Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗ

Содержание
  1. Что это за упражнения?
  2. ТОП-20 нейропсихологических упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста
  3. Упражнение 1. Лодочка
  4. Упражнение 2. Качалочка
  5. Упражнение 3. Короткое/длинное бревнышко
  6. Упражнение 4. Ползание на спине и животе
  7. Упражнение 5. Ползание на животе с неподвижными руками
  8. Упражнение 6. Локти – колени
  9. Упражнение 7. Ползание на четвереньках
  10. Упражнение 8. Ползание на четвереньках с языком
  11. Упражнение 9. Ползание на четвереньки с языком и глазами
  12. Упражнение 10. Перекрестные четвереньки
  13. Упражнение 11. Перекрестные четвереньки с языком и глазами
  14. Упражнение 12. Четвереньки боком и приставной шаг
  15. Упражнение 13. Четвереньки боком и перекрестный шаг
  16. Упражнение 14. Четвереньки боком, язык двигается за рукой
  17. Упражнение 15. Четвереньки боком, руки наперекрест, язык двигается за рукой
  18. Упражнение 16. Четвереньки боком, глаза двигаются за рукой и языком
  19. Упражнение 17. Хождение на коленях. Кулак сжать – разжать
  20. Упражнение 18. Хождение на коленях. Плечо – бедро.
  21. Упражнение 19. Хождение у стены
  22. Упражнение 20. Хождение у стены, ноги наперекрест
  23. Нейропсихологическая коррекция — что это такое
  24. Коррекция-дома или в группе?
  25. Дисгенетический синдром
  26. На практике работа нейропсихолога сводится к трем основным этапам:
  27. Пять упражнений с использованием приемов нейропсихологии:
  28. Противопоказания к применению
  29. Запишитесь на нейропсихологическую диагностику
  30. Как они могут помочь ребенку?
  31. Занятия с нейропсихологом для детей дошкольного возраста
  32. Нейропсихологическая диагностика
  33. Нейропсихологические синдромы
  34. Оборудование
  35. Подводя итог
  36. Что происходит на сеансе двигательной нейрокоррекции
  37. План занятий:
  38. Не педагогикой единой…
  39. Закрепление результата
  40. Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ
  41. Упражнения
  42. Коррекционные игры для гиперактивных детей
  43. Лицензия
  44. Диагностика детей дошкольного возраста
  45. Дополнительные программы помощи
  46. Цены
  47. Проверка готовности ребенка к школе
  48. Когда стоит ожидать эффекта
  49. О ВШП

Что это за упражнения?

Нейропсихология – это сравнительно молодое направление, сочетающее в себе знания психологии, нейронауки и психофизиологии. Предмет нейропсихологии – исследование связей между работой мозга и происходящими психическими процессами. Исследуются в основном процессы, протекающие с нарушениями по причине заболеваний или травм.

Соответственно, нейропсихологическая гимнастика – это специальные комплексы упражнений, помогающие корректировать те или иные психофизиологические нарушения.

Такие комплексы показаны детям при следующих проблемах:

  • родовые травмы;
  • сниженный или повышенный мышечный тонус;
  • частые заболевания;
  • ребенок до года не ползал;
  • ходил с опорой на пальчики;
  • поздно начал говорить;
  • имеет в анамнезе ЗПР, ЗПРР, СДВГ или подобные диагнозы;
  • раздражителен, вспыльчив, конфликтен;
  • гиперактивен (или очень медлителен);
  • быстро устает, плохо засыпает;
  • плохо понимает речь взрослых, обращенную к нему;
  • неразборчиво пишет;
  • на письме пропускает или заменяет одни буквы другими, либо пишет их в зеркальном отражении;
  • с трудом усваивает школьный материал;
  • при чтении «глотает» окончания, додумывает слова;
  • с трудом сравнивает, обобщает, запоминает;
  • имеет проблемы с мелкой моторикой;
  • во время письма или рисования постоянно двигает языком или ногами;
  • не может высидеть на месте 15 минут;
  • рассеян, невнимателен;
  • не доводит начатое до конца;
  • отвлекается, не может надолго сосредоточиться;
  • не может переключиться с неверного способа выполнения поставленной задачи на верный;
  • подолгу просиживает за домашним заданием;
  • неловок и неуклюж.

нейропсихологическая коррекция ребенка

ТОП-20 нейропсихологических упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Я уже перечислила преимущества данного подхода, но, помимо них, существует еще ряд плюсов. Нейропсихологическое сопровождение ребенка помогает развить пространственные представления, без которых невозможно обучение в школе. Двигаясь по заданной программе, он расширяет диапазон движений, лучше понимает схему своего тела и его расположение в пространстве, качественнее воспринимает окружающее 3-D пространство и расширяет зрительное восприятие.

Нейропсихологические упражнения для детей из двигательного репертуара будут полезны и в том случае, когда ребенок не имеет серьезного диагноза, но:

  • имел родовые травмы, пусть и скомпенсированные;
  • родился через кесарево сечение;
  • страдал в младенчестве гипо- или гипертонусом;
  • часто более ОРВИ;
  • медленнее развивается физически;
  • имеет неправильную походку, косолапит, часто спотыкается и падает;
  • имеет ПЭП, ММД в амбулаторной карточке;
  • плохо спит и тяжело засыпает;
  • страдает от сниженной познавательной активности;
  • хуже запоминает и усваивает материал;
  • быстро устает, медлителен или слишком активен.

Многие упражнения выполняются в трех пространственных направлениях (лежа, сидя, стоя). Они нацелены на освоение пространства своего тела и окружающей действительности. И когда ребенок учится управлять телом в этом пространстве, выстроив движения по заданной программе, поставив цель, он тренируется удерживать эту программу и, соответственно, произвольно регулировать свою деятельность.

Упражнение 1. Лодочка

Ребенок лежит на животе. Упор делается на корпус. Руки и ноги вытянуты. Он их медленно поднимает, немного прогибается в спине и качается назад – вперед. Можно делать это частями: взрослый хлопает в ладоши – малыш поднял руки и удержал на 3-5 секунд (опустил), затем команда – поднялись ноги и удерживаются несколько секунд (опустил). По следующему хлопку малыш поднимает и руки, и ноги. Повторы до 5 раз.

Раскачивание с боку на бок запрещено! При затруднении взрослый может придерживать ноги ребенка под коленями.

нейропсихологическое упражнение для детей лодочка

Упражнение 2. Качалочка

Ребенок сидит на полу с согнутыми в коленях ногами. Руки обхватывают колени, голова максимально наклонена и прижата к ним. Таким образом он раскачивается: лег из исходного положения на спину, как бы откатившись назад, а потом вернулся. Повторы от 5 до 10 раз.

Нельзя опираться на локти при возвращении в исходное положение,  также запрещено падать на бок, размыкать руки при откатывании на спину. Взрослый может помогать, слегка придерживая конечности ребенка.

нейропсихологическое упражнение для детей качалочка

Упражнение 3. Короткое/длинное бревнышко

Короткое бревнышко. Ребенок лежит на спине с прямыми ногами и вытянутыми вдоль туловища руками. Ладони прижаты к бедрам, пальцы вместе. Пробуем перекатываться через правый бок в одну сторону, а потом назад – через левый бок. По-другому это упражнение еще называется «колбаска». Весь смысл в том, что для перекатывания вправо он должен использовать прямую левую ногу, закинутую сверху на правую, соответственно смена ног идет при катании назад. Голова и плечи не должны опережать ноги. Руки не отрываются от бедер. Все тело двигается равномерно.

двигательное упражнение короткое бревнышко

Длинное бревнышко. Положение тела, как в предыдущем варианте, но руки вытянуты вверх, ладони сложены «лодочкой» (без переплетения пальцев). Принцип выполнения тот же – катимся, закидывая противоположную ногу.

двигательное упражнение длинное бревнышко

Упражнение 4. Ползание на спине и животе

Ребенок лежит на животе на твердой поверхности. Голова приподнята, руки согнуты в локтях, пальцы плотно сжаты и направлены вперед, ладошки упираются в пол. Ноги выпрямлены. Он должен ползти вперед без помощи ног и отрыва груди от пола. Тело подтягивается к обеим рукам одновременно. Направление – прямо.

ползание на животе нейрокоррекция

Принцип ползания на спине таков: ребенок лежит на полу, ноги согнуты, стопы упираются в пол, руки на животе, пальцы сцеплены в «замок». Голову можно немного поднять, но необязательно. Ползти надо, отталкиваясь двумя ногами одновременно и полностью их выпрямляя. Руки остаются в исходном положении. Ползем прямо.

Можно учиться ползать на спине, отталкиваясь ногами попеременно, также как ползать на животе, попеременно двигая руками, но это уже следующий этап. Прежде стоит освоить ползание на спине и животе с двумя руками/ногами.

Упражнение 5. Ползание на животе с неподвижными руками

Малыш лежит на животе с приподнятой головой (глазки должны смотреть вперед). Ручки на спине, но не сцепляются. Он должен ползти, сгибая попеременно то правую, то левую ногу, и отталкиваясь внутренней частью стопы (носок и пятка не задействованы). Животик в этот момент плотно прижат к полу.

ползание на животе без рук нейрокоррекция

Упражнение 6. Локти – колени

Ребенок стоит на полу, упираясь локтями и коленями. Голова поднята так, чтобы глаза смотрели вперед. Ладошки соединяем запястьями и ставим на них подбородок. Пальчики подняты вверх, но щек не касаются. Ступни развернуты вверх. «Шагаем» локтями и коленями, правыми – левыми, правыми – левыми. Одновременно переставляем колено и локоть с одной стороны.

Следующим этапом будет шагание с разноименными локтями и коленками (правый локоть – левое колено, левый локоть – правое колено).

Упражнение 7. Ползание на четвереньках

Ребенок стоит на четвереньках. Колени и ладони прижаты к полу. Пальцы прижаты друг к другу и направлены вперед. Руки и ноги относительно тела находятся под прямым углом. Глаза смотрят вперед и зафиксированы на какой-то игрушке. Сначала учимся переставлять одноименные руки и ноги (левая с левой, правая с правой), затем – разноименные. В усложненном варианте ребенок шагает назад спиной. Нельзя делать опору на пальцы ног. Спина не сгибается, остается всегда прямой.

ползание на четвереньках нейрокоррекция

Упражнение 8. Ползание на четвереньках с языком

Смысл исполнения остается прежним, как в седьмом упражнении, но за движущейся ведущей рукой (ладонью) и ногой должен двигаться язык. При этом он направляется вперед, а не вниз или вверх. В усложненном варианте язык двигается в противоположную сторону.

Упражнение 9. Ползание на четвереньки с языком и глазами

Здесь смысл в том, что к движениям руками, ногами и языком подключается движение глаз. Сначала ребенок учится поворачивать глаза в одну сторону с ногой/рукой/языком, после – в противоположную. Глазки при этом поворачиваются как можно дальше вправо и влево, но не вверх или вниз.

Упражнение 10. Перекрестные четвереньки

Ребенок стоит в той же позе, что и в предыдущих упражнениях на четвереньки, но руки скрещены. При этом они не касаются друг друга. Ладошки упираются в пол, пальцы прижаты друг к другу и направлены вперед. Глазки зафиксированы на яркой игрушке впереди. Когда он начинает двигаться, руки ставятся не прямо, а наперекрест. Сначала двигаются одноименные руки и ноги, затем – противоположные. Можно таким же образом шагать назад.

Обратите внимание! Начинает «шагать» та рука, которая спрятана за другой.

перекрестные четвереньки нейрокоррекция

Упражнение 11. Перекрестные четвереньки с языком и глазами

Сначала пробуем ползать на четвереньках с поворотом языка за ведущими рукой и ногой, потом – с поворотом языка в противоположную сторону. После подключаются глаза: сначала они двигаются в общем направлении с рукой, ногой, языком, а позже – в противоположном им направлении. Пробуем проделать то же самое, но в обратном направлении.

Помните, что при движении вперед ведущей будет «задняя» рука, а при движении назад – та, что стоит впереди.

Упражнение 12. Четвереньки боком и приставной шаг

Исходное положение – как при обычных четвереньках. Разница будет заключаться в том, что ребенок поползет не вперед и назад, а вправо/влево. Это и есть приставной шаг. Сначала двигаются одноименные рука и нога, затем — противоположные.

Упражнение 13. Четвереньки боком и перекрестный шаг

Исходное положение – как при обычных четвереньках. Делается шаг вправо правой рукой и ногой, затем левой рукой и ногой. При втором шаге левая рука занимает переднюю позицию перед правой. Следующий шаг – без перекреста, еще один – перекрест, т.е. перекрест делаем через один, начиная со второго (каждый четный шаг).

Упражнение 14. Четвереньки боком, язык двигается за рукой

Ребенок принимает исходное положение – как при обычных четвереньках, но шагать при этом будет вправо и влево приставным шагом. Рот открыт, язык лежит на нижней губе. Правая рука с ногой делают движение вправо, и язык поворачивается в сторону правого плеча. Левая рука и левая нога двигаются к правой части тела, язык – поворачивается влево (обратите внимание, не в сторону движения, а к левому плечу).

При движении противоположных руки и ноги язык поворачивается в сторону плеча той руки, которая «шагает».

Упражнение 15. Четвереньки боком, руки наперекрест, язык двигается за рукой

Ребенок принимает исходное положение – как при обычных четвереньках, но руки держит наперекрест. Язык поворачивается в сторону плеча той руки, которая «шагает». Сначала идем с одноименных руки/ноги, затем – с противоположных.

Упражнение 16. Четвереньки боком, глаза двигаются за рукой и языком

Делаем все точно также как и в Упражнении 14, но при этом контролируем движение глаз в такт руке, ноге и языку. Сначала они максимально поворачиваются в сторону ведущих частей тела, затем – в противоположную, например, ребенок двигается вправо, переставляет правые руку и ногу, язык тоже высовывается в сторону правого плеча, глаза – с ними. Затем тренируемся поворачивать глаза в противоположную сторону (влево).

Пробуем не только движение с одноименных руки и ноги, но и разноименных. Попробуйте при этом делать руки наперекрест, как описано в Упражнении 15.

Упражнение 17. Хождение на коленях. Кулак сжать – разжать

Ребенок стоит на коленях, нижняя часть ног прямая, опора на пальцы отсутствует. Спина прямая, глаза смотрят вперед. Руки вдоль туловища, ладошки прижаты к бедрам. Он должен шагать на коленях, выставляя одноименные руку и ногу, сжав при этом кулак, и разжав его в исходной позиции (рука опущена). Пробуем таким образом шагать не только вперед, но и назад.

Упражнение 18. Хождение на коленях. Плечо – бедро.

Исходное положение – Упражнение 17. Ребенок шагает вперед правой ногой и кладет ладонь правой руки на левое плечо, а ладонь левой руки на левое бедро, чтобы локоть остался согнутым, а пальцы смотрели вниз. Когда шаг делается левой ногой, то все происходит по тому же сценарию, но со сменой сторон. Смена рук и ладоней происходит одновременно с каждым шагом, без остановок.

Упражнение 19. Хождение у стены

Ребенок стоит близко к стене, руки и ноги на ширине плеч, ладони упираются в стену, локти согнуты (на уровне плеч). Он делает шаг вправо вдоль стенки и одновременно передвигаются обе правые конечности, затем приставным шагом подтягиваются левые рука/нога. В обратную сторону ведущей стороной становится левая половина тела. Потом пробуем шагать с разноименных рук/ног. Шаг вправо ребенок делает правой рукой и левой ногой, а левая рука и нога подтягиваются вслед за ними.

Усложненным вариантом является хождение у стены с руками наперекрест. Шагает ребенок одноименными рукой и ногой, но руки при этом скрещены. Шаг вправо – правые рука и нога тоже шагнули вправо, затем делается шаг левыми рукой и ногой, а левая рука кладется поверх правой (ладони к стене). При следующем шаге (правой стороной) перекреста нет, а вот при левом шаге – снова есть. Ноги двигаются приставным шагом. Идя в обратную сторону, ребенок делает шаг левой стороной – перекреста нет, правой – есть. Здесь важно не напутать!

Можно еще усложнить нашу задачку и ходить у стены наперекрест и при этом двигаться разноименными конечностями. Смотрите, как это будет:

  • правая рука и левая нога делают движение вправо;
  • левая рука и правая нога подтягиваются к ним, и происходит перекрест;
  • в обратную сторону действует обратное правило (описано в предыдущем абзаце).

Ребенок смотрит четко перед собой, локти вверх или вбок не двигаются, ладошки находятся на уровне плеч!

Упражнение 20. Хождение у стены, ноги наперекрест

Ребенок стоит лицом к стене и держит руки на ней, согнув локти и упершись ладошками (на ширине плеч). Ноги пальцами упираются в стенку (тоже на ширине плеч). Шаг вправо сопровождается движением правых руки и ноги, а затем – левых. Но при этом левая нога становится вперед правой. Следующий «правый» шаг – без перекреста, а левый – снова с перекрестом. Здесь тоже можно использовать хождение с разноименными руками и ногами.

Гораздо сложнее контролировать тело, когда хождение у стены сопровождается перекрестом рук и ног одновременно. Попробуем?

  • Шаг вправо — двигаются правые конечности.
  • Следующий шаг – левыми рукой и ногой.
  • При движении левой стороны обе конечности накладываются поверх правых руки и ноги.
  • Далее снова шаг без перекреста.
  • Перекрест.

В обратную сторону захлестывать левую ногу будет правая. Это сложно, но при хорошем выполнении более простых нейропсихологических упражнений для детей будет исполняться достаточно слаженно и быстро уже через пару занятий.

Как определить, что можно переходить от одного упражнения к другому или усложнять исходный вариант? Если ребенок не сбивается, все делает по заданной программе, может координировать движения со счетом взрослого или даже вести его самостоятельно, он – готов!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Нейропсихологическая коррекция — что это такое

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.

Упражнения для нейропсихологической коррекции 

Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Обратите внимание! Методика применяется для коррекции нарушений в психических функциях детей от 3 до 12 лет. Считается, что все они имеют общий корень: дефицит адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге.

Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:

  • имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
  • логопедические нарушения, задержка речи;
  • нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • проблемы общения;
  • заторможенность или гиперактивность;
  • низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
  • проблемы с освоением письма, чтения, счета.

К сведению! Процесс формирования мозга длится всю человеческую жизнь. Он имеет строгий порядок, проходит через определенные стадии. По тем или иным причинам они могут нарушаться, что приводит и к общим проблемам в развитии.

Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:

  • зеркально пишет;
  • пропускает буквы;
  • переставляет части слов при письме;
  • имеет проблемы с переключением;
  • плохо концентрирует внимание;
  • не любит рисовать;
  • запинается, быстро утомляется;
  • присутствуют тики или навязчивые движения;
  • рассеян;
  • имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
  • мало ползал.

Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем в развитии:

  • задержки речевого развития, недоразвитость речи;
  • задержки психического и психоречевого развития (ЗПР);
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • аутизм;
  • минимальные мозговые функции;
  • недоразвитость мозгового тела;
  • эмоциональные и умственные нарушения.

Упражнения для нейропсихологической коррекции 

Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений специалист может последовательно активировать каждую зону мозга. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин.

Коррекция-дома или в группе?

Даже самые лучшие упражнения нейрокоррекции на дому непросто проводить, так как они осложняются проблемами воспитательного характера. Поэтому в процессе работы с проблемой специалисты уделяют внимание родителям, их стилю воспитания. Важно понимать то, что происходит с психикой ребенка, какие меры и для чего нужно предпринимать, как правильно подойти к вопросу. Они должны отрабатываться как в микрогруппах, так и индивидуально до тех пор, пока не будет достигнут результат.

Дисгенетический синдром

Это нарушение функции подкорковых структур головного мозга, которое происходит во внутритутробном периоде развития ребенка или вскоре после него.

Предназначение методов нейропсихологической коррекции – восстановить нарушенные взаимосвязи в работе нервной системы.

Головной мозг человека состоит из коры полушарий (это серое вещество, которое диффузно покрывает поверхность головного мозга) и подкорки. Подкорка – это скопление серого вещества, которое в виде ядер находится глужбе коры. Это значительно более древняя структура в плане эволюционного развития, чем кора головного мозга , она раньше закладывается и во время внутриутробного развития. Роль её нельзя преуменьшать.

Подкорковые узлы окружены белым веществом, носящим своеобразное название — сумка. Здесь проходят проводящие пути, по которым происходит связь коры со всеми  нижележащими областями и непосредственно с подкорковыми узлами. Несмотря на свою «эволюционную старость», подкорковые узлы очень важны для человека – они отвечают за регуляцию сложных движений, а также являются базой сложных безусловных рефлексов — пищевого, оборонительного, ориентировочного, полового и многих других, которые и составляют фундамент высшей нервной деятельности. Каждый из этих рефлексов осуществляется через скелетную мускулатуру.

Характеризуя взаимодействие коры и подкорки, академик И.П. Павлов в своё время писал: «Подкорка является источником энергии для всей высшей нервной деятельности, а кора играет роль регулятора по отношению к этой слепой силе, тонко направляя и сдерживая ее».

Хочется обратить внимание на то, что последние абзацы, касающиеся роли подкорковых структур в работе нервной системы человека, написаны в строгом соответствии с общепринятыми истинами физиологии человека. Однако, обратив внимание на важность нормальной работы подкорковых ядер головного мозга, их одновременную связь с корой полушарий и с мышцами у человека, мы сможем также объяснить происхождение и механизм действия методики нейропсихологической коррекции, который доказательной медициной пока не признан в полной мере. Его «проводниками» и разработчиками в основном являются психологи, а не врачи от традиционной медицины.

И, тем не менее, все мы помним про «пальчиковую гимнастику» и сороку, которая варила своим детям кашу. Выполняя эти занятия с грудничками по совету врачей, мы занимались развитием их речевых центров. Грубо говоря, метод нейрокоррекции – это похожая методика, более усложненная, которая применяется с учетом индивидуальных особенностей ребенка и проблем в его развитии, обучении, поведении и т.д.

На практике работа нейропсихолога сводится к трем основным этапам:

  • диагностика
  • анализ результатов, разработка коррекционно-развивающей программы
  • коррекционно-развивающие занятия

Пять упражнений с использованием приемов нейропсихологии:

  1. Разминка в начале урока. Разбиваемся на пары. Один ученик пишет на спине другого указательным пальцем любую букву, крупно, второй угадывает. Поменялись: второй пишет на спине первого цифры. Упражнение помогает формировать образ буквы, развивает мускульную память, способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений.
  2. Договариваемся с детьми о кодовом слове или движении. Учитель: «Если в течение урока я скажу слово ОКАЗЫВАЕТСЯ, все должны дружно топнуть, а если я хлопну три раза — весь класс должен встать». Учитель ненавязчиво вплетает в канву урока 2-3 раза кодовый сигнал, хвалит детей за внимание. Упражнение развивает самоконтроль, внимание, умение действовать по правилам.
  3. Учим детей концентрироваться сразу «в двух направлениях»: даём задание составлять слова из букв, входящих в слово КОНТРАБАС, в это время учитель иногда делает хлопки (по 1, 2 или 3 подряд, хорошо, если учитель, пока дети работают, перемещается по классу). Дети должны составить как можно больше слов и сосчитать все хлопки, не делая вспомогательных пометок. После слова СТОП каждый ребенок пишет в тетради цифру — сколько было сделано хлопков. Называются победители, кто не ошибся в подсчете. Подводятся итоги — кто больше составил слов.
  4. Игра с мячом. Учитель бросает мяч ученику и задаёт любой вопрос, связанный с теорией языка (склонение? спряжение? падеж? часть речи? и т.п.). Задание — ответить на вопрос должен тот, кто слева от ученика, поймавшего мяч. После ответа ученик, которому бросили мяч, говорит: «ВЕРНО»/«НЕВЕРНО» — и возвращает мяч точно в руки учителю. Важно: учитель должен всё время смотреть на ученика, которому летит мяч, не подсказывать взглядом, кто должен ответить.
  5. Скороговорки. Чтобы максимально сосредоточиться на разграничении гласных и согласных, ребёнок записывает скороговорку, которую даёт учитель, особым образом: согласные пишем, вместо гласных — чёрточка. Важное условие: не допускается ни одного исправления и ни одной помарки. Можно ввести правило: помарка — пишешь снова.

Все эти упражнения очень нравятся детям и очень полезны.

Противопоказания к применению

Нейропсихологические упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях:

  • эпилепсия;
  • генетические симптомы;
  • психические расстройства.

С особой осторожностью упражнения следует выполнять детям с дисплазией соединительной ткани, с сердечной недостаточностью и бронхиальной астмой.

Запишитесь на нейропсихологическую диагностику

Узнайте лучше своего ребенка, чтобы правильно его развивать

Как они могут помочь ребенку?

В общем смысле нейропсихологические занятия с детьми помогают развивать у них способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами.

Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. Основные из них следующие:

  • Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.
  • Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).
  • Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.
  • Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).
  • Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.

Такие упражнения эффективны как для дошкольников, так и для детей школьного возраста. При этом подбирают их с учетом конкретных проблем.

Занятия с нейропсихологом для детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.

Нейропсихологическая диагностика

Заключение по нейропсихологической диагностики

Нейропсихологическая диагностика позволяет родителям не только понять особенности развития своего ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Дело в том, что развитие психических функций (восприятие, память, мышление, речь, движение, действие и пр.) идет неравномерно и преодолевает длительный путь становления, начиная с внутриутробного периода.

Ее проводят, обычно, для детей старше 3-х лет, когда ребенок уже понимает задания, может отвечать на вопросы, владеет рукой. Диагностика длится примерно 2-2,5 часа. В ходе диагностики собирается анамнез развития ребенка, начиная с периода беременности матери. При наличии исследований (ЭКГ, МРТ), проводится их анализ. Обязательно проверяется наличие эпиактивности. Потом ребенок в течение примерно 40 минут выполняет определенные задания (пробы): повторяет движения, которые ему показывает нейропсихолог, работает с карточками, отвечает на вопросы, решает логические задачки и пр. По результатам диагностики нейропсихолог готовит заключение, в котором отражает степень развития определенных структур головного мозга ребенка и развития психических и когнитивных функций.

Важно, чтобы нейропсихолог имел большой опыт проведения диагностических процедур. В нашем центре работают специалисты, которые провели около тысячи диагностирований детей.

Нейропсихологические синдромы

Синдромы возникают при поражении определенных анатомических частей головного мозга.

Соответственно их разделяют на синдромы поражения наружной части, так называемые конвекситальные и внутренней нижней части (основания) базальные.

Также разделяют на право и левополушарные синдромы. К основным относятся:

  • нарушение зрения в виде неузнавания: агнозия (предметная, пространственная);
  • нарушение ориентировки в пространстве: апраксия;
  • нарушение счета: акалькулия;
  • нарушение функции памяти: амнезия;
  • нарушения способности воспринимать цифры и буквы: алексия;
  • расстройство восприятия речи: афазия;
  • нарушение координированности движений: апраксия:
  • нарушение восприятия при осязании предметов: астереогнозия.

В зависимости от выраженности поражения синдромы могут полными и неполными.

При поражении базальных или нижних отделов головного мозга выраженно нарушается эмоциональная сфера, способность к самоконтролю.

В области основания мозга находятся структуры, которые контролируют многие безусловные рефлексы и участвуют в формировании более сложных условных.

К примеру происходит замыкание зрительного пути, обонятельного восприятия. Поражение данных сфер приведет к утере или извращению данных видов чувствительности.

Эмоциональная сфера особенно сильно зависит от сохранности анатомических компонентов.

К примеру в условиях выраженной депрессии, когда используются агрессивные препараты, чтобы скорректировать нарушение в физиологии мозга, могут оказаться успешными психологические методики коррекции и терапии.

Подробная информация об этом изложена в книге Рика Хансона «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии».

Оборудование

В игровом процессе принимают участие окружающие ребенка предметы. Будет не лишним следующее развивающее оборудование:
• скалодром;
• веревочная трасса;
• кубики;
• доска для нейрокоррекции и т.д.

Подводя итог

Что должен понять учитель? Невозможно воспитывать и обучать новое поколение, не применяя достижения нейропсихологии.

Что должен понять родитель? Любой ребенок хочет учиться хорошо. Хочет, чтоб его хвалили. Хочет иметь красивые тетрадки с пятёрками и четвёрками. Надо поверить, что это возможно. Надо помочь, поддержать, предпринять все возможное.

В нужное время, пока мозг ребёнка пластичен, примерно до 10-11 лет, нужно обратиться к нужному специалисту и применить правильные методы, сделать верные шаги.

Что происходит на сеансе двигательной нейрокоррекции

Перед началом работы с ребёнком нейропсихолог проводит полное и подробное обследование, выявляет имеющиеся проблемы в развитии и формирует цели-задачи, которые необходимо будет решить в ходе коррекционной работы, а также выявляет нейропсихологические и личностные ресурсы ребёнка, которые помогут решить эти самые цели-задачи.

При разработке индивидуальной программы применяется принцип комплексного воздействия на ЦНС ребенка. Это обеспечивает одновременную активацию эмоциональной, познавательной (когнитивной) и сенсомоторной сфер, что очень важно для детей с особенностями развития.

Все коррекционные занятия проводятся в игровой форме и включают комплексы двигательных упражнений (разминки, растяжки и т.п.), тренировки мышц речевого аппарата, упражнения на развитие артикуляции, а также специальные комплексы дыхательных упражнений.

В процессе работы, от сеанса к сеансу, сложность упражнений увеличивается. По завершении сеанса нейропсихолог даёт родителям и ребёнку домашнее задание в виде упражнений, которые необходимо выполнять с целью быстрейшего достижения ожидаемого результата.

Программа двигательной нейрокоррекции может быть реализована как самостоятельная программа, а может быть первым, базовым этапом, предваряющим следующий этап нейропсихологической коррекционной работы — когнитивную нейрокоррекцию.

Двигательная нейрокоррекция помогает нормализовать психологическое состояние ребенка, улучшить его координацию (включая почерк), повысить работоспособность, снизить утомляемость. Двигательные упражнения способствуют развитию зрительно-слухового восприятия, пространственных представлений, памяти и мышления. Это положительно влияет на социальную адаптацию детей с особенностями развития, а также на школьную успеваемость и развитие детей.

Нейропсихологическую диагностику и коррекцию проводит сертифицированный специалист — психолог, имеющий специальную подготовку по клинической нейропсихологии.

План занятий:

  1. упражнение на дыхание  – 2-3 минуты;
  2. проведение массажа или самомассажа – 3-4 минуты;
  3. упражнение на растяжку – 2-3 минуты;
  4. глазодвигательное упражнение – 2-3 минуты;
  5. телесное упражнение – 8- 10 минут;
  6. упражнение на устранение динамических, пространственных, соматогностических, тактильных, кинестетических дисфункций  – 10- 12 минут;
  7. упражнение на развитие внимания, памяти, функций программирования и контроля –5-8 минут;
  8. коммуникативные и эмоциональные упражнения – 5-8 минут.

Не педагогикой единой…

Современные учителя приходят к пониманию, что одними только педагогическими методиками нельзя решить все проблемы ребенка с учебой. Конечно, психологические особенности и социальная среда всегда оказывают свое влияние. Но и помимо этого есть процессы, глубже связанные с развитием мозга в первые годы жизни. Приверженцы нейропсихологии утверждают: ребенок может не чувствовать орфограмм, например, из-за того, что пропустил в младенчестве этап ползания. Детская нейропсихология очень молодая, но быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия.
Одним из основателей нейропсихологии стал советский психолог и врач-невропатолог Александр Лурия. Во время Великой Отечественной войны врачу приходилось работать с травмами головы без должных диагностических инструментов. Он практически угадывал, с какой травмой имеет дело. На помощь пришли разнообразные тесты. В мирное время методика тестов продолжила развиваться, раскрывая ученым секреты мозга. 20-30 лет назад появилось ответвление науки — детская нейропсихология.

Как работает нейропсихология? Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. Этим-то и занимаются нейропсихологи. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.

Закрепление результата

Детям с нейропсихологическими расстройствами важно внимание родителей. Психологи сделают свою работу, но и взрослым нужно быть внимательным к детям, особенно тем, которые уже пошли в школу.

Специальный комплекс, разработанный специалистами для выполнения в домашних условиях, помогает повысить уровень активации мозга, привести в норму тонус мышц, сформировать произвольное внимание, улучшить показатели сенсомоторной активности.

Очень важно между выполнением домашнего задания проводить физкультурные паузы, которые включают:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • массаж;
  • водные процедуры.

Также следует соблюдать режим дня, снизить к минимуму умственные и физические нагрузки. Можно добавить в расписание посещение секций и лучше пусть это будут спортивные, где нужно больше двигаться.

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗ
Выполнять домашнее задание нужно с перерывами в 10-15 минут после каждого часа. Если у ребенка серьезное расстройство нервной системы, и он долго не может усидеть на месте, то ему учебные задания следует выполнять по 20 минут, а 10 минут перерыва.

Хорошо было бы во время перерыва провести самостимуляцию нервной системы. Например, можно дать ему помять мячик, ногами покатать подушечки, наполненные крупой, нижними конечностями катать мяч.

Нельзя ребенку во время перерыва смотреть телевизор и пользоваться гаджетами. Подобный отдых снижает показатели нейродинамики, истощает школьника и приводит к тому, что школьная программа усваивается хуже.

Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Дети с СДВГ испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный.

В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.

Способа излечения от СДВГ пока не найдено, а вот заниматься с детьми, тренируя их способность управлять своим вниманием и контролировать свои действия — полезно.

Особая осторожность необходима при назначении стимуляторов детям, поскольку ряд исследований показал, что их высокие дозы (например Methylphenidate более 60 mg/день) или неправильное применение вызывает привыкание и может побудить подростков использовать более высокие дозы для достижения наркотического эффекта.] Согласно проводимому в США исследованию среди кокаиновых наркоманов, у лиц с СДВГ, употреблявших стимуляторы в подростковом возрасте, вероятность пристрастия к кокаину в 2 раза выше, чем у тех, кто был диагнозирован СДВГ, но не употреблял стимуляторов.

В 2010 году в Австралии было опубликовано исследование о безрезультатности и неэффективности лечения СДВГ стимуляторами. Исследование охватывало людей, за которыми наблюдали на протяжении 20 лет.

Комитет по правам ребёнка Организации Объединенных Наций издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».

Один из важных способов борьбы с такими проблемами – развитие у ребенка речевой регуляции своих действий. С помощью проговаривания вслух дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки. В большинство наших упражнений включен элемент речевой регуляции своих действий.

Каждое упражнение построено в виде игры и рассчитано на то, чтобы вызвать интерес у ребенка. Не следует чересчур перегружать ребенка упражнениями. Это может вызвать у него протестную реакцию и нежелание продолжать заниматься. Лучше комбинировать по несколько упражнений в 15-20 минутном занятии, своевременно переключая ребенка с одного задания на другое, чередуя подвижные и «сидячие» игры. Также важно начинать с уровня, доступного ребенку, чтобы у него не было ощущения, что он в принципе не может с этим справиться. Наши упражнения построены таким образом, чтобы можно было начинать с чего-то простого, постепенно переходя к более сложному.

Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст, раньше которого его не имеет смысл начинать. Этот возраст прописан в комментариях к упражнениям.

Чтобы интерес к занятиям сохранялся, ребенка очень важно поощрять. Если только указывать на его недостатки – он быстро потеряет желание заниматься.

До 5-6 летнего возраста ребенка очень важно хвалить в любой игре («Молодец», «У тебя здорово получается»). С 5-6 лет дети нуждаются в более справедливом отношении и могут воспринимать неадекватную похвалу как обман. Поэтому в этом возрасте важно менять формулировки поощрения («Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера», «Я вижу, что ты старался, и это – самое главное»).

Упражнения

Коррекционные игры для гиперактивных детей

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра! См. →

Лицензия

Образовательная деятельность осуществляется на основании государственной лицензии ДПО № 038798 от 05.10.2017
Лицензия дает право оказывать услуги по реализации образовательных программ по следующим видам обучения:

  • Дополнительное профессиональное образование.

Лицензия выдана на основании решения приказа Департамента города Москвы и является бессрочной.

Диагностика детей дошкольного возраста

Опубликовано: 30.05.2019

Практически все родители задаются вопросами: “правильно ли развивается мой ребенок и соответствует ли возрастным нормам” какие особенности у ребенка: к чему он больше предрасположен, какой у него характер, нет ли […]

нет комментариев

Проверка готовности ребенка к школе

Дополнительные программы помощи

  • групповая терапия (МИМ-терапия)
  • БОС-терапия
  • когнитивно-поведенческая психотерапия (психологическая коррекция)
  • индивидуальные логопедические занятия, логоритмика

Цены

Консультация нейропсихолога 55 мин 3 500 ₽
Индивидуальная нейропсихологическая коррекция 55 мин 3 500 ₽
Полное нейропсихологическое обследование 90 мин 5 500 ₽

Проверка готовности ребенка к школе

Опубликовано: 20.11.2018

Если ребенка правильно подготовить и отдать в школу, когда он будет готов к ней, то он будет с интересом учиться. Понимать важность этого, получать хорошие оценки, сам делать домашние задания, оставляя […]

2 комментария

Развитие речи ребенка

Когда стоит ожидать эффекта

Нейропсихологические упражнения для детей принесут положительные результаты уже после прохождения первого курса. Всего следует пройти 2 курса, состоящие из 24 занятий. Продолжительность каждого занятия рассчитана на полчаса.

В основном занятия проходят в микро группах, в которые входит 2-е детей или же с каждым ребенком индивидуально по 1 занятию 2 раза в неделю в течение 3 месяцев. Программа подбирается индивидуально каждому малышу в соответствии с его особенностями и возрастом.

Следует запомнить, что после 6 занятия могут наблюдаться ухудшения состояния, но уже после 10 урока будут наблюдаться улучшения. После 1 курса ребенку назначают нейропсихологическое обследование, и решается вопрос о том, когда проходить повторно курс, и нужен ли он вообще.

Нейропсихологические упражнения принесут пользу ребенку, если строго соблюдать все рекомендации специалиста.

Для детей важна своевременная коррекция, благодаря которой он не только не отстает в развитии, но у него еще и сохраняется желание учиться, стать более успешным в жизни и учебе.

О ВШП

Источники

  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/uprazhneniya-dlya-nejropsihologicheskoj-korrektsii-v-detskom-vozraste
  • https://bestbabyclub.ru/neuropsychology/
  • https://vshp.pro/programs/programma-nejropsihologicheskaya-diagnostika-i-korrektsiya-v-detskom-vozraste/
  • https://medalvian.ru/detyam/nejropsihologicheskaya-korrekciya/dvigatelnaya-nejrokorrekciya/
  • https://medalvian.ru/detyam/diagnostika/nejropsihologicheskaya-diagnostika/
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...