Дисграфия у детей

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

! Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

1.1

. 1877 . , .

. XIX XX . , . . . . 1896 .. . .

. (. , . ) , . — , . .

, 1900 1907 ., . , . , , , . . «» «», , .

, XIX XX . . — ; , — , . , , , . , , , — . , , . , . » «. . . .

, .

. , :

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) , , ;

6) . . , .

. , 1937. , , . . , . , , . , , , .

— .. .. . .. » » , , . , .

, .. , , . [30]

«» -. .. : » — , , , , » [28] .. , , , , [32].

.. , , .

.. , [25,26].

, . » » «» .. , [3].

, . : , , , . . , . . , . , , . , , . (), . . : . [5]

.. , , , , . , , — , , . . , , , . , , , , , . , , , , «». — — , . , , (), : «» «» ; (, ), : «» , «» ; (, ); ( , ) .

, , , , .

, , , , — .

, ( , , -), . , , , , (, , , ) , 2, . , (, ) (, , ) , , , .

, (, m : ).

, (, , , ) . , .

, , , , «» , , .

, . , , , , , ( ), ( ), ( ) ..

, , , , , .

, .

, , : . , . , (, , ) . , , .

, 3, , , , . ( ) : , , . , . , , , , , .

— — . , .. , , , , , .

, ( — ), , , , . , , , , .

, «» , , , ( ), , .

Что это такое?

почерк-ребенка-страдающего-дисграфией

Обратимся к википедии, которая знает практически все.

Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

То есть у ребенка все в порядке с интеллектом, он знает все правила русского языка, которые он в школе проходил и прекрасно их помнит. А вот писать грамотно не может и все!

Родители удивляются, ну как вместо слова «приближение», можно написать «бриплишения»? Каааак??? Оказывается можно, если у тебя дисграфия. И это важно понять и вовремя заметить. И не тратить время на ругань и наказания, они не помогут. Хотя нет, могут помочь! Помочь замкнуться в себе. А оно нам надо?

Как понять, что у ребенка дисграфия?

  •  Ребенок допускает ошибки в слогах, на которые падает ударение;
  •  Наблюдается пропуск букв;
  •  Опускает окончания слов;
  •  При письме может менять слоги местами;
  •  Возможны необоснованные повторы одной буквы;
  •  Зеркальное письмо. Ребенок пишет буквы переворачивая их в другую сторону;
  •  Пишет неаккуратно, не останавливается у края поля тетради, дописывая строчку за ними;
  •  Съезжает со строчки;
  •  Не может правильно перенести слово;
  •  Пропускает пробелы между словами;
  •  Не улавливает окончание предложения. Пропускает точку и продолжает писать с маленькой буквы.

В случае если вы обнаружили у ребенка несколько указанных признаков, то необходимо обратиться к специалисту и установить, действительно ли у ребенка дисграфия, либо это может быть невнимательность и недостаточная усидчивость.

Причины несовершенства письменной речи

Причинами развития дисграфии могут быть как перенесённые травмы или заболевания головного мозга, так и социально-психологические факторы. Многие специалисты отмечают наследственную предрасположенность к данному заболеванию. Недоразвитие некоторых отдельных зон головного мозга генетически передаётся ребёнку от родителей. Психические заболевания у родственников также могут стать предпосылкой для дисграфии у ребёнка.

Изучающие этиологию (в переводе с греческого — учение о причинах) данного нарушения исследователи отмечают наличие патологических факторов, влияющих на ребёнка в пренатальный и постнатальный периоды, а также на момент рождения. Сюда относят инфекции и иные болезни, перенесённые во время беременности женщиной, вредные привычки матери, ранние и затяжные токсикозы, родовые травмы новорождённого, стремительные или затяжные роды, асфиксия (кислородное голодание), менингиты, травмы головы, короткий период между беременностями (менее полутора лет) и т. п.

Причины дисграфии могут носить как органический, так и функциональный характер. Функциональные причины, в свою очередь, делятся на внутренние, например, длительные соматические заболевания, и внешние — неправильная косноязычная речь окружающих, частое сюсюкание с малышом, недостаток речевого общения с ним, невнимательность к речевому развитию ребёнка, двуязычие в семье и т. д. Специалисты к зоне риска относят детей, чьи родители очень рано стали обучать их грамоте при полной психологической неготовности малышей.

Часто дисграфия наблюдается у детей, страдающих задержкой психического и речевого развития, с диагнозом минимальной мозговой дисфункции, общей недоразвитости речи и синдромом дефицита внимания.

Кроме того, данное нарушение может встречаться и у взрослых. Причинами дисграфии в этом случае выступают травмы головы, опухоли головного мозга, инсульты.

Механизм развития отклонения

Письмо — это сложный процесс, который совершается при участии речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного анализаторов, при помощи которых реализуется переход артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему.

Для того чтобы происходило полноценное обучение навыкам письма, сформированность устной речи должна находиться на должном уровне.

Механизм развития отклонения связан с несвоевременным становлением ведущего полушария мозга, ответственного за речевые способности.

При нормальных показателях эти процессы должны завершаться к моменту начала дошкольного обучения. При условии несвоевременной латерализации и присутствии скрытого левшества, процесс контроля над письмом будет нарушен.

Также при дисграфии наблюдается несформированность всех познавательных сфер, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

Анализаторы речи

Как выглядит дисграфия

Возможно, самый распространенный симптом дисграфии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и grapho — «пишу») — плохой почерк. Также для людей с этим расстройством типичны ошибки, которые нельзя объяснить незнанием грамматики.

Другие распространенные симптомы (как и в случае с дислексией, ни один из них по отдельности не служит достаточным основанием для постановки диагноза):

1) непостоянство почерка (человек пишет то курсивом, то печатными буквами, то большими, то маленькими);
2) некоторые слова могут обрываться, сливаться с соседними или и вовсе «исчезать»;
3) буквы нередко пропускаются или путаются (особенно если они похожи по форме, как Р и Ь);
4) необычные движения и позиция тела при письме;
5) трудности с переписыванием текстов;
6) сложности с выражением собственных мыслей на бумаге.

Причины плохого почерка у дисграфиков точно не определены: возможно, виной всему слабо развитая мелкая моторика, возможно — нелюбовь к письму (как правило, людям не нравятся те занятия, в которых они слабы).

Проблемы с восприятием звуков и букв, характерные для дислексии, могут влиять и на письмо, из-за чего при разграничении двух диагнозов возникают сложности. Во-первых, нередко оба расстройства встречаются у одного и того же человека. Во-вторых, многое зависит от медицинских определений этих терминов — а они могут разниться от страны к стране, от системы к системе, от врача к врачу. Некоторые, например, называют дисграфией только проблемы, связанные с недостаточно развитой моторикой рук при письме.

1.2

, , , , , , , . .

, , , .

, , (. ). , ( , ).

.. , . X. ,

.. , .. , . . . , : , . [3] , . : , (.. ).

. — . . . , . , (.. ). , , .

, , — , , .

— . , :

1) 2) . . , (» «). » » .. , . , , . , . . , . — . , .. , , , ( ), .

. , — .

, , , . .. , , , , . , , .

, , , . , . , , , , .. , . , , . , , ( : , ..). . , , . . , , . , .. , . , .

, , , , .

, , (.. , .. , .. , .. , .. .). [3]

, , . .. , .. , .. , .. , — .

.. .. . , , . , . (.. , .. ). [32]

.. , .. , .. , .. , .. , .. , . , . .

— , . , , .

Виды упражнений по устранению дисграфии

  • формат doc
  • размер 195.01 КБ
  • добавлен 11 февраля 2017 г.

Дифференциация звонких и глухих согласных. Предлагаемый дидактический материал по коррекции письменной речи представляет собой картотеку с заданиями для самостоятельной работы учеников по исправлению имеющихся у них ошибок. Это пособие предназначено для работы логопедов и учителей с учащимися начальных классов общеобразовательной школы, у которых имеется нарушение письма – дисграфия

d7bc7dd.jpg

1.3

, . , , . .. , :

, , , . , ;

;

;

;

, [32].

.. . [26,27] :

1. : , , .

2. , -, — . . ( ) . . . , .. .. , ( , , ) [3,33].

. , . , «, . ( — , , ). .

.. :

;

;

.

3. . :

. ; .

, , : , ; , . . , .

: 3-4 , . 5-8 . [36]

, . :

1. : — ; — , — , [], [], []. , , .

2. ( ) .

3. , . .. :

;

;

.

— . , .

, . [28].

: . . , , , . , , , , , .

1.4

, , , . .

, , — . , , : [27]. , , .

.. . , . , [34].

.. — . , , — . , , [26,27].

, . .. , :

1. (), .

2. — , .

3. , , .

4. .

.

5. [29].

.. , [32].

(.. ) , , . .. . :

;

;

().

. , () ; — (.. ), — .

.. … , — , . — , — . : , , . , , «» — , «» — .

( )

, : — «», — «», — «», — «».

:

: » () , () .

, , , : (), (), {) , () .

(, ): «», «», «», «», «», «». , .

.. , , : , , , — , , , ,, , . — — , «», : , , , , , , .

.

, — . .

:

, ;

, — .

— : ( — — «», » «.3 — — «», «». — — «», «»); ( — — » «, » «, — — «», «»); ; ( — — «», «»); , ( — — «», «»).

(-, )

.

— , — . «» , , . , , . , «» : — , — .

( )

, .

: () (, ): , — — .

:

: «», «», » » (, );

( )

: » «;

:

: » «, » «, » «.

, : » «. » » — » … «. » » — …»

, , . . , : . . (» «, «, » «, «, «, «)

( )

. . ( — «», — «»)

(» «, » «).

, .. : . , , , , , . .

.. , . . .

( )

Диагностика нарушения дисграфии у логопеда

К сожалению, Вы не сможете поставить диагноз своему малышу сами.
Необходимо проведение процесса речевого анализа письменной грамматики.
Придется пройти диагностику и обследование у ряда специалистов, среди них: невролог, окулист, отоларинголог, логопед и психоневролог (последние, собственно, ставят окончательный диагноз).
Каждый из врачей проверяет, нет ли у обследуемого проблем со здоровьем, которые могут привести к нарушению процесса письма, помимо дисграфии.
Предположим, что диагноз уже поставлен.
Главный вопрос, который стоит перед нами теперь, — как бороться с дисграфией у ребенка ?

Диагностика дисграфии

Сопутствующие отклонения

Из-за тесной связи письменной и устной речи, дисграфия часто сопровождается дислексией и алексией — нарушениями процесса чтения, речевыми нарушениями.

Нередко дисграфии сопутствуют признаки неврологических нарушений, низкая работоспособность, чрезмерная активность, неумение концентрировать внимание, уменьшение объёма памяти.

Что касается почерка, то зачастую он неразборчив, буквы бывают неровными, слишком большими или наоборот, мелкими. Для того чтобы совершать процесс письма, ребёнок прикладывает огромные усилия, и при этом всё равно пишет медленными темпами.

Такие дети испытывают серьёзный дискомфорт из-за своих ошибок и медлительности. К тому же часто, это вызывает недовольство и раздражение со стороны педагогов.

В общении такой ребёнок также может испытывать некоторые сложности из-за неспособности выстраивать длинные предложения правильно, поэтому его речь может быть довольно краткой и сдержанной.

виды ошибок при дисграфии

Виды ошибок при дисграфии

1.5

.. . — . , , , , [28,29]. , (.. ). . .

6-10 , , . . . . : , , . .. .. : , , , .

.. . — , . .. , , , , . , . : , , , — , , — , . [31]

.. : , , , , , ..; , , .

: ( , ), ( , , ), ( , , ) ( ).

.. «» , » » » » : ; ; ; ; ; , , , .

.. .

: . , , ..

: . , (, ). 2-3- .

: .

.. , , , . — — . , .

I — ( ; ; — ; .);

II — ( ; ; , , );

III — ( : ; ; , ) [35].

Смешанные формы дисграфии

VXNlci9JbWFnZXMvOTQ4OWNlNGNiZWYxNDllYmJkMzEzZTU1Y2JkZGI4ZTcuanBnOjA6MDow0

Последствия дисграфии.

Наличие дисграфии у детей приводит к целому букету печальных последствий, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта:

  • невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе
  • существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся
  • большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании различий между «больше на…» и «больше в…», неусвоении классов числа)
  • трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию;
  • психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка)
  • асоциальное поведение — 80% правонарушителей подросткового возраста имеют дисграфию. 

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной  помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными педагогическими методами. 

Проблемы ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ могут быть решены с помощью Информационной системы «Речевые технологии».

Информационная система позволяет проводить онлайн диагностику и коррекцию Фонетико-фонематических нарушений у детей.

Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, проходивших диагностику речевых нарушений с помощью Информационной системы выявлено более 50% детей с нарушениями процессов чтения и письма.

В результате регулярной работы детей в программе «Речевые технологии»  нарушения процессов чтения и письма разной степени выраженности у детей заметно сокращаются.

Большинство детей достигают высокого уровня развития процессов чтения и письма, необходимых для успешного обучения в школе. 


Учителя отмечают:

  • заметное улучшение успеваемости,
  • снижение тревожности учащихся,
  • повышение их самооценки,
  • повышение мотивации к обучению,
  • развитие умения слушать,
  • развитие умения сосредоточиться,
  • развитие умения концентрировать свое внимание,
  • уменьшение количества ошибок при письме.

Применение Информационной системы «Речевые технологии» может стать основой значительного прогресса в преодолении речевых нарушений у дошкольников и младших школьников.

О Программе «Речевые технологии»

Коррекция дисграфии и дислексии

Довольно часто дисграфия сочетается с дислексией, которая проявляется нарушениями процесса чтения (чаще всего пропусками отдельных букв и даже слогов) и обусловлена сложностью распознавания букв, недоразвитостью внимания и трудностью пространственного восприятия.

При наличии у ребенка обоих этих нарушений к коррекции требуется подход, который включает в себя 4 этапа:

  1. Диагностический;
  2. Подготовительный;
  3. Коррекционный;
  4. Оценочный.

Диагностический этап подразумевает изучение состояния лексико-грамматической стороны речи у ребенка, написание с детьми диктантов и анализ результатов.

Подготовительный период коррекции дисграфии и дислексии включает занятия на общее развитие моторики, памяти, пространственно-временных представлений и мышления.

Коррекционный этап направлен на преодоление расстройств. Занятия проводятся преимущественно на фонетическом, синтаксическом и лексическом уровнях. Также работа подразумевает устранение проблем со звукопроизношением, речью и чтением.

На последнем этапе оценивают результаты методом проведения повторных проверок навыков чтения и письма.

Диагностика

В диагностических мероприятиях в первую очередь ставится цель понять: ребенок не знает правил правописания или у него действительно присутствует патология.

Обследования проводятся поэтапно:

  1. Исследование письменных работ ученика.
  2. Изучение факторов влияния.
  3. Определение уровня развития ребенка.
  4. Обследование физических возможностей речевого аппарата и развития моторики.

Логопедическая диагностика https://rechudetey.ru/logopediya/logopediya.html проводится с помощью речевых карт. Специалист заполняет индивидуальную карту на каждого ученика с результатами поэтапного исследования. После определяет диагноз и проводит коррекционную логопедическую программу.

Коррекция нарушения письма

2.1

, ( ), ( ). — .

:

; ; , .

, — I — I , .

, ( ; — ; ; — ; (, ); , , -, ).

, , ( — ).

, 1 15 15 30 . 16 15 . 25 , — 20 .

— 20 .

, , . .

, . , . . 40 , — 20 . .

:

;

;

;

;

;

, .

, , , . , . . — , .

, — , .

— , .

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

2.2 2

. , , .

, , , , . , . , , .

.. .

, -, , -, . . . () . , (, , ).

. : , , .

2 , .

, .

.

, .

, , .

.

.

— , , .

. , — , , ( ) , , .

, , .

. . . . . , .

, — .

: , , , , . , . , . . , . .

.

, , ), :

;

: , , .

, , .

.

.

, , , , , , , , .

, , `, , `, , , , , , , `, , `. 1.

1

. — . : / — , / — , / — -, . — , . — , . , . — , /0 ..

— :

: , , , , , , , ..

:

( , );

, .. .

( , ..)

( , , ).

( ), .

, , .

: » «, » «, .

— ( ).

: 1 2 . 2 3 , 2 5 . .

.

, , , :

;

( , , );

( , , );

;

, .. ;

;

;

;

, , , .

, , .

:

;

;

;

, ;

;

( ).

.

( )

: — , — , — ..

; — ( — ); ;

.

.

, .

.

.

.

.

. .

. .

. .

. (, , ) .

. .

. .

.

,

( — — ).

.

, .

«».

. , , , .

.

.

.

. , .

. .

» «. ().

. .

. ( )

. .

. .

— .

, . .. .. , .. , .. .

( 2)

.

:

.

.

2 :

(, , );

;

, , ;

.

( );

, , ;

; , .

.

«Ошибки роста» или дисграфия?

«Ошибки роста» — так называют спектр типичных ошибок учеников при освоении письма. В отличие от проявлений дисграфии они «перерастаются», их количество снижается при изучении правил, активном чтении, тренировках орфографии.

При дисграфии без комплексной программы коррекции ошибки остаются, а улучшение грамотности может достигаться только в средней школе за счет перенапряжения внимания ученика. То есть обычные варианты, направленные только на развитие письменной речи, не «лечат» дисграфию, а маскируют ее симптомы и способствуют усилению неврологических отклонений.

Прогноз

Прогноз дисграфии зависит от ее формы и причины развития. Большое значение имеет своевременность выявления такого расстройства и начала его терапии. Лечение должно быть организовано грамотно. Терапия проводится регулярно. При соблюдении всех этих условий примерно в 75-80% случаев дефект удается устранить.

Самостоятельно нарушение письма не исчезнет даже при школьном обучении. Детям с таким расстройством в обязательном порядке необходима помощь логопеда. При выраженных нарушениях может рассматриваться вопрос о зачислении в коррекционный класс или специализированную школу.

Множество спорных моментов вызывает оценка успеваемости ребенка с диграфией по русскому языку. В период проведения коррекционной работы рекомендуется проверка контрольных работ не только учителем, но и логопедом. Специалист выявит специфические дисграфические ошибки, так как их нельзя учитывать, выставляя оценку за знания.

Профилактика

Мероприятия, позволяющие избежать дисграфии, нужно проводить до поступления ребенка в начальную школу. Профилактическая работа включает в себя развитие высших психических функций, благодаря чему отмечается:

  • нормальное овладение навыками письма ичтения;
  • улучшение зрительных и слуховых дифференцировок,пространственного представления;
  • восстановление графомоторных навыков;
  • нормализация сенсорных функций.

С детями, склонными к дисграфии, необходимо рисовать,лепить, выполнять задания на развитие речи, расширение словарного запаса.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

417 врачей лечащих дисграфию

Иконникова Марина Викторовна - логопед

Логопед

Врач первой категории

Стаж 20 лет

г. Москва, ул. Лобачевского, д. 42, стр. 4

8 (499) 519-34-12

В клинике 3700 руб.

Всего записалось 822 человека

Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Проспект Вернадского

Хитёва Маргарита Валерьевна - логопед

Логопед

Стаж 20 лет

г. Москва, Большой Дровяной переулок, д. 4, с. 1

8 (499) 519-37-68

В клинике 3000 руб.

66% пациентов рекомендует врача на основе 3 отзыва

Всего записался 21 человек

Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Таганская Марксистская Таганская

Латинская Любовь Семеновна - логопед

Логопед

Врач высшей категории

Стаж 46 лет

г. Москва, Хорошёвское ш., д. 80

8 (499) 519-39-16

В клинике 2550 руб.

88% пациентов рекомендует врача на основе 25 отзывов

Всего записалось 179 человек

Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Полежаевская Хорошево

Лампси Александр Сергеевич - логопед

Логопед

Врач высшей категории Кандидат медицинских наук

Стаж 23 года

г. Москва, Люберцы, м-н Городок Б, ул. 3-е Почтовое Отделение, д. 102

8 (499) 969-25-84

В клинике 2500 руб.

80% пациентов рекомендует врача на основе 40 отзывов

Всего записался 321 человек

Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Жулебино Котельники

Шевелева Алина Анатольевна  - логопед

Логопед

Врач высшей категории

Стаж 34 года

г. Москва, ул. Лазурная, д. 7

8 (499) 116-76-94

В клинике 1600 руб.

100% пациентов рекомендует врача на основе 3 отзыва

Всего записалось 36 человек

Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Коммунарка Бунинская аллея

Денисова Нелли Евгеньевна - логопед

Логопед

Врач высшей категории

Стаж 37 лет

г. Москва, ул. Лётчика Бабушкина, д. 32, корп. 3

8 (495) 185-01-01

В клинике 2500 руб.

92% пациентов рекомендует врача на основе 14 отзывов

Всего записалось 139 человек

Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Бабушкинская

Куприенко Тарас Павлович - логопед

Логопед

Врач первой категории

Стаж 10 лет

г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 25, корп. 1

8 (499) 116-78-78

В клинике 2800 руб.

92% пациентов рекомендует врача на основе 14 отзывов

Всего записалось 97 человек

Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Университет

Браудо Татьяна Евгеньевна - логопед

Логопед

Врач высшей категории

Стаж 28 лет

г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 9

8 (499) 116-78-82

В клинике 4500 руб.

100% пациентов рекомендует врача на основе 5 отзывов

Всего записалось 45 человек

Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Юго-западная

Филаткина Мария Михайловна - логопед

Логопед

Врач высшей категории

Стаж 25 лет

г. Москва, ул. Никольская, д. 10, ЖК Западное Кунцево

8 (495) 185-01-01

В клинике 1600 руб.

100% пациентов рекомендует врача на основе 3 отзыва

Всего записалось 25 человек

Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Молодежная

Овчинникова Галина Леонидовна - логопед

Логопед

Врач высшей категории

Стаж 33 года

8 (495) 185-01-01

В клинике 3000 руб.

88% пациентов рекомендует врача на основе 9 отзывов

Всего записалось 50 человек

Выберите время приема для записи онлайн Станции метро: Пушкинская Кутузовская Электрозаводская

1 2 3 4 5 42

Защита от дисграфии

мама-защищает-дочку

Можно ли предупредить это заболевание? Заняться профилактикой?

Здесь все зависит от причины, которая его вызвала. Если это, например, родовая травма, то дисграфия уже есть, и предупредить ее не получится.

Ну а если рассматривать социальные аспекты, которые влияют на возникновение дисграфии, то тут все в наших родительских руках. Нужно с ребенком заниматься, причем тем, к чему он готов психологически. Нужно с ним разговаривать, нужно перед школой готовить руку к письму, развивать мелкую моторику. Нужно вовремя решать логопедические проблемы. Нужно быть внимательным к своему ребенку и все будет отлично!

Ну а если дисграфия все-таки подобралась к вашему маленькому школьнику, то не отчаивайтесь. Берите в свою команду хорошего логопеда, принимайте в союзники учителя, настраивайте ребенка на победу и гоните ее в шею. Желаю вам удачи!

А теперь давайте послушаем, что о дисграфии говорит специалист-логопед.

Буду надеяться, друзья, что эта информация вам не пригодится, но будет полезна. Потому что

Предупрежден — значит вооружен!

Если вам приходилось сталкиваться с дисграфией у детей, пожалуйста, поделитесь своим опытом и ощущениями в комментариях.

Будьте здоровы! Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Для профилактики дисграфии рекомендуется с раннего возраста развивать крупную и мелкую моторику рук, заниматься пальчиковой гимнастикой, рисованием, шнуровками,  читать ребенку вслух, заучивать наизусть стишки и песенки, пройти подготовку к школе в 5-6 лет.

Важно помнить, что начинать обучение чтению и письму нужно только после устранения нарушений звукопроизношения у ребенка.

Если диагноз уже поставлен, необходима коррекция. Для этого проводятся занятия, целью которых является:

  • научить ребенка различать схожие по звучанию звуки, гласные и согласные;
  • обрести навык грамотного построения предложения;
  • развить фонематический слух;
  • научиться определять количество звуков, букв, слогов в словах.

Занятия проводятся как под руководством логопеда-дефектолога, так и дома с родителями.

  1. Пишу – говорю. Ребенок проговаривает вслух все, что записывает. Важно четко проговорить все буквы: безударные гласные, глухие согласные.

Например, записывая предложение «Дает корова молоко», ребенок проговаривает вслух ровно то, что пишет: «Дает кОрОва мОлОко», а не «Дает карова малако», как мы бы сказали в обычной устной речи. Или «бОлит зуБ», а не «балит зуп».

  1. Найди букву. Предлагается найти в тексте заданные буквы. Например, найти букву «а» и зачеркнуть ее.

Когда ребенок освоится, можно усложнить задание и попросить найти две похожих по написанию буквы, например, «ж» и «х». Важно, чтобы текст был непонятен или неинтересен ребенку, чтобы он не читал, а именно искал буквы.

  1. Лабиринт. Знакомые всем картинки, где нужно провести человечка к выходу по запутанной траектории. Можно водить пальцем, а можно рисовать линию карандашом. Главное, не отрывать руку от листа.
  1. Пропущенные буквы. Для этого упражнения нужно перепечатать какой-нибудь текст на листочек, пропуская буквы.

Задача ребенка, читая текст в книге, вставить пропущенные буквы в тексте на листочке. Здесь, в отличие от упражнения «Найди букву», важно, чтобы текст был интересным.

  1. Новые слова. Нужно придумать новое слово путем добавления буквы к уже написанному, например, «порт – спорт», «рис – риск». Можно менять по одному звуку, получая цепочки слов: кот – ком – дом – дым.
  1. Города. Всем известная игра, когда следующий город начинается с последней буквы предыдущего.

Для ученика начальных классов эту игру нужно упростить и попросить записать цепочку произвольных слов по аналогии с игрой «Города»: дом – мама – арбуз – зуб – бок.

  1. Скороговорки. Развивают память и фонематический слух, улучшают артикуляцию.
  1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Помогают развитию речевого аппарата и голоса.

Все эти упражнения можно использовать не только для коррекции, но и для профилактики дисграфии.

Во время занятий ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если что-то не получается. После двоек в школе и психологического давления дома есть шанс отбить желание учиться навсегда.

Наоборот, нужно хвалить за самые маленькие успехи. Спокойная, доброжелательная обстановка не менее важна, чем сами упражнения.

Если ребенку поставили диагноз «дисграфия», не отчаивайтесь. Она прекрасно поддается коррекции при условии регулярных занятий.

Главное, вовремя диагностировать патологию, обратиться за помощью к специалистам, не забывать про домашние занятия, и Вы обязательно увидите результат.

Наша Речь

Профилактика дисграфии у ребенка

Узнав про дисграфию и поняв, что такое отклонение может отрицательно сказаться на ребенке в будущем, автоматически приводит к выводу, что чем раньше оно будет обнаружено, тем лучше. Желательно определить, есть ли у ребенка данный недуг еще до того, как он приступит к изучению грамоты.

Обучение ребенка

Существует множество упражнений, которые отлично подходят для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста:

  • Определение предмета по контурному изображению.
  • Поиск одинаковых предметов на картинке.
  • Игра в лабиринт. На листке бумаги чертится лабиринт, ребенку необходимо провести ручкой линию через весь лабиринт не касаясь стен.
  • Определить предмет по отдельным деталям.
  • Поиск лишнего предмета на картинки, который не соответствует остальным (например, среди овалов и кружков, лишним будет треугольник или квадрат и наоборот).
  • Соотношение предметов с их силуэтом. Существуют специальные развивающие игрушки, например куб с отверстиями разной формы, в которые необходимо вставить фигурки той же формы, что и отверстия.

Коррекция дисграфии – не самый простой процесс, как для ребенка, так и для родителей. Придется проделать большую работу и проявить все свои сильные стороны, чтобы поддержать ребенка и помочь ему избавиться от недуга. Самые главные специалисты для ребенка – это его родители. Работайте с ребенком, заручитесь поддержкой логопеда и все получится.

Фото дисграфии

s81526399.jpg

10854454.jpg

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

s98705702.jpg

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

58766171.jpg

Фото предоставлено Михаилом Мединым.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Комментировать Разместить на своем сайте

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

2.3

— : ( ), » » ( .. ), , , , , , , , , , , .

— . . . . , , . , , . . , , . . , . , , , . , . , . , , , . «» «».

— :

( — , — , — , — , 3 — , — );

( — , — );

(, , , , );

( — , 3 — , — );

, ( — , — , — , — , — , — , — ).

.. .

.

I. .

. .

III. .

.

1. .

2. .

3. .

4. . .

.

1. ,

2. .

3. ( , , , ).

.

1. ,

2. .

, , , .

.

1. .

2. .

3. , .

4. , , , .

5. .

, () :

;

, ;

;

, , , ;

.

; ; . . , , .

— . , . .

.. » «, .

, , , , . . , , .. , .

, .

( 5-6 ) 2 15 31 ( ). 1-2 ( 2 ).

( 5-6 ) .

, .

() , , . ( , , , — ). , , .

, , — .

, , , — . — .

, . , . , , .

:

1. — , , .

2. , .

3. (- ) , .

, , . , .

, .., .. [29], .. [32], .. , , — , . .

1. .., .. : — / .. .. — ., 2003.

2. .. / , : II . — . — , 2006., .10-13

3. .. // I .. . . .. , .. . — .: » «, 1998. .289-298.

4. .. / .. . — .: , 2001.

5. .. . / .. . — .: , 2003.

6. .. .. / .. . , 1994, 3, .12-19.

7. . / , 2000, 2

8. .., .. / , 2005 — 3

9. .. / .. .

.: — , 2002.

10. : . . . / … , .. . — .: . . , 1998. — 680 .

11. : / … .5- ., . . — .: , 2004.

12. .. / .. . — ., 1996.

13. :

. . — 03.08. . — .: , 1989. — 239 .

14. .. / .. . — .: , 2002. .50-54. .

15. .. / .. . — .: , 2000.

16. .. / .. . — ., 1989.

17. .. .. .. / .. . — .: . 2004. — 160 .

18. .. / .. . — ., 1953.

19. .., .. / .. . — ., 2007.

20. .. / .. . — .: , 2004.

21. .., .. / .. . — .: , 1991.

22. .. / .. . — ., 1994.

23. .. / .. . — ., 1985

24. .., .. . / .. . — .: , 1997.

25. .. : — / .. . — .: , 1997. — 286 .

26. .. / .. . — .: , 1995.

27. .. / .. . — .: , 1997.

28. .. : . — .: , 1998.

29. .., .. : — . — .: — «», 2001.

30. .. // . ., -. . 1934, .3, .2/3, . 193-203.

31. .. . — .: , 1998

32. .. . — .: , 1997

33. .. : [ . .]. — .: «», 1988. — 204 .

34. .. . . — . . — .: , 1959. — 476 .

35. .., .., .. . / .2-. — .: , 1997. — 131 .

36. www.Logoped.ru

1

: — .

: — ; ; , , , — , ; «».

: ; , , ; » «; ; ; ( ); ( ); .

:

I.

1. .

: . . , ? (, , . .)

? ()

? ()

? ()

( )? (, , , . .)

: ! , , . ! . , ? ( , , , . .) , , . , , .

.

: , .

: .

2. .

: ? ! , , . , .

» » ( — ).

: — .

3. .

II.

1. .

: . . . — ‘ .

— , , , , .

— , , , , .

2. .

: . . , ? . — . . «» : — , — .

: , , , , , , , , , , .

: , , , , , , , .

: , , , , , , .

3. — .

: , , . . , .

, , , .

: , , , , , .

4. .

: , , — . . ! !

, , . , ?

.

— .

()

.

.

()

— ,

.

— . ()

,

. ()

5. .

: ( ), .

6. .

: . . — .

, , , , .

,

, , , , .

,

, , , , .

, , , , .

7. — .

: , .

.

, — . .

: , . . ? (, )

, , , . , , .

: — , .

: — ; — , , ; ; ; .

: ; ; ( ); — ; ; ; .

2

:

I. .

1. .

: -.

: 1070 (), 1427 (), 1893 (), 16243 ().

2. .

3. .

II.

1. .

: .

: , , , , , .

2. — .

: , — (, ) (, , , ).

? ? (, . )

3. .

: , ( ) .

4. » «.

: «» , , . , 6.

5. .

: ( ) . . . . .

III.

: , : , .

Ефименкова Л.Н., Садовникова Н.Н. (ред.) Исправление и преодоление дисграфии

  • формат doc
  • размер 19,45 МБ
  • добавлен 17 августа 2010 г.

В первом разделе пособия освещается работа с дисграфиками в условиях школьного логопедического пункта. Представлены конспекты уроков на различные темы, такие как: гласные буквы и их дифференциация; способы обозначения мягкости согласного на письме; дифференциация гласных звуков; дифференциация согласных звуков; работа над словом; работа над предложением. Во второй части пособия рассказывается о работе с дисграфиками дошкольного логопеда и пред…

582648a.jpg

Прогноз

Несмотря на кажущуюся сложность коррекции, прогноз для детей и подростков с дисграфией положительный. Если сложности в письме не связаны с прогрессирующим психическим расстройством, то их можно скорректировать таким образом, что человек практически не будет испытывать трудностей с письмом.
Жизнь человека с дисграфией в современном мире существенно облегчена наличием компьютеров и других электронных устройств с быстрой автоматической проверкой правописания.

Если вы или ваш ребенок сталкивались с проблемой дисграфии и ее преодоления, поделитесь своим опытом в комментариях к этой статье.

Данькина Надежда · 16 июл, 2019

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...