Причины, симптомы, лечение невротического и неврозоподобного заикания

Определение

Заикание — расстройство темпа и ритма речи, проявляющееся ее прерывистыми и непреднамеренными паузами, судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительными движениями мышц лица, шеи и конечностей.

Определение понятия

Неврозоподобная форма заикания: что это такое?
Существует несколько классификаций типов заикания – по характеру речевых судорог, по месту локализации (на вдохе или на выдохе) и пр.
По причине появления выделяют эволюционное и симптоматическое заикание.

Неврозоподобный вид – эволюционное заикание, возникающее в раннем детстве, от 2 до 6 лет, отличительной особенностью и причиной этого вида является органическое поражение центральной нервной системы и головного мозга.

Для неврологического вида заикания характерна судорожность речи, наличие тиков (непроизвольные сокращения мышц лица и рук).

I. ( ).

— , . : Balbuties, Disphemie, Spasmop-hemie, Lalonewros.

. , .

, () (). , , .

XVIIXVIII . . , , , , . , ; — , .

: ; ; , ; ; — , . .

. , , , . — .

XIX . , . , (1821) , . . . (1829) . . —` , .

, , .. (1889) , , , (. . , 1909, 1913), (., 1900).

XX . :

1) , . : , , .[1] .. , , , .. , .. .. . , . : .

2) . . . , .[2] . . , . . . .. , , .[3]

3) , , .

, , , , .[4]

, XIX XX . , . , , . , . , , , .

30- 5060- XX . , . . , , . , , , . [5]

, , .. : , , , : . : : , , , , , , .

, , , , . . : , . [6]

( ) .. , :

) ( );

) ( );

) () , ( ).

.. , , , , .

, , , , .. , , . . ( , ), , , . , , .

.

.

I. ( ). 2

II. . 6

1. . .

2. .

3. .

III. . 15

1. .

2. .

IV. 18

.

1. .

2. .

V. . 22

1. () () .

2. .

VI. . 29

1. .

2. — .

3. .

4. .

VII. . 30

1. .

2. .

VIII. . 33

IX. . 33

1. .

2. .

3. .

4.

5. — .

6. .

X. . 41

XI. . 44

Виды заикания 

Классификацию логоневрозов проводят по нескольким критериям. Обозначим основные из них.

II. .

1. . .

— .. . , , .. (1968). , , , — , , . , . , , .[7]

, , .

, . 18 5 , . . . 5-7 , , , , . , , , (.. , 1968).[8] , 5-7 , .

. . , , . , .

. , , .[9]

. . , , , . 5- (, ) , 6-7- .

, .

, .[10]

.. -, , :

1. , ( , , , .) , , ; , ;

2. , , , () ; (-), ( ); ( );

3. , , , , , .., , ; , : ;

4. , , , , ; .[11]

, : .

2. .

, , .

.. , . , , . , , , . . , :

— ;

— , , , , ;

— , .[12]

, , , .

. 3- 4- , , (.. , 1955).

, . ( ), . . .

, : , , 2,5 4,5 . : ? , .[13] ().

.. (1958) , . .

, , . .

.. , . , , — ( , ).

, . . , , , , . , . , — .

, . , , , . . , . , , , .

, , , . , , . ( , ), .

() , . .

. , , , . , .

, . , . , , , .

, , .

3. .

() . , , . — , , . — . . , . , , , . , .

— .

, , , , , , , .

I. ( ).

— , . : Balbuties, Disphemie, Spasmop-hemie, Lalonewros.

. , .

, () (). , , .

XVIIXVIII . . , , , , . , ; — , .

: ; ; , ; ; — , . .

. , , , . — .

XIX . , . , (1821) , . . . (1829) . . —` , .

, , .. (1889) , , , (. . , 1909, 1913), (., 1900).

XX . :

1) , . : , , .[1] .. , , , .. , .. .. . , . : .

2) . . . , .[2] . . , . . . .. , , .[3]

3) , , .

, , , , .[4]

, XIX XX . , . , , . , . , , , .

30- 5060- XX . , . . , , . , , , . [5]

, , .. : , , , : . : : , , , , , , .

, , , , . . : , . [6]

( ) .. , :

) ( );

) ( );

) () , ( ).

.. , , , , .

, , , , .. , , . . ( , ), , , . , , .

II. .

1. . .

— .. . , , .. (1968). , , , — , , . , . , , .[7]

, , .

, . 18 5 , . . . 5-7 , , , , . , , , (.. , 1968).[8] , 5-7 , .

. . , , . , .

. , , .[9]

. . , , , . 5- (, ) , 6-7- .

, .

, .[10]

.. -, , :

1. , ( , , , .) , , ; , ;

2. , , , () ; (-), ( ); ( );

3. , , , , , .., , ; , : ;

4. , , , , ; .[11]

, : .

2. .

, , .

.. , . , , . , , , . . , :

— ;

— , , , , ;

— , .[12]

, , , .

. 3- 4- , , (.. , 1955).

, . ( ), . . .

, : , , 2,5 4,5 . : ? , .[13] ().

.. (1958) , . .

, , . .

.. , . , , — ( , ).

, . . , , , , . , . , — .

, . , , , . . , . , , , .

, , , . , , . ( , ), .

() , . .

. , , , . , .

, . , . , , , .

, , .

3. .

() . , , . — , , . — . . , . , , , . , .

— .

, , , , , , , .

III. .

XIX , , , , , , , (. ,1838).

. . (1889) , , . .. , (, , , ) , .

, , . , , , , , , , , .

1. .

, ( .. , .. , .. .. [14]), , — , . , , — 2 5 . , () , . , , .

(, ) . , , — , , , 2 5 — — . . , .

. , , , , — , (III, IV, VI, VII, IX, ). — , 80 % , .

. ( ) , .

2. , .

, (33 %), (55 %) ( ). , — . , — , .

. , , , , , .

, , .

2 5 , 13 14 , — . , — , , , . .

, , . , , . , , . (IX ), , , — , — .

Развитие детей с неврозоподобной формой заикания

Родители начинают обращаться к логопедам после двух лет. Но часто специалисты предлагают подождать до трех лет, поскольку развитие у всех идет индивидуально. Но и в первые годы жизни ребенка есть ряд сигналов, на которые нужно обращать внимание. Он капризный, тяжело засыпает и плохо спит.

Обратить внимание нужно и на отставание физического развития. Если ребенок поздно начал поднимать голову, садится или ползать – это повод обратится к неврологу. Неврозоподобную форму заикания предвосхищает расторможенность, ребенок не понимает, что можно делать, а что нельзя. Таким детям сложно даются точные, скоординированные движения.

Расстройства вегетативной нервной системы можно заметить еще раньше. Если ребенок младше 6 месяцев начинает беспокоится в замкнутом пространстве, в транспорте, то нужно уделить этому внимание и проконсультироваться с врачом.

Симптомы и лечение логоневроза

Самыми важными и прогредиентными признаками заикания являются остановки при общении, повторе слов, звуков или слогов. Происходит спазм языка и судороги, что приводит к перерывам в произношении. Характеризуется логоневроз мышечными напряжениями, частыми морганиями, дрожанием губ, нехваткой воздуха, искривлениями лица.

Только при лечении способом изменения течения снимаются затруднения в разговорах, нарушения такта и быстроты речи, сопровождающиеся судорогами мышц, появляется согласованность, улучшается или полностью нормализуется речь.

После лечения у малышей и подростков комплексными способами достигаются высокие результаты:

  • улучшается состояние нервной системы и эмоциональной среды;
  • убираются боли в позвоночнике;
  • повышается скорость течения, передачи нервных импульсов, улучшается обеспечение необходимым артикуляционного аппарата;
  • снимаются невротические заболевания;
  • увеличиваются устойчивость и эмоциональная постоянность;
  • удаляется заторможенность центральной и вегетативной нервных систем.

как избавиться от заикания самостоятельно взрослому

Тяжесть проявления речевых судорог при заикании

Тяжелая степеньЗаикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениямиСредняя степеньВ спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание.Легкая степеньЗаикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта.

IV. .

() , , , , , .

, — . , ( ) , , .

, , ( ), , : , , . . .

( ) . , , , . , . , . , . , , . , , . , . — .

, , — , .

, . , , . , , .[15]

1. .

.

1. , — . , , , .

2. , . . . . .

3. , , , . , , , . , .

4. . , , , , .

, , , , . , .

2. .

, ;

. :

, ;

.[16]

, , , (, , ), . . . , — .

( , ). , , . , . , , .

, . , , — , .

III. .

XIX , , , , , , , (. ,1838).

. . (1889) , , . .. , (, , , ) , .

, , . , , , , , , , , .

1. .

, ( .. , .. , .. .. [14]), , — , . , , — 2 5 . , () , . , , .

(, ) . , , — , , , 2 5 — — . . , .

. , , , , — , (III, IV, VI, VII, IX, ). — , 80 % , .

. ( ) , .

2. , .

, (33 %), (55 %) ( ). , — . , — , .

. , , , , , .

, , .

2 5 , 13 14 , — . , — , , , . .

, , . , , . , , . (IX ), , , — , — .

Причины

Органическое заикание бывает обусловлено болезнью родителей – шизофренией, биполярным расстройством, сифилисом, туберкулезом. Частая причина – курение и употребление наркотиков матерью, а также работа на вредном производстве и прием запрещенных при беременности медикаментов.

Но заболевание может возникнуть и у ребенка благополучных, здоровых родителей – вследствие тяжелого позднего токсикоза, внутриутробных инфекций и гипоксии, внутричерепной травмы и асфиксии при родах, и других осложнений беременности и родов.

Не последнюю роль в возникновении нарушений речи играет фактор генетической предрасположенности – если один из родителей, бабушка или дедушка заикаются, у ребенка есть шанс «унаследовать» их дефект.

причины неврозоподобного заикания

Какие существуют методы коррекции?

Логопед при заикании ребенка: существующие методики и их отличия
Самая первая методика преодоления заикания разработана Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Авторы взяли за основу уровень овладения самостоятельностью в речевой деятельности.

Одновременно проводятся занятия по отработке чувства ритма и музыкальных упражнения, а также разъяснительные беседы с родителями.

Н.А.Чевелева предложила устранять признаки логоневроза в процессе практической деятельности ребенка. Методика заключается в том, что дети постепенно переходят от наглядных форм речи к отвлеченным. Высказывание строится на основе наглядной ситуации (например, изготовление поделки).

По мере усложнения ручной деятельности, увеличения числа элементов работы усложняется и речь:

  1. Сначала ребенок учится слышать правильную речь.
  2. Затем наступает время сопровождающей речи. Дети комментируют свои действия по изготовлению поделки.
  3. Завершающую речь дети отрабатывают при описании уже готового изделия.
  4. Предваряющей речи заикающиеся учатся, когда рассказывают о своих намерениях.
  5. Закрепление навыков самостоятельной речи. Здесь детям предстоит рассказать обо всем процессе изготовления поделки, ответить на вопросы логопеда.

Эта методика подходит для занятий как с дошкольниками, так и с младшими школьниками.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Упражнения гимнастики для артикуляционного аппарата тренируют мышцы ротовой полости. Гимнастический комплекс включает разработку языка, губ, подвижности щек, глотки и неба.

Рекомендуется выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы контролировать правильное положение органов речи. Упражнения нужно выполнять регулярно.

Дыхательная гимнастика помогает поставить длительную воздушную струю и правильное речевое дыхание.

Развитие речевого дыхания при заикании, видео-урок:

Логоритмические приемы

Логопедическая ритмика помогает преодолевать нарушения речи с помощью развития двигательных навыков ребенка в сочетании со словесным и музыкальным сопровождением.

Идея логоритмических упражнений основана на том, что все жизненные процессы имеют свои ритмы. Ритмические движения активизируют мозговую деятельность.

Логопедический массаж

Логопед при заикании ребенка: логопедический массаж
Массаж проводят перед всеми другими мерами логопедического воздействия. Массажные движения охватывают не только ротовую полость, но и область головы, шеи, плечевого пояса.

Существует две техники логопедического массажа – сегментарная и точечная. Первый включает такие движения, как поглаживания, растирания, разминания, вибрация.

Точечный массаж основан на действии биологически активных точек. Нажатие на них вызывает рефлекторный ответ в определенных органах и мышцах.

Закрепление заикания

Закрепление заикания невротического типа сопровождается следующими состояниями:

невроз депрессивного типа;нарушение сна;астения;неврастения;истерия;фобии;энурез;ипохондрия.

Кроме того, встречаются вегетативные нарушения, которые соответствуют симптомам вегето-сосудистой дистонии. Подростки особенно сильно подвержены сомато-вегетативным и невротическим нарушениям.

Невротическое заикание: возможные причины, симптомы, проведение диагностики и лечение

V. .

, .

, , .

. . (1889).

, : () ().

1. () () .

:

, , .

:

, , , .

. 0,2 12,6 . 90 .

(, ), (, , ) . : — ( — ). , : —. — , , , ( ).

: , .

:

( ),

( , ),

( , ).

:

— ( , (—) (. . .);

— ( );

— , ( .. )[17]. .

:

— ,

— ,

— .

(, , , , . ); . , , , , , , , .

, , , : , . . , , : , . . .

— — . — 66, 7 %, 43, 1 %, 14, 9 % 13, 1 %. , , 34 % , , .

, , . , , , , , , , .

, ( , , , ) . , , .

, , , , .

XX . . , , .[18]

. ., , , , .

, . , .

2. .

: (, , , ), , , (, , , ).

, , . , . , ( ) . : ( ) . ( ) , , .

, () . 3 (, ) 3 ( , ). :

1. : . , , — .

2. : , , , , . , , . .

3. : , . . , , , , , , .

: , .

. . .

.

( ). , , , .

, : , , , , .

, , , .

, ( , , , .); ( , , , , . .) , (): , , , , . .

IV. .

() , , , , , .

, — . , ( ) , , .

, , ( ), , : , , . . .

( ) . , , , . , . , . , . , , . , , . , . — .

, , — , .

, . , , . , , .[15]

1. .

.

1. , — . , , , .

2. , . . . . .

3. , , , . , , , . , .

4. . , , , , .

, , , , . , .

2. .

, ;

. :

, ;

.[16]

, , , (, , ), . . . , — .

( , ). , , . , . , , .

, . , , — , .

Характер течения болезни

Течение логоневроза может иметь как рецидивирующий, так и волнообразный характер, когда во время повышенного психоэмоционального перенапряжения происходит усугубление дефекта. В возрасте пубертатного созревания также возникает существенное ухудшение речевых проблем. В дальнейшем выраженность заикания снижается вплоть до полного его устранения. Взрослый человек, в детстве страдавший от невротического заикания, при стрессовой ситуации может заново почувствовать данный дефект.

VI. .

. 1937 .

1. .

A. Affister (1937, 1958) 4 :

— , , ;

— ;

— ;

— : , .

2. — .

— . . . . (1939). 2 :

— , , , ; , ;

— , — . , , , .

3. .

. . (1959), . . (1958) .[19]

, . .

— , ;

— , , ;

— , , , , , — , , ;

— , , .

4. .

, . . . . , :

— ,

— .[20]

, , .

V. .

, .

, , .

. . (1889).

, : () ().

1. () () .

:

, , .

:

, , , .

. 0,2 12,6 . 90 .

(, ), (, , ) . : — ( — ). , : —. — , , , ( ).

: , .

:

( ),

( , ),

( , ).

:

— ( , (—) (. . .);

— ( );

— , ( .. )[17]. .

:

— ,

— ,

— .

(, , , , . ); . , , , , , , , .

, , , : , . . , , : , . . .

— — . — 66, 7 %, 43, 1 %, 14, 9 % 13, 1 %. , , 34 % , , .

, , . , , , , , , , .

, ( , , , ) . , , .

, , , , .

XX . . , , .[18]

. ., , , , .

, . , .

2. .

: (, , , ), , , (, , , ).

, , . , . , ( ) . : ( ) . ( ) , , .

, () . 3 (, ) 3 ( , ). :

1. : . , , — .

2. : , , , , . , , . .

3. : , . . , , , , , , .

: , .

. . .

.

( ). , , , .

, : , , , , .

, , , .

, ( , , , .); ( , , , , . .) , (): , , , , . .

Клиническая картина: симптомы и проявления

Разграничения эволюционных видов заикания (невротическое и неврозоподобное) весьма условное, часто встречаются смешанные типы – логоневрозы сопровождаются различными соматическими расстройствами.

Отличительные особенности проявления неврозоподобного заикания:

  • речевая активность повышена;
  • судороги появляются именно в артикуляционном аппарате – губы, язык, мягкое небо;
  • темп речи ускоряется;
  • звукопризношение чаще всего нарушено, отмечается общее недоразвитие речи;

Неврозоподобная форма заикания: симптомы и проявления

речь невыразительная, глуховатая, монотонная:движения скованные, неуклюжие, однообразные, мимика невыразительная, вялая;страдает мелкая моторика – плохо рисует, штрихует, испытывает трудности при разукрашивании;отмечаются частые стереотипные сопутствующие движения рук и ног (кривляние, активные жесты);заикание носит постоянный характер;трудности при счете, запоминании цифр и букв;не наблюдается целенаправленность в преодолении заикания;уровень когнитивной сферы (внимание, память, мышление) снижен;часто эти дети леворукие;заикание проявляется в период становления речи (в 3 года);полностью отсутствует страх речи (ребенок не замечает дефекта, не фиксирует внимание);стресс, повышенная возбудимость, смена ситуации влияют незначительно.

При переутомлении, речевых и физических нагрузках, соматических и инфекционных заболеваниях (гастрит, цистит, ветрянка, ОРВИ, грипп и пр.) ситуация усугубляется, симптомы заикания проявляются ярче и сильнее.

Лечение

Научные исследования однозначно свидетельствуют о возможности преодоления речевых нарушений при комплексном подходе к лечению. Должны быть учтены все аспекты заболевания: социальный, биологический, психологический. Курсы медикаментов, занятия с логопедом, участие невропатолога и психотерапевта в работе с пациентом включаются в коррекционные системы, ориентированные на исцеление.

Авторские методики коррекции заикания

логопед

Широко известны авторы многих методик, имеющих хорошие результаты.

  • Методика устойчивой нормализации речи Л. З. Арутюнян включает способы формирования новых речевых двигательных навыков, согласованных с гармоничными движениями руководящей руки. Метод с успехом применяется во многих клиниках, для взрослых больных с любыми степенями тяжести заикания. Есть данные о возвращении плавности речи больным, имеющим врождённые органические отклонения.
  • Метод социореабилитации Ю. Б. Некрасовой имеет успех в случаях логоневрозов и требует участия опытного психотерапевта. Лечение – длительное, проводится поэтапно, рассчитано на группы пациентов. В процессе занятий и сеансов больные обучаются самостоятельным приёмам стабилизации дыхания и нервной системы. Эти знания и навыки остаются полезными в течение всей жизни.
  • Метод биологической обратной связи (БОС) относится к наиболее современным и предполагает использование компьютерных технологий. БОС практикуется для индивидуальной коррекции с участием логопеда. Высокотехнологичные аппаратные комплексы имеются во многих зарубежных и российских клиниках. В состав оборудования входят тренажёры дыхания, регистраторы активности мозга и мышечных сокращений. Врач-инструктор проводит необходимое количество сеансов, позволяющих пациенту освоить эффективные приёмы саморегуляции и самоконтроля.

Внезапно развившееся заикание может быть первым признаком инсульта. Все симптомы и неотложная помощь. В редких случаях к заиканию может привести травма головного мозга. Подробный материал о черепно-мозговых травмах здесь.

VI. .

. 1937 .

1. .

A. Affister (1937, 1958) 4 :

— , , ;

— ;

— ;

— : , .

2. — .

— . . . . (1939). 2 :

— , , , ; , ;

— , — . , , , .

3. .

. . (1959), . . (1958) .[19]

, . .

— , ;

— , , ;

— , , , , , — , , ;

— , , .

4. .

, . . . . , :

— ,

— .[20]

, , .

VII. .

1. .

, , — . , , , , , . , ( ), , . : , , .

, , , , .

, — . — , , ; , , ; — — .

2. .

.

, . :

1) , ;

2) ;

2) .

. .[21]

. . ( .) , , . , , : , . , , .

, , .

, — , (, , ).

, , .

, , .

. . , .

, , , .

VII. .

1. .

, , — . , , , , , . , ( ), , . : , , .

, , , , .

, — . — , , ; , , ; — — .

2. .

.

, . :

1) , ;

2) ;

2) .

. .[21]

. . ( .) , , . , , : , . , , .

, , .

, — , (, , ).

, , .

, , .

. . , .

, , , .

VIII. .

:

— . ;

— ; ;

— , , .

:

— , , , ..;

— , , ;

— , , . , , .

Физиологические итерации

Виды заикания: физиологические итерацииПроявляются у детей в дошкольном возрасте, при формировании речевых навыков. Проявляются в виде повторения некоторых звуков или слогов. Не препятствуют нормальному общению, со временем проходят. Не является патологией.

Простыми словами физиологические итерации можно объяснить тем, что речевые способности ребёнка не успевают догнать мыслительные возможности.

Отличается от заикания тем, что при нём речь ребёнка становится неправильной, паузы затягиваются и ребёнку сложно начать говорить или продолжать речь. Но в любом случае, заключение должен дать специалист.

Теперь вы знаете, какой степени заикания сопутствует эмболофразия, каковы характеристики рецидивирующего типа течения логоневроза, какой тип характеризуется достаточной стабильностью, а какой периодическими колебаниями и т.д.

Заикание может перерасти в серьёзную патологию и испортить ребёнку жизнь в будущем. К болезни может прибавиться страх общения, депрессии и многие другие отклонения.

Поэтому даже при малейших симптомах недуга следует обратиться к специалисту за помощью.

VIII. .

:

— . ;

— ; ;

— , , .

:

— , , , ..;

— , , ;

— , , . , , .

Видео по теме

Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

IX. .

. .

, . (, , , ), () .

1. .

, (, , , , .). , .

2. .

1 . . . XIX ., (, , , , , , .). .

, ( ), .

: , , — , , . .

.

3. .

. (, .). , , .

4. .

. , , (, , , , , , , ).

5. — .

— . — . . (1889) . . (1897).

. . :

) ( , , , );

) ( , , , .);

) (, , ).

.[22] . . , .. , — , , .

6. .

, , ,

, .

— . — , , , , , . ; , , , ; . .

— : . — , , : ; ( , , .).

— , , : ( ) . — (, , , , .), .

— : , , , , , — .

, , . , , .

, , , . , , , .

. .

, , , .

. , .

. .

. , , , , , .

, , . : 1) ( ), ( . . ), ; 2) , , () ( ).

, , , , . . .

() . () ().

(. . ) . — .

. . (). . . , , , , , .

.

, , , , , , , .

(. . -). , .

( , , , .) ; , .

— () , , , , .

— , .

: . . , , , , , , . , ( , ) , , , .

( , . .).

. .

, . , , , .

, , .

. , , . , , . . , . , , , , . , , .

— ; ; .

Помощь невролога

Помощь невролога потребуется для назначения адекватной медикаментозной терапии, которая должна быть направлена на устранение признаков логоневроза и сопровождающих его расстройств. В зависимости от осложнений, сопровождающих логоневроз, могут назначаться следующие препараты:

антидепрессанты;седативные средства;транквилизаторы;нейролептики.

IX. .

. .

, . (, , , ), () .

1. .

, (, , , , .). , .

2. .

1 . . . XIX ., (, , , , , , .). .

, ( ), .

: , , — , , . .

.

3. .

. (, .). , , .

4. .

. , , (, , , , , , , ).

5. — .

— . — . . (1889) . . (1897).

. . :

) ( , , , );

) ( , , , .);

) (, , ).

.[22] . . , .. , — , , .

6. .

, , ,

, .

— . — , , , , , . ; , , , ; . .

— : . — , , : ; ( , , .).

— , , : ( ) . — (, , , , .), .

— : , , , , , — .

, , . , , .

, , , . , , , .

. .

, , , .

. , .

. .

. , , , , , .

, , . : 1) ( ), ( . . ), ; 2) , , () ( ).

, , , , . . .

() . () ().

(. . ) . — .

. . (). . . , , , , , .

.

, , , , , , , .

(. . -). , .

( , , , .) ; , .

— () , , , , .

— , .

: . . , , , , , , . , ( , ) , , , .

( , . .).

. .

, . , , , .

, , .

. , , . , , . . , . , , , , . , , .

— ; ; .

X. .

, , . , , .

. , .

[23] , , , . , , , , , , , . , () , , .

, , .

, — .

. , , , . .

. , , — . , , , .

:

— , ,

— .

, (, , , ).

, , , .

X. .

, , . , , .

. , .

[23] , , , . , , , , , , , . , () , , .

, , .

, — .

. , , , . .

. , , — . , , , .

:

— , ,

— .

, (, , , ).

, , , .

XI.

1. . . . . ., 1969.

2. .. . // / . .. , .. . .,1983.

3. .. . . . ., 1978.

4. .. . : . .,1984.

5. .. . . ., 1983.

6. .. . . .,1959.

7. / . .. , .. . .,1968.

8. .. . . .,1984.

9. .. . // . . .,1982. . 2.

10. .. . . ., 1990.

11. .. . . ., 1958.

12. .. . . ., 1996.

13. . (. .). .,1962.

14. .. -. ..,1952.

15. .. . . .,1973.

16. . .. , .. , .. , .. / 5,2000.

17. : . . — / . .. . ., 1995.

18. .. . . .,1955.

19. .. , .. . .., 1957.

20. .. . . .,1960.

21. .. .., 1909.

22. .. . . .: . ., 1949.

23. .. -. ..,1963.

24. .. . . ., 1998.

25. .. . . .,1889.

26. .. . . ., 1966.

27. . (. .). ..-., 1931.

28. .. . // / . .. . ., 1974.

[1] .. . . ., 1889.

[2] . . . .-.,1931.

[3] .. . . .,1909.

[4] . . .,1993.

[5] .. . . .: . ., 1949.

[6] .

[7] .. . . .,1978.

[8] .

[9] .. , .. . . ., 1957.

[10] .. . . ., 1966.

[11] .. -. . ., 1952.

[12] .. . . ., 1998.

[13] .. . . .,1973.

[14] . .. , .. , .. , .. / 5,2000.

[15] .. . // / . .. , .. . ., 1983.

[16] : — . . . — / . .. . ., 1995.

[17] .. . . .,1889.

[18] . ( .). . .-., 1931.

[19] . . .. , .. . ., 1983.

[20] .

[21] .. . . .,1958.

[22] . . . // / . .. . ., 1974.

[23] . .. , .. , .. , .. / 5,2000.

XI.

1. . . . . ., 1969.

2. .. . // / . .. , .. . .,1983.

3. .. . . . ., 1978.

4. .. . : . .,1984.

5. .. . . ., 1983.

6. .. . . .,1959.

7. / . .. , .. . .,1968.

8. .. . . .,1984.

9. .. . // . . .,1982. . 2.

10. .. . . ., 1990.

11. .. . . ., 1958.

12. .. . . ., 1996.

13. . (. .). .,1962.

14. .. -. ..,1952.

15. .. . . .,1973.

16. . .. , .. , .. , .. / 5,2000.

17. : . . — / . .. . ., 1995.

18. .. . . .,1955.

19. .. , .. . .., 1957.

20. .. . . .,1960.

21. .. .., 1909.

22. .. . . .: . ., 1949.

23. .. -. ..,1963.

24. .. . . ., 1998.

25. .. . . .,1889.

26. .. . . ., 1966.

27. . (. .). ..-., 1931.

28. .. . // / . .. . ., 1974.

[1] .. . . ., 1889.

[2] . . . .-.,1931.

[3] .. . . .,1909.

[4] . . .,1993.

[5] .. . . .: . ., 1949.

[6] .

[7] .. . . .,1978.

[8] .

[9] .. , .. . . ., 1957.

[10] .. . . ., 1966.

[11] .. -. . ., 1952.

[12] .. . . ., 1998.

[13] .. . . .,1973.

[14] . .. , .. , .. , .. / 5,2000.

[15] .. . // / . .. , .. . ., 1983.

[16] : — . . . — / . .. . ., 1995.

[17] .. . . .,1889.

[18] . ( .). . .-., 1931.

[19] . . .. , .. . ., 1983.

[20] .

[21] .. . . .,1958.

[22] . . . // / . .. . ., 1974.

[23] . .. , .. , .. , .. / 5,2000.

Избежать проблемы легче, чем ее лечить

В целях профилактики развития логоневроза необходимо повысить собственную стрессоустойчивость. Для этого следует:

  • отказаться от вредных привычек;
  • вести активный образ жизни;
  • снизить уровень физической и умственной нагрузки;
  • восстановить режимы сна и бодрствования.

Занимаясь лечением детей, необходимо снизить уровень психоэмоциональной нагрузки. С ребенком рекомендуется вести себя так, чтобы действия взрослых повышали самооценку у малыша.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...