Сборник домашних заданий для автоматизации звука С у детей 4-7 лет

Содержание
  1. Краткий план постановки звука С
  2. Чистоговорки на букву С
  3. Са – со – су– сы су – сы – со – са
  4. Сва, сво
  5. Ска, ско, ску
  6. Сла, сло, слу, слы
  7. Сму, смо, смы, сна, сно,сны
  8. Спа, спо, спу
  9. Ста, сто, сту, сты
  10. Са – са – са – вотлетит оса.
  11. Ас – ос – ус Ос – ис –ес
  12. Ос – ус – ыс Ёс– юс — ис
  13. Важность постановки свистящего звука
  14. Цели
  15. Начинаем с артикуляционной разминки!
  16. Задачи
  17. Речевой материал, соответствующий мини – сказкам – связкам:
  18. Звук С в конце слова в ряду слов
  19. Чистоговорки на звук «р»
  20. Упражнения для произношения звука С и Сь
  21. Этап 2: подбираем коррекционные техники
  22. Техника подражания
  23. Техника постановки от опорных звуков
  24. Используем мягкий звук «сь».
  25. Отталкиваемся от межзубного опорного звука «с»
  26. Механическое воздействие
  27. Этап 3: автоматизация, или закрепление
  28. Слог ОС
  29. Занятие 15
  30. Итог занятия
  31. Занятие 16
  32. Ставим звук [З]
  33. Как закреплять результаты занятий
  34.  Звук С в середине слова в ряду слов
  35. Ещё больше картинного материала для автоматизации звуков на странице звук С.
  36. Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации

Краткий план постановки звука С

  • обследование и диагностика
  • подготовка артикуляционного аппарата
  • работа над воздушной струей
  • массаж органов речи
  • получение звука с помощью различных приспособлений или без них
  • разграничение со сходными про произношению, начиная с шипящих, Т, Х, Ф и др, затем З и Ц, и, наконец, СЬ

Чистоговорки на букву С

Ся-ся-ся, ся-ся-ся — не поймали карася.
Се-се-се, се-се-се — карасей ловили все.
Си-си-си, си-си-си — в водоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся — вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са — ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы — не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су — видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы — мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са — отгадайте, где оса.

Са-са-са: на столе оса. 
Су-су-су: не боимся мы осу. 
Сы-сы-сы: жало остро у осы. 
Се-се-се: киселя дадим осе.

Са-са-са – на дворе роса.
Са-са-са – в лесу бывает лиса.
Са-са-са — у меня лиса.
Су-су-су – даю Саше лису.
Са-са-са – у кого лиса?

Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – мы видели осу.
Са-са-са – летит оса.
Са-са-са – прилетела оса.
Су-су-су – мы прогоним осу.
Са-са-са – улетела оса.
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.

Со-со-со у Светланы колесо.
Со-со-со – мы сменили колесо.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
Си-си-си – ты сырочек откуси.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
Ся-ся-ся – Костя ловит карася.

Сы-сы-сы – у Семена нет косы.
Са-са-са – вот коса.
Са-са-са – острая коса.
Сой-сой – траву косили мы косой.

Сы-чи-сы – вот часы.
Сы-чи-сы – идут часы.
Сов-сов-сов – есть стрелки у часов.
Сы-чи-сы – похожи стрелки на часы.

Солнце — Солнце – золотое донце.
Солнце – солнышко – свети.
Солнце – солнышко – гори.

Сказала со смехом соседке синица:

— Стать самой стрекучей сорока стремится!

Ах, вы, сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

Солнце-Солнце – золотое донце.
Солнце – солнышко свети.
Солнце – солнышко гори.

Пёс лису учуять смог —
Сразу подал голосок.
Унеслась лиса в лесок —
Сала дали псу кусок.

Са – со – су– сы су – сы – со – са

Со– су – са – сы сы — се – са –со

Са

Сани, сабля, салат,салют, сатин, сапог, сахар, сайка, сам,сад, оса, коса, лиса, роса, досада, писать,кусать, посадка, краса, колбаса, гусак.

Со

Соня, соль, сок, сон,сом, сопка, сотня, сокол, совы, песок,кусок, голосок, колосок, осока, колесо,фасоль, рассол, носок, лесок, босой,высокий.

Су

Сумка, сук, суп, суть,сурок, суд, судно, сухо, рисую, несут,пасу, посуда, колбасу, вынесу.

Сы

Сын, сыт, сыпь, сынок,сырок, сыпать, сыч, носы, весы, косы,кассы, лисы, усы, босые, посылка, посыпка,волосы, полосы.

Выучитьчистоговорку:

Са– са – са – в лесу бегаетлиса.

Со – со – со– у Саниколесо.

Су– су – су – было холодно в лесу.

С№2 Св сочетании с согласными звуками

Сва, сво

Сварить,свалить, сваи, сварка, свадьба, свой,свод, небосвод, освободить, сводный.

Ска, ско, ску

Скала, скатерть,скакалка, скакать, скамейка, сколько,скоро, сковорода, скупить, скулить.

Сла, сло, слу, слы

Слава, сладко,славно, слабый, словно, слон, слово, слух,слушать, случай, слыть, слышать.

Сму, смо, смы, сна, сно,сны

Смог, смотр,смолы, смуглый, смыть, снаряд, снова,сноп, сны.

Спа, спо, спу

Спартак, спать,спалить, спор, спорт, спокойно, спутник,спутать, спугнуть.

Ста, сто, сту, сты

Стая, сталь, стакан, стать,ставни, ставить, старик, стол, стоя, сто,столько, стойка, стопка, стон, стук,ступа, стужа, студень, студить, ступеньки,стынуть.

Выучитьчистоговорку:

Са – са – са – вотлетит оса.

Су– су – су – не боюсь осу.

Сы – сы –сы – нет осы.

Со– со – со – у Сониколесо.

С№3 Произносить предложения

У сома усы. У папы усы.У осы усы. Соня у сосны. Сосна высокая.У сосны упал сук. У дома сад. В садубеседка. В беседке скамейка. Судно идетк полюсу. Соня несет сумку. Собака естмясо. Наступила осень. Осыпались листья.На суку сидит сорока. Днем совы спят.Мама сварила суп. В огороде растутподсолнухи. В стакане сок. У Саши новаясорочка. На соломе сидит собака. Высоков небе летит самолет. В саду стоит столи скамейка. Самосвал свалил песок. Слававидел космонавтов. Соты с медом. Сухая солома.Новая софа. Суп с салом. Соленое сало.Сытный суп. Сутулая спина. Соловьинаяпесня. Я спал на соломе. Соня солиласалат. Саня написал письмо Соне. У Ларисыновые сапоги. Саня снял сандали. Соняспала на соломе. Слава сломал стул. Соняпела соло. Блюдо со спелыми сливамипоставили на стол. Самолет летит высоконад лесом. Самолет оставил в небе белыйслед. Толстый слой пыли на столе.

Выучить стихотворение:

Сам горелсамовар, Сам пыхтел,

Сам гуделсамовар, Сам дым пускал.

Сам шипелсамовар, Сам урчал,

Сам кипелсамовар, Сам бурчал,

Сам свистел, Сам чайком нас угощал.

Сам сверкал, Самовар недаром

Зоветсясамоваром!

С№4 закрепление звука Cв обратных слогах и словах

Ас – ос – ус Ос – ис –ес

Ос – ус – ыс Ёс– юс — ис

Ыс – ес – яс Ес – ас– яс

Бас,нас, квас, погас, астра, каска, басня,масло, маска, опасно, ласточка, паста,мастер, ананас

Нос,рос, мост, рост, хвост, оспа, острый,вопрос, трос, космос, покос, волос, поднос,насос, восход, соска, сосна, состав, снос,скос, спрос,постовой

Вкус,ус, густо, пусто, капуста, русский,грустный, мусс, палтус, соус, суслик,страус, спуск

Мыс,кумыс, выступ, выставить, рыскать, выслать

Ясный,ястреб, тряска, коляска, пляска

Леска,лес, место, вместо, навес, тесто, весло,весна, интересно, тесно, пёс, тёс, овёс,унёс, вёсла,

Рис,писк, риск, миска, киска, Борис, искра,кислый

Флюс,плюс

Выучитьчистоговорки:

Ас – ас – ас –я пью квас. Аска – аска – у Сони маска.

Ос – ос – ос –у собаки нос. Иска – иска – у Сони миска.

Ис – ис – ис –я ем рис. Оска – оска – у сони соска.

Ус – ус – ус –я ем мус. Уска – уска – у Сони блузка.

С№5 автоматизациязвука С в предложениях

У наспогас газ. Саня пил квас. Усталый Васясразу уснул. На клумбе растут астры.Борис

любиткислую капусту. Береги нос в трескучиймороз. У артиста красивый голос. Сосна

растету моста. Ветром у нас унесло парус. Мыстали грести веслами. Пастух сидит укостра.

По мостуидет автобус. В саду спелые и сладкиеабрикосы. У Аси красивые бусы. Из костра

летятискры. Пес Барбос грыз кость. Сливовыймусс. Лисий хвост. Сосновая смола.Осиновый лес.Полосатое платье. Ананасноесуфле.

Сольсоленая, солью солят. Сладости сладкие,сладостями сластят. Кислота кислая,кислотой

окисляют.Маслом маслят. Посылку посылают. Подстилкуподстилают. Настил настилают. На

подставкуставят. Соску сосут. Соль в солонке, амасло — в масленке. Лесник в лесу, асадовник – в саду.

Выучитьстихотворение:

Листопад, листопад,

Осыпается сад,

Осыпается лист в лесу,

Сильный ветер свистит, словновсем говорит:

«Скоро снега сюда нанесу!»

С№6 автоматизациязвука С в связном тексте

Перескажитетекст:

СВИНЬЯВ ГОСТЯХ

Однаждыпригласила собака свою соседку свиньюна обед. Накрыла в саду стол, красивую

скатертьпостелила, салфетки разложила, соль всолонке, сирень в стакане и даже свечив

подсвечникахпоставила. Пришла свинья, даже«здравствуйте» не сказала, влезла всапогах на

стол ивсе сожрала, даже сирень. С тех пор собакана свинью сердита.

ВАСЯ

Вася – опытныйследопыт. Он понимает лес. Все в лесуоставляют свои следы. Вот следы лося.Лось сломал ствол молодой осины. Вотследы лисы. Лиса поймала сову. А вот совасела на пень и оставила массу пуха. Илиса оставила пух из хвоста. Весной лосии лисы линяют.

Подарил мнепапа Мы спросили

Льва! У Филиппа:

Ох, и струсиля сперва! – Как смола

Два дня К тебе прилипла?

Его боялся, — Не смола, —

А на третий Сказал Филипп, —

Он сломался. Это я к смоле прилип!

С№7 автоматизациязвука С в стихах

КОЛЫБЕЛЬНАЯ МОРОЗ

Спи, младенецмой прекрасный, Такой мороз! Такой мороз!

Баюшки – баю! Берет за нос, дерет до слез,

Тихо смотритмесяц ясный Такой мороз трескучий,

В колыбельтвою. Пристал, пристал, прискучил.

Стану сказыватья сказки, Такой мороз! Такой мороз!

Песенку спою, Укроешь нос, к бровям прирос.

Ты ж дремли,сомкнувши глазки, Такой мороз здоровый!

Баюшки – баю! Идет, хрустит дорогой!

ЯБЛОКО Утром кот

Что за яблоко! Оно Принес на лапах

Соку спелогополно. Первый снег!

Такрумяно, золотисто, Первый снег!

Так свежо и такдушисто, Он имеет вкус и запах,

Будто медомналилось, Первый снег!

Видны семечкинасквозь. Первый снег!

С№8 автоматизациязвука С в стихах

ВСЕ СНЕГДА СНЕГ…

Все снег даснег, весь лес стоит в сугробах, У длинноносых длинные носы,

Седые сосныискрами блестят, У длиннохвостых длинные хвосты,

Сверкает снеги на лесных дорогах, У длинноусых длинные усы,

Спокойно всекусты под снегом спят… У длиннокосых длинных две косы.

В лесу всестихло. В саване искристом Спокойно спит сосна в лесу,

Спокойно спятосенние листы, А снег совсем уж на носу.

И только ветерс тихим странным свистом Снег до весны сосну хранит,

Слегка ласкаетсонные кусты. И пусть сосна спокойно спит.

И если вдруглиса хвостом ворсистым Сонные сосны, сонные ели

Слегка коснетсясонного куста, В саване снега стоят,

То снега комрассыплется на искры Лес усыпили снега и метели

И вновь уснетлесная красота… И снегопад, снегопад

СЬ№1 автоматизациязвука СЬ в слогах и словах

Ся — сё – сю си – се – сю

Сю – ся – сё се – си – сю

Ся – си – се си – сё — ся

СЯ

Сядь, гусята,косяк, лисята, висят, поросята, десяток,Ася, Вася, Люся, десять, месяц, косят,бросят, носят, весят, спросят.

СЁ,СЮ

Сёма, сёла,сёмга, сёдла, весёлый, гусёнок, лисёнок,поросёнок, посёлок, новосёл, тесёмка,Асю, Люсю, Васю, сюда.

СИ

Сима, сила,сито, сизый, синий, ситец, сильный, синька,осина, косилка, висит, лисичка, укусил,керосин, погасил, Сибирь, сидеть, сигнал,силач, сироп, сирень, ситро, синева,носит, косит, просит, бросит, персик,василёк.

СЕ

Сено, сев, сел,семь, Сеня, сечка, серый, серьги, сеялка,семечки, кисель, висел, посев, осенний,весенний, осень, восемь, село, себя,седой, седок, сезон, секрет, семена,серебро, секунда, селёдка, пасека,плесень.

СЬ

Ось,весь, брысь, гусь, лось, рысь, брось,боюсь, борюсь, Васька, моська, письмо,моюсь, восьмой, тесьма

СЬ№ 2 словасо стечением согласных

сва, све, сви

Свет,сверху, свежий, светлый, свечи, сверчок,свёкла, сверток, свёрла, свитер.

сле,слё, сли, сля

След,слива, слёт, сливки, слить, слякоть.

сме,сми, смя, сне, сни, сня

Смех,смелый, смена, сметана, смирный, снег,смять, снежок, снегирь, снимок, снять.

спе,спи, спя, стё, сти, сте

Спеть,испечь, спелый, спица, спичка, спинка,спячка, степь, стены, стих, стирка, стёкла,стена.

Словас двумя звуками С

Свист, смесь,снести, слесарь, спросить, скрести,сесть, сестра, сеанс, силос, совсем,сосёнка,

сосиски,сессия, отселился, насиделся, отсиделся,отпросился, относился, веселился,поселился, выселился, сенокосилка,уселся, система, сюсюкать.

СЬ№ 3 АВТОМАТИЗАЦИЯЗВУКА СЬВ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Симе семь лет. Асе восемь лет. Сима иАся сидят в саду. Вася сеет салат. Асясеет семена. Тося посеяла свёклу. В рекесети. Рыбаки тянут сети. В сетях многосельди. Муку сеют ситом. Овёс посеялисеялкой. Наступил весенний сев. Выпалснег. На снегу следы лося. На снегу следылисы. Тося гонит гусей. Дети сели насено. Гости сели за стол. В классе сидятсмирно. На осину села синица. Сеня спитна сене. Сима спит на постели. Стадопогнали в степь. Ася каталась на ослике.На севере наступила осень. Сеня и Сёмакупались в бассейне. Костя надеваетсерый свитер. У Васи синий костюм. Рысь– хищный зверь. Настя остановила такси.Ловись, рыбка! Кончилось лето и началасьосень. Гусь плывёт на середину, чиститлапки, моет спину. Сёма сидит в седле.Песок на носилках. Семь советов далсудья.

Наступилавесна. Василий выехал в поле. Он пахалполе под хлеб. Василий устал. Но тут

ПодъехалаАся. Она достала хлеб, сало, соль, мясо.Василий поел, отдохнул на соломе, а потомснова пахал без устали. В поле пыль.Василий весь в пыли. Василий потомотмывался с мылом. Ася всё подливалаему воды.

СЬ№4 АВТОМАТИЗАЦИЯЗВУКА СЬ ВПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Ася спит в постели.Асе снятся сны. В доме все спят.

Соня ела сливы.Сима ела арбуз. Люся ела смородину.

Стоитсухая осень. Листья осыпались. Тихо восеннем саду. Слава любит стихи. В садустоит беседка. Слава сидит в беседке.Соловей сидит на ветке.

Наседке насыпалипросо. В саду ходят гусь и гусыня. Вкустах свистят соловьи. Москве минуловосемь столетий. Сегодня Соне исполнилосьсемь лет. Сёма принес из лесу связкухвороста. Несет меня лиса за темныелеса. Мы сидим на лесенке и поем мыпесенки. Солдаты дали присягу. У костравеселый смех и пляски.

Неспится колючке Лисица озорница.

Снится сирени –сиреневый сон, Прошлалисица под кустом

Снится малине– малиновый сон, Иобожгла траву хвостом.

Рябине –рябиновый снится … Огонь по веточкам полез,

И только колючкене спится. Изапылал осенний лес.

Колючка боится,что сон ей приснится

Колючий– колючий, как спица.

СЬ№5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬВ СТИХАХ

Листья с осиносыпаются Все снега да снега,

осенью, Все снега да сугробы,

Листья и с кленаслетят, Весь лес и все поле в снегу,

Осень оставитодетыми А сквозь снег проступают

сосенки- лесная дорога

Пусть до весныпостоят. Да лисьи следы на лугу.

** * * * *

Над соснойлетит Старый заяц сено косит,

синица. А лиса сгребает.

Под соснойсидит Муха сено к возу носит,

лисица. А комар кидает.

* * * * * *

Кусты и деревья Новый сарафанчик

Уснули кругом– Из цветного ситца.

Укрылись они В новом сарафане

Голубым серебром. Домане сидится.

Лишь серомуволку Приутихнет ветер,

Не спится, Приумолкнут птицы,

Он по лесу ходит Увидав мой новый

И злится… Сарафан из ситца.

А ты одеяломукройся

И серого волка

Не бойся!

СЬ№6 АВТОМАТИЗАЦИЯЗВУКА СЬВ СТИХАХ И СКОРОГОВОРКАХ

В лесу темно, Соня, погляди в окно.

Все спят давно, Сколько снегу нанесло!

Одна сова неспит, И в лесу, и в саду,

На суку сидит. Сосны, ели – все в снегу.

СКОРОГОВОРКИ

Ах вы, сени,сени, сени! Было весело на горке

Вышел в сенисонный Сеня, Сане, Соне и Егорке,

И в сеняхспоткнулся Сеня, А Маруся не каталась —

И кувырк черезступени. В снег упасть она боялась.

Везет на горкуСаня Коси, коса, пока роса.

За собою сани. Роса долой, и мы – домой.

Ехал с горкиСаня,

А на Сане сани.

СЬ№7 АВТОМАТИЗАЦИЯЗВУКА СЬВ СКОРОГОВОРКАХ

КупилаМарусе Сидел воробей на сосне,

Бусы бабуся. Заснули свалился во сне.

На рынкеспоткнулась Еслибы он не свалился во сне,

Бабуся о гуся… До сих порсидел бы на сосне.

Всебусы склевали

По бусинкегуси.

Слоны умны, Слышенсмех честного люда,

Слоны смирны, Трусит сгорки съехать Люда.

Слоны спокойныи сильны.

Восемь не восемь Сеня во сне

На утесесосен, Сидит на сосне.

Совсем невосемь, а семь Сидит на сосне

Сеня во сне.

СЬ№8 АВТОМАТИЗАЦИЯЗВУКА СЬВ СТИХАХ

Стометровка Слоненок

Чтодля зайца стометровка? Слоненок удивил ребят,

Как стрелалетит косой! Слоненок встал на самокат,

Вот что значиттренировка Немножкопокатался —

Вместес тренером лисой!И самокатсломался…

Сорока Загадки

Семь сутоксорока старалась, Одеяло белое не руками сделано.

Спешила, себесапоги сыромятные Не ткалосьи не кроилось,

Сшила. Сказаласо смехом С неба наземлю свалилось.

соседка Синица:

  • Стать самой скрипучей

сорокастремится! Светит, сверкает,

Всехсогревает.

З№1 АВТОМАТИЗАЦИЯТВЕРДОГО ЗВУКА ЗВ СЛОГАХ И СЛОВАХ

ЗА – ЗО – ЗУ ЗЫ – ЗА — ЗУ

ЗО– ЗУ – ЗА ЗУ – ЗО- ЗА

ЗУ– ЗА — ЗЫ ЗО – ЗЫ – ЗУ

Словас ударением на слоге:

Зал, заводь, замок,запах, запад, завтра, зайчик, коза, база,фазан, гроза, сазан, лизать, показать,наказать, указать.

Зона, золото, Зоя, зоб,зов, узор, возок, газон, дозор, Трезор,Зорька, зонтик, горизонт.

Зубры, везу, козу,внизу, грозу, ползу, грызу, мазут, глазурь,разумный

Язык, возы, тазы, пузырь.

Словабез ударения на слоге:

Ваза, роза, база, Лиза,обуза, блуза, польза, береза, закон,завод, заноза, забава, загар, забор,загадка, мазать, заболеть.

Розу, вазу, Лизу, книзу,березу, разум, лозунг, зубок, зубной,зубец.

Грозы, козы, вазы, газы,березы, арбузы, морозы, музыка, козырек,пузырек, называть, показывать, наказывать.

Выучитьчистоговорку:

За – за – за – вот идеткоза.

Зы – зы – зы – нет козы.

Зу – зу – зу – не боюськозу.

З№2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКАЗ ВСЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Словасо стечением согласных:

Знамя, значок,званый, звать, злая, звонок, злой, звук,здание, здоровье, взор, взрослый.

Предложения:

У Зоиваза. В вазе розы. Зоя любит розы. Раздалсязвонок. Лиза звонко смеялась. Лизаопоздала в класс. У Зои болят зубы. Лизарисует зайку. Знание языков полезно.Зоя знает азбуку. Лиза сдает экзамены.Роза сдала экзамены. Зоя работает навоздухе. Воздух полезен для здоровья.В здоровом теле здоровый дух. Заводвыполнил задание. Коза привязана кзабору. Зоя забыла зонт у Лизы. Знойизнурил туристов. Дети заходят в зал.На небе заалела заря. Зоя правильнорасставила знаки препинания.

За селомзатихла гроза. Занятия спортом – залогздоровья. В зале играет музыка. Захарзабил железный гвоздик. Коза пасетсяна зеленой траве. Нужно знать, что гдесказать. За белыми березами соловейзвенит. За горами, за лесами, золотойкружок встает. Все с базара, а Захар набазар. Грузовик привез арбузы.

З№3 АВТОМАТИЗАЦИЯЗВУКА З ВОФРАЗАХ И СТИХАХ

Запонкииз золота – золотые. Зуб из золота –золотой. Небо в звездах – звездное.

Знакомоездание. Звонкий звонок звенит звонко.Золотом золотят. Замок замыкают. Запорзапирают. Зарубку зарубают. Замазкойзамазывают. Закладкой закладывают.Заготовки заготавливают. Заказызаказывают. Наказы наказывают. Загадкизагадывают. Заколкой закалывают. Заданиязадают. Запеканку запекают. Заливноезаливают. Заварку заваривают.

Ты мороз, мороз,мороз, У насна улице мороз.

Не показывайсвой нос. Мороз по всей земле,

Иветви хрупкие берез

Сверкаютв хрустале.

Звенит метелкамиовес: И впервых отблесках

  • Мне повезло, зари

Я в поле рос! Стоит хрустальный сад,

Ина деревьях снегири,

Какяблоки висят.

Поросята былирозовые,

От загара сталибронзовые.

Мама с ними непоет,

Мама их неузнает.

З№4 ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА зВ СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ

Важность постановки свистящего звука

Постановка звуков в логопедии является особенным процессом, представляющим собой выработку навыка произношения той или иной буквы. Ребенку важно научиться воспроизводить звук в любом виде в зависимости от слова, сочетания букв в нем.

Постановка звука «С»

Нередко логопеды сталкиваются с расстройством речи именно при воспроизведении свистящих звуков у детей. Выделяют два вида таких дефекта:

  1. сигматизм;
  2. парасигматизм.

В первом случае малыш искажает произношение правильного звука «С» или «Сь», а во втором – вообще меняет их на другие звуки.

Поэтому так важно вовремя заметить речевое нарушение у ребенка и начать прививать навык верного воспроизведения букв. Такие патологии также могут негативно отразиться на нервной системе детей, привести к следующим болезням:

  • Дисграфия. Она представляет собой разные нарушения письменной речи, когда ребенок непроизвольно меняет буквы во время написания местами, заменяет их другими буквами и так далее.
  • Дислексия. Эта патология не позволяет ребенку нормально читать, мешая связывать буквы в единый текст.
  • Дислалия. При данном заболевании дети имеют серьезные дефекты произношения определенных звуков.

Таким образом, сомнений в том, что постановка звуков важна и обязательна, нет. Родителями стоит запастись терпением и подобрать для своих малышей эффективные методики развития речи, разбив на определенные этапы, от простых к сложным.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Начинаем с артикуляционной разминки!

Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.

Лучшее время – это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:

  • Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
  • Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
  • Зеркало – лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
  • Не любые упражнения – есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
  • Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С] в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие фонетического слуха.
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Речевой материал, соответствующий мини – сказкам – связкам:

1. Овца ест цветок.
2. На столе огурцы и перцы.
3. Заяц спит под цветами.
4. У девочки кольцо на пальце.
5. Цыпленок сидит около курицы.
6. Цыганка ест яйцо.
7. Пуговица лежит под столом.
8. Птица с птенцами сидит в гнезде.
9. Синица ест гусеницу.
10. Лисица ловит синицу.
11. Цыпленок сидит в яйце.
12. Принцесса сидит под солнцем.

Звук С в конце слова в ряду слов

Звук С в конце слова

Перечень слов: фикус, квас, поднос, насос,
кактус, фокус, утконос.

Перечень слов: уксус, ананас,  матрос,
кипарис, класс, альбатрос.

Повтори словосочетания:

пустой автобус                         спелый абрикос

высокий утёс                            пустой автобус

серый пёс                                 мясной соус    

Чистоговорки на звук «р»

Чистоговорки на звук «р» не подходят для детей младшего дошкольного возраста, потому что соноры появляются в детской речи, начиная с 5 лет. До этого времени артикуляционный аппарат не готов к их произношению.

Чистоговорки для детей 2-3-4-5-6-7 лет, на звук р-л-ш-с-ж-з-к-ч-т про осень, зиму, животных, транспорт, насекомых, овощи, фрукты, семью

Слоги Чистоговорки
РА
  1. Пришла осенняя пора.
  2. В снежки играет детвора.
  3. Снег идет с утра.
  4. Кошек нам кормить пора.
  5. Налетела мошкара.
  6. Урожай собрать пора.
  7. У Вани младшая сестра.
  8. Апельсина кожура.
РО
  1. Мы поедем на метро.
  2. Овощи соберем в ведро.
РУ
  1. Осенью хоти жару.
  2. Машина едет по двору.
  3. Я позвал гулять сестру.
РЫ
  1. Осенью метем дворы.
  2. Весело съезжать с горы.
  3. На елочке висят шары.
  4. Кошки не едят сыры.
  5. Прилетели комары.
РИ Прилетели снегири.
АР
  1. Мы слепили снежный шар.
  2. Залетел в окно комар.
ОР
  1. Загорелся светофор.
  2. Красный помидор.
УР Сходим мы покормим кур.
РОД Мы копаем огород.
ОРЫ
  1. Большие помидоры.
  2. Мы нашли зайки норы.

В чистоговорках на звук «р» нужно стараться не использовать слова со звуком «л». На логопедических занятиях подбирают материал с учетом отрабатываемого звука. Если автоматизируется фонема в прямых слогах, то и чистоговорки должны содержать этот вид слогов.

Упражнения для произношения звука С и Сь

Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.

Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:

  • обыкновенный насос;
  • душ;
  • велосипедная шина, проколотая гвоздем;
  • воздушный шарик, из которого выходит воздух.

Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное — наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.

Этап 2: подбираем коррекционные техники

Коррекция зависит от формы дефекта. Мы расскажем об универсальных техниках, которые можно использовать для постановки в любом случае. К ним относятся подражание, использование опорных звуков и механическое воздействие.

Техника подражания

Постановка по подражанию эффективна при незначительных дефектах звукопроизношения у детей. Покажите малышу, как правильно выговаривать твердый звук «с». Для этого сядьте оба перед зеркалом, чтобы он видел и себя и вас. Далее дайте ребенку инструкцию:

  1. Открой рот и улыбнись.
  2. Распластай язычок, напряги его кончик и упрись в нижние зубки (резцы).
  3. Пусть по языку пройдет «ветерок». В итоге должно получиться «с».

Маленькие дети лучше впитывают информацию и овладевают навыками посредством игры. Придумайте их для своего чада! Например, можно накачивать насосом колесо велосипеда, сдуть воздушный шарик, подуть в бутылку с узким горлышком или подуть, как морской бриз — все эти действия сопровождаются звуком «с-с-с-с».

Техника постановки от опорных звуков

Если ребенок хорошо выговаривает другие звуки, можно отталкиваться от них. В случае со сигматизмом опорными звуками являются мягкий «сь» и межзубный «с».

Используем мягкий звук «сь».

Сначала попросите сына или дочку произнести звук «с» и посмотрите, где в это время расположен язык — от этого зависит коррекция.

  1. Язык расположен вверху — упирается в резцы. Можно учить малыша правильному звукопроизношению. Для этого взрослый открывает рот и произносит «с», малыш смотрит и повторяет за ним.
  2. Язык расположен внизу — упирается в зубы. Ребенка учат выговаривать «с» из правильной артикуляционной позы — кончик языка сверху.

Когда малыш научился этому, навык нужно окончательно закрепить. Этому способствуют упражнения для постановки.

Тянем звук. Малыш улыбается и продолжительно говорит «с». В это время он сам или взрослый снизу подставляет ладонь ко рту. При звукопроизношении должен идти чуть прохладный воздух.

Округляем губы. Продолжая выполнять упражнение и держа ладонь у рта, малыш округляет губы и вытягивает их в трубочку, как для произношения «у». Взрослый может на своем примере показать, как это делается. Рот открывать нужно нешироко.

Следим за воздухом. Главное условие — при выполнении всех действий струя воздуха должна быть непрерывной. Причем она со временем теплеет.

Достигаем твердого «с». Если у малыша автоматически не получается произнести его, взрослый объясняет, что сейчас задача — «подогреть» воздух на ладошке. Тогда все получится.

Говорим «су». Это вспомогательное упражнение, которое поможет чаду достичь желаемого твердого «с». Следим за горячим воздухом.

Говорим твердое «с». Как только результат получен, покажите на своем примере: выдвиньте губы вперед, словно собираетесь сказать «ы-ы-ы-ы», сомкните зубы. Это еще больше «утвердит» «с». Если малыш плотно прижмет язык к верхним зубам, ему будет еще проще.

Закрепляем результат. Вводите выученный звук в слогах со всеми гласными.

Отталкиваемся от межзубного опорного звука «с»

Малыш просовывает между зубами язычок, произнося «с»? Посмотрите, где именно располагается язык:

  1. Вдоль языка идет «желобок», малыш располагает язык между зубками. Покажите чаду, как спрятать его за зубы и сами проговорите «с», чтобы малыш увидел;
  2. Отсутствует «желобок», язык плашмя распластан. В первую очередь нужно поставить корректное межзубное звукопроизношение. Взрослому нельзя говорить «с» вслух.

В этом случае используют такую поэтапную постановку звука «с».

Правильная артикуляционная поза. Ученику нужно распластать и высунуть между зубами. Кончик языка выдвинуть кпереди или расположить на уровне резцов. Потом широко улыбнуться сомкнутыми губами и в идеале прикусить язычок с боков.

Дуем в ладошку. Главное — струя воздуха должна быть как можно холоднее. Это создаст необходимый «желобок». Малыш должен непрерывно улыбаться, можно придерживать верхнюю губку пальцем — так будет легче. Если он все делает правильно, послышится свистящий звук.

Свистим, как комарик. Усадите малыша перед зеркальцем, покажите ему «желобок» и объясните, что благодаря ему у малыша получается свист. Но так свистит большой комар, а надо научиться говорить, как маленький — тонким голоском.

Окончательно ставим «с»:

  1. Ученик непрерывно «свистит». Лучше, если он контролирует этот процесс, глядя в зеркальце. Главное — «желобок» должен оставаться на месте.
  2. Медленно убирает язык за верхние резцы и прижимает его к ним изнутри. Взрослый показывает, как это сделать, но не произносит «с».
  3. Малыш почти достигает правильного звукопроизношения. Потом открывает рот — послышится правильное произношение.

Когда ученик правильно произносит изолированно «с», начинайте вводить его в речь: сначала постановка в слогах, потом в словах.

Механическое воздействие

Для постановки используют счетные палочки, затупленные зубочистки, спички — подойдет любой из перечисленных инструментов.

Один из способов такой. Малыш располагает широкий язык внизу, кончик его упирается в нижние резцы. Взрослый кладет спичку посередине языка. После этого ребенок подносит ладошку ко рту, прикусывает спичку и плавно, но с усилием выдувает воздух так, чтоб ощутить его кожей на ладошке.

Если при этом слышится «с», его отрабатывают со спичкой, а затем без нее.

Вот несколько моментов, которые нужно учитывать выполнении упражнения для постановки «с»:

Во-первых, вводите спичку малышу в рот на 2 см, а если язык уворачивается, чуть глубже.

Во-вторых, при нажатии спичкой, маленький ученик начинает «шепеляво» свистеть. Попросите его соединить губы так, чтобы они пропускали только спичку, но пусть он не прикусывает ее. Язык остается во рту за зубами. Малыш дует на кончик языка так, чтобы выдох проходил между зубами.

В-третьих, контролируйте нажим спичкой. Пробуйте нажимать сильнее или слабее, глубже или на самом кончике языка — так вы найдете то положение, при котором у чада получится идеальное звукопроизношение.

В-четвертых, когда вы поставите изолированный звук «с», начинайте вводить его в речь. Сначала — в слоги, а потом и в слова. Если при постановке в словах малыш опять ошибается, подключайте спичку.

Занимайтесь с чадом в форме игры: проводите аналогии с персонажами из мультиков, показывайте картинки, интересные истории.

Этап 3: автоматизация, или закрепление

Овладение правильным звукопроизношением изолированно от речи — это лишь первый этап обучения. Далее важно закрепить его и довести до такого автоматизма, чтобы ребенок правильно выговаривал новый звук в словах и фразах.

Сначала работайте над постановкой в слогах, потом в словах, причем «с» должно находиться в начале, середине и конце слов. После этого переходите к предложениям.

Слог ОС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ус-ыс-ас-ос
Ыс-ус-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

Нос, рос, мороз, воск, мост, рост, хвост, остров, острый, Барбос, покос, вопрос, абрикос, киоск, кросс, космос, полоска.

Нос на морозе красный. На острове растут абрикосы. Барбос побежал со мной на покос. Хочу полететь в космос. Острая полоска бумаги. Мост над рекой. У меня высокий рост.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Скачать раскраску на автоматизацию слога ОС

Занятие 15

1. Артикуляционная и пальчиковая (разминка).

2. Дыхательное упражнение «Заморозим подбородок.

3. Напечатай слоги в тетради: АЦ  ЦА  ЦО  ОЦ  УЦ.

4. Запомни и повтори слоги

цва-цво-цву-цвы               цма-цмо-цму-цмы

цво-цву-цвы-цва                цмо-цму-цмы-цма

цву-цвы-цва-цво                цму-цмы-цма-цмо

цвы-цва-цво-цву                цмы-цма-цмо-цму

                    ацм-оцм-уцм-ыцм

                    оцм-уцм-ыцм-ацм

                    уцм-ыцм-ацм-оцм

                    ыцм-ацм-оцм-уцм

5. Послушай (прочитай) предложения, найди и запомни похожие слова (знакомство с родственными словами).

На лугу одуванчики и другие полевые цветы.

Саня подарил маме весенний цветок.

Мама рассказала дочке сказку «Аленький цветочек».

На площади большая цветочная клумба.

Саня работает на огороде, а Соня — в цветнике.

Под окном школы куст цветущей сирени.

Проговори эти слова, подумай, почему эти слова называются родственными:

цветы         цветочек       цветник

цветок        цветочная     цветущая

6. Продолжи ряд родственных слов:

первоцветы, пустоцвет, соцветие, цветочница,

цветовод, разноцветный, цветоножка, цветной,

цветение, цветик-семицветик…..

7. Игра «9-5-2-1» со словами ЦВЕТНИК, ЦВЕТОК, СОЦВЕТИЕ.

8. Спряжение в будущем времени

ПОСАДИТЬ ЦВЕТЫ В ЦВЕТНИКЕ

(я посажу цветы в цветнике, ты…, он…., она…., мы …, вы …, они …).

9. Нарисуй и закрась карандашами обеими руками одновременно «Цветок».

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Занятие 16

Попеременно произнеси с рукой на горле, сопоставь звуки З-Ц, З-Ц, Ц-З и т.д., постарайся ощутить наличие или отсутствие вибрации («дрожит или не дрожит горло») и разницу на слух.

Ставим звук [З]

Артикуляция при воспроизведении звука «З» похожа на «С», только звук «З» более звонкий, поэтому при его проговаривании нужно задействовать голос. Звук «З» ставят после успешной автоматизации «С».

Постановка «З» аналогична работе со звуком «С», только нужно следить, чтобы ребенок подключал голос, ощущал вибрацию связок. Очень важно суметь донести ребенку, что эти звуки отличаются своим звучанием. Для этого предложите малышу положить ручку на горло и произнести поочередно оба звука. По вибрации ребенок поймет эту разницу. Когда звук «З» будет слышен отчетливо, предлагайте ребенку проговаривать его громче и четче. После этого проведите автоматизацию звука посредством упражнений на проговаривание слогов, слов, предложений.

Как закреплять результаты занятий

Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.

Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты. Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух.

При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.

 Звук С в середине слова в ряду слов

Звук С в середине слова.

Перечень слов: паста, каска, колбаса,
носорог, носок, лиса.

Автоматизация звука  [с] в словосочетаниях

Вкусный суп                              опасный выступ

искусный фокусник                     пустая миска

сосновый сук                             усатый сом     

сухая косынка                           синие  бусы

сатиновый поясок                      усатый сом         

густой сок                                       тенистый сад

ананасовый сок                                толстое сукно   

лесная сова                                    быстрые самолеты

Сдобное тесто                         высокий мост  

постная колбаса                      ананасное суфле

высокая сосна                         соленая треска

наваристый суп                       густой лес

сонная киска                             автобусная остановка

густой кустарник                       красные сандалии                 

солист ансамбля                        сырой песок

парусный спорт                         солёная капуста

миска с рисом                           вкусный салат

масса советов                           пёстрая собака   

Четко произносить предложения со звуком С.

Саня идет в сад.                                         В саду оса.

У самого носа оса.                                      Оса полосатая.

Высоко в небе самолет.                               Саня и Соня летят на самолете.

Самолет идет на посадку.                            Саня и Соня выходят из самолета.

Сане купят новый самокат.                          У Сани сани едут сами.

У Саньки новенькие санки.                          Саня едет на санях.

Саня видел салют.                                     Саня сам надевает сапоги.

Садовник посадил сад.                                Бориса покусала собака.

Собаке дали кусок мяса.                             Собака своих не кусает.

На соломе спит собака.                              У Сони коса до самого пояса.

Четко произносить предложения.

Дайте Сане сок и ананаса кусок.                    Соня кусает сахар.

В сотах мёд.                                                Песок в совке.

Соль в солонке.                                           Сонный сом на дне.

Соня, купи маме соды.                                  Самолет летит высоко над лесом.

Соня спала на соломе.                                  Суп несут в судке.

Саня и Соня несут сумку.                              В сумке сок, сахар и сыр.

Соне налили супу.                                         Соня видит осу.

Суп солите сами по вкусу.                              На обед салат, суп и мясо.

В саду сухой песок.                                       Несут ёлку из лесу.

Сосулька упала в снег.                                   Высоко на суку сова.

Четко произносить предложения.

В субботу Соне купят посуду.                            Алиса моет посуду.

Соня рисует самолет.                                   На ёлке сухой сук.

В сумке судак.                                             В лесу лиса.

В лесу высокие сосны.                                   У сома усы.

У осы усы.                                                   В саду осы.

Сане купили весы.                                         У тёти Вассы новые бусы.

У Сони косынка.                                            У Сони посылка, в ней бусы и косынка.

В посылке сыр, колбаса, сахар.                       Я несу в сумке кусок сыра.

У Сони две косы.                                            У Сони русые косы.

У Сони густые волосы.                                    У Сани полосатые носки.

Тексты для пересказа

Рассказы для прослушивания и пересказа.

НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ

         Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели биг-маки из Макдональдса.

         Тут Соня заметила бездомную собаку. Она стояла недалеко от остановки и внимательно глядела на Соню и Славу. Собака скулила от голода. Слава отломил кусок своего биг-мака и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.

ДИКИЕ ГУСИ

          На поляне спали дикие гуси. С ними были маленькие гусята.

          Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести его в лес. Тут две гусыни накинулись на лису. Они стали бить лису своими клювами.

          Лиса оставила гусёнка и со всех ног понеслась к лесу.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ

           У Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, кукольной посудой и мебелью. У Светы много кукол. Есть и кукольная коляска.

          Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовёт к себе соседку Люсю. Вместе детям намного веселее!

СОНЯ И СОБАКА

          У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами — беседка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовёт свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!». Соня показывает собаке колбасу и командует: «Сильва, дай лапу!».

         Сильва, сидя, подаёт Соне лапку. За это Соня даёт со¬баке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять даёт Соне лапу — так, без команды!

СУХАЯ СОСНА

          У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме.

          Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.

СОНЯ И СУЛТАН

         Как-то Соня со своим псом Султаном была в саду. Соня ходила по саду без сандалий и босой ногой наступила на осу.

            От укуса осы Соня заплакала и стала скакать на одной ноге. Султан лизнул Сонину ногу. Соня успокоилась и засмеялась.

СМЕЛАЯ ЛЮСЯ

             Люся всегда боялась гусей. Как-то соседский гусак Васька схватил Люсю за юбку и стал тянуть. Люся замахнулась на гусака веткой, и тот отстал. А Люсин папа сидел у дома на скамейке и всё видел.

             «Люся, да ты смелая стала — гусака не испугалась!» — весело сказал папа.

КУКЛА СИНДИ

          Были у Люси кот Васька и любимая кукла Синди. Люся занималась с куклой весь день. Кот Васька постоянно наблюдал за хозяйкой.

         Как-то мама позвала Люсю на кухню. Кукла Синди осталась в коляске. Кот схватил куклу и унёс её под диван.

        Люся не увидела куклы в коляске и сильно заплакала. Тогда кот Васька достал куклу из-под дивана и отдал Люсе. Люся засмеялась и угостила кота Ваську — дала ему Вискас.

РАССЕЯННЫЙ СОСЕД

           У нас в подъезде есть сосед. Он всегда везде опаздывает. Встанет утром, никак не найдёт свой костюм. Потом бегает по комнате, собирает в сумку документы, деньги, разные записки. Сосед всегда опаздывает на свой автобус, а потом стоит на остановке и грустит.

            Вот какой рассеянный сосед!

ВОТ И ПОВЕСЕЛИЛСЯ!

           Сеня был в классе и вертелся, сидя на стуле. Спинка стула треснула и сломалась. В классе этого никто не заметил.

             Приставил Сеня спинку к сиденью и оставил стул на месте. О сломанной спинке Сеня никому не сказал. «Вот потеха будет, когда кто-нибудь сядет на мой стул! Вот повеселюсь!» — думал Сеня.

          Весь день он косился на опасный стул. «Интересно: кто на него сядет?». Смотрел-смотрел Сеня — никто на его стул не садится. Странно ему стало…

         На другой день Сеня забыл о сломанном стуле и плюхнулся на него со всей силы! Спинка стула развалилась, а Сеня оказался на полу.

        Хотел Сеня повеселиться — вот и повеселился!

ПЛОДОВЫЙ САД

           Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений.

          Садоводы создали много разных сортов сливы и яблони, персика и абрикоса, смородины и малины. Из этих плодов люди делают соки, консервы, варенье, напитки.

          Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы.

Ещё больше картинного материала для автоматизации звуков на странице звук С.

Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации

Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков. Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.

Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:

  1. Сначала ставят свистящие «С» и «СЬ», «Ц», «З» и «ЗЬ».
  2. Ставят «Ш» — шипящий звук.
  3. Сонор «Л».
  4. Разбирают «Ж» — шипящий.
  5. Соноры «Р» и «РЬ».
  6. Заканчивают постановкой шипящих «Ч» и «Щ».

Оптимальным возрастом для коррекции звукопроизношения считается 4-5 лет, для звука «Р» — 6-летний возраст. Работу обычно начинают над шипящими звуками, так как они не требуют четкого фокусирования струи воздуха.

Чтобы поставить твердые звуки, для слога используют гласную «А» (для «Л» — «Ы»), для мягких – «И». Автоматизацию звука, который удалось исправить, начинают с произношения прямых и обратных слогов, только затем со стечения согласных.

В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...