Коррекция дислексии по методу Дейвиса

Содержание
  1. Волкова Л.С., Селиверстова В.И. (ред.) Хрестоматия по логопедии в 2-х томах
  2. Когда проявляется болезнь?
  3. Дислексия: как это было у нас
  4. Что такое дислексия
  5. Зависимость от типа проблемы
  6. Суть метода Д. Дейвиса
  7. Одевание
  8. Проблемы обучения: дислексия
  9. Подготовительный этап: с чего начать обучение по методу Д. Дейвиса
  10. Цель, мотивация и ответственность ученика
  11. Шкала энергии
  12. Роль наставника
  13. Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников
  14. Симптомы дислексии
  15. Рисование и письмо
  16. Причины
  17. Диагностика дислексии у ребенка
  18. 2. Переключение
  19. Тренировка артикуляции
  20. Узнай стоимость написания такой работы!
  21. Координация в пространстве
  22. Как можно преодолевать трудности?
  23. Эффективные методы коррекции дислексии у школьников
  24. Метод Рональда Дейвиса
  25. Методика Корнева
  26. Освоение символов
  27. Освоение букв
  28. Знаки препинания
  29. Освоение цифр
  30. Дислексия у взрослых
  31. Метод Рональда Дэйвиса
  32. 5. Координация
  33. Трудности письма
  34. Игровые способы коррекции дислексии у детей
  35. Обучение чтению
  36. Освоение слов
  37. Поэтапное чтение
  38. Чтение по буквам
  39. Пробеги глазами – пробеги глазами – прочитай по буквам
  40. Пунктуация в образах
  41. Занятия у логопедов
  42. Обследование маленьких пациентов
  43. Игра «лесенка»

Волкова Л.С., Селиверстова В.И. (ред.) Хрестоматия по логопедии в 2-х томах

  • формат djvu
  • размер 12.67 МБ
  • добавлен 16 марта 2011 г.

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, страниц: 560 + 656. В данном пособии тематически систематизированы и представлены извлечения и тексты по теории и практике логопедии, собранные из разных авторских литературных источников. «Хрестоматия» содержит следующие тематические разделы: I том: Дислалии; Ринолалии; Дизартрии; Нарушения голоса; Заикание; II том: Алалии; Афазии; Нарушения письменной речи; Предпосылки и истоки развития логопедии. Пособие с…

2606768.jpg

Когда проявляется болезнь?

Ответив на вопрос: «Дислексия, что это такое?», — нужно разобраться, когда именно проявляется эта болезнь. В основном она встречается у детей, которые только-только пошли в школу. Из-за болезни детям сложнее воспринимать информацию, которую даёт педагог.

дислексия что это такое

Стоит отметить, что та информация, которую ученик слушает и воспринимает на слух, усваивается им во много раз лучше, чем та, что он берет из своих учебников. Ребенок может менять слова в тексте местами или воспринимать их как перевёрнутые, кроме того, он может путать цифры и буквы. В связи с этим у учеников низкие оценки в школе, плохая успеваемость в целом. Они менее активны по сравнению со своими сверстниками.

Дислексия: как это было у нас

Когда моему сыну исполнилось 2 года, я решила получить второе высшее образование и стать психологом. Мой ребенок буквально с первых дней жизни проявлял незаурядные способности. Он рано научился стоять, ходить, практически не ползал. Хорошо говорить он стал с 1 года 5 месяцев. Обладал фантастической памятью. К двум с половиной годам запомнил на слух стихотворение «Бородино» за 2-3 прочтения. Что касается подготовки к школе, то интеллектуально он был полностью готов начать учиться к 5,5 годам. К этому возрасту логопед в детском саду уже выучил с детьми буквы. Именно тогда мы начали учиться читать.

Только тут я поняла, что мой ребенок — дислексик. Конечно, многие симптомы проявлялись и раньше. Но они не складывались в цельную картину. Как психолог и поклонник гуманистической психологии, при возникновении трудностей у ребенка я старалась сразу придумать способ, как выйти из положения. Вот наиболее характерные «трудности» с которыми пришлось столкнуться.

Что такое дислексия

Дислексия – это нарушение восприятия письменной речи. В возрасте 7-8 лет, в начальной школе, ребенок с дислексией начинает испытывать трудности на уроках чтения: он читает медленнее, чем его одноклассники, путает отдельные слоги, не может составить слово из букв. При этом в остальном его умственное развитие не нарушено. Для того, чтобы считаться патологией, такие изменения должны быть стойкими и не являться следствием слепоты, тугоухости либо отсутствия благоприятных условий для обучения.

Впервые дислексия была открыта в 1887 году Рудольфом Берлином. Он описал мальчика, который был не способен научиться читать, несмотря на высокий уровень интеллектуальных способностей. Интересно, что взрослые, страдающие этим отклонением, могут читать тексты в любом направлении: как слева направо, так и справа налево, а 10% даже демонстрируют более высокую скорость чтения в обратном порядке.

Зависимость от типа проблемы

Дислексия бывает нескольких типов (механическая, фонематическая, оптическая и др.) и, в зависимости от типа дислексии, у ребенка разные проблемы с чтением. При одном типе нарушения ребенок может читать текст без ошибок, но не понимать прочитанное, при другом типе дислексии ребенок переставляет местами буквы и слоги при чтении. Соответственно, при разных видах дислексии нужны разные методики лечения. Читайте подробнее о типах дислексии >>>

Суть метода Д. Дейвиса

Рональд Дейвис, автор книг «Дар дислексии» и «Дар обучения», с детства страдал дислексией и не понаслышке знает, какие трудности возникают у детей с таким диагнозом. Плохая успеваемость в школе, постоянные проблемы в общении со сверстниками, их издевательства и насмешки, недовольство и разочарование учителей и родителей – все это ожидает того, кто родился дислексиком.

Дейвис доказал, что дислексия – это не порок, а совокупность врожденных способностей, которыми нужно научиться управлять. Едва ли кто-то считает глупыми и недоразвитыми этих талантливых людей: Уинстон Черчилль, Г.Х. Андерсен, Леонардо да Винчи, Нельсон Рокфеллер, Киану Ривз, Агата Кристи, Стив Джобс, А. Эйнштейн. А ведь, это примеры личностей с дислексическими нарушениями.

Поэтому на вопрос, как вылечить дислексию, Дейвис ответил бы примерно так: «Дислексия – это великий дар. Ее не нужно лечить, ее надо лишь скорректировать таким образом, чтобы эта особенность приносила только пользу».

Наблюдая за собой и другими одаренными, Дейвис смог выявить внутренний источник всех проблем дислексиков – дезориентацию. Именно она дает им возможность видеть предметы в объеме, с легкостью изучать непонятные для большинства людей механизмы, мыслить образно. Но в то же время она мешает свободному чтению и чистописанию: людям с дислексией сложно воспринимать плоскую информацию, распознавать, воспроизводить символы и слова с обычных книжных страниц.

В основе методики Рональда Дейвиса лежит отключение дезориентации и перемещение «эпицентра восприятий» (умственного глаза) дислексика в оптимальную «точку ориентации». После получения возможности управлять своим сознанием дети с дислексией обучаются чтению с помощью понятных им объемных моделей символов, слов и сюжетов.

Метод Дейвиса применительно к каждому воспитаннику предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подготовительный – включает постановку цели, формирование мотивации и ответственности, понятие «шкалы энергии».
  2. Корректировка сознания. Состоит из разделов: оценка способности к восприятию, переключение, разрядка, точная настройка, настройка координации.
  3. Освоение символов и техники чтения.

Одевание

К 4-м годам большинство детей уже способны одеваться самостоятельно. Они сами ориентируются в одежде. Знают, что и в каком порядке надевать. У моего сына вид лежащей одежды вызывал слезы и отказ от одевания. Не вдаваясь в подробности, что так его расстраивает, мы вместе сделали «карту одевания» и повесили ее над кроватью. На карте картинками был показан порядок одевания. В добавление к карте мы вместе отбирали одежду и раскладывали вещи на кровати в нужном порядке. Надо отдать должное сыну — за месяц он научился одеваться самостоятельно.

Проблемы обучения: дислексия

Понятие «проблемы обучения» впервые было введено в четвёртом издании «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройств» (DSM-IV) Американской психологической ассоциации (APA). В доработанном варианте (DSM-IV-TR) были добавлены четыре категории диагностики. (Данные взяты из «Sadock & Sadock», 2003).

Этим термином в целом определяются трудности, возникающие у детей и подростков в отношении приобретения навыков чтения, письма, слушания, рассуждения и математических вычислений по сравнению с ровесниками, обладающими тем же уровнем интеллектуального потенциала.

Диагноз по любой из проблем ставится на основании двух показателей:

  • Производительность, связанная с расстройством, значительно ниже, чем ожидалось;
  • Снижение производительности мешает успеваемости и/или повседневной деятельности.

В издании даётся, в частности, определение проблемы чтения как чтения, при котором производительность ученика не соответствует ожидаемому уровню по сравнению с ровесниками того образования и интеллектуального потенциала, что существенно влияет на академическую успеваемость и повседневную деятельность.

Если у ребёнка нейробиологическое/сенсорное расстройство, проявление проблем с чтением более выражено. Но стоит отделять подобные случаи от неспособности ребёнка распознавать слова, медленного и неточного чтения и плохого понимания, что может быть признаком дислексии.

Дети с проблемой обучения чтению, вызванной дислексией:

  • Допускают много ошибок при чтении вслух (упущения, дополнения, искажения);
  • Имеют проблемы с восприятием, запоминанием написанных слов/символов, путают буквы;
  • Могут копировать текст так же хорошо, как сверстники, но допускают много орфографических ошибок;
  • Имеют выраженную звукозависимость при создании правильной последовательности слов;
  • Поворачивают/меняют местами буквы из-за плохо установленной последовательности слева направо;
  • Начинают беспокоиться при выполнении заданий, связанных с чтением и письмом.

Следствием проблем с чтением и вызванных ими проблем с обучением в общем становятся: чувство унижения, стыда и разочарования в себе из-за постоянных неудач, которые, если не оказать дислексику помощь, с годами могут вылиться в заниженную самооценку, депрессию, гнев и асоциальное поведение.

Диагностирование дислексии и дисграфии следует проводить в начальной школе: в 1-м – 2-м классах, не позднее. Однако определить, что у ребёнка проблемы, в этом возрасте бывает сложно: дислексики используют свою хорошую память и воображение для компенсации упущений в обучении, и чем выше их интеллект, тем лучше это им удаётся. Иногда подозрения возникают только к 4-му классу, хотя уже с 3-го класса, когда чтение из объекта превращается в инструмент обучения, проблемы усугубляются, детям приходится постоянно преодолевать трудности с чтением и письмом, чтобы не отстать от своих сверстников.

Чем позднее выявляется дислексия, тем сложнее помочь ребёнку. Но если поставить диагноз уже в 1-м классе, к концу 2-го можно сократить действие на ребёнка неблагоприятных факторов, связанных с трудностями обучения чтению и письму. Если затянуть с диагностикой и правильной коррекцией, ребёнку может потребоваться помощь профессионалов вплоть до старших классов.

В ряде случаев дислексия может сопутствовать другим расстройствам, как нарушение обучения математическим навыкам (дисарифметия), нарушение почерка (дисграфия), экспрессивные расстройства языка, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Но если диагностирована дислексия с СДВГ у детей редко бывают экспрессивные расстройства языка.

Подготовительный этап: с чего начать обучение по методу Д. Дейвиса

Подготовка к обучению важна настолько же, насколько сам процесс обучения. Без необходимого настроя и предварительной оценки ситуации очень сложно решить проблему, даже с использованием самой успешной методики.

Цель, мотивация и ответственность ученика

Для успешной коррекции дислексии по методу Д.Дейвиса необходимо, чтобы ребенок:

  • знал о существовании проблемы и способа ее решения;
  • желал ее устранить;
  • был готов взять на себя ответственность за изменение ситуации.

Дислексик должен понимать, для чего проводится коррекционная работа. От него нельзя скрывать существование проблемы. Воспитаннику нужно объяснить, что его проблема решаема – существует реальная возможность скорректировать нарушение. Другими словами, он должен поставить перед собой цель. О ней важно вспоминать в трудные моменты, при появлении лени или нежелании двигаться дальше.

Помимо цели должно присутствовать сильное желание устранить недостатки. Ребенок хочет решить проблему, хочет измениться, хочет учиться и жить, как все – вот движущий фактор прогресса в этом вопросе.

После желания обязательным фактором становится ответственность – готовность дислексика управлять процессом и быть в нем главным действующим лицом, от которого зависит успех обучения.

Роль учителя здесь скорее второстепенная, но все же она важна. Именно наставник должен удостовериться в наличии3 двигательных составляющих процесса обучения. Для этого нужно провести беседу с учеником:

  1. Выяснить, что беспокоит ребенка, в чем он видит проблему. Воспитанник не может быть равнодушен к происходящему. Важно, чтобы он говорил откровенно, выразил все негативные эмоции.
  2. Спросить, хотел бы он изменить ситуацию. Попросить представить, как было бы без этой проблемы. Ученик сам должен понять, что не хочет больше терпеть симптомы дислексии.
  3. Предложить свою помощь и поддержку при условии его желания тратить время и энергию на обучение.

Шкала энергии

Для детей с дислексией важно научиться контролировать свой энергетический уровень и приводить его в норму. Шкала энергии – это воображаемый прибор измерения энергии. Она позволит ребенку с дислексией измерять свой уровень активности и корректировать его в соответствии с ситуацией, а также сравнивать свой и чужой энергетические показатели. Лучше использовать 10-балльную шкалу.

Чтобы показать ребенку, для чего нужна шкала энергии, и научить пользоваться ей, необходимо обсудить эту тему с ним:

  1. Узнать, понимает ли ученик, что такое шкала. Если нет, то объяснить. Любая шкала используется для определения или регулирования какого-либо показателя.
  2. Попросить представить шкалу, которая определяет уровень энергии и внутреннего времени. Задать ребенку вопросы, ответы на которые подтвердят существование в его голове шкалы: «Какого она цвета и размера?», «Сколько в ней делений?».
  3. Ребенок должен сместить воображаемую шкалу немного в сторону и поставить руку рядом с ней.
  4. Поинтересоваться уровнем его энергии в данный момент.
  5. Попросить понизить или повысить уровень, узнать, какие ощущения при этом возникают. Если показатель снижается, то состояние будет более спокойным, умиротворенным. В случае повышения показателя ребенок почувствует бодрость, приток сил, энергии.
  6. Спросить, каков показатель этой шкалы в различных ситуациях: когда он сидит на уроках, занимается спортом, играет, слушает музыку.
  7. Проходя по улице, можно поспрашивать воспитанника о предполагаемом уровне энергии других людей. Объяснять, что с человеком легче общаться, если находишься с ним на одном энергетическом уровне.

После обсуждения темы необходимо сказать обучаемому, что шкала всегда рядом с ним. С ее помощью он в любой момент может определить свой энергетический уровень и отрегулировать его соответственно окружающей обстановке.

Роль наставника

На протяжении всего обучения по методу Дейвиса наставник помогает дислексику, дает задания, проверяет их выполнение, следит за состоянием ребенка. Необходимо, чтобы ученик чувствовал поддержку с его стороны. Обязательным считается соблюдение следующих основных моментов:

  • отсутствие давления, насилия, наказаний;
  • терпение и толерантность по отношению к воспитаннику. Все ошибки и неудачи ребенка – это, в первую очередь, ошибки и неудачи преподавателя;
  • похвала за любые успехи, даже маленькие;
  • установление доверительных дружеских отношений, постоянное общение, обсуждение успехов, преград и поиск новых решений;
  • наличие времени на отдых и игры;

Важно! Если терпения и нервов в какой-то момент не хватает, нельзя срываться на ученике. Лучше на время прекратить занятие. Наставнику иногда тоже нужен отдых и разрядка.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Логопедическая работа по преодолению смешанной и одновидовой дислексии заключается в использовании различных упражнений для младших школьников:

  1. В скороговорках используются похожие звуки, стоящие рядом. Их чтение и произношение по памяти хорошо сказывается для коррекции разных дислексий.
  2. Ребенку нужно на выдохе произносить только согласные, а на следующий раз – только гласные. В любом порядке. Позже предлагается смешивать буквы.
  3. Полезными будут дыхательные упражнения. Например: длительный вдох – задержать – сильный выдох. Часто используют для разминки перед занятиями со специалистом.
  4. Школьнику дается в руки мяч. Предлагают почитать по слогам. После каждого слога – сжимать мяч.
  5. школьник занимаетсяВзрослый одновременно с ребенком читает в голос текст. После какого-то абзаца – в уме. Должны закончить одновременно, пытаясь читать молча в том темпе, в котором начинали.
  6. Школьнику дают читать сочинение. Смотрят, сколько успеет за 1 минуту – ставят отметку. Делают небольшой перерыв, после которого ребенок опять читает сначала за 1 минуту. Со временем должна быть позитивная динамика: больше прочитанного объема.

Симптомы дислексии

Каждому родителю необходимо знать основные симптомы дислексии, чтобы на раннем этапе начать лечение. Также эти симптомы помогут разобраться, какой вид болезни у ребёнка на данный момент. Итак, симптомы дислексии в медицине следующие:

  1. Дезорганизация.
  2. Неуклюжесть и проблемы в координации.
  3. Трудности в принятии информации и в её обработке.
  4. Различные проблемы в усвоении слов.
  5. Непонимание информации, которая была прочитана ребёнком в тексте.

Это основные симптомы болезни. Но есть и другие. Они менее заметны, но на них также стоит обратить своё внимание.

Рисование и письмо

Практически до самой школы он не мог закрасить фигуру (даже самую большую) не вылезая за края рисунка. Рисования кружочков и овалов не удавалось. Все, что касалось навыков письма, получалось кривым и неровным. Никак не удавалось совладать со строчкой и клеткой, обвести фигуры по контуру. Штриховка не получалась до 3-го класса.

Причины

Первопричина проблемы кроется в нарушении работы мозга, в результате чего в силу вступают психологические и биологические факторы. Родители не должны бояться, что их крошка умственно отсталый или плохо соображает. Всему виной дисфункция механизма отдельного участка мозга.

Каковы причины появления данного заболевания:

  • болезни в период внутриутробного развития;
  • осложненные роды, повлекшие асфиксию, обвитие пуповиной и отслойку плаценты;
  • повреждение центральной нервной системы;
  • генетически обусловленные факторы;
  • травматические повреждения головы, сотрясение мозга (рекомендуем прочитать: как проверить в домашних условиях сотрясение мозга у ребенка?);
  • заторможенное функционирование отдельных участков мозга.

Нельзя исключить, что виной всему будет общее недоразвитие речи (ОНР) или задержка психического развития (ЗПР).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: нерезко выраженное общее недоразвитие речи у детей

ОНР характеризуется отсталым развитием звуковой и смысловой сторон речи, что проявляется в несформированности фонетических, лексических и грамматических навыков.

По большей части, сложные заболевания ЗПР и ОНР приводят к появлению рассматриваемой нами болезни.

Ребенок с ОНР

Диагностика дислексии у ребенка

При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.

2. Переключение

Для получения точных образов в воображении дислексика, необходимо научить его выключать дезориентацию, которая возникает каждый раз, когда он начинает создавать образы, не совпадающие с прописанной информацией. Для этого Дейвис предлагает создавать «точку ориентации» – определенное пространство, в котором человек мысленно фиксирует зрение и сознание.

Упражнение. Дислексику предлагается представить ровную линию, которая выходит из представленного на ладони предмета, проходит через кончик носа и выходит через затылок. Линия заканчивается примерно в 20 см над затылочной частью – там и расположена «точка ориентации». Иначе ребенку можно предложить воображать, что его сознание переносится в стоящего у него за спиной человека.

Как только образ «точки ориентации» закрепится в голове дислексика, потребность в детальной визуализации линии, выходящей из предмета, отпадет. В свою очередь, ребенок сможет управлять дезориентацией и получать изображение в том виде, в каком его видят другие люди.

Тренировка артикуляции

Для того, чтобы тренировать артикуляцию, нужно заниматься специальной гимнастикой. К ней относят следующие упражнения:

  1. Нужно четко выговаривать слова и звуки в конце предложения:

«Едет машина: ж-ж-ж. Летит самолет: у-у-у. Ползет змея: ш-ш-ш. Бьется в окно шмель: з-з-з. Скачет лошадка: цок-цок-цок.»

  1. Читать тихо:

«арла арца; арса арта; арча арта»

  1. Читать четко, быстро, громко:

«мишка – шишка – книжка;

сон – сом – сок».

  1. Чтение самых разных скороговорок, которые сможете найти.
  2. На глубоком вдохе читать ряд согласных:

«ПТНРЛДЧФТЗДФЧТМ

РДЦЗЧНБКВТДЩРКЛ»

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
– системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н. Садовниковой, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой, Л.Н. Ефименковой, Л.Г. Мисаренко;

– система работы со слоговыми таблицами А.Н. Корнева;

– система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н. Костроминой и Л.Г.Нагаевой;

– система заданий, направленных на совершенствование дикции и выразительности чтения, предложенная Л.М. Козыревой и Т.И. Кондраниной

Использование разработанной системы предполагает:

– определение тематики и содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;

– отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий;

– определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и учителями общеобразовательной школы.

Разработанная система предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной базовой программе и имеющими следующие особенности в формировании процесса чтения:

– временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;

– наличие трудностей при чтении, обусловленных несформированностью психологической базы чтения;

– замедленный темп чтения.

Система логопедической работы включает в себя четыре раздела:

  • обследование психологической базы навыка чтения у младших школьников;
  • формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
  • коррекция несовершенного навыка чтения;
  • совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по разработанной системе логопедической работы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий. Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.

Принципы, заложенные в систему логопедической работы:

Координация в пространстве

kids-play1.jpg

У детей-дислексиков часто странная координация. Им трудно сориентировать свое тело в пространстве. Воспитатели в детском саду могут принимать такое поведение ребенка за саботаж и упрямство (так было в нашем случае, когда сыну было всего 3,5 года; к счастью, из того сада мы быстро «сбежали»). В коллективных заданиях, когда детям на скорость нужно собрать предметы с пола, мой ребенок не успевал даже повернуться в нужную сторону — не то, что начать собирать эти предметы. Когда его звали с одной стороны, он нередко отправлялся в противоположную, т.к. не сразу понимал, куда нужно идти.

При этом он обладал абсолютным музыкальным слухом. В 6 лет легко подбирал на фортепиано практически любую мелодию. Сочетание незаурядного интеллекта и дислексии еще очень долго приносило ему множество упреков со стороны учителей. Они зачастую воспринимали такую особенность ребенка как лень и саботаж.

Вернемся к чтению. Едва мы начали учиться читать, как оказалось, что мой ребенок не может отличить слог ОН от НО. То есть для него эти слоги выглядели одинаково, несмотря на разный порядок букв. Более того, если каким-то образом ему удавалось прочесть слог правильно, то теперь слоги менялись местами. Вместо небо могло быть боне или обне. Мне понадобилось много времени, чтобы научить его писать буквы и цифры.

Как можно преодолевать трудности?

Как-то я занималась с одной девочкой 6-и лет. У этой девочки были проблемы в обучении письму, очень похожие на трудности, которые пришлось преодолевать моему сыну. А вот читала она хорошо.

В силу обстоятельств, я перестала с ней заниматься, и она стала заниматься с другим психологом. Чтобы научить ее обводить фигуры по контуру, ей давали специальные задания: несколько одинаковых фигур сложной конфигурации, повернутых вокруг своей оси с неясными контурами. Требовалось выбрать одну из них и обвести.

На мой взгляд, подобные задания хороши только для взрослых людей проходящих реабилитацию после инсультов и других травм мозга. Для дошкольников, особенно если такие задания вызывают трудности, выполнение таких заданий приносит скорее разочарование и понимание собственной неполноценности, чем пользу. Таким детям трудно обводить по контуру любую фигуру. Я считаю, что в дошкольном (и младшем школьном) возрасте крайне вредны занятия по типу «тяжело в учении — легко в бою». Они ломают личность ребенка, а не закаляют его характер. Причем навыки от таких заданий если становятся лучше, то совсем незначительно.

Что же делать? Ребенок, испытывающий трудности, достаточно скоро понимает, что есть то, что у него плохо получается. Как всякий нормальный человек, он старается избегать неудач. И здесь взрослые должны быть особенно деликатными, чтобы трудности в обучении не превратились в комплекс неполноценности. Давление со стороны взрослых, даже мягкое, постепенно лишает ребенка собственного мнения и воли, порождает апатию и потерю интереса. Такой ребенок перестает доверять самому себе.

Чтобы улучшить координацию ребенка с ним хорошо играть в мяч. Заниматься такими играми, в которых две руки работают одновременно, например: в каждой руке ребенок держит по мячику нужно отпускать мячи одновременно двумя руками, рисовать одновременно двумя руками, очень важно заниматься кинезиологией и пальчиковой гимнастикой (купить книжку или найти упражнения в интернете). Занятия фортепиано (лучше всего с 5,5 лет) помогут развить межполушарное взаимодействие. Все вышеперечисленное поможет преодолеть трудности и в чтении.

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Для коррекции семантической дислексии ребенка учат значениям разных слов. При этом часто используются картинки, вопросы с уточнениями.

Мнестическая лечится с помощью использования предметов, которые похожи на буквы. Они могут издавать звуки (если это учебный материал), чтобы подсказать ребенку, что это за буква.

буквыПри фонематической дислексии логопед акцентирует внимание на произношении. Он показывает, как должен двигаться язык, как раскрыть рот при том или ином звуке. Ребенок повторяет, смотря на свою артикуляцию в зеркале. Потом переходят к произношению «проблемных» букв.

Для коррекции оптической дислексии предлагают рисунки с буквами, с которыми трудности. Ребенку нужно их различить. Также применяется лепка буквы из пластилина или собирание из конструктора, чтобы школьник смог тактильно почувствовать и увидеть разницу в элементах.

Для поправки аграмматического расстройства с детьми придумывают сначала простые предложения, потом – более сложные. Можно описывать разные изображения, или как прошел день.

Метод Рональда Дейвиса

Дислексией у детей и методом ее устранения занимался Рональд Дейвис. В детстве он имел это нарушение. Его этапные упражнения популярны из-за высокой эффективности.

Для начала, нужно помнить, что ребенок должен находиться в благоприятной обстановке. Это относится не только к комфорту и спокойствию во время выполнения урока. Родители должны всегда относиться к своему чаду с пониманием, терпением и любовью. Тогда он будет расти уверенным, способным одолеть трудности, включая дислексию.

Дальше работаем над координацией движений: понадобится красивый мячик, который издает звук при сжимании (не обязательно, но желательно для поддержки интереса). Подкидываем, вверх-вниз, вправо-влево. Так изучаются стороны, активируются тактильные ощущения.

пластилинДаем пластилин особи с нарушением. Она должна слепить букву, назвать ее, произнести соответствующий звук.

На последнем этапе работаем непосредственно с чтением. Сначала учим переводить взгляд слева-направо, узнавать буквы. Закрепляем навыки и переходим к осмыслению. Постепенно разбираем смысл слова-фразы-предложения-сочинения.

Методика Корнева

Методика Корнева направленная на раннее выявление дислексии. Но тесты можно использовать для тренировки:

  1. Нужно перечислить по порядку времена года, а потом – дни недели.
  2. Взрослый показывает «кулак-ребро-ладонь» над столом. Ребенок должен повторить.
  3. Тот, кто занимается с особью с нарушением, должна хлопать по столу с разными расстояниями и количеством ударов. Например: «!!-!-!!!!-!». Ребенок повторяет.
  4. Называется ряд цифр из 3-4 штук. Малыш должен повторить.
  5. За указаниями для изучения сторон, дите показывает, где у него правая рука, левый глаз, правая нога.

Освоение символов

Следующий этап программы – освоение символов и техники чтения. Дислексики с легкостью обучаются при помощи объемных образов, поэтому корректировка дислексии по методике Д.Дейвиса предполагает использование пластилиновых моделей символов, слов и сюжетов.

Обратите внимание! Перед изучением каждого элемента напомните ребенку о точке ориентации и попросите его собраться с мыслями.

Для освоения символов требуется приготовить определенные материалы:

  • 0,5-1 кг белого пластилина;
  • печатный и прописной алфавиты;
  • черные доски для лепки. Лучше прочертить на них линии;
  • словарь, учебники, буквари;
  • тетрадь, бумага, карандаш;
  • ножницы, экструдер, стек, формовки для пластелина;
  • влажные и сухие салфетки.

Освоение букв

Для обучения буквам ученик совершает следующие действия:

  1. Лепит из пластилина каждую букву (маленькую, большую), высота около 6см.
  2. Обводит слепленный символ пальцем и соотносит его с печатным.
  3. Проговаривает букву и звук, который она обозначает.
  4. Сочиняет слово на эту букву.
  5. Прописывает по памяти изученный символ.

Это важно! Если при изучении какой-то буквы ребенок начинает нервничать, отказывается от занятия, дезориентируется, стоит уделить ей особое внимание. Нужно выяснить причину такого поведения и проработать символ особенно тщательно, до исчезновения таких симптомов.

Подробнее нужно прорабатывать также буквы, которые сложно запоминаются или вызывают признаки спутанности.

Срок жизни буквенных моделей – до момента полного запоминания воспитанником алфавита от «А» до «Я» и в обратную сторону. Между занятиями они должны быть на виду.

Знаки препинания

Освоение знаков препинания проводится по аналогичной схеме:

  1. Каждый знак лепится из пластилина.
  2. Ученик обводит знак пальцем, сравнивает с печатным образцом.
  3. Говорит его название и значение в речи (для чего нужен).
  4. Прописывает изученный знак.

Срок жизни модели знака – до следующего занятия. Перед  тем, как сломать модель, спросите ученика о значении этого знака. Между занятиями объемные модели должны быть в поле зрения обучаемого.

Освоение цифр

Изучая цифры, ребенок выполняет такие действия:

  1. Лепит цифры от 1 до 9 размером 5-6 см.
  2. Рядом с каждой моделью выкладывает соответствующее количество пластилиновых шариков.
  3. Лепит под цифрой ее название.
  4. Обводит цифру, ее название и шарики пальцем.
  5. Считает шарики. Соотносит слепленную цифру с печатным образцом и количеством шариков.
  6. Указывает на пластилиновую цифру, называет ее, говорит значение (обозначает количество).
  7. Указывает на слепленное название цифры, называет слово, говорит значение (обозначает цифру, число или количество).
  8. Прописывает цифру и слово на память.

Срок жизни цифровых моделей – до полного их освоения. Между занятиями пластилиновые цифры остаются на виду.

Дислексия у взрослых

Обычно дислексия у взрослого является следствием не оказанной логопедической помощи в детстве. Зачастую, она появляется в зрелом возрасте при появлении у человека расстройства интеллектуальной сферы, или когда нарушение затрагивает область слухового восприятия информации. Это провоцирует возникновение трудностей, так как сигналы, поступающие в мозг, искажаются, обрабатываются неточно.

Также проблемы с чтением могут появляться вследствие полученной травмы или пережитого психологического потрясения. Дислексия, возникшая у взрослого человека, приводит к дезадаптации. Поэтому важно своевременно обратиться к логопеду и получить эффективную помощь в преодолении данного нарушения.

Признаки дислексии у взрослого:

  • Неправильное, искажённое произношение сложных, длинных или малознакомых слов.
  • Ошибки при чтении графически сходных слов.
  • Безграмотное письмо, множественные грамматические ошибки, бедность словарного запаса, сложность в написании писем, заявлений и других самостоятельных высказываний.
  • Низкая скорость чтения и трудности при запоминании прочитанного.
  • Трудности при простейших арифметических вычислениях. Они могут быть признаками дискалькулии.

Люди, имеющие дислексию, нуждаются в постоянном наблюдении специалистов. Проведя полное обследование, логопед разрабатывает план коррекционной работы, опираясь на индивидуальные особенности человека и тяжесть нарушения.

Метод Рональда Дэйвиса

В интернете есть предложения о лечении дислексии по методу Дэйвиса. Дэйвис, будучи известным архитектором, занимался исследованием проблемы дислексии, потому что сам страдал этим нарушением. Лечение возможно как в России, так и в зарубежных центрах.

5. Координация

Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности с координацией движений, а также правильным определением левой и правой сторон. Избавиться от неуклюжести и путаницы помогут специальные упражнения, которые необходимо выполнять после успешного определения и настройки «умственного глаза».

Упражнение. Ребенок становится на одну ножку и балансирует на ней, удерживая баланс. Установив равновесие, ему необходимо ловить небольшие мячики, делая это поочередно каждой рукой, а потом одновременно двумя. На следующем этапе мячик бросается с небольшим отклонением, чтобы усложнить задание и спровоцировать выход дислексика за пределы установленной оси равновесия.

Трудности письма

Обычно детей с такими трудностями видно с трехлетнего возраста: они плохо держат карандаш. С такими детьми нужно начинать рисовать пальцами, затем кистью, затем пастелью. Закрашивать фигуры начните кисточкой, затем пастелью. Рисовать круги учите, давая пастель в обе руки: пусть просто совершает ими круговые движения. Рисуйте и обводите большие контуры вначале пальчиковыми красками, затем кистью, затем пастелью. Для профилактики возможных трудностей, рисуйте с детьми с года пальчиковыми красками. Очень полезно красить пальцами объемные фигуры — для этого подойдут пластиковые и резиновые игрушки.

Как можно раньше начните ходить в кружок ИЗО (урок и преподаватель должны нравиться ребенку!!!)

Игровые способы коррекции дислексии у детей

Игры — обязательный элемент помощи при дислексии. Ниже опишем наиболее популярные игры:

  1. Найти однокоренные слова в списке, при этом слова должны обозначать одно и то же действие, предмет или признак: ходит, поход, уход, хождение;
  2. Поиск слов по заданному звуку. Развивает слух;
  3. Нужно подготовить карточки со словами или буквами: сделать их самостоятельно или приобрести готовый набор. Далее школьник должен найти карточку со словом, который называет педагог. Другой вариант — подбор рифмы под заданное слово, называние слов с определенной буквой;
  4. Барабанщик — произнесение слов по слогам, на каждый слог хлопаем в ладоши или бьем в барабан.

Обучение чтению

Если дислексик хорошо знает алфавит, но при чтении допускает ошибки: произносит слова наоборот, глотает их окончания, пропускает в них буквы, – ему необходимо уточнить значение ошибочных (пропускаемых) слов и потренировать технику чтения.

Освоение слов

Большинство слов у любого человека вызывают конкретные ассоциации. Например, собака, нос, зеленый. Человеку, в том числе дислексику, несложно представить, что такое стол, ложка, лошадь. А вот вспомогательные слова, такие как предлоги, союзы, междометия, представить очень сложно. Именно с ними у людей с дислексией возникает больше всего проблем, ведь, они чаще всего провоцируют дезориентацию. Эти слова Дейвис советует выписывать и разбирать следующим образом:

  1. Поинтересоваться, знает ли ребенок, что это слово обозначает. Спросить, не вызывает ли оно неприятных ощущений. Если да, выяснить, почему.
  2. Объяснить значение слова, можно посмотреть в словаре.
  3. Попросить ученика слепить слово и сюжет к нему, провести по пластилиновым фигурам пальцем.
  4. Закрыть модели листом. Обучаемый говорит слово и его значение, затем записывает изученную информацию в тетрадь.

Аналогичным образом нужно прорабатывать все непонятные или похожие друг на друга слова. Пластилиновая модель существует до следующего занятия. Перед тем, как ее сломать, необходимо убедиться в усвоении воспитанником полученной информации.

Обратите внимание! Если после проведения методики «Освоения символов» в слове по-прежнему допускаются ошибки, нужно продлить жизнь модели или слепить другой сюжет.

Поэтапное чтение

Обучение чтению по методике Д.Дейвиса проходит в 3 этапа:

  1. Чтение по буквам.
  2. Пробеги глазами – пробеги глазами – прочитай по буквам.
  3. Пунктуация в образах.

Помните! При освоении техники чтения важно не упустить признаков дезориентации: пропуск, замена букв, ускорение или замедление темпа, потирание шеи, ерзанье, сильное склонение головы над страницей. При их обнаружении необходимо остановиться и попросить ученика проверить точку ориентации. Можно также сделать перерыв.

Чтение по буквам

Основные задачи первого этапа:

  • научиться читать слева направо, продвигаясь по странице сверху вниз;
  • научиться определять слова, как совокупность букв.

Правила этапа «Прочитай по буквам»:

  1. Понимание прочитанной информации не имеет значение – важно суметь воспроизвести напечатанную информацию.
  2. Читать нужно медленно, без напряжения, без ошибок.
  3. Занятие проводится не более 10 минут, дальше следует сделать такой же по продолжительности перерыв.

На заметку! Упростить ученику процесс чтения можно, закрыв одним чистым листом текст справа от читаемого слова, другим – строки снизу. Еще один вариант – увеличить пробелы в тексте.

Пробеги глазами – пробеги глазами – прочитай по буквам

На втором этапе важно научиться:

  • правильно переводить взгляд – слева направо;
  • узнавать слова, читать их целиком.

Понимание текста при этом приветствуется, но необязательно.

Задание выполняется так:

  1. Воспитанник пробегает глазами по слову и пытается его прочитать.
  2. Если произнести слово с первого раза не получилось, нужно еще раз пробежаться по нему глазами и попытаться прочесть.
  3. Если произнести слово целиком вновь не получается, ученик читает его по буквам.

Пунктуация в образах

Этап «Пунктуация в образах» – заключительный. Его цель – добиться полного понимания прочтенного материала.

Здесь важно понимание значения всех используемых слов и знаков препинания. Перед каждым знаком препинания ребенок останавливается и объясняет значение прочитанного. Если какие-то слова непонятны, их значение нужно разобрать по методике «Освоения символов».

Метод Рональда Дейвиса – это эффективный способ борьбы с негативными сторонами дислексии. Но для достижения хороших результатов и доведения навыков ребенка до уровня ровесников необходимо проявить терпение и трудолюбие.

Чтобы занятия приносили больше пользы, нужно проводить их ежедневно. Не забывайте напоминать ребенку о необходимости перемещения «умственного глаза» в точку ориентации. В период обучения важно радоваться каждому продвижению вперед, а также хвалить ребенка за его старание и успехи.

Наша Речь

Занятия у логопедов

Как мы уже отметили, логопеды есть в школах и центрах помощи детям с нарушением речи, но также возможны и частные занятия, в том числе через интернет, по Skype. Средняя стоимость занятия 450-600 рублей, в зависимости от сложности проблемы.

Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Комментировать Разместить на своем сайте

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Обследование маленьких пациентов

При подозрении на дислексию проводится обследование, включающее в себя ряд мероприятий:

  • сбор анамнеза жизни, а также изучение его успеваемости по школьной программе;
  • изучение индивидуальных особенностей речи, строения и развития артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики;
  • проведение тестов на оценку уровня владения навыками чтения;
  • анализ звукопроизношения и фонематического развития;
  • процедуры магнитно-резонансной томографии и позитронно-эмиссионной томографии для определения функциональной активности в левой височной доле мозга, при дислексии будет диагностироваться её снижение;
  • кроме логопедической консультации, необходим также осмотр у невролога, офтальмолога, психолога.

Игра «лесенка»

Ребенку предлагается прочитать слова с различным количеством слогов, которые расположены в виде лесенки: ЁЖ РАК СВОЙ КОМОК ЛОШАДЬ ДЕВОЧКА ПРЕЗИДЕНТ ШЕСТЕРЕНКА ШЕЛКОВИСТЫЙ

При этом, школьнику необходимо выполнить несколько заданий:

  1. прочитать слова, расположенные в «лесенке», сверху вниз;
  2. если встречается непонятное слово, следует узнать, что оно означает, и прочитать его несколько раз;
  3. если слово сложно прочесть целиком, необходимо поделить его на слоги или буквы, а потом соединить в одно целое;
  4. прочитать «лесенку» с низу вверх.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...