Что такое дислалия, как распознать ее у ребенка и какие методы коррекции нарушения существуют?

Что такое дислалия, косноязычие?

Дислалия – это расстройство речи, которое проявляется нарушением произношения звуков при сохранности понимания речи, ее словарного запаса и грамматического строя. Термин «дислалия» произошел от греческой приставки «дис», означающей отклонение от нормы, нарушение функции, затруднение, и греческого слова «lalia», означающего речь. Синоним термина «дислалия» — «косноязычие».

Виды дислалии

В зависимости от причины вызвавшей нарушение, выделяют следующие виды дислалии:

  1. Функциональная форма характеризуется возрастной незрелостью артикуляционного аппарата. Мышцы языка, губ, мягкого нёба ещё недостаточно окрепли для того, чтобы выполнять точно скоординированные движения, необходимые для произношения отдельных звуков. Эта форма дислалии также встречается у детей, контактирующих со взрослыми или детьми с дефектами речи, при «сюсюканьи» родителей, в семьях, где речевому развитию ребёнка не уделяют должного внимания.
  2. Функциональная дислалия, в свою очередь, делится на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую формы. В первом случае нарушено восприятие и воспроизведение звуков по акустическому признаку (твёрдые-мягкие, глухие-звонкие), во втором их часть заменяется сходными по артикуляции фонемами (машина-масина, ряба-ляба). При артикуляторно-фонетической форме дислалии искажение правильного произношения обусловлено неправильными позициями органов артикуляции (картавость).
  3. Механическая (органическая) дислалия возникает в результате нарушения строения речевого аппарата – узкое и высокое «готическое» нёбо, короткая уздечка языка, препятствующая артикуляции звуков верхнего подъёма и другие дефекты. Такая форма дефекта может иметь наследственный характер. Достаточно часто, одновременно с механическим видом, диагностируется физиологическая дислалия.

Существуют понятия простая и сложная дислалия. При постановке диагноза выделяют мономорфная дислалия включающую в себя минимальное количество простых дефектов произношения и полиморфную разновидность. Полиморфная дислалия имеет в основе нарушения артикуляции и различения большого количества звуков.

Классификация дислалии в зависимости от искажения артикуляции:

  • Ротацизм — характеризуется неправильным произношением твёрдого и мягкого [р].
  • Йотацизм — дефект произношения йот [j].
  • Хитизм — неправильное произношение твёрдого и мягкого [х].
  • Каппацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [к].
  • Гаммацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [г].
  • Сигматизм — нарушение артикуляции свистящих и шипящих [с, з, ц, ж, ш, ч, щ].
  • Ламбдацизм — дефект произношения твёрдого и мягкого [л].

Дислалия

Логопеды называют дислалией неправильное употребление речевых звуков. Иногда отклонение сопровождается полиморфными нарушениями, характеризующимися трудностями с изучением письменной речи. Особенность детей с дислалией – неразборчивая речь. При отсутствии своевременного лечения патология приводит к дислексии и дисграфии. Именно поэтому важно вовремя отвести малыша к логопеду. В противном случае, в будущем будет сложно исправить ситуацию.

Звукообразование – это сложный процесс, в котором участвуют несколько участков речевого аппарата. В результате двигательной активности органов артикуляции формируется преграда на пути струи воздуха из легких. Так возникает определенный звук. Для каждого из них необходимо особое положение голосовых связок и органов артикуляции. Если ребенок неправильно смыкает связки или изменяет положение языка, чистого звукообразования не происходит. Задача логопеда заключается в формировании правильного произношения звуков.

Что такое дислалия

В самом общем понимании, дислалия – это нарушение речи, обусловленное неправильным произношением отдельных звуков. Речевое расстройство характеризуется отсутствием нарушения иннервации речевого аппарата и нормальным функционированием коры головного мозга, что само по себе говорит о возможности коррекционного воздействия и благоприятном прогнозе. Вместе с тем, относиться к дислалии беспечно не стоит, так как дети привыкают произносить звуки определенным образом, не замечая своего дефекта.

Данные привычки сохраняются на всю жизнь и влекут за собой, в лучшем случае насмешки сверстников и комплексы неполноценности, а в худшем – формирование более сложных патологий.

Так, звукообразование – сложный процесс, в котором участвует:

  • струя воздуха;
  • голосовые складки;
  • артикуляционный аппарат (губы, зубы, небо, альвеолы, язык).

При смыкании органов артикуляции образуется преграда, проходя которую, струя воздуха из легких образует звук. Все звуки речи делятся на глухие и звонкие по принципу задействования в их образовании голосовых складок. Так, если для образования звука смыкаются голосовые складки, он получается звонким. Это можно ощутить, приложив руку к горлу во время изолированного произнесения согласного звука. Если он звонкий, то есть произошло смыкание голосовых складок, гортань вибрирует, если нет – горло остается спокойным.

В зависимости от места преграды, проходя которую струя воздуха образует звук, последние классифицируют на:

  • губные;
  • зубные;
  • передне и заднеязычные.

По характеру звука принято различать:

  • свистящие;
  • шипящие;
  • сонсорные.

При этом нарушение звукообразование может быть в любом месте, что повлечет ту или иную форму дислалии. Так, от вибрации языка у альвеол образуется звук «Р», изгибая корень языка к небу, люди произносят «Г» и «Х». Если мышцы языка столь слабы, что он не может подняться и вибрировать, чистого звучания не будет. При слабости мышц губ дети не способны растягивать их в полуулыбки и произносить все мягкие звуки, выговаривать «В», «Ф», «З», «С».Дислалия у детей причины.jpg

В силу того, что артикуляционный аппарат ребенка не совершенен, отдельные звуки ему сложно произносить, поэтому он пытается изъясняться, используя замены, смешения звуков или вовсе пропуская их. Кроме того, малыш может попросту не придавать значения особенностям произношения слов и порой, для устранения неточностей достаточно акцентировать его внимание на том, как звук произносит взрослый. Гораздо хуже, когда дети копируют ошибки в звукопроизношении родители и сверстников, прочно усваивая негативные привычки.

Формы дислалии

  • Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
  • Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
  • Физиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей на определённом этапе развития.
  • Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
  • Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врождёнными или приобретёнными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Дислалия у детей и методы её устранения

Чаще всего встречается дислалия у детей. Среди всех речевых нарушений эта патология — самая распространённая: среди детей дошкольного возраста она выявляется у каждого второго, в начальной школе — у каждого пятого. Следует отметить, что искажение звуков у малышей до 5 лет встречается очень часто, т.к. артикуляционный аппарат может быть не готов к совершенному звукопроизношению. Это не является поводом для паники, но наблюдать за ребёнком всё же стоит. При сохранении же проблемы после пятилетнего возраста, потребуется в первую очередь консультация логопеда, а также, возможно, отоларинголога, невролога или стоматолога.

Выявление дислалии у детей проходит в следующем порядке:

  • 1) обследование речевого аппарата (строение, подвижность);
  • 2) оценка звукопроизношения;
  • 3) проверка фонематического слуха.

Виды фонетических дефектов

Название нарушения С какими звуками проблемы
Ротацизм (р), (рь)
Ламбдацизм (л), (ль) — отсутствуют в речи
Гаммацизм (г), (гь)
Каппацизм (к), (кь)
Хитизм (х), (хь)
Сигматизм + Йотацизм (ж), (ш), (ч), (щ), (с), (сь), (з), (зь) + (й)

Примечание для редактора: я не смогла добавить дополнительную строку в таблицу, поэтому использовала +

Иногда встречаются также нарушения смягчения или озвончения.

Методика коррекции речи

Методы устранения дислалии:

  1. Как лечить речьПри механической аномалии её причины устраняются посредством операции. Например, если проблему с речевым аппаратом создаёт короткая уздечка языка или верхней губы — её подрезают, и речь ребёнка быстро исправляется. При функциональной дислалии малыша обучают специальной гимнастике для губ и языка, а также проводится логопедический массаж, представляющий собой различные манипуляции с языком: поглаживания, надавливания, похлопывания, перетирания. Разумеется, проделывать это может исключительно специалист. Длительность курса массажа — от 10 до 20 сеансов. Спустя 1-2 месяца комплекс упражнений желательно повторить.
  2. На втором этапе начинается постановка и автоматизация звукопроизношения. Делается это, в первую очередь, посредством подражания, а также при помощи специального зонда, которым логопед направляет язык в нужную сторону.
  3. Закрепление дифференциации (различения) смешанных звуков в потоке речи — это итог проделанного пути. Ребёнок демонстрирует способность верно озвучивать отработанные звуки в любых слогах и словах.

Современные методы коррекции функциональной дислалии у детей обеспечивают результат уже через 1-3 месяца — это если речь идёт о простых нарушениях (когда, как говорилось выше, возникают трудности с одним звуком или со звуками одной группы). Конечно, курс занятий с логопедом должен быть достаточно интенсивным: не менее 3-х раз в неделю по 45-60 минут. Помимо этого, потребуется закрепление пройденного материала дома. В случае сложной дислалии для устранения речевых проблем понадобится больше времени и усилий.

Итак, мы выяснили, что такое дислалия, каковы её виды, узнали о методах логопедической коррекции. Дислалия может стать причиной развития у ребёнка дислексии или дисграфии (нарушение чтения или письма). Поэтому каждому родителю необходимо знать о профилактических мерах, позволяющих избежать столкновения с данной патологией.

Дополнительные факты

 Физиологическая дислалия (возрастное косноязычие) – это закономерный этап речевого онтогенеза каждого нормально развивающегося ребенка. Данное состояние в логопедии не расценивается как речевая патология, однако специально выделяется для дифференциации речевой нормы от отклонений. Все недочеты звукопроизношения – элизии, субституции, смешения звуков – носят временный, преходящий характер. Верхняя возрастная граница физиологического несовершенства речи – 5-6 лет. Согласно исследованиям последних лет, чисто возрастное своеобразие произношения звуков встречается лишь у 22% дошкольников, у остальных детей имеют место патологические формы нарушения звукопроизношения (механическая или функциональная дислалия, стертая дизартрия), которые не проходят по мере взросления ребенка самостоятельно и требуют логопедической коррекции.

Физиологическая дислалия Физиологическая дислалия

Патогенез

Аномалии строения органов речи обусловливают дефектное артикулирование, следствием чего становится искаженное звукопроизношение или отсутствие некоторых фонем в речи. При наличии зубных аномалий наиболее типично возникновение дефектов шипящих и свистящих, поскольку воздушный поток выходит через щели между зубами и челюстями, создавая излишнюю зашумленность.

Также может страдать произнесение вибрантов, губно-зубных, взрывных и даже гласных звуков. Губные аномалии вызывают ограничение подвижности рта, неполное смыкание губ, следствием чего являются искажения лабиализованных гласных, губных и губно-зубных согласных. Для дефектов строения языка типичны нарушения шипящих и соноров, т. к.

невозможен подъем кончика языка вверх, боковой сигматизм и общая неразборчивость речи. Однако в ряде случаев даже при наличии органических изменений речевых органов произношение может оставаться нормальным. Это объясняется тем, что ребенку удается достичь близкого к норме акустического эффекта с помощью компенсаторной артикуляции.

Симптоматика

Характерными клиническими проявлениями недуга считаются:

  • пропуск некоторых звуков – при этом клиницисты подразумевают полное отсутствие той или иной позиции, которая может находиться в любой части слова;
  • замена букв в слове на похожие – возникает такое стойкое замещение на фоне невозможности различить фонемы;
  • искажение звучания слова – это наиболее характерно для функциональной формы дислалии.

Виды нарушений звука при дислалии
Виды нарушений звука при дислалии

Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:

  • лексике и грамматике, которая прогрессирует с возрастом;
  • слоговой структуре слова;
  • словарном запасе – он достаточно богат и зачастую соответствует возрастной категории пациента;
  • правильном употреблении падежей;
  • дифференциации множественного числа от единственного;
  • формировании связной речи – она находится на высоком уровне.

Причины

  • пороки и особенности развития речевых органов;
  • педагогическая запущенность;
  • нарушения механизмов восприятия, анализа и воспроизведения речи (в результате снижения слуха, травмы и т. д.);
  • наличие в окружении ребенка человека, который плохо выговаривает отдельные звуки;
  • злоупотребление родителями искаженными «детскими» псевдословами, типа «кися», «вава» и т. п.
  • использование в семье двух и более языков.

Ребенок обычно правильно выговаривает большинство звуков и слогов, трудность для него представляют только звуки, схожие по месту и способу образования. Нарушение может проявляться как одним дефектом, так и их сочетанием.

См. также

  • Эмболофразия
  • Дислексия

Диагностика

 Обычно в 4-5 лет дети проходят плановый профилактический осмотр логопеда в дошкольном учреждении или детской поликлинике. Во время диагностики устной речи специалист выявляет дефекты звукопроизношения и дает им квалифицированную оценку. Чтобы отдифференцировать физиологическую дислалию от речевой патологии (органической и функциональной дислалии, дизартрии, ОНР), проводится всестороннее обследование ребенка, включающее:
 • Сбор общего и речевого анамнеза. В процессе беседы с мамой выясняется течение беременности и родов, наличие у ребенка родовых травм, хронических заболеваний. Особое внимание уделяется речевому развитию – от первого крика новорожденного до становления фразы и связной речи.
 • Осмотр органов артикуляции. При визуальном осмотре оценивается анатомическое строение речевого аппарата, наличие аномалий прикуса, языка, губ, строения мягкого и твердого неба. При выполнении специальных упражнений обращается внимание на подвижность артикуляторных органов, объем точность и скорость выполнения движений.
 • Проверку слуховой дифференциации. Для этого в игровой обстановке логопед предъявляет парные картинки с наиболее часто смешиваемыми звуками, просит повторить за ним слоги с чередуемыми звонкими и глухими согласными.
 • Выявление дефектно произносимых фонем. С помощью специально отобранного речевого материала поверяется произношение речевых звуков при их нахождении в разных позициях: в начале, середине и конце слова. В ходе проверки выявляются нарушенные звуки и характер дефектов – пропуск, замена, смешение или искажение, озвончение/оглушение, смягчение и тд.
 • Обследование лексико. Грамматического компонента и связной речи. В ходе обследования используются наглядные пособия, дидактические игры и игровые приемы. Логопед может попросить ребенка прочесть любимый стишок, рассказать сказку, составить рассказ по картинке.
 Если речь ребенка развивается в соответствии с возрастной нормой, коррекционная работа при физиологической дислалии не проводится. Иногда для подготовки речевого аппарата к появлению звуков рекомендуется самостоятельное проведение артикуляционной гимнастики под контролем родителей. Следующая консультация логопеда должна состояться в 6-6,5 лет перед поступлением в школу.

9. Требования при параллельной работе над звуками

Требования

при

проведении

параллельной

работы над

звуками

различных

фонетических

групп

Нельзя брать для параллельной работы те звуки,

артикуляция которых характеризуется прямо

противоположным укладом речевых органов

(например, звуки [С] и [Л]).

Нельзя брать для параллельной работы звуки,

называемые «трудные», т.е. те, произнесение

которых требует от ребенка наибольшей затраты

энергии

Литература и источники

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.Правдина О. В. Логопедия. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F

Видео по теме

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Говорят, гору осилит идущий. Систематическая работа позволяет решить проблему полностью. Длительность коррекции зависит от формы речевого дефекта, количества проблемных звуков. Обратившись за помощью в возрасте 3 – 4 лет, вы успеете поставить речь до поступления в школу.

Профилактика:

  • Регулярное общение. Адекватная речь родителей.
  • Совместные занятия, чтение сказок, рассматривание картинок.
  • Развитие мелкой моторики, лепка, рисование.

Рассмотренный нами дефект речи является распространенной проблемой, если не пускать ситуацию на самотек, можно ее успешно решить.

Наша Речь

Что это такое?

Для начала хочу уточнить, что устаревшее название дислалии косноязычие или картавость. Внешне это выглядит так, что человек плохо произносит какие-то звуки. Принято говорить в этом случае, что имеются “дефекты речи”. Если проблема с одним звуком, то это простая (мономорфная) дислалия, есть несколько, то сложная (полиморфная). Один или несколько звуков отсутствует совсем, вместо “каша” произносится “аша”, заменяется — не “мишка”, а “миска” или искажается, например это горловое Р или межзубное С.

Все эти дефекты дикции могут быть и при других нарушениях, но при дислалии, как правило, наблюдается нормальный физический слух и нет нарушения иннервации речевой мускулатуры, как к примеру, при дизартрии. Есть несколько видов дислалии, но это деление очень условно, так как на практике чаще всего встречаются смешанные формы, но очень важно знать этиологию нарушения, чтоб правильно запустить коррекционный процесс и, возможно, привлечь других специалистов.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Более 95% детей полностью восстанавливают речевую функцию. В зависимости от степени сложности дислалии и регулярности коррекционных занятий срок выздоровления колеблется от 3 до 6 месяцев.

Если говорить о профилактических мерах, то здесь родителям нужно следить за состоянием здоровья и развитием ребенка. При обнаружении каких-либо отклонений в анатомическом строении рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.

14. Этап автоматизации формируемого звука

Цель

Содержание

работы

Приемы

Сформировать

и

закрепить

произношение звука на основе

подобранного речевого материала.

правильное

специально

Автоматизация навыка произношения

формируемого звука:

в слогах (прямых, обратных, открытых,

закрытых, интревокальных, со стечением

согласных);

в словах (в различных фонетических позициях: в

начале, середине, конце слова; между гласными, в

стечении согласных);

во фразах (предложениях), насыщенных данным

звуком;

в коротких монологических высказываниях

(текстах – потешках, чистоговорках,

стихотворениях, рассказах).

Отраженное повторение вслед за педагогом

речевого материала, пересказ прослушанного

текста, называние слов по предметным картинкам,

составление

предложений

по

сюжетным

картинкам, коротких текстов по сериям сюжетных

картинок.

Причины фонетического нарушения речи

Причинами фонетического нарушения речи считается:

  • Недостаточная сформированность артикуляционной моторики;
  • Нарушения артикуляционной моторики. Сюда входит: Парез тройничного нерва;
  • Парез лицевого нерва;
  • Парез подъязычного нерва.

Расстройства нейродинамики:

  • Недостаточная дифференцировка возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга;

Недостаточная сформированность межанализаторных связей.

Так, например, из-за пареза подъязычного нерва движения кончика языка не дифференцированы, язык выходит за пределы рта.

При наличии таких дефектов как фонетическое нарушение речи, ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в особенности языком, в результате чего звук искажается.

Как лечить дислалию, избавиться от косноязычия?

На первой консультации врач расскажет Вам, как лечить дислалию в Саратове у дошкольников, школьников, как вылечить дислалию в России у детей дошкольного, школьного возраста, как избавиться от косноязычия, что такое артикуляционно фонематическая, артикуляторно фонематическая и фонетическая, моторная и сенсорная, механическая, мономорфная, фонематическая, простая, сложная дислалия у дошкольников. Как проводится профилактика, коррекция дислалии, логопедическое  обследование детей с дислалией? Помогает ли логопедическая психо-коррекционная педагогическая коммуникативная работа? Как страдает звукопроизношение при дислалии? Чем опасна полиморфная дислалия, что такое хейлопластика, уранопластика? Какая этиология и причины дислалии, дифференциальная диагностика, упражнения, гимнастика, литература, заключение? Что такое ринолалия, дизартрия, ФНР, ФФН, речевая карта? В чем заключается профилактика дислалии? Сарклиник знает, как лечить дислалию у детей в России.

Сарклиник проводит лечение афонии, дисфонии, брадилалии, лечение заикания, тахилалии, открытой и закрытой ринолалии, дислалии, лечение алалии, дизартрии, лечение афазии, назализации, лечение задержки речевого развития, дизграфии, лечение общего недоразвития речи, гиперкинезов, синкенезии, лечение ЗРР, ЗПРР, задержки речевого и психоречевого развития, дислексии у детей и подростков в Саратове.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: ® Sarclinic.com \ Ssrlinic.ru Фото: (©) (©) Gekaskr | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Дети, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены. 

Похожие записи:

Cиндромы двигательных расстройств (мышечная дистония, ДЦП)

Акатафазия, лечение акатафазии в Саратове

Вегето сосудистая дистония у детей, лечение ВСД в Саратове

Эхолалия речи у детей: коррекция, лечение, симптомы

Дислексия, лечение дислексии, коррекция, преодоление, устранение, алексия, лечение алексии

Написать комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...