Fast ForWord помогает в развитие речи если ОНР, дислексия, нарушение речи, алалия, аутизм, СДВ — дефицит внимания, фонематический слух, НСВ, РАС, ЗРР, ЗПРР, ФФН. Отзывы!

Значение понятия фонематический слух

Речь состоит из кратких элементов, называемых фонемами. Умение распознавать их в разговоре без визуализации букв называется речевым слухом.

Хотя этот термин переводится с древнегреческого как «звук», смысл его отличается. Например, в слове «ягода» «я» — звуковая модель, но она состоит из двух звуков: «й» и «а».

Для одной и той же буквы или одного и того же звука в зависимости от говора могут применяться разные фонемы. Например, звук «г» в одних регионах произносится как взрывной, четко, в других — мягко, с призвуком «х». Взрослый человек распознает звуковую структуру, не задумываясь. Ребенку же структурировать непрерывный речевой поток поначалу сложно.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария. Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Общие сведения

Особенностью заболевания являются отклонения в головном мозге на тех участках, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Все слова состоят из фонемов (слогов). Когда у ребёнка наблюдается нарушение фонематического слуха, он неправильно понимает услышанные слова. Более того, наблюдаются трудности с их произнесением.

Основное развитие закладывается до 3 лет, после этого возраста исправить речевые дефекты гораздо сложнее. Определить наличие патологии может только логопед после беседы с маленьким пациентом.

В России не более 2-3% легастенников, а заболевание у таких малышей выражено не сильно.

Что такое фонематический слух?

За способность слышать отвечает слуховой анализатор – орган слуха, который включает в себя ухо, нервы и особые центры в коре головного мозга. Он преобразовывает звуковые колебания в нервные импульсы, которые затем передаются в центральные отделы головного мозга, и вызывают те или иные реакции человека. Различают два вида слуха: физический и фонематический. Первый определяет способность воспринимать природный и бытовой шум, а также музыку.

Фонематический слух позволяет слышать и различать звуки человеческой речи. Благодаря ему, ребенок учится не только понимать речь и говорить, но и улавливать смысл сказанного, в зависимости от характера звуков (интонации, ударения, окончаний и прочего). Например, слышать разницу между похожими «мишкой» и «миской», скорбным «ох» и удивленным, цветками «гвоздиками» и папиными «гвоздиками».

Твердый и мягкий звук [д]

Зачем развивать фонематический слух

Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:

•    ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);

•    ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.

Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.

Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.

Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

Нарушение фонематического восприятия и слуха у детей

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

В младшем школьном возрасте проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия могут выражаться не только в устной речи детей, но и в письменной. Об этом свидетельствуют такие нарушения, как:

  • Замена, перестановка или пропуск отдельных букв в слове, иногда целых слогов (каша – кафа, кша, акша и т. д.).
  • Недоговаривание слов (игрушка – игрушк).
  • Разделение или слияние слов при написании (в лесу – влесу, поезд – по езд и др.).
  • Пропуск мягкого знака или, наоборот, смягчение там, где этого не требуется (коньки – конки, ранка – ранька).
  • Смысловое искажение (сушка – ушко, баян – баран).

То же самое происходит и при чтении. Дети с ФФН (фонетико-фонематическим нарушением) зачастую не могут сливать звуки в слоги, а слоги в слова: читают набором букв, меняют местами, не дочитывают до конца. Все это приводит к трудностям дальнейшего обучения, в результате чего ребята начинают отставать от своих сверстников.

Нарушения

фонематические слухВ процессе формирования речевого слуха сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем левое — начинает специализироваться на речи.

Если понимание обращенной речи нарушено, ребенок может разбирать интонации, различать музыку, но при этом не понимать человеческую речь.

Нарушение фонематического слуха у детей проявляется в следующем:

  • Неправильно произносятся отдельные звуки: звонкие заменяются глухими, а шипящие — свистящими («клартира», «каряндаш»).
  • Ребенок пропускает или меняет местами буквы в словах («маниша» вместо машины).
  • Смягчает согласные там, где этого не нужно: «пю» вместо «пью».

Фонематические нарушения со временем могут спровоцировать дислалию.

  • Малыш начинает писать так, как слышит.
  • Пропускает мягкие знаки или, наоборот, подписывает ненужные: «любов», «кошька».
  • Не может поставить ударение в слове: он его не слышит.
  • Пропускает предлоги и частицы: «пойдем школу», «рисую асфальте».
  • Частотные грамматические ошибки. Специалисты называют это явление акустической дисграфией.

СПРАВКА! При подозрении проблем важно показать ребенка логопеду. На первом же приеме он проведет обследование: посмотрит, умеет ли малыш определять источник звука и различать похожие слова.

Сензитивные периоды для речи

Пока еще не завершился  процесс миелинизации нервных волокон, дети не могут воспринять и сохранить полученную информацию в полном объеме, она теряется по пути. А вот сенсорика идет хорошо. Поэтому не надо усиленно заставлять ребенка учить буквы, читать, считать бог знает до скольки и решать примеры, писать целыми страницами. Заниматься нужно совсем другим делом: развивать органы чувств, уметь слышать звуки: речевые и музыкальные, их темп и ритм, различать цвета, формы, размеры, чувствовать запахи, учиться наблюдать за природой, окружающим миром.

Всему свое время, не надо бежать впереди велосипеда. И пытаться раскрыть бутон цветка раньше, нежели он сам развернет свои лепестки. В таком случае дети теряют интерес к процессу обучения. Процесс познания нового у них превращается в неприятную повинность. И вроде смотрят родители, столько было вложено в ребенка, столько потрачено времени и средств, а он никак не оправдывает ожидания. Отлынивает от учебы, просиживает время на уроках, выходя с оттуда с головой, чистой от вложенных в нее знаний.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Что такое фонематический слух?

Как говорилось ранее, фонематическим слухом называют умение человека анализировать и синтезировать речевые звуки, которые обеспечивают восприятие фонем иностранного или родного языка. Фонемами называют минимальные единицы звукового строения языка, за счет которых осуществляется построение и различение морфем, слов и целых предложений.

В фонематическом слухе включены 3 речевые операции:

  1. Умение распознавать наличие конкретного звука в слове.
  2. Умение различать слова, где есть одинаковые фонемы, что расположены в разном порядке.
  3. Умение различать слова, разные по значению, но с одинаковым или близким звучанием.

Каждый известный нам язык имеет собственный набор фонематических признаков, что создает их звуковую структуру.

Причины нарушения фонематического слуха

Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:

  1. Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева);
  2. Нарушение проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков речи на определенных частотах.
  3. На ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого виска (но не обязательно).

Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.

Легастения

Возможно, что для изучения и описания эволюции и миграции языков фонетика является вполне достаточным инструментом. Однако в сфере практической детской педагогики современная фонетика не только не разрешает многих проблем речевой коррекции и обучения грамоте, но наоборот, часто усугубляет эти проблемы. Методисты всё более изощряют и оттачивают свои разработки в соответствии с принятыми концепциями, а практическая результативность этих новейших разработок всё более и более падает. Европейцы с недоумением взирают на то, как из года в год ухудшается статистика по легастении.

(Легастения — общее понятие для дислексии и дискалькулии — дидактическое заболевание, при котором интеллектуально здоровые люди обнаруживают серьезные проблемы при обучении чтению и письму.)

Число легастеников в англо- и франкоязычных странах превышает 9% от населения. Еще недавно в Германии эта цифра равнялась 6%. По актуальным данным Dislexieverband среди 7,8 млн. германских детей в возрасте от 6 до 15 лет официально признано легастениками/дислексиками 1,8 млн. [1]

В России насчитывается всего лишь 3% легастеников, причем заболевание это проявляется не в столь крайней форме, как на Западе — хоть и с большими проблемами, но русскому чтению оказываются обучаемы почти все российские дети, не страдающие интеллектуальными отклонениями.

В это же время в Японии число легастеников равно нулю. [2] Западные исследователи пытаются объяснить этот факт тем, что японская письменность приближена к рисункам и вследствие этого воспринимается правым полушарием мозга. Однако в Израиле и в Арабских Эмиратах буквы ни в коей мере не являются рисунками, и все же легастения в Израиле проявляется лишь в тех случаях, когда обучение детей-иммигрантов чтению начинается не с иврита, а с русского или с английского языков. Налицо прямая взаимосвязь между возникновением легастении и традиционной для Запада фонемо-буквенной методологией обучения.

Фонематический слух влияет на формирование речи ребенка

Наряду с лексическими и грамматическими навыками, фонематический слух и правильное звукопроизношение является базой для формирования умений, обеспечивающих успешность протекания речевой деятельности, т. е. полноценной коммуникации.

В свою очередь фонематический слух влияет на формирование речи ребенка как устной, так и затем письменной.

Рассмотрим влияние фонематического слуха на развитие устной речи (верное восприятие обращенной речи, понимание речевой информации, воспринимаемой на слух (например: сказки, рассказы), также формирование правильного звукопроизношения и точного воспроизведения собственной речевой информации).

Причин неправильного произношения звуков множество.

Одной из причин является низкий уровень развития фонематического слуха (может иметь первичный уровень и вторичный).

Формирование правильного звукопроизношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков (способность определить наличие звуков, количество звуков, их последовательность в фонематическом отрезке, в возможности характеристики каждого звука), т. е. от уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом.

Так, например, искаженное произношение звука, а в особенности замена на другие звуки сопровождается недостаточным различением сходных по артикуляции или акустическим признакам звуков: звонкие заменяются глухими (Ж-Ш, З-С), твердые — мягкими (Л-ЛЬ, С-СЬ …), свистящие — шипящими (С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ, СЬ-Ч) (саро — сало, сапка — шапка, wампа — лампа), вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук (Ш, С на Щ) и т.д. Отсутствие звука в слове или нарушение звуконаполняемости слова может быть следствием того, что ребенок не может определить наличие звука в слове (кот — крот, ваенки — валенки, цетоик — цветочек).Также в устной речи может наблюдаться нарушение слоговой структуры (даже в случае, если все звуки, входящие в слово произносятся правильно), когда ребенок переставляет звуки и слоги местами или добавляет другие, заменяет другими (катиль — скатерть, сипед — велосипед, псипцы — чипсы, кафенька — конфетка). Причем ребенок может одно и тоже слово произносить по разному в разном контексте или при повторном произнесении. Это происходит по причине того, что ребенок не улавливает звуконаполняемость слова и последовательность звуков в слове.

У детей наблюдается общая смазанность речи, нечеткая дикция. Некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя. На этом фоне отмечается трудности восприятия и различения окончаний слов, недоговаривание окончаний, недостаточный уровень грамматических категорий, т. е. нет согласованной связи между словами в падежных окончаниях, числительных и прилагательных с существительными (Два лопата. Бела облака. Картина висят стена), трудности восприятия и различения приставок в однокоренных словах, суффиксов, предлогов.

Дети испытывают трудность в том, чтобы внимательно слушать и поднять руку в момент произнесения определенного звука, слога. Им трудно повторить за логопедом слог с парным звуком, подобрать слова или картинки, начинающиеся на заданный звук, определить какой звук стоит в начале слова и т. д.

Наблюдается нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи.

Таким образом, страдает как восприятие, а значит точность понимания речевой информации (сравните: На крыш©е крыс(ш)а. Миш©ка ест из мис(ш)ки), так и правильность, четкость произнесения звуков, слов, предложений и всего речевого высказывания, а значит нарушается понимание собеседником передаваемую информацию.

Таким образом, страдает полноценность речи. И, как следствие, мы наблюдаем трудности коммуникации ребенка и затруднения в его социализации.

Рассмотрим влияние фонематического слуха на развитие письменной речи (развитие умения и навыка грамотного чтения и письма).

Письменная речь еще более сложный процесс, чем устная речь.

Формирование письменной речи происходит на базе устной, а значит на базе сформированного фонематического слуха, правильного звукопроизношения, сформированных лексико-грамматических умений и навыков.

Ребенку нужно научится привязывать букву к ее звуку. При чтении буква переводится в артикулему (звук, который произносится про себя или вслух) — читается, а при письме наоборот, артикулема переводится в букву — записывается.

Несформированность фонематического восприятия приводит к трудностям в проведении элементарных форм звукового анализа и синтеза (в умении определять характеристики звуков: ударность-безударность гласного, твердость-мягкость, глухость-звонкость согласного, последовательность звуков), сравнения и обобщения языкового материала. А это необходимое условие для овладения письменной речью.

Ошибки могут быть следующие:

  • пропуски букв в словах и вставки гласных букв в словах (нарушен звуковой анализ, ребенку трудно определить звуковой состав слова — последовательность и количество звуков);
  • замены и смешения букв в словах (ученик не может соотнести фонему с графемой, т. к. нет прочной связи между значением и зрительным образом буквы, ребенок нечетко различает звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство по признаку: мягкий-твердый согласный, глухой-звонкий и свистящий-шипящий согласный, ударный-безударный гласный, лабиализованные гласные (о-у, ю-ё), сонорные (р-л, ль-й), аффрикаты (ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, ц-с);
  • перестановки слогов и букв в словах, искажение слоговой структуры слова и звуконаполняемости слова (ребенку трудно определить последовательность звуков в слове);
  • неумение делить слово на слоги для переноса, даже в случае, когда не пропущены буквы, не искажена слоговая структура (слабое языковое чутье, нет чувства ритма).
  • слитное написание слов или раздельное написание частей слова (ребенок не умеет уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы);
  • морфемный аграмматизм (словообразование) ( является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов, при попытке подбора проверочного слова для прояснения конечного согласного звука создаются несвойственные языку образования);
  • несоблюдение границ предложения — заглавная буква, точка или иной знак, аграмматизмы (нарушение связи слов в предложении), слитное написание, пропуски или задвоение предлогов (связано недоразвитием языкового чутья, отсутствием ритма, темпа и интонации, формирование которых происходит на начальном этапе формирования фонематического слуха. Ребенок не умеет уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы, воспринять интонационное оформление фразы и соотнести с правилами пунктуации);

Может казаться, что эти ошибки связаны с невнимательностью ученика, торопливостью или с тем, что он не знает или не применяет правила родного языка. Но часто причина в другом. Это недоразвитие фонематического слуха.

Причем эти ошибки, как правило, будут наблюдаться как при чтении, так и на письме, ведь речь идет об одном процессе — письменная речь (процесс чтения и письма).

Развивающие занятия с детьми.

Причины и механизмы возникновения нарушений

Для того чтобы устранить проблему, необходимо знать причины ее возникновения. Задержка или нарушение фонематического слуха и восприятия – это не просто педагогическая запущенность, хотя и этот вариант может быть уместен.

Механизмы возникновения могут быть запущены еще во внутриутробном развитии. Поэтому необходимо знать первопричину, так как именно эта информация позволит определить методы работы с ребенком: не всегда достаточно только логопедической помощи, в некоторых случаях необходимо и медикаментозное лечение.

Этиология ФФНР

К основным причинам возникновения ФФН у детей можно отнести следующие:

  • Патологические изменения в онтогенезе плода в период внутриутробного развития речевых зон коры головного мозга или формирования органов речи. Особенно выражено это при нарушениях в строении артикуляционного аппарата, когда ребенок рождается с готическим небом, заячьей губой, волчьим небом и другими патологиями.
  • Родовые травмы, сюда также относится асфиксия плода, неправильное положение щипцов в момент, когда врач направляет плод, длительные, осложненные роды. В результате может быть нарушена работа речевых центров.
  • Перенесенные в раннем детстве вирусные, соматические или инфекционные заболевания.
  • Социальные факторы, способствующие развитию ФФН: педзапущенность, психологическая травма, испуг, неблагоприятное для развития речи окружение (глухота у родителей, отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком) и многое другое.

Выявив причинно-следственные связи, специалисты смогут назначить при необходимости лечение и подберут соответствующие коррекционные методы работы. В некоторых случаях, например, детям с заячьей губой или волчьим небом, будет рекомендовано хирургическое вмешательство. Все эти меры помогут избавиться от проблем с речью.

Второй этап

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

•    «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.

•    «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

•    «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Диагностика

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.

В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.

По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.

Симптомы и диагностика

Полноценно определить заболевание может только соответствующий специалист. Для проведения полной диагностики ребёнок пройдёт несколько тестов у логопеда, среди которых написание, зачитывание текстов или повторение информации на слух.

Как проявляется легастения:

  • нарушена мелкая моторика, концентрация внимания;
  • неспособность запоминать большое количество информации;
  • неправильные буквы при письме, их зеркальное отражение, а также изменение последовательности слогов;
  • неумение правильно определить себя в пространстве;
  • отсутствие крепких социальных контактов;
  • сильные сложности во время учебы (особенно литература, русский язык, математика).

Комплекс полученных данных во время диагностики даёт врачу основания поставить диагноз нарушение фонематического слуха. После этого назначается преимущественно коррекционная терапия, помогающая добиться положительной динамики в исправлении патологии.

В чем выражаются нарушения

О неразвитом фонематическом слухе свидетельствуют такие симптомы:

  1. Ребенок искажает слова. Например, слово «обезьяна» он воспроизводит как «зябана», «бутерброд» — как «дубибод» и т.д.
  2. Путает глухой согласный с парным звонким, и наоборот.
  3. Не проговаривает отдельные слоги в словах.
  4. Не использует в речи предлоги либо путает их с похожими, например «над» и «на», «в» и «во».
  5. Путает похожие по звучанию слова, например «дом» и «том», «лук» и «люк».

Нарушения

В процессе школьного обучения отсутствие данного навыка выражается в следующих явлениях:

  • отсутствие способности писать и читать;
  • низкая скорость чтения и письма;
  • неспособность фонетически разобрать слово, найти однокоренные слова или проверочное слово для уточнения последней согласной.

Своевременное выявление проблем с развитием речевого слуха и мероприятия по устранению отставания чрезвычайно важны.

Игры на развитие фонематического слуха

Речевые игры начинаются с простого: если в 1,5-2 года кроху просят изобразить, как мяукает кошка, лает собака, блеет коза или овца, то в 2,5-3 года уже можно предложить малышу закрыть глаза и на слух определить, кто едет – велосипедист, большая машина или маленькая, какая это птица кричит – ворона или воробей. Полезной также будет игра с музыкальными инструментами «Что звучит?»

Учим ребенка различать высоту, силу, эмоциональную окраску и тембр голоса:

* Читая сказки, говорите за героев то низким голосом, то высоким. Затем предложите ребенку угадать, кому принадлежат голоса.

* Игра «Далеко – близко»: предложите ребенку угадать, кто говорит «мяу», «му», «ко-ко», «гав». Расскажите, что когда котенок близко, голос звучит громко, когда – далеко, голос его звучит тихо. Предложите угадать, где котенок (далеко или рядом).

* Расскажите ребенку, как:
Плачет девочка – ААА (плаксиво)
Поет певица – ААА (чистый звук)
Стонет мальчик (у него болит зуб) – ООО
Удивляется девочка – ООО (с другой интонацией)
Гудит пароход – УУУ

Попросить ребенка угадать по звуку, кто или что это, и повторить звук за Вами.

parents.ru

* Когда у ребенка появится самостоятельная речь, рекомендуется играть с ним в «третий лишний». Произнесите несколько одинаковых слогов и один от них отличающийся, например, «ба-ба-ба-па», и поинтересуйтесь, какой из них лишний. Сначала «лишний» слог ставьте в начало или конец цепочки, через несколько дней, когда карапуз будет легко справляться с заданием, усложните его, поставив «лишний» слог в середину цепочки: «Ба-па-ба-ба». Так же рекомендуется играть не только с глухими-звонкими, но и с твердыми-мягким согласными.

*Попросите ребенка выделить определенный звук из последовательности звуков. Начинайте с гласных. Например, когда вы произносите: «а, о, у, и, э», ребенок, услышав звук «а», должен хлопнуть в ладоши, или повторить «а», или топнуть ногой, и т.д. Попозже то же самое проделайте с согласными.

* Игра «правильно-неправильно». Покажите малышу игрушку, назовите ее. Затем предложите карапузу хлопнуть в ладоши, когда вы произнесете это слово неправильно. Например, вы показываете крохе куклу и произносите: «Кукла». Затем говорите: «Кукла, гукла». Услышав «гукла», ребенок должен хлопнуть в ладоши.

parents.ru

В 5 лет начинайте формировать у ребенка навыки элементарного звукового анализа ( в школе – фонематический разбор слов):

  1. Когда ребенок освоится со звуками, переходите к слогам. Попросите выделить определенный звук среди слогов: «Подними руку, когда услышишь слог со звуком «к».
  2. Попросите выделить звук среди слов: «Топни ногой, когда услышишь слово со звуком «ш». Позже можно будет попросить ребенка определить, где находится этот звук: в начале, конце или середине слова.
  3. Попросите ребенка придумать слово с определенным звуком. Позже, к 5-6 годам, задание усложняется: карапуз должен придумать слово, где названный взрослым звук находится сначала в начале или в конце, а потом и в середине слова.
  4. Просите карапуза определить, на какой звук слово заканчивается, начинается, какой звук находится в середине слова.
  5. Игра «Шутки-минутки» совершенствует умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Вы читаете строчки из стихов, заменяя буквы в словах, ребенок должен найти ошибку и исправить ее. Например, «Хвост с узорами, сапоги со шторами», «Кот плывет по океану, кит из блюдца ест сметану», «Божья коробка, полети на небо, принеси нам хлеба».
  6. «Тихо-громко говори». Упражняйтесь с ребенком в произношении слов и фраз с разной скоростью и громкость. Например, «По дороге едет машина» сначала произносите медленно, потом постепенно ускоряйте темп и прибавляйте силу голоса. После чего постарайтесь произносить фразу медленно и громко, а потом – быстро и тихо.
  7. Назови одинаковый звук в разных словах. Произнесите 3-4 слова с определенным звуком и попросите ребенка этот звук назвать. Например, «заяц, зима, резина, дрезина, гроза, егоза».
  8. Отвечай не торопясь. Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность. Например, попросите: придумать слово, которое начинается на последний звук в слове «заяц», вспомнить название домашнего животного, в котором был бы последний звук слова «утка» (корова, собака, кошка).
  9. Исправь ошибки. Например, колова дает молоко, коса прыгает через забор, кочка охотится на мышку и т.д.

Хорошо развитый фонематический слух помогает малышу понимать самую разную речь, слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков собственной и чужой речи. С таким навыком малыш сможет контролировать собственное произношение, писать без ошибок и осваивать иностранные языки.

Как развивается речь с 0 до 6 лет
Первые годы жизни являются решающими в речевом развитии малыша, т.к. именно в этот период ребёнок впитывает в себя звуки речи, собирает и запоминает слова. Так он накапливает свой пассивный запас слов, которым будет активно пользоваться позже. Читать далее

Почему детей с дефектами речи становится все больше
Еще 30 лет назад речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, а сегодня трудно найти дошкольника без нарушений речи. Почему это происходит, кто виноват и что с этим делать — рассказывают логопеды и дефектологи. Читать далее

Совершенствование речи: как помочь своему ребенку Если для дошкольников речь является практическим средством общения с людьми, то для детей школьного возраста речь является ещё и средством усвоения школьных знаний. И, естественно, без изучения самого языка (а именно – на этом этапе – чтения и письма) речь ребёнка не сможет выполнять функцию познания мира. Поэтому именно в этом возрасте язык становится предметом специального изучения. Читать далее

Как развивается речевой слух у дошкольников?

Формирование речевого слуха у детей происходит еще в дошкольном возрасте. Этот период характеризуется активным усвоением разговорного языка, формированием и всесторонним развитием речи. Раннее обучение родному языку – главное условие в решении задач умственного и нравственно-эстетического воспитания. И чем раньше начать обучение речевому развитию, тем проще ребенку в дальнейшем будет пользоваться правилами родного языка.

У развития речевого слуха есть несколько задач:

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Расширение словарного запаса и его активизация.
  3. Формирование грамматического построения речи.
  4. Привитие навыков связной речи.

Все эти задачи должны решаться в дошкольном возрасте. Однако на каждом этапе методика обучения меняется, а содержание речевой работы усложняется. Кроме того, в каждой задаче есть свой круг проблем, которые нужно решать своевременно. Ведь если не делать этого, неправильное развитие речи приведет к сложностям в воспитании и обучении, нарушится психическое развитие ребенка, что включает и память, и мышление, и воображение.

Владеть языком – значит, уметь общаться с людьми, понимать общество. В возрасте 2-х лет речевой слух развит недостаточно – малыш произносит отдельные слоги и звуки. Однако речи как таковой еще нет.

К 3 годам малыш все еще плохо говорит, он меняет слоги в словах, путает звуки, сокращает слова или пропускает в них фрагменты. К четырем годам удлиняется структура слов с большим количеством слогов. Порой заметна замена звуков. В 5-6 лет дошкольник говорит четко, воспроизводит правильную структуру слов.

Но все это возможно, если у малыша хорошо развит речевой слух. В противном случае у детей определяют нарушение формирования произношения из-за дефектов воспроизведения и восприятия фонем. Более того, недоразвитие фонематического слуха приводит к невозможности совершать звуковой анализ слов.

Речевой слух и фонематический слух

Развитие речевого фонематического слуха у дошкольников осуществляют посредством дидактических игр, различных упражнений, занятий. Конечно, лучше, если этим будут заниматься педагоги. Но и родительская работа будет к стати. Но главное, если есть проблема с речевым слухом ребенка, не стоит пускать ее на самотек – серьезно займитесь ее решением самостоятельно или с помощью педагогов.

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Способы развития

Фонетический слух у ребенка следует развивать с самого раннего возраста. Это не значит, что нужно без конца четко и правильно повторять ему одни и те же слова. Некоторые взрослые интуитивно занимаются развитием слуха своего малыша, не подозревая об этом.

Вот примеры игр и занятий, которые способствуют этому на начальном, так называемом неречевом, этапе (от 1 до 3 лет):

  • Подражание звукам животных.
  • Слушать и угадывать, какой музыкальный инструмент звучит.
  • Прислушиваться и различать звуки домашней бытовой техники и других предметов (двери, кран и т. п.).
  • Играть с ребенком в «жмурки», чтобы он учился определять направления звука.
  • Слушать звуки улицы (шум ветра, гул машин, дождь, гром и т. п.).
  • Обращаться к малышу шепотом с разного расстояния. Например, попросить что-то сделать или принести.
  • Показывать попарно изображения предметов, названия которых отличаются одной буквой (гора – кора, рот – кот).
  • Больше читать малышу сказки и стишки, развивая тем самым умение вслушиваться в чужую речь.

Любящие родители, проявив фантазию, могут придумать свои упражнения. Важно, чтобы занятия не носили строгий и обязательный характер, а проводились в игровой форме.

Симптомы

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это не только дефект разговорной речи ребенка. Такая патология может сигнализировать о серьезных нарушениях в здоровье маленького человека, таких как:

— раздвоение губы и/или нёба;

— слишком высокое нёбо (называется готическим);

— дефекты прикуса;

— задержка созревания ЦНС (не путать с ДЦП);

— заболевания органов и систем.

Дети с ФФНР могут иметь такие особенности поведения и общения:

— нечеткость артикуляции (речевой аппарат не может правильно воспроизвести фонему);

— неустойчивость внимания;

— трудности в переключении с одного занятия на другое;

— сужение объема памяти;

— затруднения в понимании и объяснении абстрактных понятий;

— сложности в раздельном произношении фонем из предложенного слова;

— ошибки в употреблении предлогов и постановке слов в нужном падеже.

При этом у детей лексический запас на их возраст достаточный.

дети с ФФНР

Как проверить фонематический слух?

Самый простой способ – проконсультироваться со специалистом. Вопросами нарушения фонематического слуха занимается логопед. Первичная консультация проводится в 3 года. В этом возрасте становится понятно, нужна ли малышу какая-либо помощь или развитие происходит согласно возрасту. В 5 лет ребенок уже должен отчетливо ориентироваться в звуках и правильно говорить (исключение – звук «р»). Если этого нет, нужны специальные занятия по коррекции.

Сами родители могут проверить фонематический слух ребенка при помощи небольшого теста:

  1. Предложить малышу выбрать картинку с изображением мишки (при этом дают два варианта, с рисунком медведя, и миски – тарелки).
  2. Попросить топнуть ногой, услышав слог са. Взрослый произносит в одинаковом темпе: ва-та-за-за-са-ка-за.
  3. Спросить ребенка, чем отличается рак и лак?
  4. Попросить придумать слова на гласные звуки «А», «О», «Е», «И», «У».

Девочка закрывает рот рукой

Проблемы в будущем

Взрослые люди, пройдя процесс обучения, делают все это автоматически и неосознанно, на подкорке. И им кажется, что это легко. Однако это не совсем так. Особенно сложно дается процесс шифровки и кодировки детям с различными речевыми патологиями, при которых нарушается фонематический слух. А это практически во всех случаях речевых нарушений, кроме простой и физиологической дислалии. При ФФН, ОНР, дизартрии — наиболее часто встречающихся ТНР фонематический слух всегда страдает особенно сильно.

Если фонематический слух не сформировался в полном объеме до 1 класса, то ребенку будет сложно учиться. Его будет преследовать постоянный неуспех при чтении и письме. Он не будет успевать за одноклассниками:

  • ошибки,
  • зачеркивание и грязь в тетрадях,
  • медленное чтение,
  • неполное понимание смысла прочитанного,
  • плохо понятое задание учителя неправильно выполняется.

Все эти проблемы накапливаются как снежный ком, растут из класса в класс и не проходят сами по себе.

Нужна квалифицированная помощь логопеда, чтоб понять что и как нарушено у ребенка. Где он допускает ошибки, какие пробелы в знаниях и как преодолеть проблемы в письменной речи. И чем раньше придет помощь, тем больше шансов у ребенка преодолеть нарушения фонематического свойства. И меньше получить вторичных и третичных наслоений, таких как не успеваемость по русскому языку, психологический дискомфорт, неврозы и психосоматику.

На этом заканчиваю писать эту статью, в последующих расскажу об этапах развития фонематического слуха, о фонетико-фонематическом недоразвитии речи и о звуко-буквенном анализе и синетезе. Следите за новостями, подписывайтесь на обновления блога. Дделитесь своими впечатлениями и опытом в комментариях, рекомендуйте в соцсетях друзьям и знакомым. Всего хорошего, успехов!

Что это такое

Физиологический слух — это способности слышать, а фонематический — это способность различать определенные фонемы родного языка, анализировать, узнавать их, воспроизводить. Физиологический слух есть у крохи еще в материнской утробе, а вот становление фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные фонемы в дошкольном возрасте.

Считается, что основные этапы становления фонематического (фонетического) слуха у ребенка завершаются к 3-4 годам. Если после 3 лет речь невнятная, скудная, неразборчивая, стоит предположить возможные нарушения фонематического слуха (дислалию).

Симптомы

Не каждый речевой дефект у детей можно считать дислалией. О нарушении фонематического слуха можно говорить при наличии следующих симптомов:

  • нарушено произношение отдельных звуков — звонкость подменяется на глухость, твердость на мягкость, звуки заменяются на похожие;
  • ребенок пропускает согласные в слове, переставляет согласные местами петушок — кепушок, тепушок, дерево — дерела);
  • ребенок с трудом отличает или не отличает схожие по звучанию фонемы (крыса — крыша, сажа — саша);
  • ребенок не может определить слоги в составе слова.

Нарушение фонематического слуха как вылечить

Нарушение фонематического слуха как вылечить

Дети с нарушенным фонематическим слухом пишут неграмотно, путаются с ударениями, поскольку просто не слышат правильного ударения, не дифференцируют место ударения в конкретном слове. У них есть проблемы с согласными на конце слова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...