Что такое апраксия?

Общая информация

rebenok.jpg

Распространенность диспраксии не велика, чаще встречается у мальчиков. Больные испытывают трудности в общении, чтении, выполнении действий во время игр и повседневной деятельности.

Интеллектуальных отклонений не наблюдается. Однако в случаях, когда патология сочетается с органическим поражением головного мозга и расстройствами аутистического спектра, возможна умственная отсталость различной степени выраженности.

Заболевание также встречается у взрослых, но в меньшей степени. Неврологические расстройства в этом возрасте развиваются вследствие органических изменений в коре больших полушарий.

Причины диспраксии

Этиология данного заболевания неизвестна. Однако специалисты выяснили, что у детей с неполным развитием нейронов в головном мозге диспраксия случается чаще. Это происходит из-за того, что такие нейроны неспособны сформировывать пути для передачи импульсов в двигательный аппарат. Также подозревают, что это заболевание обусловлено генетически.

Насколько часто это у детей?

Около 10 процентов детей страдают от этого состояния, и только 2 процента могут иметь тяжелую диспраксию. DCD встречается в три-четыре раза чаще у мальчиков, чем у девочек, и это заболевание может протекать в семье. Многие дети с диспраксией также имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Симптомы

Проявления заболевания зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка. Есть лишь небольшой список наиболее часто встречающихся симптомов:

  • Нарушения осанки
  • Задержки физического развития (роста, размеров тела, пропорций, нарушения циклов у девочек и т.д.)
  • Нарушения в развитии до 2 лет. Ребенок не сидит, не ползает и т.д.
  • Проблемы с концентрацией взгляда на одном предмете
  • Изменения сна
  • Излишняя раздражительность
  • Трудности с равновесием
  • Сложности в обучении. Особенно при освоении математики, письма, чтения
  • Чрезмерная медлительность при списывании, копировании
  • Путаница сторон
  • Дисграфия
  • Симптоматика зависит от вида заболевания и возраста пациента.

Мальчик у психолога

1. Идеомоторная диспраксия

Ребенок с идеомоторной диспраксией не может выполнять простые одношаговые задачи. Например, используя ложку или вилку, наливая сок, ударяя ногой или бросая мяч, используя карандаши и ножницы, размахивая руками и т. Д.

Дошкольный период

Это возраст от 1 до 5 лет. В данном возрасте болезнь может характеризоваться следующей симптоматикой:

пониженная концентрация внимания;повышенная физическая активность;проблемы с засыпанием;неумение самостоятельно питаться;нескоординированная походка.

В этом возрасте уже явно наблюдается проблема с артикуляцией, у таких деток очень скудный запас слов, они могут знать не более 50 слов. Некоторые даже не умеют рисовать и использовать ножницы, танцевать в ритме с музыкой.

Школьный возраст

Диспраксия у детей от 6 лет вызывает проблемы с освоением школьной программы, тяжелее всего поддается математика. Ярко выраженная дисграфия и вообще сложности с обучением.

Диспраксия – это… Описание заболевания, причины возникновения, симптомы, методы лечения, профилактика

3. Оромоторная диспраксия

Детям с этим заболеванием трудно произносить слова, так как они не могут понять, как двигать мышцы, необходимые для речи. Следовательно это также известно как словесная апраксия.

К теплу родного очага

Что могут противопоставить родители болезни, проявляющейся в ребенке постоянной угнетенностью, избыточным упрямством в сочетании с полным непониманием направления для приложения усилий к движению, обидчивостью вкупе с застенчивостью и пугливостью до «затравленности», со сверхчувствительностью к прикосновениям?

Несмотря на знание того, что ребенок мало восприимчив к влиянию извне и, скорее всего, останется в том виде, в каком уже существует, родителям не следует опускать руки, смирившись с существующим положением вещей.

Прежде всего, следует привести в порядок… себя, максимально сосредоточившись на текущем моменте, а не на своем представлении о нем.

Приготовить свои руки, ум и сердце к предстоящей кропотливой и нелегкой работе. Ибо, только видя и чувствуя веру в него родителей и их готовность помочь, дитя потянется к теплу родного очага, а не уйдет на улицу, днями пропадая где-нибудь в парке.

Проявляя мягкую настойчивость и не знающее границ терпение, внимательней присмотревшись к занятиям, увлекающим и отвлекающим дитя от его беды, к его полезным пристрастиям, стоит начать всячески их поддерживать и стимулировать.

Неважно, будет ли это занятие:

  • собиранием открыток;
  • попыткой рисования, черчения или аппликации;
  • «ковырянием» в садовой земле.

Неважен даже отрицательный результат, а важен сам процесс и укрепление в ребенке в ходе него веры в свои… небезграничные, но – возможности!

Диагностика диспраксии.

Если вы подозреваете, что ребёнок страдает диспраксией, следует немедленно обратиться к специалисту. Помните, что расстройство не всегда протекает в тяжелой яркой форме: часто родители долго списывают происходящее на врожденную неуклюжесть и оставляют малыша без помощи. А это, в свою очередь, приводит к тому, что ребёнок «запускает» развитие и учебу, всё больше уходит в свои психологические проблемы.

Необходима врачебная консультация для исключения других заболеваний, в том числе неврологических.

При проведении диагностики специалист изучает анамнез, оценивает подробности, касающиеся истории развития ребёнка, его интеллектуальные способности, а также двигательные навыки:

— Общие двигательные навыки: насколько хорошо и осознанно ребёнок управляет своим телом, есть ли проблемы с координацией и равновесием.
— Мелкая моторика: хорошо ли ребёнок умеет выполнять мелкие и точные движения вроде завязывания шнурков, письма и так далее.

Специалист должен знать, когда и как были пройдены основные этапы развития, оценит мышечный тонус и баланс, артикуляционный аппарат и мышление.

Диспраксия у взрослых

У взрослых симптомы включают:

  • Плохая поза и усталость.
  • Проблемы с выполнением обычных обязанностей.
  • Менее тщательный контроль — писать и рисовать сложно.
  • Трудность координации обеих сторон тела.
  • Непонятная речь, часто порядок слов может быть запутан.
  • Неловкое движение и склонность к поездке.
  • Уход и переодевание более сложные — бритье, наложение макияжа, крепление одежды, привязка шнурков.
  • Плохая координация рук и глаз.
  • Трудность планирования и организации мыслей и задач.
  • Менее чувствителен к невербальным сигналам.
  • Легко расстроен.
  • Низкая самооценка.
  • Сложность сна.
  • Трудность отличает звуки от фонового шума.
  • Известный недостаток ритма при танцевании или тренировке.

Социальные и сенсорные — индивидуумы с диспраксией могут быть чрезвычайно чувствительны к вкусу, свету, прикосновению и / или шуму. Возможно также отсутствие понимания потенциальных опасностей. Многие испытывают перепады настроения и проявляют неустойчивое поведение.

Исследователи из Университета Болтона в Англии говорят, что часто существует тенденция воспринимать вещи буквально «(ребенок) может слушать, но не понимать».

Диагностические мероприятия

Выявлением и коррекцией диспраксии занимается невролог, психиатр и логопед в зависимости от имеющихся у больного симптомов. Для диагностики заболевания проводят ряд общих тестов и различные методы обследования.

Врач просит ребенка с подозрением на диспраксию снять, а затем одеть верхнюю одежду, нарисовать любой предмет. Для оценки движения глаз, специалист медленно проводит перед ними ручкой или фонендоскопом — пациент следит за ними, не поворачивая головы. Для оценки развития речи подходит беседа на общие темы. При этом оценивается словарный запас, грамматика и правильность произношения звуков. Изучение мелкой моторики осуществляется с помощью сбора мозаики и др.

Клиническое обследование:

  1. Сбор анамнеза. Во время разговора с ребенком и родителями важно выявить возможные предрасполагающие факторы к развитию заболевания: внутриутробная патология, родовые травмы, органические поражения головного мозга в детстве и др.
  2. Клинический и биохимический анализ крови, а также общий анализ мочи необходимы для выявления сопутствующих болезней и оценки общего состояния здоровья.
  3. При подозрениях на органические дефекты в структурах центральной нервной системы проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), компьютерная или магнитно-резонансная томография. Методы позволяют оценить строение головного мозга и обнаружить отклонения.

Интерпретирует результаты исследований только врач. Попытки самостоятельной постановки диагноза с подбором лечения может стать причиной быстрого прогрессирования патологического состояния и развития осложнений.

Особенности речи детей с вербальной диспраксией

Поговорим подробнее об артикуляционной диспраксии. Это один из видов недоразвития речи. Состояние характеризуется нарушениями произносительной функции из-за паралича артикуляционного аппарата.

При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой речи:

  • искажение фонетических характеристик звуков;
  • замены фонем;
  • отсутствие автоматизации звуков;
  • пропуски согласных и гласных звуков;
  • перестановки слогов;
  • смешение освоенных фонем;
  • лексико-грамматические нарушения;
  • сложность в построении фраз, предложений.

Вербальная диспраксия отличается от дизартрии и моторной алалии по многим показателям. Эти заболевания не стоит путать, поскольку подход к коррекции нарушений разный.

Девочка не может говорить

Отличия от дизартрии

Артикуляционная диспраксия отличается от дизартрии следующим:

  • Ребенок ищет артикуляционную позу
  • Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы, то он произнесет его правильно с большей вероятностью
  • Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. При условии эмоциональной возбужденности в речи ошибки встречаются намного чаще.

Отличия от моторной алалии

Оральная диспраксия имеет следующие отличительные признаки:

  • богатый словарный запас;
  • правильное грамматическое оформление предложений, фраз;
  • относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний;
  • способность играть со словами, например, составлять рифмы.

Факторы риска развития диспраксии у детей

Следующие факторы повышают риск развития диспраксии у детей:

  • Низкий вес при рождении
  • Преждевременные роды
  • Генетическое расстройство с семейной историей диспраксии
  • Употребление алкоголем или наркотиками матери во время беременности

Помощь профессионала необходима

Без нее у родителей просто не хватит умения максимально подготовить чадо к будущей жизни без их помощи и заботы. Ибо жизнь родителей не вечна, с ними когда-то да придется расстаться.

Поэтому обращение за профессиональной помощью откладывать не следует.

Прежде всего, невролог исследует возможности пациента, наблюдая за выполнением простых действий вроде прыжков, ходьбы разными стилями, строительства из кубиков, копирования простейших рисунков и нанизывания крупных бус. Ибо необходимо отдифференцировать диспраксию от иной сходной неврологической патологии.

Далее составляется программа коррекции наиболее выраженной патологии:Коррекция развития ребенка

  • мышления – с целью его систематизации и организации;
  • речи – позволяющая предотвратить как задержку развития речи, так и ухудшение качества речи уже имеющейся;
  • движений – с обучением сложному движению путем его первоначального «рассечения» на отдельные «куски» – мини-движения с последующим объединением в законченный жест.

В воплощении этой программы в жизнь неоценимым является вклад в процесс реабилитации логопеда, офтальмолога, школьного психолога.

1. Ребенок / Малыш — до 3 лет

Симптомы для наблюдения включают в себя:

  • Вехи развития, такие как ползание, сидение и т. Д., Откладываются. Некоторые дети тоже могут вообще не ползти.
  • Плохая координация рук и глаз при стоянии, ходьбе и т. Д. Задерживается в сочетании с плохим равновесием и осанкой.
  • Нарушение речи у детей младшего возраста, когда речь и реакция на вопросы зависят от длительных пауз во время разговора и очень ограниченного словарного запаса.
  • Речь и словарный запас невнятны.
  • Есть проблема в том, чтобы быть туалетным обучением.

Как ведут себя дети, страдающие диспраксией?

Над неловкостью и неуклюжестью детей могут смеяться сверстники, и, если диспраксия не выявлена, а просто принимается за недостаток физического развития, эти дети не могут достичь развития своего потенциала. Они могут быть пассивными и отказываться от участия в подвижных играх; расстроенными, потому что им трудно даются новые навыки; пугливыми, застенчивыми, тревожными, упрямыми, нежелающими вступать в контакт. Дети, страдающие диспраксией, обладают повышенной утомляемостью, потому что применяют большие усилия для выполнения повседневных задач.

Диспраксия — это нарушение координации развития. Это пожизненное состояние влияет на грубую и мелкую моторику, а иногда и на когнитивные функции.

Не следует путать с интеллектуальным расстройством. На самом деле люди с диспраксией могут иметь интеллект среднего или выше среднего.

От диспраксии нет лекарства, но с ней можно успешно справиться. С помощью правильной терапии вы можете улучшить организационные и моторные навыки, чтобы жить полной жизнью.

Лечение вербального типа патологии

Именно этот тип встречается чаще всего у детей. Поэтому очень важно, чтобы ребенку было проще жить, обратиться вовремя к логопеду. Диспраксия – это в данном случае невозможность четко выразить свои мысли и правильно образовывать звуки.

В зависимости от оценки проблемы, выбирается одна из двух стратегий реабилитации:

  1. «Перевоспитание» фонетики. В данном случае врач помогает улучшить качество звуков и их количество.
  2. Корректировка двигательной функции лица с издаваемыми звуками. В данном случае проводится тренировка мышц лица, чтобы в дальнейшем ребенок смог запомнить движения и использовать их в контексте собственной речи.

Диспраксия – это… Описание заболевания, причины возникновения, симптомы, методы лечения, профилактика

Диспраксия у взрослого населения

На протяжении длительного времени медики всего мира были уверены, что ребенок «перерастает» диспраксию. Но сегодня уже четко понятно, что патология сохраняется на протяжении всей жизни и несет ряд проблем для пациента.

Взрослые люди с диспраксией могут характеризоваться как лица с неумением планировать, то есть постоянно опаздывают, с трудом выполняют домашние дела, либо делает все слишком долго. Им тяжело научиться даже управлять автомобилем и велосипедом.

Изучение взрослой патологии находится лишь на начальной стадии, поэтому речь о том, чем можно кардинально помочь таким людям, даже не идет.

1. Терапия

Если вашему ребенку нужна небольшая дополнительная помощь с двигательными навыками, попробуйте занятие для детей с диспраксией, такие как батут, классики, боевые искусства, шаткие мосты, веревочные лестницы и т. Д. помочь улучшить моторные навыки. Поощряйте занятия, такие как рисование, музыка, игра с тестом, езда на велосипеде, плавание, садоводство и посадка. Игра в видеоигры, использование компьютеров, общественные мероприятия, такие как посещение церкви или храма; поездка на семейные прогулки, встречи, путешествия, обеды и т. д. также может очень помочь.

Ниже приведены методы лечения, которые могут помочь вашему ребенку:

  • Трудотерапия
  • Логопедия
  • Вечно-моторная тренировка
  • Конная терапия с аудиовизуальными средствами
  • Активная игровая терапия с участием физической активности
  • Музыка и терапия для домашних животных

Причины возникновения заболевания

Нарушения праксиса могут развиваться при повреждении разных участков головного мозга: подкорковых образований, коры, нервных путей, которые обеспечивают их взаимодействие. Чаще всего кинестетическая апраксия сопровождает поражение лобных и теменных корковых зон. Повреждающими факторами при этом обычно выступают:

  1. Опухоли головного мозга. Это новообразования внутри мозга (астроцитома, глиома, ганглионейробластома), которые прорастают в кору и подкорковые центры, обладающие повреждающим действием на участвующие в обеспечении праксиса области.
  2. Инсульты. Например, геморрагический инсульт, который характеризуется кровоизлиянием в головной мозг. Эта патология возникает после разрыва стенки церебрального сосуда. Кроме того, бывает инсульт ишемического типа, развивающийся при спазме либо тромбоэмболии мозговых артерий.
  3. Черепно-мозговые травмы. Кинестетическую апраксию может спровоцировать непосредственное повреждение церебральных участков, ответственных за праксис, а также их вторичное поражение в результате образования посттравматических гематом, ишемии, отека, воспалительных реакций.
  4. Инфекционные поражения мозга. Это менингоэнцефалиты, энцефалиты различной этиологии, абсцесс головного мозга, с локализованными в коре либо подкорковых ганглиях воспалительными очагами.
  5. Дегенеративные процессы. Это патологические процессы, которые сопровождаются развивающейся корковой атрофией: болезнь Пика, деменция, болезнь Альцгеймера, кортикобазальная дегенерация, алкогольная энцефалопатия. Такие заболевания обусловлены церебральной ишемией хронического характера, токсическим поражением, дисметаболическими расстройствами (сахарный диабет), наследственными факторами.

артикуляционная кинестетическая апраксия

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...