Логопедический массаж для лечения дизартрии и заикания

Суть патологии

Дизартрия у детей - причины, симптомы, лечение

Дизартрия связана с изменением двигательной функции мышц речевого аппарата, в первую очередь – языка, губ и щек, обусловленным нарушением иннервации. В большинстве случаев преобладает мышечный гипертонус, гипотония и дистония встречаются реже.

Дизартрия не ограничивается нарушением звукопроизношения, а сопровождается изменением голоса, дыхания и темпа речи.

Связанные заболевания и их лечение

Описания заболеваний

Названия

 Название: Псевдобульбарная дизартрия.

Псевдобульбарная дизартрия Псевдобульбарная дизартрия

Методы диагностики

Для подтверждения псевдобульбарной дизартрии проводится ряд исследований, по итогам которых можно сделать вывод о самочувствии человека. В первую очередь медицинский специалист выслушает жалобы человека и проведёт зрительный осмотр. После этого специалист направит на определённые методы исследования, при помощи которых удастся подтвердить или опровергнуть диагноз.

Непосредственно понадобится пройти следующие процедуры:

  • Неврологический осмотр. Врач проведёт тестирование мимических движений и артикуляционной моторики. Определит степень ограничения мимики, присутствие псевдобульбарного синдрома. Врач проверит, имеется ли повышение нёбного и глоточного рефлексов. Понадобится выявить неврологический дефицит, а также установить локализацию патологического процесса.

Как протекает дезартрия

  • Нейровизуализация. Чаще всего применяется магнитно-резонансная томография головного мозга. С её помощью удастся понять, имеется ли инсульт, воспалительный процесс в черепно-мозговой коробке, дегенеративные изменения. Получится выявить посттравматические повреждения и новообразования. При наличии показаний к МРТ выполняется КТ для головного мозга.
  • Исследование спинномозговой жидкости. Забор выполняется с помощью люмбальной пункции. Во время анализа можно выявить признаки нейроинфекции.

Диагностика и анализы при дизартрии

  • Логопедическое обследование. Медицинский специалист оценит состояние артикуляционных органов, проведёт тестирование устной и письменной речи.
  • Оценка мозговой гемодинамики. Она требуется, если подозревается цереброваскулярная недостаточность. По показаниям осуществляется УЗДГ, дуплексное сканирование, МРТ мозговых сосудов. Если определена проблема с церебральным кровотоком, тогда подобное состояние будет считаться фоновым. Оно не исключает наличия иных проблем со здоровьем.

Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

  • При необходимости понадобится посетить педиатра, инфекциониста, генетика и травматолога. По результатам всех исследований удастся подтвердить или опровергнуть псевдобульбарную дизартрию. Если у человека выявят данное заболевание, тогда понадобится незамедлительно начать лечение для улучшения самочувствия. Только в этой ситуации будет возможность значительно улучшить состояние человека.

Бывают разные виды дизартрии: подкорковая, стертая, мозжечковая, корковая и др. Для постановки точного диагноза, обратитесь к врачу.

Причины возникновения дизартрии

1. Органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным. 2. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору. 3. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65-85% случаев. Классификация клинических форм дизартрии Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.
Формы дизартрии

Симптомы

При псевдобульбарной дизартрии у человека будут наблюдаться характерные признаки патологии. Нельзя однозначно сказать, с какими проявлениями придётся столкнуться. Всё зависит от того, насколько тяжёлая форма болезни у человека. Можно рассмотреть примерный перечень симптомов, при возникновении которых необходимо будет незамедлительно обратиться к медицинскому специалисту.

Признаки псевдобульбарной дизартрии:

  • Человек начинает гнусавить, то есть, он произносит звуки «в нос».
  • Наблюдается напряжение языка, его тяжело поворачивать в ротовой полости. При этом мышечная атрофия данного органа отсутствует.
  • Темп речи становится аномально медленным, произношение слов тихое и неотчётливое. Пациент разговаривает так, будто он пытается выдавить из себя слова.
  • Разговор монотонный, связано это с общей малоподвижностью гортанных мышц. Человек не имеет возможности изменять высоту тона, за счёт чего речь могла бы быть эмоциональной.
  • Для того чтобы полностью закрыть рот, необходимо приложить усилия. Из-за этого можно наблюдать повышенное слюноотделение.
  • Могут присутствовать неожиданные проявления аффектного поведения. Например, человек начинает резко смеяться или плакать.
  • Понижается или полностью пропадает возможность управлять мимическими мышцами в области лица. Допустим, улыбка может выглядеть как оскал.
  • Наблюдаются спазмы в голосовых связках. Это явление называется дисфонией.
  • Значительно повышаются глоточные и нижнечелюстные рефлексы.

Диагностика при дизартрии

При этом врачи выделяют несколько стадий заболевания, от которых зависит тяжесть патологии. При классификации болезнь делится на 3 основные формы: спастическую, паретическую и смешанную. При этом важно определить, на какой стадии находится патология. От этого будет зависеть дальнейшая схема лечения.

Степенипсевдобульбарной дизартрии:

  • Лёгкая. Грубые нарушения отсутствуют, при этом артикуляционные движения значительно замедлены. Они не отличаются точностью. Речь смазывается, при этом она остаётся понятной для окружающих людей. Естественная мимика лица у человека сохраняется.
  • Среднетяжёлая. У человека присутствует значительный дефект произношения слов, части речи нечленораздельны и непонятны для окружающих. Пациент может общаться в основном с близкими людьми. Только они могут понимать, что хочет сказать человек. Присутствует повышенное слюноотделение, проблемы с мимикой, нарушение жевательного и глотательного рефлекса.
  • Тяжёлая. Имеется полная анартрия. Человек не может разговаривать, его слова не понимают даже члены семьи. Лицо становится похожим на маску, рот постоянно открыт, а нижняя челюсть висит. У пациента начинает вытекать слюна, при этом язык неподвижно лежит в ротовой полости. Значительно ухудшены глотательные и жевательные рефлексы.

При диагностике врач обязательно определит форму и степень псевдобульбарной дизартрии. После этого можно будет определить конкретную схему лечения, которая поможет восстановить речь. Чем раньше начать терапию, тем больше вероятность улучшить самочувствие. Не стоит ждать, пока состояние здоровья значительно ухудшится, потому как важно максимально рано обратиться к доктору.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Мозжечковая дизартрия 

Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной «рубленой» речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. В чистом виде эта форма у детей наблюдается редко.

Выявление дизартрии

Дизартрия с нормальным психофизическим развитием у ребенка проявляется в виде следующих симптомов:

  • Невнятная, однотонная и неразборчивая речь;
  • Повышенное слюноотделение;
  • Расслабленность губ и языка;
  • Искажение звуков;
  • «Носовая» речь;
  • Тихий голос.

Поскольку данные признаки очень похожи на другие речевые дефекты, диагностировать дизартрию нужно на специальном оборудовании. Первичную информацию можно получить от невропатолога, который проводит тесты, а также изучает историю беременности и дальнейшего развития детей. Более точные результаты становятся доступны после прохождения МРТ. Кроме того, врач может назначить электромиографию, нейросонографию и другие методы исследований. Помимо невропатолога, ребенка нужно обязательно показать специалисту.

коррекция дизартрии

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Схема массажа языка зубной щеткой

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов— зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Логопедические зонды

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.

Схема логопедического массажа языка зондом

Развитие мелкой моторики

Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.

Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.

Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.

Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:

  • мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
  • расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
  • согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
  • на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
  • использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
  • использование эспандеров;
  • бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.

Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Противопоказания

Перед каждым сеансом логопед проверяет состояние ребенка. У него не должно быть никаких простудных болезней и плохого самочувствия. Недопустимо осуществлять манипуляции с кожными проблемами (фурункулы, бородавки, грибок и т. п.).

Нельзя проводить сеанс при проблемах в ротовой полости. Особенно при стоматите и кариесе, так как бактерии распространятся по всей слизистой. После оперативных вмешательств тоже нельзя делать массаж.

Исключение: подрезание подъязычной связки – манипуляции нужны сразу же, иначе появится рубец.

При любых серьезных патологиях, таких как ДЦП, нужно внимательно смотреть на реакцию ребенка. Особенно это важно при диагностированной эпилепсии. Если дошкольник плачет, кричит и вырывается, то сеанс прекращают.

Зондовый и любые другие виды массажа проводят в отдельном помещении. Если это невозможно, то он делается в кабинете логопеда. Комната должна быть теплой, проветренной, без сквозняков.

Комната у логопеда

Массаж языка при дизартрии не всегда приятен. Грамотный специалист видит грань между небольшим дискомфортом и болью. До второго никогда нельзя доводить.

  • Нарушение социальной и трудовой адаптации из-за речевого дефекта.

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия представляет большие трудности для выделения и распознавания. При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как, прежде всего, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, возникают замены. Особенно трудны сочетания согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие заикание. Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому. При коррекции обращает на себя внимание тот факт, что дефектные звуки быстро исправляются в изолированном произнесений, но с трудом автоматизируются в речи.

Последствия и прогноз

Положительные результаты в терапии нарушения речи возможны при своевременно начатой и регулярной логопедической работе. Огромное значение имеет сотрудничество родителей и специалистов, их взаимные усилия, направленные на улучшение работы артикуляционного аппарата ребенка. Овладев навыками четкой и правильной речи, дети могут обучаться в общеобразовательной школе. При необходимости они могут получать логопедическую помощь в учебном заведении или детской поликлинике.

Если дизартрия выявлена поздно или имеет место ее тяжелая форма, то возможно только улучшение речевой функции. Для социализации таких детей огромное значение имеет преемственность логопедических учреждений — детского сада и школы, содружество невролога, логопеда, массажиста, психоневролога.

Когда речь идет о детях с перинатальным поражением головного мозга, то медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии должна начинаться с первых месяцев жизни. Родители малышей с таким диагнозом должны регулярно посещать детского невролога, педиатра, проходить все назначенные исследования.

Профилактика дизартрии в дошкольном возрасте — это предупреждение травм головного мозга, нейроинфекций, токсических воздействий.

Гимнастика для грудничков

Для большей эффективности массажные сеансы совмещают с простой гимнастикой. Для малышей 1-3 месяцев проводят следующие упражнения:

  • малыша кладут на спинку и поглаживают грудную клетку к бокам легкими и плавными движениями;
  • легкими поглаживаниями проходят ножки от стопы к бедрам;
  • надавливают большим пальцем у основания пальцев стопы;
  • в кулачок малыша вкладывают свой большой палец. Малыш должен за него ухватиться. Свободной рукой массируют руку от кисти к плечу;
  • руки малыша разводят в стороны и аккуратно встряхивают;
  • переворачивают малыша на животик и проходят поглаживаниями по спине от головы к ягодицам.

Каждое из упражнений повторяют от 5 до 7 раз.

Для малышей 3-6 месяцев

Для малышей постарше вводят следующие упражнения:

  • большие пальцы рук вкладывают в ладошки ребенка и аккуратно разводят их в стороны. В таком положении выдерживают несколько секунд, после чего руки сводят к груди и скрещивают;
  • малыша берут за голени и сгибают одну ножку таким образом, чтобы колено подтянулось к животу. После расслабления повторяют для другой ноги;
  • ребенка берут подмышки и переворачивают в горизонтальное положение. Затем малыша поворачивают спинкой к себе и опускают на ножки. Малыш должен касаться поверхности всей стопой, а не только носками;
  • малыша кладут на спину и зажимают большие пальцы в кулачки. Обхватив кисти, ребенка осторожно тянут на себя. При правильном исполнении упражнения малыш начинает приподнимать голову и плечи.

Каждое из упражнений повторяют от 5 до 7 раз.

На фитболе

Занятия на фитболе или специальном гимнастическом мяче рекомендованы уже с рождения, но обычно комплекс упражнений начинают не ранее, чем в возрасте 6 месяцев. Для развития координации движения малыша кладут на мяч вниз животом, после чего берут за щиколотки и медленно поднимают. Ребенок должен упереться руками в мяч. Далее малыша приподнимают и снова опускают, чтобы он уперся руками в поверхность фитбола. После этого ребенка кладут на мяч животом вниз и берутся за запястья. Делают легкое движение от себя, чтобы ребенок уперся носками в пол и обратно к себе. В завершении малыша кладут на спину, затем — поднимают, покачивают и кладут на живот. Поднимают сначала за запястья, потом —за икры. Каждое из упражнений повторяют до 7 раз.

Видео

Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...