Правильная артикуляция шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ч ). Сигматизм шипящих и его виды. Парасигматизм шипящих.

Буква «Ш»

uchim-bukvy-bukva-sh_2.jpg

Веселые стихи

Шура сено ворошил,Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

Шалуны, прибавьте шагу!Скорей несите мушкетеру шпагу!
Посмотри на букву Ш–Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

*   *   *

Вот шиповника цветы –

Просто чудо красоты!

Яркие, пахучие…

Ай-ай-ай! Колючие!

*   *   *

Шиповник шипы свои выставил

колкие.

Шипы у шиповника словно иголки.

Но мы не шипы у него заберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

С. Мосияш

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это – гном?

Шиш! Там, за шторами возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

*   *   *

Кошка на окошке

Штанишки шьет.

А мышка в сапожках

Избушку метет.

*   *   *

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

Шел я лесом и боялся…Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес не страшным стал.

– Эй, кто шарфик потерял?

*   *   *

Шагает кошка не спеша,

Коготки как буква Ш

Шустро мышь под печку – шасть!

Как бы в лапы не попасть…

В. Степанов

Под кувшинками в тиши,

Где не очень мелко,

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

*   *   *

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно

Шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша.

*   *   *

Не дыши, охотник!

Собака, не шурши!

Уточка с утятами

Плывет сквозь камыши.

*   *   *

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь – не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Скороговорки

1. В ночной тиши у камышаЧуть слышны шорохи ужа.2. Простоквашу дали Клаше.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу,

Дайте просто кашу».

3. В шалаше шесть шалунов.

4. Саша шапкой шишки сшиб.

5. На окошке крошку мошкуЛовко ловит лапой кошка.6. Шишки скользкие шуршали,

Шумно шлепались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

7. Сшила Саша Саньке шапку.

8. Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка.

9. Шла по улице машина,Шла машина без бензина,Шла машина без мотора,

Шла машина без шофера,

Шла, куда сама не зная,

Шла машина… заводная.

10. Шли сорок мышей,Несли сорок грошей,Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Пословицы и поговорки

1. Шила в мешке не утаишь.

2. С кем поведешься, от того и наберешься.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. В гостях хорошо, а дома лучше.

5. Кошке игрушки, а мышке слезки.

6. На мышку и кошка зверь.

7. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

8. Поспешишь – людей насмешишь.

Чистоговорки

Ша-ша-ша – мама моет малыша.Шу-шу-шу – я письмо пишу.Аш-аш-аш – у Марины карандаш. Кыш-кыш-кыш – шутит с кошкой

мышь.

Ёшь-ёшь-ёшь – шишку себе набьёшь.

Игры

Игра  «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковый звук в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар.

2. Отгадайте слово по первым звукам следующих слов: шар, арбуз, ракета, флаг.

О т в е т : шарф.

Игра  «Кто больше?»

Подберите слова, в которых звук [ш] расположен в начале (шляпа, шишка), в середине (мишка, чашка), в конце слова (камыш, карандаш).

Игра  «Доскажи словечко»

Если мы растем на ели,Мы на месте, мы при деле.А на лбах у ребятишек

Никому не нужно…   (шишек).

*   *   *

Сегодня все ликует!В руках у детворыОт радости танцуют

Воздушные…   (шары).

Е. Серова

Я рубашку сшила мишке.Я сошью ему…   (штанишки).

Игра   «Волшебная цепочка»

1. Цепочка должна начинаться и заканчиваться на букву «ш».

(Шар – рак – кот – танк – карандаш.)

2. Замените первый звук в словах: жить, сутки.

(Шить, шутки.)

3. Как за одну секунду из шаха сделать мат?

(Шах – шаг – маг – мат.)

Игра  «Анаграммы».

Шпала (лапша), шарф (фарш), шнурок (коршун).

Слова-невидимки

В  Ш – – – – –  сели моряки,

– – – ш – –  к чаю береги.

– – – – ш  у берега реки,

Забралась  – – ш – –  в куль муки.

Опасен  – – – ш – –  для цыплят,

Ш – – – – –  дороже, чем шпагат.

О т в е т : шлюпка – плюшка, камыш – мышка, коршун – шнурок.

Игра  «Дополните слово»

Шина (машина, вершина), шут (шутка), шип (шиповник, подшипник), шил (шило), шла (шлак), шел (шелк).

Хвостоглав

Здесь слова первого конецНачалом стал второго.А слова третьего конец Вышел из второго.Теперь из букв ты поскорейСложи четыре слова.

(Дополнительные буквы: м, л, а, д, о, е.)

– – шок – – – –

О т ве т :  мешоколад: мешок, шок, кол, лад, шоколад.

Игра  «Слоговое лото»

1. Составьте слова со слогом —ши- в начале или в конце.

(Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы и т. д.)

2. Продолжите слова: Ми… (-ша), шу… (-ба),    Ма… (-ша),    ши…   (-на),  ша… (-ры),  шут… (-ка),  шап… (-ка),  шаш… (-ки),  шах… (-та),  лан…  (-дыш), мы… (-ши),   пше… (-но),   ши… (-ло),   шко… (-ла),   шля… (-па), шах… (-тер),   Шу… (-ра),   суш… (-ки).

Игра  «Наборщик»

1. Выберите из данных букв восемь и сложите название государства. Из оставшихся получится столица.

С ш т о в к е ц т и о л я ь м Г

О т в е т : Швеция, Стокгольм.

2. Составьте как можно больше слов из букв слова шоколадка.

О т в е т :  школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол, кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т. д.

Игра  «Головоломка»

Найдите между строчек насекомое.

Притих камыш, мелькнула птица,

Все спит, ничто не шевелится.

О т в е т : шмель.

Кроссворды

1. «Гори-верти»

По горизонтали и по вертикали впишите три одинаковых слова, которые означают… Впрочем, ищите подсказку в стихах:

– Я быстро таю за щекой.

– Я спорю с бурною рекой.

– Мал воробей, и все же я

Гораздо меньше воробья.

uchim-bukvy-bukva-sh_3.jpg

О т в е т : шоколад, плотина, колибри

2. Все слова с буквой «Ш»

uchim-bukvy-bukva-sh_4.jpg

Загадки

На квадратиках доскиКороли свели полки.Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы.)

Работник садовый –

Порядок медовый.

(Шмель.)

Сижу верхом, не знаю, на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу.

(Шапка.)

На бильярде стальные они,

На нитках – резиновые,

На шкафу – деревянные,

На ёлке – стеклянные.

(Шары.)

Твой хвостик я в руке держал,Ты полетел, я побежал.

(Шар.)

Кругленький, летает,

А куда – не знает.

(Шарик.) Г. Виеру

Сначала пряталась в траве,

Теперь сидит на голове.

(Шапка.)

У меня нос колкий, как у иголки,

Но не шью я, а дырявлю только.

(Шило.)

Открываются ворота:

Гости новые пришли.

Начинается работа –

Принимаю корабли,

Чтобы к рекам шли иным

По ступенькам водяным.

(Шлюз.)

Статья оказалась полезной? Оставьте свои пожалуйста комментарии.

Рекомендую посмотреть ролик Азбука для детей

Чистоговорки для развития речи

Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста. В качестве действенных упражнений их часто используют в практике логопеда или классах начальной школы.

Вот примеры чистоговорок:

Ос-ос-ос — дует громко наш насос.

Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс!

Ба-ба-ба — красивая изба.

На-на-на — на лугу стоит копна.

Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.

С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.

Весёлые, лёгкие и простые чистоговорки на звуки будут полезны дошколятам и ребятам младшего школьного возраста, у которых имеются проблемы с речью или произношением отдельных звуков. При быстром повторении одних и тех же слогов формируется навык правильного звукопроизношения.

Как работать с чистоговоркой

Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочерёдно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. Процесс этот серьёзный и ответственный, но с долей иронии. Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.

  1. Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом
  2. Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.
  3. Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.
  4. После нескольких повторений, малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.
  5. Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно, уделяя занятиям 10 — 15 минут.

Чистоговорки на звук г

Га-га-га – дай мне мама пирога.
Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.
Га-га-га – зеленые луга.
Га-га-га – у козы рога.
Га-га-га – у меня болит нога.
Га-га-га, га-га-га — где же оба пирога?
Ге-ге-ге — болит палец на ноге.
Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.
Ги-ги-ги — за шаром беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.
Ги-ги-ги – ноги береги.
Ги-ги-ги — печет мама пироги.
Ги-ги-ги — снять ботинок помоги.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги — не нужны мне пироги.
Го-го-го – стоит вагон.
Гу-гу-гу — бык пасется на лугу.
Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Гу-гу-гу — хорошо на берегу.
Гу-гу-гу — я гуляю на лугу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу — есть их больше не могу.

Чистоговорки на звук «л»

Звук «л» появляется раньше, чем «р», но его постановкой и автоматизацией не занимаются до 4,5 лет. Поэтому предложенные чистоговорки подходят для дошкольников старшей и подготовительной групп.

Чистоговорки для детей 2-3-4-5-6-7 лет, на звук р-л-ш-с-ж-з-к-ч-т про осень, зиму, животных, транспорт, насекомых, овощи, фрукты, семью

Слоги Чистоговорки
ЛА
  • Осень в гости к нам пришла;
  • В декабре зима пришла;
  • Кошка воду попила;
  • Соберем травку для козла;
  • На цветке сидит пчела;
  • Мама с улицы пришла.
ЛО
  • В сентябре у нас тепло;
  • Все дороги замело.
УЛ
  • Теплый ветерок подул;
  • Папа чинит стул.
ЕЛА
  • Листва по воздуху летела;
  • Бабочка на цветочек села.
АЛИ
  • Под дождь осенний мы попали;
  • В снежки зимой играли;
  • Картошку все копали.
АЛ
  • Ветер громко завывал;
  • Щенок за кошкой побежал;
  • Ехал самосвал.
ОЛ
  • Утром сильный снег пошел;
  • На луг пришел осел;
  • Зеленый богомол.
ЕЛЬ
  • На улице метет метель;
  • В лесу стоит большая ель.
ЕЛ
  • Самолет прилетел;
  • Папа вкусный ужин съел.
ЫЛ Пароход приплыл
ИЛЬ Стоит автомобиль
УЛ
  • Стоит пчелиный гул;
  • Папа чинит стул.
УЛЯ
  • Милая бабуля;
  • Добрый наш дедуля.
ЛЮ
  • Я свою семью люблю;
  • Я снеговика леплю;
  • Фруктов много я куплю.
ЛИ
  • Мы рисуем корабли;
  • В гости к бабушке пришли;
  • На самолет билет купили;
  • Папе пуговку пришили;
  • Фруктов дедушке купили.

В чистоговорках на начальных этапах автоматизации звуков не рекомендуют использовать слова с другими фонемами. Поэтому «л» не стоит автоматизировать одновременно со звуком «р». Такой звуковой материал подойдет для этапа дифференциации.

Звук Д

chistogovorki dlya razvitiya rechi 4

Да-да-да – в колодце вода.

Де-де-де – ведра мои где?

Ду-ду-ду – ведра я найду.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

До-до-до – над колодцем гнездо.

Де-де-де – птенцы в гнезде.

Ди-ди-ди – птенцов не буди.

Ди-ди-ди — тихо иди.

Игры с чистоговорками для детей

Детская чистоговорка отлично сочетается с различными движениями, которые направлены на развитие мелкой моторики, координации и общего восприятия. Примером таких действий может стать наматывание верёвки на палец, выкладывание деревянных палочек, рисование линий на бумаге, перебирание крупных бусин.

Освоив произношение фразы или стихотворения, попросите ребенка повторить ее снова, рисуя при этом на листке волнистую линию, например. Так будут работать сразу оба полушария головного мозга…

Еще одна веселая игра с чистоговорками — это произносить фразу разными голосами. Попросите ребенка, произнести чистоговорку, например, Ши-ши-ши — шалунишки малыши, как тетя-диктор по телевизору, или как маленький мышонок, или большой великан.

А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно…

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика

Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.

Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:

  1. Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
  2. Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
  3. Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
  4. Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
  5. Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
  6. Изображение любых смешных рожиц.

Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно для сопровождения упражнений использовать стишки и рассказы. В этом будет двойная польза – развитие мимики и тренировка памяти.

Чистоговорки на звук й

Ай-ай-ай – скоро месяц май.
Ой-ой-ой – возьми меня с собой.
Ой-ой-ой — скачет заинька косой.
Уй-уй-уй – ветер, дуй.
Эй-эй-эй – воды попей.

Чистоговорки на звук «ж»

Чистоговорки для детей 5 лет на звук «ж» помогают автоматизировать правильное произношение одного из базовых звуков шипящей группы.

Чистоговорки для детей 2-3-4-5-6-7 лет, на звук р-л-ш-с-ж-з-к-ч-т про осень, зиму, животных, транспорт, насекомых, овощи, фрукты, семью

Про осень:

  • ЖИ-ЖИ-ЖИ – собрали колосья ржи;
  • ЖИ-ЖИ-ЖИ – спать готовятся ежи;
  • ЖАЙ-ЖАЙ-ЖАЙ – поспел осенний урожай.

Про диких животных:

  • ЖА-ЖА-ЖА – в лесу встретили ежа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – ягод мы дадим ежу;
  • ЖИ-ЖИ-ЖИ – в лесу живут ежи.

Чистоговорок на звук «ж» не так много, из-за оглушения звонкой фонемы в обратных слогах.

Чаще всего у детей не возникает сложностей с автоматизацией этого звука, потому что уже сформирована правильная базовая артикуляция шипящих. Главное, чтобы взрослый громко проговаривал звонкую фонему, чтобы ребенок не спутал ее с другим звуком.

Основные методы постановки

Приемы постановки подбираются, исходя из причин нарушения работы речевого аппарата. Существует несколько способов воспроизведения звуков. К ним относят:

  • от артикуляционного уклада;
  • от опорного звука;
  • от подражания;
  • от опорного звука с механической помощью.

Автоматизация Ш в начале слова

Вслед за взрослым ребенок произносит: шайба, шайка, шалопай, шакал, шаль, шарф, шоколад, шотландец, шоссе, шевелюра, шорты, шептать, ширма, шимпанзе, широкий, шипучка, шитье, шифр, шоу, шоппинг, шоковый, шокировать, шекер, шокер, шепелявить, шериф, шесть, шестнадцать, шестеренка, шефство, шеффер, швырять, швартовать, шквальный, шкафчик, шлагбаум, шляпочный, шлепанье, шмотник, шмякнуться, шнуровать, шпионить, шпинат, шприц, шпроты, шпаргалка, шпаклевка, штабквартира, штатный, штативный, штольня.

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными. Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш».

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Консультации для родителей и воспитателей

Это один из обязательных элементов работы логопеда. На общих или индивидуальных консультациях для воспитателей он расскажет, какой практической помощи он от них ожидает, в чем состоят трудности работы над речью детей; какие упражнения, задания детям, например, на автоматизацию звука Ш в предложениях он считает возможным включать в другие занятия в детском саду. Такая работа может проводиться и вне занятий, на прогулках, индивидуально или с небольшими подгруппами детей.

Задания детям на автоматизацию звука Ш в предложениях и текстах другие педагоги могут включать в музыкальные занятия, по ИЗО-деятельности, по ознакомлению с литературой, в физзанятия и пр.

Например, дети получат задание нарисовать три предмета, в названии которых есть этот звук, и придумают предложения с ними.

Знакомя детей с литературой, педагог выберет подходящий отрывок из произведения и предложит детям пересказать его с целью автоматизации звука Ш в предложениях.

автоматизация звука ш в простых предложениях

На музыкальном занятии музыкальный работник включит упражнение на распевание в разном темпе и с разной громкостью чистоговорки со звуком Ш.

Консультации для родителей могут быть индивидуальными и групповыми. Специалист доведет до их сведения приемы и правила работы с ребенком, рекомендует упражнения, тексты, игры, цель которых — автоматизация звука Ш в словах и предложениях.

Уровень звука: определение шума в децибелахВам будет интересно:Уровень звука: определение шума в децибелах

Успех этой работы с детьми, как и всякой другой, во многом зависит от того, насколько целенаправленно и согласованно будут действовать все взрослые.

Постановка звука «ч»

При постановке звука «ч» логопед пользуется хитрым приемом. Ребенку ставят задачу – проговорить сочетание «ать». Но в момент произношения специалист слегка прижимает уголки губ и просит выдвинуть их немного вперед. В итоге у малыша получается воспроизвести сочетание «ачь». Регулярные тренировки помогают без труда поставить речь, даже при наличии серьезных отклонений. Чтобы повысить их эффективность, логопед постоянно разговаривает с малышом, провоцируя его произносить нужные звуки в непринужденной обстановке.

Чистоговорки на звук рь

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ре-ре-ре – встану на заре.
Ре-ре-ре — игры во дворе.
Ре-ре-ре – лето на дворе.
Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри – двор уберем – раз-два-три.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ри-ри-ри — на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри — на меня ты посмотри.
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ри-ри-ри — ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри — чисто говори.
Рю-рю-рю – ведро детям подарю.
Рю-рю-рю — на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю — рисую я зарю.
Рю-рю-рю — тебе песенку дарю.
Ря-ря-ря — алая заря.
Ря-ря-ря – синие моря.

Как заниматься с ребенком дома

Автоматизация звука «ш» в домашних условиях дает такие же результаты, как визиты к логопеду. Помимо артикуляционной гимнастики, практикуют другие способы разработки речевого аппарата для постановки шипящих звуков – чистоговорки, чтение стихов и сказок, специальные игры. Не рекомендуется практиковать занятия, если ребенок к ним не расположен. Желательно выделить на них время в первой половине дня. Оптимальная продолжительность занятий составляет 15 минут.

Чистоговорки на ч

Ач-ач-ач — подарил мне папа мяч.
Ач-ач-ач – пришел врач.
Ачка-ачка-ачка – у ребенка тачка.
Ич-ич-ич – долго мне носить кирпич.
Ич-ич-ич — из песка пекут кулич.
Ич-ич-ич – красный кирпич.
Ичка-ичка-ичка – у малыша птичка.
Очка-очка-очка – у фермера бочка.
Оч-оч-оч – наступила ночь.
Оч-оч-оч — я хочу помочь.
Учка-учка-учка – у школьника ручка.
Уч-уч-уч — в небе много туч.
Уч-уч-уч – у меня ключ.
Ча- ча- ча – горит в комнате свеча.
Час-час-час – детвора пустилась в пляс.
Ча-ча-ча – была Таня у врача.
Ча-ча-ча – дай мне калача.
Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Ча-ча-ча – слишком много кирпича.
Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Ча-ча-ча – срочно мне нужна свеча.
Ча-ча-ча, сидит — чукча у врача.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча — буду плакать у врача.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча — всем так полезна алыча.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча — на столе горит свеча.
Че-че-че – фитиль яркий на свече.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чи-чи-чи – красные кирпичи.
Чи-чи-чи – не найду никак ключи.
Чи-чи-чи – нужно отыскать ключи.
Чи-чи-чи — нужны для стройки кирпичи.
Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи.
Чи-чи-чи – пышат в печке калачи.
Чи-чи-чи – я нашел в траве ключи.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи — помогают нам врачи.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи — сварили сок из алычи.
Чи-чи-чи-чи — пламя сдую у свечи.
Чок-чок – ждет добычу паучок.
Чок-чок – за печкой паучок.
Чок-чок – ткет паутину паучок.
Чок-чок-чок — вдруг упала на бочок.
Чом-чом-чом – я открою дверь ключом.
Чо-чо-чо – от свечи мне горячо.
Чо-чо-чо — ох, как на солнце горячо!
Чо-чо-чо, чо-чо-чо — подставляй свое плечо.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо — у меня болит плечо.
Чу-чу-чу — быстро всех домчу.
Чу-чу-чу — в самолете я лечу.
Чу-чу-чу – в темноте зажгу свечу.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чу-чу-чу — зуб лечить я не хочу.
Чу-чу-чу — на скакалке я скачу.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.
Чу-чу-чу — стать я летчиком хочу.
Чу-чу-чу – я гулять хочу.
Чу-чу-чу – я домой попасть хочу.
Чу-чу-чу — я колесами стучу.
Чу-чу-чу – я построить душ хочу.
Чу-чу-чу- молоточком я стучу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — коли так, пойду к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — нет, к врачу я не хочу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — посадили алычу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — собираем алычу.
Чу-чу-чу-чу — я подую на свечу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...