Постановка звука Щ, артикуляция звука Щ

Содержание
  1. Почему важна постановка и автоматизация звука Ш?
  2. Гимнастика для постановки произношения
  3. «Блин»
  4. «Фокус»
  5. «Грибок»
  6. «Змея»
  7. «Варенье»
  8. 3 этапа постановки звуков Ш и Ж
  9. Техника выполнения упражнений
  10. Техника выполнения:
  11. Мимическая гимнастика
  12. Последовательность исправления произношения звуков
  13. Правила автоматизации звука
  14. Как правильно работать над становлением звуков?
  15. Скороговорки на страже дикции
  16. Песенки для автоматизации звука ш
  17. Песенка — чистоговорка для автоматизации правильного произношения звука Ш в слогах
  18. Песенка «Лошадки»
  19. Шишкина школа для малышей: звук ш и буква ш
  20. Постановка звука Ш механическим способом
  21. Основные методы постановки звука «Ш»
  22. Рекомендуем:
  23. «Веселая артикуляционная гимнастика» Н.А. Нищевой.
  24. Дыхательная гимнастика
  25. Автоматизация Ш в словосочетаниях
  26. Что это у тебя? – Блинчик?
  27. Закрепляем произношение
  28. Упражнения для автоматизации звука «Ш»
  29. Постановка звука «ч»
  30. Несколько советов родителям
  31. Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации
  32. Как заниматься с ребенком дома
  33. Чистоговорки на звук «з»
  34. Речевая гимнастика

Почему важна постановка и автоматизация звука Ш?

Нельзя затягивать с постановкой или коррекцией звука «Ш». До 3-х лет дети еще могут произносить звуки не совсем четко (в пределах нормы), но если эта проблема продолжается, то необходимо заняться артикуляционной гимнастикой, научить ребенка правильно дышать во время произношения звуков.

Причиной неправильного произношения может быть: короткая уздечка, с ребенком взрослые «сюсюкали» в детстве (он слышал, как близкие выговаривали звуки, запомнил это и перенял).

Если махнуть рукой на постановку «Ш», ребенок и дальше будет заменять проблемный звук другими, его речь (как устную, так и письменную) не будет понимать учитель, от чего успеваемость ученика снизится, а сверстники будут смеяться над ним. Все это приведет к психологической травме, комплексам, ребенок может замкнуться в себе.

Гимнастика для постановки произношения

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков требуется выполнять для того, чтобы натренировать органы речевого аппарата ребенка, и настроить их для дальнейшей постановки звука «Ш». Поэтому он выполняется в первую очередь, а уже потом идут упражнения на произношение и закрепление результатов тренировки.

«Блин»

Задачей данного упражнения является отработка навыка расслаблять язык и фиксировать его в этом состоянии. Для выполнения нужно немного открыть ротик, расположить язык на нижней губе, а краями достичь уголков губ. Зафиксировать его в полученном положении примерно 5 секунд.

«Фокус»

Это упражнение для постановки звука позволяет закрепить поднимание и удержание широкой части языка вверху, а также навык управления струей воздуха посередине языка на верх.

Фокус

Для занятия понадобится приготовить шарик из ваты. Его необходимо положить на кончик носика, язык должен принять форму чашки, а затем нужно немного открыть рот, поднять широкий край речевого органа на верхнюю губу, боковые его стороны прижать к этой губе и пытаться сдуть шарик. При этом важно, чтобы воздушная струя шла по центру языка, тогда комочек из ваты сможет взлететь вверх.

Во время выполнения упражнения следует смотреть за тем, чтобы работал только язык, все остальное должно оставаться неподвижным. Детям может быть трудно это сделать, тогда можно придерживать подбородок рукой.

«Грибок»

Такое занятие способствует закреплению подъема язычка вверх, навыка фиксации речевых органов в одном положении на некоторое время, а также растяжению связки, расположенной под языком.

Грибок

Ребенку нужно широко открыть рот, приложить широкий язык к верхнему небу и попытаться удержать его в таком состоянии настолько, насколько это возможно. При этом необходимо следить, чтобы рот был широким в течение всего времени выполнения упражнения, а нижние зубы не двигались.

«Змея»

Это упражнение хорошо помогает укрепить мышечные ткани речевого органа. Для выполнения требуется улыбнуться, широко открыть рот, язык сделать узким и выдвинуть его вперед, а потом засунуть обратно в ротовую полость. Так чередовать несколько раз.

Змея

В процессе проделывания упражнения важно, чтобы рот всегда был широким.

«Варенье»

Данное занятие помогает отработать движение языка вверх и правильный уклад речевых органов для воспроизведения шипящих букв. Чтобы сделать упражнение, необходимо немного открыть рот, а затем, широко расправив язык, облизать верхнюю губу. При этом движения должны проделываться сверху вниз, а не из стороны в сторону.

Варенье

Важно, чтобы зубы, находящиеся снизу, не двигались. Если это вызывает сложности, то можно помочь себе рукой. Язык обязательно должен быть широким, а его бока достигать уголков рта.

Выполнив данный комплекс артикуляционных упражнений, ребенок помог мышечным тканям своего речевого аппарата подготовиться к логопедическим занятиям, которые помогут поставить правильное произношение шипящих букв.

3 этапа постановки звуков Ш и Ж

Постановка звука Ш поэтапно происходит в три действия. Сначала кратко охарактеризуем каждый этап. Более подробно разберем их ниже.

  1. Подготовка. Во-первых, тренируем верную артикуляцию для Ш. После, чтобы научить ребенка говорить шипящие, используем речевой комплекс.
  2. Постановка. Во-вторых, работаем над закреплением проговаривания Ш и Ж в словах. Ребенок воспроизводит шум дождя, шипение змеи, выход воздуха из пробитого колеса и т.д. Предлагаем ребенку повторить и запомнить скороговорки с шипящими звуками.
  3. Автоматизация. В-третьих, добиваемся механического произношения Ш.

Для этого предлагаем использовать следующие игры:

  • Игра-соревнование: дети играют со взрослым, по очереди называя все известные слова, начинающиеся на букву Ш или Ж.
  • Для второй игры берем книгу, в которой много картинок. Ребенок называет по картинкам все предметы, в которых есть Ш или Ж.
  • По аналогии с картинками, можно называть все встречающиеся предметы на улице, в которых есть буквы Ш или Ж.
  • Эта игра на слуховое восприятие. Взрослый называет разные слова, а ребенок повторяет те, в которых встречаются Ш и Ж.

Важно! Звук Ж ставится подобно Ш, но с участием голоса.

Рассмотрим подробно каждый этап постановки шипящих согласных.

Техника выполнения упражнений

Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 года (до этого возраста нарушения в произношении шипящих считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

Случается, что правильное,регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогаетпреодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то естьнепосредственно постановки звуков.

Техника выполнения:

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
  • артикуляционные упражненияследует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ правильно;
  • рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика

Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.

Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:

  1. Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
  2. Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
  3. Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
  4. Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
  5. Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
  6. Изображение любых смешных рожиц.

Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно для сопровождения упражнений использовать стишки и рассказы. В этом будет двойная польза – развитие мимики и тренировка памяти.

Последовательность исправления произношения звуков

Наработанный опыт требует такую последовательность постановки произношения звука Ш (как и любого другого):

Убедиться в отсутствии дефектов в строении артикуляционного аппарата. При их наличии рекомендовать родителям обратиться за консультацией к специалисту.Если дефектов нет, но ребенок неправильно или неуверенно выполняет необходимые для произношения звука движения, артикуляционные упражнения обязательны для него.Проверить состояние слухового внимания и восприятия звука. При недостаточном их развитии проводить специальные коррекционные упражнения (гимнастику).Постановка звука.Его автоматизация.

автоматизация звука ш в словосочетаниях и предложениях

Как и для другого дефектного звука, постановка звука «Ш» в словах и предложениях вначале идет по подражанию речи взрослого, а затем ребенка просят самого припомнить или придумать и произнести их.

Правила автоматизации звука

Четкое многократное произношение звука после его постановки — это показатель того, что можно переходить к его автоматизации. Ее результатом будет чистый звук в любом положении в слове, предложении, связном тексте или непосредственно в общении.

Эриванское ханство: история возникновения и развитияВам будет интересно:Эриванское ханство: история возникновения и развития

Если ребенок имеет дефектное произношение других звуков, то их не надо использовать в речевом материале при автоматизации звука «Ш» в словосочетаниях и предложениях. Это поможет избежать их закрепления в речи ребенка.

Переход от простого этапа автоматизации звука к следующему, более сложному, следует осуществлять, если ребенок уже уверенно владеет его произношением:

  • в слогах (прямых, обратных), при сочетании согласных звуков;
  • в словах в разных позициях звуков;
  • в словосочетаниях;
  • в предложениях, сначала в простых;
  • в чистоговорках, коротких стихах и прозе, насыщенных Ш и другими звуками, в автоматизации которых нуждается ребенок.

автоматизация звука ш в предложениях и текстах

От замедленного повторения образцов произношения за взрослым постепенно следует переходить к увеличению темпа произношения слогов, слов, предложений, скороговорок. При этом условии автоматизация звука Ш в предложениях и свободной речи протекает быстрее, так как одновременно совершенствуются и навыки самоконтроля за нею.

Как правильно работать над становлением звуков?

При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.

Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.

Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.

Скороговорки на страже дикции

Предлагаем запомнить и проговаривать следующие чистоговорки для дошкольников. Их существует очень много, вы можете выбрать для запоминания любые.

Вот несколько скороговорок на звук Ж.

Скороговорки на звук ж

А так можно тренировать звук Ш.

Скороговорки на звук ш

Песенки для автоматизации звука ш

Я решила сделать небольшое дополнение к статье Елены. Я очень люблю музыку, и поэтому всегда люблю петь с детьми на своих занятиях. Дети с удовольствием в песнях много раз повторяют слова с нужным звуком. Поэтому я подобрала для Вас и Ваших детишек простые песенки со звуком Ш.

Начните с песенок, в которых нужно произнести только слоги со звуком ш. Далее используйте песенки со словами, в которых есть звук Ш. Пусть малыш договаривает -подпевает эти слова из текста. И когда он уже будет достаточно хорошо говорить звук Ш ,можно использовать скороговорки или сложные песенки (например, песенку «Лошадки»).

Песенка — чистоговорка для автоматизации правильного произношения звука Ш в слогах

Ши-ши-ши-ши, как конфетки хороши,
Шо-шо, шо-шо, мойте ручки хорошо,
Шу-шу, шу-шу, я к столу вас приглашу,
Ша-ша,ша- ша будем кушать не спеша.

Песенка «Лошадки»

В песенке мы автоматизируем правильное произношение звука Ш во фразах.

Шишкина школа для малышей: звук ш и буква ш

В этом интересном уроке в Шишкиной школе с веселыми героями (мой любимый телеканал для детей «Радость моя»), малыш познакомится со звуком Ш и буквой Ш и поиграет в речевую игру «Шкаф» (нужно положить в шкаф одежду и головные уборы, в которых есть звук Ш).

Еще интересные идеи и игры по развитии речи детей  Вы найдете в материалах «Родной тропинки»:

—  бесплатный чек-лист по развитию речи детей по ходу обычных дел «33 способа развития речи детей, если Вы заняты», 

— Как развивать речь детей в семье: 10 правил. И примеры мам- читателей моего сайта.

— Игры со словами для детей: занимательное развитие речи для дошкольников.

— Современные занимательные настольные игры для развития речи дошкольников. 

— Артикуляционная гимнастика в стихах, картинках и видео. 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

Постановка звука Ш механическим способом

Один из эффективных способов постановки звука Ш, при котором применяется логопедический зонд. Схема действий следующая:

  1. Ребенок произносит длинный звук С в высоком положении языка. Губы должны быть растянуты в улыбке так, чтобы виднелись резцы верхнего и нижнего ряда. Между зубами должно быть небольшое расстояние.
  2. При произношении С логопед погружает в рот пациента зонд, давит им на кончик языка. Старается продвинуть язык вглубь так, чтобы сформировался шипящий оттенок.
  3. Ребенок сжимает зонд зубами, не прекращая шипения.
  4. Специалист формирует трубку из губ ребенка, сжимая пальцами уголки рта. В результате получается четкий звук Ш.

Дальше маленький пациент может тренироваться самостоятельно перед зеркалом.

Постепенно тренировки с применением зонда нужно усложнять, переходить от простого шипения к проговариванию шипящих слогов и слов.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.

Рекомендуем:

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.А. Нищевой.

Это пособие считается одним из самыхвостребованных у логопедов и родителей. Здесь представлены артикуляционныеупражнения с подробным описанием действий, наглядное изображение положений губи языка, а также стихотворения и иллюстрации по теме упражнения. Детямнаверняка понравится выполнять артикуляционную гимнастику в компании книжныхщенка, слоненка или бегемотика.

Веселая артикуляционная гимнастика«Веселая артикуляционная гимнастика»Веселый бегемотикВеселый бегемотикВеселый щенокВеселый щенок

Дыхательная гимнастика

Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:

  1. «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
  2. «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.

Автоматизация Ш в словосочетаниях

Варианты занятий:

  1. Считать в пределах десяти, используя слова на букву «Ш» (одна школьница, две школьницы и т.д.):
  2. Повторять словосочетания: шли в галошах, широкий шалаш, шьешь шарф, вяжешь шапку, шепчет Наташа, у петушка гребешок, Мишка взял шишку.

Что это у тебя? – Блинчик?

Дети очень любят фантазировать, что позволяет легко превратить любые упражнения для коррекции произношения в игру. Попросите малыша представить, что в ротике у него находится не язычок, а маленький блинчик. Последовательность проведения такой зарядки будет следующей:

  • кладём «блинчик» на нижние зубки, слегка выдвинув его вперёд;
  • мягко опускаем верхнюю челюсть и постукиваем ею о язык – получается весёлая дразнилка;
  • спустя несколько секунд движения прекращаем и даём «блинчику» отдохнуть.

Статья в тему: Признаки нарушения ВЧД: внутричерепное давление

Поверьте, немного фантазии и позитива с вашей стороны, и ребёнок будет делать это с удовольствием.

Закрепляем произношение

Упражнения для автоматизации звука «Ш»

Упражнение на добавление окончаний со звуком «Ш»:

ША ШИ ШУ
Кукла Да… (ша). Маша чистит у… (ши). В библиотеке надо быть ти… (ШЕ).
Девочка Ната… (ша). Пищат мы… (ши). Мама подарила конфету Ма…(ШЕ).
Сын Але… (ша). В лесу собирают ланды… (ши).
Попугай Кирю… (ша). В школу не ходят малы… (ши).

Заменить первый звук на Ш: тапки – шапки, губы – шубы, мыло – шило, пар – шар.

Образовать уменьшительно-ласкательное слово: зима – зимушка, тётя – тетушка, хозяйка – хозяюшка, хлеб – хлебушек, пятно – пятнышко.

'Постановка звука

Упражнения для улучшения речевого слуха:

  1. Угадай животное. Необходим магнитофон с записями звуков различных животных. Ребенку необходимо дифференцировать и назвать животное.
  1. Пальчиковая игра «Погодные явления». Тому, кто проводит игру, необходимо называть одно из явлений, ребенок должен стучать по столу. Например, изображая гром ребенку необходимо кулаками стучать по столу. Молнию изображать легкими ударами пальцев, произнося при этом продолжительный звук Ш.

Постановка звука «ч»

При постановке звука «ч» логопед пользуется хитрым приемом. Ребенку ставят задачу – проговорить сочетание «ать». Но в момент произношения специалист слегка прижимает уголки губ и просит выдвинуть их немного вперед. В итоге у малыша получается воспроизвести сочетание «ачь». Регулярные тренировки помогают без труда поставить речь, даже при наличии серьезных отклонений. Чтобы повысить их эффективность, логопед постоянно разговаривает с малышом, провоцируя его произносить нужные звуки в непринужденной обстановке.

Несколько советов родителям

Нарушения звукопроизношения могут быть и самостоятельными, и частью более серьезных скрытых дефектов психофизиологического развития ребенка. При их выявлении обязательно надо провести тщательное обследование и получить консультацию у специалистов.

Не следует пренебрегать помощью логопеда-дефектолога: организованные систематические занятия по развитию речи с ребенком в большинстве случаев приводят к хорошим результатам.

Родителям — не специалистам в области логопедии стоит заняться самообразованием: читать методическую литературу, проявлять инициативу в получении консультаций, овладевать методами и приемами работы над речью ребенка. Присутствие на занятиях в кабинете логопеда позволит увидеть ее тонкости.

Не следует форсировать логопедический процесс, стремясь к скорейшему получению результатов. Например, «перешагивание» через автоматизацию звука Ш в простых предложениях задержит его появление в сложных речевых конструкциях.

Обучение правильному звуковосприятию и звукопроизношению начинается с раннего возраста ребенка при условии, что он слышит правильный образец речи окружающих его взрослых.

Источник

Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации

Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков. Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.

Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:

  1. Сначала ставят свистящие «С» и «СЬ», «Ц», «З» и «ЗЬ».
  2. Ставят «Ш» — шипящий звук.
  3. Сонор «Л».
  4. Разбирают «Ж» — шипящий.
  5. Соноры «Р» и «РЬ».
  6. Заканчивают постановкой шипящих «Ч» и «Щ».

Оптимальным возрастом для коррекции звукопроизношения считается 4-5 лет, для звука «Р» — 6-летний возраст. Работу обычно начинают над шипящими звуками, так как они не требуют четкого фокусирования струи воздуха.

Чтобы поставить твердые звуки, для слога используют гласную «А» (для «Л» — «Ы»), для мягких – «И». Автоматизацию звука, который удалось исправить, начинают с произношения прямых и обратных слогов, только затем со стечения согласных.

В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Как заниматься с ребенком дома

Автоматизация звука «ш» в домашних условиях дает такие же результаты, как визиты к логопеду. Помимо артикуляционной гимнастики, практикуют другие способы разработки речевого аппарата для постановки шипящих звуков – чистоговорки, чтение стихов и сказок, специальные игры. Не рекомендуется практиковать занятия, если ребенок к ним не расположен. Желательно выделить на них время в первой половине дня. Оптимальная продолжительность занятий составляет 15 минут.

Чистоговорки на звук «з»

Чистоговорки для детей 5 лет на звук «з» помогают закрепить базовую артикуляцию свистящих. Их не так много, потому что в обратных слогах происходит оглушение звонкой фонемы. Поэтому подбирают материал для отработки звукового образа в прямых слогах или между гласными.

Чистоговорки для детей 2-3-4-5-6-7 лет, на звук р-л-ш-с-ж-з-к-ч-т про осень, зиму, животных, транспорт, насекомых, овощи, фрукты, семью
Чистоговорки принесут больше пользы для детей, если превратить обучение в игру

Про весну:

  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – появились листья у березы;
  • ЗА-ЗА-ЗА – вот и майская гроза.

Про зиму:

  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – зимой крепкие морозы;
  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – блестит снег как алмазы;
  • ОЗУ-ОЗУ-ОЗУ – пишем письма Деду Морозу.

Про домашних животных:

  • ЗА-ЗА-ЗА – погулять пошла коза;
  • ЗУ-ЗУ-ЗУ – мы нашли козу;
  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – красивый бантик у козы.

Про транспорт:

  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – машина возит грузы;
  • ЗА-ЗА-ЗА – нажму на тормоза.

Про насекомых:

  • ЗА-ЗА-ЗА – к нам летит стрекоза;
  • ЗУ-ЗУ-ЗУ – мы ловили стрекозу.

Логопеды на занятиях используют одновременно чистоговорки и короткие стихотворения, чтобы процесс автоматизации «з» проходил быстрее. Подбирать слова следует так, чтобы звонкий звук был в сильной позиции, иначе ребенок будет путать его со другими свистящими.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Речевая гимнастика

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:

  • «Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
  • Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
  • Улыбка. Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
  • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
  • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...