Современные логопедические технологии

Содержание
  1. Характеристики метода
  2. педагогические науки
  3. Что это такое
  4.  
  5. Логопедический массаж
  6. Использование элементов песочной терапиив коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
  7. — — . — , . .
  8. . ,
  9. 1
  10. , 1 4 .
  11. ., ., . , 2 ., ., ., . 3 [],[‘] ( , [],[‘] [],[‘], ). ., ., . [], [] . 4 , , ., ., .
  12. , . , ( ., ., .).
  13. II.
  14. , , , 20 2- (10%) , 12- (60%)- , 2- (10%) 4- (20%) .
  15. 2.
  16. 2
  17. .
  18. , 2,3 4 .
  19. — . ( ., .). ( ., .).
  20. III.
  21. , , , 20 4- (20%) , 11 (55%) — , 5- (25%) .
  22. 3.
  23. 3
  24. 2 : (, , ) (, , ) ( ., ., ., ., .). ( .). ( .). ( ., .).
  25. IV.
  26. , , , 20 9- (45%) , 11 (55%) — .
  27. 4.
  28. 4
  29. Телесноориентированные техники
  30. Из истории
  31.    Прежде чем внедрять повсеместно арт-терапию для дошкольников, учёные провели множество исследований, результаты которых оказались положительными. Так, были набраны группы детей с речевыми нарушениями. Известно, что задержка речевого развития негативно влияет и на общее развитие ребёнка, потому что, изучая мир, общаясь со своими сверстниками, с людьми, которые старше, отвечая им, малыш познаёт мир. Смотрит, как нужно поступать в той или иной ситуации, планирует свои ответы и т.д.
  32. Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми
  33. Пальчиковая гимнастика
  34. Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста
  35. В каких случаях ребенку необходима арт-терапия
  36. О пользе терапии для дошкольников
  37. Локальная гипер — и гипотермия
  38. семья, дети
  39. Показания
  40. Упражнения на развитие ориентировки в пространстве
  41. Арт-терапия
  42. Список литературы
  43. Мнемотехника
  44. Необходимые материалы
  45. Сказкотерапия
  46. Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов
  47. 4-5 лет
  48. 8 лет
  49. Возрастные особенности
  50. Для дошкольников
  51. Для младших школьников
  52. Для подростков
  53. Для взрослых
  54. Для пожилых людей
  55. Внедрение инноваций в деятельность логопедов
  56. Мой личный опыт
  57. Логоритмика
  58. Упражнения
  59. Изотерапия

Характеристики метода

Дети на занятии арт-терапией

Патологии развития речи встречаются чаще всего в дошкольном возрасте. Они проявляются различными клиническими симптомами, но при сохраненном слухе и интеллекте. Может снижаться внятность произношения, возникают проблемы с письмом и устной речью, нарушения коммуникации. При отклонениях в речевом развитии отмечаются вторичные диагнозы, речевой негативизм, неврологические отклонения. Таким детям сложно воспринимать и обрабатывать информацию, что впоследствии приводит к отставанию от сверстников.

Виды арт-терапии:

  • активная;
  • пассивная.

В первом случае пациент должен создавать что-то новое самостоятельно, во втором – использует существующие произведения. Лечение может проводиться с конкретным пациентом или в группе. В качестве материалов берут натуральную глину, мел, песок, любые листья, ветки, плоды; и искусственные − краску, гуашь, бумагу, пластилин, веревку, целлофан.

Оригами нормализует функцию выдоха у детей с заиканием и другими видами патологий речи.

педагогические науки

  • Климкина Елена Александровна,
  • Криволапова Анастасия Андреевна, студент
  • Южный федеральный университет
  • ДОШКОЛЬНИКИ
  • ИГРОТЕРАПИЯ
  • НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Коррекционное воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами игротерапии является одним из лучших способов по формированию фонетико-фонематической стороны речи у младших дошкольников.

Что это такое

art-terapiya.jpg

В буквальном смысле, исходя из этимологии слова, арт-терапия — это лечение искусством: «art» переводится с английского как «искусство», «θερᾰπεία» («терапия») с древнегреческого — «лечение». В психологии это одно из направлений, которое использует искусство и творчество для коррекции психоэмоционального состояния человека.

Есть пассивные методики, когда для гармонизации внутреннего мира и восстановления душевного равновесия достаточно созерцания со стороны. В таких случаях арт-терапевт, основываясь на личностных предпочтениях пациента, подбирает ему музыку для прослушивания, книги для прочтения, картины и фильмы для просмотра. Но чаще всего используются активные методы, когда сам человек начинает творить, выражая через это себя, свои собственные ощущения, чувства, переживания и комплексы.

Многим людям трудно напрямую говорить о том, что с ними происходит, — в силу закрытости характера, аутических склонностей, стеснительности, комплексов. Арт-терапия позволяет это сделать символически — посредством образов в искусстве. Гораздо проще взять лист бумаги и нарисовать на нём те чувства, которые не дают покоя, чем поделиться ими с кем-то в открытую.

Основное преимущество арт-терапии: с её помощью специалисты могут исследовать всю гамму человеческих чувств и эмоций (боль, обиду, подавленность, озабоченность, вину, радость, любовь). Каждый раз, когда человек рисует, сочиняет стихотворение, играет роль или лепит, он вкладывает в создаваемые образы своё внутреннее «я» со всеми его переживаниями и комплексами. В психоанализе это называется сублимацией.

Арт-терапевты обычно имеют не только диплом психотерапевта или психолога. Они проходят специальную медицинскую подготовку, несут за людей, обратившихся к ним, клиническую ответственность. Работают, опираясь на стандарты профессиональной деятельности и этические нормы. Их сфера деятельности — детские сады, школы, трудовые коллективы, дома престарелых, исправительные учреждения, клиники.

В ряде государств (Америке, Великобритания) арт-терапия — самостоятельная медицинская отрасль, а не ответвление в психотерапии.

 

                                                   Корякина Ирина Владимировна

                                                     воспитатель МКДОУ детский сад  №13

                                                               города Россоши.

Логопедический массаж

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Логопедический массаж

Основные виды логопедического массажа:

  • ручной (классический);
  • аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
  • точечный (воздействие на биологически активные точки);
  • самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

  • короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
  • ринолалия;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • нарушения голоса;
  • алалия;
  • дисграфия;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • заикание невротической природы;
  • отсутствие четкого произношения.

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.

Достоинства процедуры:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • простота и безболезненность;
  • положительное влияние на нервную и мышечную систему;
  • повышение эластичности мышечных волокон;
  • улучшение функции сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
  • увеличение амплитуды артикуляционных движений.

Противопоказания:

  • вирусные заболевания;
  • стоматиты, гингивиты;
  • конъюнктивиты;
  • кожные болезни.

Использование элементов песочной терапиив коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Автор: Дроздова Ирина Викторовна

Организация: МБДОУ Детский сад № 14 «Улыбка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Богородск

Список ключевых слов: песочная терапия , артетрапия, артикуляционные упражнения, связная речь.

Краткая аннотация: Актуальность, цели и задачи песочной терапии в работе логопеда. Разработки дидактического материала по теме. Опыт работы с воспитанниками.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Введение :
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

При наличии нарушений связной речи у дошкольников с ОНР выявляются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствием ограничения речевой практики выступает задержка формирования коммуникативных навыков и развитие эмоционально-волевой сферы. Следовательно, дошкольникам указанной категории необходима целенаправленная логопедическая коррекционная работа по формированию навыков связной монологической речи.

В настоящее время игровое моделирование на песке – одна из наиболее известных и широко применяемых арттерапевтических технологий.

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

песочная арт–терапия;

психология;

логопедия;

развитие речи,

письма,

счёта,

памяти и внимания;

терапия, направленная на развитие самоосознания,

уважения к себе;

выявление негативных мыслей,

обучение справляться с ними;

воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств; детский психоанализ.

Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным

Песочная терапия — это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды — и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении

Э Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций..

  • наступает момент, когда можно заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.

Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно, уверенность в себе.

Одним из вариантов песочной терапии является

рисование песком

Это

— замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки

— непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда

— изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, -великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения)

— поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний и

развитие связного высказывания у детей;

– развитие связной речи дошкольников с ОНР;

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Я предлагаю свой опыт работы при развитии связной речи у детей с ОНР 6-7 лет.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

«ДРУЗЬЯ»

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

«ДВЕ ИГРУШКИ»

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар: — Я круглый.

Мяч: — Я тоже

Шар: — Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч: — А если по мне ударят — я высоко подскачу.

Шар: — На мне нарисован красивый цветок.

Мяч: — А я украшен разноцветными полосками

Шар: — Меня надувают воздухом.

Мяч: — И у меня внутри воздух.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ

Можно просто играть в песок вместе с ребенком. Класть ладони на песок и рассказывать ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделает отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдется» по песку каждым пальчиком поочередно.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Можно оборудовать маленьку зона для игры с песком: на парте расположить песочницу, рядом в ящике на колесах положить цветной песок, формочки, мелкие игрушки, карточки. И самое главное это фантазия детей и их учителя.

Тема «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке «Волшебную палочку», он дотрагивается до нужного места в схеме слова палочкой и оставляет над ней след ударения.

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На подносе с одним куличиком выкладываются односложные карточки — слова; с двумя — двухсложные; с тремя куличиками – трехсложные.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару.

Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.) Заселяя их в замок определенного цвета.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

«ЛОШАДКА»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

«ИНДЮКИ»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«КАЧЕЛИ»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«ЧАСИКИ»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.

«СПРЯЧЬ РУЧКИ»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«ДВА ГОРОДА»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

«МОЙ ГОРОД».

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

«СИЛЬНЫЙ МОТОР»

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

«ГОРОЧКА»

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«ДОРОЖКА»

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

«СОВПАДЕНИЕ»

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

«ПОЛОСКИ»

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»

Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги

Заключение

— Использование песочной терапии дает положительные результаты:

— У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

— Обучающиеся чувствуют себя более успешными;

— Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;

Литература:

песка, ,овобождается от самостоятельно.

1. Глухов А.П.Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учебно-метод.пособие для пед.и гуманит.вузов.М.: МГТУ им.М.А.Шолохова, 2007.312 с.

2. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студентов сред.и высш.пед.учеб.заведений.М.: Academia, 2001.246 c.

3. Кудрина Л.В., Панфиленко Г.И., Бондаренко Т.А., Григорян К.И.Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар.науч.конф.(г.Чита, июнь 2012 г.).Чита: Молодой ученый, 2012.169 с.

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии.СПб.: Речь, 2005.340 с.

5. Венгер Л.А.Восприятие и обучение.М.: Просвещение, 1969.365 с.

6. Эльконин Д.Б.Развитие речи в дошкольном возрасте.М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1959.240 с.

7 Запорожец А.В.Избранные психологические труды: в 2 т.Т.I: Психическое развитие ребенка.М.: Педагогика, 1986.320 с.

8 Дахин А.Н.Технология реализации модели образовательной компетентности / под ред.А.Ж.Жафярова.Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015.202 с.

9. Панфилова А.П.Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / под общ.ред.В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой.3-е изд., испр.М.: Академия, 2008.368 с.

10. Интернет-ресурсы: logopedy.ru, myshared.ru, ped-kopilka.ru

Опубликовано: 17.01.2019

— — . — , . .

. ,

, , , , .

http://www.allbest.ru/

: —

..

:

..

— 2018

1. — —

1.1 —

1.2 —

2.

2.1

2.2

— , . , . , . : , , , . .

, . — , , .

(.. , .. , .. , .. , .. ) . , . , . — , , , -.

: .

: — .

: — .

:

1. (-, -, , , , ..).

2. .

3. — .

— — .

:

: — ; : ; ; ; .

: 36 . .

— 20 ( 10 , 10 ).

: , 2 , , , .

1. — —

1.1 —

. , . , — , .

, , . , . I , , , , , . , -, , . -. — — .

— — , -, -, — -. , , , , , , .

— :

* ;

— : , . , , . , , , . . , , .

* ;

. , , , — .

* ;

. .

, , . , .

, — — — , . — , : , , , , , .

.

, , , , , , — .

— , ( , , ,

-, — .

-: — (, , , -, -); -; ; — ( -). — ( ) , , . — [3].

— — . , . , , .

— : , , . , , , .

— — , . , .

:

* , ;

* ( );

* ;

* ( , , );

* , , ;

* ;

* (, , , );

* ;

* .

, , — , .

.

:

(, , , , , , ).

, . , .

* — ;

* — , ;

* — , , ;

* — , .

— , :

* ,

* ,

* ,

* ,

* ,

* , .

— — , — — , — — , — — .

— , , .

, , . . , , . .

, .

, , .

:

* ;

* ;

* .

— -, — , .

— — , , .

— , .

:

* ;

* — ;

* ;

* ;

* ;

* , ;

— , .

:

* ;

* ;

* ;

* ;

* ;

* .

: ().

, . — , .

— — , — .

:

* , ;

* ;

* ;

* ;

* .

, , , ( ), , , . , .

— , . . , , .

1.2 —

, . .. (.. , .. , .. , .. .) 50 — 60- XX . , . . [8]

1969 .. : — — .

() , . , . — , ( ), ( , ). .[5]

.

, , .

, . (, ..) . , — , .

, , . . [3]

. . , .

, . [3]

: , , , — , — . [8]

, : , , , .

. — -, .. , , .. [4]. . . , . . , . . , . . , . . , . . , — , — — [5].

— , , , , [1].

-: — (, , , -, -); -; ; — ( -). — ( ) , , . — [3].

— — : , , . (, , .). .. [1], .. [4], .. [5], . . [5], .. [5] -, . , — — — , , [2]. — -, — (, , ), . — , -, , , , , [1]. — : — , — , , .

, , , , , . , , , , [2].

— ( ) ( , , ) . — , — , , . Sand-Art , — , , . , — .

2.

2.1

.

, , , , , , . ; ; .[19]

, .

— . , , .[8]

, , (). , , , , ( , ), , , , , ( ).

, . , , , , . , , . , . [8]

.

6-7 36 . III , . , 20 .

:

I. .

: , , .

: .. , ..

:

1. .

: .

:

1 — ;

0,5 — , ;

0,25 — , ;

0 — , .

2. .

: .

;

— , , ;

— , ;

— , ;

: — .

3-5 . 4-5 .

:

1 — ;

0,5 — ;

0,25 — : , , , , ;

0 — .

3. .

: ..

: .

1 —

— —

— —

— —

2 —

— —

— —

— —

— —

3 [], [‘]

— —

— —

4 [], [‘]

— —

— —

5 —

( ..): :

3 — ;

1,5 — , ;

1 — ;

0 — .

, , .

4. .

: .. .

: , . , .

.

.

.

.

.

:

1 — ;

0,5 — ;

0, 25 — ( );

0 — .

II. .

: .

: ..

1. .

: , .

1. ?

2. ?

3. ?

4. ?

5. ?

2. — .

: .. , ..

: , .

3. .

:.. , .. .

: , , .

: (, , , , , ).

4. .

: .. , .. .

: : , .

:

5. .

: .. , ..

: — , , — ;

— , — .

: , ? —

— , ? —

:

1 — ;

0,5 — ;

0,25 — ;

0 — ;

III. .

: .

: .. , ..

: — , .

— —

— —

— —

— —

— —

1.

)

: —

)

: , — ,

)

: , .

:

1 — ;

0,5 — ;

0, 25 — ;

0 — ;

IV. .

: -.

: .. .

1. (4-5 ).

: , , .

( ..).

) :

5 — , , ;

2,5 — , — , ;

1 — , , ;

0 — .

) — :

5 — ;

2,5 — , , ;

1 — , , ;

0 — .

) :

5 — ;

2,5 — , ;

1 — ;

0 — .

2. .

: .

. . . , — . . . , , , . ! ( ..)

.

( ..).

) :

5 — ;

2,5 — , ;

1 — , , , ;

0 — .

) — :

5 — ;

2,5 — , , , ;

1 — , , , ;

0 — .

) :

5 — ;

2,5 — (1-2 ) ;

1 — ;

0 — .

, 30 . 120. 100% . .

1 — (100-80%)

2 — (79,9-65%)

3 — (64,9%-45%)

4 — (44,95%)

.

I.

, , , 20 5- (25%), 8 — (40%) 7- (35%).

1.

1

..

1.

.

3,25

5

10,5

5

23,75

79,6%

2.

.

4,5

4

10

4,5

23

76,6%

3.

.

3

3,5

9

3

18,5

61,6%

4.

.

5

4,5

10,5

4,5

24,5

81,6%

5.

.

5

4,5

13,5

5

28

93,3%

6.

.

4,5

4,5

14

4,5

27,5

91,6%

7.

.

3,5

2,5

12

4

22

73,3%

8.

.

4

3,5

12

3,5

23

76,6%

9.

-.

5

4,5

13,5

4

27

90%

10.

.

2,5

3

10

3,5

19

63,3%

11.

.

3

3,5

9

3,5

19

63,3%

12.

.

3

3

9

4

19

63,3%

13

.

5

4,5

13,5

5

28

93,3%

14

.

4,5

4,5

14

4,5

27,5

91,6%

15

.

3,5

2,5

12

4

22

73,3%

16

.

4

3,5

12

3,5

23

76,6%

17

.

5

4,5

13,5

4

27

90%

18

.

2,5

3

10

3,5

19

63,3%

19

.

3

3,5

9

3,5

19

63,3%

20

.

3

3

9

4

19

63,3%

, 1 4 .

., ., . , 2 ., ., ., . 3 [],[‘] ( , [],[‘] [],[‘], ). ., ., . [], [] . 4 , , ., ., .

, . , ( ., ., .).

II.

, , , 20 2- (10%) , 12- (60%)- , 2- (10%) 4- (20%) .

2.

2

..

.

. .. . .

1.

.

3

2,5

3,5

2

7,5

18, 5

61,6%

2.

.

3,75

3

3

2,5

7

19,25

64,7%

3.

.

2,5

1,5

2

0,5

5

11,5

38,3%

4.

.

4

3,5

2,5

3

8

21

70%

5.

.

4

3,5

3

4

10

24,5

81,6%

6.

.

3,5

2,5

3,5

2,5

8,5

20,5

68,3%

7.

.

3,5

2,5

2

2,25

7

16,75

55,8%

8.

.

4

3,5

3

3,5

9

23

76,6%

9.

-.

4

3,5

3,5

4

8,5

23,5

78,3%

10.

.

2,5

1,5

1,5

1

6,5

13

43,3%

11.

.

3

3,5

3

3,5

8

21

70%

12.

.

3,5

3,5

3

2,5

9

21,5

71,6%

13

.

4

3,5

3

4

10

24,5

81,6%

14

.

3,5

2,5

3,5

2,5

8,5

20,5

68,3%

15

.

3,5

2,5

2

2,25

7

16,75

55,8%

16

.

4

3,5

3

3,5

9

23

76,6%

17

.

4

3,5

3,5

4

8,5

23,5

78,3%

18

.

2,5

1,5

1,5

1

6,5

13

43,3%

19

.

3

3,5

3

3,5

8

21

70%

20

.

3,5

3,5

3

2,5

9

21,5

71,6%

, 2,3 4 .

— . ( ., .). ( ., .).

III.

, , , 20 4- (20%) , 11 (55%) — , 5- (25%) .

3.

3

..

1.

.

8,5

7,5

4,5

2

22, 5

73,3%

2.

.

7,5

8

4,5

2,5

22,5

73,3%

3.

.

6,5

6,5

4

2

19

63,3%

4.

.

9

9,5

5

4

27,5

91,6%

5.

.

9,5

8,5

5

3,5

26,5

88,3%

6.

.

7,5

8

4

2

21,5

71,6%

7.

.

7

7,5

3,5

1

19

63,6%

8.

.

8

6,5

4

2,5

21

70%

9.

-.

6

7

3

3

19

63,3%

10.

.

6,5

6,5

2,5

2

17,5

58,3%

11.

.

7

7,5

3

3,5

21

70%

12.

.

9,5

7

4

4

24,5

81,6%

13

.

7,5

8

4

2

21,5

71,6%

14

.

7

7,5

3,5

1

19

63,6%

15

.

8

6,5

4

2,5

21

70%

16

.

6

7

3

3

19

63,3%

17

.

6,5

6,5

2,5

2

17,5

58,3%

18

.

7

7,5

3

3,5

21

70%

19

.

9,5

7

4

4

24,5

81,6%

20

.

7,5

8

4

2

21,5

71,6%

2 : (, , ) (, , ) ( ., ., ., ., .). ( .). ( .). ( ., .).

IV.

, , , 20 9- (45%) , 11 (55%) — .

4.

4

..

.

1.

.

2,5

1

2,5

1

1

5

13

43,3%

2.

.

2,5

1

1

2,5

1

2,5

9,5

31,6%

3.

.

1

1

1

2,5

1

2,5

9

30%

4.

.

2,5

1

2,5

2,5

1

5

13,5

45%

5.

.

5

2,5

2,5

5

2,5

5

22,5

75%

6.

.

2,5

1

1

1

1

1

7,5

25%

7.

.

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

15

50%

8.

.

2,5

5

5

2,5

5

2,5

22,5

75%

9.

-.

2,5

<…>

  • . . .

    [179,0 K], 11.04.2019

  • . . 4-5 .

    [547,5 K], 31.10.2017

  • — . . — .

    [126,4 K], 27.11.2017

  • . — ; .

    [103,7 K], 06.02.2015

  • . . . . .

    [3,4 M], 22.11.2013

  • ?

, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.

Телесноориентированные техники

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:

  1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.
  2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.

Телесноориентированные техники

  1. Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.
  2. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

Из истории

В начале XX века австрийский психолог, психоаналитик, невролог, психиатр Зигмунд Фрейд и швейцарский психиатр, педагог, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг независимо друг от друга пришли к выводу о том, что в любом конечном продукте творчества человека отражены не столько его жизненные принципы и взгляды, сколько его внутренний мир, переживания, эмоции и чувства. Фрейд писал о том, что это чуть ли не единственный выход того самого бессознательного, которое управляет личностью.

Основываясь на теоретическом материале двух мэтров, в 1938 году британский художник, писатель, педагог Эдриан Кит Грэм Хилл впервые испытал данную методику на практике. С помощью картин он лечил душу и тело пациентов туберкулёзного диспансера и получил на выходе отличные результаты. И термин «арт-терапия» ввёл именно он.

На основе его опыта в 40-е гг. XX века методика была успешно опробована на детях, которых удалось вывезти из фашистских концлагерей.

В 1969 году в США была учреждена Американская арт-терапевтическая ассоциация, которая на сегодняшний день признана самой крупной и ведущей в этой области. Для сравнения: в России подобная ассоциация была создана лишь в 1997 году (её название звучит как «Национальная Ассоциация для развития арт-терапевтической науки и практики»).

Сейчас данное направление невероятно развито и применяется не только для коррекции психоэмоционального состояния человека, но и для лечения различных психических заболеваний.

   Прежде чем внедрять повсеместно арт-терапию для дошкольников, учёные провели множество исследований, результаты которых оказались положительными. Так, были набраны группы детей с речевыми нарушениями. Известно, что задержка речевого развития негативно влияет и на общее развитие ребёнка, потому что, изучая мир, общаясь со своими сверстниками, с людьми, которые старше, отвечая им, малыш познаёт мир. Смотрит, как нужно поступать в той или иной ситуации, планирует свои ответы и т.д.

  Одновременно с речевой задержкой страдает и эмоциональный фон ребёнка, да и чаще всего проблема с речью кроется не только в логопедии. Проблемы кроются намного глубже. И единственный способ как-то изменить это – найти индивидуальный подход к ребёнку, желательно в момент его увлечения чем-то, найти с ним общие интересы, чтобы он мог раскрыться, показать свои эмоции, и как следствие, начать говорить и понимать окружающий мир.

    Использование арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической.  Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

   Творчество тесно связано с жизнью ребёнка, наполненной богатой игрой, фантазией и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методы арт-терапии позволяют ребёнку выразить своё состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своём творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми. На мой взгляд, проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия, фототерапия, техники телесно-ориентированной арт-терапии и др. наиболее эффективны, так как у ребёнка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное — развиваются коммуникативные умения.

   На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя.

   Цель занятий: не научить ребёнка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии. Арт — терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению — с другой. В процессе творчества ребёнок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Выделяют следующие виды арт-терапии:

·         Изотерапия, во время которой дети рисуют красками, карандашами.

·         Цветотерапия, во время которой благодаря воздействию и изучению цветов, ребёнок лучше познаёт окружающий мир.

·         Песочная терапия, которая позволяет развить не только воображение, но и улучшает моторику из-за необычности песка.

·         Игротерапия, во время которой проводят специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия и т.д.

·         Музыкотерапия, которая нравится многим детям, так как на ней разрешают даже покричать.

·         Сказкотерапия, во время которой малышу прививаются нравственные качества через героев книжек, на их примере, на их поступках.

  Взаимодействие с детьми во время арт-терапии строится на взаимном понимании, уважении, на выборе предпочтений, поэтому большинству малышей это нравится, и они с удовольствием посещают занятия.

   Каждый из видов арт-терапии имеет свои, узкие, методики, которыми владеют специалисты. В целом же можно сказать, что методы всех видов арт-терапии базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга. Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их. Правое же полушарие, которое активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арт-терапевтических занятий, «полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов зажимов».

   Арт-терапия не требует художественных навыков или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребёнок может участвовать в этой работе. Рисунки и поделки отражают мысли и настроение детей и позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии (неврозы, стрессы). На занятиях ребёнок свободно проявляет свою фантазию. Использование подручного материала (глина, гуашь, нитки, макароны, камни и песок) развивает мелкую моторику. Уроки музыки, пения и танцев помогают ему уже за несколько занятий снять напряжение, избавиться от негативных эмоций, преодолеть свои глубинные страхи (боязнь воды, собак, темноты и насекомых).

   В ходе учебного процесса дошкольник учится  общению со сверстниками и приобретает веру в себя,  получает новые знания об окружающем мире.

   Занятия проводятся профессиональными педагогами  в развлекательной форме, что позволяет заинтересовать пассивных детей и сделать их активными участниками процесса, а не просто слушателями. С помощью игр и специальных упражнений выявляются и развиваются скрытые умения, вызывающие у малышей положительные эмоции и чувство удовлетворения от результатов своего творчества.

   Главными задачами, которые эффективно решает арт-терапия для дошкольников, являются:

·         Развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения.

·         Гармонизация эмоционального состояния детей.

·         Расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография).

·         Раскрытие творческого потенциала.

·         Развитие оригинальности мышления.

·         Улучшение внимания и памяти.

·         Формирование активной жизненной позиции.

·         Повышение самооценки.

·         Развитие коммуникативных способностей.

Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми

цели арт-терапии для детей

Целью занятий арт-терапии с дошкольниками считается диагностика психологических проблем ребенка и коррекция страхов, комплексов и других отклонений в его психологическом равновесии.

Арт-терапия способствует решению следующих задач:

  • помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку трудно поделиться со взрослыми;
  • пробуждает активность, оказывает положительное влияние на память и работоспособность;
  • развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности, а также ее творческие способности;
  • повышает самооценку;
  • синхронизирует работу полушарий головного мозга;
  • оказывает терапевтическое действие: снижает утомляемость, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния;
  • корректирует отклонения и нарушения личностного развития, раскрывает потенциал ребенка.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Гимнастика для пальцев

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.

Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста

Самовыражение и самопознание, которые помогает развивать арт-терапия, положительно действуют на самооценку и самоанализ деятельности. Дошкольник не просто рисует, а действует по плану и учится достигать поставленные цели. Это важные навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Положительное влияние арт-терапии на дошкольников заключается в следующем:

  • помогает создать положительный эмоциональный настрой;
  • способствует выявлению проблем и фантазий, которые ребенок не выражает вербально;
  • позволяет проявлять чувства, мысли и эмоции и работать с ними в ненавязчивой форме;
  • развивает воображение, творческое самовыражение и художественные способности.

В каких случаях ребенку необходима арт-терапия

агрессия ребенка

Арт-терапия полезна детям, которые испытывают сложности с адаптацией к изменившимся условиям или имеют какие-либо нарушения развития. К показаниям для проведения арт-терапии относят:

  • проявления агрессии, упрямства, негативизма и др.;
  • тревожность, страхи, навязчивые состояния, нервные тики, заикание;
  • возбудимость, резкая смена настроения;
  • апатичность, медлительность;
  • задержка психического и речевого развития;
  • трудности адаптации и социализации в школе;
  • подготовка и адаптация к детскому саду;
  • смена места жительства;
  • застенчивость и неуверенность в себе;
  • проблемы с поведением и послушанием и т.д.

О пользе терапии для дошкольников

Основное значение лечения искусством состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, малыш не просто создает некий конкретный продукт, но и учится действовать по плану, достигать поставленной цели, находить альтернативу.

Все это поможет ему в дальнейшей взрослой жизни. Даже со вполне здоровыми детьми можно применять некоторые элементы и методы, чтобы помочь осознать себя и свое место в мире, познакомить с разнообразием форм искусства, реализовать творческий потенциал.

А малыши с какими-либо формами отклонений получат возможность развиваться, придумывать, фантазировать, веселиться. Исследования доказали, что различные формы арт-терапии оказывались очень полезными для детей-инвалидов, которым в процессе занятий удавалось раскрыть свое «внутреннее я». Также такая форма работы позволяет помочь ребенку, пережившему психологическую травму (например, ставшему жертвой насилия), принять действительность и справиться с ней. Заминаться можно с детьми от 3 лет, но главное – давать им задания, соответствующие возрасту.

Занятие по арт-терапии для детей

Локальная гипер — и гипотермия

Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.

Локальная гипер- и гипотермия

Есть несколько вариантов воздействия:

  • поочередное использование теплового и холодового факторов;
  • сначала гипотермия, потом гипертермия;
  • только гипертермия;
  • только гипотермия.

Показания:

  • повышенное слюноотделение;
  • синкинезии;
  • артикуляционные апраксии;
  • некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).

Противопоказания к процедуре:

  • эпилепсия;
  • ОРВИ;
  • заболевания ЛОР-органов;
  • холодовая аллергия.

семья, дети

семья, дети семья, детисемья, дети

Copyright © 2009-2019 ООО «Клиника Федоровых»

Показания

  • Проблемы развития эмоциональной сферы;
  • стрессовое или депрессивное состояния;
  • повышенная тревожность, панические атаки, фобии;
  • цереброастения (синдром хронической усталости + постоянно плохое настроение);
  • эмоционально неустойчивое расстройство личности;
  • чрезмерная импульсивность психических и эмоциональных реакций;
  • травма отвержения;
  • состояние полного одиночества и социальной изоляции;
  • межличностные конфликты, семейные проблемы;
  • неудовлетворенность собой и своей жизнью;
  • патологическая ревность, склонность к маниакальному поведению;
  • жертвы манипуляций;
  • отсутствие саморефлексии, негативная «Я-концепция», заниженная самооценка.

На практике же список показаний не исчерпывается только этими проблемами. Он активно расширяется за счёт психических заболеваний.

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Виды упражнений:

  • ходить и бегать парами по кругу с соблюдением дистанции;
  • строиться парами в колонну, по кругу, врассыпную;
  • ходить по залу со сменой направлений: налево, направо, противоходом, змейкой, по диагонали;
  • ходить со сменой ведущих;
  • равномерное сужение и расширение круга.

Арт-терапия

Арт-терапия — направление логопедического воздействия, связанное с творчеством. Логопеды часто используют метод рисования: предлагают детям изобразить различные объекты. Основная задача такого занятия — улучшить психическое состояние ребенка путем развития способности к самовыражению. Для снятия повышенного эмоционального тонуса дается задание изобразить свое состояние с помощью цвета, линий и форм.

Арт-терапия

С помощью этого метода можно решать и другие задачи: закреплять пройденный по теме материал, формировать умение изображать признаки предметов, развивать связную речь.

Список литературы

  1. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1981.
  2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: «ВЛАДОС», 1994.Каше Г.А.
  3. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: «ВЛАДОС», 1999.
  4. Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем. С. — Пб., 1999.
  5. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. // Дефектология. 1985. № 1. с.74 — 80.

Мнемотехника

Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.

Мнемотехника: упражнения

Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Результаты занятий:

  • расширение словарного запаса;
  • появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй;
  • увеличение знаний об окружающем мире.

Необходимые материалы

При выборе материалов нет каких-либо ограничений, они напрямую зависят от той методики, которая будет использоваться. Например, для терапии песком необходима компактная песочница.

При изотерапии могут потребоваться:

  • кисти и краски;
  • мелки;
  • фломастеры;
  • карандаши.

Популярная нынче мандалотерапия нуждается в специальном инструменте – мандале. Это раскраска в форме круга, в котором нанесен некий узор. Ребенок при закрашивании не только научится красиво и гармонично подбирать цвета, но и станет более спокойным и сосредоточенным.

Для тканевой методики потребуются кусочки различных материалов, из которых малыш будет создавать композиции. Можно также использовать и пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, – чтобы с их помощью создавать поделки. Такой улучшающий мелкую моторику метод называется тестопластикой.

Очень важно правильно организовать рабочее место юного творца, сделать так, чтобы ему было удобно. Если мама будет пристально следить, чтобы кроха не испачкал новые обои или не поставил пятно на ковер, результата не будет. Поэтому нужно заранее рассмотреть, какие материалы будут использоваться, и подготовиться к этому – например, закрыть светлые поверхности пленкой.

Сказкотерапия

Методика является отдельной ветвью психотерапии, впервые появилась в Санкт-Петербурге. Она заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.

Сказочная форма для речевого развития

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

Типы сказок:

  1. Медитативная.
  2. Психотерапевтическая.
  3. Психокоррекционная.
  4. Психологическая.
  5. Дидактическая.

Перечень коррекционных задач сказкотерапии:

  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • эффективная игровая мотивация детской речи;
  • усовершенствование звуковой речи;
  • усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;
  • создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.

Методы сказкотерапии:

  • рисование сказок;
  • создание кукол;
  • рассказывание и сочинительство.

Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов

конверт

Существует множество упражнений, которые носят арт-терапевтический характер. Их можно разделить на группы не только по технике выполнения, но и в зависимости от возраста детей. Рассмотрим примеры.

4-5 лет

  • Бабочка сновидений. Это упражнение помогает справиться с детскими страхами по поводу плохих снов. Взрослый предлагает детям готовый шаблон крыльев бабочки и рассказывает сказку о том, как она летала и приносила разные сны. Дети должны нарисовать свои сны на ее крыльях: на одном – плохой, а на другом – хороший. Рисунки обсуждаются. Закончить занятие нужно обязательно хорошим сном, чтобы дошкольник не зацикливался на том, что его тревожит.
  • Конверты радости и огорчений. В беседе с детьми взрослый выясняет, что каждый день происходят плохие и хорошие события, поэтому предлагает проверить, чего больше. Дети рисуют события, которые приходят в голову и раскладывают в два конверта. В конце занятия они должны проверить, каких событий больше, чтобы убедиться, что хорошее случается чаще, чем плохое.
  • Рисунок в круге. Детям выдаются круги из бумаги и предлагается нарисовать с двух сторон два противоположных понятия. Например, день и ночь, добро и зло, белое и черное, радость и слезы и др. Такая работа способствует развитию рефлексии, а готовые образы могут рассказать о переживаниях ребенка.

8 лет

  • Прогулка по лесу. Детям предлагается изобразить картину, которая представляется им при описании леса, деревьев, тропинок, животных и птиц и т. д. После завершения работы необходимо обсудить рисунки и поработать над их интерпретацией. Информация о том, как ребенок чувствовал себя в этом лесу, какие чувства вызывает рисунок и что особенно запомнилось, поможет понять его эмоциональное состояние.
  • Моя планета. Детям предлагается закрыть глаза и представить планету в космосе. Какая она? Что на ней особенного? Живет ли там кто-нибудь? Легко ли до нее добраться? и т.д. После этого каждый изображает ее на бумаге в любой из техник так, как представлял.
  • Каракули. Дети рисуют любые незамысловатые изображения в произвольном порядке без особого смысла, а затем обмениваются рисунками и обсуждают, какие чувства и ассоциации возникают при взгляде на эти фигуры. Затем партнер должен пофантазировать и превратить каракули в какой-либо образ.

Возрастные особенности

Для дошкольников

Арт-терапия активно используется воспитателями и психологами в детском саду для всестороннего творческого развития каждого ребёнка и снятия социальных и психоэмоциональных барьеров при их наличии. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как они сами ещё напоминают чистый лист бумаги или пластилин, из которого можно слепить что угодно. Одни из самых эффективных направлений — сказкотерапия, глинотерапия и рисование.

Арт-терапия позволяет детям дошкольного возраста:

  • самореализоваться;
  • определиться с ведущим типом деятельности;
  • научиться выплёскивать свои эмоции;
  • работать в коллективе;
  • обнаруживать свои психологические проблемы;
  • подготовиться к школе.

Кроме того, с самого раннего возраста арт-терапия используется для детей с задержкой психического развития. У них наблюдаются нарушения практически всех сторон психической деятельности: памяти, речи, мышления, моторики, внимания, эмоций. Порой для них единственным способом выразить себя являются рисунки, поделки и танцы. Да, они далеки от шедевров, но именно такая самореализация помогает им хоть как-то социализироваться.

Для младших школьников

Коррекция методами арт-терапии поведенческих и эмоциональных аспектов продолжается и в начальной школе. Если ребёнок не усваивает школьную программу или не может найти контакт со сверстниками и учителями, обычные беседы с психологом не всегда дают результаты. В таких случаях предлагается использовать в работе с детьми этого возраста специфические методики:

  • «Мандала» (через цвета);
  • кляксы;
  • рисунки семьи, несуществующих животных, проективный рисунок человека;
  • метод незаконченных предложений;
  • сочинение сказок;
  • игра в школьном театре.

Арт-терапия помогает младшим школьникам быстрее адаптироваться к учебному процессу, снять напряжение и освободиться от страхов.

Для подростков

Арт-терапевтические методы активно используются в социальной работе с трудными подростками. Их девиантное поведение — не что иное, как нереализованный творческий потенциал, который в своё время не был направлен в нужное русло. Сделать это никогда не поздно, даже в пубертатный период. Часто посещение занятий и курсов у арт-терапевта помогает девушкам и юношам не только справиться с собственными комплексами, но и самоопределиться в жизни.

Для взрослых

Арт-терапия в отношении взрослых используется:

  • как метод коррекции эмоциональных состояний (освобождение от затяжной грусти, обиды, гнева, страха, стыда);
  • в качестве вспомогательной терапии психических расстройств (психозов и пограничных состояний);
  • для освобождения от зависимостей: патологических (аддикций), химических (алкоголизма и наркомании), нехимических (от Интернета, азартных игр).

Арт-терапия помогает взрослым обрести нового себя, прибрести уверенность, повысить самооценку, наладить межличностные отношения. После окончания курса люди становятся успешными в работе (наблюдается карьерный рост), создают новые или восстанавливают старые семьи, становятся социально активными.

Особое значение приобретает коррекция арт-терапией состояния женщин во время вынашивания ребёнка. Практически каждая испытывает страх перед неизведанным (родится ли малыш здоровым, как пройдут роды) и сомнения, сможет ли она стать хорошей матерью. Выход всем негативным эмоциям можно найти в рисовании, псаммотерапии, лепке, а попутно обсудить их со специалистом. Для этого организуются групповые занятия для беременных.

Также эффективными признаны арт-терапевтические курсы для женщин, которых бросил муж и которые пережили насилие в семье. Самореализация через творчество позволяет им снова обрести потерянный смысл в жизни, устранить проблемы с социальной адаптацией, повысить самооценку.

Для пожилых людей

Активно оказывается помощь и пожилым людям, имеющим физические, психические или социальные проблемы. Это касается и умирающих больных, которые знают о смертельном диагнозе и готовятся отойти в мир иной. Такие программы внедряются в терапевтические курсы в домах престарелых, больницах и хосписах.

Внедрение инноваций в деятельность логопедов

Принцип инновационности в образовательной практике логопедов предполагает постоянное повышение уровня мастерства специалистов путем изучения новых подходов к коррекции нарушений речи, а также открытия новых методов и приемов работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Популярностью пользуются информационные технологии. Они позволяют сделать занятие захватывающим. С помощью компьютера или интерактивной доски логопед может применить рассмотренные выше техники более продуктивно.

Мой личный опыт

В своей практике арт-терапию я применяю чаще именно для налаживания контакта с ребенком. Такие занятия помогают раскрыться даже самым замкнутым и стеснительным детям, это очень помогает увидеть их внутреннее состояние, внутреннее «я».

Арт-терапия также хорошо показывает себя и в работе с учениками, отличающимися гиперактивностью и агрессией. Они сами не замечают, как меняются в процессе: становятся более сосредоточенными, спокойными и готовыми беседовать на серьезные темы.

Еще один существенный плюс арт-терапии, который я всегда отмечаю, – это результативность. Не только дети довольны своим итогом, но и родители всегда могут посмотреть на их рисунки. Наглядно можно показать им, что происходит с ребенком, что он чувствует, в чем нуждается и какие проблемы нужно корректировать и решать.

Логоритмика

Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. Занятия проводит учитель-логопед в школе или доу (дошкольном образовательном учреждении).

Логоритмика - современная логопедическая технология

В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.

Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.

Варианты занятий:

  • танцы, пение;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • сочетание пения и дыхательных упражнений;
  • игры со звукоподражанием;
  • чистоговорки;
  • пение и ходьба в разных направлениях.

Логоритмика необходима в следующих случаях:

  • в период интенсивного формирования речи;
  • дизартрии;
  • недостаточно развитая моторика и координация движений;
  • чересчур быстрая или медленная прерывистая речь;
  • заикание.

Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.

Упражнения

Максимальную пользу арт-терапия приносит на занятиях со специалистом. Но при наличии не таких глубинных психоэмоциональных проблем некоторые упражнения и техники можно организовать самостоятельно.

Упражнения, методики и направления для детей:

  1. Купите ребёнку раскраски и отслеживайте цветовую гамму: тёмные оттенки свидетельствуют о наличии проблем.
  2. Рисование на произвольную тему выявит, что ребёнка волнует на данный момент.
  3. Пусть сочиняет сказки: они покажут, правильно ли он расставляет приоритеты между добром и злом.
  4. Танцы помогут примириться с собственным несовершенным телом и стать более уверенным в себе.
  5. Глинотерапия также поможет отслеживать настроение и появление каких-то проблем.

Упражнения для тренинга взрослых:

  1. Коррекция психоэмоционального состояния: нарисовать собственные эмоции, свою семью, свои проблемы, открытку, которую никогда не отправите, горы (радостные события) и долины (травмирующие ситуации).
  2. Релаксация: рисовать под любимую музыку, танцевать, сделать зентагль (коллаж из маленьких забавных рисунков).
  3. Обретение счастья: нарисовать счастье, создать выставку фотографий прекрасного, сшить мягкую игрушку, создать что-то креативное для дома.
  4. Освобождение от потерь и травм: создать мини-диораму из травмирующего события, вести творческий дневник, вылепить нечто эфемерное как символ боли и уничтожить его.

Арт-терапия — нетрадиционное, но перспективное направление в психологии и психотерапии. Как считают многие специалисты, именно за ним будущее данных наук.

Вам также может быть интересно:

Изотерапия

Занятия изотерапией помогают личности самовыражаться и реализовываться в творчестве. Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Занятия изотерапией

Есть несколько вариантов занятий:

  • рисование на манной крупе;
  • пальцевая живопись;
  • кляксография.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...