Звук Щ – постановка и автоматизация

Содержание
  1. Нарушения при воспроизведении С и Сь
  2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
  3. Особенности постановки звуков
  4. Почему возникают проблемы с произношением шипящих
  5. Автоматизация звука [Щ] в начале слов
  6. Звук (буква) Ч
  7. Стихотворения со звуком [Ч]
  8. Скороговорки со звуком [Ч]
  9. Возможные отклонения
  10. Словосочетания и фразы на звук Щ
  11. Порядок постановки шипящих
  12. Автоматизация звука [Щ] в словах со стечением согласных
  13. Мимическая гимнастика
  14. Как правильно работать над становлением звуков?
  15. Тренируем правильное произношение шипящих
  16. Разминаем язык
  17. Разминаем губы
  18. Массаж языка
  19. Последовательность этапов
  20. Слоги и слова
  21. Связная речь
  22. Этап 1. Тренировка дыхания
  23. Задания для развития дыхания
  24. Постановка «Щ»
  25. Приложение
  26. Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес
  27. Постановка звука «щ»
  28. Постановка звука «ч»
  29. Как заниматься с ребенком дома
  30. Способствование развитию речи у детей

Нарушения при воспроизведении С и Сь

Логопеды тут разделяют дефекты на 2 группы:

  1. Сигматизм (искаженное воспроизведение). Сюда входят виды нарушений:
  • Губно-зубной сигматизмгубно-зубной. Звуки «С» и «Сь» заменяют на фонему «Ф» (Сон – Фон, Сова – Фова);
  • межзубный. При воспроизведении кончик языка находится между зубами. Ребенок шепелявит, выговаривая слова;
  • боковой. Язык заваливается на одну сторону во время произношения звука;
  • носовой. Наблюдается у детей при анатомо- физиологических дефектах (ринолалия, ринофония).

2. Парасигматизм (звук «С» заменяется на другие буквы). Виды:

  • призубный. Замена «С» на «Т» и «Сь» на «Ть» (Сон – Тон, Синий – Тиний);
  • шипящий. «С» и «Сь» на «Ш» на «Щ» (Свет – Швет – Щвет);
  • ошибки смягчения. Твердый «С» заменяется на «Сь» (Собака – Сябака);
  • дефекты глухости и звонкости. «С» и «Сь» на «З» и «Зь» (Снег – Знег).

Нарушения приводят к дефектам звукопроизношения (дислалия). Также у ребенка могут развиваться проблемы с чтением (дислексия http://rechudetey.ru/logopediya/disleksiya.html) и возникать трудности в письменном оформлении речи (дисграфия здесь).

Причины нарушения произношения звуков

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение. Открываем рот. Необходимо присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). Это упражнение ребёнок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец прижимает язык к нёбу в средней части.

Набрав воздух, с силой его выдыхаем, стараемся произносить длительный звук ш. Будет слышать звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулирует логопед за счёт давления пальцем. Добиваемся долгого звучания. Для наглядности при произнесении звука щ логопед произносит вместе с ребёнком.

профиль фонемы щ

II ЭТАП РАБОТЫ

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука щ или вызывание его по подражанию.
Цель. Добиваться от детей правильного произношения звука щ. Учить определять положение языка при произнесении звука щ.

Предшествующая работа. Умение удерживать губы в улыбке и делать язык широким формировалось при отра­ботке звуков и, э, с. Подъем языка вверх вырабатывался в процессе ознакомления со звуками т, д, н, ш, ж; направленная воздушная струя — со звуками ф, в, с, з, ш, ж.
Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук щ.
Игра «Кто наблюдательный?»

Краткое описаниеДети сидят полукругом или за столами. Логопед спрашивает: «Дети, вы видели, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит:

«щщ…» Как оно шипит?.. А кто видел в зоопарке змей? Знаете, как они шипят? Послушайте: «щщщ…»
Повторим теперь все вместе, как шипят змеи… Дети выполняют задание сначала все вместе, потом индивидуально.

«Когда мы говорим звук щ, где находится кончик язы­ка?» — спрашивает воспитатель. («Кончик языка находится за верхними зубами»;) «Покажите, куда, поднимается кончик языка». Во время показа логопед проверяет, как выполняет упражнение каждый ребенок.

Методические указания. Чтобы дети хорошо произносили звук щ, необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Если у ребенка звук щ не получается, надо предложить ему при открытом рте поднять широкий кончик языка к верхним альвеолам и, не опуская, слитно произносить сочетание звуков шьтыиь, тогда получится звук щ. Или при том же положении органов артикуляции слитно произносить шч. Следует обратить внимание детей на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются, зубы видны, язык поднят за верхние зубы.

III ЭТАП РАБОТЫ (ПРОВОДИТСЯ КАК ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ И ВНЕ ЗАНЯТИЯ)

Тема. Воспитание правильного произношения звука щ
в словах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении
звука щ в словах.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука щ.
Подготовительная работа. Подобрать предметы и игрушки, в названии которых имеется звук щ, например: щетка, щенок, щепка, ящик, плащ, клещи и др.

Игра «Разведчики» Краткое описание

Воспитатель прячет предметы в разных местах комнаты. Пригласив детей и усадив их полукругом, педагог говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям надо найти спрятанные предметы. (Называет какие.) Для поисков выделяют группу разведчиков: каждый должен принести найденный предмет и назвать его. Тот, кто отыскал и назвал предмет, получает «значок разведчика».

Методические указания. Следить, чтобы при назывании предмета дети выделяли звук щ, произнося его чуть длительнее других звуков. Когда ребенок принесет предмет и назовет его, можно предложить детям повторить название предмета всем вместе, а потом попросить повторить тех детей, которым надо закрепить этот звук в словах.

IV ЭТАП РАБОТЫ (ПРОВОДИТСЯ КАК ЦЕЛОЕ ЗАНЯТИЕ)

Тема. Воспитание правильного произношения звука щ в речи.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука щ при ответах на вопросы по рассказу «Товарищи».
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука щ изолированного и в словах.
Подготовительная работа. Подобрать вопросы по содержанию рассказа.

РАССКАЗ «ТОВАРИЩИ»

Два товарища пошли гулять в рощу. Они взяли с собой щенка. Шли товарищи через цветущий луг. Там они собирали щавель. Щенок гонялся за летающими бабочками. Пришли они в рощу. Хорошо в роще! Щебечут птицы, поют щеглы, пищат птенчики. Около пня товарищи увидели убегающую ящерицу. Побегали дети в роще, поиграли со щенком. Хотели они пойти еще в лес, в чащу. Один из товарищей говорит: «Не пойдем туда, там волки рыщут, пищу ищут». Засмеялись товарищи шутке и решили, что пора возвращаться. Довольные, шли они домой. Мальчики несли щавель, а щенок тащил щепку. Домой они вернулись к обеду и с аппетитом ели щи, жареную щуку и овощи.

Методические указания. Следить за правильным произношением звука щ.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука щ

***Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал,
Еще бы! Он счастливый рос!
Теперь мой щен не щен, а пес —
Настоящий!
***
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
А у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка — щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли пища.
***
Плавниками трепеща
И зубаста, да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Вот так штука!
***
Глазищи, усищи,
Хвостище, когтищи,
А моется всех чище.
Кто это? Кот-котище!
***
Ты нас, мама, не ищи —
Щиплем мы щавель на щи.
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
***
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
***
Щука в речке жила,
Щеткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Особенности постановки звуков

Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.

Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.

Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):

  • чтобы переместить язык во рту немножко глубже, выдвигают уголки рта вперед механическим путем (например, пальцами);
  • чтобы передвинуть язык вперед, уголки рта отодвигают в стороны.

Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.

Постановку звуков производят такими методами:

  1. По подражанию: например, предложите ребенку порычать, как тигр (р-р-р) или издать звук дрели (дррр).
  2. По опорным звукам: например, изучаем звуки в таком порядке — В-З-Ж, М-Б, Н-Д, С-Ш-З-Ж, Ф-В, Ф-С-Ш.
  3. От гимнастики языка по звуку, однако использовать правильную дикцию — Т, Д, Н. Если звуки ребенок произносит межзубно, то следует научить проговаривать их правильно, а затем ставить дефектные звуки.
  4. Механическим методом (с использованием шпателя, пальцев, сосок, зондов).

Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:

  1. Параллельная работа над правильностью дыхания и артикуляции обязательна.
  2. Ребенок должен осознанно контролировать собственное произношение на слух.
  3. Изучаемые звуки нужно обозначать специальными знаками-символами.
  4. Для старших дошкольников вводят буквенное обозначение звуков, что способствует дальнейшему обучению грамоте.
  5. Автоматизация звуков и их применение в разных условиях – в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях.
  6. Предупреждение дисграфий.

С теорией немного разобрались, приступим к практике.

Почему возникают проблемы с произношением шипящих

За процесс речевого развития отвечают определенные участки мозга. Если их работа нарушается, возникают сложности с произношением отдельных звуков. В большинстве случаев проблему провоцируют родовые травмы. Особую опасность представляют смещения костей черепа затылочной части или позвонков. В результате этого кровообращение в области головы замедляется. Клетки мозга не получают необходимое количество кислорода, что приводит к их разрушению.

Полученная во время родов травма может спровоцировать и ущемление подъязычного нерва или нарушения в ассоциативных нейронных связях слухового анализатора. Это отражается на способности распознавания и воспроизведения устной речи. Для правильного произношения отдельных звуков не менее важны жевательные и мимические мышцы. В некоторых случаях развитие речи у детей замедляется из-за травм, полученных после рождения (падение с дивана, удар затылком и т.д.).

Автоматизация звука [Щ] в начале слов

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:

[ЩИ]

щи щипок щипцы щепотка
щит щепоть щетинка щебёнка
щека щиток щитовка щипчики
щепа щетина щекотка щебетанье
щенок

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:

[ЩИ], [ЩЭ](в словах со звуками [Р], [Р’]г [Л], [Л’])

щегол щелкун щеколда щиколотка
щавель щербина щелкунчик
щелчок щедроты щеглёнок

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:

2[ЩЭ]

щель щебень щепка щедрость

[ЩО]

щёкот щёлочь щётка щёлка
щеголь щёлок щёчка

[ЩУ]

щуп щука щупальца
щур щурёнок

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай):
3

Щи из щавеля. Щупальца осьминога.
В щите щель. Щенок у щётки.
Щебетанье щеглов. Щетина на щеке.
Щурёнок у щуки. Щекотать щиколотку.
Щедрый щеголь. Щелкунчик щёлкает орехи.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Звук (буква) Ч

Стихотворения со звуком [Ч]

чо-чо-чо, чо-чо-чо — У меня болит плечо, чу-чу-чу, чу-чу-чу — Раз болит — пойди к врачу, чу-чу-чу, чу-чу-чу — Нет, к врачу я не хочу,

ча-ча-ча, ча-ча-ча — Буду плакать у врача, чи-чи-чи, чи-чи-чи — Помогают нам врачи, чу-чу-чу, чу-чу-чу — Ну, тогда пойду к врачу.

Черепашка, черепашка, Что ты носишь, как рубашку, Черепаший панцирь свой? Что-то очень он большой.

У слонов больная дочь. Дочка плачет День и ночь.

К дочке вызвали Грача. Он похож был На врача.

Ведь не зря На слово «грач» Чуть похоже Слово «врач».

Чайник, чайник, закипай! Черным чаем угощай! В чашки чайные нальем, И чудесно чай попьем.

Чижик чижика учил Чистить брючки от чернил, А закончив, стал учить Брючки чистые чинить.

Скороговорки со звуком [Ч]

Течет ручеек через лесочек под мосточек.

Чебурашка черепашку Попросил раскрасить чашку.

У черепашьего черепашонка на черепашьей спинке черепашья рубашонка.

Течёт речка, не вытечет, печёт печка – калач выпечет.

В печи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.

Возможные отклонения

Во время обследования можно выявить, что звук «Ш» произносится некорректно. Несмотря на то что этот звук считается глухим, произносить его нужно четко и чисто.

Возможные отклонения:

  1. Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
  2. Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
  3. При боковом сигматизме получается «хлопок».
  4. Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
  5. При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
  6. Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.

Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями.

Словосочетания и фразы на звук Щ

  1. Научи Петрушку говорить правильно (пальчиковый театр)

В гости к ребёнку приходит кукла Петрушка, которая рассказывает свою историю и изображает повествование соответствующими действиями. При этом рассказчик намеренно искажает звук Щ в словосочетаниях и просит маленького зрителя исправить его.

Истории могут быть на темы: “ГоряЩие Щепки”. “ПомоЩь товариЩам”.

  1. Лови – бросай

Взрослый бросает крохе мяч и произносит словосочетания с заданным звуком, а ребёнок правильно заканчивает фразу. В игре желательно использовать такую фразу, как: “в реке живут Щупленькие Щучки”.

Порядок постановки шипящих

Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих. Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному. По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

Автоматизация звука [Щ] в словах со стечением согласных

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:

13[Н’Щ], [НЩ]

гонщик бакенщик зеленщик временщик
банщик каменщик бетонщик гарпунщик
денщик погонщик корзинщик барабанщик
женщина чеканщик шарманщик манекенщица
табунщик суконщик турбинщик телевизионщик
зачинщик загонщик сменщик

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:

14[ФЩ]

меховщик формовщик сверловщик
дрессировщик фасовщик плотовщик
годовщина постановщик бунтовщик
вербовщик копировщик танцовщица
часовщик циклёвщик пикировщик
продавщица кладовщик страховщик
сортировщик проектировщик поставщик
прессовщик планировщик бомбардировщик
старьёвщик ростовщик драпировщик
регулировщик

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:

15[ПЩ]

лепщик сцепщик прицепщик сообщение
скупщик община общение приобщение
рубщик общество гардеробщик общежитие

[МЩ]

ямщик выдумщик паромщик приёмщик

[ЙЩ]

мойщик литейщик закройщик
пайщик забойщик трамвайщик

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:

16[ЛЬЩ], [ЛЩ]

пильщик полольщик сигнальщик
стрельбище вальщик дольщик
плательщик вязальщица фехтовальщик
носильщик подпольщик крепильщик
толщина точильщик мебельщик
купальщица котельщик угольщик
хрустальщик гранильщик вышивальщица
сеяльщик паяльщик прогульщик
табельщик удильщик валяльщик
небывальщина копировальщик болельщик
рисовальщик текстильщик
лекальщик стекольщик

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:

17[ЩН],[ЩН’]

хищник сущность мощность

[РЩ]

борщ уборщик мусорщик
заговорщик сварщик фонарщик
прапорщик экскаваторщик морщины
натурщик притворщик

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика

Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.

Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:

  1. Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
  2. Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
  3. Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
  4. Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
  5. Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
  6. Изображение любых смешных рожиц.

Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно для сопровождения упражнений использовать стишки и рассказы. В этом будет двойная польза – развитие мимики и тренировка памяти.

Как правильно работать над становлением звуков?

При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.

Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.

Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.

Тренируем правильное произношение шипящих

Постановка звука «ш» осуществляется поэтапно. Чтобы достичь желаемых результатов, нужно тренироваться постоянно. Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя упражнения на каждую зону речевого аппарата.

Разминаем язык

В постановке правильного произношения звуков особенно важны тренировки для языка. Его положение играет значимую роль при развитии речевых навыков. К самым эффективным упражнениям относят:

  1. Сомкнув зубы, необходимо выталкивать язык через образовавшееся отверстие.
  2. Следует улыбнуться с широко открытым ртом, после чего – разместить край языка на нижней губе. В таком положении нужно удержаться в течение 40 секунд.
  3. Слегка приоткрыв рот, требуется дотянуться языком к носу. Такое упражнение повторяется не менее 5 раз.
  4. Исходное положение – как и в предыдущем упражнении. Языком нужно закрыть верхние передние зубы, а затем – вернуть его на место.
  5. Широко раскрыв рот, необходимо максимально поднять язык к носу, а затем – опустить к подбородку.
  6. Язык высовывается изо рта, на его кончик кладется кусочек конфеты. Ребенок должен постараться приклеить его на небо непосредственно за верхними зубами.

Разминаем губы

Регулярные тренировки для губ помогут в дальнейшем произносить звуки правильно. Их нужно сочетать с упражнениями на другие участки ротовой полости:

  1. Самое действенное упражнение – «трубочка». Зубы плотно смыкаются, а губы вытягиваются вперед. Зубы они при этом закрывать не должны. В таком положении следует продержаться 6 секунд.
  2. Чередование упражнений «улыбка» и «трубочка». Улыбаться следует, полностью сомкнув рот.
  3. Необходимо вытянуть губы, пытаясь их округлить. Через 6 секунд следует вернуться в исходное положение.
  4. Упражнение «трубочка» сначала выполняется в стандартной форме. После этого импровизированную трубочку следует сделать больше, немного разомкнув губы.

Массаж языка

Одним из методов коррекции произношения считается логопедический массаж. Он не только способствует правильной постановке звуков, но и ускоряет развитие речи в целом. Мануальное воздействие снижает слюноотделение и улучшает тонус лицевых мышц. При кожных и простудных заболеваниях массаж противопоказан.

Продолжительность первого сеанса составляется 10 минут. Предварительно расслабляются лицевые мышцы. Важно создать благоприятные условия, чтобы ребенок ни на что не отвлекался. Со временем продолжительность процедуры увеличивается до 20-30 минут. Курс лечения включает в себя 15 посещений специалиста.

Последовательность этапов

Первым отрабатывается изолированное звучание. Ребенок должен четко произносить [Щ] с использованием правильной артикуляционной позы и акустически верно. Для того чтобы дошкольник запоминал новый стереотип, ему показывают карточку с дворником, спрашивают: «как метет двор дворник?»; и ребенок отвечает: «щ-щ-щ-щ-щ».

После того как удалось добиться правильного произношения в изолированной позиции, переходят к автоматизации в слогах.

Процесс произношения звуков детям скучен, неинтересен. Поэтому необходимо придумывать игры, интересные задания.

Слоги могут быть прямыми (согласный + гласный) или обратными (гласный + согласный). Выбор позиции зависит от возможностей ребенка. Слоги со стечением согласных (ЩН, ЩБ и т. п.) не используются, так как их будет достаточно в словах.

Следующий этап — автоматизация звука [Щ] в словах. Для облегчения восприятия ребенку показывают картинку, называют ее.

Последний этап — автоматизация в самостоятельной речи. Для этого используют словосочетания, скороговорки, предложения. Этот период самый длительный. Ребенку сложно контролировать себя, его связная речь может содержать ошибки.

Поэтому родители создают спокойную обстановку, просят описать бытовые ситуации. Постепенно вырабатывают навыки самоконтроля.

Слоги и слова

Обратные слоги со звуком щ

Автоматизация звука [Щ] начинается с изолированного звучания. Для этого ребенку предлагают разные нарисованные дорожки. По ним водят пальцем и произносят звук. Например, на картинке в одном углу изображен щенок, в другом косточка. Дошкольнику предлагается помочь собаке дойти до угощения.

После закрепления правильного произношения переходят к слогам. Для выработки интереса используют разные игры-ходилки. На картоне нарисовано игровое поле, на нем последовательность кружков. Необходимо дойти для финиша, но для этого необходимо правильно произнести слоги.

Сначала используют одинаковые слоговые дорожки:

  • ща-ща-ща;
  • що-що-що;
  • ще-ще-ще;
  • щу-щу-щу.

Параллельно с работой по развитию речевого слуха переходят к использованию дорожек с разными слогами. Ребенку предлагается сматывать нитки в клубок и повторять за логопедом:

  • ща-щё-ще;
  • щё-щи-ще;
  • ще-щи-щу и т. д.

Обязательно вводят чистоговорки — они удобно рифмуются, слова подобраны на нужный звук. «Ща-ща-ща-щавель», «ще-ще-ще-щегол» и другие. Сначала первую часть произносит ребенок, заканчивает взрослый. После того как у дошкольника начинает получаться, он полностью говорит чистоговорку.

Чистоговорки со звуком щ

Для закрепления звука в словах существуют разные задания:

  • «один−много» — слово называется в единственном числе, дошкольник произносит его во множественном: «лещ − лещи»;
  • «живое−неживое» — называют ряд слов, предлагают выделить живые и неживые объекты: «щавель, щебень, щука, щель, клещи»;
  • «измени слово по образцу» — одна часть речи превращается в другую: «гудеть − гудящий»;
  • «назови одним словом» — показывают картинки и предлагают их классифицировать, например, свекла, баклажан, огурец и капуста — это овощи.

Необходимо добиваться не только машинального повторения, но и формирования связи между словом и предметом. Поэтому используют демонстрационный материал.

Связная речь

Автоматизация звука [Щ] в предложениях начинается только после того, как удастся закрепить правильное произношение в словах. Для этого используют разные словосочетания, простые предложения. Ребенку предлагают повторить по образцу:

  • я тащу вещи;
  • ты тащишь вещи;
  • он тащит вещи и т. д.

Параллельно дошкольник запоминает личные местоимения и усваивает грамматику. Предлагаются сюжетные картинки, по ним задают наводящие вопросы.

«Пещера с сундуком и сокровищами, Кощеем Бессмертным». Последовательно задаются вопросы о том, что за персонаж изображен, хороший он или плохой, что хранится в сундуке и т. д.

Стихи со звуком щ

Для автоматизации звука [Щ] в стихах используют специальные четверостишья. Их можно найти у Маршака, Чуковского, Михалкова. Рифмованные строки легко запоминаются в дошкольном возрасте. Стихи необходимо читать каждый день — это поможет закрепить правильное произношение звука.

Детей из старшей подготовительной группы можно учить рассказывать по серии сюжетных картинок. Это не только позволит отрабатывать правильное звучание [Щ], но и будет развивать связную речь.

Этап 1. Тренировка дыхания

Выдувание мыльных пузырей полезно для развития правильного дыханияАртикуляционная гимнастика предполагает тренировку дыхания, отработку движений губ и языка. Для нее родители могут использовать общепринятые логопедические игры, а могут сами придумать подобные. Чтобы заинтересовать дошкольника, его можно привлечь к подготовке таких игр: вырезать из легкой бумаги снежинки, пропеллеры к самолетикам, кораблики, разноцветные осенние листики. Главное, чтобы взрослый сам был увлечен процессом, тогда и ребенок будет с интересом выполнять упражнения.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Постановка «Щ»

Постановка звука проводится при помощи логопедических зондов, либо заменяющего их оборудования. Иногда логопеды используют самодельные зонды, одноразовые ватные палочки. Звук «Щ» механически ставится от схожего ему артикуляционного положения звука «Ш». Если ребенок не произносит оба этих звука, то сначала ставится «Ш», а от него уже затем проводится постановка «Щ».

Главное отличие между этими двумя звуками заключается в расположении спинки языка во время произнесения. Чтобы получился Щ, нужно попросить ребенка пошипеть (говорим, как змея: ш-ш-ш), и в это время зондом (допускается даже пальцем, предварительно продезинфицировав руки и надев перчатки) выгнуть спинку языка и постараться ее приподнять к верхнему небу.

Логопедический зонд для постановки звука щ

Основная цель постановочного этапа – закрепить правильное положение органов артикуляции в изолированном произношении звука. Для того чтобы эта ступень коррекционной работы была пройдена беспрепятственно, перед каждым занятием ребенок прорабатывает со специалистом комплекс артикуляционной гимнастики, способствующей укреплению иннервации языка. Вот несколько упражнений, которые можно использовать не только на уроках с логопедом, но и дома:

  1. «Улыбка» − «хоботок»: эти два упражнения хорошо чередовать друг за другом, притом можно начинать медленно выполнять с задержкой на статическое положение в 5-7 секунд, затем ускоряясь, но не забывая о правильности выполнения (в улыбке – зубы сомкнуты, губы растянуты; «хоботок» − губы тянем вперед, округляя, как при произношении звука «У»).
  2. «Качели» − рот открыт, кончик языка движется то вверх, то вниз, касаясь верхней, затем нижней губы.
  3. «Грибочек» − передней и средней частью языка ребенок присасывается к верхнему небу, затем, не отрывая языка, начинает потихоньку открывать как можно шире рот. Таким образом, происходит натяжение подъязычной уздечки и укрепление мышц языка.

Приложение

Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес

Движения или статическая поза
рук
Движения или статическая поза языка
Однажды пальчики пошли в лес: топ — топ, топ — топ, топ — топ — топ, топ — топ — топ Вверх — вниз, вверх — вниз, вверх — вниз
Подошли к опушке -ровной — ровной, гладкой — гладкой Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны Язык ровный, свободно лежит на нижней губе
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы — в стороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой» Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх «чашечкой»
Крона состоит из веток
листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают
Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища Язык в той же позе
Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу
На дереве — гнездо, а в нём — синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов Руки соединяются рёбрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно «чашечки», то поднимаются Язык — «чашечкой», а потом — свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны
Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей) Движения или статическая

поза
рук

Движения или статическая

поза
языка

Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много») Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается («гриб растёт»)
Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину Руки вверх (к солнцу)
см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней — кверху
Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу
Идём по лесу дальше. . . Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Имитация ходьбы»
Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх; махнуть рукой (Эх!) Язык скруглённый, выгнутый — с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык
Но дома сварим из них варенье — во какое! Поэтому соберём их в корзинку Поднять большой палец вверх.
Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки — в стороны
Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык — «чашечкой»
Через лес («топ-топ») вышли к реке Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Плавное движение широким языком вперёд — назад
Тяжело нести корзины, увидали лодку Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение «лодки») Сложить язык пополам -(«лодочкой») и вытягивать его вперёд
Приплыли домой Соединить пальцы «домиком» Присос — крыша домика ровная

Докшина А.А., учитель-логопед

Наталья Волкова

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]

Тема : Постановка звука Ш

Цель : уточнение артикуляции звука [Ш]

,

постановка звука Задачи :

1)Образовательные : учить правильно произносить звук Ш

, выделять

звук Ш из ряда слов ;

2)Коррекционно – развивающие : формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;

3)Воспитательные : воспитание интереса к занятию

, воспитание самостоятельности.

Оборудования : презентация «Артикуляционная гимнастика»

, ватный шарик на нитке, колючий мячик.

Постановка звука «щ»

Автоматизация шипящих звуков у детей вызывает немало трудностей. При произношении звука «щ» голосовые связки вибрировать не должны, поскольку он глухой. Положение губ и языка напоминает позицию, которая имеет место в случае со звуком «ж». Отличие заключается в направлении воздушной струи между зубами. Они смыкаются, либо максимально сближаются друг с другом. Упражнения закрепляются чтением стихов. После каждой тренировки логопед выявляет недочеты и пытается их исправить.

Постановка звука «ч»

При постановке звука «ч» логопед пользуется хитрым приемом. Ребенку ставят задачу – проговорить сочетание «ать». Но в момент произношения специалист слегка прижимает уголки губ и просит выдвинуть их немного вперед. В итоге у малыша получается воспроизвести сочетание «ачь». Регулярные тренировки помогают без труда поставить речь, даже при наличии серьезных отклонений. Чтобы повысить их эффективность, логопед постоянно разговаривает с малышом, провоцируя его произносить нужные звуки в непринужденной обстановке.

Как заниматься с ребенком дома

Автоматизация звука «ш» в домашних условиях дает такие же результаты, как визиты к логопеду. Помимо артикуляционной гимнастики, практикуют другие способы разработки речевого аппарата для постановки шипящих звуков – чистоговорки, чтение стихов и сказок, специальные игры. Не рекомендуется практиковать занятия, если ребенок к ним не расположен. Желательно выделить на них время в первой половине дня. Оптимальная продолжительность занятий составляет 15 минут.

Способствование развитию речи у детей

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно, в соответствии с возрастом, родители, консультируясь с логопедом, должны проводить следующую работу:

  • сформировать благоприятную среду общения, говорить четко и грамотно, не коверкать слова;
  • объяснять ребенку все свои действия (это важно для быстрого усвоения понятий);
  • постепенно обобщать понятия, формировать смысловые связи;
  • показывать манипуляции с различными предметами, просить их повторить с проговариванием своих действий;
  • играть с ребенком, читать с ним.

Постановка звука Ш осуществляется поэтапно, необходима для формирования красивой и четкой речи. Занятия проводятся не только у логопеда, но и дома. Для быстрого достижения положительного результата рекомендуется работать с ребенком 2 – 3 раза в день.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...