Способы и последовательность постановки звуков

ПЛАН – СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА

(ГЛ.) ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ (СОГЛ.)
УДАРНЫЙ (УД.)
БЕЗУДАРНЫЙ (БЕЗУД.)
школьные предметы  
ЗВОНКИЙ (ЗВ.) ГЛУХОЙ (ГЛУХ.)
ТВЁРДЫЙ (ТВ.) МЯГКИЙ (МЯГК.)
ПАРНЫЙ (ПАРН.) НЕПАРНЫЙ (НЕПАРН.)

Литература

  1. Мисаренко Г. Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М. : Академия, 2004.
  2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Также по теме:

Произношение гласных

Гласные, или тоновые, фонемы формируются посредством движения голосовых связок при прохождении воздушных потоков через гортань. Периодически изменяясь, они образуют тон и звук музыки. При формировании гласных поток воздуха легко проникает через рот, не ощущая преграды.

Характерной особенностью формирования гласных является слабый поток воздуха и равномерное распределение напряжения во всех мышцах рта и гортани.

В логопедии гласные классифицируют по 3 характеристикам:

  • вовлечение в процесс губ;
  • высота движения языка вверх (вертикальное направление);
  • продвижение его вперед или отодвигание назад к гортани (горизонтальное движение).

Произношение гласных.

Существует 6 гласных звуков: а, о, ы, и, у, э. В соответствии с горизонтальным движением гласные разделяют на три ряда:

  1. первый (э, и) – для их произношения язык выдвигается вперед максимально, упираясь кончиком в нижний ряд зубов;
  2. средний (а, ы) – во время проговаривания немного сдвинут к гортани;
  3. задний (о, у) – максимально задвигается назад.

В зависимости от вертикального движения гласные классифицируют на три подъема:

  1. высокий (у, ы, и) – максимально поднимается к небу;
  2. средний (о, э) – небольшой подъем;
  3. низкий (а) – язык не поднимается, а нижняя челюсть идет вниз, широко раскрывая рот.

Характеристика звука

Логопеды описывают фонему [к] как звук:

  • ротовой — по работе мягкого неба;
  • велярный, заднеязычный, задненебный — по месту образования;
  • твердый — по степени напряжения средней части спинки языка;
  • согласный — по наличию преграды в ротовой полости;
  • глухой — по работе голосовых складок;
  • смычно-взрывной — по способу образования.

Постановка звуков «к», «г», «х»

Работа учителя-логопеда начинается с внедрения и дифференциации в речи заднеязычного согласного.

Помогают занятия по развитию слуховой памяти, внимания, фонематического слуха. Педагог указывает ребенку на точную артикуляцию, правильное положение языка, губ, а также отрабатывает чистое звучание изолированной фонемы с помощью речевых и неречевых заданий, пассивной артикуляционной гимнастики, логопедического массажа, упражнений с бездефектными звуками.

Логопед подбирает дошкольнику 2 упражнения для постановки заднеязычных согласных, а навыки закрепляют родители в домашних условиях:

  1. «Язычок-борец, или Кто сильнее». Дошкольник принимает исходное положение при постановке велярного согласного: приоткрытый рот в улыбке. Логопед легким нажатием на язык отодвигает спинку вглубь рта. Ребенок сопротивляется. Педагог, попеременно надавливая на кончик и переднюю спинку, добивается поднятия задней части языка. Во рту образуется «горка».
  2. «Катание с горы». Ребенок сам выгибает язык «горкой», кончиком касается нижних резцов. Затем толчкообразно выдыхает на ладонь с ватным шариком, сдувает его и называет фонему.
Постановка звукаАртикуляционная гимнастика.

На следующем этапе логопедической работы предстоит поставить звук [к]. Упор делается на бездефектные фонемы, которые ребенок выговаривает чисто, без пассивной артикуляционной гимнастики и механической помощи взрослого.

Основные способы

В работе с дошкольниками различают 3 метода:

  1. По образцу. Педагог показывает ребенку, как правильно произносить велярный согласный, акцентируя внимание на четкой артикуляции, положении органа речи, звучании [к].
  2. Механический способ. Применяется логопедом при формировании правильного положения органов речи. Используются массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, шпатели, зонды.
  3. Смешанный метод. Предполагает использование всевозможных логопедических приемов для становления и автоматизации фонемы. Выбор зависит от индивидуальности ребенка.

Чаще используется последний способ. Но все 3 метода опираются на словесную инструкцию, кинестетическую чувствительность, опорные звуки и тактильно-вибрационный, зрительный, слуховой контроль.

При постановке велярного согласного учитель выбирает один вариант или комплекс упражнений:

  1. «Покашливание»:
    • дошкольник выдыхает, имитирует легкое покашливание, произносит слог «кхе», ощущает поток воздуха на ладони;
    • при возникновении иного звучания педагог использует логопедический прием: указательным и большим пальцами слегка сдавливает область горла под подбородком, придает механически нужный уклад органам речи;
    • следующим шагом будет научить малыша покашливанию шепотом, чтобы услышать чистый призвук [кэ];
    • заднеязычный согласный закрепляется в других слогах: «ка», «ко», «ку»;
    • в заключение ребенок дифференцирует изолированную фонему [к].
  2. «Вдох-выдох»:
    Диафрагмальное дыханиеПравильный вдох и выдох.
    • педагог учит дошкольника называть слог «ка» любым способом на вдохе, делаются упражнения «Улитка» и «Храп» (в первом случае нужно втянуть язык вглубь горла, как будто улитка прячется в раковину, во втором желательно изобразить беззвучный храп и научиться выговаривать звук [х], произносить слог «ка»);
    • логопед учит шепотом говорить «ка» на вдохе и выдохе, также делаются упражнения «Улитка» и «Храп»;
    • на выдохе педагог закрепляет у дошкольника отдельный велярный звук, подготавливает тренировку на слогах с поставленными гласными [о], [у], [ы], [и], [е].
  3. «Постановка [к] от [т]»:
    • коррекционный педагог логопедическим инструментом фиксирует положение речевого аппарата в момент медленного проговаривания дошкольником слога «та», нажимает шпателем на корень языка, когда слышит от ребенка звук [т];
    • далее учитель с помощью инструмента надавливает на переднюю спинку языка, чтобы получить звучание «тя»;
    • логопед продолжает продвигаться инструментом к корню, образует «горку», добивается от дошкольника произношения слогов «кя», «ка»;
    • ребенок, как только научился чисто произносить изолированный заднеязычный согласный с помощью инструмента, переходит к самостоятельному произношению фонемы.
  4. «Постановка [к] от [х]»:
    • при чистом произношении фонемы [х] детское внимание фиксируется на правильной артикуляции органов, желательно установить язык «горкой», корнем касаться неба и перекрывать щель;
    • дошкольник внимательно следит за движением педагога, а затем также изображает легкое покашливание, выдыхает воздух на ладонь с фонемой [к];
    • при появлении напряженного, срединного призвука [х] логопед поэтапно добивается чистого произношения заднеязычного согласного через тихое покашливание, начиная с легкого для ребенка слога «кэ» и заканчивая соединениями [к] с другими гласными.
Постановка звуковАртикуляционный профиль.

Фонетическая характеристика звука [Р]

[Р] является согласным звуком. Так как при его произношении участвует и шум, и голос, то он сонорный.

Образуется в передней части языка, дрожащий.

Так как воздух выходит через рот, то это звук ротовой.

Правильная артикуляция одиночного Р будет только тогда, если:

  • раскрыть губы;
  • зубы в разомкнутом положении;
  • язык поднимается как чашечка и накладывается на альвеолы (это место расположено сразу за верхними зубами);
  • воздух выдыхается с небольшим напором прямо на кончик языка и получается вибрация.

В процессе фонации происходит поднятие мягкого нёба и закрытие прохода в носовую полость.

Складки смыкаются, начинают слегка колебаться и получается звонкий Р.

При произношении мягкого Рь, кончик языка приближается к зубам-резцам, а спинка языка начинает упираться в нёбо.

В этом случае Р произносится кратко и одноударно.

Артикуляция звука Р

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм:

  • губы,
  • зубы,
  • язык,
  • воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Виды ротацизма Таблица

Форма Признаки Причины
Полное отсутствие звука Звуки [р],[рь] опускаются в речи полностью, заменяются на гласные Отсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами
Велярный ротацизм Вибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нет Короткая подъязычная связка
Увулярный ротацизм Кончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шума Короткая подъязычная связка
Боковой ротацизм Вибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзывает Парезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти
Носовой ротацизм Фонация происходит через нос, произносится не [р], а немецкий ng Короткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор
Двугубный ротацизм Вибрируют только губы, язычок остается неподвижным Парезы, слабые мышцы речевого аппарата
Одноударный Полноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды. Парезы, другие артикуляционные нарушения
Щечный ротацизм Воздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щеки Неверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу

Формирование артикуляции

Фонемы, звукосочетания и слова образуются при скоординированном движении кинем – органов речи. Это согласованное двигательное умение, которое развивается при освоении новых фонем. Высокая двигательная активность органов речи позволяет четко и внятно проговаривать отдельные фонемы обособленно и в произвольной речи.

Ребенок с младенчества разрабатывает артикуляционные навыки, двигая язычком, губами, лицевыми мышцами, сопровождая мимику и жесты диффузными звуками – гулением, лепетом или бормотанием.

Это начальная стадия формирования артикуляции. Непроизвольные движения становятся гимнастикой для речевой системы. Постепенно нарастает сила и разнообразие речевых навыков.

Членораздельная и понятная речь появляется при развитых и подвижных артикуляционных органах. Четкость и разборчивость зависит от напряжения разнообразных мышц – жевательных, мимических, глотательных. Формирование умения проходит с вовлечением дыхательной системы.

Ораторское искусство.

При речевом расстройстве дефектолог определяет положение органов речевого аппарата, требуемого для правильного проговаривания фонем. Помочь в формировании четкого произношения могут занятия вокалом, хоровое пение, чтение вслух. Иногда требуется консультация специалиста по стоматологии. Неправильный прикус нарушает дикцию.

Дополнительные занятия с дефектологом и артикуляционная гимнастика ускоряют развитие четкой и понятной речи. Цель упражнений – усвоение навыков членораздельного проговаривания фонем и исправление имеющихся дефектов артикуляции вне зависимости от этиологии (причин появления речевого расстройства). Занятия включают выполнение упражнения для формирования двигательной активности мышц рта, усвоения нужного положения языка, губ и мягкого неба.

Во время занятий важно избегать упоминания фонемы, с которой проводится коррекционная работа.

Во время коррекционной работы логопед при выполнении ребенком упражнения проверяет, правильно ли выбрано положение для произношения выбранного звука.

Задача логопедических занятий – отработка движений и запоминание положения органов речевого аппарата для формирования правильной артикуляции. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для разработки мускулатуры лица, органов ротовой полости, мышц плечевого пояса и грудной клетки.

Упражнения для постановки

Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.

Артикуляционная гимнастика

Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание:

  1. Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
  2. Губы и щеки:
  • губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
  • губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
  • надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.

3. Язык:

Упражнение "Грибок"

Упражнение «Грибок»

  • «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
  • «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
  • «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.

4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.

Совет: чтобы крохе не наскучило выполнение одинаковых упражнений можно использовать занятия, прописанные для логопедов. Многие варианты присутствуют в открытом доступе интернета.

Дыхательная гимнастика

Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:

  1. Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.Упражнение "Ладошки"
  2. Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.Упражнение "Погончики"
  3. Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.Упражнение "Насос"

Важно: методика имеет множество противопоказаний, поэтому перед выполнением следует проконсультироваться у педиатра.

Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

  • Для снятия мышечного напряжения;
  • Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  • Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

  • Сопряжённая фонема;
  • Отражённая фонема;
  • Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Причины ротацизма

Сам по себе ротацизм является нарушением, вытекающим из таких речевых нарушений, как: механическая дислалия, дизартрия, открытая  ринолалия.

Часто ротацизму подвержены дети с ФФНР и ОНР.

Как факторы развития ротацизма рассматриваются:

  1. Аномалия языка. Это может быть короткая уздечка, препятствующая языку подниматься вверх.
  2. Аномалия зубочелюстной системы. Расщелины в нёбе и боковой прикус способствуют утечке воздуха сквозь щель. Так и твёрдое нёбо является осложнением для артикуляции Р.
  3. Слабые артикуляционные мышцы. Они препятствуют правильному произнесению звуков Р и Рь. Вибрации языка практически не происходит, поэтому струя выдыхаемого воздуха слишком слаба.
  4. Проблемы с фонематическим слухом. Ребёнок просто не сопоставляет правильный звук с тем, который произносит он сам. но это встречается редко. Чаще всего звук просто заменяется на тот, который ребёнку легче произнести.
  5. Дизартрия. Здесь имеет место быть увулярный и велярный ротацизм. Частыми случаями является боковое искажение, что приводит к паретичности щёк и языка.
  6. Двуязычие и подражание. Если в семье говорят ещё и на другом языке (увулярный – если на французском, или гортанный – если в семье слышна немецкая речь), то ребёнок просто подражает произношению, даже не замечая.

Постановка

Осуществляется после освоения ребенком положения органов речи при воспроизведении фонемы. Обычно используются 2 метода постановки звука «Д» и «Дь»:

  1. Звук Д и ДьПодражание. Кроха и взрослый садятся перед зеркалом. Родитель или специалист демонстрируют правильное произношения звука. Малыша просят повторить. Чтобы было проще используются гласные звуки. Для твердого «Д» (да – до – ду – ды), а для мягкого «Дь» (ди – дю – де).
  2. Механический метод. Ребенок произносит звук «Б». Язычок в это время находится между губами. Специальным шпателем логопед надавливает на кончик органа. После просовывает его за верхние резцы.

Часто специалисты предлагают такие способы постановки в качестве домашнего задания. В знакомой обстановке рядом с близким человеком малыш освоит занятия быстрее.

Важно: при выполнении упражнений указать на отличительные характеристики фонемы «Д» от «Т». Особенностью звука «Д» является вибрация голосовых складок. Чтобы малыш почувствовал разницу его руку кладут на гортань взрослого, произносящего по очереди буквы.

Диагностика

Как правило, диагностировать ротацизм может специалист-логопед. Он беседует с родителями ребёнка, чтобы исключить факт двуязычия в семье.

После этого проводят:

  1. Обследование органов артикуляции. Осматривают строение губ, ряда зубов, языка, мягкого и твёрдого нёба. Важно исследовать полость рта на наличие короткой уздечки, либо неправильного прикуса. Также следует выяснить, нет ли лицевой расщелины и т.п. Также необходимо определить, не прогрессирует ли какая-либо форма дистонии.
  2. Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Специалист осматривает язык и губы, даёт несколько тестовых заданий на определение объёма, темпа, точности, переключаемости движений и способности удерживания артикуляционной позы.
  3. Анализ фонематического слуха. Специалист проверяет речевой слух, используя упражнения на дифференциацию изолированных звуков на уровне слов и слогов.
  4. Обследование звукопроизношения. Логопед с помощью специальных упражнений изучает, насколько правильно ребёнок произносит изолированные звуки в разных частях слова. Одновременно делается вывод о виде ротацизма. Это очень важно, чтобы назначить правильную коррекционную программу.

Методы коррекции ротацизма

Существуют различные логопедические средства для исправления нарушений речи при ротацизме.

Иногда справиться с этим недугом с помощью таких средств просто невозможно.

Поэтому приходится прибегать к медицинской помощи. Например, чтобы исправить дефект короткой уздечки, потребуется её подрезание.

Если есть неправильный прикус, то требуется на какое-то (иногда продолжительное) время носить брекеты.

Так же и некоторые медикаментозные средства помогают достичь нужного эффекта.

Но это уже назначение должен делать, например, невролог.

Основой же коррекционной работы при ротацизме является проведение специальных занятий с логопедом.

Как правило, работа ведётся в поэтапном режиме: подготовительный этап, постановка и автоматизация звуков, переход и укрепление речи.

Подготовительный этап

Сначала необходимо познакомить человека с правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’].

Хорошо помогает в этом случае наглядность – рисунки, схемы, презентации.

Очень хорошо зарекомендовали себя звуковые видеослайды, когда обучающийся не только слышит звук, но и видит, каким образом ставится язык, растягиваются губы.

Звуковые файлы можно включать многократно.

Раньше всё это делал логопед – произносил, показывал на себе.

Сейчас на помощь пришла техника. На компьютере всё можно чётко увидеть и услышать.

Многократное воспроизведение записи облегчает задачу специалиста.

На подготовительном же этапе показывают, каким должен быть выдох при произнесении звуков [Р] и [Р’].

Проведение артикуляционной гимнастики способствует:

  • выработке подъёма языка вверх;
  • активизировать кончик языка;
  • научиться вибрировать языком;
  • растягивать подъязычную связку.

Далее проводится работа с дыханием. Упражнения подбираются логопедом.

Он же делает логопедический массах, если возникает необходимость в этом.

Упражнения на артикуляцию и дыхание необходимо выполнять не только в кабинете логопеда, но и дома.

Выполнение этих упражнений в домашних условиях не менее двух раз в день подготовят к основным занятиям по постановке и автоматизации звуков [Р] и [Р’].

Следует отметить, что подготовительный этап является очень важным.

И пока навыки выдерживать артикуляционную позу и контролировать выдох не сформируются, переходить к следующему этапе не стоит.

Обучаемый должен иметь сильную направленную воздушную струю.

Упражнения подготовительного этапа

Подготовка органов речи к артикуляции Р-Рь, который является сонорным, поможет овладеть вибрацией.

Следующие упражнения подготовят речевой аппарат, помогут растянуть подъязычную связку и поспособствуют развить эластичность языка.

Упражнение «Лошадка»

Язык прижимается к верхнему нёбу с последующим щёлканьем.

Громкость и темп выполнения щелчков можно изменять.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Кучер»

Благодаря этому упражнению развиваются губные мышцы.

Во время выполнения рот нужно закрыть, заставить губы вибрировать и в это время проговаривать протяжно «тпру-у-у-у-у-у», а затем «тр-р-р-р-р».

Артикуляционная гимнастика2

Упражнение «Маляр»

Это упражнение необходимо для того, чтобы растянуть уздечку под языком.

Для этого язык подтягивается вверх, затем кончиком начинаем как бы гладить верхнее нёбо.

Артикуляционная гимнастика3

Упражнение «Зубная щётка»

Улыбаясь, требуется высунуть кончик языка и почистить зубы. Язык должен двигаться по наружной поверхности зубов, а затем по внутренней.

Движения медленные, челюсти в зафиксированной позиции.

Артикуляционная гимнастика4

Упражнение «Качели»

Язык в распластанном состоянии нужно поднять, завести за верхний ряд зубов с последующим опусканием за нижние зубы.

Рот открывается при этом всего лишь на несколько сантиметров.

Артикуляционная гимнастика5

Упражнение «Барабанщик»

Это упражнение поможет потренировать кончик языка.

Рот открывается не широко, язык заводится за нижние зубы, при этом необходимо стучать и проговаривать «д-д-д-д».

Темп увеличивается медленно и постепенно.

Артикуляционная гимнастика6

Такой набор упражнений проводят не только во время подготовительного этапа.

Их же используют и для разогрева мышц в начале каждого логопедического занятия, когда планируется коррекция ротацизма.

По времени эти тренировки сначала продолжаются в течение 15-20 минут, в последующем продолжительность увеличивается до 30 минут.

Постановочный этап

Разные формы ротацизма требуют разного подхода к коррекционным мероприятиям.

Но как показывает практика, эффективнее всего работают дифференцированные методы постановки звука.

Достичь произношения, которое бы соответствовало норме русского языка, возможно:

  • подражательным способом – например, подражать рычанию собаки или льва, воронье карканье или звуки двигателя авто;
  • исходить из опорных звуков Д и Ж;
  • многократное «тд», «дж»;
  • артикуляционные упражнения;
  • механическая помощь коррекции вибрации кончика языка с использованием постановочного зонда или его заменителя.

В редких случаях постановка звука осуществляется в два этапа (например, при щёчном ротацизме).

На начальном этапе работают над проторном звучании, а затем уже отрабатывается вибрация.

Отработка мягкого Р идёт вслед за поставленным твёрдым с последующим выходом на йотированный или И.

Есть универсальный метод, который используется логопедами для устранения ротацизма.

Включает в себя несколько шагов:

  1. Постановка фрикативного Р от Ж. Ребёнка учат произносить звук без вытягивания губ, язык поднимается к альвеолам.
    В этом положение требуется порычать. Звук глухой, воздушная струя сильная.
    При таком звучании вводят звук в открытые слоги.
  2. Начинается постановка полноценной вибрации с использованием зонда-шарика. Зонт проводится по нижней части языка взад-вперёд во время проговаривания фрикативной фонемы. Движения должны быть быстрыми. Струя воздуха сильная с напором. В домашних условиях можно вместо зонда использовать чайную ложку. Этот метод наиболее эффективный в работе с сонорными.

Другой способ называют смешанным. Он используется только в редких случаях, когда зонд-шарик не помог постановке правильного звука.

При смешанном способе:

  1. Постановка начинается от слога ЗА – ребёнок много раз проговаривает слог, язык при этом плавно продвигается вверх к альвеолам. В итоге должен получиться фрикативный Р.
  2. Когда получится Р в сочетании с А, начинается массаж удлинённым зондом и поднятие кончика языка к нёбу. Зонд двигается слева-направо и постепенно Р становится не протяжным, чистым.
  3. Возможно отталкиваться от других гласных. Например, от йотированных: У, О, Э, Ы.
  4. Чтобы получить Рь, отталкиваются от ЗИ. Схема, как в упражнении чуть выше.

Автоматизация

Автоматизация правильного произношения звука Р-РЬ осуществляется в игровой форме, начиная от очень простых, лёгких упражнений с постепенным усложнением.

Речевой материал подбирается в следующей последовательности:

  • слоги, ряды слогов (прямые, обратные);
  • слова с нахождением данного звука в разных частях слова;
  • словосочетания;
  • предложения;
  • чистоговорки.

Далее берутся стихи и рассказы с большим количеством Р/РЬ.

Продолжительность коррекционных занятий при ротацизме составляет от полутора до трёх месяцев.

В редких случаях может и больше. Индивидуальные особенности, причины дефекта, регулярность выполнения упражнений, а также и мастерство логопеда – всё это сказывается на длительности исправления звукопроизношения.

Труднее всего прийти к правильному произношению Р/РЬ при дизартрии. При таком диагнозе логопедическая помощь может потребоваться в течение месяцев и даже лет.

Коррекционная работа с детьми, как правило, ведётся в игровой форме. Используются небольшие и интересные стишки, наглядный материал.

Сначала логопед добивается хорошей вибрации, твёрдого варианта Р, лишь затем переходит к автоматизации мягкого.

В слогах

Никакого творчества при работе со слогами не придумаешь. Это обычное повторение. Многократное.

Но разнообразить задания возможно.

Сначала это будут слоги, начинающиеся со звука Р. Затем группа слогов с позицией Р в середине слога. И завершающий этап – Р в конце слога.

Простое повторение быстро надоедает.

Поэтому можно придумывать небольшие рифмочки.

Ра-ра-ра – на дворе жара.
Ро-ро-ро – посреди двора ведро.
Ру-ру-ру – несу ведро по двору.

Тра-тра-тра – выхожу во двор с утра.
Три-три-три – как красиво, посмотри.

Арь-арь-арь – ты возьми с собой фонарь.

Дре-дре-дре – караси живут в ведре.

В словах

  1. Слова на первых порах лучше брать односложные, аналогично трёхбуквенным слогам: мир, дар, шар, тир, кар, бор, вор…
  2. Далее используем слова, состоящие из двух слогов, в одном из которых есть Р: комар, маляр, пожар …
  3. Далее переходим к чтению слов с Р в середине слова: ведро, квадрат, шаровары, горох, пирог, ура, гора…

В словосочетаниях

Словосочетания должны быть весёлыми, чтобы ребёнку было интересно с ними работать.

Из них тоже можно составлять рифмовочки.

Озорной воробей,
Комара ты не бей.

Пора печь пирог,
Не забудь про творог.

Закрепляем правильную артикуляция в игровой форме:

  1. На картинке изображены животные, среди них… – огромная Рысь (заканчивает ребёнок).
  2. На грядке выросла большая-пребольшая… – румяная Репа.
  3. Отложи в сторону картинки с предметами, в названиях которых есть звук Р и придумай словосочетания, чтобы в каждом слове была Р (красная ручка, красивый букварь, огромный фонарь …).

В предложениях

В работе с предложениями подходят все типы высказывания: стишки, описания картинок, скороговорки и пословицы, придумывание историй по сюжету.

Расскажи по картинке историю. Используй как можно больше слов со звуком Р.

Предложения нужно усложнять, т.е. они должны быть с каждым разом всё длиннее и длиннее.

Прилетел комар.
Созрели орехи.
В речке раки.
В огороде репка, редиска, огурцы.
Крепкая репка потрескалась на грядке.

Или вот такие стишки:

Репка крепкая была,
Очень вкусной слыла.
Репку быстро мы катили,
А потом в ведре сварили.

Такие нелепые на первый взгляд стишки очень полезно заучивать. И всегда помнить, что наша задача – не передать логику и смысл содержимого, а отрабатывать звук Р.

Если будем часто употреблять этот звук в словах, то автоматизация Р будет эффективной.

Дифференциация

Дифференциацией называется процесс чёткого определения и различения разных звуков.

Если ребёнок легко и без ошибок произносит все звуки правильно, то с дифференциацией у него всё в порядке.

Для работы над дифференциацией используют фразы в свободной форме. Задаётся конкретная тема или же набор слов.

Можно задавать вопросы для наводки:

Кто живёт на дереве и похож на кошку? (рысь)
У кого штаны в краске? (у маляра)
Что в руках у шофёра? (руль)

Нужно просить, чтобы ребёнок давал полный ответ, не однословный.

Устранить дефекты речи можно только тогда, когда будут использоваться различные методы в комплексе.

Коррекция ротацизма и параротацизма будет успешной, если занятия проводить на регулярной основе.

Одновременно следует работать над развитием у ребёнка фонематического слуха, внимания, памяти и общего кругозора.

Наша Речь

Структура логопедического занятия при дисграфии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

8. Итог занятия.

Зотова Алевтина Геннадьевна,
учитель-логопед,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд

(

3

понравилось, средний балл:

5,00

из 5)

Loading ...

 Loading …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...