Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, диагностика, лечение и коррекция

Содержание
  1. Научим ребенка воспринимать информацию, идущую от глаз, ушей и в целом тела,
  2. чтобы он мог адекватно оценивать реальность, чувствовать и реагировать на ситуации вокруг него.
  3. Физические факторы, провоцирующие сенсорные и двигательные нарушения
  4. За работу – с первых недель
  5. 9. Сенсорные нарушения в структуре речевого дефекта
  6. 12. Дислалия
  7. 14. Дислалия
  8. 19. Формы дислалии
  9. — С помощью чего незрячие дети познают мир?
  10. Психическое развитие
  11. 22. Причины функциональной дислалии
  12. 24. Дизартрия
  13. 25. Дизартрия
  14. 27. АЛАЛИЯ
  15. Игры сенсорной интеграции при аутизме
  16. Игра «Цирковые слоники»
  17. Шнуровка-кубики «Веселые картинки»
  18. 29. Ринолалия
  19. 31. Ринолалия открытая
  20. 37. ВРЕМЕННЫЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
  21. лечение
  22. Сенсорная интеграционная терапия
  23. Заставить вас чувствовать себя лучше
  24. Модель DIR
  25. ссылки
  26. 41. Элективный мутизм
  27. 46. ЗАИКАНИЕ (причины)
  28. «Дети знают, что у них есть свои трудности, и учатся с этим жить»
  29. 47. Дисфония — голос слабый, хриплый.
  30. 48. Дисфония
  31. 51. АУТИЗМ 
  32. 55. Физическая реабилитация инвалидов с нарушением слуха
  33. 61.  Цель реабилитации
  34. 69. Реабилитация
  35. 71. Реабилитация для слепых:

Научим ребенка воспринимать информацию, идущую от глаз, ушей и в целом тела,

чтобы он мог адекватно оценивать реальность, чувствовать и реагировать на ситуации вокруг него.

Записаться на консультацию со скидкой 5%

Физические факторы, провоцирующие сенсорные и двигательные нарушения

К таким факторам относят:

  • Электромагнитные излучения
  • Ионизирующая радиация
  • Вибрации
  •  Электрический ток
  • Воздействие высоких и низких температур
  • Механические травмы

К примеру, при общем или местном переохлаждении скорость обменных процессов в клетках снижается, соответственно ухудшается их способность генерировать потенциал действия и проводить его далее по нервным отросткам.

Сенсорные и двигательные нарушения возможны в случае воздействия слишком высоких температур, например, при лихорадке или перегревании обмен веществ в организме повышается, процессы повреждения компонентов НС с сопутствующим развитием запредельного торможения и истощения их энергетических ресурсов усиливаются.

Сенсорные и двигательные нарушения могут спровоцировать естественного или синтетического происхождения токсические вещества. Выделяют группу нейротропных токсических веществ, способных выборочно ускорять биоэнергетический процесс в клетках, нарушать нормальные механизмы образования, выделения, транспорта и метаболизма нейромедиаторов.

Сенсорные и двигательные нарушения наблюдаются также при изменении в крови концентраций ионов и электролитов водорода. Такие процессы характерны для голодания, когда организм не получает необходимое ему количество витаминов, в особенности витаминов группы В.

Сенсорные и двигательные функции НС могут давать сбой при патологических нарушениях работы эндокринных желез.

Следует обратить особое внимание на особенности работы НС в связи с возрастным фактором. Ранее предполагалось, что с 25-ти летнего возраста в организме человека постепенно начинает отмирать определенное количество нервных клеток. На сегодняшний день установлено, что они не отмирают, а подвергаются атрофии. Таким образом, с возрастом масса мозга снижается. В разных зонах процесс уменьшения массы нейронов начинается в разное время и протекает с неодинаковой скоростью.

К сенсорным и двигательным нарушениям могут приводить реакции организма на некоторые социальные факторы. К примеру, нарушения провоцируют сильные эмоциональные стрессы – спонтанные или хронические. Человек может годами накапливать неудовлетворенность своим социальным статусом, внешностью, быть слишком восприимчив к критике окружающих людей.

Негативно сказывается чрезмерное умственное напряжение. Часто возникающие или длительно существующие конфликтные ситуации, а также интенсивная умственная деятельность без должного периода отдыха могут послужить причиной нарушениям работы эмоциональных центров, развития невротических состояний, а также психических заболеваний.

Причиной сенсорных и двигательных нарушений может служить генетический фактор. Наследственные патологии проявляются нарушением метаболизма в определенных группах нейронов, а также недоразвитием отдельных структур нервной системы. Наследственные заболевания могут носить и вторичный характер. Например, первичным нарушением при фенилкетонурии является нарушение обмена фенилаланина, а вторичным – нарушение работы нервной системы ввиду интоксикации продуктами возбужденного обмена этой аминокислоты.

Сенсорные и двигательные нарушения могут быть вызваны патологическими процессами, протекающими в организме – воспалениями, местным нарушением кровообращения, новообразованиями. Воспаление периферических нервных проводников вызывает нарушения чувствительности и деятельности внутренних органов.

Воспаление клеток центральной нервной системы, как правило, локализуется в мозговых оболочках. Следствием служат нарушения мозгового кровообращения, оттока спинномозговой жидкости, повышение внутричерепного давления. Подобного рода нарушения могут спровоцировать развитие энцефалита.

В качестве патогенеза двигательных и сенсорных нарушений хорошо изучены только механизмы нарушения в нейронах. К ним относят потерю клеткой способности генерировать потенциал действия, проводить его по отросткам, поддерживать необходимую величину мембранного потенциала.

Функциональные возможности НС определяются возможностью ее клеток взаимодействовать между собой. В определенных отделах мозга один нейрон способен формировать до 2 млн контактов с другими нервными клетками. В ходе протекания различных патологических процессов в организме человека происходит снижение количества межнейронных контактов, что является причиной нарушений нормальной системы.

Одним из звеньев в патогенезе разладов двигательных и сенсорных функций нервной системы выступают нарушения образования, распада и выделения медиаторов.

За работу – с первых недель

Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Не следует забывать и о том, что прежде всего ребенок нуждается в материнской любви, внимании, а также в понимании его проблем и безграничном терпении со стороны близких.

Природа наградила человека помимо зрительных и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, проприоцептивными (исходящими от мышц и сухожилий), тактильными (ощущения от прикосновения, ощупывания). Все это позволяет младенцу в той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающем мире, связанный с отсутствием зрения. Родители обязаны помочь ему, создав адекватную среду, позволяющую развивать органы чувств.

С самого рождения такого малыша рекомендуется одевать в ползунки и свободную распашонку, туго пеленать его недопустимо.

Для стимуляции тактильных ощущений необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Предварительно малыша рекомендуется раздеть – так он будет лучше чувствовать поверхность кожей. Совершая доступные ему движения на той или иной поверхности, младенец получает представление об окружающем пространстве, у него формируется осознание того, как предметы перемещаются, как изменяются их соотношение и положение в пространстве, развивается способность понимать связь между причинами и следствиями. Полезно сделать для малыша специальное одеяло, сшитое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям желательно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях – на животе, на спине или на боку.

Если у малыша есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой – белый и шелковый). Кроме того, необходимо проводить занятия, направленные на формирование зрительного внимания. Начинать их нужно как можно раньше, поскольку именно в первые месяцы жизни зрительная система претерпевает значительные изменения и является наиболее чувствительной к внешним стимулам – свету и цвету. Чтобы привлечь внимание ребенка с глубокими нарушениями зрения, целесообразно использовать максимально яркие предметы. Наиболее удачными из них являются фонарик (лампа, флюоресцентные игрушки), блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком, увеличенные изображения. Если сочетания контраста и движения недостаточно, можно пытаться привлечь внимание младенца к предмету каким-либо звуком: голосом, мелодией погремушки постукиванием по предмету.

9. Сенсорные нарушения в структуре речевого дефекта

Под

сенсорными

нарушениями

понимаются

трудности

восприятия

речевого сообщения, т.е. трудности

аналитико–синтетической деятельности

по

выделению

существенных

и

торможению несущественных признаков

звука.

12. Дислалия

Наиболее

простой

и

распространенный вариант речевых

нарушений у детей.

14. Дислалия

После

курса

логопедических

занятий

дефект

успешно устраняется

просто

нужно

«научить»

мышцы

языка

и

губ

определенным

комбинациям

для

произнесения

того

или иного звука.

19. Формы дислалии

Функциональная

нарушение

звукопроизношения

при

отсутствии

отклонений в артикуляционном аппарате

и

функционировании

центральной

нервной

системы,

слуховом

и

периферическом

артикуляционном

аппарате.

— С помощью чего незрячие дети познают мир?

— Незрячие дети познают мир с помощью тактильных книг, подвижных игр, шрифта Брайля, музыки, звуковых игрушек, компьютера, окружающего мира в целом. Тактильные книги находятся в библиотеках для незрячих. Тифлокомментарии (краткие сообщения о событиях, происходящих на экране, например, куда человек пошёл, описание внешнего вида героя) к мультфильмам можно скачать в интернете.

5992e38284f9f0.47399723.jpg

Психическое развитие

Анализ работ разных авторов позволяет выделить следующие специфические особенности психического развития детей данной категории:

Повышенная чувствительность к зрительным, тактильным и звуковым раздражителям, которая вызывает у некоторых детей состояние дискомфорта, иногда приводит к деструктивному поведению.

Недостаточность пространственных представлений проявляется в затруднении дифференциации правой и левой сторон тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, под и т. п.) усваиваются с трудом. Дети недостаточно хорошо ориентируются в пространстве, во времени, в обыденной жизни. Они не могут сложить из частей целое, анализировать исходные условия задачи, не планируют и не контролируют свои действия, что обусловливает затруднения в разучивании двигательных действий.

Память детей характеризуется малым объемом, слабой точностью и непрочностью запоминаемого словесного, наглядного материала, движения и последующего его воспроизведения, преобладанием вербальной памяти над зрительной и тактильной. У слепоглухих отмечается преобладание осязательной памяти над зрительной и слуховой. Расстройства внимания и памяти у них проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание. Отмечается замедленный темп усвоения, недостаточное понимание нового материала, что приводит к неточности его воспроизведения. Дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в начале школьного периода жизни. Если говорить о кратковременной памяти, то у детей с умственной отсталостью лучше развита зрительная память, чем слуховая, а у слепоглухих — тактильная и кинестетическая.

Проявления психического инфантилизма характерны почти для всех детей и выражаются в наличии несвойственных возрасту черт детскости, непосредственности, в преобладании деятельности по мотивам удовольствия, в склонности к фантазированию и мечтательности. Но, в отличие от классических проявлений «гармонического инфантилизма», у детей наблюдаются недостаточная активность, подвижность, яркость эмоциональности.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется неустойчивостью, слабостью развития волевых процессов.

Дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые из них могут проявить настойчивость и целеустремленность.

Поведение детей не однородно: одни возбудимы, импульсивны, недостаточно дисциплинированы; другие более уравновешены, спокойны; есть крайне вялые, заторможенные, медлительные, иногда и бездеятельные. У некоторых наблюдаются стереотипные движения, самоагрессия, аутистические черты поведения, несовершенство психомоторики и сенсорной системы ребенка, которые обусловливают трудности обучения. Самооценка и уровень притязаний у этих детей чаще всего неадекватны.

Ростомашвили Л.Н. Педагогические технологии в адаптивном физическом воспитании детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития. СПб., 2014.

22. Причины функциональной дислалии

Социальные:

Педагогическая запущенность (родители не

исправляют недостатки в речи детей и не

демонстрируют

образцов

правильного

звукопроизношения)

Двуязычие

в

семье

(Когда

родители

разговаривают на разных языках, ребенок

вставляет в один язык другой. Например,

французский + русский = горловой звук «Р»)

Недоразвитие

фонематического

слуха.

Физический слух может быть сохранен, а

фонематический нарушен.

24. Дизартрия

Страдает вся произносительная система

речи, а не произношение отдельных

звуков, как при дислалии.

Это

нарушение

обусловлено

недостаточностью иннервации речевого

аппарата.

У

детей-дизартриков

отмечается ограниченная подвижность

речевой и мимической мускулатуры.

25. Дизартрия

Речь ребенка характеризуется нечетким,

смазанным звукопроизношением;

голос у него тихий, слабый или резкий;

речь теряет свою плавность, темп речи может

быть ускоренным или замедленным.

ритм дыхания нарушен;

задерживается психическое и эмоциональноволевое развитие ребенка.

27. АЛАЛИЯ

полное

или

частичное

отсутствие речи у детей (до

3-5 лет) при хорошем слухе,

обусловленное

недоразвитием

или

поражением

речевых

областей

в

левом

полушарии коры головного

мозга, наступившим во

внутриутробном

или

раннем периоде развития

ребенка.

Игры сенсорной интеграции при аутизме

Игра «Цирковые слоники»

Набор разноцветных и разноразмерных элементов (слоников). Элементы можно укладывать в различных вариациях, что позволяет ребенку:

  • освоить понятия размера, цвета, симметрии, равновесия;
  • улучшить моторику;
  • получить базовые навыки устного счета.

Игра отлично стимулирует зрительные и тактильные ощущения, а количество ее вариаций безгранично и зависит лишь от фантазии учителя и целей занятий.

Шнуровка-кубики «Веселые картинки»

Игра для развития мелкой моторики, прекрасно подходящая малышам с гиперчувствительностью. Деревянные элементы имеют нейтральную расцветку и неярко выраженную текстуру. «Веселые картинки» относятся к наиболее эффективным играм для улучшения когнитивной функции у детей-аутистов. При помощи игры у ребенка развивается способность к ориентированию в пространстве, навыки шнурования, улучшается глазомер, возрастает концентрация внимания.

29. Ринолалия

При

наличии

дефекта

строения

артикуляционного

аппарата

(расщелина неба и

т. д.) имеет место

искаженное

произнесение всех

звуков речи. Речь

невнятна,

монотонна

31. Ринолалия открытая

струя

воздуха

во

время

акта

речи

проходит через нос, а

не

через

рот.

(вследствие

расщепления твердого

и мягкого нёба, пареза

мягкого нёба после

дифтерии).

Мягкого нёба нет или его

деятельность

недостаточна

для

создания

перегородки

между ротовой и носовой

полостью, струя воздуха,

не встречая преграды,

идет в нос, и речь

становится непонятной,

приобретает

носовой

оттенок.

37. ВРЕМЕННЫЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Причины

различные заболевания, перенесенные

ребенком в раннем возрасте (желудочнокишечные заболевания, нарушающие

питание организма и коры головного

мозга).

лечение

Лечение зависит от характеристик, которые дает ребенок, но оно не лечится, а состоит в том, чтобы максимально улучшить жизнь пострадавшего в рамках его проблемы, способного получить очень хорошие результаты при правильном лечении..

Сенсорная интеграционная терапия

Это может быть полезно для многих из тех, кто пострадал, и в основном состоит в выявлении структурированным и повторяющимся образом различных сенсорных стимулов. Это можно сделать как игру, и ее цель заключается в том, что благодаря церебральной пластичности механизмы меняются и постепенно интегрируют больше информации..

Заставить вас чувствовать себя лучше

Наиболее распространенным является облегчение их дискомфорта с помощью различных методов. Обнаружив неприятные для человека вещи, они стараются избегать таких ситуаций, уменьшать их или постепенно сталкиваться с ними..

Например, ребенок с этой проблемой может ненавидеть определенный предмет одежды или тип ткани, поэтому эту одежду больше нельзя использовать..

Другим примером может быть ребенок, который не может чистить зубы из-за повышенной чувствительности его десен. Что-то, что может быть сделано против этого, должно привыкнуть ребенка к использованию зубной щетки, сначала с помощью резинового наконечника или салфетки. В аптеках есть несколько продуктов, которые могут быть полезны для массажа десен или рта.

Модель DIR

Его аббревиатура на английском языке («Развитие, индивидуальные различия, модель, основанная на отношениях», Стэнли Гринспен и Серена Видер) — это программа вмешательства для детей с нарушениями сенсорной интеграции, особыми потребностями или любым типом аутизма.

Основное внимание уделяется развитию или формированию у ребенка навыков правильного функционирования в жизни: как уделять внимание, как относиться к другим, как сообщать, что вам нужно, и достигать академических целей..

«Я»относится к индивидуальным различиям, защищая, что вы должны знать, как вы воспринимаете вещи, которые различны у каждого ребенка (поиск ощущений, гиперчувствительности или гипочувствительности …)

в то время как R рассказывает об учебных связях с другими людьми, которые приспосабливаются к их индивидуальным различиям, чтобы они могли этого достичь.

В этой технике эмоции и интересы ребенка используются для того, чтобы образовательные взаимодействия, которые запускают различные части мозга для совместной работы. Он также устанавливает задачи, которые нужно решать, постепенно, более сложные для детей, такие как изменения в окружающей среде.

Обычно включает в себя упражнения для решения проблем обучения.

Для достижения целей часто требуется совместная работа нескольких специалистов, сочетающая терапию для языка или кормления, трудотерапию, нейропсихологическую реабилитацию, образовательные программы и даже биомедицинские вмешательства..

ссылки

  1. О СПД. (Н.Д.). Получено 20 июля 2016 г. от Института сенсорных расстройств STAR
  2. Dunn, W. (s.f.). Контрольный список нарушений сенсорной обработки. Получено 20 июля 2016 г. из родительской зоны СПД
  3. Goldstein, M.L., Morewitz, S. (2011). Дисфункция сенсорной интеграции. При хронических расстройствах у детей и подростков. (стр. 125-130). Нью-Йорк: Springer Science & Business Media.
  4. Колева И., Эфе Р., Атасой Е. & Костова З. Б. (2015). Образование в 21 веке, теория и практика, издательство им. Св. Климента Охридского.
  5. Owen, J.P., Marco, E.J., Desai, S., Fourie, E., Harris, J., Hill, S.S., & … Mukherjee, P. (2013). Нарушение микроструктуры белого вещества у детей с нарушениями сенсорной обработки. Neuroimage: Клинический, 2844-853.
  6. Песке, Б. &. (2005). Сенсорный Контрольный список. Получено от сенсорных умов
  7. Что такое сенсорная обработка? (Н.Д.). Получено 20 июля 2016 г. с сенсорных умов
  8. Видер Г. &. (Н.Д.). Что такое модель DIR® / Floortime ™? Получено 20 июля 2016 г. от Стэнли Гринспена

41. Элективный мутизм

Природа

расстройства

представляется

весьма разноплановой:

сверхценное образование,

истерическое расстройство,

социофобия,

депрессия,

проявление пассивной агрессивности,

46. ЗАИКАНИЕ (причины)

внезапное изменение в худшую сторону

жизненных условий (обстановки в семье,

режима).

Нередки случаи заикания у детей с рано

развившейся речью, родители которых

читают им слишком много стихов, сказок,

обращаются с постоянными просьбами:

«расскажи», «повтори», часто заставляют

говорить напоказ.

«Дети знают, что у них есть свои трудности, и учатся с этим жить»

После окончания уроков школьники отправляются на обед. После него большинство старшеклассников идут домой, а те, кто остался — на дополнительные коррекционные занятия. Вечер – время кружков. Выбор у воспитанников школы-интерната большой: кружок танцев, оригами, художественная обработка древесины, туристический клуб и другие.

«Всевозможные кружки помогают детям почувствовать себя талантливыми, учат стремлению к победе. Для них важно умение преодолевать, — говорит заместитель директора по учебной работе Юрий Плотников. — Они чувствуют и знают, что в их жизни есть свои трудности, поэтому стараются приобрести все навыки, необходимые для полноценной жизни».
Незрячие дети пишут с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля. Фото: АиФ / Юлия Шатохина

Работники школы-интерната утверждают, что слепота — не приговор, и человек может быть счастлив и с таким недугом. Как пример, выпускница этой же школы — Наталья Тарковская, кстати, дальняя родственница известного режиссёра. Наталья, по словам учителей, никогда не считала себя ущербной, участвовала во всех олимпиадах, окончила институт с красным дипломом. Уже став кандидатом педагогических наук, вернулась в родную школу в качестве учителя литературы. Сложилось счастье и в личной жизни: на компьютерных курсах для незрячих познакомилась с будущим мужем, который вёл эти занятия. Скоро Наталья вышла замуж, родила девочку. Сейчас не преподаёт, так как находится в декретном отпуске. Мечтает, что когда-нибудь у неё будет двое детей.

«У нас неоднократно складывались пары и из учеников. Люди, которые знают несчастье быть слепым, будут всегда помогать друг другу, — поясняет Юрий Валентинович. — К сожалению, отношение нашего общества к инвалидам до сих пор остаётся пренебрежительным».

В коридоре останавливается симпатичная девочка. Она незрячая. Улыбаясь, говорит: «Агата Генриховна, здравствуйте. А я сегодня пятёрку получила по русскому языку!». Удивляюсь: «Как же она вас узнала?».
Выпускницы школы. Фото: АиФ / Юлия Шатохина

«У таких детей очень обострено обоняние. Они узнают по запаху духов, понимают, когда ты сменил парфюм или был в пиццерии. Многие из них обладают отличным музыкальным слухом, — поясняет директор. — Да, так сложилось, что они лишены зрения. Но эти дети не хуже других. А, может, и лучше некоторых».

Девочка, хитро улыбнувшись на последние слова руководителя, говорит: «Да, я не вижу этот мир. Но представляю. И он такой красивый!».

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

47. Дисфония — голос слабый, хриплый.

Причины

постоянное перенапряжение голоса в результате

слишком громкого разговора, пения, крика,

несоблюдение основных правил гигиены голоса

при пении (несоответствие звукового диапазона

песни среднему диапазону голоса ребенка

определенного возраста), частое подражание

голосам кукол (высокий, резкий голос

Буратино), голосам взрослых, резким свисткам

паровоза, гудкам автомобиля.

48. Дисфония

аденоидные разрастания

в

носу,

которые

затрудняют

носовое

дыхание и приучают

ребенка дышать ртом.

При ротовом дыхании

вдыхается

воздух,

который не очищается,

не согревается и не

увлажняется, как это

бывает при носовом

дыхании,

вследствие

чего

возникают

хронические

воспалительные

процессы в слизистой

оболочке гортани, голос

становится хриплым.

51. АУТИЗМ 

АУТИЗМ

появление симптомов в возрасте до 2,5

лет.

тяжелая аномалия психического развития

ребенка,

нарушение контакта с окружающими,

эмоциональная холодность,

перверсия интересов,

стереотипность деятельности.

55. Физическая реабилитация инвалидов с нарушением слуха

Глухие без речи — это рано оглохшие

люди или с врожденным отсутствием

слуха.

Глухие, сохранившие речь в той или иной

степени, — поздно оглохшие.

61.  Цель реабилитации

Цель реабилитации

улучшить

состояние

здоровья

и

трудоспособность инвалидов.

восстановление

социального статуса

инвалида, достижение им материальной

независимости

и

его

социальная

адаптация.

69. Реабилитация

Первостепенную важность с реабилитационных

позиций

имеет

развитие

адаптационнокомпенсаторных возможностей слабовидящих

детей, касающиеся как органа зрения, так и

иных анализаторных систем,

использование

сохранившихся

резервов

компенсации

зрительного

дефекта

и

возможность компенсации за счет других

анализаторов.

71. Реабилитация для слепых:

1) упражнения, в

которых

ведущим

является

двигательный

анализатор;

2)

упражнения, в

которых

ведущим

является слуховой (и

вестибулярный)

анализатор.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...