Что такое дислексия и как с ней справиться

Содержание
  1. «Балавайка» и «амма»
  2. Что такое дислексия и ее разновидности
  3. История болезни
  4. Что такое дислексия
  5. Что это такое?
  6. Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)
  7. Историческая хроника
  8. Дислексия у взрослых
  9. Как выглядит дисграфия
  10. Когда стоит бить тревогу?
  11. Почему возникают дисграфия и дислексия?
  12. Виды
  13. 7. Исследование сформированности навыков письма
  14. Клиническое интервью
  15. Парадокс дислексии
  16. Сочетаемость
  17. Программа коррекции дислексии у младших школьников
  18. 10.
  19. Проблемы дислексиков
  20. Почему дислектики не могут читать?
  21. Прогноз на выздоровление
  22. Как лечить?
  23. Рекомендации при дислексии
  24. Советы учителю
  25. Лечение и коррекция дислексии
  26. Перспективы в будущем
  27. Автор: Левио Меши
  28. Как лечится и корректируется дислексия
  29. 15. Процесс автоматизации навыка чтения (А.Н.Корнев)
  30. 17. Схема коррекционной работы при дислексии

«Балавайка» и «амма»

«Раньше мы жили в Подмосковье, и дислексию у старшей дочери выявил логопед. В частности, Катя проглатывала звук «р», сейчас она может произносить его чётко в словах только в том случае, если сконцентрируется. Казалось бы, это несущественно, но она может сказать «балавайка» вместо «балалайка», при том, что ей уже десять лет, — рассказывает курянка (имя не указывается по ее просьбе – ред.) — С лёгкостью читает короткие слова справа налево: вместо «он» может прочесть «но» – и наоборот. Люди такого типа вообще переставляют слоги и иногда начинают прочтение с середины слова, например, произнося «амма» вместо «мама». И хотя Катя уже в четвёртом классе, её чтение на уровне начала второго – конца первого классов. На прочитывание текста дочь тратит слишком много сил, зачастую даже не понимая смысла фраз. Особенно это касается специальных предметов, например, таких, как окружающий мир, где речь идёт о сложных понятиях – республика, демократия, конституция. А прочитав задачу, часто не понимает её сути. Предлагаю Кате от 14 отнять восемь. Она отвечает: 32. Начинаем разбираться. Оказывается, 14 спутала с цифрой 40, потому что для неё это просто символы». 

На занятиях у логопеда

Катя может написать «лос» вместо «лось», «Татяна» вместо «Татьяна», «врота» вместо «ворота». Ей сложно даётся перенос слов с одной строки на другую, не всегда просто понять, где закончился предлог и что началось уже новое слово, поэтому в ее тетради порой появляются такие необычные слова, как «вморе» или «третьеоктября». Английские и русские буквы может отзеркаливать, то есть надо писать «с», а она начинает писать «э». Может спутать «б» и «д» или «в» и «д». 

«Мой муж – переученный левша, а у обеих дочерей наблюдаю скрытая леворукость, — объясняет собеседница, — при том, что обе знают, где право и лево, могут не в ту сторону провести линию на графическом диктанте, когда учитель диктует, на сколько клеток и в какую сторону нужно провести ручкой, чтобы вышел рисунок какой-либо фигуры. Если будем долго-долго повторять названия страны «Монголия» и её столицы «Улан-Батор», Катя через десять минут их уже не вспомнит. Прочитав о дислексии, я поняла, что с возрастом такие люди, благодаря усилиям, выучивают слова и их написание, и проблема отступает, но возникает снова именно на письме и чтении при изучении иностранного языка. Я стала придумывать, как помочь своему ребёнку. Ей сложно запомнить, что «кастрюля» пишется через «а», и у этого слова в нашей семье появилось проверочное слово – «каша», потому что она варится в кастрюле, а «корзина» через «о», потому что в неё можно сложить «коржики» и «кости». То есть важно развить ассоциативный ряд». 

Из-за своей особенности Катя оказалась изолирована от других детей. Друзей у неё нет, говорит мама. В частности, только к концу первого класса, почти через год обучения, она смогла запомнить, как кого зовут. А если с ней знакомится другая девочка, она произнесёт своё имя, но её не спросит и отойдёт в сторону. Игры тоже крайне необычные – в мыслях. Вместо того чтобы передвигать куклу по ступеням замка в реальности, она, например, может взять её в руки и ходить от стены к стене, воображая этот сюжет в своей голове. На вопрос: «Катя, что ты делаешь?» – ответит: «Играю».

Младшая дочка курянки пошла в первый класс, у неё тоже сложности с чтением, но не такие значительные – она по нескольку раз повторяет каждое слово, прежде чем перейти к следующему. Логопед выявил у неё лишь дислалию – проблему со звукопроизношением. 

«Очень обидно, что многие не понимают таких особенных детей и считают их ненормальными», — говорит курянка.

Что такое дислексия и ее разновидности

Дислексия является языковой неспособностью к обучению. Дислексия относится к группе симптомов, которые приводят к тому, что люди испытывают дискомфорт с определенными языковыми навыками, особенно с чтением. Дислексия влияет на людей на протяжении жизни; однако ее влияние может меняться на разных этапах жизни человека.

Дислексия встречается у людей любого происхождения и интеллектуального уровня. Они часто одарены в искусстве, информатике, дизайне, спорте.

Виды дислексии:

  1. Фонематическая дислексия
  2. Семантическая дислексия
  3. Аграмматическая дислексия
  4. Мнестическая дислексия
  5. Оптическая дислексия
  6. Тактильная дислексия

История болезни

Многие звезды шоу-бизнеса и кино страдали дислексией. В школе учителя и сверстники считали их умственоотсталыми. Однако с течением времени это неврологическое нарушение не помешало стать им знаменитыми актерами, режиссерами и сценаристами. Родители звезд даже не догадывались, что их ребенок не может читать или писать , потому что у него проблемы неврологического характера.
Приведем несколько примеров из биографии звезд с дислексией:

  • Гай Ричи. Он бросил общеобразовательную школу, когда ему было 15 лет, и
    Знаменитые люди, страдающие дислексией

    пошел работать посыльным. У него было много комплексов и психологических зажимов, вызванных дислексией, чтобы побороть их он начал заниматься каратэ и другими восточными единоборствами. Он имеет черный пояс по дзюдо и коричневый пояс по джиу-джитсу. Его фильм « Карты, деньги, два ствола» принесли ему мировую известность, а новый взгляд на Шерлоха Хомса сделало его популярным среди современной молодежи;

  • Том Круз. Любимец всех женщин пишет буквы в зеркальном отражении. В детстве он испытывал большие трудности в письме и в чтении. Учеба давалась ему тяжело, поэтому Том Круз сменил более 10 школ. С течением времени он смог побороть много комплексов и страхов;
  • Ганс Христиан Андерсен. Он известен как датский писатель-сказочник. Андрерсен сочинял свои прекрасные сказки ночью, а утром относил их в издательства. Редакторы были потрясены полной бездарностью автора, очень часто возвращали ему рукописи, даже не прочитав их до конца. Однако благодаря таланту и упорной работе Андерсен стал известным детским писателем, сказки которого читают дети всех стран;
  • Агата Кристи. Известная королева английского детектива страдала дислексией. Она написала около 80 произведений. В детстве Агата долго не могла научиться писать, делала много ошибок, писала медленно. Родители решили забрать ее со школы, чтобы девочка продолжила обучение дома. Прошло много лет, писательница приобрела мировую известность, но все также делала много орфографических ошибок;

Все родители, с которыми я встречаюсь, задаются вопросом: почему у моего ребёнка дислексия? Откуда она взялась? Ведь в семье есть другие дети, которым всё даётся намного легче, оба родителя закончили институты с красными дипломами, а дедушки и бабушки – заслуженные учителя по русскому, литературе, истории – не важно… Ответ на эти вопросы прост: всё зависит от особенностей развития мозга именного вашего ребёнка.

Здесь я хотела бы углубиться в нейропсихологию и психологию и поговорить о теории межполушарной асимметрии мозга. Если говорить упрощённо: мозг поделён на два полушария: левое и правое. У любого человека доминирует лишь одно из полушарий. Это не значит, что функционирует только левое или только правое. Речь о том, что какое-то работает больше.

Знания о межполушарной асимметрии мозга даёт ответ на вопрос, почему один человек с лёгкостью пишет сочинения, а другой создаёт шедевры в искусстве.

Условно говоря, каждое полушарие отвечает за свои конкретные мыслительные процессы. Так, левое отвечает за языковые способности, за способность к чтению и письму, за речь. С его помощью запоминают символы: слова, имена, цифры, даты. Люди с ведущим левым полушарием обычно логичны, рациональны, хорошо говорят, быстро соображают. Они обрабатывают информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают в целостную картину.

Дислексия у взрослых симптомы

Правое полушарие отвечает за образы, звуки, жесты, за пространственную ориентацию. Люди с ведущим правым полушарием – образные мыслители. Они сначала воспринимают информацию в целом и только потом вдаются в подробности. Они хороши в живописи, музыке, любых видах творчества. Такие люди более ранимы и чувствительны, острее реагируют на критику, могут пугаться громких звуков или плохо переносить яркий свет.

У 90% людей доминантным является левое полушарие. Наша образовательная система ориентирована на детей с развитым левым полушарием, поскольку они мыслят линейным образом, и их легче обучить. Можно посадить таких 30 человек в классе, написать правило или определение, оно будет усвоено – и можно идти дальше по программе… Дети с доминирующим правым полушарием адаптируются хуже, поскольку склонны к визуализации и им необходимы зрительные образы, чтобы понять теорию.

Для такого рода объяснений требуется гораздо большее количество времени, поэтому наши школы не практикуют такой метод обучения. Из-за неприятия информации, таким детям часто ставится диагноз: Синдром Дефицита Внимания, рассеянного внимания. Но, дело в том, что они просто усваивают информацию по-другому.

Именно этим я и занимаюсь во время курса по коррекции дислексии индивидуально с каждым ребёнком: я учу, как осваивать символы, читать, усваивать информацию, используя образное мышление. Мои знания и опыт в области психологии и педагогики, в сочетании с методиками Дейвиса, дают видимые результаты уже через 5 дней после начала занятий

Сам термин был введен в обиход в конце 19-го века. Его использовал офтальмолог из Германии — Рудольф Берлин. Среди его клиентов был мальчик, которого не могли научить письму и чтению ни родители, ни преподаватели. С интеллектом у мальчика было все в порядке. На основании исследований Берлина, другой специалист — Прингл Морган опубликовал статью, в которой описывал симптомы нового заболевания.

Дислексия у взрослых симптомы

Он назвал его словесной слепотой. В начале прошлого века невропатолог Ортон заметил, что у ряда детей сложности с чтением не связаны с нарушениями зрения. Скорее, причина крылась в асимметрии полушарий головного мозга. Врач связывал это с проблемами восприятия визуальной информации. Однако некоторые врачи не были согласны с его позицией. Только 50 лет назад появилось четкое определение нового заболевания.

Что такое дислексия

Коллаж из фото знаменитых людей, страдающих дислексиейЭтих талантливых людей объединяет не только известность, они — дислектики

Дислексия – это своего рода сбой в работе мозга, который характеризуется неспособностью ребёнка находить различия в графических образах некоторых букв, цифр и знаков. Впервые этот термин появился в 1887 году, когда офтальмолог Р. Берлин, наблюдавший двух маленьких пациентов, установил, что они по своим интеллектуальным способностям опережают сверстников, а вот к чтению и письму оказываются неспособны. С этого времени началось исследование причин данного расстройства. В настоящий момент говорить о точных предпосылках дислексии учёные не берутся, однако наиболее правомочной оказывается гипотеза о генетической предрасположенности к данному заболеванию. Причём недуг передаётся по мужской линии и, вероятнее всего, связан с отклонениями в строении Y-хромосомы.

Это интересно. По данным современной статистики, около 5-10% людей на земле – дислектики. Среди них много известных людей: например, учёный Альберт Энштейн, царь Пётр I, миллиардер Стив Джобс, мультипликатор Уолт Дисней, режиссёр Стивен Спилберг и актёр Том Круз.

Что это такое?

слово-из-букв-дислексия

Заглянув в википедию, мы узнаем

Дислекси́я — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

То есть получается, что школьник способен учиться в принципе, но вот читать и писать ему очень трудно.

Некоторые специалисты считают дислексию болезнью. Другие называют ее особенностью человека. Третьи чуть ли не даром Божьим. И, как ни странно, все они правы.

Если дислексия – болезнь, то очень необычная, она не поддается лечению с помощью таблеток и микстур, ее вообще невозможно вылечить.

Но зато можно принять эту особенность, научиться жить с ней, научиться справляться, провести коррекцию.

Ну а «проблемой гениев» дислексию называют потому, что очень многие великие знаменитые люди ею страдали. Хотя есть также версия, что они и стали гениями потому, что у них была дислексия.

знаменитости-дислектики

Так что если у ребенка диагностировано это заболевание, родителям не стоит впадать в крайности. А крайностей может быть две:

  1. Думать, что это «конец света», что ребенок чуть ли не психический больной. Это совсем не так! Часто дети-дислектики одаренные создания, но не в чтении и письме, а в музыке, например, или физике.
  2. Думать, что совсем ничего страшного не случилось и не предпринимать никаких действий, надеясь, что со временем все само рассосется. Нет, не рассосется!

Чаще всего дислексия проявляет себя в возрасте 6-7 лет. И последние годы она диагностируется все чаще. Причем, мальчики подвержены ей больше, чем девочки.

И я считаю, что нам, как родителям детей младшего школьного возраста или будущих первоклашек, просто необходимо знать, как можно определить наличие этой проблемы. Так как от того, насколько быстро будут приняты меры, зависит счастье и успех наших детей.

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

! Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Историческая хроника

Впервые предположение об особом расстройстве – дислексии – высказал в 1887 году немецкий окулист Берлин. Через 9 лет в одном из английских изданий появилась сенсационная публикация «Врожденная словесная слепота».

Автор ее – терапевт Морган – описал уникальное психическое отклонение, которое проявлялось отсутствием навыка беглого чтения у 14-летнего подростка, преуспевавшего в математике.

Медицинское сообщество объяснило указанный феномен как результат дефекта зрительного восприятия. В 1925 году американский нейропсихолог Ортон связал дислексию с нарушением во взаимодействии мозговых полушарий.

В 70-е годы XX века виновником словесной слепоты было объявлено отклонение в фонологическом развитии, то есть способности к звукоразличению. Эта версия находит наибольшее число сторонников в современном ученом мире.

Дислексия или расстройством чтения причины

Дислексия у взрослых

Обычно дислексия у взрослого является следствием не оказанной логопедической помощи в детстве. Зачастую, она появляется в зрелом возрасте при появлении у человека расстройства интеллектуальной сферы, или когда нарушение затрагивает область слухового восприятия информации. Это провоцирует возникновение трудностей, так как сигналы, поступающие в мозг, искажаются, обрабатываются неточно.

Также проблемы с чтением могут появляться вследствие полученной травмы или пережитого психологического потрясения. Дислексия, возникшая у взрослого человека, приводит к дезадаптации. Поэтому важно своевременно обратиться к логопеду и получить эффективную помощь в преодолении данного нарушения.

Признаки дислексии у взрослого:

  • Неправильное, искажённое произношение сложных, длинных или малознакомых слов.
  • Ошибки при чтении графически сходных слов.
  • Безграмотное письмо, множественные грамматические ошибки, бедность словарного запаса, сложность в написании писем, заявлений и других самостоятельных высказываний.
  • Низкая скорость чтения и трудности при запоминании прочитанного.
  • Трудности при простейших арифметических вычислениях. Они могут быть признаками дискалькулии.

Люди, имеющие дислексию, нуждаются в постоянном наблюдении специалистов. Проведя полное обследование, логопед разрабатывает план коррекционной работы, опираясь на индивидуальные особенности человека и тяжесть нарушения.

Хотя трудность чтения является отличительной чертой дислексии, особенно у детей, большинство взрослых с дислексией могут читать и разработали стратегии преодоления трудностей чтения. Взрослые с дислексией могут также иметь ряд других характеристик, таких как проблемы с памятью.

Однако люди с дислексией не имеют проблем со словарным запасом и речью.

Взрослые с дислексией часто сталкиваются с широким спектром неспецифических психических, эмоциональных и трудовых проблем.

У них может быть низкая самооценка, они могут испытывать стыд, унижение или неуверенность в своей способности работать или учиться.

Дислексия: что это за болезнь и как её лечить?

Они могут казаться очень умными или хорошо сдавать анализы интеллекта, но не успевать на работе или в школе.

К другим симптомам относятся

  • Проблемы со зрением при чтении: Взрослые с дислексией могут быть очень чувствительны к бликам, цвету бумаги или слов. Изменения в шрифте, цвете или других характеристиках слов могут затруднить чтение взрослым с дислексией.
  • Сложность фокусировки при чтении: Взрослые с дислексией часто теряют свое место, чувствуют, что слова двигаются или перемешиваются, или находят чтение очень напряженным.
  • Редко или никогда не читал для удовольствия: Дислексия усложняет чтение, поэтому многие взрослые люди, страдающие дислексией и любящие обучение, могут избегать чтения, предпочитая вместо этого другие способы обучения.
  • Трудности с письменным общением или тестированием: Например, взрослый человек с дислексией может быть высококвалифицированным на своей работе, но не хочет сдавать письменный тест для перехода на следующий уровень. Они могут обнаружить, что коллеги или руководители жалуются на их отчеты или другие письменные сообщения.
  • Смущение очень похожих слов или букв при написании или чтении.
  • Трудности с записью сообщений или отчетов: Взрослые с дислексией могут забыть, что они писали, с трудом следовать по цепочке мыслей или неправильно транскрибировать сообщение.
  • Сбивая с толку левое и правое, или иным образом борясь с пространственным рассуждением: Например, человек с дислексией может испытывать трудности с чтением карты, особенно если карта содержит написанные слова.

Как выглядит дисграфия

Возможно, самый распространенный симптом дисграфии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и grapho — «пишу») — плохой почерк. Также для людей с этим расстройством типичны ошибки, которые нельзя объяснить незнанием грамматики.

Другие распространенные симптомы (как и в случае с дислексией, ни один из них по отдельности не служит достаточным основанием для постановки диагноза):

1) непостоянство почерка (человек пишет то курсивом, то печатными буквами, то большими, то маленькими);
2) некоторые слова могут обрываться, сливаться с соседними или и вовсе «исчезать»;
3) буквы нередко пропускаются или путаются (особенно если они похожи по форме, как Р и Ь);
4) необычные движения и позиция тела при письме;
5) трудности с переписыванием текстов;
6) сложности с выражением собственных мыслей на бумаге.

Причины плохого почерка у дисграфиков точно не определены: возможно, виной всему слабо развитая мелкая моторика, возможно — нелюбовь к письму (как правило, людям не нравятся те занятия, в которых они слабы).

Проблемы с восприятием звуков и букв, характерные для дислексии, могут влиять и на письмо, из-за чего при разграничении двух диагнозов возникают сложности. Во-первых, нередко оба расстройства встречаются у одного и того же человека. Во-вторых, многое зависит от медицинских определений этих терминов — а они могут разниться от страны к стране, от системы к системе, от врача к врачу. Некоторые, например, называют дисграфией только проблемы, связанные с недостаточно развитой моторикой рук при письме.

Когда стоит бить тревогу?

мальчик-устал-писать

Итак, давайте понаблюдаем за детьми. Стоит принимать меры, если ваш школьник:

  1. начинает часто тереть глаза во время чтения;
  2. пытается читать, используя только один глаз, а другой прикрывает;
  3. при чтении держит книгу очень близко к глазам;
  4. во время чтения и после него жалуется на плохое самочувствие (головную, боль, тошноту, головокружение);
  5. быстро устает;
  6. при чтении пропускает буквы, слова, предложения и даже целые абзацы текста;
  7. не понимает смысл того, что прочитал;
  8. некрасиво и неаккуратно пишет, слова наскакивают друг на друга;
  9. не может изобразить круг, квадрат, треугольник и другие геометрические фигуры;
  10. жалуется на буквы, говорит, что они прыгают, плавают и даже переворачиваются;
  11. любыми способами пытается избежать чтения и выполнения домашней работы.

Как быть если вы заметили, что эти симптомы присутствуют у вашего сына или дочурки? Обращаться к специалистам!

женщина-дефектолог-занимается-с-мальчиком

Какие специалисты нам нужны? Начать стоит с обследования у окулиста. Так как многие пункты из вышепредставленного списка могут быть признаками не дислексии, а плохого зрения или других проблем с глазами. Нужно их изначально исключить.

Затем не помешают консультации невропатолога и психолога. Ну и, в конце концов, отправляемся к логопеду – дефектологу. Только к грамотному специалисту, который имеет опыт работы с дислексией. Он проведет диагностику. И поможет определиться с коррекцией. Ну а способ коррекции подбирается индивидуально и зависит от вида дислексии. Да, друзья, она многогранна.

Почему возникают дисграфия и дислексия?

Несмотря на значительную работу, проделанную специалистами в изучении данного вопроса, на сегодняшний день достоверные причины развития дисграфии и дислексии остаются до конца не выясненными. Однако определенная информация все же имеется. Согласно утверждениям ученых, расстройства письменной речи и чтения могут возникать в результате:

  • наследственной и генетической предрасположенности;
  • неправильного развития головного мозга на различных этапах роста;
  • нарушения равновесия между мозговыми полушариями;
  • патологий, возникающих во время беременности или травм плода;
  • развития соматических заболеваний;
  • инфекций, влияющих на состояние нервной системы;
  • наличия функциональных нарушения слуха или зрения;
  • недостаточной работы над интеллектуальным развитием малыша;
  • наличия речевых дефектов, неправильного произношения звуков и слов;
  • малого количества речевых контактов;
  • неправильно сформированных навыков зрительного анализа;
  • слишком раннего обучения навыкам письма и чтения при отсутствии психологической готовности к этому малыша;
  • завышенных требований по отношению к ребенку, неправильного темпа и методик обучения.

Виды

Формы патологии подразделяются в зависимости от того, какая функция в восприятии письменного текста выпадает, какой аспект психического отклонения более выраженный.

  • Фонематическая

Сопровождается невозможностью адекватного восприятия отдельных звуковых, буквенных единиц. Проблема фундаментальная, на уровне понимания звуковой структуры слова, что сказывается и на устной речи пациента.

  • Семантическая

Пациент воспринимает отдельные слова, но не способен понять связь между ними. Потому предложения не складываются воедино и не имеют для такого человека никакого смысла.

  • Мнестическая

Нарушение высшей нервной деятельности. В этом случае страдает не восприятие, а интеллектуальная составляющая. Человек не способен соотнести написанную букву с конкретным звуком.

  • Оптическая

Полная невозможность восприятия начертания букв и знаков препинания. Человек не понимает, что он видит и не может распознать символы.

  • Тактильная

Она обнаруживается у пациентов с нарушениями зрения вплоть до полной слепоты. Частота у таких больных составляет от 3 до 7%, коррекции поддается относительно легко. Может обуславливаться адаптацией к новым условиям жизни.

Виды дислексии могут сочетаться. Классификация условная, потому как грани между видами не всегда такие четкие.

7. Исследование сформированности навыков письма

При оценке сформированности навыков письма необходимо

выявить:

• единичные или частные эти ошибки;

• распространяются ли они на одну группу звуков,

отличающихся тонкими акустико-артикуляционными

признаками, или на несколько групп;

• соответствуют ли замены тем нарушениям, которые

наблюдаются в устной речи;

• происходят ли замены при написании фонетически

простых или структурно трудных, многосложных и

малознакомых слов.

Клиническое интервью

Диагностика чтения и орфографии

Должна учитывать способности к чтению: скорость, точность и понимание; способности к написанию. Для проверки необходима комбинация различных диагностических тестов. Это предполагает индивидуальное тестирование. Производительность ребенка сравнивается с показателями детей в том же учебном году.

Оценка интеллекта

Тест на лингвистические способности, логическое мышление, скорость обработки и память − позволяет дифференцировать диагноз слабости чтения и орфографии из-за более низкого интеллекта и дислексии с когнитивными способностями.

Дополнительный опросник:

  • История школы: развитие чтения, орфографии и других предметов.
  • Развитие навыков письменного языка (образцы диктанта).
  • Оценка эмоционального состояния.

Парадокс дислексии

Дислексия не возникает внезапно, у нее есть признаки в раннем развитии

Как правило, дислексия у детей не диагностируется до тех пор, пока ребенок не научится читать. В результате дислектики часто имеют большой разрыв в способности к чтению, чтобы достичь уровня их типичных сверстников. Поэтому терапевтические воздействия, применяемые в детском саду и первом классе – наиболее эффективны.

Дислексия обычно диагностируется после того, как наиболее эффективное время для терапии прошло.

Поэтому если имеется риск семейной истории дислексии, то в сочетании с поведенческими оценками, для дополнительной диагностики у маленьких детей необходимо использовать методы нейровизуализации: магнитно-резонансную томографию (МРТ) и электроэнцефалографию (ЭЭГ). Они обеспечивают высокое пространственное и временное разрешение, не будучи инвазивными.

Сочетаемость

Как уже говорилось, дислексия и дисграфия нередко представляют собой комплексное расстройство, которому сопутствует и ряд других характерных проблем (на врачебном языке это называется «коморбидность»):

1) примерно 40 % людей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) — дислексики;

2) дискалькулия (трудности в изучении арифметики);

3) расстройства аутистического спектра.

Если говорить не о медицинских состояниях, то по каким-то причинам дисграфия и дислексия нередко сочетаются с амбидекстрией (когда человек одинаково хорошо владеет обеими руками) и гомосексуальностью. Согласно результатам исследования, 7,9 % мужчин-геев испытывают трудности с чтением (против 1–3 % в среднем по популяции).

Программа коррекции дислексии у младших школьников

Чем раньше будет выявлена дислексия, тем легче ее вылечить. Будьте внимательны к замечаниям воспитателя или учителя: если уровень чтения ребенка ниже того, что ожидается, следует проконсультироваться с логопедом. 

Не забывайте, что для постановки правильного диагноза требуется время, поскольку необходимо исключить другие возможные причины проблем с чтением. 

Говорите с ребенком прямо и открыто. Ему будет полезно узнать, что есть медицинское обоснование его проблем, и они не имеют ничего общего с умственным развитием. Поддерживайте постоянный диалог с ребенком.

2feaf0932ce3b62011bddedf17aa8dac.jpg

Designed by Freepik

Читайте вслух. Чтение одной и той же книги снова и снова помогает детям ассоциировать буквы со звуками.

Отмечайте успехи. Показывайте детям, что их старания приводят к результатам. Вместе с тем, поощряйте хобби и увлечения, которые далеки от речевой деятельности, чтобы ребенок чувствовал себя успешным в разных сферах деятельности.

Играйте дома.

Существует целый ряд игр-упражнений для коррекции дислексии, которые можно взять у логопеда или психолога, чтобы практиковать их в кругу семьи.

10.

Самостоятельное письмо у детей позволяет выявить как ошибки в

звуковом составе слова, так и аграмматизм. При анализе

самостоятельного письма ребенка необходимо выявить:

• какими языковыми средствами он пользуется, наблюдаются ли

звуковые или смысловые замены слов;

• допускаются ли замены и пропуски предлогов («Коська играет

клубок»);

• не нарушен ли порядок слов в предложении («Пастух коров стадо

пасет»);

• как передаются грамматические конструкции: соблюдаются ли нормы

управлении или согласования, или отмечаются ошибки в

употреблении падежных форм (««Лиса тасит куриса»);

• имеются ли пропуски слов или слитное написание ряда слов.

Указанные ошибки связаны с незаконченностью формирования процесса

овладения грамматическими закономерностями языка.

Проблемы дислексиков

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 июня 2014 года

.

Психологические трудности при дислексии:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.

Дислексией страдали и многие известные люди, которым, тем не менее, это нарушение не помешало в карьере. Среди них основатели компаний Ричард Брэнсон и Стив Джобс, художник Пабло Пикассо, режиссёр Стивен Спилберг, актёры Том Круз и Киану Ривз, киноактриса и модель Лив Тайлер, актрисы Кира Найтли, Кая Скоделарио и Сальма Хайек, музыканты Флоренс Уэлч и Шер, а также и многие другие публичные личности.

Почему дислектики не могут читать?

размытый-текст-со-словом-фокус

Ну почему? Что такое с ними? Ну ведь, чтение – это же так просто! Интересовали меня эти вопросы, пыталась разобраться.

Дело в том, что такие люди, и не важно, маленькие они или уже взрослые, мыслят образами. Их образное мышление и образная память развиты так, как нам и не снилось. И они не могут воспринимать двухмерные изображения. А что такое буква? Это двухмерный символ. Поэтому им так трудно их различать. А они мыслят и видят этот мир в 3D, даже в 4D формате!

Когда мы с вами, друзья, читаем про себя, то внутри в голове все равно слова проговариваются. А у дислектика они не проговариваются, они всплывают в виде образов.

мальчик-воображает-планеты

Если дислектик читает текст и видит слово «стул», то он поймет, что это стул, потому что образ стула у него в голове есть. А как быть со словом «через»? Или со словом «они»? Образа этих слов нет. Тупик! Эти «безОбразные» слова дезориентируют ученика и могут даже реально ухудшить самочувствие. А определить, что написано в предложении, дислектик сможет только если ему будут понятны все слова.

Причем и писать такому ребенку трудно. У этой проблемы свое название — дисграфия.

Вот вроде объяснила, а все равно трудно понять, как это? Ведь в чужую голову не заглянешь. И поэтому мне кажется, что помочь школьнику справиться с дислексией может только человек, который точно знает, как ребенок чувствует, как он видит. А знает он, потому что сам такой.

Прогноз на выздоровление

Дети управляют своей особенностью так, что симтоматика дислексии исчезает

При комплексном и правильном подходе возможно выздоровление. Иногда симптомы проходят сами по себе, по мере взросления человека или изменениями в головном мозге (в этом случае хорошо действует медикаментозная помощь). При вторичных осложнениях детям прописывают витамины и ноотропные препараты.

Как лечить?

Выполнять рекомендации специалистов. Возможно, придется внести некоторые корректировки в учебный процесс. К дислексикам применяются определенные подходы обучения, отличные от стандартных. Часто используют логопедические методы. Однако подбор метода зависит от того, какой именно тип заболевания был выявлен врачом.

Рекомендации при дислексии

  • Дерматоглифическое исследование.
  • Консультация специалиста по дислексии.
  • Консультация невролога.

Дерматоглифическое исследование позволит специалисту определить в чем истинные причины проблем с чтением, почерком и грамотностью в письме. А организация коррекционных занятий с учетом результатов дерматоглифического исследования позволяет в короткие сроки в корне изменить сложившуюся ситуацию с обучением у детей, подростков и взрослых с дислексией; показывает, как следует более эффективно рассчитать стратегию обучения при дислексии.

Советы учителю

Не всегда преподаватель может распознать дислексию и относит ее к непослушанию. Рекомендации для учителя при наличии дислексика в классе:

  • набраться терпения, проявлять больше внимания, на ответ таким детям требуется больше времени (многим свойственна медлительность);
  • посадить ребенка за первые парты, чтобы его внимание не рассеивалось и можно было контролировать процесс обучения;
  • первым вызывать к доске, чтобы ему не страшно было выступать на фоне других;
  • не писать красной ручкой замечания и исправления в его тетрадях, лучше зеленой.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

Перспективы в будущем

Большинство родителей уже при выявлении первых симптомов дислексии впадают в панику: о какой же работе и серьезном карьерном росте может идти речь при таком диагнозе! Поверьте, все не так ужасно.

Дислексию нередко называют «болезнью гениев». Известные личности зарабатывают огромные суммы, несмотря на данное нарушение.

Вин Дизель, брутальная звезда «Форсажа», смог построить успешную актерскую карьеру, будучи дислексиком.

Вин Дизель дислектик

Киану Ривз, не имея среднего образования, заставивил миллиарды людей задуматься об искусственности нашего мира, сыграв в «Матрице».

Дислектик Киауну Ривз

В список входит и Дэниел Редклиф, зарабатывавший миллионы еще до совершеннолетия.

Гарри Поттер дислектик

«Болезнь гениев» подчас становится тяжелым испытанием и для самого обладателя, и для его родных. Не отчаивайтесь и не тревожьтесь о судьбе своего сокровища: отличаться от окружающих не смертельно. Дислексия, при должном внимании с родительской стороны, не мешает деткам прекрасно устроить свою жизнь.

Рекомендуем также посмотреть индийский фильм про мальчика с дислексией “Звездочки на земле”.

Автор: Левио Меши

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

Как лечится и корректируется дислексия

Самым популярным вариантом коррекции дислексии у взрослых считаются занятия с логопедом. В зависимости от присутствующей формы дислексии у человека, будут отличаться и занятия.

Также используется терапия медикаментозного типа, которая заключается в приеме витаминов из группы В, омега-3 жирных кислот. Если вместе с признаками дислексии у взрослых присутствуют еще какие-то заболевания, то назначаются более серьезные медикаменты.

Иногда для лечения могут использовать иппотерапию или дельфинотерапию. Специалистами было доказано, что когда человек общается с этими животными, у него заметно поднимается настроение, он становится более спокойным и оптимистичным. Также отличным вариантом станет дыхательная или же двигательная гимнастика. Врачи рекомендуют посещать занятия по плаванию или гимнастике. Хорошо сказываются регулярные курсы массажа.

дислексия как лечить у взрослых

Важную роль в лечении дисграфии и дислексии у взрослых играет социальная адаптация. С помощью современных гаджетов можно запомнить нужную информацию и при необходимости проверить правильность написанного текста.

Если вы задумались о том, как исправить дислексию у взрослых, то вы должны знать о невероятно эффективной методике, разработанной Рональдом Дейвисом. Он предлагает в некоторой степени «перезапустить» мозг и посмотреть на мир другими глазами, начать заполнять пробелы в памяти, чтобы избавиться от рассеянности или дезориентации.

15. Процесс автоматизации навыка чтения (А.Н.Корнев)

• Буквы (гласные, согласные)

• Слоги типа СГ

• Слоги (слова) типа СГС

Слоги (слова) типа ССГ и ГСС

Двусложные слова типа СГСГ и ГССГ

(сти, арк, сто)

(рука, ямка)

Слова типа ССГС и СГСС

Двусложные слова типа СГСГС и СГССГ

(стук, верх)

(топор, корка)

Слова типа ГССС

Трехсложные слова типа СГСГСГ и СГСГСГС

(омск)

(молоко, молоток)

• Трехсложные слова СГССГССГ и ССГССГСГ

(перчатки)

(простыня)

17. Схема коррекционной работы при дислексии

Коррекция

несовершенного

навыка чтения

Упрочение

звукобуквенных

связей

Формирование

понимания текста

Автоматизация

слогослияния

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...