Виды речевых нарушений у детей

Содержание
  1. Общие сведения о дислалии
  2. Речевая дислалия: классификация нарушения
  3. Почему возникает нарушение звукопроизношения у детей?
  4. Диагностика дислалии
  5. Причины функциональной дислалии
  6. Причины картавости
  7. Коррекция дислалии
  8. Нарушение звуковосприятия
  9. В свою очередь, специалисты выделяют два типа функциональной дислалии:
  10. Причины органической (механической) дислалии
  11. Понятие нарушения звукопроизношения, развитие речевой функции у ребенка
  12. Симптомы картавости
  13. По характеру нарушения дислалия бывает:
  14. Логопедическая помощь
  15. Виды нарушений звука
  16. Виды дислалии
  17. Примеры из практики
  18. Предпосылки функциональной дислалии
  19. Биологические предпосылки
  20. Социальные предпосылки
  21. Патогенез
  22. Социальные предпосылки функциональной дислалии
  23. Развитие мелкой моторики пальцев рук
  24. Особенности течения сложной дислалии
  25. Лечение фонетического нарушения речи
  26. Этап дифференциации звуков.
  27. Способы постановки звука
  28. Профилактика картавости
  29. Диагностика дислалии
  30. Профилактические мероприятия
  31. Связь дислалии с дислексией и дисграфией
  32. Прогноз на выздоровление и меры профилактики
  33. Прогноз на выздоровление

Общие сведения о дислалии

Такое нарушение речи не связано с повреждениями и дефектами центральной нервной системы и слухом. Дислалия — самая распространённая проблема с речью у детей. Оно встречается у 25%-30%, а по некоторым данным у более чем 50% дошкольников, в возрасте до 7 лет. Имеют различные формы 17-20% школьников младших классов и 1% старшего возраста. В структуре этого нарушения, более всего выделяются полиморфные нарушения при произношении.

Они препятствуют овладению речью и являются причинами  для дисграфии, дислексии. Это речевое нарушение обладает избирательностью, то есть ребенок может хорошо выговаривать до 90% слов и звуков, но иметь проблемы с оставшимся 10%. Своевременная коррекция в состоянии полностью избавить ребенка от нарушений при произношении.

Речевая дислалия: классификация нарушения

В процессе изучения отклонения специалисты пришли к потребности классифицировать патологию, что в будущем позволило подобрать оптимальный метод коррекции речи.

Почему возникает нарушение звукопроизношения у детей?

Нарушение звукопроизношения у детейподразумевает стойкие отклонения в речевом развитии от нормы, которые присущи каждому ребенку в индивидуальном порядке. Причин дефектов речи множество, и для их устранения необходима специальная помощь логопеда, так как самостоятельно это устранить невозможно.

Причины нарушения произношения

Диагностика дислалии

Если родители заметили, что ребенок к 5 годам не произносит ряд звуков, либо произносит их искаженно и неправильно, самым верным решением в этом случае будет – консультация с логопедом.

Логопед проводит обследование звукопроизношения с использованием специального картинного материала. Данная процедура производится индивидуально и/или в присутствии родителей или законных представителей ребенка.

Материал для обследования звукопроизношения включает в себя наборы картинок на разные группы звуков. Подбор предметных картинок производится таким образом, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине или конце слова-названия, поскольку в разных положениях звук произносится по-разному. При помощи наглядного материала проверяется произношение:

  • в группе свистящих согласных [с] [с‘] [з] [з‘] [ц];
  • в группе шипящих согласных [ш] [ж] [ш‘] [ч];
  • в группе сонорных согласных [р] [р‘] [л] [л‘] [j] [ja] [jэ] [jo] [jy] [jи];
  • в группе заднеязычных согласных [к] [к‘] [г] [г‘] [х] [х‘];
  • в группе звонких согласных [в] [в‘] [б] [б‘] [д] [д‘];
  • в группе глухих согласных [ф] [ф‘] [п] [п‘] [т] [т‘].

Логопед подбирает не менее трех картинок на каждое положение звука в слове (в начале, середине, конце).

При обследовании звукопроизношения логопед отмечает отсутствие, замену, смешение, искажение звука. В случае, если ребенок затрудняется с названием картинки, логопед предлагает повторить слово за ним (т.е. отраженно).

Во время логопедического обследования специалист обращает внимание и фиксирует:

  • особенности темпа речи;
  • четкость произнесения слов;
  • правильность произнесения слов (по слоговой структуре);
  • звонкость голоса.

Важно помнить! В центре развития речи «Говорить легко» возможно пройти комплексное логопедическое обследование и получить заключение специалистов. 

Причины функциональной дислалии

СоматическиеФизическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)Социальные

  1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).
  2. Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»).
  3. Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию).

Неправильная артикуляцияВыбор неправильной артикуляцииНедоразвитие фонематического слухаФизический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.

Причины картавости

Дислалия у детей может возникнуть в результате функциональных или механических проблем.

Причины:

  1. Неправильное строение языка.
  2. Врожденные заболевания – «заячья губа», «волчья пасть».
  3. Неправильно сформированный прикус, неровные зубы или их отсутствие.
  4. Узкое и высокое небо.
  5. Недоразвитие костей лица.
  6. Короткая уздечка.

Причины функциональных изменений:

  1. Задержка развития речи.
  2. Генетическая наследственность строения артикуляционного аппарата, челюсти.
  3. Ребенок подражает речи других людей или детей.
  4. ЗПР – задержка психического развития.
  5. В семье родители, бабушки или дедушки разговаривают на разных языках.
  6. «Сюсюканье» с ребенком, подражание его речи.
  7. Слабое развитие фонематического слуха.
  8. Физическое состояние здоровья: ослабленный иммунитет, частые простуды.
  9. Изучение иностранных языков детьми до 5-ти лет.

Также причиной нарушенного звукопроизношения является физиологическая дислалия.

Такой вид – распространенное явление у детей дошкольного возраста. Оно связано с незрелостью артикуляционного аппарата.

В возрасте до 6-ти лет повода для беспокойства нет, но дети старшего возраста должны уметь произносить все звуки. Если этого не произошло, то необходимо обратиться к логопеду.

Коррекция дислалии

Логопедическая работа по коррекции дислалии состоит из следующих этапов:

  1. Обследование звукопроизношения ребенка;
  2. Коррекция нарушенных звуков речи:
    • Развитие артикуляционной моторики;
    • Формирование навыков различения звуков речи по акустическим и артикуляционным признакам (работа над фонематикой);
    • Постановка нарушенных звуков;
    • Автоматизация и введение в речь сформированных звуков.

В работе по коррекции звукопроизношения выделяются следующие этапы:

  1. Подготовительный;
  2. Постановка звука;
  3. Автоматизация звука;
  4. Дифференциация звука.

Целью подготовительного этапа является подготовка органов артикуляционного аппарата к произношению звуков: на данном этапе прорабатывается точность, сила и дифференцированность движений органов артикуляции; ведется работа по развитию речевого выдоха. На подготовительном этапе ребенок учится выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, а также различные дыхательные упражнения.

Важно помнить! Существует базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положения органов артикуляционного аппарата. К базовому комплексу подбираются дополнительные комплексы упражнений, необходимые для постановки определенных групп звуков.

Важно помнить! Упражнения на развитие речевого дыхания помогают детям выработать целенаправленный выдох, который необходим для освоения труднопроизносимых звуков.

Указания по проведению артикуляционной гимнастики, а также перечень упражнений можно прочитать в нашей статье

Видео проведения артикуляционной гимнастики:

Фото и видео проведения дыхательных упражнений

Нарушение звуковосприятия

Полноценная речь необходима для успешной учебы в школе. Именно по этой причине, речи нужно уделять особое внимание. На процесс формирования речевого аппарата влияет несколько факторов, в том числе слух. Любая слуховая патология отрицательно влияет на произношение. Ребенок неправильно слышит слово, звук, букву, а соответственно неправильно его произносит. Фонетическим или звуковосприятием называется способность правильно слышать и различать звуки «П-Б», «С-Ш», «Л-Р».

Часто, дети с нарушенным звуковосприятием коверкают даже фонемы, которые по отдельности могут произносить правильно. Они плохо могут производить анализ своей речи, могут допускать ошибки при написании, испытывать затруднении при чтении вслух. Подобные нарушения требуют работы и коррекции логопедами, педагогами. Многие из таких нарушений могут быть устранены в дошкольном возрасте, не дав перейти в стойкую форму, исправить которую будет затруднительно.

Важно знать, что в школьном возрасте речи развивается очень интенсивно, она отличается гибкость и податливостью. Ребенок с нарушенным слухом может не воспринимать на слух близкие и похожие звуки. В его лексиконе нет слов, в которых есть трудноразличимые для него сочетания букв. Это приводит в итоге к тому, что начинает отставать от сверстников.

В свою очередь, специалисты выделяют два типа функциональной дислалии:

  • сенсорный вид — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и слухового аппарата;
  • моторный вариант — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и двигательного аппарата.

Характеризуется сенсорная дислалия нарушением различия похожих между собой звуков. Ребенок при произношении путает шипящие или свистящие звуки, глухие или звонкие, твердые или мягкие. Поэтому, когда его просят сказать, например, «слово» он может произнести «шлово», то есть происходит взаимозамещение звуков. Кроме устной речи, если пациент пишет под диктовку, он может допускать подобную ошибку и на письме.

Для моторной дислалии характерно несоответствие движений губами и языком при произношении звуков. Артикуляция становится смазанной, в связи с этим появляется фонетический дефект.

В тяжелых случаях возможно диагностирование совокупности звукопроизношения, тогда врач ставит диагноз сенсомоторная дислалия. Степень сложности произношения и дифференциации пациентом звуков могут быть разные.

Причины органической (механической) дислалии

  • Органические — связанные со строением органа (языка, десны, зуба и др.).
  • Наследственные — передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и др.).
  • Врожденные — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития.
  • Приобретенные — дефекты, возникшие в момент родов или в течение последующей жизни.

Понятие нарушения звукопроизношения, развитие речевой функции у ребенка

Кроме того, в логопедии принято выделять такие нарушения в звукопроизношении как озвончение и смягчение звуков. Данные нарушения связан с тем, что ряд согласных имеют глухую и звонкую пары. Исходя из этого, выделяют следующие виды озвончения:

  1. Полное отсутствие в речи звонких согласных, постоянная их замена на парные глухие.
  2. Недостаточное озвончение согласных.
  3. Недостаточное оглушение согласных.

Все указанные нарушения, принято называть паралалиями, которые имеют отражение не только в устной речи, но и в письме.

В соответствии с проведенными исследованиями, было установлено, что чаще встречается оглушение звонких согласных, нежели озвончение глухих.

К дефектам смягчения относят следующие варианты нарушений:

  1. Постоянная замена мягких согласных парными твердыми звуками, то есть полное отсутствие в речи ребенка мягких согласных.
  2. Излишнее смягчение.
  3. Нарушение в дифференциации мягких и твердых звуков. Во время произношения, у детей отмечается как правильное произношение, так и нарушенное.

Чем сложнее звук, тем труднее и позже у детей устанавливается его правильное произношение, соответственно тем многообразнее дефекты его произношения.

Однако необходимо отметить, что у разных детей нарушение звукопроизношения индивидуально. В том случае, если у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения какой-либо одной группы, то дефект принято называть частичным, простым или мономорфным. Если же у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения, которое охватывает одновременно несколько групп звуков, то в этом случае дефект называют полиморфным или сложным диффузным.

Например:

  • Простой, мономорфный дефект – нарушение в произношении звонких звуков.
  • Сложный диффузный, полиморфный дефект – совокупность ротацизма, сигматизма и дефекта озвончения.
Виды нарушений звукопроизношения

Ребенок может неправильно воспроизводить любой звук, но чаще дети плохо произносят свистящие: ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [ш’]), сонорные  ([р], [л]). Эти звуки имеют сложную структуру и требуют навыков звукопроизношения. Звуковые единицы, которые просты для воспроизведения, нарушаются реже. К ним относятся − [м], [н], [т], [п]. Эти звуковые единицы появляются на раннем этапе формирования речевой функции.

• отсутствие звуковой единицы;• изменение звука;• замена одной звуковой единицы другой;• смешивание звуковых единиц.

Отсутствие звуковой единицы проявляется в виде выпадения звука в слове. Исчезает она в начале, в середине или в конце слова. Пример: карман − каман, разный – азный, Амур – Аму.

Искажение звука характеризуется измененным произношением звуковой единицы, которая не соответствует русской системе фонетики. К этой форме ОНР (общего нарушения речи) относится несколько видов искажения:

  • Изменение звуковой единицы [р]: велярный или увулярный [р].
  • Искажение [с]: межзубный [с].
  • Измененный [л]: двугубный [л].

У некоторых пациентов нарушение речевой функции проявляется заменой звуков. Пример: компот – томкот, губа – дуба, сумрак – фумрак, сухарик – фухарик, дом – том, кочки – гочки, рама – ряма, лампа – лямпа. Смешивание звуков характеризуется тем, что пациент путает звуковые единицы друг с другом. Пример: шапочка – сапочка, саночки – шаночки. При этом отдельно звук [с] и [ш] ребенок произносит и различает правильно.

Разновидности дислалии:

  • Механическая (патологии артикуляционного аппарата, врожденные болезни).
  • Функциональная.
  • Физиологическая (норма для пациентов до 5-летнего возраста).
  • Нарушение звукопроизношения мономорфное – это неверное воспроизведение звуковых единиц, относящихся к одной группе.
  • Нарушение звукопроизношения полиморфное − это ошибки в воспроизведении более четырех звуковых единиц, относящихся к разным группам.

Симптомы картавости

Родители должны обращать внимание на речь детей:

  • на произношение слов в целом;
  • на произношение отдельных звуков.

К симптомам проявления полиморфной дислалии относятся не произношение или проглатывание звуков к определенному возрасту:

  1. Ребенок в 3 года должен произносить следующие буквы и звуки: м – [м], б – [б], п – [п], ф – [ф], в -[в], х -[х], к -[к], г -[г], д -[д], т -[т], н -[н].
  2. К 4-м годам – свистящие звуки и буквы: с – [с], з -[з], ц -[ц].
  3. В 5 лет – шипящие: ш, щ, ж, ч.
  4. К 6-ти годам – сонорные звуки: р – [р], л -[л], й.

Сроки произношения звуков могут немного смещаться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

К 7-ми годам дети должны хорошо произносить все звуки. Родители до этого периода занимаются с детьми для развития их речи. Если ребенок не произносит какие-то звуки или проглатывает их, то это повод заподозрить дислалию и обратиться к специалисту.

По характеру нарушения дислалия бывает:

  • артикуляционная;
  • акустическая;
  • артикуляторно-фонетическая — возникает в результате не полностью сформированного фонетического слуха, при произношении слова пациент неправильно определяет трудные звуки («корка» — «горка», «косточки» — «госточки»);
  • артикуляторно-фонематическая — характеризуется заменой услышанного звука на похожий при условии, что артикуляционные позиции расположены неправильно («ушел» — «усел»);
  • акустико-фонематическая — неправильное артикуляционное расположение при произношении, в связи с этим происходит искажение произносимых звуков (буква «р» выговаривает грассированием).

В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.

Логопедическая помощь

На занятиях, помогающих дошкольникам правильно сформировать речь, используются такие навыки: моторика речевых органов, координация, ориентирование в пространстве. Логопедическая работа нарушения звукопроизношения у детей состоит из формирования соответствующих понятий каждой из букв. На базе представлений об окружающих предметах базируется правильная постановка слогов и словосочетаний.

В занятия также включена дыхательная разминка ЛОР-органов, так как возможное нарушение в данной области препятствует произношению звуков, окрашивая их в более низкую тональность. По этой причине замечаются изменения в строении языка, прикуса, неба.

При имеющихся проблемах в лор органах ребенок учится дышать не носом, а ртом, что влияет на развитие стигматизма. В дальнейшем такие дети перенесут неправильное произношении и понимание звукосочетаний в письмо, что существенно скажется на грамотности. Если речь зависит от патологических заболеваний или от анатомических особенностей, используется вестибулярная пластинка, функция которой заключается в устранении аномалий и возможности коррекции произношения звуков.

Виды нарушений звука

Виды нарушений звука

  • Замена звука
  • Смешения звука
  • Искажения звука

Виды дислалии

Патология других анализаторов Фонетическая классификация
·         Артикулярно-фонетическая.

·         Акустико-фонематическая.

·         Артикулярно-фонематическая.

·         Сигматизм (неправильно произносятся свистящие и шипящие).

·         Нарушение произношения сонорных звуковых единиц.

·         Нарушения создания заднеязычных звуковых единиц.

·         Йоттацизм.

·         Изменение звонкости.

·         Неправильное воспроизведение мягких звуков.

Формы дислалии

Распространенность дислалии у детей

(СНОСКА: Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999)

Патология беременности

Уровни нарушенного произношения

(По материалам О.В. Правдиной)

Уровень Нарушение произношения
1 уровень Полное неумение произносить правильно звук или группу звуков
2 уровень Неправильное произношение звуков в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах
3 уровень Недостаточное дифференцирование близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно их произносить

Виды нарушений звука

Сопоставительные данные о распространенности смешений и замен звуков на разных возрастных этапах

(По данным М.А. Александровской)

Профиль органов артикуляции

(СНОСКА: Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989)

1 – губы, 2 – резцы, 3 – альвеолы, 4 – твердое небо, 5 – мягкое небо, 6 – голосовые складки, 7 – корень языка, 8 – спинка языка, 9 – кончик языка.

Профили артикуляции фонем русского языка

Недостатки произношения отдельных звуков

Дефектный звук Фонетический дефект Фонематический дефект
Название дефекта произношения Виды дефектного произношения Название дефекта произношения Виды замен
Звук Р Ротацизм Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское»; Параротацизм Р – Р’
Р – Л’
Р – J
Р – Г
Р — Д
Звук Л
Звук Л’
Ламбдацизм Двугубное, смягченное; Параламбдацизм Л – Ы
Л – Г
Л – Л’
Л — Р
Звуки С, С’
Звуки З, З’
Звук Ц
Сигматизм Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее; Парасигматизм С, З, Ц – Ш
С, З, Ц – Ф
С, З, Ц – Т
С, З, Ц – Щ
С – З; Ц — Ч
Звук Ш
Звук Ж
Звук Щ
Звук Ч
Сигматизм Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное Парасигматизм Ш, Ж, Щ – Т
Ш, Ж, Щ – Ф
Ж – Ш
Ж – З
Щ – С’
Ш – Щ
Ч – Т’; Ч – Ш’
Звук j Йотацизм Мягкое нижней и верхней артикуляции Парайотацизм J – Л’
Звуки К, К Каппацизм Голосовое, гортанное Паракаппацизм К — Т
Звуки Г, Г Гаммацизм Фрикативное заднеязычное, фарингальное Парагаммацизм Г — Т
Звуки Х, Х Хитизм Голосовое, гортанное Парахитизм Х — Т

Методика логопедического воздействия при дислалии

Примеры из практики

А., 17 лет. Обратилась с жалобой на неправильное произношение звука «р». Призналась, что стесняется своего неправильного произношения с детства и старается так строить свою речь, чтобы в ней не было слов с этим звуком. Очень хочет поступить в педагогический университет и поэтому решила обратиться к логопеду. Проведено 15 занятий, звук поставлен, введен в речь, даны дальнейшие рекомендации по автоматизации звука. Успешно поступила в педагогический университет.

У., 35 лет. Обратилась с жалобой на плохую речь. В речи нарушено звукопроизношение шипящих и свистящих, все гласные звуки произносились как один и тот же нейтральный носовой звук. Диагноз врача: «Последствия нейро-инфекции. Дизартрия». Было проведено 30 занятий. Речевая функция восстановлена полностью.

Предпосылки функциональной дислалии

Данный тип развивается по причинам неправильного психического или физического состояния ребенка. Часто такой диагноз ставится детям, испытывающие проблемы с психическим развитием. Строение речевого аппарата в этом случае не страдает, слух в норме, не нарушена иннервация мышц, отвечающих за артикуляцию. У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена. Есть два типа факторов, которые вызывают данный тип дислалии.

Биологические предпосылки

К этой группе факторов относят:

  • задержки психоречевого развития;
  • соматические заболевания;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в период активного становления речи;
  • хронические заболевания;
  • гиповитаминоз;
  • нарушения питания (дистрофия).

Эти нарушения влияют на нейродинамику, которая отвечает за дифференцирование речеслухового аппарата и речедвигательный анализатор. При таком проявлении, артикуляционные движения недостаточно точны, могут наблюдаться речевые кинестезии.

Социальные предпосылки

В эту группу факторов входят:

  • неправильное воспитание речи;
  • копирование родителями лепетных слов;
  • закрепление в речи неправильного звукопроизношения со стороны взрослых (картавость, шепелявость, диалект).

В период становления речи, ребенок может оказаться в двуязычной среде, что также может привести к развитию дислалии. В этом случае правила произношения одного языка применяются к другому.

Патогенез

Функциональная дислалия связана с дисбалансом и слабой динамикой нервных процессов, протекающих в мозгу ребенка. Корковые отделы не имеют выраженных патологий, но имеется недостаточная координация между речевым возбуждением и торможением. Характер речевого расстройства определяется локализаций нарушения нейродинамики в подкорковом участке головного мозга. Если этим затронут весь отдел речи, возникает моторная недостаточность, страдает произношение отдельных фонем, а вторично – речевой слух.

Если локализация находится в сенсорной зоне (центр Верника), первично проявляются дефекты звуковосприятия, что приводит к экспрессивной речи. Так получаются смешивание фонем и их замена.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Социальными предпосылками являются причины, связанные со взрослыми. К ним относятся:

  • родители могут сюсюкаться;
  • родители часто сами допускают в своей речи ошибки;
  • нахождение в двуязычной среде;
  • недостаточно занимаются и уделяют ему мало внимания (педагогическая запущенность);
  • сниженная дифференциация шипящих и свистящих звуков;
  • задержки в умственном развитии.

Все эти причины устранимы, в случае проведения соответствующей коррекционной работы логопедами, психологами, родителями.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Мелкая моторика – активные движения пальцев рук, что положительно влияют на возможность без посторонней помощи держать ложку и ручку, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Если малыш этого не умеет или слабо удерживает один из предметов, можно отметить низкое развитие моторики. Для полноценной работы головного мозга требуются постоянные подвижные игры с задействованием предметов разного размера.

Кроме того, давно доказано, что от степени развития мелкой моторики зависит и качество речи дошкольника. Поэтому педиатры и логопеды рекомендуют родителям чаще делать своим малышам массаж пальчиков рук и ног – это является отличным стимулятором развития речи.

Особенности течения сложной дислалии

Чем сложнее комбинация нарушений, тем сложнее с ней справляться. Соответственно это влияет на общий фон протекания заболевания. При сложных формах могут наблюдаться задержки психического и общего развития. Необходимо заниматься углубленным исследованием ребенка в аспекте его психики, интеллектуального развития, слуха, зрения. Сложная дислалия может быть сигналом что есть проблемы с ними. Слабослышащие часто искажают или меняют звук «Т».

Ребенок, имеющий вторую или третью степень тугоухости не имеет в своем голосе металлический тон. Голос имеет мягкость или другими словами вязкость. Дети с проблемами со зрением могут иметь дефекты дислалии, соответствующие ее сложными типам. Это вызвано низким зрительным контролем. У таких пациентов сигматизм наблюдается в 4 раза чаще, чем у здоровых детей.

Лечение фонетического нарушения речи

Для коррекции фонетических нарушений звукопроизношения необходимо проводить следующее:

  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • Вырабатывание звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Развитие мелкой и общей моторики; развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;
  • Формирование навыков дифференциации звуков;
  • Развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
  • Обучение послоговому чтению;
  • Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

Логопедическое воздействие при фонетическом расстройстве речи должно быть сконцентрировано на сознательный анализ состава речи ребенка и развитие понимания обращенной речи. Изучается речевое окружение ребенка, объем обращенной к нему речи, социальные условия жизни. Главные принципы логопедической работы — это систематичность и последовательность. Основными задачами этой работы являются появление интереса к окружающим звукам, развитие желания воспринимать их и подражать им, дифференцировать речевые и неречевые звуки.

Дети с фонетическими нарушениями речи требуют длительного, постоянного, систематического логопедического воздействия. 

Родителям важно помнить, что все дефекты звукопроизношения важно ликвидировать еще в дошкольном возрасте, иначе потом они превратятся в непоправимый для корректировки дефект. Кроме того, в дошкольный период речь ребенка развивается особо интенсивно, а главное — она наиболее податлива для исправления.

Этап дифференциации звуков.

Дифференциация смешиваемых звуков при парасигматизме свистящих и шипящих звуков, пароротацизме, параламбдацизме, парайотацизме, паракаппацизме, дефектах смегчения и озвончения проводится последовательно.

Различение обоих звуков (заменяемого и заменителя) осуществляется:

  • В изолированном произнесении;
  • В ряду других звуков;
  • В слогах;
  • В словах
  • В предложениях.

Также задачей данного этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа:

  • умения определять количество слогов в слове;
  • отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;
  • выделять ударный слог;
  • проводить анализ гласных и согласных звуков.

Педагоги Центра развития речи «Говорить легко» обладают необходимыми компетенциями для коррекции нарушений звукопроизношения, постоянно совершенствуют знания в данной области.

Способы постановки звука

  • Имитативный (по подражанию).
  • Механический (с механической помощью: зонд, шпатель, палочка, соска).
  • Смешанный.

Профилактика картавости

Для профилактики неправильного произношения звуков необходимо:

  • развивать речь детей с малого возраста;
  • правильно произносить слова в разговоре с маленькими детьми;
  • читать книги детям;
  • развивать мелкую моторику;
  • заниматься интеллектуальным развитием ребенка;
  • проводить игры для развития фонематического слуха;
  • мотивировать ребенка правильно произносить звуки;
  • при анатомических изменениях – своевременно их вылечить.

Родителям не стоит пытаться самостоятельно поставить ребенку звук. Например, многие пытаются заставить его произнести звук [р]. В результате ребенок старается и у него получается горловой [р], который исправить сможет только специалист.

Необходимо выявить проблемы речи до школы и устранить их. Иначе у ребенка могут возникнуть проблемы с усвоением материала, успеваемостью и отношениями с одноклассниками.

Наша Речь

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.

На следующем этапе специалист тщательно изучает медицинскую карту ребенка и беседует с родителями. Все это поможет тщательно изучить перенесенные заболевания пациента.

Далее следует череда тестов, после которых врач сможет установить, насколько развита психомоторика у ребенка, речь, зрение и слух, двигательная система. И только после этого ведущий специалист определяет уровень развития артикуляционного аппарат. Делается это визуально: доктор произносит слова и просит ребенка повторять за ним. В зависимости от правильности воспроизведения указанных слов будет выставлена оценка развития.

Основная задача логопеда — определение уровня развития устной речи ребенка. Для этого специалист умышленно употребляет слова для подражания, которые трудно произносить при дислалии. Дополнительно используется дидактический материал — картинки, игрушки, предметы. После полной проверки врач может точно поставить диагноз, указать степень и характер расстройства речи. Помимо этого, логопед проводит фонематические тесты для определения слуха.

Если у пациента механическое нарушение звукопроизношения, то диагностику и последующее лечение должны проводить команда специалистов, где в дополнение к логопеду есть ортодонт и стоматолог, также потребуется осмотр ребенка хирургом, возможно, неврологом. При наличии такого заболевания, как тугоухость, необходим осмотр ЛОРа.

Профилактические мероприятия

Чтобы предупредить возникновение расстройств звукопроизношения, необходимо проводить профилактику. Женщинам рекомендуется планировать беременность. Во время вынашивания плода нужно избегать стрессов, тяжелых работ, контактов с инфекциями. При отслойке плаценты, повышенном тонусе матки, снижении количества шевелений следует обращаться к гинекологу. После рождения ребенка нужно следить за состоянием малыша. Если у ребенка снижен сосательный рефлекс, повышен или понижен тонус рук и ног, отмечается сильный плач, следует обязательно обратиться к доктору.

Мама держит здорового новорожденного

На протяжении жизни ребенка нужно избегать травм головы, вовремя пролечивать хронические и инфекционные заболевания. Детям с ДЦП показано лечение и реабилитация. В период формирования речевой функции с детьми следует постоянно заниматься, четко проговаривать слова, читать стихи и книги, исправлять произношение неверно произнесенных слов. При проявлениях задержки речи ребенку показана своевременная коррекция речи.

Связь дислалии с дислексией и дисграфией

Дисграфией и дислексией называют неспособность ребенка овладения навыками чтения и письма, при сохранении у них интеллектуальных возможностей. Часто эти диагнозы могут наблюдаться одновременно. Есть алексия – полная неспособность чтения, аграфия – письма. На практике, дети, страдающие дислалией, чаще имеют и эти нарушения. Устранения и коррекционная работа с дислалией приводит к улучшению дисграфией, дислексией.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Более 95% детей полностью восстанавливают речевую функцию. В зависимости от степени сложности дислалии и регулярности коррекционных занятий срок выздоровления колеблется от 3 до 6 месяцев.

Если говорить о профилактических мерах, то здесь родителям нужно следить за состоянием здоровья и развитием ребенка. При обнаружении каких-либо отклонений в анатомическом строении рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.

Прогноз на выздоровление

Если речевые нарушения не обусловлены поражениями коры головного мозга, есть прогноз на полное выздоровление. В некоторых случаях, нарушения могут быть скомпенсированы в более позднем возрасте. Для достижения благоприятных результатов, взрослые должны сами соблюдать правильность речи, не использовать уменьшительно-ласкательные формы слов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...