струя идёт в нос, и произношение получается с храпом. Для коррекции проводится упражнение — долго и протяжно произносится [Ф]. Кончик языка просовывается между нижней губой и верхними зубами, на него необходимо подуть, произнося [Ф], и постепенно убирать язык за нижние резцы.
  4. Призубный парасигматизм. Случай, когда не образовывается желобок по средней линии языка, и [С] приближён к звуку [Т]. Здесь происходит механическая коррекция желобка ватной палочкой.

Упражнения, позволяющие отработать желобок

Выполнение упражнения

  1. Язык кладётся на губу, необходимо подуть на кончик язычка тонкой струйкой воздуха. Для выработки соответственного свиста можно использовать специальный инструмент логопеда — палочка с вертушкой. Задача подуть на палочку так, чтобы её элемент под силой воздушной струи начал крутиться. В домашних условиях можно использовать ватные диски, положить на ладонь и дуть на них.
  2. Упражнение «Киска сердится». Открыть рот, спинку языка нужно выдвинуть вперёд и убрать назад. Повторить несколько раз.
  3. Игра «Загони мяч» в ворота вызовет у детей восторг. Ворота можно сделать из подручных вещей, мячом может выступать кусочек ватки или бумажки. Задача заключается в следующем: дуть на «мяч», пытаясь загнать его в ворота противника.

Какие способы существуют при сигматизме

Постановка звуков «с», «з» и «ц» при сигматизме осуществляется несколькими способами. Они подбираются, исходя из характера отклонения. Сигматизм представляет собой искажение произношения звука «с». Природа происхождения патологии определяется в кабинете логопеда. К возможным причинам сигматизма относят:

  • неврит;
  • перцептивные отклонения;
  • неправильное развитие челюстно-лицевого аппарата;
  • недавно выпавшие молочные зубы;
  • нарушения образного мышления.

Чаще всего звукопроизношение корректируют с помощью упражнений, но в некоторых случаях может потребоваться механический способ воздействия. Комплекс артикуляционных упражнений в каждом отдельно взятом случае будет различаться.

Межзубный сигматизм

Интердентальный (межзубный) сигматизмОтклонение характеризуется неправильным расположением языка между зубами. Он упирается в края верхних или нижних резцов, из-за чего формируется препятствие для прохождения воздушной струи. «С» в этом случае меняется на «т». Главной причиной такого нарушения считают неправильное построение разговорной речи родителей с ребенком. Вероятность появления межзубного звука снижается при необходимом взаимодействии малыша с взрослыми.

Для правильного произношения свистящих звуков прибегают к способу подражания. В этом случае ребенок пытается повторить за взрослым. Если такой метод не дает результата, постановка осуществляется механическим способом.

Боковой сигматизм

Латеральный сигматизмНарушение речи при боковом сигматизме сопровождается недостаточной активностью мышечной ткани по бокам языка. Кончик органа при попытках звукопроизношения упирается в область альвеол. Речь становится абсолютно нечеткой. Наладить звукопроизношение помогает комплекс специальных упражнений. Среди наиболее эффективных выделяют:

  • попеременное надувание и втягивание щек;
  • максимальное раскрывание и закрывание челюсти, при условии расположения языка на дне рта;
  • продолжительную имитацию жевания с закрытым ртом;
  • вращение языком в предзубной области с приоткрытой ротовой полостью;
  • всасывание воздушной струи через трубочку, сделанную из языка.

Носовой сигматизм

СигматизмНосовой сигматизм развивается в результате неполного смыкания задней стенки глотки с мягким верхним небом. Такое случается при поражениях нервной системы или при наличии расщелин в небе. С этой формой отклонения помогает справиться упражнение, подразумевающее выдувание звука «ф». Ребенок должен поместить широкую часть языка между нижней губой и верхними резцами. Из такого положения произносится звук «ф». Язык тем временем следует постепенно убирать за зубы.

Призубный парасигматизм

Призубный сигматизмОдна из причин призубного парасигматизма – неправильный прикус зубов. Для постановки речи в этом случае практикуют логопедические упражнения. Упор делается на тактильные ощущения малыша и правильное расположение органов артикуляции. Изначально осуществляется постановка мягкого «сь». Проводится работа над дыханием. В этих целях ребенок подставляет ко рту руку и направляет на неё воздушный поток, предварительно сделав глубокий вдох. Если у него получилось произнести «с», завершать занятия не нужно. Требуется закрепить результат, периодически повторяя упражнения.

Ошибки при выполнении гимнастики

Во время зарядки для языка нужно следить за правильностью ее выполнения. Тогда получится сформировать нужный уклад для произношения С. Но у детей с речевыми расстройствами недостаточно развита артикуляционная моторика, поэтому некоторые задания могут вызвать затруднения.

  • При выполнении базового упражнения «Улыбка» зубы не видны. Чтобы ребенку было проще его освоить, можно потренировать произношение гласного И, постепенно смыкая зубы.
  • Ребенок слишком далеко высовывает язык. Или он не занимает широкое положение, наблюдается тремор. Тогда нужно пройти курс логопедического массажа или научить делать самомассаж.
  • Неправильное положение губ при выполнении заданий может быть вызвано тем, что не освоено базовое положение − «Улыбка».
  • Также распространенная ошибка – это выполнение движений не только языком, но и нижней челюстью. Или человек помогает себе губами. Тогда во время гимнастики придерживают нижнюю челюсть.
  • При выполнении «Горки» частая ошибка – кончик языка выходит за нижние зубы. Взрослый может помочь малышу при помощи ватной палочки, зафиксировав его в нужном положении. Еще вариант – ребенок произносит про себя И.
  • Выполняя дыхательную гимнастику, надувают щеки, в результате выдох получается несильным и ненаправленным.
  • Еще одна ошибка при выполнении дыхательных упражнений – осуществление вдоха и выдоха ртом. Если у человека наблюдается данная особенность дыхания, несколько занятий занимает постановка правильного дыхания: вдох носом, выдох ртом.

Правильное осуществление вдоха и выдоха

Это самые распространенные ошибки, которые делают не только дети, но и взрослые. Если упражнение выполняется неправильно, его необходимо приостановить и дать более простое задание. Вначале объясняют, как звук произносится в норме, чтобы ребенок мог контролировать работу органов артикуляции. Только когда гимнастика будет выполняться без ошибок, можно переходить к этапу постановки.

Песенки со звуком С. Видео для речевых занятий с детьми.

Песенка про песок — песенка для произнесения изолированного звука сссссс — звукоподражание: как сыпется песок сссс. В дальнейшем ее можно использовать для автоматизации произнесения этого звука во фразах.

Песенка про букву С. Слова со звуком С. Как слепить букву С из буквы О?

До новых встреч!

Еще о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Вы можете почитать:

Как научить ребенка говорить р? Артикуляционная гимнастика.

Игры со звуком Р — занимательные игры для автоматизации звука Р.

Игры, стихи, скороговорки для автоматизации звука Р.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

Комплекс упражнений на свистящие звуки

Упражнения направлены на тренировку языка, развитие его умения занимать нужное положение, сделать орган более гибким послушным.

Заборчик

Цель: научить широко разводить губы при улыбки, фиксировать позицию.

Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.

Месим тесто

Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.

Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.

Блинчики

Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.

Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.

Трубочка

Цель: расслабить мышцы лица, губ.

Техника: глубоко вдыхаем, вытягиваем губы вперед, напрягая мышцы, медленно выдыхаем, можно свистеть. Расслабляем губы и повторяем упражнение опять.

Почистим зубы

Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.

Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешнее части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.

Маляр

Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.

Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.

Качели

Цель: обучить язычок быстро менять положение, держать широкую и плоскую форму за зубами.

Техника: распластанный орган уложите на нижнее небо — считайте до пяти, поднимите наверх, уложите на верхнее небо, упирая в зубы — опять считайте до пяти.

Маятник

Цель: развиваем умение контролировать язычок.

Техника: рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.

Хомяк

Цель: расслабление мышц щек.

Техника: рот закрыт. Язык попеременно сильно упирается в каждую щеку, выдавливая стенки наружу.

Вкусное варенье

Цель: отработка движений язычком по кругу.

Техника: приоткрыть рот, вынуть тело языка и облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу. Напрягать язычка нужно максимально, челюсть остается пассивной.

Горка

Цель: укрепить кончик, научить удерживать тело языка за зубами.

Техника: сжать челюсти, язык упереть кончиком в нижние зубы, согнув тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.

Как закреплять результаты занятий

Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.

Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты. Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух.

При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...