Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации

Содержание
  1. Похожие статьи
  2. Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии…
  3. Коррекция речевых нарушений в процессе… | Молодой ученый
  4. Специфика организации образовательной деятельности для…
  5. Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми…
  6. Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через…
  7. Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы…
  8. Проект по организации коррекционной работы на основе…
  9. Использование метода проекта в коррекционно-развивающей…
  10. Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений…
  11. Характеристика
  12. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
  13. Определение и диагноз по МКБ 10
  14. Понятие тяжелые нарушения речи
  15. Причины ОНР
  16. Причины
  17. Что такое тяжелые нарушения речи
  18. Обследование дошкольников с умственной отсталостью
  19. Симптомы ОНР
  20. Классификация по видам
  21. ТНР у школьников
  22. Существуют три уровня общего недоразвития речи
  23. Цены на услуги
  24. Признаки
  25. Коррекция тяжелых нарушений речи
  26. Читайте также:
  27. Обучение детей с ТНР в детских садах
  28. Диагностика
  29. Признаки и симптомы
  30. Диагностики при тяжелых нарушениях речи
  31. Лечение СНР у детей
  32. Тяжелые нарушения речи и умственная отсталость: отличия
  33. ТНР и УО: сравнительная таблица
  34. Заикание, что относится к тяжелым нарушениям речи, требует создания
  35. Из регионов
  36. Особенности воспитания детей с теми или иными тяжелыми речевыми нарушениями в семье
  37. Особенности развития
  38. Прогноз и профилактика
  39. Формирование грамматических категорий у детей с ОНР
  40. Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР

Похожие статьи

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии

Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду осуществляется по следующим видам музыкальной деятельности

Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Коррекция речевых нарушений в процессе… | Молодой ученый

Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. ДОУ должно обеспечить речевое развитие ребенка, включающее владение

Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры речи у детей с ТНР. Педагогами нашей группы для детей с…

Специфика организации образовательной деятельности для…

Архипова Е. Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ

Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим…

Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми

Изучая проблему организации работы с семьей, воспитывающего ребёнка с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного

Необходимо помочь родителям детей с тяжелыми нарушениями речи увидеть актуальную проблему ребёнка, или, наоборот убедить…

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через…

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования должна включать содержание коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей…

Проект по организации коррекционной работы на основе…

Проект «Страна красивой речи» (далее по тексту Проект) ориентирован на детей 4–7 лет и их

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по

ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект…

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей…

Метод проектирования в работе педагогов ДОО становится перспективным средством

Речь — одна из важнейших психических функций человека, а чистая, правильная речь — одно из

Речь в жизни человека играет огромную роль, соответственно любые речевые отклонения в…

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений

Проблема налаживания детско-родительских взаимоотношений и развития речи с помощью

Сказка применяется в различных областях работы с дошкольниками, имеющими речевые

Развитие диалогической и монологической речи у детей с ТНР посредством сказкотерапии.

Характеристика

Системное недоразвитие речи (СНР) – комплексное расстройство развития аппарата речи у ребенка, характеризующееся несформированностью процесса говорения и восприятия речевых сообщений.

Нарушены следующие языковые элементы:

  • Лексика

Ребенок не владеет словарным запасом в том объеме, который он должен освоить в своем возрасте;

  • Фонетика

Отдельные буквы, звуки, либо группы произносятся неправильно;

  • Грамматика

Присутствуют нарушения при выборе падежных окончаний, при составлении слов, предложений и пр.

Такую группу отклонений составляют нарушения, которые квалифицируются в существующих классификациях как моторная алалия или общее недоразвитие речи.

Мальчик молчит

Термин системное недоразвитие речи (СНР) введен Р.Е. Левиной, используется при диагностике речевой деятельности детей с умственной отсталостью. Детям с органическим поражением мозга, для которых характерны вторичные нарушения речи, логопеды ставят диагноз СНР на фоне органического поражения мозга. Детям с сохранным интеллектом и слухом ставится диагноз ОНР – общее недоразвитие речи.

Окончательный диагноз может быть поставлен только после того, как с ребенком проведут беседы сразу три специалиста: невролог, психолог и логопед. Кроме того, такой диагноз не ставят детям, не достигшим возраста пяти лет.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Тяжелые нарушения речи сопровождают человечество на протяжении всей его многовековой истории
Ведь, как известно, вначале было слово…
А если есть возможность говорить, то, безусловно, существуют и различные аномалии, связанные с этим процессом

дети с тяжелыми нарушениями речи

Да, тяжелые нарушения речи стары, как мир

И подтверждение тому – труды древних греков и римлян, в чьих традициях очень почитались ораторское искусство и изящная словесность

Гиппократ упоминал о большинстве современных форм речевых расстройств: потере голоса и речи, заикании, косноязычии и проч.

Определение и диагноз по МКБ 10

По международной классификации болезней (МКБ), к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи. (F80.1 и 80.2). Проявляются они без предшествующего нормального ее развития. Спецификой речевого расстройства является нарушения в психоневрологическом развитии. Частота ее встречаемость среди дошкольников составляет примерно 5-10%.

Понятие тяжелые нарушения речи

Диагноз «ТНР» относится к детям:

  • с ограниченным и слабым словарным запасом;
  • с неполноценностью грамматической, лексической и звуковой сторон речи;
  • с ограниченностью мышления и воображения;
  • с отсутствием навыка общения;
  • с трудностями в письме и чтении.

Распространенными видами тяжелых нарушений речи являются: алалия, дислалия, дизартрия, логоневроз.

Нарушение речи у мальчика фото

Нарушение речи у мальчика

Причины ОНР

Недоразвитие речи может быть связано с биологическими или социальными причинами. К биологическим относятся различные внутриутробные воздействия, в том числе гипоксия плода, резус-конфликт, натальные травмы, патология постнатального периода (желтуха новорожденных, инфекции, травмы). Для формирования речи очень важно состояние центральной нервной системы, которая может значительно страдать при гипоксии, асфиксии, травматических повреждениях черепа. Причины ОНР могут быть органическими, если речь идет о проблемах с ЦНС в прошлом, то говорят об ОНР на резидуальном фоне.

К социальным факторам относится недостаточное внимание к ребенку (часто в детских домах), воспитание его глухонемыми родственниками и другие обстоятельства, мешающие нормальному формированию речи.

Классификация ОНР у детей

В зависимости от степени нарушений выделяют 4 уровня ОНР:

  • ОНР 1 уровня: речь отсутствует, ребенок произносит различные звуки, сопровождая их жестами, но понять их практически невозможно.
  • ОНР 2 уровня: в речи присутствуют измененные слова, смысл которых можно понять. Отмечается отставание речевого развития от возрастных норм.
  • ОНР 3 уровня: ребенок строит фразы, но в его речи присутствуют элементы недоразвития, затрудняющие общение. Родители обычно привыкают и понимают речь ребенка, но незнакомому человеку она кажется неразборчивой.
  • ОНР 4 уровня: речь вполне правильная и понятная, но в ней присутствуют лексические или артикуляционные ошибки. Ребенок может путать близкие по значению слова, предложения не всегда согласованы, в словах он может переставлять слоги, звуки, делать пропуски.

Причины

Выделить конкретную причину речевых расстройств системного характера непросто, часто значение имеет не один, а совокупность факторов.

Перечислим основные:

  • Травмы головы, полученные во время родов или в первые годы жизни ребенка.
  • Тяжелое течение беременности. К этой группе причин относят: серьезные инфекционные болезни в период вынашивания малыша, употребление алкоголя или курение, тяжелые хронические инфекции и прочее.
  • Гипоксия плода.
  • Неблагоприятная ситуация в семье: грубое и невнимательным отношением к ребенку, частые ссорами между родственниками, слишком строгие методы воспитания, либо прочим.
  • Заболевания ребенка также могут привести к СНР. К таким болезням относят астению, ДЦП, синдром Дауна, рахит, серьезные патологии ЦНС.
  • В редких случаях системное недоразвитие речи легкой степени возникает, как реакция на перенесенную вирусную или бактериальную инфекцию.

Мальчик рисует

Что такое тяжелые нарушения речи

Как развивается речь малыша? Языком он овладевает постепенно: развивается фонематический слух, навыки произнесения звуков, улучшается словарный запас и понимание смысла слов. Овладение закономерностями языка начинается к 1,5-3 годам и завершается к 6-7 годам. В школе навыки совершенствуются. Разговаривать и понимать ребенок учится под воздействием родителей и окружающей среды, ему нужна практика говорения.

нарушения речи

Нарушения речи могут быть связаны с разными ее компонентами: внятностью (звукопроизношениям), способностью слышать звуковой состав (фонематическим слухом), наполненностью словарного запаса или неумением строить предложения. Общее недоразвитие речи можно отнести к одному из 3-х уровней:

  1. Отсутствие словесного общения или его резкое ограничение в 4-5 лет. Есть отдельные слоги и звуки, которые ребенок может пытаться дополнить жестами, но слов обычно нет.
  2. В арсенале ребенка есть некоторые слова, но умение произносить их отстает от возрастных норм.
  3. У малыша есть нормальная фразовая речь. Он стремиться общаться, но это проблематично из-за малого словарного запаса, плохой способности воспринимать на слух и произносить звуки.

Тяжелые нарушения речи – это устойчивые разлады в формировании речевой системы. Сюда относят сложные случаи заикания, сенсорную алалию, дизартрию в тяжелой степени, закрытую ринолалию, афазию. Часто детям с такими проблемами присваивают статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

К тяжелым относят нарушения, не позволяющие ребенку пойти в обычную школу. Деткам с такими проблемами обязательно нужна помощь логопеда. Специальные занятия помогают многим детям пойти в результате в общеобразовательную школу. Другим же приходится искать школу для учеников с ТНР. Перейти из нее в обычную очень сложно, в вузы такие дети не поступают.

В последние десятилетия изменились особенности дефектов речи у детей. Проблемы возникают чаще и глубже. Наблюдаются сложности с произнесением звуков и связной речью. Специалисты связывают это с распространением телевидения и, особенно, мобильных телефонов. Дети реже играют и разговаривают между собой, зато чаще взаимодействуют с планшетом и телефоном. Происходит это не с помощью речи, а с помощью картинок, кнопок, букв.

Обследование дошкольников с умственной отсталостью

Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».

В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7 лет).

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи. (СНОСКА: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.)

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).

3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

Симптомы ОНР

  • Речь формируется позднее, чем у здоровых детей. В норме первые слова ребенок начинает говорить до года, а при ОНР – в 3-4, а иногда и в 5 лет.
  • Ребенок может хорошо понимать речь других, но не в состоянии выразить собственные мысли.
  • Наличие в речи грамматических и фонетических ошибок.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Классификация по видам

ТНР в логопедии у дошкольников классифицируются по клиническим симптомам и психолого-педагогическим признакам. Нарушения речи по биологическим проявлениям подразделяются на такие группы:

  • голосовые (дисфония и афония);
  • патологии темпа (тахилалия и брадилалия);
  • проблемы с чтением и письмом;
  • звуковые (дизартрия и заикание).

Метод коррекции расстройства подбирается в соответствии с этими характеристиками. Педагогическая классификация подразделяет ТНР на две группы. К первой относятся общие, фонетические и фонематические отклонения в развитии. Ко второй – заикание. Эта формулировка также позволяет логопеду составить план терапии ребенка.

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи.

Малыш начинает усваивать основы лексики и грамматики в возрасте 1,5-3 года. После дошкольного этапа его речь формирует ближайшее окружение, что во многом зависит от культуры и воспитания взрослых. Ее нарушения могут касаться произношения звуков, фонематического восприятия, объема словарного запаса, умения составлять предложения правильно. Речевые нарушения выражаются в дефекте звуков, недостаточном словарном запасе, проблемах с фонематическим слухом, неумении составлять предложения. ОНР бывает четырех видов:

  1. I уровень – самый критичный, ребенок 4-5 лет не способен общаться в словесной форме. Его речевая функция состоит из набора звуков, при этом он может активно жестикулировать.
  2. II степень – несмотря на присутствие искаженных слов и подобия грамматической формы, речь трудно понять окружающим. Характеризуется значительным отклонением от возрастной нормы.
  3. III уровень – присутствует развернутая форма речи с помощью фраз, дети могут поддерживать диалог. Однако, в сравнении со сверстниками, они не говорят свободно.
  4. IV уровень – присутствуют грамматические ошибки в предложениях, нарушение произношения отдельных букв.

Если родители глухие, дефекты произношения неизбежны.

ТНР у школьников

Логопедия младшего школьного возраста кроме нарушений устной речи рассматривает недостатки письма и чтения.

У детей дошкольного возраста можно отследить лишь предпосылки для возникновения пороков развития письменной речи. Целесообразно рассмотреть эти нарушения как вторичный дефект, который возникает в результате нарушения комплекса базовых для усвоения чтения и письма психических процессов и функций познавательной деятельности.

Работа специалиста с ребенком фото

Работа специалиста с ребенком

Существуют три уровня общего недоразвития речи

  1. На первом уровне у 4-5-летнего ребенка отсутствуют или резко ограничены средства речевого общения
    Его словарный запас – это звукоподражания, которые при произношении нередко сочетаются с активной жестикуляцией
  2. Второй уровень – это когда ребенок все же владеет несколькими словами, но они сильно искажены
    При этом в речи таких детей можно различить несколько грамматических форм
    Мальчики и девочки, относящиеся к этому уровню общего недоразвития речи, сильно отстают в данном аспекте от своих сверстников
  3. На третьем уровне недоразвития ребенок владеет словами и даже речевыми конструкциями, однако все равно не могут свободно общаться

Видео

Ребенок с тяжелым нарушением речи читает стихотворение

Цены на услуги

Индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом

Наименование

Время занятий в минутах

Абонемент 5 занятий

Абонемент 10 занятий скидка 10%

Комбинированное занятие для детей с ТНР

45

11 000

19 800

Логопедический массаж

45

6 500

11 700

Признаки

Как понять, что ребенок отстает и заподозрить, что имеет место задержка психического, речевого или интеллектуального развития до того, как чаду исполнится пять лет?

  1. Первые тревожные звоночки могут наблюдаться еще на первом году жизни. Что должно насторожить: в ответ на слова и звуки, произносимые взрослыми, кроха не пытается воспроизвести что-то свое.
  2. В возрасте от года до полутора лет ребенок учится имитировать звуки, произносимые близкими, а также показывать на предметы по просьбе мамы. Если этого не происходит, необходимо задуматься.
  3. Следующий рубеж – 2 года. Здесь ребенок должен уметь говорить слова или словосочетания по собственному желанию, то есть, спонтанно.
  4. В три года взрослые должны понимать примерно две трети того, что говорит чадо, в четыре года – смысл абсолютно всех слов. Если этого не происходит, необходимо получить консультацию специалиста.
  5. В пять лет, когда речь уже идет о таком диагнозе, как СНР, признаки могут быть такие: речь остается невнятной, ее трудно понять; между импрессивной и экспрессивной речью нет согласованности – ребенок все понимает, но высказаться сам не может.

Мальчик и его мама

Коррекция тяжелых нарушений речи

Коррекция ТНР всегда длительна, часто требует участия команды специалистов. Поскольку многие диагнозы связаны с органическими поражениями, то необходимо медицинское сопровождение (психиатра, невролога, терапевта, педиатра). Помимо этого необходимы регулярные занятия со специалистами с педагогическим и психологическим образованием. Для снятия психологических блоков нужен детский психолог. Логопед занимается непосредственно коррекцией произношения, дефектолог помогает в развитии мышления, памяти.

Прогноз улучшений зависит от постоянства и регулярности занятий. Когда ребенок пропускает несколько уроков подряд, накопленные умения теряются,и специалистам приходится все начинать заново.

Сложность реабилитации также состоит в том, что для каждого ребенка составляется индивидуальная программа работы, включающая все его особенности. Сюда входят:

  • логопедические упражнения для коррекции основного нарушения;
  • логопедический массаж и артикуляционная гимнастика;
  • развитие высшей психической деятельности и моторики;
  • улучшение психо-эмоционального состояния и социальной адаптации.

Оптимальный возраст для начала занятий – 3 года. Именно в этот период есть возможность выровнять задержку развития речи и избежать постановки одного из диагнозов психоневрологической области.

Не каждое нарушение поддается коррекции, все зависит от ситуации и степени тяжести нарушения. Случаи с органическими поражениями коры и иннервационного аппарата требуют более длительной и серьезной коррекции. А логоневроз, обусловленный психотравмой, изначально имеет более благоприятный прогноз.

Немаловажна роль родителей, которым необходимо активно включаться во все этапы развития ребенка. Важно обеспечить строгое соблюдение режима дня и поддержание спокойной атмосферы в семье, так как эмоционально-волевая сфера ребенка недостаточно развита.

Специалисты центра Ember оказывают помощь детям с тяжелыми нарушениями речи на любой стадии. На консультации дефектологи и психологи дают рекомендации относительно смены модели взаимодействия с ребенком, что помогает улучшить взаимопонимание и облегчить выполнение домашних заданий. К примеру, мы применяем дополнительные наглядные материалы (карточки, игрушки) для улучшения восприятия вербальной информации.

Тяжелые нарушения речи требуют ежедневного внимания к деталям, постоянных коррекционных занятий и тесного сотрудничества всех специалистов и родителей.

Для успешной коррекции ТНР важно, чтобы детско-родительские отношения были гармоничными. Если родители испытывают чувство вины, повышенную тревожность, это может привести к гиперопеке ребенка и тормозить коррекцию его состояния. В этом случае рекомендуется проработать эмоции и страхи с семейным психологом.

В нашем центре есть все условия для успешной коррекции тяжелых нарушений речи.

Text.ru - 100.00%

Автор статьи: логопед Федотова О.И.

Читайте также:

  • Алалия и РАС: чем различаются?

Обучение детей с ТНР в детских садах

Дети с диагнозомТНР способны обучаться в специализированных дошкольных учреждениях или в обычных садах, в которых работает врач-логопед. Такое заведение обязано разрабатывать АООП (адаптированную основную общеобразовательную программу) для детей с ТНР в ДОУ. Подобная программа создается индивидуально в каждом детском саду.

В такой разработке должны быть рассмотрены аспекты психофизического и речевого развития каждого отдельно взятого ребенка. В ней учитываются возможности малыша, план коррекции и адаптации его в социальной сфере. Это означает, что детский сад применяет государственную программу для детей с ТНР, но при этом вносит корректировки с учетом на особенности личности каждого ребенка. Утверждение подобного документа осуществляется заведующей и советом управления.

В каждом дошкольном заведении способны работать сразу несколько подобных директив. Обязательными пунктами должны быть:

  • система оценивания успехов и достижений детей;
  • список предметов и действий для достижения поставленных целей;
  • разработанная программа внеучебного развития;
  • ожидаемые итоги и результаты выполнения проведенной работы.

Важно: детей с ТНР желательно отдавать в дошкольное учреждение, где до этого уже обучались похожие малыши. Воспитатели и учителя уже имеют немалый опыт в общении с такими ребятами. Им будет намного проще найти общий язык с ребенком.

Также подобным детям полезно будет находиться в обществе с обычными детьми. Они смогут многому научиться и не будут чувствовать себя в изолированными от общества.

Речь у детей

Диагностика

Обследование детей с ОНР

Общее недоразвитие речи у ребенка диагностирует врач — логопед, имеющий специальную подготовку для работы с такими детьми, обязательно назначается консультация невролога. Направление к этим специалистам должен дать педиатр, который оценивает развитие речи во время плановых осмотров ребенка.

Существуют специальные методики для оценки развития речи. Ребенка могут попросить составить рассказ по картинке, пересказать какой-то сюжет. Оценивается произношение слов, построение фраз. После проведения обследования логопед формулирует заключение, в котором прописывается степень ОНР и ее проявления.

Очень важно различать ОНР и ЗРР (задержку речевого развития), при которой темп развития речи отстает от нормального, но других нарушений не отмечается.

Дети с ОНР в детском саду должны посещать специальную логопедическую группу, если такая возможность существует. Если нет, то рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста без своевременной коррекции может вызвать серьезные сложности с обучением и дальнейшей социальной адаптацией.

Признаки и симптомы

Речевые отклонения могут выражаться одним или несколькими симптомами. По их сочетанию ставят окончательный диагноз. Ребенок с ТНР плохо воспринимает учебный материал, отстает в интеллекте от своих сверстников. Из-за нарушения моторики он выглядит неуклюжим, психическое состояние неустойчиво (импульсивность сменяется замкнутостью). Раздражение по мелочам приводит к трудностям в общении со сверстниками.

Коррекция дефекта необходима, потому что дисфункция речевого аппарата приводит к нарушениям фонетического, грамматического и лексического характера. Кроме проблем с мыслительными процессами, у ребенка возникают сложности в общении с окружающими. При использовании детьми аморфных слов-корней («тя бах» — чашка упала), простой фразовой речи, аграмматичных высказываний постороннему человеку непонятен их смысл.

Ребенок с ТНР плохо воспринимает учебный материал.

Интеллект страдает вторично на фоне тяжелой недостаточности развития речи. Дети не могут сконцентрировать внимание на новом материале, тяжело переключаются с одной темы на другую. Изученная тема быстро забывается, особенно, связанная с сюжетом, последовательностью событий. Часто они не умеют обобщать и делать выводы. Им легче работать с наглядным материалом. Имеющееся двигательное расстройство приводит к быстрой общей утомляемости и пониженному тонусу. Все вышеуказанные признаки вызывают отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям с ТНР свойственны пассивность, обидчивость и отсутствие мотивации для достижения результата.

Отклонение от нормального темпа речи также является патологией. Ребенок, имеющий подобные дефекты, может разговаривать фразами из мультфильмов или теми, что услышал накануне от родителей. Из-за трудностей с пережевыванием пищи он может подавиться даже маленьким кусочком. Также следует обращать внимание на такой симптом, как постоянно открытый рот и повышенное слюноотделение.

Чем опасны телевизор и современные гаджеты? В мозг поступает неконтролируемый поток информации, при этом малыш не озадачивает себя мыслительной деятельностью.

Диагностики при тяжелых нарушениях речи

Основной аспект психологической диагностики – определение возможности ребенком усваивать грамматические нормы родного языка (воспринимать, анализировать, правильно произносить, строить предложения, участвовать в диалогах и прочее).

Процедура диагностики ТНР включает в себя применение таких методов, как:

  • тестирование динамики развития психики ребенка;
  • электроэнцефалографическое исследование.

Успешность диагностики в первую очередь будет зависеть от комплексного и динамического подхода. До 6-ти лет процесс диагностики проводится в игровой форме в период проведения коррекционных логопедических занятий.

Лечение СНР у детей

Лечение у логопеда

Лечение системного недоразвития речи у детей назначается врачом-логопедом. Сегодня для устранения нарушения применяются передовые методики, суть которых направлена на развитие понимания речевых основ, активизацию подражательной деятельности в виде повторения определенных звуков и слов. Это позволяет в достаточной степени натренировать мышление, память и внимание.

В процессе лечения речевых нарушений обязательно проводится тщательное изучение слов в разных грамматических формах, построение сложноподчиненных предложений, количество слов в которых постепенно возрастает. С помощью логопеда малыш учится не только давать правильные, внятные и разборчивые ответы на самые разные вопросы, но и самостоятельно задавать их, формулируя предложение с предлогами и прилагательными.

Для обучения и лечения малышей с различными степенями системного недоразвития речи применяются интересные, познавательные методики, которые заинтересуют маленького пациента. Например, изучение предметов, действий и явлений по ярким и красочным картинкам. Кроме того, именно по картинкам дети учатся находить различия и выделять конкретные качества каждого предмета – большой и маленький, черный и белый, мягкий и твердый.

Нарушения речи у мальчика или девочки – проблема достаточно серьезная, но имеющая благоприятные прогнозы. Успешность и эффективность лечебного процесса напрямую зависит от упорности и регулярности занятий с логопедом. Для устранения системного недоразвития речи может потребоваться достаточное продолжительное время – от нескольких месяцев (при системном недоразвитии речи 1 уровня) до 3-4 лет (если системное недоразвитие речи тяжелой степени). Терпение, усердие и упорство – и речь ребенка станет идеально правильной с лексической, фонетической и грамматической точки зрения.

Тяжелые нарушения речи и умственная отсталость: отличия

ТНР и УО: сравнительная таблица

ТНР УО
Речевые проблемы без наличия интеллектуальных и слуховых нарушений Проблемы с интеллектуальным развитием, сопровождающиеся проблемами с речью, поведением и прочими направлениями развития
Трудности возникают с заданиями, которые требуют речевого контакта, ребенок понимает, о чем идет речь, но не может сформулировать и произнести ответ Нарушение словесно-логического мышления
Диагностика у логопеда-дефектолога Сложные этапы диагностики с привлечением невропатолога и психолога

Заикание, что относится к тяжелым нарушениям речи, требует создания

спокойной и комфортной обстановки. Нельзя торопить ребенка, нужно учить его не громко и четко. Нельзя говорить о дефекте при ребенке или акцентировать на нем при других людях. Важно любым способом поддерживать интерес сына или дочки к общению, не запрещать ему/ей общаться со сверстниками.

ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой совокупность требований, которые должны учесть образовательные учреждения при составлении учебной программы для детей с ТНР. Примерная схема АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи:

  1. Развитие дыхания, голоса, формирование умения опознавать и различать звуки, развитие мышц артикуляторного аппарата.
  2. Постановка звука, закрепление произношения.
  3. Формирование навыков коммуникации.

Основные направления занятий, необходимые для нормального развития речи:

  • Дыхательная гимнастика. Педагоги используют дыхательные упражнения Стрельниковой, чтобы сформировать правильное речевое дыхание.
  • Развитие малкой моторики. Деятельность, направленная на развитие пальцев и рук (например, рисование, пазлы, мозаика), помогают развить внимательность и стремление к достижению цели.
  • Мимическая гимнастика.
  • Стимуляция координации движений в виде танцев под музыку и игр.
  • Упражнения и игры для развития наблюдательности.
  • Развитие связного языка на основе упражнений и дидактических игр.
  • Расширение словарного запаса в виде дидактических игр, которые позволяют ребенку не только узнать больше слов, и преодолеть стеснение, развить навыки общения.

Данные занятия должны сопровождаться положительным настроем, соблюдением режима дня, подачей информации звуковым и наглядным способом. 3 года — самый оптимальный возраст для начала занятий.

Из регионов

ДЕТСКИЙ НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ДЫШИ ЛЕГКО» — современный реабилитационный комплекс, в котором созданы максимально комфортные условия для проведения интенсивных курсов реабилитации детей с особенностями развития.

Центр удобно расположен на территории новой Москвы и находится в 15 мин езды от аэропорта «Внуково». Мы принимаем пациентов из всех регионов нашей страны и бывших стран СНГ.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЗАПИСИ НА ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ ИЗ РЕГИОНОВ

  • – Получить бесплатную консультацию в нашем центре по телефону;
  • – Отправить нам свои медицинские документы;
  • – Наша врачебная команда подготовит для Вас предварительную программу курса;
  • – В согласованную с Вами дату мы организуем прием в нашем центре
  • – Поможем организовать трансфер и забронировать отель рядом с нашим центром или комфортабельную квартиру на время лечения

Для обеспечения максимального комфорта наших пациентов и их семей, помогаем в поиске подходящего жилья. В распоряжении посетителей 1, 2 и 3-х комнатные квартиры, расположенные недалеко от нашего центра. Все апартаменты оснащены кухонными принадлежностями, постельным бельем, полотенцами. Для желающих, можем предоставить детскую кроватку.

Закрыть

  1. Выбрать благотворительный фонд
  2. Написать им письмо в свободной форме или по-требованию фонда
  3. Свидетельство о рождении ребенка
  4. Копия паспорта с пропиской
  5. Справка о выплате пенсии, если ребенок инвалид
  6. Справка о получении детских пособий
  7. Выписка из мед. учреждения
  8. Счет из центра «Дыши Легко»
  9. Заключение из центра «Дыши Легко»
  10. 10 Справка по уходу за ребенком инвалидом

Закрыть

Особенности воспитания детей с теми или иными тяжелыми речевыми нарушениями в семье

Так, например, для заикающегося ребенка обязательным условием восстановления являются сон днем и различные речевые ограничения
Можно практиковать дома режим молчания и допускать периодическое общение шепотом
Также специалисты рекомендуют помогать чаду в том случае, если он застопорился при произнесении слова – договаривать за него
Дети, страдающие сенсорной алалией, должны жить в четко выстроенном речевом и звуковом режиме
Родители должны позаботиться о том, чтобы их чадо как можно меньше общалось с окружающими, не смотрело телевизор и не слушало радио

Также эффективной мерой в лечении алалии может стать отсутствие игрушек и картинок, то есть, своеобразный зрительный голод
Именно на такой эмоционально ровной почве занятия с логопедом дадут наилучшие результаты

При дизартрии очень важен грамотно выстроенный режим дня – достаточное количество сна и бодрствования

Им важно развивать моторику, а потому родители могут организовать как можно большей действий для ребенка, которые с ней связаны: захватывание, удерживание в руках и перекладывание предметов

При этом очень важно отмечать и поощрять малейшие успехи ребенка
Таким образом, постепенно у малыша, страдающего дизартрией, будут формироваться необходимые для жизни навыки самообслуживания
Лечение ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями – это целая комплексная программа, которая должны проводиться регулярно и целенаправленно

Тогда вас ждет успех, а ребенка – полноценное здоровье

Узнайте больше о бесплатных программах восстановления для детей с тяжелыми нарушениями речи, с аутизмом, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда и натуропатии с диетой, включающей в себя натуральные продукты Тенториум

План семинаров ЗДЕСЬ
Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам биомедицинской коррекции организма
Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементам

Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

Особенности развития

Особенности развития восприятия при умственной отсталости обусловлены различными нарушениями условнорефлекторной деятельности. На его качество оказывают влияние индивидуально-психологические свойства личности, которые у таких детей непременно имеют какие-то дефекты. При этом даже при олигофрении с одинаковыми причинами, к примеру, умственной отсталостью, обусловленной внутриутробной вирусной патологией, уровень способностей восприятия и осмысления может быть разным. Поэтому упомянутый выше принцип доступности должен строиться на базе индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Стоит увидеть: Тревожное расстройство личности

Педагогам и родителям не следует забывать, что интеллектуальная недостаточность и умственная отсталость не означают только лишь «малое количество ума». Это общие качественные изменения всей психики. Патологические особенности деятельности высшей нервной системы приводят к тому, что страдают все способности, в том числе и восприятия.

Однако в ряде случаев, несмотря на необратимость процесса, само состояние поддаётся существенной коррекции. Для успешности же процесса необходимо ставить адекватные случаю цели и коррелировать сам процесс обучения с истинным состоянием детей.


Особенности чувственного познания при умственной отсталости могут быть такими же неразвитыми, как и интеллектуальные

Ошибочно считать, что особенности чувственного познания при умственной отсталости выше, чем непосредственно интеллектуальные, поскольку сама патология касается всего психического развития. К особенности представлений при умственной отсталости является потеря чёткой координации предмета в пространстве и исключение непонятных деталей. Так, когда их просят нарисовать часы, то они рисуют их без секундной стрелки, а ключ без бороздок. Это связано с тем, что мышление не может сформировать полноценный образ предмета по его функциональности. Дети с умственной отсталостью могут не просто не понимать, но и игнорировать существование того, что им непонятно.

Прогноз и профилактика

Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления. В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременности.

Формирование грамматических категорий у детей с ОНР

Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи. Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих. Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.

Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР

Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...