Общее недоразвитие речи: классификация ОНР, прогноз и коррекция

Содержание
  1. Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых
  2. Речевая дислалия: классификация нарушения
  3. Симптомы у детей
  4. Заикание
  5. Расположение речевых центров в головном мозге
  6. Симптомы
  7. Какие бывают дефекты речи
  8. Дислалия или косноязычие
  9. Дизартрия
  10. Ринолалия
  11. Заикание или логоневроз
  12. Алалия
  13. Тахилалия
  14. Брадилалия
  15. Дисграфия и дислексия
  16. Афония и дисфония
  17. Функциональные причины нарушений речи
  18. Социальные и семейные причины появления нарушений речи в детском возрасте
  19. 3 уровень развития речи — дефекты речи в области лексики, грамматики, фонетики
  20. Тренировка мозга: узнайте всё о пользе брейн-тренинга
  21. Олигофазия
  22. Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка
  23. Афазия
  24. Общие принципы лечения нарушений речи
  25. Особенности диагностики
  26. Как развить голос?
  27. К каким докторам следует обращаться если у Вас Нарушения речи у детей:
  28. Лечение речевой дисфункции отзывы
  29. Ссылки
  30. Чего НЕ должны делать родители ребёнка с патологиями речи
  31. Больше полезных статей на тему развития детей вы можете найти в нашем блоге:
  32. Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе
  33. Другие заболевания из группы Болезни ребенка (педиатрия):

Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых

Проблемы с речью бывают не только у детей, которые только учатся говорить. По разным причинам взрослые, которые могли десятки лет говорить совершенно нормально, могут начать терять речь — в нашей клинике мы как раз занимаемся тем, что решаем такие проблемы.

Поскольку взрослые разговаривают уже не первый год, чаще всего их проблемы связаны с травмами или болезнями, которые поражают головной мозг, и с возрастом риск нажить подобные проблемы только повышается. Мы занимаемся лечением афазии и дизартрии — нередких речевых нарушений, которые возникают как раз из-за таких ситуаций.

Речевая дислалия: классификация нарушения

В процессе изучения отклонения специалисты пришли к потребности классифицировать патологию, что в будущем позволило подобрать оптимальный метод коррекции речи.

Симптомы у детей

Дизартрия может быть как первичным дефектом, так и вторичным на фоне алалии, ринолалии, афазии, заикания, ДЦП, олигофрении, гидроцефалии, ЗПР, нарушения слуха и зрения. Наиболее часто встречается дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Наряду с недостаточно четким произношением и нарушением просодики наблюдаются такие симптомы, как не резко выраженные нарушения памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, интеллекта, страдает пальцевая моторика, захватывают мелкие предметы кистью. Может быть замедлено формирование ряда психических функций: некоторые движения сокращаются или могут отсутствовать. Например, ребенок начинает стоять раньше, чем сидеть, не умеет захватывать мяч, спускаться по лестнице, прыгать. Часто у таких детей отсутствовала или была слабой стадия ползания, благодаря которой работа мозга активно разделяется на правое и левое полушария, образуя речевые зоны.

Эмоционально-волевые нарушения у дизартриков проявляются на 1-ом году жизни. Набор симптомов следующий: такие дети беспокойны, много плачут, требуют повышенного внимания, у них нарушен сон, аппетит: либо нет чувства меры (полнота), либо плохо едят. Выявляется предрасположенность к срыгиванию, рвотам, диатезам, расстройствам ЖКТ, отказываются сосать грудь, наблюдается подтекание молока во время сосания из-под одного или обоих уголков рта, плохо приспосабливаются к изменениям погоды, метеозависимы.

В дошкольном и школьном возрасте симптомы следующие: дети двигательно беспокойны, излишне суетливы, склонны к раздражительности, колебаниям настроения или апатии, в отношениях со взрослыми или сверстниками проявляют грубость, непослушание. При утомлении двигательные беспокойства усиливаются. Склонны к реакции истероидного типа, особенно, если добиваются желаемого. Артикуляционная моторика при всех формах дизартрии нарушается в разной степени, наблюдается обильное слюнотечение (саливация).

Вверх

Формы дизартрии

Современная классификация болезни основана на принципе локализации нарушения. Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, подкорковую или экстрапирамидную, псевдобульбарную и стертую формы дизартрии.

Заикание

Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.

Существует несколько видов заикания:

  • Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
  • Клонический вид – повторение слогов и звуков.

Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.

Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.

Расположение речевых центров в головном мозге

Головной мозг человека в центральной нервной системе считается самым важным органом. В стволе головного мозга расположены ядра, которые определенным отделам посылают импульсы (двигательные, речевые и т.д.).

Зоны, отвечающие за речь человека, находятся в доминантном полушарии. У правшей речевые центры находятся в левом полушарии, а у левшей, наоборот, в правом.

В процессе воспроизведения речи непосредственное участие принимает центр Брока, расположенной в нижней части лобной доли головного мозга. Цент Брока сокращает мышцы речеобразующих органов, а также ответственен за процесс речевой артикуляции. Кроме того, эта зона отвечает за правильность высказываний, порядок слов в предложение и суть самих предложений. Если в зоне Брока произошли нарушения, высказывания больного становятся невнятными, он не может четко сформулировать свои мысли. Но при этом больной четко понимает речь окружающих.

В задней части височной извилины расположен центр Вернике, который ответственен за понимание письменной и устной речи. Зона Вернике – это слуховой центр, производящий анализ и сопоставление услышанной речи.

Также в человеческом мозгу имеются и другие центры, расположенные в различных участках. Вспомогательные центры ответственны за способность человека читать, логически мыслить, распознавать звуки.

речевые зоны мозгаРечевые зоны головного мозга

Симптомы

Речевые нарушения могут затрагивать звуковую, фонематическую, лексическую, грамматическую стороны речи. Они не проходят без специальной коррекционной работы. К ним относятся:

  • нарушения образования звуков (артикуляция);
  • нарушения в выражении и понимании тона голоса, интонации собеседника (просодия);
  • нарушения в понимании грамматически правильных предложений (синтаксис);
  • нарушения способности кодировать значение словами и декодировать значения из слов (семантика);
  • нарушения способности понимать контекст, улавливать скрытые посылы, не выраженные явно (прагматика).

Родителям стоит обратиться к специалисту, если ребенок употребляет перед словами лишние звуки, повторят первые слоги или слова в начале фразы, делает вынужденные остановки в середине слова или фразы либо просто заминается перед началом речи.

Какие бывают дефекты речи

Существуют дефекты письменной и устной речи. Кроме происхождения и влияния на детское развитие, они различаются и по степени тяжести.

Дислалия или косноязычие

Дислалия — это неверное произношение звуков, или замена их  другими звуками.

Этот дефект довольно часто встречается в дошкольном возрасте. Ребенок может картавить или шепелявить.

Подобное отклонение означает, что у малыша хороший слух, но слабо развитый артикуляционный аппарат. То есть при систематической тренировке мышц языка, щек и губ можно научиться правильному произношению.

Дизартрия

Дизартрия возникает из-за неполноценной работы нервной системы и органов речи.

У детей с дизартрией нарушена подвижность губ, языка и неба. Таким ребятам сложно произносить слова и фразы.

Чаще всего дизартрия влечет за собой общее недоразвитие речи.

Ринолалия

У малышей с этим речевым недостатком нарушена функция носоглотки. Из-за этого произношение становится гнусавым, как будто при сильнейшем насморке.

Заикание или логоневроз

При заикании малыш по нескольку раз повторяет одни и те же слоги и слова.

Это происходит из-за чрезмерного напряжения мышц речевого аппарата и неверного дыхания.

Зачастую проблема кроется в психологических причинах (например, в испуге, чрезмерной хронической усталости, быстрой наработке словарного запаса и т.д.). В этих случаях дефект связывают с логоневрозом.

Обычно заикание возникает в период 2-5 лет, когда малыши (чаще мальчики) активно учатся разговаривать.

Алалия

Алалия — это сильное недоразвитие речи или полное ее отсутствие.

Такая патология обычно возникает в связи с родовыми травмами.

При нормальных слухе и умственном развитии у таких детей повреждены те части мозга, которые отвечают за развитие речи.

При моторной алалии ребенок понимает то, что говорят, но не может это воспроизвести.

При сенсорной алалии малыш не умеет понимать чужую речь.

что делать если у ребенка дефект речиС некоторыми дефектами речи у детей можно работать самостоятельно

Тахилалия

Этот дефект проявляется ускоренным темпом речи. Дети с тахилалией говорят примерно в 2 раза быстрее, чем ребята с нормальным развитием речи. При этом малыши могут повторять слоги или, наоборот, пропускать их.

Брадилалия

Это нарушение отличается замедленным темпом речи из-за того, что ребенку сложно издавать некоторые членораздельные звуки.

Дисграфия и дислексия

Часто эти нарушения встречаются вместе.

При дисграфии у детей есть сложности с письменной речью. Они не понимают звуковой состав слова и поэтому пишут с ошибками.

Дислексия — неспособность (или сложность в обучении) к чтению.

При этом виде нарушения интеллект у детей нормальный, но зоны мозга, отвечающие за функции чтения, недостаточно хорошо работают.

Афония и дисфония

Дисфония — это частичная потеря голоса, а афония — полная.

При этом дефекте ребенок не может говорить вообще или говорит только шепотом. Подобные нарушения возникают как по физиологическим причинам (например, из-за нарушения работы гортанного нерва), так и по психологическим (из-за чрезмерного волнения и т.д.).

Функциональные причины нарушений речи

Подобные дефекты речевой активности также называются социальными, так как они часто появляются вследствие изначально существующих проблем с адаптацией ребенка.

Понимать под этим следует неуспешную совместную работу родителей и педагогов, которая не стимулирует в должной степени нормальное развитие речи с самого раннего возраста.

Функциональные сбои также появляются вследствие разовых событий: сильного эмоционального переживания, тяжелой психологической травмы.

Отказывается говорить

Социальные и семейные причины появления нарушений речи в детском возрасте

Включают:

  • отсутствие вербальных контактов с родителями (с ребенком мало разговаривают, к нему редко обращаются с вопросами),
  • негативные ассоциации с собственным голосом (общение в семье происходит только на повышенных тонах, за любым словом следует физическое наказание или оскорбление),
  • постоянный угнетающий опыт вне семьи (агрессивный ребенок в школе, устраивающий травлю более слабой «жертвы» за то, что и как она говорит; оскорбительные замечания педагогов об ошибках и особенностях речи),
  • Речь у детейнегативный эмоциональный опыт и психологическая травма (сильный разовый или повторяющийся испуг, постоянные негативные переживания, отсутствие эмоциональной близости в семье и замещение ее агрессией).

Отдельно нужно остановиться на понятии соматической ослабленности. Это – особое состояние ребенка, при котором его адаптационные способности снижаются из-за общего плохого состояния здоровья, частых инфекционных и других заболеваний.

Такие дети легко утомляемы, быстро теряют интерес к большинству занятий, становятся апатичны или наоборот гиперактивны, невнимательны и имеют сложности с обучением.

3 уровень развития речи — дефекты речи в области лексики, грамматики, фонетики

На этом уровне дети уже имеют достаточно развитую речь, которая очень близка к их возрастной норме. Однако можно наблюдать некоторые лексические, грамматические, фонетические дефекты. Детям непросто понимать значения слов, измененных с помощью суффиксов и приставок.

Достаточно трудно различать морфологические составляющие, которые выражают род и число. Дети не понимают логические и грамматические структуры, которые выражают причину и следствие, время и пространство. Речь носит достаточно развернутый характер.

Однако заметны неточности при употреблении некоторых слов, неграмотность высказываний, дети склонны к упрощению слоговой структуры слов, отсутствует дифференцированность в произношении звуков.

Дети этой группы не могут свободно применять словообразовательные способы, им трудно дается анализ звука и синтез. В разговорной речи чаще всего используют простые предложения, очень редко используют сложные конструкции.

Исследование детей, имеющих дефекты речи и патологии в развитии речи, показало, насколько разнообразно может проявляться этот диагноз. Условно разделяют три группы детей с ОНР.

Тренировка мозга: узнайте всё о пользе брейн-тренинга

Всем известно о многочисленных преимуществах физической активности и занятий спортом для нашего организма. Однако наш мозг, как и наше тело, также нуждается в тренировке — […]

Continue reading »

Как музыка влияет на наш мозг: 7 способов влияния музыки на человека

Олигофазия

Олигофазия

Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

Олигофазия может быть:

  • Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
  • Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.

Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Афазия

Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.

Причиной заболевания могут стать:

  • кровоизлияние в мозг;
  • абсцесс;
  • черепно-мозговая травма;
  • тромбоз сосудов мозга.

Существует несколько категорий этого нарушения:

  • Моторная афазия – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
  • Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
  • Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
  • Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
  • Тотальная афазия — человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.

Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.

Общие принципы лечения нарушений речи

Любое нарушение речи требует работы со специалистом. Только он определит форму расстройства речи и сможет выяснить ее причину. Тактика лечения зависит от результатов диагностики и индивидуальных особенностей пациента.

Если есть такая возможность, то необходимо устранить причину, вызвавшую нарушение речи. Для этого может потребовать участие невролога, психолога, психиатра.

Независимо от причины и формы расстройства во время лечения важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • исключить вредные привычки;
  • избегать стресса;
  • больше читать;
  • общаться с разными людьми.

Нарушения речи часто наблюдаются в детском возрасте, поэтому в их устранении необходимо участие родителей. Причина расстройства может крыться в обстановке внутри семьи, без нормализации которой хороших результатов не добиться. Участие родителей в устранении нарушений речи подразумевает обеспечение ребенку достаточного внимания, снижение нагрузок, ограждение от стрессов.

Для лечения нарушений речи у ребенка может потребоваться посещение специализированного детского сада или школы, логопедической группы или просто дополнительные занятия с логопедом. Кардинальность необходимых мер зависит от тяжести патологии.

Лечения нарушений речи

Логопедические занятия подразумевают специальную программу, особенность которой связана со спецификой нарушений. Их коррекция обычно состоит из речевых упражнений, дыхательной и артикуляционной гимнастики, логопедического массажа, логоритмики. Логопедическая коррекция подразумевает также и домашнюю работу.

Дополнительно к логопедическим занятиям может применяться медикаментозная терапия, физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, а иногда и хирургическое вмешательство.

Особенности диагностики

Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.

Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:

  • отоларингологу;
  • ортодонту;
  • неврологу;
  • дефектологу.

После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.

Как развить голос?

Итак, как мы уже выяснили, развитие голоса является важной задачей для людей, профессия которых связана с публичными выступлениями. Постановка голоса важна не только для публичных людей. Развитый и громкий голос облегчит Ваше общение в повседневной жизни, и Вас не будут вечно переспрашивать: «Ааа?», «Что?», «Чего?» и прочие раздражающие вопросы. Выполняя ряд упражнений для развития голоса, Вы устраните множество дефектов и недостатков. Итак, приступим.

1) Чтобы голос был звучным, очень важно правильно дышать. Если Вы только начали развивать свой голос, то дыхательные упражнения это первое, чем Вы должны заниматься. Встаньте, выпрямите позвоночник, ноги поставьте на ширине плеч, одну руку положите на грудь, другую на живот. Когда вдыхаете носом, выдвигайте животик вперед (расширяя нижнюю область грудной клетки). Свободно и непринужденно выдыхайте воздух через рот, возвращая живот и грудную клетку в первоначальное положение. Таки образом Вы разрабатываете диафрагму.

2) Второе упражнение на дыхание связано с задержкой воздуха. Быстро вдохните воздух через нос, а затем задержите дыхание на три секунды. Потом выдохните воздух через рот. Проделайте это упражнение 5—10 минут.

3) Вдохните через рот максимум воздуха, затем плавно начните его выдыхать, произнося гласные буквы (а, о, у, и, э, ы). Старайтесь, чтобы звук гласной буквы звучал как можно громче и как можно дольше. Так же Вы можете при выдохе плавно перескакивать с одной гласной буквы с другой – ааааооооуууыыыы.

4) С закрытым ртом во время выдоха начните «мычать» — произнося ммм. Старайтесь мычать так, чтобы была щекотка в губах. Кроме этого обязательно меняйте громкость звука – с тихого звучания на громкое и наоборот. Это упражнение поможет развить артикуляционный аппарат, что придаст силу голосу.

5) Теперь начните рычать, произнося ррррр. Это упражнение тоже разрабатывает артикуляционный аппарат. Меняйте громкость звука, а также интонации от тонкой к грубой.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Нарушения речи у детей:

Логопед

Дефектолог

Педиатр

Психолог

Психиатр

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Нарушений речи у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Лечение речевой дисфункции отзывы

Точность диагностических мероприятий, адекватно подобранные медикаменты, хорошие условия содержания больных в стационаре – наши основные приоритеты. Мы рады каждому отзыву, оставленному на этой странице. Информация будет полезной для наших потенциальных пациентов.

Ссылки

  • ЗРР — в чем она проявляется?, социальная сеть для родителей Stranamam.ru
  • О речи ребенка — почему могут быть задержки?, социальная сеть для родителей Stranamam.ru

Чего НЕ должны делать родители ребёнка с патологиями речи

  1. Слушать «подружек», которые уверяют, что их брат/сват/племянница/дядя Ваня заговорили в 3 года и счастливы. Это ваш ребёнок. Если вас что-то смущает, то обратитесь за помощью к специалисту и не ждите, пока ребёнку исполнится 5 лет.
  2. Игнорировать проблему. Нужно признать факт, что у ребёнка есть дефект речи и бросить все силы на его преодоление до школы. Само не пройдёт.
  3. Не заниматься с ребёнком. Если ребёнка определяют в логопедическую группу, то не стоит спорить. При этом не ограничивайтесь только занятиями в саду. Как правило, дети часто пропускают посещение дошкольного учреждения из-за сезонных заболеваний, а частые пропуски плюс нерегулярные занятия с логопедом равно низкий эффект коррекции. При возможности, найдите специалиста, который будет заниматься с ребёнком индивидуально. Тем более, если вы понимаете, что лично у вас нет на это времени.
  4. Отказываться от медикаментозного лечения. Бывает так, что невролог назначает препарат, а родитель уверен (особенно прочитав инструкцию), что эта история не про его ребёнка. Врач плохого не посоветует, а мозг малыша только скажет «спасибо».
  5. Ругать за плохую успеваемость. ОНР подаётся длительной коррекции, и, скорей всего, ребёнок будет посещать логопеда и в школе. Из общего недоразвития речи часто вытекают сопутствующие дефекты письма и чтения. Ребёнок пишет неаккуратно, отзеркаливает и пропускает буквы, меняет местами слоги, списывает с ошибками. Чтение также страдает. Необходимо набраться терпения и понять: ребёнок не глупый, просто его мозг работает иначе. Если это необходимо, то продолжите работу с логопедом и в начальной школе.
  6. Паниковать. Подходить к решению проблемы нужно с холодной головой. Слушать рекомендации специалистов и выполнять все их советы.

Проблемы с речью касаются многих людей. Только посмотрите на список знаменитостей, страдающих тем или иным дефектом.

• Андрей Макаревич, Михаил Боярский имели заячью губу в детстве. Теперь вы знаете, что за усами Боярского скрывается шрам от операции.

• Иван Охлобыстин знаменит не только актёрскими ролями, но и своим грассирующим «р».

• Николь Кидман, Брюс Уилис, Сэмюэл Л. Джексон, Роуэн Аткинсон, Риналь Мухаметов победили заикание. А Константину Меладзе заикание не мешает быть успешным продюсером в мире музыки.

• Телеведущий Антон Привольнов построил карьеру несмотря на нарушения в произношении свистящих и шипящих звуков.

• Актёры Киану Ривз, Орландо Блум, Кира Найтли, Алиса Милано, Том Круз в детстве страдали от дислексии – нарушения чтения.

• Продюсер Яна Рудковская немного шепелявит, в её случае есть дизартрический компонент. Дизартрия, напомню, это нарушение речи, связанное с плохой подвижностью речевого аппарата.

Как видите, знаменитости неидеальны. Но разве это мешает им быть успешными? Верьте в своего ребёнка и вместе вам удастся преодолеть проблему.

Больше полезных статей на тему развития детей вы можете найти в нашем блоге:

  • Многоразовые рабочие тетради
  • Говорим правильно: забавная гимнастика для языка
  • 7 игр для развития речи
  • Раз прищепка, два прищепка…
  • Как мы заговоРРРиЛЛЛи
  • Сенсорная коробка
  • Неговорящий ребёнок: норма или нет?
  • Развивающая книжка своими руками
  • Конструктор – лучшая развивающая игрушка
  • Как распознать аутизм
  • 5 советов по обучению раннему чтению
  • 8 правил профилактики плоскостопия
  • Как выбрать прописи для подготовки к школе
  • Ребёнок заикается. Что делать?
Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе

В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны.

Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.

“Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной  речи” даёт следующие рекомендации:

• Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.
• Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.
• Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.
• Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.
• Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.

С помощью подходящей образовательной программы можно добиться успешного обучения

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Другие заболевания из группы Болезни ребенка (педиатрия):

Если Вас интересуют еще какие-нибудь виды болезней и группы заболеваний человека или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения –

напишите нам

, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...