Как вылечить амнестическую афазию

Афазия

Афазия — утрата навыков устной и письменной речи. Различают следующие виды афазии.

1.Моторная афазия (экспрессивная, атактическая афазия, афазия Брока, анартрия (от an — частица отрицания, arthroo — членораздельно произносить)) — невнятная речь, связанная с центральным нарушением звукопроизношения. Типичными, кроме того, являются телеграфный стиль речи (фразы из 2–3 слов, составленные из глаголов и имён существительных), аграмматафазия (аграмматизмы речи, то есть утрата способности использовать грамматические нормы языка), литеральные и вербальные парафазии (подмена одних букв, фонем, слов другими, неправильными, их пропуски), контаминации (слипание слов, например «палалет» образовано из «палата» и «туалет»), персеверации (повторение ответа на предыдущий вопрос в ответ на новый).

Страдает произвольная письменная речь, списывание текстов удаётся несколько лучше. В тяжёлых случаях нарушается письмо под диктовку. Термином дизартрия обозначают нарушения произношения, обусловленные поражением периферического аппарата артикуляции. Моторная афазия наблюдается при локализации очага повреждения в задней трети нижней лобной извилины мозга доминантного полушария — речевого центра Брока (1861).

2.Сенсорная афазия (слуховая афазия, афазия восприятия, словесная глухота, чистая словесная глухота, афазия Вернике) — утрата способности понимать устную речь при сохранении слуха и относительной сохранности экспрессивной речи). Характерны, кроме того, многоречивость вплоть до логореи (словоизвержения), литеральные и вербальные парафазии, нарушение фонематического слуха (различения близких по звучанию фонем), аграмматизмы речи, неспособность повторять сказанное другими. Нарушаются чтение, письмо. Сенсорная афазия возникает при поражении задней части верхней височной извилины доминантной гемисферы — речевого цента Вернике (1874).

3.Амнестическая (номинантная) афазия — утрата способности вспоминать нужные слова, особенно при назывании предметов. Понимание назначения этих предметов не нарушено, что пациенты обычно пытаются демонстрировать, не находя требующегося слова. Наблюдаются, кроме того, многоречивость, персеверации, вербальные парафазии, затруднения в спонтанном письме. Письмо при списывании и под диктовку не нарушается. Амнестическая афазия возникает при повреждении теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария (Trousseau A., 1864; Bateman, 1898).

4.Семантическая афазия — утрата способности понимать значение грамматически сложных фраз при восприятии устной и письменной речи. Это происходит потому, что теряется понимание отношений между словами, выражаемыми посредством флексий (окончаний слов), предлогов, сравнений, атрибутивных конструкций (определений). Пациент не может, к примеру, понять, чем «отец брата» отличается от «брата отца». Семантическая афазия наблюдается при поражении области мозга на стыке теменной, затылочной и височной долей доминантной гемисферы мозга (Head H., 1926).

5.Синтаксическая афазия — утрата способности составлять предложения и фразы по правилам синтаксиса используемого языка. Называется также катафазией (от греч. kataphasis — утверждение). Некоторые авторы (Блейхер, 1995) определяют катафазию как речевую стереотипию, то есть повторение слов собственной речи, или аутоэхолалию.

6.Динамическая афазия — речевая аспонтанность, утрата побуждения говорить. Наблюдается при поражении конвекситатных и медиальных поверхностей лобных полушарий.

7.Общая афазия — расстройство речи, возникающее при одновременном поражении речевых центров Брока и Вернике.

8.Оптическая афазия — утрата способности вспоминать названия и одновременно с тем назначения визуально представленных предметов. Называется также термином аномия.

9.Проводниковая афазия — характеризуется затруднениями при повторении фраз собеседника, невнятным произношением звуков речи, а нередко и утратой способности понимать речь. Возникает при повреждении нервных волокон, связывающих речевые центры Брока и Вернике.

10.Транскортикальная афазия (Lichtheim L., 1885) — расстройство речи, понимаемое ныне как относительно лёгкий вариант моторного и сенсорного видов афазии. В таком понимании может быть представлена в виде моторного (с корковым нарушением артикуляции), сенсорного (частичным забыванием значения слов) и смешанного (с симптомами того и другого нарушений). А.Р.Лурия (1962) различает пять вариантов расстройства. Афферентный моторный вариант проявляется корковым нарушением артикуляции, возникает при распространении поражения с прецентральной коры на нижние отделы этой области, где представлена кинестезия губ, лица и языка. Эфферентный моторный или кинетический вариант характеризуют нарушения плавности речи, речевая дезавтоматизация и затруднения при переходе от одной артикуляции к другой. Наблюдается при поражении нижних отделов премоторной зоны.

Динамический вариант отличается расстройством активного построения речи, утратой речевого побуждения. Возникает при поражении конвекситальных отделов лобных долей. Акустикогностический сенсорный вариант проявляется нарушением распознавания близких по звучанию оппозиционных фонем, например «д»-«т», в более тяжёлых случаях страдает различение всех звуков речи, возможно появление акустической агнозии. Наблюдается при поражении вторичных отделов височной коры мозга. Амнестикосенсорный вариант характеризуют трудностями воспоминания названий предметов. Наблюдается при поражении теменно-затылочных отделов коры больших полушарий.

11.Амузия — утрата способности воспринимать и воспроизводить музыкальные структуры, а также писать и читать ноты. При моторной амузии пациент делается неспособным петь и играть на музыкальных инструментах, при сенсорной амузии — слышать музыку, мелодии. Острота слуха сохраняется на прежнем уровне. Амузия может сочетаться со слуховой агнозией. Расстройство возникает при поражении корковых полей 45 и 22, по Бродману.

12.Асемия — утрата способности понимать значение неречевых символов, а также потеря умения рисовать и копировать рисунки. Обозначается и как мыслительная агнозия.

13.Глобальная афазия — сочетания разных форм афазии, встречается при тотальной амнезии в рамках деменции.

В детском возрасте большей частью отмечаются нарушения развития речи, обусловленные задержкой или повреждением развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием головного мозга во младенчестве и раннем детстве. Нарушения не связаны с очаговыми повреждениями, невротическими нарушениями, умственной отсталостью, детским аутизмом, тревогой, депрессией и влиянием средовых факторов. Значительная часть пациентов с возрастом достигает нормального уровня речевого развития, но происходит это явно позже, чем даже у «поздно говорящих» нормальных детей.

Типичны трудности в овладении чтением, письмом, общением, темпом интеллектуального развития, а также эмоциональные и поведенческие проблемы (невербальное поведение, пытливость, потребность в общении не нарушены). Характерно постоянное, точнее, регредиентное течение, собственно ремиссий и рецидивов не бывает. Аналогичные нарушения могут быть при иной патологии (олигофрения, аутизм, сенсорные нарушения, дефицит внимания, социальная депривация, аффективные расстройства, невроз, регрессия речи, синдром Ландау-Клеффнера или приобретённая афазия с эпилепсией), но в этом случае они являются лишь симптомами основного расстройства. Нарушения речевого развития таковы:

Специфическое расстройство артикуляции речи — задержанное развитие звукопроизношения, не связанное с очаговой патологией и умственным недоразвитием. В норме большинство звуков речи приобретается к 6–7 годам, в 11–12 лет дети произносят почти все звуки родной речи. В возрасте четырех лет речь ребёнка легко понимается незнакомыми ему людьми. При патологии дезартикуляция делает речь детей трудной для понимания окружающими и в возрасте после четырех лет. В речи много пропусков, подмен, искажений фонем, искажения звуков могут зависеть от их сочетания. Синонимы термина: расстройство артикуляции, функциональное расстройство артикуляции, лепетная речь, дислалия, расстройство фонологического развития.

Расстройство экспрессивной речи — задержанное развитие в использовании выразительной разговорной речи, не связанное с очаговой патологией и умственной отсталостью. Звукопроизношение и понимание чужой речи может быть не нарушено. К трем годам при значительном нарушении в речи пациентов отсутствуют отдельные слова, а также фразовая речь из двух слов. Позднее нарушение включает:

  1. Ограниченный активный лексикон,
  2. Избыточное использование небольшого набора общих слов,
  3. Трудности в подборе нужных слов и синонимов,
  4.  «проглатывание» слов, неполное их произношение,
  5. Незрелая структура фраз,
  6. Ошибки синтаксиса, особенно отсутствие флексий и приставок,
  7. Дисграмматизмы в виде отсутствия (неправильного использования) предлогов, местоимений, спряжений глаголов и склонений имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений,
  8. Чрезмерно обобщённое употребление правил,
  9. Отсутствие плавности предложений и
  10. Трудности в последовательном пересказе впечатлений прошлого.

Эти и подобные нарушения представляют, пользуясь известной терминологией, психопатологические синдромы речевого дизонтогенеза. Приведённое описание не снимает всей остроты проблемы его разграничения как с нормой индивидуального замедленного развития речи, так и с другими психопатологическими синдромами, в которые включены симптомы расстройства. Синонимы термина: дисфазия и афазия, связанная с развитием, экспансивный тип. 

Расстройство рецептивной речи — задержанное развитие у детей понимания чужой речи, не связанное с локальной патологией мозга и умственной отсталостью. Обычно нарушена и экспрессивная речь, нередко — артикуляция речи. Высок уровень сопутствующих эмоциональных, коммуникативных и поведенческих расстройств, нарушений умственного развития, социализации. В целом детям свойственны нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, адекватное обращение к родителям для получения помощи, использование невербальных средств общения нарушено относительно легко.

Нередко выявляется некоторое снижение слуха на высокие тона, но его степень недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи. Значительное нарушение проявляется неспособностью

  1. реагировать с первого дня рождения на знакомые названия в отсутствие невербальных реплик,
  2. идентифицировать названия нескольких обычных предметов к 18 месяцам,
  3. следовать простым инструкциям в возрасте двух лет.

К поздним нарушениям относят: 1) неспособность понимать грамматические структуры (отрицание, вопросы, сравнения и др.) и 2) непонимание более тонких аспектов речи (тона голоса, жестов говорящего и др.). Синонимы термина: афазия, дисфазия развития, рецептивный тип; словесная глухота, врождённая слуховая невосприимчивость, афазия Вернике, связанная с развитием.

Факторы-провокаторы нарушения

Развитие афазии всегда связано с патологическим процессом или повреждением участков мозга, ответственных за речь. Эта функция в каждом полушарии имеет моторное (двигательное) и сенсорное (чувствительное) обеспечение.

Например, моторная афферентная и эфферентная афазия (нарушение способности произносить слова) появляется при поражении той области коры, которая отвечает за движения (нижняя лобная извилина левого полушария).

Сенсорная форма речевого расстройства (отсутствие понимания смысла своих и чужих слов) связана с патологией в корковом отделе слухового анализатора (верхняя часть височной доли каждого полушария). Сочетанное поражение этих областей приводит к развитию тотальной (сенсомоторной) афазии.

Основные причины появления данного симптома:

  • острые нарушения церебрального кровообращения (инсульт, кровоизлияния) — самая частая причина у взрослых пациентов;ушиб головного мозга
  • тромбоз и эмболия сосудов мозга;
  • травмы головы;
  • нейрохирургические оперативные вмешательства;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • воспалительные процессы (энцефалит);
  • хронические прогрессирующие болезни, приводящие к дегенеративным изменениям (Альцгеймера, Пика).

Предрасполагающими факторами считаются:

  • почтенный возраст;
  • неблагоприятный семейный анамнез;
  • сопутствующие тяжелые болезни — атеросклероз, декомпенсированный сахарный диабет, артериальная гипертония, ИБС, частые ишемические атаки, пороки сердца и сосудов.

3. План

1. Локализация поражения. Механизм нарушения.

2. Характеристика экспрессивной речи.

3. Характеристика импрессивной речи.

4. Особенности письменной речи.

4. Динамическая афазия

Впервые описана

К. Кляйстом в 1934 г.

В основе лежат

нарушения

сукцессивной

организации речевого

высказывания, дефекты

внутренней речи,

связанные с

планированием речи.

Другие названия и синонимы

Сенсорно-мнестическая афазия.

Сопутствующие заболевания

Сенсорная корковая афазия часто сопровождается правосторонней полной гемианопсией или верхнеквадрантной гемианопсией, в некоторых случаях отмечается небольшое сглаживание правой носогубной складки — каких-либо других нарушений обычно нет. Речь, полная неологизмов и парафазии, возбужденное состояние и отсутствие неврологических симптомов иногда заставляют заподозрить психическое заболевание МДП. Правильный диагноз можно поставить на основании других характерных признаков афазии и отсутствия психического заболевания до её развития.

13.

При грубой

выраженности

расстройства больные

отличаются не только

речевой, но и общей

аспонтанностью,

безынициативностью. Им

присуща выраженная

эхолалия, а иногда и

эхопраксия, когда

больной репродуктивно,

механически повторяет

за собеседником слова,

вопросы, движения.

14.

Существует

несколько вариантов

динамической

афазии,

характеризующихся

разной степенью

нарушения

коммуникативной

функции, от

полного отсутствия

экспрессивной речи

до некоторой степени

нарушения речевой

коммуникации.

Причины

Личный опыт восприятия речевого потока утрачивается из-за нарушений в нормальной работе корковой части слухового анализатора, который располагается в височной доле коры мозга.
Слуховой анализатор отвечает за переработку и анализ сигналов, поступающих из внешнего мира. Сбои в его функционировании вызывают:

  1. Различные виды инсультов.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Новообразования.
  4. Аневризмы сосудов головного мозга.
  5. Последствия энцефалита и других инфекций.
  6. Некоторые психические расстройства.

К провоцирующим факторам относятся пожилой возраст, наследственность, гипертония, пороки сердца.

Основные симптомы и центральный механизм патологии

Акустико-мнестическая афазия: симптомы и проявленияИмпрессивная речь нарушена, но негрубо, т.е. страдает понимание услышанного. Больному сложно соотнести зрительный образ предмета и его языковую оболочку, появляются трудности в понимании смысла высказывания.

Отличительной чертой акустико-мнестической афазии является следующее: когда человек слышит новые слова, он забывает те, что были услышаны до этого. Это затрудняет понимание общего смысла высказывания.

Больному сложно разгадать скрытый подтекст услышанного, иносказания, аллегорические отсылки. При этом короткие, ситуативные высказывания доступны для понимания. Иначе обстоит дело с осмыслением развернутой речевой продукции.

При грубой акустико-мнестической афазии спонтанная речь — это короткие фразы, запас слов скудный. Больному сложно подобрать нужное слово. При легкой степени речь более развернута, однако тяжело даются высказывания с придаточными конструкциями, причастными и деепричастными оборотами.

Кроме того, для симптоматической картины при акустико-мнестической афазии характерны вербальные парафазии, трудность понимания речи в условиях повышенной сложности (быстрый темп, одновременное предъявление двух речевых сообщений), затруднение письма под диктовку, симптом отчуждения значения слова.

Какие симптомы не относятся к этой патологии:

  • нарушение фонематического слуха;
  • нарушение звукоразличения;
  • литеральные парафазии;
  • бессвязная, непродуктивная разговорная речь.

16.

При всей внешней

несхожести легких и

грубых дефектов

внутреннего

программирования их

единая природа

обнаруживается в том,

что они

компенсируются

принципиально

одинаковыми

средствами –

опосредованием

программы

внешними опорами.

Отрывок, характеризующий Афазия Вернике

– Это обманывают народ, – повторил он. – Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру. – Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер. – В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь. Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками. – Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску. – Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома. – Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?… – Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n’ai pas voulu l’offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только. Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась. Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется». Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную. – Вы очень добры, – сказала она ему. – Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства! Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу. В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо. – Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера. – AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.

Осложнения и их особенности

Если терапия афазии была начата несвоевременно или отсутствовала вовсе, больному становится все сложнее общаться с окружающими. К основному заболеванию присоединяется социальная дезадаптация. Нарушается умение выполнять ранее доступные действия: писать, читать, выполнять арифметические действия.

Трудности понимания и речевого производства ведут к постоянному напряжению, повышению раздражительности, нервозности. Возможны депрессивные состояния.

Диагностика

Для точной постановки диагноза при подозрении на афазию назначают следующие мероприятия:

  • КТ или МРТ головного мозга;
  • допплерография кровеносных сосудов головы и области шеи;
  • ангиография;
  • электроэнцефалография;
  • люмбальная пункция.

Чтобы установить степень речевого расстройства, проводят устную и письменную проверку, исследование слухоречевой памяти, определение возможности распознавания предметов.

Диагностикой афазии занимаются невролог, логопед и нейропсихолог.

21.

Такие больные не

проявляют интереса к

окружающему, не

формируют никаких

просьб, не задают

вопросов.

Спонтанная речь

может совсем

отсутствовать,

диалогическая –

грубо нарушена и

характеризуется

эхолалическим

повторением вопроса.

Лечение афазии

Терапия зависит от проблемы, вызвавшей болезнь

  1. Если нарушение вызвано опухолью — врачи использую метод хирургического вмешательства.
  2. Проводится устранение кровоизлияние, если болезнь вызвана этой причиной.
  3. Практикуется удаление гнойника из полости черепа хирургическим путем.

Широко в терапии используются препараты, улучшающие кровообращение мозга наряду с обменом веществ, нормализующие артериальное давление

Советы

Что можно посоветовать близким людям больного

К лечению относятся занятия с логопедом, они включают разные упражнения, воздействующие на дефект.

Семантическая афазия

Что происходит при семантической афазии: человек теряет способность понимать смысл сложных логико-грамматических предложений с предлогами. Например, ему непонятные такие выражения, как «стул под столом», «квадрат над кругом». Сравнительные и возвратные словесные конструкции ему также непонятны (Саша выше Коли, но ниже Пети. Кто из них самый высокий?). Затруднительны к осознанию атрибутивные конструкции («мать сестры», «сестра матери»). Семантическая афазия протекает без нарушения письма и чтения.

23.

При выраженной

динамической

афазии

обнаруживается

нарушение чувства

языка, возникают

затруднения в

понимании сложных

фраз, особенно

инвертированных,

требующих для

своего понимания

перестановки

элементов

предложения.

Моторная афазия

Различаются два вида моторной афазии:

  1. Эфферентная или афазия Брока: поражаются нижние отделы премоторной коры (расположены сразу после лобных долей). Данный вид афазии в некотором роде напоминает заикание – человеку сложно переключится с одного звука/слога в слове на другой. Он будто «застревает» при произношении того или иного слова, часто повторяется, допускает грамматические ошибки. Часто звуки могут быть расположены в другом порядке, например, «курица» — «рукица». Очень многие слова заменяются синонимами, что приводит к вычурности и бессмысленности некоторых предложений;
  2. Афферентная афазия: поражён нижний отдел теменных долей. Нарушается звукопроизношения по типу замены одних звуков другими – слон-слот, дом-том и т.д. Речь очень беглая и неразборчивая;

Патогенез

 Артикуляция речи, фонематический слух в норме. Патогенетической основой данного речевого расстройства является нарушение слухоречевой памяти. Согласно предположениям, у пациентов повышена тормозимость слухоречевых следов. Клинически это выражается забыванием предыдущих услышанных слов при восприятии новых. Другим патогенетическим аспектом данной патологии считается ограниченность объёма слухоречевой памяти. Дефект негативно отражается на способности к письму, счёту, чтению.
 В большинстве случаев поражение задневисочных областей (поле 37) сопровождается нарушением их связи с близлежащими оптико-гностическими структурами затылочной доли. В результате возникают затруднения в соотношении словесного обозначения предмета и его зрительного образа, страдает смысловая сторона речи. Следствием являются клинически наблюдаемые сложности восприятия сказанного и трудности подбора необходимых слов в экспрессивной речи.

29.

Возникновение

комплексных форм

объясняется

нарушением

кровообращения в

сосудистых системах,

снабжающих

смежные речевые

зоны. Эти варианты

афазий, требуют

разработки

специального плана

преодоления речевого

дефекта.

30. Афазии у полиглотов

Форма афазии зависит от

первично нарушенной

предпосылки. В первую очередь,

как правило, восстанавливается

родной

язык или тот, которым больной

пользовался в последние годы.

Иногда иностранные языки

восстанавливаются у больного

одновременно, например

армянин, хорошо владеющий

русским, турецким и английским

языками, может говорить с

окружающими поочередно на всех

этих языках.

33.

У амбидекстров афазические

расстройства преодолеваются

быстрее, чем у правшей, со

значительным приближением

речи к норме. Наиболее

стойкой и труднопреодолимой

является проводниковая

афазия, наблюдающаяся у

амбидекстров и переученных

левшей, чаще всего при

поражении нижнетеменных

отделов левого полушария и

реже – правого.

Афазия: советы родственникам

Потеря способности говорить беспокоит и расстраивает больных. Многие реагируют отчаянно или агрессивно, у некоторых даже развивается депрессия. Пациенты с афазией также должны приложить усилия, чтобы выразить себя и понять других. Поэтому они часто быстро истощаются и нуждаются в большом отдыхе.

Для тех, кто страдает афикой, особенно трудно, если их окружение считает их умственно отсталыми и покровительственными. Поэтому важно уважительно относиться к афазикам, чтобы они не потеряли полностью уверенность в себе и свой жизненный интерес.

Следующие советы помогут вам справиться с афазикой:

  • Будьте терпеливы: людям с афазией нужно время, чтобы перехватить содержание разговора. Говорите медленно, используйте простые предложения и делайте перерывы.
  • Не вынимайте слово из уст афазика: люди, страдающие афазией, часто говорят нерешительно и проводят много времени в поисках слов. Подождите, не найдет ли афазик термин, который вы ищете, потому что каждое языковое чувство достижения важно для него. Он часто преуспевает в выражении себя, если ему достаточно времени. Если к афазике обращается третья сторона, вам следует противостоять искушению ответить за него.
  • Облегчите общение: говорите медленно и четко и подчеркните то, что вы сказали, через выражения лица и жесты. Убедитесь в понимании: если вы не уверены, что правильно поняли человека с афазией, задайте простой вопрос «да / нет»: «Вы говорите о миссис Шульце?». Если заинтересованное лицо кажется растерянным, активно спрашивайте, все ли он понял.
  • Не исправляйте слишком много: люди, страдающие афазией, часто боятся языковых ошибок и поэтому не смеют говорить. Постоянная коррекция усиливает этот страх.
  • Устраните источники помех:  Люди с афазией имеют проблемы с концентрацией внимания на нескольких вещах одновременно. Если в беседе участвуют несколько человек, не всех следует смущать. Также отвлекающие источники шума, такие как радио или телевизор, должны быть отключены во время разговора.
  • Облегчите контакт с другими: многие люди не знают, как бороться с афазикой. Поощряйте их говорить с заинтересованным лицом и делиться своими знаниями и опытом по афазии.

Вас также может заинтересовать

37. План

1. Этапы логопедического обследования при

афазии.

2. Обследование неречевых функций.

3. Обследование речи.

4. Составление логопедического заключения.

38.

Обследование речи

начинается с

предварительной беседы,

она позволяет установить

контакт с больным. По ходу

беседы с больным

(выяснение имени, отчества,

возраста, адреса) логопед

составляет общее

суждение о его речевых

возможностях, сохранности

сознания, критичности,

ориентированности в

окружающем, в месте

нахождения, во времени.

Полезное видео

Интересно об акустико-мнестической афазии:

Профилактика

 Профилактические мероприятия подразумевают своевременную терапию цереброваскулярных заболеваний, исключение онкогенных воздействий, предупреждение травматизма, укрепление иммунной системы.

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1

48. 4. Исследование зрительного гнозиса

необходимо проводить для

отграничения речевых

расстройств от трудностей

называния при зрительной

агнозии, возникающей при

поражении третичных отделов

затылочной доли и для

выяснения оптической алексии,

возникающей при поражении

теменных отделов слева.

51.

Для

обследования

динамического

орального

праксиса

больному

предлагают

выполнить серию

движений,

например подуть

и пощелкать

языком.

59.

При показе

соответствующих

картинок логопед просит

больного показать

мамину дочку, дочкину

маму, маму дочки, дочку

мамы. Так же, но с

опорой на предметы,

больного просят показать

кисточку карандашом,

карандаш кисточкой.

60.

Проверка понимания

логикограмматических

конструкций,

передающих

пространственное

расположение

предметов,

осуществляется

заданиями:

Положите ручку

справа от линейки и

слева от карандаша,

линейку слева от

ключа и справа от

очков и т. п.;

61.

Нарисуйте крест под

кругом, круг над

крестом, чашку под

столом и над елкой и т.

п. При решении логикограмматических

конструкций

сравнительного

характера больному

предлагается расставить

имена детей под

картинками:

Коля выше Вани и ниже

Саши. Кто здесь Коля,

Ваня и Саша? и т. п.

67. 12. Исследование состояния чтения и письма

осуществляется

следующими приемами: 1)

раскладыванием подписей

к предметам, к сюжетным

картинкам и сериям

картинок; 2) показом

воспринятого на слух слова

или предложения; 3)

выполнением письменных

инструкций: Покажите где

окно, Погрозите пальцем и

т. д.

68.

У больных, жалующихся на трудности

чтения при сохранной ситуативной

речи, необходимо проверить остроту

зрения и оптический гнозис, наличие

гемианопсии (сужение поля зрения,

часто наблюдающееся

при сенсорной афазии). При

исследованиях возможностей чтения у

больных со средней степенью тяжести

речевых расстройств логопед

отмечает литеральные и вербальные

паралексии, элементы угадывающего

чтения, персеверации и т. п.

75.

3) особенности экспрессивной речи:

многоречивость, аспонтанность, эхолалия,

персеверации, речевые эмболы, возможность

общения при помощи отдельных слов или

деформированных предложений, характер

аграмматизма, наличие вербальных и

литеральных парафазий, амнестические

трудности, оральный или артикуляторный

праксис. Возможности повторения,

называния, составления фразы,

автоматизированная речь. Отмечается ли

диссоциация между репродуктивной

произвольной и ситуативной активной

речью, а также наличие дизартрии.

78.

6) особенности

нарушения

счета:

возможность

решения

различных

арифметическ

их примеров,

записи цифр

под диктовку;

79.

7) особенности гнозиса и

праксиса: наличие

акустической или

оптической агнозии,

зеркальности в письме,

оральной и

артикуляторной

апраксии, динамической

и конструктивнопространственной

апраксии, дизартрии,

эхолалии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...