Скороговорки для детей 3-8 лет: легкие и короткие, на английском, смешные

Содержание
  1. Скороговорки простые
  2. Польза скороговорок для детей
  3. Как работать со скороговорками для улучшения дикции
  4. Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых
  5. Скорость произношения скороговорок
  6. Интонации произношения скороговорок
  7. Часть 6
  8. Если ребенок только учится говорить
  9. Скороговорки с картинками для детей 3-4 лет
  10. Скороговорки на букву “А”
  11. Как заинтересовать занятиями?
  12. Для дошкольников 5-6 лет
  13. Скороговорки на букву “В”
  14. Длинные скороговорки для развития дикции
  15. Для деток 7-8 лет
  16. Скороговорки посложнее
  17. Скороговорки на букву Е
  18. «Языковертки» для детей 2-3 лет
  19. Как правильно работать со скороговорками
  20. Сложные скороговорки
  21. Скороговорки на букву “Ц”
  22. Полезные скороговорки для детей 3-4 лет
  23. Смешные скороговорки
  24. Скороговорки на звук Ш
  25. Короткие скороговорки для детей
  26. Скороговорки с шипящими звуками
  27. Скороговорка на букву Ж
  28. Скороговорка на букву Ч
  29. Скороговорка на букву Ш
  30. Скороговорки на буквы Щ и С
  31. Скороговорки для развития дикции взрослых
  32. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии
  33. Скороговорки на звуки С, СЬ, З, ЗЬ
  34. Скороговорки на букву Ч, Ч+ТЬ
  35. Скороговорки в картинках (фото)

Скороговорки простые

Водовоз вез воду из-под водопада.

Говори, говори, да не заговаривайся.

На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

Наш дуда и туда и сюда.

Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка (и т.д.).

Летят три пичужки через три пусты избушки.

В один, Клим, клин колоти.

Каково волокно, таково и полотно.

Клюет курка крупку, курит турка трубку.

Либретто “Риголетто”.

Полили ли лилию, видели ли Лидию?

Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Мам, меду б нам, мам, молока б нам.

Сенька с Санькой  вёз Соньку на санках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Перепёлка перепеленала перепелёнка.

Кушать хочется да лень ворочаться.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Мыши с шалью шалят.

У осы не усы, и не усища, а усики.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

У ёлки иголки колки.

В один клин, Клим, колоти.

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

Три свиристели еле свистели на ели.

Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.

Собирал Олег орешки, а Алёша сыроежки.

Из соседнего колодца целый день водица льется.

На гармошке громко, заиграл Ерёмка.

В сарае у Нюры разные куры:
Три черных – Чернушки,
Две пестрых — Пеструшки.

Из яслей вернулась Лена, Лена маме по колено.

Ходит Люба возле дуба, нам глядеть на Любу любо.

Метил в лукошко, попал в окошко.

Тары-бары-растабары, у Варвары куры стары.

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Польза скороговорок для детей

  1. Развивают речевое дыхание, особенно когда проговариваешь их в разном темпе: медленном, среднем, быстром. 
  2. Улучшают качество дикции, то есть делают произношение четким.
  3. Развивают сенсорные способности, необходимые для «запуска» и улучшения речи.
  4. Тренируют интонацию: учат произносить вопросы, восклицания и другое.
  • 5 элементарных советов, как ускорить развитие речи малыша

Ребенок обычно с удовольствием произносит скороговорки, потому что их сюжеты пронизаны юмором, или же ситуации, описанные в этих текстах, выглядят абсурдными, непонятными. Все это привлекает, смешит и хорошо запоминается.

Как работать со скороговорками для улучшения дикции

Логопеды используют скороговорки, чтобы научить детей и взрослых внятно произносить похожие звуки. Речь идет о звуках, для формирования которых язык, челюсть, лицевые мышцы совершают подобные движения. Чаще всего трудности возникают с «л» и «р»: оба звука требуют, чтобы язык поднялся к нёбу, а его кончик оставался мягким. Еще одна пара проблемных звуков – «с» и «ш», «м» и «н».Если ваша речь недостаточно четкая, скорее всего, вы невнятно произносите одну из групп этих звуков. Самостоятельно определить дефект на слух сложно, поэтому хотя бы пару раз проконсультируйтесь с логопедом или учителем ораторского искусства, чтобы он дал рекомендации по улучшению дикции.Скороговорки построены на сочетании пары подобных, трудно различимых звуков, поэтому они помогают эффективно развивать речь. В идеале стоит пройтись по всем парам звуков и всем группам скороговорок, но если есть проблемы с произношением «л», «р», «ш», «с» или других звуков, начать тренировки следует со скороговорок на «проблемные» слоги.Стандартная программа упражнений со скороговорками предлагает такую последовательность: сначала глухие шипящие, затем свистящие и звонкие, наконец – сонорные звуки. Такой порядок не случайный, потому что легче всего произносятся глухие звуки, сложнее всего – сонорные. Недаром чаще всего у детей и взрослых возникают проблемы с сонорными «р» и «л».Конечно, вы можете тренироваться в произвольном порядке, и улучшение речи через время станет заметным. Но результаты будут более быстрыми и ощутимыми, если придерживаться правильной последовательности.

Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых

Первый этап тренировки. Отработка шипящих и глухих звуков: «п», «т», «ш», «с».

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.

Второй этап. Постановка свистящих и звонких: «ч», «ц», «щ»:

  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Третий этап. Работа с сонорными звуками: «м», «н», «л», «р»:

  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • Мы ели-ели ершей у ели; их еле-еле у ели доели.
  • Раскатистый «эр» не напрасно сонорный: рычит и рокочет в работе упорной!

Скорость произношения скороговорок

Когда начинаете работать со скороговорками, не произносите их быстро. Чтобы улучшить речь, нужно наращивать темп постепенно, тщательно следя за дикцией. Возьмите одну скороговорку, например: «Карл у Клары украл кораллы». Сначала произнесите ее очень медленно и беззвучно – только шевелите губами, будто говорите, но не издавайте ни звука. Затем скажите «Карл у Клары украл кораллы» медленно и шепотом. Следите, чтобы каждый звук проговаривался очень тщательно, нарочито. В третий раз произнесите скороговорку в естественном темпе и в полный голос.Если у вас не получается сходу сказать «Карл у Клары украл кораллы» без запинок, говорите чуть медленнее обычного. Только когда вы сможете в спокойном, разговорном ритме выговорить «Карл у Клары украл кораллы», произносите эту же реплику в быстром темпе. Все внимание – на четкость дикции и артикуляцию! Главное – не скорость, она придет со временем. Важнее правильное произношение каждого звука.Заключительный этап – произношение с препятствием, «пробкой» для языка: камешками или орешками, которые будут затруднять артикуляцию. Это эффективный способ улучшения дикции. Не торопитесь, говорите с камешками сначала медленно, потом быстрее.Так нужно проработать каждую выбранную скороговорку, причем не один раз. Если вы не профессионал, достаточно заниматься по полчаса 5-6 дней в неделю, чтобы такими упражнениями добиться за месяц значительного улучшения дикции.Часто слушатели курсов риторики с энтузиазмом принимаются за дело, но быстро охладевают. Чтобы этого не произошло, не старайтесь объять необъятное за один день: полчаса упражнений достаточно. Лучше полчаса каждый день или хотя бы через день, чем по два часа раз в неделю. Уделяйте внимание правильности речи.

Интонации произношения скороговорок

Хорошая дикция – это не только четкая артикуляции, но и выразительность речи. Поэтому во время упражнений со скороговорками нужно избегать монотонности. Старайтесь понять смысл реплики и произносите ее с выражением. Ваша речь не должна звучать набором четких, понятных, но бессмысленных звуков: выделяйте важные слова голосом, понижайте и повышайте тон.Монотонность – одна из проблем лекторов, педагогов и других ораторов. Чтобы избавиться от нее, играйте с интонациями речи. Например, возьмите классическую присказку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Произнесите ее сначала холодно и с презрением, как будто не одобряете действий Саши. Затем – как будто вам не нравится именно сушка. Далее – скажите то же самое радостно и весело, легко и непринужденно. Придайте голосу таинственность, как будто делитесь секретом. Чем с большим количеством интонаций вы сможете произнести одну и ту скороговорку, тем более выразительной будет ваша повседневная речь.

Часть 6

  1. Астроном, адвокат и один альпинист, Архитектор, аптекарь и даже артист Сели однажды на карусели. Не удержались и вниз полетели: Аптекарь, артист, акробат, астроном. Кто из них вам еще не был знаком?
  2. Груша гусениц не любит: грушу гусеницы любят.
  3. Груша – девочка мала грушу-дерево трясла. С груши груши градом, Груша грушам рада.
  4. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.
  5. Гули-голуби гуляли, голубику собирали.
  6. У бобра шапка добра, а у бобрят богаче наряд.
  7. Отлежал бочок бычок.
  8. Вылили мыло в ванну и вымыли мылом Ваню.
  9. Варвара варила, варила, да не выварила.
  10. Подарили Валеньке маленькие валенки.
  11. Лёня лез по лесенке,
    Срывал Лёня персики.
    С песенками, с персиками
    скатился Лёня с лесенки.
  12. Мыла Мила мишку мылом,
    Мила мыло уронила.
    Уронила Мила мыло,
    Мишку мылом не домыла.
  13. У филина Фили два филинёнка – Филька и Филимонка.
  14. Эй, поскорей-ка меня догоняй!
    Ай, но за хвостик меня не поймай!
    Ой, лучше спрячусь за шкаф у стены.
    Игры с котами для мышек вредны.
  15. Крысы быстро рыли ход,
    Чтоб не знал об этом кот,
    Чтобы мыши из буфета
    Сыр таскали и конфеты.
  16. В печи калачи, как огонь, горячи для кого печены? Для Галочки калачи, для Галочки горячи.
  17. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.
  18. Не найду я ушки у нашей лягушки.

Если ребенок только учится говорить

Когда ребенок заговорит? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам. 

  • Ребенок плохо говорит: 6 способов помочь развить речь

Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук. Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре.

Скороговорки с картинками для детей 3-4 лет

Как правило, у детей этого возраста хорошо развита речь. Но некоторым малышам с трудом удается выговаривать буквы Ш, Ж, Щ, Л, Р. Выбирайте материал с несложными для произношения звуками.

Для подготовки нужно провести с малышом несколько занятий плавного и продолжительного выдоха. Можете воспользоватся мыльными пузырями. Поиграйте в игру “Надуй самый большой пузырь”.

* * *
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

зайцы едят морковку

* * *
Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,
Ян-ян-ян – принесли нам баян,
На-на-на – музыка написана,
Та-та-та – она играет тра-та-та.

музыкальные инструменты

* * *
Да-да-да — в огороде лебеда,
Ду-ду-ду — растут яблоки в саду,
Ша-ша-ша — принесли домой ерша,
Ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту,
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа,
Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи,
Жу-жу-жу — я на солнышке лежу.

яблоко, еж, грач и солнце

* * *
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.

ежик и уж

* * *
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

* * *
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

учит уроки

* * *
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.

* * *
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

* * *
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

* * *
На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.

трава, дрова, детвора

3

Скороговорки на букву “А”

  1. На горе Арарат растет крупный виноград.
  2. У Аграфены и Арины растут георгины.
  3. Ампула лампы апломбом наполненная на пол упала и лопнула полая.
  4. Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд. (Лал — рубин)
  5. Ай, вы львы, не вы ли выли у Невы?
  6. Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
  7. Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
  8. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  9. Брит Клим брат, брит Глеб брат, а брат Игнат бородат.
    Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, а брат Игнат бородат.
  10. Летела гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара.
  11. Астронавты на орбите.
    Акробаты на Арбате.
  12. Аист крылья расправляет, Аист книгу раскрывает. В книге – буквы и слова. Аист видит букву А. И, надев, очки на нос, Он читает: – АБ-РИ-КОС.
  13. Буква А, буква А – Алфавита голова. Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету.
  14. Буква А, где тетя Аня? Дочку Аню парит в бане. Баня Аню прогревает, Аня баню обожает.
  15. Алла астры собирала, из астр букеты составляла.
  16. Астроном, адвокат и один альпинист, Архитектор, аптекарь и даже артист Сели однажды на карусели. Не удержались и вниз полетели: Аптекарь, артист, акробат, астроном. Кто из них вам еще не был знаком?
  17. Алеша Ульяне сигнал подает, Ульяна услышит – Алешу найдет.
  18. Варвара варила, варила, да не выварила.

Как заинтересовать занятиями?

Вот несколько советов о том, как превратить «скучные» занятия в увлекательные:

  1. Превратить все в игру, в которой интересно и взрослому, и ребенку. 
  2. Использовать карточки с картинками и/или рифмованные строчки.
  3. Интонировать произнесение, читать артистично, «по ролям». 
  4. Начинать разучивать фразы в неспешном темпе: произносить протяжно, негромко. Можно даже спеть вместе с ребенком, если произносить сложные слова совсем трудно.
  5. Если с речевым дыханием все в порядке, добавлять скорость. На то они и скороговорки, чтобы их тараторить, не сбиваясь. 
  6. Уместным будет соревнование между детьми одного возраста: кто произнесет быстрее и чище.

Для дошкольников 5-6 лет

В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.

* * *
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

* * *
У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

* * *
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

  • Баран буян залез в бурьян.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • На возу лоза, у воза коза.
  • Ткет ткач ткани на платье Тане.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Поля пошла полоть петрушку в поле.
  • У ежа и елки иголки колки.
  • Влас у нас, Афанас у вас.
  • Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
  • Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

* * *
Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.

* * *
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

* * *
Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят.

дети с книгой

4

Скороговорки на букву “В”

  1. Ай, вы львы, не вы ли выли у Невы?
  2. Иван болван молоко болтал, да не выболтал.
  3. Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки.
  4. Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
  5. Проворонила ворона вороненка.
  6. Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
  7. Выдра в ведро от выдры нырнула.
    Выдра в ведре с водой утонула.
  8. Соломы воз возница вез.
  9. Валин валенок провалился в прогалинок.
  10. Фаня в гостях у Вани.
    У Вани в гостях Фаня.
  11. Водовоз вёз воду из водопровода.
  12. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  13. Верзила Вавила весело ворочал вилами.
  14. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  15. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
  16. Валя на проталинке промочила валенки.
    Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
  17. Воробья врачи спасли,
    в вертолет его внесли.
    Вертолет вертел винтами,
    волновал траву с цветами.
  18. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
  19. Вместо рубахи не носите брюк вы,
    Вместо арбуза не просите брюквы,
    Цифру всегда отличите от буквы,
    И различите ли ясень и бук вы?
  20. Водовоз вёз воду из-под водопровода.
  21. Дорого вовремя время.
  22. Я нарвал овце овса. Ешь скорей овёс овца.
  23. Свиристель свиристит свирелью.
  24. Ворон рвал ревень во рву.
  25. В субботу на работу, в воскресенье на веселье.
  26. Вылили мыло в ванну и вымыли мылом Ваню.
  27. Ворона воровала цыплят, а Варвара караулила.
  28. Проворонила ворона воронёнка.
  29. Около кола вьюн и хмель вьются на плетень. Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавиваются.
  30. Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала, всех цыплят поворовала – проворонила Варвара.
  31. Я во двор вела вола, вол за холм увёл меня.
  32. Варвара варила, варила, да не выварила.
  33. Дело было в Вавилоне. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавщегося вавилонца Вавилу Вавилонского — вавилонянина.
  34. Волк-то на воле, да и воет доволе.
  35. Подарили Валеньке маленькие валенки.
  36. Верзила Вавила весело ворочал с сеном вилы.
  37. Волк вальсировал с волчицей:
    «Нам волочиться не годится».
  38. Два воеводы на одной подводе.
  39. Торговать — не горевать.
  40. Влас, не лазь в лаз!
  41. Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
  42. Как-то из-под выподверта зайчик приподвыподвернулся.

Длинные скороговорки для развития дикции

Переходите к длинным и сложным скороговоркам только после того, как начнете естественно и непринужденно произносить короткие реплики. Когда они покажутся вам слишком простыми, и вы не будете запинаться даже на самых сложных сочетаниях звуков, это значит, что вы готовы к следующему этапу работы над дикцией.Длинные скороговорки тоже произносятся на одном дыхании, но если строф несколько, можно делать небольшие паузы для забора воздуха в легкие. Не забывайте правильно интонировать текст! Ваша речь не должна быть монотонной, даже если вы говорите очень быстро.

  • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
  • В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
  • Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  • У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла — кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.

Для деток 7-8 лет

Для школьного возраста можно выбрать посложнее. Можно совмещать короткие скороговорки с стихами.

* * *
Бу-бу-бу — ворон на дубу.
Бе-бе-бе — песня о тебе.
Ба-ба-ба — балалайка завела.
Би-би-би — были голуби.

* * *
Огурцы-молодцы — зеленобелогубы.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.

* * *
Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

* * *
Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

* * *
У речушки, у реченки
Собрались одни девчонки.
Вдоль реченки,
Вдоль речушки
Собирать пошли
Ракушки.

* * *
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

* * *
Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве.

* * *
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

* * *
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.

* * *
Караси в речке, овечки у печки.
Овечки у печки, караси в речке.

* * *
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.

* * *
Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьет Пашка шапкой
Трошкину шавку.

* * *
Козел-мукомол,
Кому муку молол,
А кому не молол.
От того, кому молол,
Получал ватрушки.
От того, кому не молол,
Получал по макушке.

5

Скороговорки посложнее

Пингвин, поплавав в море,
Сидел на пляже снежном
И думал: «Как прекрасно
На южном побережье!»

skorogovorki-dlya-3-klassa-2.jpg

Стать скрипачом собрался слон,
Но слышит смех со всех сторон:
«Возьми не скрипку – контрабас,
Тебе он будет в самый раз».

Филин расфрантился,
Во фрак принарядился.
Филину охота
Красивым быть на фото.

Хоть куда у хрюшек хор!
В нем Хавронья – дирижёр.
А в хорошую погоду
Хрюшки водят хороводы.

Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
Ты мне спинку не потрешь?

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
Стеша спешила, рубашку шила, да поспешила — рукав не пришила.

Продаются на рынке рыжики в корзинке.
Грузди, сыроежки продаются в тележке.

Корова Буренка ругает теленка:
«Зачем за овражком бодался с барашком?»

Летел на болото носатый удод.
Глядел на удода усатый Федот.
Покуда не сел на болото удод,
Стоял и глядел на удода Федот.

Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.

Дубовый стол стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.

Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл — на валторне,
На арфе — Алла,
А на рояле Лара играла.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

Белые бараны били в барабаны. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Все бобры для своих бобрят добры. Добыл бобыль бобов.

Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

Купили каракатице кружевное платьице
Ходит каракaтицa, хвастается платьицем.

В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!»
Повтори без запинки:
«На осинке росинки
Засверкали утром
Перламутром»

Скороговорки на букву Е

Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.

Сколько не ело сито,
Ни разу не было сыто.

Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.

Мы ели, ели, ели,
Ершей у ели…
Их еле-еле у ели доели.

«Языковертки» для детей 2-3 лет

Происходит становление звуков и их пар [б] — [п], [в] — [ф], [к], [т], [х]. А также звуки [м], [н]. Сейчас самое время для их постановки и тренировки.

Для тренировки звуков [б] и [п]

Били бараны в барабаны. 

Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.

Все бобры добры для своих бобрят.

Бредут бобры в сыры боры — бобры храбры!

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр Петру пек пироги. 

Пел перепел за деревней, пел тетерев средь деревьев. Перепел пел-пел — тетерева перепел. 

Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»

Для тренировки звуков [в] и [ф]

Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Варвара цыплят караулила, а ворона цыплят воровала. 

Я во двор вола вела, за рога вола вела. В хлев вела вола, а вол меня в огород увел.

У Феди — фуфайка, у Фаи — туфли. 

Фасоль, фасоль — вот и выросла фасоль.

Федя филина боится — филин может рассердиться.

Для тренировки звука [к]

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон. 

К Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Об этом сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала!»

Не ест корова короб корок — ей короб сена больше дорог. 

Капа Капитону купила кипу кепок.

Колпак на колпаке. Под колпаком — колпак. 

Котик ниток клубок укатил в уголок. 

Для тренировки звука [т]

У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Топали да топали. До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

От топота копыт пыль по полю летит. 

Тридцать три вороны в ряд тараторят, тарахтят. 

Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками — в лесу на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Для тренировки звука [х]

Вставай, Архип, — петух охрип.

Хохлатые хохотушки хохотали: «Ха-ха-ха».

Архип охрип, а Осип осип.

Нюхал Захар уху да нахваливал: «Ух, хороша уха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Как правильно работать со скороговорками

Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

  1. Выучить скороговорку. Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
  2. Правильная артикуляция. После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу. Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
  3. Шептание. Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
  4. Медленное повторение. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
  5. Интонационные изменения. Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
  6. Непосредственно скороговорка. И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.

Сложные скороговорки

Длина скороговорки не равна ее сложности. Конечно, долгую реплику произнести на одном дыхании сложнее, чем лаконичную фразу. Но по-настоящему трудной задачу делают сложные сочетания звуков. Краткие сложные фразы можно тренировать сразу, а к долгим переходите только после отработки простых строф.

  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Вместо рубахи не носите брюк вы, вместо арбуза не просите брюквы, цифру всегда отличите от буквы, и различите ли ясень и бук вы?
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  • У королевы был кавалер. У кавалера была королева. Кто королева? А кто кавалер?

Скороговорки на букву “Ц”

  1. Ни седла, ни узды, ни той вещицы — на что положить уздицу.
  2. У цапли — цыплёнок, у зайки — зайчонок.
  3. Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
  4. Бегают две курицы прямо по улице.
  5. Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.
  6. Не ловец, а молодец.
  7. У воза овца, на возу пуд овса.
  8. Овца не помнит отца, ей бы клок сенца.
  9. Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.
  10. Молодец на овец, а на молодца — и сам овца.
  11. Овца не помнит отца. Та овца не того отца.
  12. Цапли цапают цыплят.
  13. Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница.
  14. Пёс тоскует на цепи, а попробуй отцепи.
  15. Девушка-невестица бабушке ровесница.
  16. На полице в коробице полтора каравая лежит.
  17. Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
  18. Скворцы и синицы – веселые птицы.
  19. Молодец у молодицы попросил воды напиться.
  20. Шильце, мыльце, кривое веретенце,
    Шелковое полотенце – на крыльце под дверцей.
  21. Две разноцветные курицы бегают по улице.
  22. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
  23. Стоит воз овса, возле воза – овца.
  24. Цокнул сзади конь копытцем,
    Под копытцем пыль клубится.
  25. Из соседнего колодца целый день водица льется.
  26. Летит скворец – зиме конец.
  27. В цветнике цветут цветы.
  28. Жили были три цыпленка: Як, Як Цыдрак, Як Цыдрак Цыдрони.
    Жили были три цып-цыпки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лямпомпони.
    Вот жинился Як на Цыпе,Як Цыдрак на Цыпе Дрыпе, Як Цыдрак Цыдрони на Цыпе Дрыпе Лямпомпони.
    Родилось у них по сыну: У Яка с Цыпой: Шах. У Як Цыдрак с Цыпой Дрыпой: Шах Шарах. У Як Цыдрак Цыдрони с Цыпой Дрыпой Лампомпони: Шах Шарах Шарони.
  29. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  30. Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: “Цыц!”
  31. Цыплята просят проса,
    Цыплятам на подносе
    Выносит просо Фрося,
    Все косы Фроси в просе.
  32. Ты, молодец, скажи молодцу, пуст молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.

Полезные скороговорки для детей 3-4 лет

Считается, что это возраст освоения шипящих и свистящих звуков. Потренироваться в их произношении можно с помощью этих «потешек». Про звук [з] мы уже упоминали — здесь все упражнения, кроме него. 

Для тренировки звуков [ш] и [ж]

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира. 

Вымыли мышки миски у мишки. 

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». 

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, да под душем вымой тушь. После душа вытрись суше и не пачкая больше уши.

У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

Во лесу лозу вяжу. На возу лозу везу. Коза, не лижи лозу — накажу! 

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Не страшно ведь жучок жужжит. 

Жаба, журавль и желтый жучок в гости к ежихе шли на лужок. 

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Для тренировки звука [ц]

Цыган на цыпочках цыпленку крикнул: «Цыц!»

Цапля цепкая была, цапля долго не ждала — клювом цап и целиком лягушку проглотила.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать.

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.

Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки. Целый чан у цапли чая, цапля-врач больных встречает. 

Для тренировки звука [ч]

В горячей печи пекарь пек калачи. 

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертнека чертили черными чернилами чертеж. 

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Черной галке черный дрозд подарил черники гроздь.

У пчелы, у пчелки почему нет челки? Отвечаю почему: «Челка пчелке ни к чему».

Чу! В чулане есть сверчок. Четко слышно: «Чок-чок-чок».

Для тренировки звука [щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. 

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Щука леща угощала борщом.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки. 

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу. 

Смешные скороговорки

Это разновидность сложных упражнений для дикции. Но с ними приятно работать, потому что такие фразы звучат как шутки. Старайтесь с помощью интонации придать им дополнительный комизм.

  • Сиреневенькая глазовуколупывательница, прыгающая с преподвыподвертом, совершенно не фантикультяпистая и не выворобушкивается.
  • Терминатору термометр не требуется.
  • Тридцать три депутата закон лоббировали лоббировали, да не вылоббировали.
  • Обладаешь ли ты налогооблагаемой благодатью?
  • На винте, видать, видна виды видавшая Винда.
  • Высшие эшелоны подшофе шествовали к подшефным по шоссе.
  • Невелик бицепс у эксгибициониста.

Скороговорки на звук Ш

  1. Наш шахматист вашего шахматиста
    Перешахматит, Перевышахматит.
  2. Кукушка купила ушат,
    Решила купать кукушат.
  3. У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
    Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
  4. У Любаши — шляпка, у Полюшки — плюшка,
    У Павлушки — шлюпка, у Илюшки — клюшка.
  5. Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки.
  6. На окошке крошку-мошку
    Ловко ловит лапой кошка.
  7. Маша под душем моет шею и уши.
  8. Шапка да шубка — вот наш Мишутка.
  9. Маша шила для мартышки
    Шубу, шапку и штанишки.

Короткие скороговорки для детей

  1. Перепёлка перепелят прятала от ребят.
  2. Добры бобры идут в боры.
  3. Звёздный змей звенел зубами: «З-з-з».
  4. Сидели, свистели семь свиристелей.
  5. На лозе оса, в лозе коза.
  6. Связку сушек сушил Саша на суше.
  7. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
  8. От топота копыт пыль по полю летит.
  9. Говорит попугай попугаю: «Я тебя попугаю».
  10. Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.
  11. Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
  12. Пыхтит, как пышка, пухлый мишка.
  13. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  14. Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.
  15. У ежа в гостях ужата, у ежа в гостях ежата,
  16. Учит бегать ёж ужат, учит ползать уж ежат.
  17. На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  18. У бобра шапка добра, а у бобрят богаче наряд.
  19. Дали Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.
  20. С одной сорокой одна морока, а сорок сорок – сорок морок.
  21. Дарья дарит Дине дыни.
  22. Карп Карлыч у Карла Карпыча карпа купил.
  23. Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
  24. Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  25. Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух.

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорка на букву Ж

  1. Испугались медвежонка
  2. Ёж с ежихой и с ежонком,
  3. Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ч

  1. У четырех черепашек четыре черепашонка.
  2. Четыре чертенка
  3. Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
    Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорка на букву Ш

  1. На опушке в избушке
    Живут старушки-болтушки.
    У каждой старушки лукошко,
    В каждом лукошке кошка,
    Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
  2. Сшила Саша Сашке шапку,
    Сашка шапкой шишку сшиб.
  3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  4. В шалаше шуршит шелками
    Жёлтый дервиш из Алжира
    И, жонглируя ножами,
    Штуку кушает инжира.
  5. Кукушка кукушонку купила капюшон.
    Надел кукушонок капюшон.
    Как в капюшоне он смешон!

Скороговорки на буквы Щ и С

  1. Два щенка, щека к щеке,
  2. Щиплют щетку в уголке.
  3. Щуку я тащу, тащу,
    Щуку я не упущу.
  4. Волки рыщут, пищу ищут.
  5. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.
  6. У осы не усищи, а усики.
  7. У гуся усов ищи не ищи — не сыщешь.
  8. Мама, нас ты не ищи,
    Щиплем щавель мы на щи.
  9. В роще щебечут стрижи,
    Чечетки, щеглы и чижи.
  10. Чащи чаще в нашей пуще.
    В нашей пуще чащи гуще.
  11. Щебетал щегол и щелкал,
    Раздувал, как шарик, щеки.
    Из пруда глядела щука,
    Удивлялась, что за штука.

Скороговорки для развития дикции взрослых

Занятия на чистоту произношения для взрослых отличаются от детских, главным образом, тем, что здесь чаще используют труднопроизносимые словосочетания. Второй важный нюанс, пожалуй, в том, что у взрослых другие цели. Многие хотят не просто улучшить дикцию, избавиться от слов-паразитов, проработать некоторые звуки, но и избавиться от говора. В этом видео максимум полезной информации:

А из детского списка скороговорок стоит выбирать самые сложные, дополнив их вот такими, например:

Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру — Лавру на Фрола навру.

У Феофана Митрофановича три сына Феофановича, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны. 

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. 

Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовал, да зарапортовался.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Дробью по перепелам да по тетеревам. 

Рыла двор свинья белорыла да тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Говорили про Прокоповича. Про какого Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего! 

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии

Рекордно длинная и невероятно сложная чистоговорка, которую часто используют дикторы и люди, чья работа связаны с публичными выступлениями. Это нужно слышать.

Елена Сорокина

Скороговорки на звуки С, СЬ, З, ЗЬ

  1. У маленького Сани сани едут сами.
    Сани едут сами у маленького Сани.
  2. Оса боса и без пояса.
  3. Вез на горку Саня за собою сани,
    Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.
  4. У Сони и Сани в сетях сом с усами.
    Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
  5. Сидит Алеся с печки ноги свеся.
  6. Топают гуськом гусак за гусаком.
    Смотрит свысока гусак на гусака.
  7. Носит Сеня в сени сено,
    Спать на сене будет Сеня.
  8. Евсей, Евсей, муку просей.
  9. Зоиного зайку зовут Зазнайка.
  10. Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
    Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.
  11. Зимним утром от мороза
    На заре звенят березы.
    Скороговорка
    По дороге топал тополь.
    Тополь топал в Севастополь,
    Ну а рядом топал Сева.
    Тополь справа, Сева слева.
    Где же Сева с тополем?
    Уж под Севастополем.

Скороговорки на букву Ч, Ч+ТЬ

  1. Галдят грачата на галчат,
    Галдят галчата на грачат.
  2. Были галчата в гостях у волчат.
    Были волчата в гостях у галчат.
    Ныне волчата галдят, как галчата.
    И, как волчата, галчата молчат.
  3. На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
    День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи.
  4. В горячей печи пекарь пек калачи.
  5. Течет речка, печет печка.
    Печет печка, течет речка.
  6. Караси в речке, овечки у печки,
    Овечки у печки, караси в речке.
  7. У черепашьего черепашонка
    На черепашьих лапчонка
    Черепашьи башмачки.
  8. Очень часто бьются у Танечки блюдца.
  9. В печурке — три чурки, три гуся, три утки.
  10. Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
  11. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

Скороговорки в картинках (фото)

  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 8
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 9
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 10
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 11
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 12
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 13
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 14
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 15
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 16
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 17
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 18
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 19
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 20
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 21
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 22
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 23
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 24
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 25
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 26
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 27
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 28
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 29
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 30
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 31
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 32
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 33
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 34
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 35
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 36
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 37
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 38
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 39
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 40
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 41
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 42
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 43
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 44
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 45
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 46
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 47
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 48
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 49
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 50

(Visited 259 times, 45 visits today)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...