Эхолалия – методы лечения, возможные последствия заболевания. Эхолалия является типичным симптомом при

Названия

 Название: Эхолалия.

Эхолалия Эхолалия

Является ли эхолалия нормальным явлением?

Если дать ответ одним словом, то он будет неоднозначным: иногда.

Эхолалия, когда ребенок только учится говорить, это абсолютно нормальная часть развития речи. Дети повторяют то, что слышат вокруг себя: так они приобретают и закрепляют слова.

Если спросить ребенка в возрасте до 1,5 лет «Пойдем купаться?», он, скорее всего, ответит «Купаться», а не «Да». По мере того, как навыки и умения растут, дети все больше используют собственные слова и эхолалия постепенно угасает.

Некоторые дети, однако, не перерастают стадию эхолалии. Они лишь повторяют за другими и очень редко используют собственные слова и предложения.

Не редкость и другой речевой феномен: дети говорят исключительно репликами из фильмов и рекламы. Такую эхолалию нельзя отнести к нормальному развитию. Ее наличие показывает, что у ребенка есть проблемы с использованием речи.

Что такоеэхолалия?

Люди с эхолалиейповторяют услышанные звуки и фразы. Они не могут эффективно общаться, потомучто им трудно выражать собственные мысли. Например, человек с эхолалией можетповторять вопрос, а не отвечать на него. Во многих случаях эхолалия — этопопытка общаться, изучать или практиковать язык.

Эхолалияотличается от синдрома Туретта, когда говорящий может внезапно закричать илиговорит случайные вещи. В данном случае говорящий никак не контролирует то, чтоон говорит или когда говорит.

Повторяющаясяречь является чрезвычайно распространенной частью языкового развития и обычнонаблюдается у маленьких детей, которые учатся общаться. К 2 годам большинстводетей начинают смешивать свои собственные высказывания с повторением того, чтоони слышат. К 3 года эхолалия большинства детей сводится к минимуму.

Для детей саутизмом или задержками развития характерно иметь эхолалию в детстве, особенноесли они испытывают задержку речевого развития. Определение того, почему и какваш ребенок использует эхолалию, поможет вам разработать план лечения. Можетпомочь консультация логопеда или языкового психолога.

Стоит ли обращаться к врачу

Стоит ли при выявлении эхолалии у своего ребенка родителям немедленно обращаться к врачу? Ответ на этот вопрос зависит от возраста малыша.

Активное формирование речевой функции происходит от 6-7 месяцев и до года, а также в промежутке от 3 до 4-х лет. В это время повторение слов и фраз способствует развитию сигнальной системы и улучшает коммуникативные навыки.

То есть, эхолалия у малышей младше 4-х лет в большинстве случаев является физиологической нормой.

Но если речеподражание сохраняется после 4-х лет, то следует проконсультироваться у специалиста. На патологические процессы указывает эхолалия, сочетающаяся с задержкой психо-моторного развития.

Симптомы

Симптоматика подражания чужой речи отличается от признаков патологического заболевания. К задержкам речевого развития у больных детей присоединяются типичные симптомы психических и неврологических расстройств. Различить состояния легче после 4-5 лет, до 2-3 лет у грудничков почти невозможно, требуется помощь доктора.

Основными проявлениями подражательного симптома являются:

  1. Воспроизведение услышанной фразы, слова или слога немедленно, через промежуток времени.
  2. Повторение предложений для успокоения, в моменты сильных переживаний.
  3. Тихая, невнятная речь.
  4. Невыраженная мимика.
  5. Нежелание отвечать, игнорирования вопросов.

Поводом для беспокойства служит комплекс симптомов нарушений в развитии, определять болезнь по одному признаку нельзя.

Это интересно! У аутистов очень хорошая память, иногда для повторения они выбирают целые тексты, прочитанные мамой рассказы или сказки. Воспроизводят их точно до каждого слова и даже копируют интонацию.

Ребенок занимается с мамой

Возможные осложнения

В отсутствии эффективной коррекции и позднем обращении за профессиональной помощью, алалия может привести к негативным последствиям различной степени выраженности. Наиболее часто отмечают следующие состояния:

  1. Заикание, характеризующееся навязчивым повторением отдельных звуков и их комбинаций. Подобный речевой дефект может носить ситуативный характер, проявляясь только в стрессовых ситуациях, или же постоянный. Стойкое заикание приводит к снижению социальной адаптации.
  2. Речевой дефект — основной фактор социального отдаления детей от своих сверстников и взрослых людей. Это может стать причиной развития расстройств аутистического спектра, а также депрессивных расстройств.
  3. Синдром гиперактивности – сопровождается общим дефицитом внимания, что мешает процессам обучения и коррекции заболевания. Проявляется в неспособности длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.
  4. Длительное существование речевых дефектов усиливает нарушение процесса обучения. Возможно развитие дислексии и дисграфии, характеризующиеся нарушениями чтения и письма, соответственно.

Эхолалия у взрослых

Эхолалия у взрослых людей всегда рассматривается как признак каких-либо психических патологий – шизофрении (наиболее часто), аутизма, амнезии, последствий черепно-мозговых травм и др.

У взрослых аутистов с эхолалией, помимо многократного бессмысленного повторения слов или фраз, часто наблюдается и такая более «сглаженная» симптоматика, как:

  • в процессе работы над какой-либо задачей – бессознательное повторение шепотом различных инструкций, полученных для выполнения этой задачи;
  • повторение названий предметов в процессе работы с ними;
  • частое цитирование реплик из фильмов или телепередач (в основном в адекватном для ситуации контексте);
  • бессознательное повторение «про себя» или тихое проговаривание текста книги в процессе чтения.

Некоторые взрослые с диагностированным аутизмом рассказывают, что речеподражание является для них своеобразным способом коммуникации – бессознательной попыткой поддержать разговор, отвечая собеседнику еще до осознанного понимания сказанной им реплики.

Виды эхолалии

эхолалия у детей - виды

Специалисты делят заболевание на несколько видов. Эхолалия бывает отложенной (отсроченной) и немедленной.

В детской речи виды эхолалии проявляют себя не одинаково.

При немедленной форме эхолалии услышанные слова другого человека, из телепередачи или иного источника звуки, фразы повторяются ребенком сразу же. К примеру, на вопрос: «Ты замерз?» малыш ответит: «Ты замерз». Так он старается показать свою способность говорить и повторять звуки. Но первоначально ребенок не понимает смысла сказанного, отчего могут иметь место истерики.

Состояние считается нормой, если нарушения в речи занимают короткий период. В том случае, когда они задерживаются на долгие годы, эхолалия является типичным симптомом какого-либо психоневрологического заболевания.

Немедленная форма эхолалии

точечный массаж детям

Разберем, что представляет собой немедленная форма заболевания. Она выполняет такие функции в формировании речи:

  1. Поддержание разговора. Ребенок уже понимает, что речь строится на обмене репликами, но бедный словарный запас не позволяет ему понять смысл всего сказанного и сформулировать адекватный ответ. Поэтому он, в попытке поддержать разговор, просто воспроизводит слова, которые он слышал от взрослого.
  2. Согласие. Есть версия, что дети повторением слов другого человека выражают свое согласие. Они уже научились говорить «нет», но еще не знакомы со словом «да». Ребенок повторяет его, сопровождая кивком головы. Например, мама спрашивает: «Маша хочет кушать?» и дочь отвечает: «Маша хочет кушать». Родители могут сами провоцировать болезнь, не понимая, до какого возраста эхолалия – относительная норма. Недопустимо обращаться к шести − семилетнему ребенку в третьем лице!
  3. Попытка понять речь взрослых. Механизм схож с усвоением иностранного языка. Повторяя, человек вслушивается в слово, пробует его «на вкус».

Отсроченная эхолалия у детей характеризуется тем, что заученные чужие фразы повторяются на публике, причем спустя какое-то время и в неуместной ситуации. Наиболее явные характерные признаки этого вида эхолалии не остаются незамеченными – обычно родители чувствуют неудобство перед посторонними и сразу обращают внимание на патологию.

Отсроченная форма эхолалии

Отсроченная форма эхолалии

При отсроченной эхолалии чаще всего основным диагнозом является аутизм. Этот вид выполняет следующие функции:

  1. Стимминг (аутостимуляция). Повторение отвлекает от ощущения стресса, позволяет справиться с напряжением, дает возможность получить сильные положительные эмоции.
  2. Выражение настроения. Повторяются слова, услышанные ранее, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, но вне связи с текущей ситуацией. Например, отец похвалил сына и сказал: «Куплю тебе мороженое», в результате фраза закрепилась положительной реакцией. Когда в школе учитель похвалит мальчика за выученный урок, ребенок может выдать совсем не к месту фразу: «Куплю тебе мороженое» чужому взрослому человеку.
  3. Подведение итогов. С помощью повторения одного слова обрабатывается и систематизируется поступившая за день информация.

Если у детей наблюдаются одно или несколько проявлений, можно говорить о том, что нужно бить тревогу. Чтобы не допустить прогрессирования болезни, уже при появлении первых признаков нужно обратиться к специалистам и разобраться в причинах развития эхолалии.

Что делает доктор?

Аутизм, шизофрения, синдром Туретта и другие расстройства или расстройства здоровья с эхолалией в качестве сопутствующих симптомов, врач будет лечить как можно больше соответственно основной болезни. Речь идет не столько о лечении, сколько об улучшении состояния пациента.

Например, в случае аутизма различные терапевтические меры используются для поощрения социальных и коммуникативных способностей пострадавших, например, посредством ролевых игр и языкового обучения (логопедия). В других случаях, таких как шизофрения и синдром Туретта, в дополнение к поведенческой терапии, лекарства также используются для облегчения симптомов заболевания.

Что такое эхолалия, эхофразия? Определение

Эхолалия характеризуется спонтанным компульсивным бессмысленным

эхолалия, лечение, коррекция
неконтролируемым человеком автоматическим повторением звуков, слогов, слов, которые услышаны в речи других людей. Причем может сохраняться даже интонация услышанных слов. Термин «эхолалия» происходит от греческих слов «echo», которое означает «отражение звука», и «lalia», которое означает «речь», или «laleo», означающего «говорю». В древнегреческой мифологии существовала нимфа, которую звали Эхо. Она окаменела. От нее остался только ее голос. Голос повторял окончания слов, которые люди произносили в ее присутствии. Синонимом является эхофразия.

Когда следует идти к врачу?

Подражание высказываниям других не редкость до второго года жизни. Однако, если эхолалия возникает после младенчества и / или в необычно высокой степени, вам следует обратиться к педиатру Возможно, за этим стоит аутизм в раннем детстве.

Другими признаками этого нарушения развития являются, например, умение ходить до того, как дети заговорят, а также заметное контактное расстройство – дети не улыбаются, не смотрят в глаза.

Как предотвратить истерику

У аутистов, которые склонны к эхолалии, часто бывают истерики. Родители могут, к примеру, спрашивать: что ты хочешь, кукурузу или кабачки? И дети часто повторяют последнее услышанное слово. Когда им дают кабачки, дети начинают истерику. Причина в том, что на самом деле они хотели кукурузу, а ответ «кабачки» был проявлением эхолалии. Ребенок дал ответ еще до того, как осознал, какие именно варианты ему предложены. Карточки с картинками или PECS дают возможность предупредить истерику. Благодаря им, ребенок выбирает, что он хочет.

Симптомы

Общие симптомы эхолалии – это повторение речи посторонних людей или близких через некоторое время. При физиологическом речеподражании других особых изменений в поведении ребенка и его самочувствии может не быть.

На патологическую эхолалию указывают сопровождающие нарушения проявления такие как:

  • Слишком по тону тихая или наоборот, чрезмерно громкая речь;
  • Отсутствие контакта с собеседником при помощи глаз. То есть ребенок предпочитает во время разговора отводить взгляд, смотреть по сторонам;
  • Отсутствие мимики или ее невыразительность;
  • Отсутствие реакции на обращение по имени;
  • Искаженные интонации;
  • Периодические галлюцинации.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как применять касторовое масло от перхоти и выпадения волос

У малышей с аутизмом помимо эхолалии выявляется стереотипное поведение. То есть для таких детей особое значение имеют повторяющиеся через определенный промежуток времени или в особых обстоятельствах ритуалы.

Дети с аутизмом часто зацикливаются на выполнении одного занятия, мало общаются со сверстниками, у них небольшой словарный запас.

4

Можно ли вылечить нарушение?

Диагностика заболевания осуществляется детским психиатром. Необходимо посетить логопеда, невролога и психолога.

Немедленная эхолалия у здоровых детей проходит без лечения в 3-4 года.

Проявление нарушения в старшем возрасте свидетельствует о болезнях нервной системы или психических расстройствах.

Лечение нарушения в этом случае — это длительный процесс, который требует внимательного отношения родителей к малышу. С помощью медикаментов эхолалия не лечится.

Несмотря на то что повторение чужих фраз является типичным симптомом аутизма, необходимо пройти комплексное обследование для исключения прочих патологий нервной системы.

Даже если эхолалия выступает признаком болезней и аутистического расстройства, со временем ее проявления уменьшаются, но только при условии, что адаптацией ребенка занимаются и родители, и специалисты.

Что вы можете сделать самостоятельно

Если причиной эхолалии является более серьезное расстройство, вы можете многое сделать, чтобы помочь и поддержать своего ребенка или близких. Эхолалия может иметь очень разные проявления. Некоторые используют повторение фраз, чтобы успокоиться или лучше сосредоточиться.

Некоторые люди с аутизмом перегружены разработкой независимых предложений, выражающих их желания и чувства. Поэтому они повторяют фразы для общения, даже если они не подходят. Попробуйте выяснить, нужно ли кому-то повторять определенные фразы. При терпении и поддержке аутичный ребенок может приобрести набор предложений, которые он может использовать в зависимости от ситуации. Пусть терапевт посоветует вам.

Вас также может заинтересовать

Методы коррекции

С целью диагностики эхолалии сначала обращаются к психологу или психоневрологу (дополнительно — к логопеду и дефектологу). После беседы с ребенком и тестирования его состояния врачи ответят на все вопросы, волнующие родителей, и точно определят, норма это или отклонение.

При подозрении на эхолалию назначают обследование:

  1. анализ крови и мочи;
  2. анализ ДНК;
  3. ультразвуковое исследование (выявляет степень повреждения мозга);
  4. электроэнцефалограмму;
  5. магнитно-резонансную томографию (выявляет нарушение развития головного мозга);
  6. проверку слуха (для исключения тугоухости).

Если диагноз не подтвердился, то коррекция речи у детей все равно .необходима.

мама разговаривает с дочкой

При общении с ребенком взрослые должны быть предельно осторожными:

  1. говорить четко, не спеша, спокойным тоном;
  2. добиваться краткого ответа на вопросы (да или нет);
  3. оберегать ребенка, страдающего эхолалией, от стрессовых ситуаций;
  4. вести себя терпеливо, с пониманием;
  5. не прерывать, если ребенок повторяет слова или фразы;
  6. вникать в смысл сказанного;
  7. целенаправленно увеличивать словарный запас ребенка, так как должен всегда быть большой выбор слов для общения.

Эти рекомендации особо важно соблюдать воспитателям и учителям при общении с «особенными» детьми.

При выявлении речевых дефектов коррекцией занимается врач-логопед. Возможно, понадобится обращение к специалисту за дополнительной консультацией. Исправление нарушений и лечебные мероприятия, раскрывающие лечение эхолалии, проводятся в этом случае немедикаментозным способом.

Выявленный аутизм или психические патологии, спровоцировавшие у детей эхолалию, требуют лечения. Подбирает его исключительно специалист − конкретно для каждого пациента.

Анализируются ситуация, интонация, мимика, ритм речи и другие нюансы во время общения, которые помогут лучше понять больного эхолалией.

Медикаментозно лечится не сама эхолалия, а патологии, которые спровоцировали ее появление.

Прогноз

Эхолалия, связанная со становлением речи, проходит к 4 годам сама по себе. Повторение слов при аутизме, шизофрении, отставании в развитии и других заболеваниях, полностью не излечивается. Коррекционная работа позволяет частично уменьшить выраженность этого симптома.

Лечение

Эхолалию можновылечить с помощью комбинации следующих методов:

Речевая терапия

Некоторые люди сэхолалией ходят на регулярные логопедические занятия, чтобы научиться выражатьсвои мысли.

Поведенческоевмешательство, называемое «реплика-пауза-точка», часто используется дляпромежуточной эхолалии. При таком лечении логопед просит человека с эхолалиейправильно ответить на вопрос и говорит, что скажет ему, когда нужно отвечать.Затем терапевт задает вопрос, например, «как тебя зовут?» и после короткойпаузы предлагает говорящему ответить. Также он держит карточку с правильнымответом.

Медикаментозноелечение

Врач можетназначить антидепрессанты или лекарства от тревоги для борьбы с побочнымиэффектами эхолалии. Это не относится к самому состоянию, но помогает сохранятьспокойствие человека с эхолалией. Поскольку симптомы эхолалии могутусиливаться, когда человек испытывает стресс или тревогу, успокаивающий эффектможет помочь уменьшить тяжесть состояния.

Домашний уход

Люди с эхолалиеймогут работать с другими людьми дома, чтобы развивать свои навыки общения.Существуют текстовые и онлайновые учебные программы, которые помогут родителямполучить положительные отзывы от своих детей. Поощрение ребенка использоватьограниченный словарный запас поможет ему более эффективно общаться.

Эхолалия:перспективы и профилактика

Эхолалия — это естественная часть развития языка. Пытаться убрать ее полностью будет не всегда хорошей идеей. Чтобы избежать постоянной эхолалии у детей, родители должны поощрять другие формы общения. Познакомьте ребенка с широким разнообразием слов и фраз. Со временем большинство детей сможет преодолеть свою эхолалию естественным путем.

Источники:

«Импульса» соблюдает строгие правила отбора источников и полагается на рецензируемые исследования, научно-исследовательские институты и медицинские ассоциации. Мы избегаем использования недостаточно экспертных ссылок.

  • Heffner, G. J. (n.d.). Echolalia — repetitive speech
    autism-help.org/communication-echolalia-autism.htm
  • Neely, L., Gerow, S., Rispoli, S., Lang, R., Pullen, N. (2016, March). Treatment of echolalia in individuals with autism spectrum disorder: A systematic review. Review Journal of Autism and Developmental Disorders, 3(1)
    link.springer.com/article/10.1007/s40489-015-0067-4
  • Stokes, S. (n.d.). Increasing expressive skills for verbal children with autism. Retrieved from
    cesa7.org/sped/autism/verbal/verbal11.html
  • Vicker, B. (2009). Functional categories of immediate echolalia
    iidc.indiana.edu/?pageId=535
  • What is tourette. (n.d.)
    tourette.org/about-tourette/overview/what-is-tourette/

Осложнения и последствия

К эхолалии нельзя относиться как к несерьезному нарушению речи. При отсутствии своевременной коррекции у ребенка отмечается;

  • Позднее становление речевой функции;
  • Нарушение когнитивных навыков – способности к запоминанию, логическому мышлению, долговременной памяти;
  • Отставание по возрасту в эмоциональном развитии.

В итоге эхолалия может негативно сказаться на общении со сверстниками и учебе, привести к проблемам в личной и профессиональной жизни во взрослом возрасте.

сенсорная эхолалия у детей

Эхолалия — это серьезное расстройство, которое при отсутствии коррекции приводит к проблемам во взрослой жизни. Ребенок не может общаться со сверстниками, завести друзей, обучаться в обычной школе.

Позднее пациенты испытывают трудности при устройстве на работу и налаживании личных отношений. Обычно они живут одни, многие нуждаются в помощи родителей на протяжение всей жизни.

Кроме того, у больного прогрессируют и другие нарушения:

  1. Запоздалое развитие речи.
  2. Недостаточное формирование когнитивных навыков (памяти, внимания, мышления).
  3. Отставание эмоционального развития.

Подведение итогов дня

Отсроченная эхолалия также может быть способом обработать воспоминания, которые не дают покоя. Мой сын раньше приходил из детского сада и повторял фразы и предложения, которые он услышал в течение дня: хорошее, плохое и ужасное.

Ему особенно нравилось повторять слова учительницы, обращенные к детям, которые плохо себя вели, он даже идеально передовал интонации учительницы: «Кевин, в школе мы не ходим босиком», «Джоуи, мы прикасаемся нежно», «Томми, мы не суем руки в унитаз. Это не водопад».

У меня было чувство, что я получаю ежедневную радиосводку новостей детского сада. Мой сын общался со мной, сообщая, что в школе была любящая и поддерживающая его атмосфера, и что ему нравятся его учителя и одноклассники. И вот почему, как я уже говорила ранее, отсроченная эхолалия – это лучший мамин друг.

Коммуникация и речь

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...