архив

Содержание
  1. Что такое нарушение речи
  2. Причины нарушения речи
  3. Определение и диагноз по МКБ 10
  4. Дизартрия.
  5. Клинико-педагогическая классификация
  6. Ринолалия.
  7. 2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии
  8. Характеристика степеней
  9. ОНР первой степени
  10. ОНР второй степени
  11. ОНР третьей степени
  12. ОНР четвертой степени
  13. Что должно насторожить родителей в речи ребенка
  14. Рекомендации по работе с алалией и афазией
  15. 4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
  16. Лечение и коррекция речевых нарушений
  17. Речевые нарушения (психологическая классификация)
  18. ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
  19. Мутизм.
  20. Ответы на вопросы
  21. Когда стоит бить тревогу
  22. Стадии речевого развития ребенка
  23. Недостатки произношения звуков речи
  24. Методы формирования правильного произношения
  25. Профилактика речевых нарушений
  26. Детский аутизм.
  27. Обобщая сказанное
  28. Психолого-педагогическая классификация
  29. Первая группа — нарушение средств общения
  30. Вторая группа — нарушения в применении средств общения
  31. Прогноз и профилактика
  32. Формирование грамматических категорий у детей с ОНР
  33. Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР
  34. Дефектолог или логопед — к кому обратиться

Что такое нарушение речи

Нарушение речи у детей

Нарушение речи — это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека.

Проявления его самые разные — неправильная артикуляция, неверное слуховое восприятие речи, искажение ее ритмичности, а также полное или частичное отсутствие вследствие тяжелых нарушений деятельности центральной нервной системы.

Отсутствие свободы в общении, помехи при адаптации в социуме и разного рода психологические проблемы — результат неполадок и проблем в речевой сфере.

Специальная наука, изучающая дефекты речи, способы их предупреждения и коррекции, — это логопедия.

Вот как она классифицирует нарушения речевой функции.

Причины нарушения речи

Причины речевых нарушений – это воздействие на организм неблагоприятных факторов: внешних и/или внутренних.

Из-за чего возникают нарушения речи

Внешние, или социально-биологические, причины нарушения речи:

  • Неблагоприятные условия жизни, отсутствие положительных эмоций в семье, педагогическая запущенность.
  • Подражание неправильной речи (повторение за младшими братьями и сестрами, за сверстниками в детском саду).
  • Коверканье взрослыми собственной речи (т.н. сюсюканье).
  • Стрессы.
  • Физическая ослабленность.

Внутренние причины речевых нарушений заключаются в следующем:

  • Внутриутробные патологии, вызванные наследственностью, инфекциями, болезнями матери в течение беременности, прием лекарств и алкоголя, радиоактивное облучение.
  • Натальные и постнатальные вредности, а именно: родовая травма, кислородное голодание плода, недоношенность.

Неблагоприятные факторы при развитие ребенка могут спровоцировать дефекты речи

В логопедии учитываются и такие факторы, как нарушения слуха, психические отклонения, аутизм. Классификация речевых нарушений в науке учитывает всё, что воздействует на речь ребенка, прямо или косвенно.

Определение и диагноз по МКБ 10

По международной классификации болезней (МКБ), к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи. (F80.1 и 80.2). Проявляются они без предшествующего нормального ее развития. Спецификой речевого расстройства является нарушения в психоневрологическом развитии. Частота ее встречаемость среди дошкольников составляет примерно 5-10%.

Дизартрия.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой , то есть недостаточной иннервацией.

При дизартрии страдают практически все группы звуков, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Речь у такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением, также наблюдается нарушение голосообразования и изменения темпа речи, ритма и интонации. Тяжелое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.

Выделяют так называемую стертую форму дизартрии. Дети со стертыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Дефекты произношения заметны, но их часто смешивают со сложной дислалией. Однако при исправлении их логопеды встречаются с большими трудностями.

Клинико-педагогическая классификация

Все виды нарушений речи подразделяются на два направления:

  • Нарушения устного высказывания,
  • Нарушения на письме.

Виды речевых нарушений устной речи учитывают семантику, т.е. осознание ребенком фраз и предложений. Если понимание присутствует, но страдает звукопроизносительная сторона, то речевые нарушения делятся на следующие виды:

Таблица расстройств фонационного оформления предложенияТаблица расстройств фонационного оформления предложения
  • Алалия – это отсутствие или явное недоразвитие речи по причине поражения мозговых центров речи.
  • Афазия – утрата сформировавшейся речевой деятельности по причине травм или болезней (инсульт и пр.).

Речевые нарушения, выявляемые при письме и чтении, называются дисграфией и дислексией.

  • Дисграфию определяют как по неразборчивому почерку, так и по характеру неорфографических ошибок («не на правила»), когда пропускаются буквы, не дописываются слова, нет четкого разделения парных согласных звуков, нет четкого понятия мягкости-твердости согласных, смешиваются гласные даже под ударением).
  • Дислексией называют неумение свободно, без ошибок читать, переводя зрительный буквенный образ в звуковой.

Письменные речевые нарушения имеют степени проявления, которые варьируются от легких до тяжёлых.

Ринолалия.

Ринолалия- это нарушение тембра голоса (он приобретает голосовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринолалии струю воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщеплении твердого и мягкого неба (так называемая в народе «волчья пасть»), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого неба. При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.

Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

Характеристика степеней

Каждая степень ОНР имеет определенное соотношение между первичными и вторичными речевыми дефектами, которые тормозят формирование ее компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется наличием новых речевых возможностей, изменениями ее активности. Самые стойкие проявления ОНР наблюдаются при моторной алалии, и реже – при заикании или ринолалии.  Существует всего четыре степени ОНР.

ОНР первой степени

Такое нарушение характеризуется полным отсутствием речи, и такая степень обнаруживается сразу. Проявляется она в следующем:

  1. Словарный запас крайне ограничен. Для общения используются простейшие лепетные слова, отрывки слов, слоги либо звукоподражания. Малыш при этом любит общаться, но разговаривает с окружающими людьми на «своем» языке. То есть ребенок имеет в своей речи такие слова, как «гав-гав», «мяу-мяу», «ту-ту» и подобные.
  2. Дошкольник с первой степенью ОНР активно использует уместную мимику и жесты и несут в себе смысловую нагрузку. Ребенок использует эти приемы чтобы выразиться, а взрослый предпринимает все усилия чтобы их понять.
  3. В речи нет предложений или фраз, состоящих из нескольких слов. Наблюдаются только отдельные аморфные слова с общим смыслом, например, фраза «гав-гав ту-ту» означает что собачка поехала на поезде.
  4. Пассивный словарь значительно превышает активный. Малыш понимает речь, обращенную к нему, но не в состоянии что-либо сказать.
  5. Слова со сложным составом и структурой сведены к минимуму, длинные сложные слова им просто сокращаются, но понять их смысл можно. Например слово автобус может звучать как абус, или тубус.

ОНР второй степени

ОНР 2 типа отличается от первой степени наличием в речи ребенка малого количества общеупотребительных слов, произноситься они могут не вполне правильно. Также может быть заметно начало формирования связей между словами, но это еще имеет непостоянную основу. Для ОНР 2 степени характерны следующие симптомы:

  1. Ребенок употребляет одно слово, которым обозначает предмет или какое-либо действие, но в измененном виде. Например, слово «автобус» будет звучать как «абоус» в любом варианте контекста.
  2. Активный словарь весьма ограничен, при ОНР 2 не знают всех слов, обозначающие некоторые признаки предмета, например, описание его формы, цвета и других характеристик.
  3. Ребенок не имеет навыка объединять предметы в определенные смысловые группы, например столовые предметы – ложка, вилка, тарелка.
  4. Нарушено произношение многих звук, слов, фраз.

Также, характерными признаками ОНР 2 типа является наличие зачатков грамматических изменений в зависимости от сложности самого слова. Чем больше в слове букв, тем больше ребенок допускает в нем ошибок и нарушений. Он активно использует в своей речи слова, но не согласует их друг с другом. Так появляются фразы «мама купа» — «мама купается. Таким образом предлоги просто пропускаются или используются не совсем правильно. Пациент может составить небольшой рассказ по показанной картинке и активной помощи родителя. Однако этот рассказ получается крайне скромным. Обычно используются двух-трехсложные предложения. Сами слова при ОНР 2 сильно коверкаются, нарушена произношение слов с многосложной структурой.

ОНР третьей степени

Эта степень характеризуется задержкой грамматической и фонетической речевой составляющей. Ребенок обладает активной экспрессивной речью и в состоянии строить отдельные фразы и имеет достаточно большой запас слов. Проблемными точками речи являются:

  • общается только с родителями, с другими людьми только с «переводчиком»;
  • звукопроизношение сформировано не полным образом;
  • в самостоятельной речи, звуки могут звучать неправильно;
  • более сложные звуки заменяются простыми;
  • испытывает затруднения с шипящими, свистящими и сонорными звуками;
  • один и тот же звук может заменять несколько;
  • словарный запас расширяется, но используется лишь его незначительная часть.

Грамматика также при ОНР 3 степени имеет нарушения, но малыш пытается выстраивать сложносочиненные предложения, но и с их произношением возникают сложности. Ребенок может не правильно оформлять предложения, но может создать небольшой рассказ. Еще одной отличительной чертой является непостоянные грамматические ошибки, то есть в одном предложении одинаковая ошибка допускается, а другой фразе уже нет. Малыш может отставать в своих фонетических способностях, проявляющиеся в так называемых трудных словах. Все эти факторы задерживают процесс подготовку ребенка к школе.

ОНР четвертой степени

Для этой степени характерно наличие лишь некоторых сложностей и ошибками в речи. Так создается общая картина, мешающая в полной степени овладеть речью, звукопониманием и произношением. Главное для родителей в этом случае, обратиться к специалистам логопедии, чтобы максимально быстро скорректировать все имеющиеся недостатки. Характерными признаками ОНР 4 типа являются:

  • нет явных нарушений звукопроизношения, сами звуки поставлены правильным образом;
  • речь невнятна с нечетким смазанным звукопроизношением;
  • присутствуют нарушения структуры слогов, выражающиеся в замене звуков на похожие;
  • неправильное использование некоторых слов, обозначающие признаки того или иного предмета;
  • ребенок может не понимать или путать фразы «длинный стол» и «высоки стол»;
  • трудности с подбором правильных суффиксов;
  • могут встречаться аграмматизмы, но их число минимально.

Нарушения, характерные для 4 уровня ОНР встречаются не столь часто. Для речи характерно наличие критичности, а сам грамматический строй приближен к своей норме.

Что должно насторожить родителей в речи ребенка

Симптомы речевых нарушений бывают разными: это скудный словарный запас (малыш плохо запоминает слова, путает окончания, мало говорит, использует обобщения), плохое понимание слов или фраз, неспособность воспроизводить определенные звуки. Самый известный дефект – заикание, при котором нарушается ритм и плавность речи.

ребенок с мамой

По мнению специалистов, выделить проблему можно очень рано. С малышом нужно общаться с первых моментов его жизни, даже когда осознанно реагировать он не в состоянии. Если ребенок не проявляет схожую коммуникативную активность, как другие детки его возраста, стоит обратить внимание. Но это само по себе – не диагноз, не надо сразу себя накручивать.

О проблемах с речью у малышей могут свидетельствовать особенности, приведенные в таблице.

Месяц жизни (к концу месяца)

Что у малыша не получается

1 Не плачет, когда хочет есть или испытывает неудобства
4 Не улыбается в ответ, когда с ним разговаривают
5 Не выдает звуков и звукосочетаний. Не ищет взглядом вещи, на которые показывает взрослый
7 Не умеет обращать на себя внимание взрослых с помощью звуков
9 До сих пор нет слов, состоящих из двух повторяющихся слогов (ма-ма, ба-ба, на-на)
10 Ребенок не владеет 8-ю слогами. Не качает головой в знак отрицания, не делает ручкой «пока-пока»
12 Не говорит ни слова, нет реакции на простые просьбы («дай мячик»)
15 Не может сказать даже «мама», «папа»
19 Не говорит осмысленных слов. Не показывает пальчиком на части тела, о которых говорит родитель
29 Не понимает, в чем отличие между «большим» и «маленьким»

Последний показатель – конец 29-го месяца – приближен ко времени, когда ребенку пора идти в детсад. Нарушения, если они есть, к этому моменту уже заметны. Если указанные проблемы наблюдаются, стоит посетить консультацию:

  • отоларинголога (возможно, малыш плохо говорит, потому что не слышит);
  • невропатолога (проверить, нет ли органических повреждений ЦНС, речевых центров мозговой коры);
  • детского психолога, психиатра, дефектолога (выяснить, в каком состоянии пребывает невербальный интеллект ребенка);
  • логопеда (проведет окончательную диагностику).

Рекомендации по работе с алалией и афазией

Это тяжелые речевые дефекты, при которых люди теряют возможность общаться и познавать окружающий мир при помощи речи. Если алалия возникает в результате патологий во внутриутробном, родовом и послеродовом периодах, то афазия чаще всего после инсульта. Людей с такими дефектами учат пользоваться речевыми средствами, создают ситуации, побуждающие к общению.

Начинают работать с простых слов, потом переходя к все более сложному речевому материалу. Людей с этими дефектами учат строить фразы и предложения, общаться при помощи их с окружающими. Проводится работа по всем направлениям, как и при дизартрии. Кроме логопеда, с пациентами работает нейропсихолог, дефектолог, психолог и невролог.

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни

Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.

Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.

Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.

Прием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха.

Малышу, который растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях, не хватает эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с мамой. Часто таких детей называют «трудными». В сороковых годах прошлого века появился термин синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где жили дети, родители которых погибли во время войны. Несмотря на хорошие бытовые условия, среди прочих проблем у детей отмечалась задержка речевого развития. Дело в том, что обслуживающий персонал не мог уделять каждому ребенку столько же внимания, сколько родная мама. А для того чтобы научиться говорить, малышу необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность задавать вопросы и получать на них ответы.

Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Лечение и коррекция речевых нарушений

Речевые патологии, кроме медикаментозного лечения, необходимого при тяжелых формах, эффективно корректируются логопедическими упражнениями, массажем, дыхательной гимнастикой, иглоукалыванием, физиопроцедурами, использованием методик для восстановления психоэмоционального состояния.

Лечение и коррекция речевых нарушений

Значительная роль в реабилитации больных с нарушениями речи отведена логопедическим методам коррекции.

Речевые нарушения (психологическая классификация)

Чтобы определить, насколько можно повлиять на дефект и исправить его, придумали психолого-педагогическую классификацию. Исправление происходит во время логопедических занятий.

Отклонения с точки зрения психологии и педагогики бывают:

  • Фонетико-фонематические – ребенок неверно произносит фонемы, потому что также неверно их воспринимает.
  • Общее речевое недоразвитие – есть проблемы со всеми компонентами артикулярной системы. У ребенка поздно развивается речь, она бедна, ему сложно выговаривать некоторые звуки.
  • Заикание – коммуникативные средства развиты правильно, наблюдается проблема только в их применении.

По этой классификации деток можно разделить на 3 условные группы:

  1. Не выговаривают отдельных звуков, прочих проблем нет.
  2. Наблюдаются проблемы восприятия звуков и их воспроизведения. Дети не различают некоторых звуков, не видят артикуляционную и акустическую разницу. Они переставляют слоги при говорении, плохо пишут и читают, «глотают» окончания слов.
  3. Имеют общее речевое недоразвитие. Не складывают звуки в слоги, обладают малым словарным запасом, не разговаривают связно. Если такими детками не начнет вовремя заниматься логопед, они могут иметь огромные коммуникативные проблемы.

Нарушения речи влияют на психические функции дошкольника. Внимание таких детей часто характеризуется неустойчивостью. Они с трудом обобщают, сравнивают и анализируют, воспринимают словесные инструкции. Для таких деток характерны нарушения координации, они замедлены и неловки, имеют недостаточно развитую мелкую моторику. Ребенок с тяжелыми нарушениями неуверен в себе, отличается обидчивостью, с трудом устанавливает контакты.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

 Современные классификации речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений.

Мутизм.

Мутизм — прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Такой диагноз ставится ребенку, который вполне может и умеет говорить и тем не менее молчит.

Мутизм встречается общий, при котором от ребенка нельзя добиться слова, и избирательный, когда малыш отказывается разговаривать в знак протеста в каком-нибудь определенном месте (например в детском саду) или с определенным человеком. Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения. Надо только понять, почему замолчал ребенок. Лучшие средства — нежность и доброта. Конечно, в каждом случае нужна консультация специалиста.

Ответы на вопросы

А вот несколько вопросов с ответами на них по теме нарушения речи у детей:

Ответы на вопросы 1Ответы на вопросы 2

Когда стоит бить тревогу

Речевое развитие проходит в дошкольном детстве несколько стадий, пропуск одной из них или запоздалое появление должны насторожить родителей. Наслушавшись историй о позднем начале связной речи у детей подруг или знакомых («Наш заговорил после 3-х, теперь не остановишь»), мамы упускают драгоценное время, ведь объем речи не равен его качеству. Стоит такого разговорчивого ребенка попросить составить рассказ по картинке – и сразу талант говорить куда-то исчезает!

Речевое развитие проходит в детстве и родителям надо внимательно наблюдать за своим ребенком

А дело в том, что речевая задача, связанная с мышлением, куда сложнее обычных бытовых разговоров. Поэтому при наличии задержек в развитии речи нужно как можно скорее обратиться к специалистам: логопеду и неврологу. Иначе речевое запаздывание потянет за собой вниз и мышление.

Стадии речевого развития ребенка

  • 2-3 мес. Ребенок начинает гулить, проявляя таким образом реакцию на окружающий мир.
  • 9-10 мес. Появление лепета. Это чрезвычайно важный подготовительный этап, на котором ребенок учится произносить слоги в определенном порядке и ритме (мамама, баба-ба). Неслучайно логопеды интересуются этим этапом, когда к ним обращаются с той или иной речевой проблемой.
  • 1 год. Первые слова.
  • 1,5-2 года. Фразовая речь. Стремительное речевое развитие. Наивысшая способность к овладению языком именно в этот период. Происходит профилактика речевых нарушений.
  • 3 года. Возраст речевого взрыва. Объёмный словарь ребенка позволяет строить предложения, даже сложноподчиненные. Некоторые с удовольствием заучивают большое количество стихов.
  • 5 лет. Развернутая монологическая и диалогическая речь.
  • 6-7 лет. Поставлены все звуки родного языка. Если к моменту школьного обучения у ребенка останутся дефекты звукопроизношения, велика вероятность появления дисграфии.

Недостатки произношения звуков речи

  • Ротацизм — неверное произношение звука «р».
  • Ламбдацизм – дефект звука «л».
  • Сигматизм – страдают свистящие и шипящие звуки.
  • Йотацизм — не даётся звук «j» (буква Й).
  • Каппацизм – гортанный или голосовой «к».
  • Гаммацизм – дефектное звучание «г».
  • Хитизм – отличный от нормы звук «х».

Методы формирования правильного произношения

  1. Показ. Правильное произношение звука с показом верной артикуляции иногда помогает вернуть звук на место.
  2. Артикуляционные упражнения. Это важный метод, без которого никакой прогресс невозможен. Большая часть упражнений выполняется дома с родителями, так это ежедневная работа. Разнообразие форм подачи материала, его доступность как в печатных, так и в видеоматериалах не представляют особой сложности для заботливых мам и пап.
  3. Механическое воздействие. Использование логопедических зондов, массажа лучше доверить специалистам.
  4. Опора на сохранные звуки. Чтобы научить ребенка правильно произносить тот или иной звук, нужно выяснить, какие звуки у него сохранны. Оттолкнувшись от них, можно поставить нужный звук. Так звук «р» чаще всего ставят от «д» или «т» (реже от «ж» или «з»).
  5. Слуховой, зрительный контроль необходим для сверки собственных действий с образцом.

Чем серьезнее нарушение речи, чем глубже затронут мозг, чем более системные нарушения речи, тем раньше необходимо начать коррекционную работу. Совместная работа логопеда, невролога и родителей обязательно дадут положительный эффект. Степень его находится в прямой зависимости от усердия всей семьи.

Профилактика речевых нарушений

Вот основные шаги, которые можно сделать для избежания нарушения речи у детей:

  1. Профилактические осмотры детей дошкольного возраста у психоневролога, окулиста, оториноларинголога, логопеда, стоматолога, дают возможность выявить дефекты речевого развития в самом зачатке, когда шанс успешной коррекционной работы значительно выше.
  2. Активное эмоциональное и речевое общение с первых дней жизни ребенка — необходимое условие его правильного развития. Проявляйте интерес, симпатию, нежность, дружелюбие, умиление, радость, любовь. И разговаривайте. А еще пойте колыбельные. Душевное общение — это наилучшая профилактика от любых болячек.
  3. С малышом постарше занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Выполнение определенных действий пальцами рук внешне выглядит, как игра, но в это время в организме запускаются сложнейшие процессы, которые формируют будущую речь вашего крохи. Массаж пальчиков и ладошек под любимый стишок создает образы, прививает чувство ритма, тренирует память, поднимает настроение. По мере взросления детки с удовольствием закручивают крышки, лепят, конструируют, складывают мозаику, рисуют, пересыпают крупы, застегивают молнии и замочки. Эти занятия для мелкой моторики способствуют развитию речи.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой делают подвижными язычок, щечки, губки и помогают предотвратить нарушение речи у детей. Ее желательно выполнять регулярно, от простых упражнений к сложным. Для того, чтобы ребенку было понятно, где должен находиться язык при произношении того или иного звука, как открывать рот и надо ли вытягивать губы, лучше заниматься перед зеркалом.
  5. Дыхательная гимнастика, разумеется, в форме игры, тоже не менее полезна. Мыльные пузыри, игры на дудочке или губной гармошке, бульканье через соломку в стакане с водой, надувание шаров помогают сформировать навык регулировать поток воздуха, увеличивать продолжительность выдоха, дышать равномерно.
  6. Читайте сказки, стишки, потешки, скороговорки. Разыгрывайте сценки, спектакли. Сочиняйте сценарии. Учите наизусть стихи. Разгадывайте загадки. Играйте в словесные игры.
  7. Гуляйте, по возможности, на природе — в лесу, сквере, парке. Замечайте, как живут насекомые, обращайте внимание на краски вокруг, наблюдайте за облаками. Общение с природой раскрепощает, обогащает эмоции, снимает мышечные зажимы, убирает страхи, воспитывает открытость и доверие миру.
  8. Обеспечьте ребенку благоприятную и доброжелательную атмосферу дома. Помогайте ему правильно проходить стрессовые ситуации. Воспитывайте у него желание помогать, заботиться, сопереживать и обязательно верить в себя, отстаивать свою точку зрения, договариваться, идти на компромисс.

Детский аутизм.

Детский аутизм — болезненное состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания, отстраняясь от внешнего мира. У такого ребенка отсутствуют элементарные бытовые навыки: он не умеет самостоятельно есть, умываться, одеваться и, конечно же, молчит. Данное заболевание возникает преимущественно у мальчиков в возрасте 1,5-2 лет.

Будьте внимательны! У детей, страдающих аутизмом, есть, есть несколько отличительных особенностей:

  • они легко возбудимы, порой агрессивны;
  • разыгравшись могут часами бегать по одному и тому же маршруту: от двери до стола, от стола на диван, с дивана к двери;
  • иногда ребенок предпочитает определенный вид продуктов, что совершенно не связано с его вкусовыми качествами (йогурт с этикеткой определенного цвета) и отказывается от любой другой предложенной пищи;
  • с первых месяцев жизни малыш избегает взаимодействия с взрослыми: не прижимается к матери, не протягивает призывно ручки;
  • для таких детей характерно чувство опасности. Их страхи порой неоправданны: малыш может бояться настольной лампы или черных ботинок. При этом совершенно не страшится ни высоты, ни собак.

Обобщая сказанное

Нарушения речи существуют столько же, сколько и человеческое слово. И во времена Гиппократа лечили потерю голоса, заикание, косноязычие. Современная медицина, несомненно, ушла далеко вперед в лечении речевых расстройств. Но и статистика не радует: людей с речевыми патологиями с каждым годом становится все больше.

Очень уязвимы дети дошкольного возраста, чьей несформировавшейся психике трудно справиться с интенсивным потоком информации.

Но все поправимо! Эффективность коррекционной работы зависит от многих факторов. Прежде всего это дружный тандем родителей, педагогов и медиков. А еще — упорство и вера в успех.

Психолого-педагогическая классификация

Данная классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения

Сюда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Прогноз и профилактика

Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления. В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременности.

Формирование грамматических категорий у детей с ОНР

Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи. Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих. Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.

Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР

Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.

Дефектолог или логопед — к кому обратиться

Исправлением дефектов речи занимаются логопеды и дефектологи. В чем между ними разница и к какому специалисту следует обратиться?

На занятии с логопедом
Логопед — врач, восстанавливающий речь детей, не имеющих отклонений в психическом или физическом здоровье и с нормально работающей ЦНС.

Как правило, логопеды работают с детьми старше 3-летнего возраста. Главная задача логопеда — правильно поставить речь ребенка, научить его верно произносить звуки и слова.

Для этого отрабатываются специальные упражнения на дыхание, артикуляцию, пропевание и произношение звуков. Разучиваются специальные скороговорки.

Скороговорка

Дефектолог — врач, который работает с детьми, имеющими отклонения в физическом или психическом развитии. Этот специалист получает специальное образование, которое включает курс по психологии, психиатрии, неврологии и другим дисциплинам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...