Ìåòîäèêè ëîãîïåäè÷åñêèõ çàíÿòèé ñ çàèêàþùèìèñÿ äîøêîëüíèêàìè

Особенности коррекции заикания

Несмотря на то, что проблеме медики посвятили не один десяток лет, механизмы нарушения на сегодняшний день всё еще не изучены. Поспособствовать появлению дефекта могут различные факторы, механизм будет разниться.

Дефект может трактоваться, как сложный случай невротического расстройства, которое возникло в результате сбития процессов в нервной системе, в корковых структурах головного мозга. Нарушается взаимодействие между коркой и подкоркой, расстраиваются авторегулируемые речевые движения (дыхание, голос, произношение).

В других случаях дефект рассматривают, как невротическое расстройство, которое появилось в результате запоминания неправильного образца речи, который возник из-за речевых затруднений.

Иногда нарушение трактуют, как обширное и тяжелое расстройство речи, которое возникло из-за дисгармонии в развитии речи и неправильного индивидуального речевого развития.

Врачи также объясняют явление заикание повреждениями отделов ЦНС.

По мере изучения дефекта каждый врач предлагал свою методику лечения, исходя из собственных представлений о нарушении. Существует очень много методик по лечению. Это обусловлено тем, что у патологии очень сложные структурные проявления, а также она изучена недостаточно.

Научные эксперименты и исследования доказали, что каждый случай требует индивидуального подхода. Следует учитывать особенности каждого пациента и применять особые методики коррекции заикания.

Особенности коррекции

1.1

— , . , , , [1].

. , . , -, .

— , (, , , , , , ). ( 1).

. , .

XVII-XVIII . . , , , , . , . : (, ); (); , (, , ); (); , () ..

. , , , , , , , » «. — » «.

XX . :

1) , ( ). . , .. , .. , : » , , «. , . : — .

2) . . . . . , .. , .. . .

3) , , . . , , , , , , — .

30- 50-60- XX . , .. , , . (.. , .. .), (.. , .. , . II. , .. , .. , .. , .. , .. .). . , , , . — , (.. , 1962). ( ) . , , , . , , .. . — , . — , . , , . , , . , . — (. , .. , .. , . . , . . .).

, , (.. , 1960). . , . (.. , .. , . ). , .. , » , , «. , — , .

.. , . . , (. , 1947; . » 1957; . . , 1967). , «» (. . , 1951; . , 1952; . , 1957; .. , 1959; .. .. , 1963, . .).

, , . , , 84% . Szondi, 100 20% . , . Gerdner : 100% (), ().

, , , , , , , , . : , , , . . . , , . . , .

70- (.. , .3. , .. , .. .).

, , , .

(.. , .. , 1970). , () .

(. ., 1984) , . .

, , — . , , , , , . , ( — ), , . : , , .

, , , , .

, — . — , , ; , , ; — — .

. , . :

1) , ;

2) ;

3) .

. . .. , , . , «» , : , . , , .

Общие правила выполнения упражнений

Заикание – название простонародное, в медицине оно характеризуется, как логоневроз. При выполнении специальных упражнений следует соблюдать общепринятые правила, особенно если это касается детей:

  • Создается доброжелательная обстановка – без нареканий, упреков, принужденности. Главное – соблюдать терпение.
  • Не всем детям нравится заниматься, поэтому необходимо увлекать ребенка, создавая вид игры.
  • Если человек напрочь отказывается от выполнения упражнений, не заставляйте его. В этом случае придется принять выжидательную тактику, после чего проводить занятия в процессе общения. То есть больной не должен подозревать о том, что это лечебное мероприятие.
  • При артикуляционной зарядке больной должен стоять перед зеркалом, чтобы контролировать правильность и точность каждого упражнения.
  • Зарядка проводится систематически, без длительных перерывов и пропусков. В противном случае невозможно добиться желаемого результата. К тому же это позволит малышу привыкнуть, и в последующем он станет заниматься самостоятельно, не осознавая этого.
  • Минимальный срок продолжительности – 2 месяца.

1.2

, (, ). : — — —; —. . . — , : ——, … ( ) — . . . , — . , , , , : () — .

, , . , , .

.

, , . , , . «» . , , , — , ( , , , , , , ).

, ( , , , , ). , , .

— , (, ). . , . , .

Общие моменты коррекции

Комплексная коррекция заикания

Каждый автор использует свои методы устранения заикания. Все они строятся на общих принципах:

  • индивидуальный подход;
  • групповая работа;
  • последовательность;
  • систематичность;
  • наглядность;
  • сознательность.

Обязательно проводится работа над интонационной стороной речи. Для этого используют специальные упражнения на развитие дыхания, модуляции голоса, управления средствами выразительности.

Некоторые авторы предлагали введение этапа монотонной речи, которая позволяла подготовить почву для дальнейшего развития. Она облегчала усвоение артикуляционных поз звуков.

Нет единого мнения о воспитании темпа речи у детей и взрослых, так как разные специалисты подходят по-своему к этому вопросу.

Цель коррекции — это выработка нового стереотипа речеобразования. Для этого используют технические средства. БОС (биологическая обратная связь) позволяет вырабатывать новые нервные связи в мозге. Ребенок получает возможность самостоятельно контролировать дыхание, голосообразование и т. д.

Для тренировки плавности выдоха, речи, силы голоса применяют программу «Видимая речь». Графические игры позволяют наглядно видеть результат действий, что делает обучение эффективным.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика применяется при многих патологических нарушениях, поэтому логоневроз не является исключением. Данные занятия направлены на укрепление мышечной системы грудной клетки, глотки, гортани. Благодаря этому человек учится правильно дышать. А это приводит к точному и плавному произношению речи. К тому же дыхательная гимнастика во много раз ускоряет процесс терапии.

Что можно делать:

  1. Пациента укладывают на спину, а на область живота устанавливают груз (взрослым достаточно предмета в 2 кг, детям – 300-600 грамм). После этого на протяжении 2-х минут необходимо ритмично вдыхать и выдыхать воздух, но не грудной клеткой, а животом. При этом установленные предметы должны приподниматься. Количество подходов в сутки – 5 раз.
  2. Выдувание воздуха. Для этого больного просят надувать воздушные шарики, мячи, круги для плавания и подобное. Если ребенок слишком мал, можно совместно с ним сделать бумажный кораблик и пустить его по воде в ванной. Главное условие – малыш должен самостоятельно на него дуть.
  3. Выдувать воздух можно при помощи бутылки, заполненной водой. В нее вставляют трубочку, через которую пациент дует, создавая пузыри.

В течение всего дня необходимо через каждые полтора часа вставать и совершать глубокие вдохи носом. В этот момент плавно тянуть руки вверх. Выдыхать ртом, опуская конечности. Количество вдохов/выдохов – 10 раз.

Увидеть наглядно выполнение дыхательной гимнастики при заикании Вы можете в следующем видео:

Виды коррекции

По мере изучения проблемы логопеды всего мира предлагали разные схемы лечения. На данный момент известно несколько направлений лечения:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Лечебная физкультура.
  3. Логопедические упражнения.
  4. Применение аппаратов, корректирующих речь.
  5. Творческое развитие.

При лечении желательно сочетать разные виды терапии, так можно будет добиться наиболее выраженного эффекта.

1.3

, ( ), , . , .

. , «», , , , , , . , , , , .

Упражнения для мышц

Звуки выдавливаются из гортани посредством тесного взаимодействия мышечной системы и голосового аппарата, поэтому разработка мышц играет немаловажную роль. Правильное дыхание создается диафрагмой, которая окружена мышечными волокнами. Представленные ниже упражнения укрепляют голосовые связки, улучшают функциональность легких.

Пример эффективных занятий:

  1. Встать прямо, сделать вдох как можно глубже. Вы должны почувствовать, как увеличивается объем в грудной клетке. Далее быстро и ритмично выдохните, сопровождая звуками по типу «ху-у-у-у-у-у». Один цикл дыханий составляет 15 раз. Минимальная дневная норма упражнения – 10 раз.
  2. Задержите дыхание на полминуты, выдохните.
  3. Исходное положение – стоя на ногах. Часто и быстро двигайте брюшной стенкой, увеличивая давление на пресс.
  4. Для увеличения экскурсии грудины и ускорения процесса кровоснабжения полезно ежедневно бегать минимум по 15 минут.
  5. Нетрадиционная медицина рекомендует занятия йогой. Конкретный комплекс подбирает специалист.

Возрастные особенности

В каждом возрасте есть особенности протекания нарушения. Заикание бывает у детей, взрослых. В 60% случаев устраняется дефект у дошкольников, улучшения отмечаются у 19%, ремиссия у 8%. Только у 13% изменения небольшие.

В подростковом возрасте улучшение дефекта наступает в 82% случаев, в 15% нарушение устраняется полностью, у 3% нет изменений. У взрослых людей исправления ситуации добиваются в 50,8% случаев, убирается дефект в 14,7%.

Лучшие результаты по устранению дефекта показаны на дошкольном возрасте. Чем раньше начнет оказываться помощь заикающемуся ребенку, тем больше шансов на излечение.

Для детей дошкольного возраста этапность работы следующая: игровые занятия по развитию речи, воспитание, после медицинские мероприятия. Для взрослых вначале психотерапия, медикаменты, потом педагогика.

1.4

2 5 , , , ( ), — 7 ( ) [2].

, : , , , , , .. , , , , .

, , . , , , . , :

, , , , , , , ..

, , , — .

, , . , .

. — . , , — ( ), » » ( , ..). , , . : , , , , — . (, , ) .

, , . , , , , .

, . () , , , , , .. .

( , ) . . : , ; , , (), .. : , , , , , . , , , : .

, .. , . «» — . . , , : » — «. () — .

, , , : (), , , , , ..

: , , » » ( ). , — , . . .. » «. , .

( , ). .. , » » . . , — . , , . «», , , . , . — .

— ( ).

, . , , .., . . , . , .

? , . . . , . , , , .

, , . .

Чтение и механизм обратной связи

И не смотря на то, что данные приемы годятся только для временной демонстрации улучшения речи, они в виде комплексного метода необходимы для лечения заикания. Точнее будет сказать – в том числе и эти приемы нужны для успешного лечения, наряду с другими методами.

Самым важным является то, насколько интенсивно и правильно используются эти приемы. Поскольку прочитать пару предложений по слогам или под ритм метронома, напрягая при этом живот, может практически каждый, но действительно вылечить таким образом заикание на самом деле довольно сложно.

Например, если у вас получается относительно спокойно читать по слогам и не сильно при этом заикаться, вам потребуется долгое время для закрепления результата. Здесь важно рассматривать чтение как механизм обратной связи. Рассмотрим этот механизм на простом примере.

В исследовании, проведенном группой ученых под руководством Сары Прессман, на испытуемых изучалось влияние двигательных реакций на мозговые центры, которые данные реакции вызывают, а так же на ассоциативно связанные с ними другие мозговые центры. В результате выяснилось, что, например, чисто механическая улыбка, натянутая в состоянии стресса без видимых на то причин (в исследовании для этих целей испытуемые зажимали между зубов карандаш), в конце концов вызывала нейтрализацию физиологических проявлений стресса, в том числе замедляла частоту и силу сердечных сокращений, частоту дыхания и в конечном счете снижала выброс гормонов стресса, например, кортизола. То есть удалось доказать, что простая улыбка заметно снижает проявления стресса и повышает настроение. Мы улыбаемся когда нам хорошо – но если мы находимся в состоянии стресса, банальная работа мимических мышц, формирующих улыбку, по принципу обратной связи успокаивает нервную систему.

А значит читать нужно много. Необходима постоянная и долгая практика. Практика и еще раз практика, вне зависимости от того, заикаетесь ли вы наедине или нет.

Но и это еще не все. Сложность заключается в том, что заикание у каждого исключительно индивидуальное, поэтому каждому требуется свой определенный набор правил. И в настоящее время не существует практически ни одной методики, за редким исключением, которая представляла бы универсальный набор действительно полезных правил чтения.

А все потому, что представленных приемов демонстрации временного улучшения речи недостаточно для избавления от заикания. Необходим комплексный подход, и именно поэтому неудивительно, что многие после нескольких лет чтения не замечают значительных улучшений. Не смотря на это, любая дополнительная самостоятельная речевая нагрузка в виде чтения при заикании просто необходима, без нее вообще не может идти и речи о его лечении. Завершая эту статью, стоит привести вполне закономерную статистику – абсолютно все без исключения наши подписчики, которые избавились от заикания, использовали чтение в больших нагрузках.

Главные правила занятий

Речевые правила для заикающихся:

  1. Планирование высказывания. Экспромт в речи при заикании является сложной задачей. На начальных этапах коррекции лучше избегать импровизаций в говорении, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда говорящий знает, о чем он хочет сказать, у него снижается психологическое напряжение, а вместе с ним и вероятность спазма. Хороший результат дает предварительное проговаривание «про себя».
  2. Следить за своим дыханием во время речевого акта. Говорение с одновременным вдыханием воздуха является противоестественным. Произносить фразу нужно на выдохе. Причем дышать необходимо диафрагмой. Запас воздуха нужно расходовать преимущественно на произнесенные гласных звуков.
  3. Не забывайте про остановки в речи. Паузы дают возможность набрать воздушный запас и обдумать следующую фразу. Паузы делайте не только между смысловыми отрезками текста, но и внутри длинного предложения.
  4. Следить за своими движениями.

Общие правила поведения при борьбе с заиканием:

  1. Логопед при заикании у ребенка и взрослого: правила занятий
  2. Ежедневно самостоятельно выполняйте упражнения и другие мероприятия по преодолению дефекта. В этом поможет введение распорядка дня.

    Планирование на сутки позволит распределить время так, чтобы работа по борьбе с заиканием вошла в привычный режим.

  3. Поддержание физической формы. Речь зависит от общего физического состояния организма, поэтому важно высыпаться, избегать стрессовых ситуаций, полноценно отдыхать, питаться правильно.

    Держать тело в тонусе, а заодно и тренировать дыхательную систему помогают определенные виды спорта. К ним относятся плавание, лыжи, ходьба.

    Резкие движения и сильное мышечное напряжение при логоневрозе противопоказаны, поэтому штанга, бокс, борьба, прыжки, футбол, баскетбол не пойдут на пользу.

  4. Откажитесь от вредных привычек.

Правила для логопеда — при подготовке занятия с детьми необходимо:

  1. Учитывать ведущий вид деятельности конкретного возраста. Для дошкольников это игра. Все задания и упражнения нужно проводит так, чтобы ребенку было интересно. В противном случае можно натолкнуться на нежелание заниматься и на потерю контакта.
  2. Следить за длительностью занятий. Она должна быть не больше 20 минут.
  3. При разработке занятия учитывать индивидуальные особенности заикающегося.
  4. Давать материал и задания с постепенным наращиванием сложности.

Голосовые упражнения

При помощи упражнений на голос можно добиться значительных результатов и избавиться от заминок в речи:

  1. Пение считается самым высокорезультативным методом. Для этого нужно включить музыку с песнями, которые Вам хорошо знакомы. Условие – ударение при напеве должно быть на гласные буквы («о», «а», «е» и пр.).
  2. Существует множество звучных слов, которые можно использовать для тренировки. Например, «калина», «солнышко», «кошечка» и т. д. Задача состоит в том, чтобы одно и то же слово произносить в разных интонациях – ласково, злобно, мягко, грубо.
  3. Театрализованные постановки актуальны больше для детей, но и взрослые люди могут в них участвовать. Особое условие – роль должна содержать много фраз и предложений.
  4. В этом занятии принимает участие сразу 2 человека. Один бросает мяч, а другой ловит. Каждый из участников должен резко произнести слово: если оно съедобное, мяч нужно поймать, если нет – оттолкнуть обратно.
  5. Можно использовать простые слоги – ца-ца, шо-шо, не-не и т. д. Изначально они произносятся в медленном и плавном темпе, далее происходит ускорение. В итоге больной должен научиться говорить их четко и ритмично.

1

— — , .

: , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

.

:

— . .

— ; .

— , , .

:

— , , , ..

— , , .

— , , .. , , .

XIX — XX . , — . , , (. , 1879; . , 1878; .. , 1889, .). , — (. , 1838; . , 1878; . , 1900; .. , 1913, .). , , , .

Ритмическая гимнастика

Довольно часто у заикающихся людей отсутствует правильное чувство ритма, поэтому его важно развивать. Это позволит снизить нервозность и тревожность (что, зачастую, возникает у больных при произношении слов). Достаточно совершать всего два действия:

  1. Читать стихи или прозу, но с выражением, так как одновременно с этим надо постукивать пальцами по поверхности стола. Главное условие – совпадение такта стуков с чтением.
  2. Произносить слова текста нужно под музыкальное сопровождение. Причем на каждом занятии музыка должна быть разной.

2.1

. () , , .

: , , / , . — , .

, , . . , .

, , , . ( ) — .

. , .

. . , .

, , , — , . . , , » » ; — , — ( 2).

. , — .

, , , , — . — , , ( ), — .

( ) . , . , .

Коррекция заикания у школьников

Коррекция заикания у младших школьников будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении. Используются упражнения на сопряженно-отраженном варианте речи, спонтанные ответы на несложные вопросы о сказочных персонажах, беззвучное артикулирование.

Тренировка речи детей проводится с учетом разных условий: — лежа, стоя, в движении и т.п. (от положения тела в пространстве может изменяться глубина дыхания) — в процессе разных видов занятий (на дыхание влияют и психологические факторы, такие как увлеченность, эмоциональный подъем или переживание неудачи)

Коррекция заикания у старших школьников — более объемная работа, и ко всем предложенным способам добавляется отработка текстов, сложных по содержанию.

Преодоление заикания у школьников целесообразно вести в группе. Групповой способ работы намного эффективнее индивидуального и позволяет избежать очень частого побочного эффекта, когда ребенок говорит с логопедом без запинок, а в реальной жизни заикается, как обычно.

Групповая работа по лечению заикания отличается у младших, средних и старших школьников как логопедической, дидактической работой, так и подбором соответствующей психотерапии.

Оганесян Ходьба : невротическое -внимание на осанку , пластичность движений, эмоциональное состояние. Неврозоподобное – внимание на координацию движений рук и ног. Счетные упражнения: Невротич- Счет с разнообразными движениями и действиями с предметами. Неврозопод – в едином темпоритме обрабатывать точное вступление в движение. Упражнения для произвольной регуляции мышц. Невротич – самоконтроль, наблюдение за мышечным тонусом, пфд и образное мышление. Неврозопод – проверка качества выполнения дыхание : невротич — не фиксировать внимание на дыхании , отрабатывать оттенки голоса , общая выразительность речи, четкость артикуляции . неврозопод – упр. Выполнять под счет с точной инструкцией, внимание на четкости артикуляции, на глубине вдоха.

Чувство темпа и ритма: невротич – улавливать структуру ритма , варьировать темп выполнения. Неврозопод- начинать с подсчета кол –ва ритмических последовательностей, развивать способность воспроизведения ритмич последовательностей. Совершенствование мимической моторики , упражнения с предметами, групповые упражнения с элементами танца распевки речевые упражнения стихи проза мелодикламации

xn--80aaivjfyj3e.com

Классификация заикания

Специалисты используют разные классификации. Популярнее всего та, что основывается на клинических признаках. Понимание ее особенностей позволяет правильно строить работу, подбирать методы воздействия.

Невротическая форма появляется из-за психологических факторов — испуга, стресса. Введение второго иностранного языка, когда родители используют то один, то другой, сбивает ребенка с толку, он нервничает, путается в звуках.

Нарушение сопровождается:

  • проблемами со сном;
  • отсутствием аппетита;
  • тревожностью;
  • быстрой сменой настроения.

Ребенок длительно разговаривает чисто, при очередном стрессе — появляется заикание. При постоянном дискомфорте болезнь станет хронической.

Неврозоподобная форма появляется на фоне тяжелых травм во время беременности, родов, первого года жизни. У ребенка имеется поражение головного мозга. Заикание остается на всю жизнь. Первые проблемы появляются в трехлетнем возрасте, постепенно прогрессируя.

Природа заикания

Этиология заикания до сих пор не ясна. Однако, медики утверждают, что причины заикания комплексные:

  • Генетическая предрасположенность

Частый вопрос родителей «передается ли заикание по наследству?»

В этом вопросе учёные разделились на 3 лагеря. Первые утверждают, что причиной заикания у детей может быть рецессивный ген, который проявляется, если оба родителя в детстве были заикающимися. Вторые говорят, что наследственность может передаваться в виде предрасположенности к заболеваниям нервной системы, которые и проявляются таким симптомом. Третьи предполагают, что могут передаться наследственные категории болезней, которые провоцируют судоржную готовность мозга.

  • Невротическое заикание, обусловленное психосоматическими причинами

Заикание у детей дошкольного возраста часто обуславливается напряжённой обстановкой в семье, травмирующими событиями в виде долгого отсутствия родителей.

К подростку заикание приходит при волнении в результате развода родителей, проблемами в учебном заведении, ведь в школах: конфликты между детьми, давление со стороны учителей. Также симптоматика нарушения возникает при всех формах насилия или если ребёнок стал его свидетелем.

  • Тяжёлая беременность, трудные роды, внутриутробные инфекции — всё это провоцирует проблемы с речью из-за нарушений в процессе передачи нервных импульсов от коры головного мозга к речевому аппарату. В таких случаях иногда говорят, что заикание могло передается по наследству, однако это не так, потому что нервная система ослаблена из-за особенностей вынашивания беременности, родов.
  • Иногда заикание у детей возникает по причине… подражания. Если в окружении у ребёнка есть дети или взрослые, которые заикаются, то это ничто иное, как подражание. Тогда коррекцию заикания у дошкольников можно проводить дома, поскольку лечение заикания у детей сводится к исправлениям речи, искоренению привычки.

2.2 ..

, ( ) ( ). , .. 1-4 . — . , . :

1) ;

2) ,

3) ,

4) .

.. . . , , , .

. , , . : , , . , , .

5) (5 ). , , . , , , ..

, , .. , -. . , » » ( ) .

, » » » , «.

5 .

1) (4 ). — . , , . .

2) (16 ). , . . (, , ; , , ).

3) (12 ). ( ). ( ) , . , , .

4) (8 ). — , , .. . , ( , ) , (, , , ).

, , . , , , .

» » : , , .

Программа, упражнения и занятия для коррекции заикания

Программа для коррекции заикания должна выстраиваться индивидуально, с учётом усвояемости материала на практическом уровне. То есть в процессе обучения мы смотрим и оцениваем должное закрепление учеником различных решений. Разбираем поучаемый опыт и дальше выстраиваем взаимодействие, с учётом оставшегося объёма ошибок. При этом всевозможные упражнения служат лишь небольшим дополнением к основному реабилитационному процессу. А по-другому и быть не может. Это не тренажёрный зал, где можно самостоятельно прочитать инструкцию и для выполнения поставленных целей с самого начала самостоятельно использовать ряд упражнений (для тела). А тут проблема кроется изначально не в теле, а в голове, в неправильной привычке реагировать телом на определённые ситуации. И всё это нужно разбирать, внимательно (!) отслеживая со стороны процесс усвоения организмом новых реакций при так называемых «стрессовых» ситуациях (хотя на самом деле большинство ситуаций для всех других людей являются абсолютно нормальными и не стрессовыми). При этом нужно отслеживать, какие изменения начинают происходить в голове, на уровне мыслей и отношения к собственной речи. В общем не всё так просто, и простыми упражнениями тут можно сделать только хуже, ещё больше закопавшись попытками излишнего контроля за речевым аппаратом. Занятия для коррекции заикания должны быть нацелены на нормализацию речи и мышления. Тут как раз тот случай, когда все проблемы идут из головы. А проецируются на теле. В этом прослеживается чёткая и однозначная причинно-следственная связь. Работать нужно комплексно. С логопедией, психологией и психосоматикой, ошибками внимания и прочим.

2.3 ..

.. , . , — .

(2,5-3 ) : (); ; ; ; — .

() 10-15 . , ; , , .

( 1 1,5 ) , , «» .. . ( 15-20 ) . . , , .

, , .. : . :

1) , ;

2) ;

3) «», «» ;

4) . , , «» — .

( ) ; , , . , , , .. , , .. .

3-4 ( 10-15 ).

. . , .

3-4 . , 7-10 : , , — — . .

— , : , , ; . 6-8 , , , . .

, . 2-3 . , , : , , . .

( ) . , — , , .

.. , , , . , .

— , . .

, ( — ) . , ( ). , (.. , .. , .. , .. ), ( .. — , .. — ); (.. , . ); (.. ).

, .

, : .. , ( ); .. . — ; .. ..

Методики занятий

Власова и Рау разработали систему, в основе которой постепенно усложняющиеся упражнения. На первом этапе предполагалось произношение вслух выученных стихов, фраз, декламация. Широко применяется совместная, отраженная речь.

Коррекция заикания по Власовой Н.А. и Рау Е.Ф.

На втором этапе дети устно описывают картинки, опираясь на наводящие вопросы, составляют рассказы по серии изображений. На третьем этапе навыки закрепляются в повседневных делах.

Для школьников используют другие методики коррекции. У них ведущей деятельностью является учебная, вводятся уроки, воздействие оказывают учитель и логопед.

Делается упор на сознательное желание преодолеть дефект и внушается необходимость самостоятельных упражнений.

Используются методики Чевелевой, в ходе которых дети делают поделки, проговаривая все действия. Ястребова выделила три периода обучения. На первом происходит уточнение знаний о языке, на втором активизируется выработка навыков, на третьем они закрепляются.

Группа специалистов (Абелева, Голубева, Евгенова и другие) создали особую методику для взрослых и подростков. Коррекция сопровождается определенными методами психотерапии — гипнозом, техниками расслабления и другими.

Арутюнян разработала авторскую методику коррекции заикания. В ходе нее человек преодолевает свой дефект с помощью пальцев. Он синхронизирует речь с движениями пальцев. Занятия ведутся в небольших группах по 5 человек.

Ведущая рука кладется на бедро, пальцы нажимают на ногу. При произнесении каждого слога, палец перестает давить на поверхность. Движения руки становятся контролером темпа и скорости речи.

Коррекция заикания по методике Арутюнян

Методика включает в себя четыре этапа. На первом заикающийся учится расслабляться, снимать мышечное напряжение. На втором отрабатываются движения пальцев. На третьем тренируется произношение слов и коротких фраз. На четвертом происходит работа с текстом.

Недостатком методики Арутюнян считают отсутствие полноценного психотерапевтического сопровождения. Некоторые специалисты полагают, что посредством тренинга нельзя сильно исправить дефект.

В коррекции заикания нельзя выделить одну методику. Каждый случай требует индивидуального подхода специалиста. Последствия заикания могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Плюсы и минусы лечения логопедией

Эффективность воздействия логопедических методик при коррекции заикания заключается не только в том, что в результате занятий человек избавляется от дефекта речевой деятельности, но и обретает уверенность в себе.

Логопедическая коррекция имеет еще и психотерапевтический эффект, так как занятия включают проработку личностных качеств.

Логопедическое воздействие затрагивает также высшие психические функции. Занятия для детей строятся таким образом, что одновременно происходит развитие памяти, внимания, мышления.

Каждая логопедическая методика коррекции заикания дает определенные результаты. Отрицательный результат в их применении может быть зафиксирован только в том случае, если логопед неправильно диагностировал степень развития дефекта и ошибся в подборе методики.

В основе устранения заикания лежит большая работа как со стороны логопеда, так и со стороны самого заикающегося. Примером для всех, кто хочет избавиться от данного речевого дефекта, может служить история древнегреческого оратора Демосфена.

2.4 .. ..

— .. .. . :

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) .

.

.. 7 » «, -:

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) ( );

7) (, ) ..

.. Pay , » , , , , , «. 3 .

— , . .

— , , , .

— , , , , .

.. .. Pay — . , , .

. .

Артикуляционная

Занятия для подвижности нижней челюсти

Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:

  1. Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
  2. Движение челюстью вперед-назад.
  3. Движение челюстью влево-вправо.

Зарядка для губ

Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:

  1. Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
  2. Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
  3. Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.

Для укрепления мышц языка

Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:

  1. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
  2. Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
  3. Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
  4. Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
  5. Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.

Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:

https://youtube.com/watch?v=5YFqnmhnK5I

2.5 ..

.. , . ( ) : » «, » «, » «, «, , , «.

«» . : , ( ).

, . : , , .

. , , . : , , , , .

, . : , , , , — , . . , — , , .

. : , , . . , , .

. . : , . , , , . . , . , , .

.

, .. .. ( .. ). .. , .. — .

Меры профилактики

Нельзя наполнять жизнь ребенка чрезмерным количеством развлекательных мероприятий. Они негативно влияют на нервную систему, возбуждая ее. В дошкольном периоде происходит развитие головного мозга, поэтому не нужно нагружать дополнительно ребенка.

При появлении запинок в речи обеспечивают максимальный покой. Разговаривать нужно немного, убрать все стрессовые факторы, снизить количество секций, кружков и т. п. После чего обратиться к неврологу. Длительность режима тишины определяет врач.

2.6 ..

.

4-5 2-3 , -, . , . : , , .. — . , , , . , , , , .

5-6 , — — , . 50-60 , , . 20 , , .

-7 , , . , . , . , , , , .

4-7 . .

, . 4-7 . , . , , .

, . , , . , , . , — . , , . .

:

— , , . , , , .

— , , , . ‘ , , , .

— , , , , . , .

— , , ; , . ; .

— , . , , .

, , , , , , . — , II . , , . . III, IV , , . — , , , III IV .

, , , .

: .

Народные методы

Официальная медицина не отрицает факта полезного воздействия «бабушкиных» рецептов при многих заболеваниях. Но категорически не приветствует использование их при заикании. Единственное, что можно делать, – это пить отвары трав, которые обладают седативными (успокоительными) свойствами. Для этого можно заваривать мяту, мелиссу, чабрец и прочие сборы.

2

, 80- XX . .

: , , , , , ..; , 2 7 ; ( ) .

, , , — .

» «, , , .

, , , .

, , .., .

, , . , .

, , .

, , — , (, , ).

— , , .

— , , .

— . . , .

, . , — . () , , , , . ( ? ? ? ? ? ? ? ? ..). , .

, . , , , , . , , , , . , , , . , . , , , , , , — .

, , . , , , , , .

:

1. .. . .

2. X. .

3. .. .

4. .

5. .. . , , , . .

6. .. .

7. .. , .

8. . . .

9. .. .

10. .. .

11. .. , .. , .. .

12. .. , .. . .

13. .. .

14. ..

15. ..

16. . .

17. .. . ()

18. .. .

19. ..

20. .. .

21. .. .

22. .. .

23. .. , , , .63, 1, 1963

24. .. . — ., 1979.

25. .. . . 1, 1980. .66-70

26. . , , , 2002

27. .. .. . . .: . 1969.

28. . . . /.. , .. , .. . .: . 1989

29. . / … , .. . .: . 1999.

30. . , , -, 2002.

31. .. , , , .25, , -«\2002

32. .. , , 1911

33. / .. : . 1969.

34. .. . . 1 1980.

35. .. , . — , 1989

36. .. , .. , .. . . .: . 1989.

37. .. , , 1934

[1] .. . .

[2]

   ..  499  500  501   ..

Существуют ли противопоказания?

Противопоказаний к упражнениям от заикания нет. Но если у больного существуют проблемы с позвоночником, или присутствуют сложные системные заболевания, то некоторые из тренировок могут быть противопоказаны. По этой причине подбором занятий должен заниматься исключительно специалист. Ведь упражнений в действительности очень много, и их можно заменять друг другом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...