Причины заикания у ребенка 3-7 лет, лечение в домашних условиях и коррекция у логопеда

Содержание
  1. Гимнастика Стрельниковой от заикания
  2. 2. Этапы
  3. 3. 1 этап – постановка диафрагмально-реберного дыхания
  4. Общие советы
  5. 4. Методические указания
  6. Способы избавления от болезни для детей
  7. Правила проведения
  8. Правила выполнения
  9. Голосовая гимнастика
  10. Дополнительные рекомендации
  11. 7.
  12. Кому нельзя делать дыхательные упражнения
  13. Психологическая помощь
  14. Виды дыхательной гимнастики от заикания
  15. Главное, что нужно знать, выбирая игры для малыша с логоневрозом:
  16. Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения
  17. Что представляет собой заикание
  18. Другие упражнения
  19. Мышечная гимнастика
  20. Массаж
  21. Голосовая гимнастика
  22. Артикуляционная
  23. Занятия для подвижности нижней челюсти
  24. Зарядка для губ
  25. Для укрепления мышц языка
  26. Возможные осложнения и последствия
  27. Существуют ли противопоказания?
  28. 27. Модуль «Дифференциация четырех фонем» 
  29. 31. Особенности
  30. 32.

Гимнастика Стрельниковой от заикания

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Пожалуй, самая известная из дыхательных гимнастик это гимнастика  — Стрельниковой А. Н. Еще около 15 лет назад, когда я был еще ребенок, мне бабушка принесла книжку Стрельниковой, но я не стал заниматься… причина – конечно же, лень!

Но спустя годы я все же взялся за нее, результаты были, но не особо внушительные. После тога как я перестал заниматься, заикание быстро вернулось. В самой книге Стрельникова писала, что заикание сложно лечиться с помощью этой гимнастики и времени требуется от 6 месяцев. Заикающийся должен правильно дышать в течении всего дня. Сама тренировка занимает не много времени.

Если вы все же хотите попробовать я приведу для вас самые действенные гимнастики, вдруг именно вам поможет перестать заикаться!

Дыхательная гимнастика при заикании у детей и взрослых Стрельниковой основана на сочетании резкого и короткого вдоха с различными телодвижениями. Активные телодвижения вызывают сильное кислородное голодание.

Стрельникова рекомендует для коррекции заикания использовать следующие упражнения:

2. Этапы

1) Расширение физиологических

возможностей дыхательного

аппарата (постановка

диафрагмально-реберного

дыхания и формирование

длительного выдоха через

рот).

2) Формирование длительного

фонационного выдоха.

3) Формирование речевого

выдоха.

3. 1 этап – постановка диафрагмально-реберного дыхания

1 этап – постановка диафрагмальнореберного дыхания

• Постановку диафрагмально-реберного

дыхания начинают в положении лежа.

Оптимально, чтобы постановка

диафрагмального дыхания проводилась на

фоне мышечного расслабления. Как правило, в

этот период заикающиеся уже знакомы с

элементами релаксации.

Общие советы

Перед занятиями желательно проветрить помещение, сделать уборку. Нежелательно выполнять упражнения после еды. Нужно одеть легкий костюм, рекомендуется отдавать предпочтение натуральным тканям. Техника логопедических упражнений подразумевает выполнение таких рекомендаций:

  • На вдохе выполняются через нос, а выдохи делаются ртом. Перерывов между ними не должно происходить.
  • Вдохи должны быть максимально сильными, нежелательно выдавливать из легких весь воздух. Процесс требует максимальной естественности, особых усилий прикладывать не нужно.
  • На выдохе придется произнести несколько слов или какую-нибудь фразу.
  • Нужно учитывать, что при работе дыхательной системы требуется равномерность и спокойствие.

дыхательная гимнастика при заикании

Все мышцы нужно постараться расслабить. Движение плечами при выполнении комплекса упражнений не допускается.

4. Методические указания

1. Не фиксировать внимание на процессе вдоха

и выдоха.

2. Дыхательные упражнения организуются в

виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно

мог сделать более глубокий вдох и более

длительный выдох.

Способы избавления от болезни для детей

Чтобы избежать формирования логоневроза у ребенка, родители должны соблюдать правила воспитания и режим дня.

Занятие с ребенком

  1. Выявив неполадки в речи, следует обратиться за помощью к логопеду и психологу. Врачи помогут справиться с нервным напряжением и исправят дефекты благодаря множеству способов постановки звуков.
  2. Приучив детей к правильному питанию, вы обеспечите маленький организм витаминами и энергией для быстрого развития.
  3. Соблюдая режим сна (от 2 до 6 лет 2–3 часа днем, около 10 часов ночью, старше 7 — 8 часов ночью и желательно 1 час днем), вы поможете ребенку справиться с нагрузками.
  4. Оградив дитя от стрессов, не ругаясь в присутствии ребенка, не применяя телесные наказания, вы создадите условия для гармоничного развития.

Правила проведения

Оденьте малыша в свободную одежду, не стесняющую движения. Приберите в комнате, сделайте влажную уборку. Не занимайтесь с ребенком в течение часа после еды и не давайте есть еще час после.

Не переутомляйте его. Это плохо отразится на нервной системе. Занятия не проводятся при простудных заболеваниях, когда малыш плохо себя чувствует, нервничает, плачет. Все движения выполняются на вдохе.

В зависимости от возраста ребенка упражнения можно выполнять в положении стоя, лежа, сидя.

Правила выполнения

Гимнастика при заикании у детей нужно выполнять согласно определенным правилам, чтобы не допустить ухудшения состояния маленького пациента.

Ниже приводим список требований:

  1. Нужна предварительная консультация врача, особенно это важно в отношении детей, у которых есть сопутствующая патология. Перед началом занятий нужно урегулировать нагрузку, или выявить противопоказания, если таковые имеются;
  2. Малыш должен заниматься с удовольствием, что возможно, когда у него хорошее настроение, он сыт и у него есть силы. Уставший, голодный ребенок будет капризничать, и от такой гимнастики, кроме вреда, ничего не будет;
  3. Начинайте с коротких занятий, не более 10 минут. Следите за реакцией малыша: если ему стало некомфортно, лучше отложить урок;
  4. Постепенно прибавляйте продолжительность, но занятия должны длиться не более 30 минут;
  5. Если малышу стало трудно дышать, сбился ритм дыхания, он начал паниковать — прервите занятие;
  6. При желании используйте музыку — это поможет поддержать ритм движений;
  7. Вдох всегда резкий, шумный, через нос, выдох спокойный, без усилий, через рот.

Голосовая гимнастика

Выполнение упражнений от заикания требует от пациента научиться говорить уверенно и громко. В период выполнения гимнастики рекомендовано держать голову прямо. Пери этом важен зрительный контакт пациента с родственниками или логопедом. После привыкания больного устраняется скованность и стеснение.

Рекомендуется устроить спектакль для членов семьи. После этого рекомендовано пригласить на участие в нем друзей, которых очень хорошо знает пациент. Благодаря применению этого метода пациент научиться говорить громко и не стесняться публики. Пациентам рекомендуется регулярно петь гласные буквы. В период выполнения упражнения человек должен петь то громко, то тихо. На завершающем этапе громкость снижается к минимуму.

Упражнения от заикания

Следующее упражнение требует проводить распевание гласных. В этом случае громкость не меняется. Пациент должен проводить смену интонации. Для выполнения следующего упражнения человеку рекомендуется вообразить мячик, который будет биться о смену звуками «ма», «мо», «му» и т.д. На завершающем этапе проводится регулировка чувства такта речи.

Дополнительные рекомендации

Для обеспечения высокой эффективности упражнений пациенту рекомендовано выполнение других рекомендаций. При заикании человек зачастую думает о своих дефектах, что приводит к усугублению ситуации.

В этом случае наблюдается потеря нити беседы и упущение смысла разговора. Если человек будет концентрировать внимание не на своей речи, а на смысле самого разговора, то он станет меньше заикаться. Рекомендуется концентрироваться на том, чтобы прорабатывать речевую информацию.

Упражнения от заикания: правила выполнения комплекса

Если во время разговора человек ощущает наступление заикания, то ему рекомендуется сделать паузу. Это позволит привести в порядок дыхание и высказать свою речь без запинок. В период паузы делаются регулярные вдохи и выдохи.

При этом пациент должен прислушиваться к дыханию. В период лечения патологического процесса важным аспектом является терпение и энтузиазм. Для этого рекомендуется читать книги, проводить просмотр фильмов. В этот период человек должен ставить себя на место главного героя и проживать все события.

Пациенты при патологии должны научиться правильно дышать. Для регулировки дыхания рекомендовано выполнение упражнений из йоги. Это позволит научиться контролировать вдох и выдох.

Чем полезны упражнения от заикания

Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно. Категорически запрещено пропускать тренировки, так как это может затянуть лечение патологического процесса. Первые результаты терапии можно заметить по истечению нескольких недель после начала регулярного выполнения упражнений.

Заикание является тяжелым патологическим процессом, при котором у человека появляются разнообразные комплексы. Именно поэтому рекомендовано проведение своевременного лечения болезни. Идеальным вариантом в борьбе с заиканием является выполнение упражнений. С их помощью укрепляются мышцы, артикуляция, сила голоса, а также снижается степень выраженности патологии. Для обеспечения максимальной эффективности лечения болезни пациенту рекомендуется строго придерживаться рекомендаций доктора при выполнении гимнастики.

7.

Ворона

Исходное положение: руки

поднять через стороны

вверх. Медленно опуская

руки и приседая, дети

произносят протяжно “К-аа-а-р”. Логопед хвалит тех

“ворон”, которые медленно

спустились с дерева на

землю. Занимая исходное

положение, дети делают

непроизвольно вдох.

Кому нельзя делать дыхательные упражнения

У дыхательной гимнастики, независимо от того, на лечение какого заболевания она направлена, существуют противопоказания:

  • Любая боль или дискомфорт при выполнении.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Тяжелые сердечные болезни.
  • Травмы позвоночника.
  • Травма головы, полученная недавно.
  • Мочекаменная болезнь.
  • Лихорадочное состояние.
  • Гипертония.

В ряде случаев лечащий врач исключает лишь некоторые элементы дыхательного комплекса, оставляя другие. Например, при камнях в почках и мочевом пузыре упражнение «Насос» выполнять не рекомендуется, чтобы не вызвать ухудшение состояния.

Психологическая помощь

Целью коррекции логоневроза с психологом является избавление от неадаптивных способов поведения и восстановление социальной активности.

Проблемы, связанные с речью, решаются с учетом особенностей личности ребенка и его проблем. Используются принципы и методы гештальттерапии.

Гештальттерапия способствует расширению эмоциональных форм реагирования ребенка и позволяет проработать телесные ощущения, связанные с произношением речи.

Также применяется эмоционально-образная терапия (ЭОТ). В основе лежит влияние на психосоматическое состояние с помощью работы с образами. Происходит поиск исходной причины нарушенного психологического фона ребенка.

Виды дыхательной гимнастики от заикания

Для достижения положительного результата используют различные виды гимнастики для тренировки правильного дыхания. Упражнения делятся на две большие группы:

  • статические (выполняются без движения);
  • динамические (во время занятий используется двигательная активность).

Ребенок может лежать, стоять или сидеть во время тренировки.

Интерес у малышей вызывает комплекс дыхательной гимнастики с элементом игры: надувание воздушных шаров, мыльные пузыри. Ребенок вместе с родителями с удовольствием дует на воду или ватные шарики.

Обязательным условием является влажная уборка комнаты перед началом занятий, так как иначе частицы пыли могут попасть в дыхательные пути и вызвать защитный кашлевой рефлекс. Малыш должен быть заинтересован в выполнении упражнений, инструктор вместе с родителями следит за правильным их выполнением.

Главное, что нужно знать, выбирая игры для малыша с логоневрозом:

  1. Слишком эмоционально яркие, подвижные игры лишь усугубляют проблему.
  2. Чем меньше участников – тем лучше.
  3. Играть лучше дома и на природе. Участие в публичных мероприятиях временно отложить.
  4. Не забывай про полезные компьютерные тренажеры, которые были разработаны специально для лечения заикания. Только не злоупотребляйте компьютером.
  5. Играть в специальные игры, цель которых – лечение логоневроза, следует ежедневно, хотя бы по 15 минут. Вечером – только расслабляющие игры, с утра – дыхательные, днем – на чувство ритма.

Итак, во что играть?

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения

Упражнения по дыхательной гимнастике отличаются эффективностью при решении проблемы заикания у людей разного возраста. Это распространенное речевое расстройство, доставляющее много неприятностей людям.

Регулярное выполнение упражнений помогает справиться с дефектами речи, причинами их возникновения. Дыхательная гимнастика при заикании у детей помогает улучшить функцию речи, если правильно ее выполнять.

Что представляет собой заикание

При таком расстройстве меняется темп речи и ритмика произношения. В детском возрасте пациенты активно применяют речевой аппарат. Разные факторы, воздействующие на нервную систему, могут вызывать проблемы с произношением, заикание.

Иногда проблемы могут возникать из-за плохой наследственности или же возникает невротическое заикание. Нередко при появлении признаков заикания у малышей нужно посещать специалистов, неврологов, логопедов.

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

Перечислим процессы, способствующие возникновению подобных дефектов:

  • В нервной системе нарушается баланс распределения биоэлектрических импульсов на участках мозга, отвечающих за речевую функцию.
  • Возникают спазмы мышечных тканей, судороги. В патологических расстройствах участвует диафрагма, мышечные ткани на груди, в области брюшины.
  • Заикающимся людям свойственна повышенная эмоциональность, отсутствие психологической уравновешенности.
  • Человек всегда выглядит расстроенным, напряженным.
  • Фразы произносятся с отчетливым удлинением, остановки не контролируются при произношении.
  • Дрожат мышцы на лице.

Дыхательные упражнения благоприятно воздействуют на разговорную функцию при разных видах заикания, нормализуют нервную систему. Для выздоровления требуется комплексное лечение. Зачастую вместе с дыхательной гимнастикой назначается медикаментозное лечение, психотерапия.

Пациентам, которые заикаются, в борьбе с болезнью оказывается немалая помощь. Упражнения могут отличаться по степени сложности выполнения. Дыхательная гимнастика при регулярном соблюдении помогает стабилизировать ритм и темп произношения.

Источник: https://nevrology.net/metody-lecheniya/gimnastika-i-uprazhneniya/dyhatelnaya-pri-zaikanii-u-detej.html

Другие упражнения

Кроме масштабного комплекса Стрельниковой, существуют иные виды дыхательной гимнастики:

  1. Ребенок ложится на спину. Вдыхает, надувая живот. После этого делает медленный выдох со звуком «Пфафф». Дыхание – ровное, спокойное. Можно положить малышу на живот мягкую игрушку, тогда он с интересом будет наблюдать, как она опускается и поднимается.
  2. Из ваты делают небольшие шарики и дуют на них вместе с ребенком. Задание потом усложняют, выкладывая комочки на махровое полотенце, когда ребенку понадобится больше воздуха и силы, чтобы сдувать их.
  3. Малыш задерживает дыхание на максимально возможное время.
  4. Мыльные пузыри также послужат хорошей гимнастикой.
  5. Малыш может дуть в воду с помощью соломинки.

Эти упражнения очень увлекательны для детей. Они будут выполнять их с удовольствием.

Мышечная гимнастика

Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч… Причём неважна причина заболевания.

Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

Но на фоне умения говорить без запинок голос крохи ещё должен стать уверенным с хорошей интонацией. В этом нам поможет такой ряд упражнений.

Массаж

Массажные действия снижают мышечный тонус и устраняют спазмы. Массаж должен делать специалист. Процедура проводится на шейно-воротниковой зоне и в области горла. Движения должны быть поглаживающими, мягкими.

Также выполняется логопедический массаж языка. О нём подробнее написано тут.

Голосовая гимнастика

  1. Футболисты. Используя мячик, напеваем слог Мо (бросаем об пол), затем Мэ (об стенку) и Ми (в потолок).
  2. Театр мимов. Поем на выдохе и протягивая звук гласные А, О, У и И, используя разную интонацию. Сначала сердито, потом нежно, потом удивленно, восторженно, грустно и проч.
  3. Колокольня. Низким голосом (большим колоколом) поем БОМ, потом колокол поменьше – БЭМ, затем маленький колокольчик – БИМ. Далее – в обратном порядке.
  4. Тише-громче. По очереди пропеваем звуки А, О, Э, У и Ы – сначала тихо, потом громко, потом еще сильнее (на одном дыхании), а потом постепенно затихая.

Артикуляционная

Занятия для подвижности нижней челюсти

Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:

  1. Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
  2. Движение челюстью вперед-назад.
  3. Движение челюстью влево-вправо.

Зарядка для губ

Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:

Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.

Для укрепления мышц языка

Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:

  1. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
  2. Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
  3. Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
  4. Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
  5. Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.

Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:

Возможные осложнения и последствия

Заикание у детей – это серьезное заболевание, которое имеет свои последствия и осложнения. При отсутствии медицинской помощи симптомы будут только усугубляться, что скажется на качестве жизни.

Логоневроз мешает общаться с людьми, заводить знакомства и новых друзей. Больные часто стесняются, смущаются, а вскоре замыкаются в себе. Постепенно смущение переходит в стресс, невроз или хроническую депрессию. Таким детям сложнее учиться и адаптироваться в обществе.

К тому же проблема не пройдет самостоятельно. Если ее не лечить, она сохранится на долгие годы или всю жизнь.

Существуют ли противопоказания?

Противопоказаний к упражнениям от заикания нет. Но если у больного существуют проблемы с позвоночником, или присутствуют сложные системные заболевания, то некоторые из тренировок могут быть противопоказаны. По этой причине подбором занятий должен заниматься исключительно специалист. Ведь упражнений в действительности очень много, и их можно заменять друг другом.

27. Модуль «Дифференциация четырех фонем» 

Модуль «Дифференциация

четырех фонем»

• позволяет вести аналогичную работу по

дифференциации сразу четырех фонем. Сущность

игрового задания при этом следующая. Пациенту

необходимо провести объект по лабиринту

проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта

ограничивают коридор произношения. Логопед

может варьировать расстояние между стенками

коридора и, таким образом, постепенно добиваться

точности произношения дифференцируемых

звуков.

31. Особенности

• У заикающихся с невротической формой

речевой патологии быстро

восстанавливается координация между

механизмом дыхания и фонации.

• При неврозоподобном заикании

координаторные взаимоотношения между

работой голосового аппарата и дыханием

формируются с трудом.

32.

• Белякова Л.И. Заикание. Учебное пособие

для студентов педагогических институтов по

специальности «Логопедия» — М.: В.

Секачев, 1998. – 304 с. [электронный

ресурс] – режим доступа http://pedlib.ru/Books/2/0015/2_001539.shtml#book_page_top

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...