Нарушения голоса

Клинико-педагогическая классификация

Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи

1. расстройства фонационного оформления высказывания:

  1. Дисфония (афония)
  2. Брадилалия
  3. Тахилалия
  4. Заикание
  5. Дислалия
  6. Ринолалия
  7. Дизартрия

2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:

  1. Алалия
  2. Афазия

Нарушения письменной речи

  1. Дислексия
  2. Алексия
  3. Дисграфия
  4. Аграфия

Психолого-педагогическая классификация

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

Нарушения средств общения:

  1. фонетическое недоразвитие(ФН)
  2. фонематическое недоразвитие
  3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи(ФФН)
  4. Общее недоразвитие речи(ОНР)

Нарушения в применении средств общения

  1. Заикание.

Нарушения речи: основные варианты

Традиционно выделяют нарушения звукопроизношения, как варианты нарушений экспрессивной стороны речи. Это периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей  артикуляционного аппарата  дислалия  — область преимущественно логопедии. К дислалии примыкает такой дефект речи, как особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы инёба (устар. названия «заячья губа» и «волчья пасть») — ринолалия (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии), и расстройство экспрессивной речи центрального характера — дизартрия (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятная речь — баттаризм (нарушение речи типа заикания, при котором темп речи ускорен, она имеет толчкообразный характер с остановками для дыхания, отдельные слова искажены), готтентотизм (). Нарушения произношения сложных слоговых структур. Нарушения смягчения, нарушения озвончения согласных фонем.

Нарушения темпа и ритма речи — брадилалия, тахилалия, полтерн (спотыкание), заикание (последнее расстройство — область логопедии, неврологии и психотерапии).

Нарушения голоса — афонии, дисфонии, открытая и закрытая формы ринофоний (устар. гнусавость), нарушения просодики и полетности голоса. Последние являются предметом как логопедии, так и фониатрии.

Нарушения  импрессивной речи (восприятия и понимания речи)  — отдельные варианты афазий.

Варианты распада речи — афазии (смежная область афазиологии, нейропсихологии и логопедии).

Варианты общего недоразвития речи и алалии.

Нарушения письменной речи, в частности, чтения (легастения, дислексия) и письма (аграфия, дисграфия).

Нарушения речевого развития при олигофрении (смежная область логопедии и олигофренопедагогики).

Нарушения речевого развития при нарушениях слуха (область преимущественно сурдопедагогики).

В процессе логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи. Логопедическая диагностика должна идти от общего к частно­му: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению ме­ханизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта.  В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристи­ки, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объясне­ние причин возникновения речевых расстройств, на лечение ре­бенка, а не на систему коррекции, развития речи. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассмат­риваться в рамках существующих в логопедии классификаций (пси­холого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение — с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптомати­ки речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).  

Что такое нарушения в голосе

В основном, коррекция и устранение препятствий, которые не дают развиваться голосу в полную силу, устраняются путем воздействия медицинских и клинических мероприятий. Комплексное лечение включает в себя следующие шаги:

  1. хирургическое вмешательство;
  2. приемы психотерапии;
  3. ФТЛ;
  4. медикаментозное воздействие.

А также воздействие в сфере логопедических мероприятий:

  • дыхательная гимнастика;
  • упражнения на артикуляцию;
  • соблюдение режима, который помогает беречь связки.

Что такое нарушение голоса

Нарушения в голосе – это целая группа расстройств в области голосовых функций. Такие патологии характеризуются зачастую либо полным, либо частичным прекращением фонации. Патологии чаще всего проявляются у лиц, чьи профессиональные обязанности связаны с использованием голоса:

  1. лекторы;
  2. певцы;
  3. актеры;
  4. преподаватели.

То есть круг тех людей, кто постоянно испытывает сильную нагрузку на речевой аппарат. А также такие нарушения могу быть в следующих случаях:

  • пубертатный период у юнцов;
  • дети с нарушениями речи;
  • нарушение речевых функций в связи с травмами.

Также у детей и взрослых встречается отсутствие фонации на фоне заболеваний таких, как:

  1. алалия различных типов;
  2. заикание;
  3. афазия;
  4. дизартрия различных типов;
  5. ринолалия.

По статистическим данным, фонетическим патологиям подвержено:

  • около 55 % людей, профессия которых связана с нагрузкой на речевой аппарат;
  • около 15 % детей в период подростковой мутации;
  • около 40 % детей с проблемами в речи.

Такая проблема, как голосовые нарушения, наносит следующие разрушительные последствия:

  1. невозможно полноценно развить коммуникационные качества;
  2. сдвиг в плане психоэмоционального фона;
  3. существенные ограничения при выборе профессионального пути.

Рассматриваемая проблема – это медико-социальная проблематика, которая изучается и медицинскими, и педагогическими дисциплинами, а именно:

  • отоларингологией, в том числе разделом узкой специализации, то есть фониатрией;
  • либо дисциплиной, которая изучает психиатрию;
  • либо логопедией.

Классификация нарушений голоса

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом.

По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

Функциональные нарушения голоса:

  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)

Органические нарушения голоса:

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Функциональная дисфония

При функциональной дисфонии врачи различают гиперфункциональный и гипофункциональный варианты. Очень распространены смешанные формы. Во всех случаях наблюдается дисбаланс мышц, участвующих в фонации. О функциональной дисфонии говорят, если голос нарушен, но органические изменения при ларингоскопии почти незаметны. Пострадавшие отмечают постоянную охриплость, повышенную утомляемость голоса, а иногда ощущение тяжести или жжения в шее.

Гиперфункциональная дисфония. Этот тип дисфонии возникает, когда мышцы, задействованные в тренировке голоса, чрезмерно напряжены. В результате мышцы напрягаются. Смежные группы мышц в области лица, шеи и шеи также могут быть напряженными. Причиной этого напряжения обычно является чрезмерное использование голоса. Голосовые складки не могут свободно вибрировать при гиперфункциональной дисфонии, что приводит к грубому и скрипучему голосу.

Гипофункциональная дисфония: при этой форме дисфонии возникает нарушение функции мышц гортани. Голосовые связки не смыкаются полностью, оставляя больший промежуток между ними, через который выходит воздух, воспринимающийся как шипящий шум в голосе. Причиной этого обычно являются болезни или истощение с общим ослаблением организма. Даже психическое напряжение, такое как беспокойство или горе, может привести к гипофункциональной дисфонии. Из-за выходящего воздуха в голосе слышно дыхание, которое обычно звучит тихо и слабо.

Смешанные формы дисфонии. На практике гиперфункциональная или гипофункциональная дисфония встречается редко. Более распространенной является смешанная форма дисфонии, при котором голосовые складки расслаблены, а мышцы гортани напряжены. Голос становится сдавленным и сухим. Это ясно показывает, что при функциональных нарушениях голоса существует дисбаланс между мышцами, участвующими в формировании голоса.

Причины

  1. Паралитическое поражение мышц гортани из-за паралича возвратного нерва. Если нарушения возникли с одной стороны, наблюдается дисфония, с обеих сторон — афония.
  2. Поражение височных, лобных долей в результате травм головы, кровоизлияний в мозг. В первом случае пациент не осмысливает сказанное другим, из-за чего теряется смысл говорения. Второй тип поражения обуславливает «телеграфную речь». А при сбоях в зонах вторичной коры проявляются артикуляционные нарушения.
  3. Проявление этих болезней в детском возрасте могут спровоцировать тяжёлые генные заболевания. Например, синдром Дауна.
  4. Инфекционные заболевания, в особенности — наложенные на профессиональные особенности деятельности.
  5. Нодозные образования на голосовых складках в виде полипов, кист, фиброзов и узеков, которые часто появляются у вокалистов.
  6. При сахарном диабете, тириодите и прочих эндокринных заболеваниях, когда и происходит патологическая мутация. Также к этой категории относятся побочные действия лучевой терапии.
  7. Систематическое нахождение в условиях, где воздух сухой, а температура выше или значительно ниже нормы. Не последнюю роль играет состав окружающего воздуха: вдыхание токсических газов приводит к воспалению лёгких, трахеи, гортани.
  8. Пубертатный период, во время которого физиологическая мутация является проявлением процесса полового созревания.

Строение гортани

Перечень причин патологической фонации огромен. В некоторых случаях наблюдается несколько взаимосвязанных факторов. Поэтому при расстройствах фонации важна комплексная диагностика, которая помогает составить полную картину того, что происходит в организме.

Когда следует идти к врачу?

Если дисфония длится всего несколько дней и имеет очевидную причину (например, после праздника или простуды), обычно нет причин для беспокойства. Однако, если нарушения голоса повторяются или сохраняется в течение более двух недель, следует обратиться к врачу. Даже если вы заметите, что ваш голос звучит сдавленно, стал скрипящим или шипящим, или у вас болит горло, целесообразно посетить врача. В конце концов, для жизни необходим сильный, звучный голос.

Причины дисфонии

Для функциональной формы дисфонии выделяются такие причины:

  • Нарушения в эндокринной системе после болезни, приема анаболиков или гормональных препаратов;
  • Постоянные нагрузки на речевой аппарат. Наблюдаются у певцов, учителей, ораторов и т.п.;
  • Нехватка витаминов в организме, астенический синдром;
  • Спазм гортани и т.д.

Органическая дисфония может возникнуть вследствие:

  • Расщелины между губой и нёбом. Задержка речевого развития у ребенка будет одним из последствий такой патологии;
  • Сосудистых аномалий. В гортани образуется комок сосудов из-за сбоев в эмбриогенезе;
  • Недоразвитости или полного отсутствия голосовых связок. Попытки ребенка выдать какие-либо звуки похожи наприступ одышки при астме;
  • Сужения гортанного просвета. Причина— опухолевые процессы или аллергическая отечность;
  • Одного из инфекционных заболеваний;
  • Попадания инородного тела или операции на гортани;
  • Изменения строения шеи.

Что делает доктор?

Специалистами по нарушениям голоса являются специалисты по фониатрии. Специалисты по оториноларингологии (ЛОР) и общей практике также являются специалистами при дисфонии. Во-первых, врач проводит опрос о причинах и тяжести дисфонии, задавая конкретные вопросы. Затем выполняет физикальное обследование (с помощью ларингоскопа) и другие необходимые исследования.

Симптомы органических нарушений голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда — невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки. При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Признаки функциональных нарушений голоса

Наиболее часто нарушения голоса вызывают функциональные болезни голосового аппарата, то есть когда его двигательная функция остается в норме, нет анатомических изменений.

Одним из самых частых нарушений голоса является фонастения. С ней часто сталкиваются люди речевых профессий. Реже она возникает в результате переутомления, ослабления защитных сил организма, психотравмирующих ситуаций. Обычно пациенты в данном случае жалуются на чрезмерную утомляемость голоса, невозможность долго разговаривать, возникновение охриплости после разговора, болевые ощущения в горле и наружных мышцах гортани.

Гипотонусная дисфония, возникшая из-за пареза гортани, повлекшего за собой несмыкание голосовых связок, сопровождается осиплостью, быстрой утомляемостью. Такие больные часто вынуждены говорить шепотом.

Судорожное сжатие гортанных мышц может спровоцировать возникновение гипертонусной дисфонии. При ней голос огрубевает и глухо звучит. Человек, страдающий афонией, полностью утрачивает свой голос.

При патологической мутации переменчивость голоса сохраняется и после окончания подросткового возраста.

Практически все больные с функциональным нарушением голоса жалуются на охриплость и осиплость, неспособность контролировать звучание голоса.

История болезни

Врач задаст вам различные вопросы, например:

  • Как долго у вас нарушен голос?
  • Был ли голос сильно нагружен до начала дисфонии?
  • Имеются ли заболевания дыхательных путей или легких?
  • Вам делали операцию незадолго до появления нарушения голоса, например, в области груди или шеи?
  • Если да, проводилась ли операция под общим наркозом с искусственной вентиляцией?
  • Вы курите? Если да, сколько и как долго?
  • Употребляете алкоголь? Если да, то сколько?
  • Вы заметили затвердевание, отек или ощущение давления в области шеи?
  • Какие лекарства вы сейчас принимаете?

Профилактика нарушений голоса

У детей. Будущей матери стоит ответственно подойти к планированию беременности: отказаться от вредных привычек, вылечить хронические болезни еще до зачатия. Во время вынашивания ребёнка стоит поддерживать иммунитет и избегать любых заболеваний.

Во взрослом возрасте. Чтобы не допустить проблем с речью у взрослых пациентов, важно выполнять меры профилактики против инсульта — следить за давлением, при необходимости принимать лекарства от гипертензии, избавиться от лишнего веса, отказаться от вредных привычек. Также стоит регулярно проходить плановые осмотры у онколога.

Лечение

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или в обычном садике. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических детских садов. При этом чем раньше Вы обратились за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа с вашим ребенком.

Диагностика нарушений голоса

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом. Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции голосовых складок — стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани. Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения голосового аппарата в динамике.

Логопедическое обследование включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и голосовой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.

Диагностические мероприятия

Диагностикой и лечением заболеваний, при которых садится голос, занимаются ЛОР-врачи, терапевты, невропатологи. Врач во время беседы с пациентом без труда заподозрит проблему — услышит голос и поймет, что он сел. Основная задача – выяснить причину расстройства.

Схема диагностических мероприятий стандартна:

  • Выслушивание жалоб больного,
  • Сбор анамнестических данных,
  • Лабораторные анализы,
  • Ларингоскопия и ларингостробоскопия,
  • Компьютерная томография гортани и шейного отдела позвоночника,
  • МРТ основания черепа и головного мозга,
  • Консультация фониатра.

Проанализировав полученные результаты проведенных исследований, специалист поставит окончательный диагноз и назначит необходимую терапию.

Коррекция нарушений голоса

Содержание лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению голосового режима. При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение. На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляю 2-4 месяца.

Дальнейшие исследования

Иногда при дисфония необходимы дальнейшие исследования для определения ее причины. Они используются при длительном или выраженном нарушении голоса. Если возникают дополнительные симптомы, такие как одышка, кровохарканье или дисфагия, могут быть полезны следующие обследования:

  • Измерение кислотности (pH) в пищеводе. Если есть подозрение на повреждение голосовых складок кислым желудочным соком, может также потребоваться гастроскопия.
  • УЗИ (сонография) щитовидной железы.
  • Рентген грудной клетки.
  • Забор ткани (биопсия) из слизистой оболочки гортани или бронхов.
  • Компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) шеи, груди или мозга.

Специфика дыхания у обладающих проблемами с речью

  1. Оно довольно неглубоко, ритмически неустойчиво. При физических нагрузках или эмоциональном перевозбуждении легко нарушается.
  2. Выдох короткий и прерывистый с постепенным ускорением
    .
  3. Вдыхая и выдыхая, ребенок может подергивать головой и плечами, а также испытывать напряжение в мышцах лица и шеи.
  4. Струя воздуха слабая, при говорении она проходит вдоль щек, чем объясняется появление хлюпающих звуков в речи.
  5. Наблюдается задержка дыхания или добавочные вдохи.
  6. Процесс говорения осуществляется и на вдохе, и на выдохе.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...