Болезнь гениев. Как понять, что у ребёнка дислексия и что с этим делать?

Содержание
  1. Тестирование на дислексию для детей
  2. Краткое описание
  3. История болезни
  4. РЕКОМЕНДУЕМ:
  5. Так что же такое дислексия?
  6. Формы дислексии
  7. Фонематическая
  8. Семантическая
  9. Аграмматическая
  10. Оптическая
  11. Мнестическая
  12. Тактильная
  13. Психологические трудности при дислексии
  14. Положительный тест на дислексию и индивидуальный план обучения.
  15. Письменные и двигательные навыки:
  16. Математика и тайм-менеджмент:
  17. Симптомы и тест на дислексию.
  18. Память и восприятие:
  19. Общие моменты
  20. Симптомы дислексии
  21. Скрининг для взрослых и подростков
  22. Обучение чтению
  23. Диагностика
  24. Слух и речь
  25. Профилактика дислексии
  26. Смотрите также:
  27. Написание и двигательные навыки
  28. Причины дислексии
  29. Диагностика
  30. Тест на дислексию
  31. Профилактические меры
  32. Упражнения
  33. Профилактика
  34. Лечение и коррекция дислексии
  35. Профилактика
  36. Распространенные вопросы и ответы на них
  37. Можно ли вылечить дислексию полностью?
  38. Кто лечит дислексию?
  39. Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?
  40. Перспективы в будущем
  41. Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией
  42. Поведение, здоровье, развитие и личности
  43. Рекомендации при дислексии
  44. Родителям важно понимать
  45. Что такое дислексия?
  46. Причины дислексии у детей

Тестирование на дислексию для детей

Выявить нарушение у ребенка дошкольного или младшего школьного возраста поможет «Методика ранней диагностики дислексии», автор которой – А. Н. Корнев. Указанный тест на дислексию для детей предполагает анализ выполнения малышом ряда задач:

  • Порядковое перечисление: детей просят последовательно назвать дни недели, месяцы года. Оценивание: правильный ответ на все вопросы – 0, на один – 2, ни на один – 3 балла.

У детей с нарушением возникают проблемы для выявления отправной точки составления последовательного ряда событий.

  • Повторение ритма: педагог отстукивает по столу простой ритм и просит ребенка его повторить. Начинают с простых заданий, постепенно усложняют. Если малышу не удалось воспроизвести простой ритм, выполнение задания прекращают. Правильное отстукивание простого и усложненного ритма – 0, только простого – 2, ни одного – 3.
  • Воспроизведение последовательности движений. Логопед трижды повторяет 3 движения кистью руки: стучит ребром ладони по столу, кулаком и разжатой ладонью. Просит малыша повторить. Все правильно – 0, если попыток больше трех – 2, не удалось – 3 балла.

Такой тест позволяет диагностировать нарушение моторики (при поражении двигательной системы). При этом ребенку сложно переходить от одного движения к другому, возникают паузы при его воспроизведении. А также выявить снижение сукцессивных функций (различения, запоминания и воспроизведения последовательного ряда). В такой ситуации дошкольник не может запомнить последовательность движений.

  • Повтор цифрового ряда. Логопед называет три цифры, не делая акцент на начале или окончании ряда, и просит их повторить. Если успешно – увеличивает количество цифр до четырех и до пяти. Оценивается аналогично предыдущим по трехбалльной шкале.
  • Обратный повтор. Задание усложняют. Называют ряд цифр и просят малыша повторить их в обратном порядке. Также начинают с трех, постепенно увеличивая до пяти. Оценка – как в предыдущих пунктах. Выставляется от 0 до 3 баллов.

Предложенная методика тестирования подходит для детей в возрасте от 5 до 8 лет, у которых отсутствуют тяжелые нарушения речи.

Для подведения итога складываются баллы, полученные за первое, второе или третье, четвертое или пятое задание. При этом выбирают задания, по результатам выполнения которых начислено наибольшее количество баллов. Если итог 5 и больше – это говорит о риске развития дислексии.

Краткое описание

Дислексия — расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия — нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

История болезни

Сам термин был введен в обиход в конце 19-го века. Его использовал офтальмолог из Германии — Рудольф Берлин. Среди его клиентов был мальчик, которого не могли научить письму и чтению ни родители, ни преподаватели. С интеллектом у мальчика было все в порядке. На основании исследований Берлина, другой специалист — Прингл Морган опубликовал статью, в которой описывал симптомы нового заболевания.

Он назвал его словесной слепотой. В начале прошлого века невропатолог Ортон заметил, что у ряда детей сложности с чтением не связаны с нарушениями зрения. Скорее, причина крылась в асимметрии полушарий головного мозга. Врач связывал это с проблемами восприятия визуальной информации. Однако некоторые врачи не были согласны с его позицией. Только 50 лет назад появилось четкое определение нового заболевания.

Знаете ли вы, что редакторы очень долго не хотели принимать сказки Ганса Христиана Андерсена? Они возвращали рукописи назад из-за большого количества ошибок, даже не прочитав их.

Уолт Дисней придумал Микки Мауса, но ему было проще нарисовать мышонка, чем написать его имя.

Леонардо да Винчи писал зеркально, т.е справа налево. Разобрать его записи можно было только с помощью зеркала.

Певица Шер, Альберт Энштейн, Чарли Чаплин, Агата Кристи, Владимир Маяковский, Том Круз, шведский король Карл XVI Густав… Список великих дислектиков очень внушительный.

Около 40% известных всему миру великих людей страдают дислексией. Болезнь, с одной стороны, сильно осложнила их жизнь, с другой стороны, воспитала в них стойкость.

Так какое же определение стоит дать дислексии: ужасная болезнь или великий дар? Решать только вам. Главное помнить, что это не приговор.

РЕКОМЕНДУЕМ:

  • Как справиться с аэрофобией
  • Как вылечить шизофрению: медикоментозные и народные методы лечения
  • Психосоматические причины появления геморроя
  • Ужасно боюсь волос и бороды — что делать?

Так что же такое дислексия?

Профессор Татьяна Черниговская объясняет:

“Сейчас в мире очень много людей с дислексией – нарушениями процессов чтения. По неведомым причинам их количество растет. Более 30% населения англоговорящих стран страдают от этой дисфункции.

По словам школьных учителей, в каждом классе есть хотя бы один дислексик. Дислексия часто связана с дисграфией. В итоге эти люди попадают в очень сложное положение: часто они неправильно оцениваются обществом – либо как лентяи, либо как люди с чрезвычайно низким интеллектом, что абсолютно неверно. Например, в школе таким детям обычно ставят двойки и всячески их третируют.

Однако эти «педагогические меры» бесполезны, если мозг ребенка просто не успевает справляться с текстом. Ведь чтение – это очень сложная процедура. Маленькие буковки сами по себе не имеют никакого смысла. Смысл возникает только когда вы их соединили. И соединять их нужно с определенной скоростью. Кроме того, необходима оперативная память, чтобы дочитав предложение до конца, не забыть, что было в начале. Чтение – это комплексный процесс.

Почему дислексики плохо читают? В Гарварде научная группа, изучавшая мозг дислексиков, обнаружила нарушение размеров клеток в зрительной коре: маленькие клетки были недостаточно малы, а большие – недостаточно велики. В результате эти люди не могли набрать скорость, необходимую для плавного чтения.

При классической дислексии у человека нормальный слух, зрение, психика, интеллект, но он не может овладеть чтением и письмом. Однако если ему дать возможность работать со специальными программами – перевести большую часть заданий в картинки, компьютерные программы, начитывать тексты на пленки, то дислексик сможет учиться не менее эффективно, чем большинство людей без этой дисфункции.

Если мальчик в диктанте делает 60 ошибок на странице, но при этом выигрывает все математические олимпиады, это явный показатель специфичности ряда когнитивных процессов, а не того, что мальчик болван и лентяй. Классическим примером прекрасно образованных, умнейших людей, страдающих дислексией, является королевское семейство Швеции.

Поэтому один из результатов когнитивных исследований – уже само осознание того, что наш мозг невероятно сложно устроен. В нем постоянно идут миллионы процессов, при этом у одних людей лучше развиты одни, а у других – другие. Если вы возьмете среднестатистического американца и папуаса и сделаете вывод, что у первого мозг развит лучше, чем у второго, это будет неправильный вывод. Потому что мозг каждого из них предназначен для специфической среды, в которой он живет. И сравнивать на этом основании два разных по типу интеллекта будет неправомерно.”

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Психологические трудности при дислексии

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей. К психологическим трудностям при дислексии относятся:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.

Положительный тест на дислексию и индивидуальный план обучения.

Поговорите с учителем вашего ребенка о том, как организовать встречу чтобы создать структурированный письменный план, в котором будут изложены потребности вашего ребенка и как школа поможет ему добиться успеха. Это называется индивидуальным планом обучения.

Дети с дислексией, которые получают дополнительную помощь в детском саду или первом классе, часто достаточно улучшают свои навыки чтения чтобы преуспеть в начальной и средней школе.

Дети, которые не получают помощи до более поздних классов, могут испытывать больше трудностей в обучении навыкам, необходимым для хорошего чтения. Они, скорее всего, отстают в учебе и могут не догнать сверстников.

Ребенок с тяжелой дислексией, возможно, никогда не будет легко читать, но он или она может научиться навыкам, которые улучшают чтение и разрабатывают стратегии для улучшения школьной успеваемости и качества жизни.

Письменные и двигательные навыки:

  1. Проблемы с письмом или копированием; держит ручку необычно; почерк меняется или неразборчив.
  2. Неуклюжий, нескоординированный, плохо играет в мяч или командные виды спорта; трудности с мелкой и/или грубой моторикой и задачами; склонен к укачиванию.
  3. Может быть ассиметричным и часто путает левое/правое, над/под.

Математика и тайм-менеджмент:

  1. Имеет трудности с определением времени, управлением временем, изучением последовательной информации или задач, своевременностью в решениях.
  2. Вычислительная математика показывает зависимость от счета пальцев и других методов; знает ответы, но не может написать их на бумаге.
  3. Умеет считать, но испытывает трудности при подсчете предметов и обращении с деньгами.
  4. Может делать арифметику, но не справляется со словесными задачами; не может понимать алгебру или высшую математику.

дислексия у ребенка

Симптомы и тест на дислексию.

Если дислексия остается не диагностированной, ребенок может не только отстать в чтении, но и задержаться в развитии продвинутых языковых и словарных навыков. Это в свою очередь может заставить его думать о себе как о глупом или медлительном и означает, как только вы видите предупреждающие признаки, то важно продолжать диагностику.

Как только состояние будет правильно диагностировано, вы можете создать удобные школьные условия, которые направят языковые навыки в нужное русло помогут восстановить самооценку.

Память и восприятие:

  1. Отличная долговременная память на события, места и лица.
  2. Плохая память на последовательности, факты и информацию, которые не были пережиты.
  3. Мыслит преимущественно образами и чувствами, а не звуками или словами (небольшой внутренний диалог).

Поведение, здоровье, развитие и личность:

  1. Чрезвычайно беспорядочный или навязчиво упорядоченный.
  2. Может быть классным клоуном, смутьяном или слишком тихим.
  3. Имел необычно ранние или поздние стадии развития (разговор, ползание, ходьба, завязывание обуви).
  4. Склонен к ушным инфекциям; чувствителен к пищевым продуктам, добавкам и химическим продуктам.
  5. Может иметь очень глубокий или чуткий сон; ночное недержание мочи после соответствующего возраста.
  6. Необычно высокая или низкая толерантность к боли.
  7. Сильное чувство справедливости; эмоционально чувствителен; стремится к совершенству.
  8. Ошибки и симптомы резко усиливаются при замешательстве, нехватке времени, эмоциональном стрессе или плохом самочувствии.

дислексия у детей

Общие моменты

  • Дети и взрослые дислектики могут быть очень талантливые в искусстве, кодирование, музыке, спорте, механике, физике, прозе, продажах, бизнесе, проектировании, строительстве или технике. Обладают высоким  уровнем интеллекта, но им крайне сложно подтвердить это на листе бумаги. Устно пожалуйста, но не рукописно.
  • Они  легко теряются и, кажется, что зря теряют время.
  • Им трудно удерживать внимание, врачи утверждают «гипер», учителя – «мечтатели»
  • Они могут отлично учится и запоминают информацию на слух и через визуальный канал, благодаря практическому опыту, демонстрациям, экспериментам, наблюдениям и наглядным пособиям.

Симптомы дислексии

Симптомы дислексии
Дислексика легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

  • интеллект сохранен;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых слов;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • затруднение в определении верха и низа;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обостренный эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У пациентов с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у себя или своего ребенка, стоит записаться на прием к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария и требуется специальная терапия.

Скрининг для взрослых и подростков

У подростков и взрослых, страдающих от дислексии, в повседневной жизни возникают те же проблемы, что и у дошкольников. Симптомы нарушения восприятия устной и письменной речи включают:

  • трудности при чтении печатного или письменного текста;
  • ошибки при письме (одно и то же слово такой человек пишет по-разному);
  • скудный запас слов (активный и пассивный);
  • неумение составлять и выполнять планы, последовательно излагать факты, делать выводы;
  • снижение способности к запоминанию прочитанных сведений.

Мозг обычного человека, и больного дислексией.

Взрослые, сталкивающиеся с указанной симптоматикой, могут самостоятельно пройти диагностический тест для выявления дислексии. Для этого необходимо ответить «да» или «нет» на ряд вопросов:

  1. Медленно ли вы читаете?
  2. В школе возникали трудности при овладении навыками чтения (по слогам и слитно)?
  3. Чтобы понять что-либо вы постоянно неоднократно перечитываете информацию?
  4. При чтении вслух возникают сложности?
  5. Случается, что при чтении или письме вы пропускаете буквы, меняете их порядок или вставляете новые?
  6. Не видите ошибок, перечитывая написанный текст?
  7. Постоянно возникают трудности при прочтении незнакомых слов с большим количеством слогов?
  8. Выбирая между романом и журнальной статьей, вы отдадите предпочтение второму?
  9. Во время школьного обучения наибольшие трудности возникали при изучении иностранных языков?
  10. Вы готовы отказаться от высокооплачиваемой работы, если придется иметь дело с большим объемом текста?

Положительный ответ на семь вопросов или больше свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

Если ребенку или взрослому поставлен диагноз дислексия, следует обратиться к логопеду. Коррекционная работа позволит улучшить навыки чтения и письма и увеличить самооценку. Окончательный диагноз ставит специалист, проводя углубленные тестирования.

Обучение чтению

  • На старте обучения чтению и правописанию дислектики жалуются на головокружение, головные боли или боли в животе во время занятий.
  • Путают буквы, цифры, проглатывают окончания.
  • Читая и записывая  повторяют, добавляют,  пропускают, заменяют, переворачивают буквы, цифры и слова, перепрыгивают со строчки на строчку.
  • Кажется, есть проблемы со зрением, но окулисты не подтверждают их. Наоборот,  дислектики видят, регистрирует, запоминают и анализируют одномоментно больше, чем большинство из нас.
  • Возможно именно поэтому они не могут переписать кусочек текста без ошибок.

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Слух и речь

  • Как правило, они поздно начинают говорить.
  • Много звуков произносят неправильно. Логопеду трудно корректировать произношение.
  • Заикаются.
  • Недоговаривают фразы и предложения.
  • Формулируя свою мысль максимально сокращают текст, указывая только факты, необходимые для составления логической цепочки.

Профилактика дислексии

Заботливые родители обязательно должны пройти вместе с ребенком профилактический осмотр до школы на предмет выявления дислексии, чтобы предупредить трудности в обучении у своего будущего школьника. Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5-ти лет.

Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также такие неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, как плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойность, гиперактивность.

Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.

Смотрите также:

  • «Мама, я не узнаю буквы». Как школьники справляются с дислексией →
  • Первоклассный стресс, или В школу вместе с мамой →
  • Почему после 9 класса дети уходят из школы? →

Написание и двигательные навыки

  • У детей дислектиков плохо развита мелкая моторика. Им трудно и они избегают собирать мелкий конструктор, заниматься бисероплетением, вышивкой, вязанием и прописями.
  • Их почерк трудно разобрать.
  • Взрослый дислектик странным образом держат ручку и может менять почерк.
  • Дислектики и дисграфы путают левый / правый, над / под – нарушена пространственная ориентация

Причины дислексии

Дислексия является зонтичным термином, обозначающим целый ряд сопутствующих симптомов. Различные люди могут испытывать дислексию по разным причинам и разными способами.

Многие исследования показывают, что коренной причиной дислексии является так называемый фонологический дефицит. Фонология означает взаимосвязь между речью, звучащей на языке. Фонологический дефицит может объяснить, почему у многих взрослых с дислексией возникают трудности с разбиением слов на более мелкие части.

Дислексия: что это за болезнь и как её лечить?

Некоторые исследования мозга визуализации показывают, что этот фонологический дефицит возникает в левом полушарии мозга, который связан с обработкой слов и языка. Таким образом, когда человек с дислексией читает, левое полушарие мозга работает не так, как человек с дислексией, когда читает человек без этого состояния. Два полушария мозга могут также по-разному общаться у людей, страдающих дислексией.

Дислексия, кажется, протекает в семьях. Однако исследователи не знают, как гены влияют на риск развития дислексии. Например, может случиться так, что определенные факторы риска в окружающей среде активизируют гены дислексии, или что некоторые заболевания изменяют поведение генов, приводя к дислексии.

Неясно, меняют ли гены структуру мозга, то, как мозг обрабатывает информацию, или еще что-то заставляет мозг испытывать трудности с чтением.

Причины возникновения дислексии разнообразны — они бывают органическими, функциональными, биологическими, социальными. Анамнез детей с данным речевым нарушением включает много факторов, воздействующих на протяжении разных периодов развития ребёнка.

Дислексические расстройства часто вызваны органическим повреждением речевых центров коры головного мозга, задействованных в организации чтения, отставаниями в созревании этих участков мозга, неправильной их работой. Трудности чтения нередко спровоцированы продолжительными соматическими болезнями детей раннего возраста.

Причины дисграфии у ребёнка и методы её коррекции

Отдельное место в появлении расстройства занимают социальные факторы, создающие неблагоприятный фон, провоцирующий появление проблем. Сюда входят неправильная речь близких, билингвизм (двуязычие), недостаточное внимание родителей к речевому развитию детей, ограниченное, скудное общение с ребёнком, неблагоприятная обстановка в семье.

Если у ребёнка имеются патологии устной речи (ФФН, ОНР), с большей долей вероятности можно будет сказать, что он будет страдать от дислексии и дисграфии.

В сложных случаях дислексические расстройства могут появиться в составе тяжёлого комплексного нарушения. Например, при умственной отсталости, задержке психического развития, минимальной мозговой дисфункции, у лиц со зрительными или слуховыми дефектами, детским церебральным параличом.

Частая этиология дислексии:

  • Минимальная мозговая дисфункция;
  • Гипоксия плода и асфиксия в родах;
  • Преждевременная отслойка плаценты;
  • Желтуха у новорождённых;
  • Гемолитическая болезнь плода;
  • Токсическое воздействие на плод алкоголя, никотина и лекарственных препаратов;
  • Перенесённые ребёнком или матерью во время беременности инфекционные заболевания (грипп, корь, краснуха, ветряная оспа, герпес, полиомиелит), нейроинфекции;
  • Последствия черепно-мозговой травмы;
  • Органическое поражение речевых зон головного мозга.

Также на развитие дислексии может повлиять двуязычие в семье, педагогическая запущенность ребёнка, дефицит общения, необдуманное следование родителями методикам раннего развития, слишком раннее обучение грамоте или неправильно выбранная методика формирования чтения.

Мнение эксперта

Буйнова Надежда Валерьевна

Детский логопед, опыт работы более 20 лет

Не бывает дислексии у дошкольников! Чтобы поставить этот диагноз, нужно сначала попытаться научить ребёнка читать, а делают это с 7 лет. Раньше не считается. Если вам поставили такой диагноз в дошкольном возрасте, стоит обратиться к другому специалисту. В норме он уместен к окончанию 2 класса начальной школы.

Приобретённая форма чаще встречается у взрослых, как следствие инсульта. Людям приходится заново учиться читать и писать. О ней мы расскажем чуть ниже.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Упражнения

  • Составление рассказов по группе картинок.

Рассказ по картинкам

  • Запоминание стихов (расширяет словарный запас и активизирует память).

Запоминание стихов

  • Пересказ любимых книжных отрывков.

  • Игры с магнитным алфавитом.

Игры с магнитной азбукой

  • Составление букв и слогов из палочек, карандашей, кубиков, нитей цветной пряжи.

Игры из палочек

  • Скороговорки и упражнения на артикуляцию.

Артикуляционные упражнения

  • Буквенные трафареты.

Трафареты букв

  • Рисование слов пальцами на теле ребенка с последующей просьбой расшифровать нарисованное.

И.Н. Садовникова предлагает детишкам следующую технологию преодоления дисграфии и дислексии:

  1. Исправлять предложения с ошибками в отдельных частях.
  2. Вставлять пропущенные буквы.
  3. Считать слоги, гласные и согласные.
  4. Называть объекты, начинающиеся на заданную букву.
  5. Проводить звуко-буквенный разбор.
  6. Ощупывать алфавит из картона, ассоциировать буковки со знакомыми предметами.
  7. Использовать прописи и буквари с яркими картинками.

Букварь с яркими картинками

Профилактика

Этиология дислексии весьма обширна. Дабы минимизировать риски, беременной женщине следует трепетно относиться к своему здоровью, четко выполнять указания медицинского персонала роддома и избегать контакта с больными до и после появления маленького чуда на свет. Подобные меры – лучшая профилактика дислексии.

Стопроцентная профилактика дислексии невозможна. Однако существуют способы минимизации рисков.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

Профилактика

К мерам профилактики дислексии у детей необходимо отнести следующее:

  • тщательное наблюдение за здоровьем женщины в период беременности;
  • снижение риска развития инфекционных заболеваний у детей;
  • предотвращение травм головного мозга у ребенка;
  • современное диагностирование и терапия церебральной патологии;
  • ознакомление ребенка с основами чтения в возрасте 5-7 лет.

Диагностика дислексии

Дислексия – нарушение процесса овладения чтением. Его важно своевременно диагностировать. Если систематически работать над устранением нарушения со специалистом-логопедом и дополнительно дома с родителями, можно восстановить способность ребенка полноценно читать и воспринимать читаемые тексты.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Распространенные вопросы и ответы на них

Можно ли вылечить дислексию полностью?

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Кто лечит дислексию?

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Перспективы в будущем

Большинство родителей уже при выявлении первых симптомов дислексии впадают в панику: о какой же работе и серьезном карьерном росте может идти речь при таком диагнозе! Поверьте, все не так ужасно.

Дислексию нередко называют «болезнью гениев». Известные личности зарабатывают огромные суммы, несмотря на данное нарушение.

Вин Дизель, брутальная звезда «Форсажа», смог построить успешную актерскую карьеру, будучи дислексиком.

Вин Дизель дислектик

Киану Ривз, не имея среднего образования, заставивил миллиарды людей задуматься об искусственности нашего мира, сыграв в «Матрице».

Дислектик Киауну Ривз

В список входит и Дэниел Редклиф, зарабатывавший миллионы еще до совершеннолетия.

Гарри Поттер дислектик

«Болезнь гениев» подчас становится тяжелым испытанием и для самого обладателя, и для его родных. Не отчаивайтесь и не тревожьтесь о судьбе своего сокровища: отличаться от окружающих не смертельно. Дислексия, при должном внимании с родительской стороны, не мешает деткам прекрасно устроить свою жизнь.

Рекомендуем также посмотреть индийский фильм про мальчика с дислексией “Звездочки на земле”.

Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией

В 2016 году Марией Пиотровской, общественным деятелем и мамой ребенка с дислексией, учредила «Ассоциацию родителей детей и взрослых с дислексией».
Данная организация занимается просвещением населения в вопросах дислексии, организует вебинары по обучению коррекции, летнюю школу,включая детей до 7 лет и прочие мероприятия.
Ассоциация имеет свой сайт и страницы в социальных сетях – это очень полезно и удобно для Вас.

В заключении посмотрите видео с упражнениями для преодоления дислексии и дисграфии

Желаю, чтобы Ваши дети росли здоровыми и развивались правильно!
Подписывайтесь на мой блог и рассказывайте о нем друзьям, буду ждать Вас здесь снова!

С уважением,
Анастасия

Поведение, здоровье, развитие и личности

  • Дислектик может быть разным: чрезвычайно беспорядочным или навязчиво педантичный.
  • Может быть центром внимания, злостным хулиганом или слишком тихим.
  • Отличаются необычно ранние или наоборот позднее этапы развития (перевернулся, сел, встал, пошел, заговорил).
  • Ночное недержание мочи за пределами соответствующего возраста.
  • Склонны к ушным инфекциям.
  • Чувствительны к пищевым продуктам, добавкам и химическим продуктам.
  • Необычно высокая или низкая переносимость боли.
  • Сильное чувство справедливости.
  • Эмоционально чувствительный.
  • Стремится к совершенству.

Рекомендации при дислексии

  • Дерматоглифическое исследование.
  • Консультация специалиста по дислексии.
  • Консультация невролога.

Дерматоглифическое исследование позволит специалисту определить в чем истинные причины проблем с чтением, почерком и грамотностью в письме. А организация коррекционных занятий с учетом результатов дерматоглифического исследования позволяет в короткие сроки в корне изменить сложившуюся ситуацию с обучением у детей, подростков и взрослых с дислексией; показывает, как следует более эффективно рассчитать стратегию обучения при дислексии.

Родителям важно понимать

Дети и взрослые с дислексией яркие, очень умные и творческие личности, но у них нет и не будет способностей к беглому чтению, иностранным языкам, каллиграфического почерка и должного уровня грамотности. Зато будет творческих подход и успех, если вы ему поможете.

Что такое дислексия?

Многие из проблем, вызванных дислексией, влияют на конкретные аспекты обучения человека, но не на обучение в целом.

Это означает, что люди с дислексией имеют ряд уровней интеллекта, сопоставимых с людьми без дислексии.

У многих людей с дислексией есть другие нарушения обучения или неврологические проблемы. Как взрослые, так и дети с дислексией иногда страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или диспраксией.

Обычно считается, что диспраксия является расстройством, которое вызывает неуклюжесть и слабую координацию, но это не так. Хотя у некоторых людей это может вызывать такие симптомы, у некоторых возникают и другие проблемы, включая проблемы с обработкой информации, организацией и социальными навыками.

Причины дислексии у детей

Проблемы фонетической обработки вызывают нарушения в дискриминации, объединении, запоминании и анализе звуков. Дислексия может повлиять на производство и понимание письменной речи, которая часто ограничена проблемами слуховой памяти, речи, названия или поиска слов. Основополагающие слабости устной речи также часто присутствуют.

Как мы поощряем его наслаждаться уроками? Как правило, самой большой наградой для ребенка является обещание времени, проведенного с родителями. Материальные награды могут работать не более двух-трех дней. Количество времени, затрачиваемого на уроки, должно быть согласовано с ребенком. Из-за одинаковых проблем с концентрацией не рекомендуется включать телевизор, компьютер, телефон или радиоприемник во время уроков. Они отвлекут его. Хорошо начать с материалов, которые считаются более тяжелыми, потому что существует риск, что через некоторое время ребенок не сможет выполнить домашнюю работу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...