Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями

Содержание
  1. Понятие речевого нарушения
  2. Классификация патологий речи
  3. Клиническая картина нарушения речи у детей
  4. Уровни развития речи детей с ОНР
  5. Особенности поведения в коллективе
  6. Принципы логопедической помощи
  7. Принципы работы учреждений по коррекции расстройств речи
  8. Выявления задержки умственного развития
  9. Выявление
  10. Кто такой ребенок с нарушениями развития речи
  11. Определение и диагноз по МКБ 10
  12. Диагнозы, относящиеся к тяжелым нарушениям речи
  13. 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
  14. Когда нужно начинать беспокоиться?
  15. 3.
  16. Нарушения в развитии речи детей дошкольного возраста.
  17. Речевые патологии
  18. Таблица видов ОНР
  19. 6.
  20. Факторы, которые влияют на физическое развитие
  21. Внутренние (эндогенные);
  22. Внешние (экзогенные и социальные) – влияние окружающей среды.
  23. Лечение нарушений в развития речи у детей дошкольного возраста.
  24. Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста                    
  25. 7.
  26. Особенности речевого развития детей с речевыми нарушениями.
  27. Поражение в центральной нервной системе:
  28. Изменения в центральной нервной системе:
  29. Дефекты речевого аппарата:
  30. Советы родителям при нарушении в развитии речи у детей дошкольного возраста.
  31. Диагностика развития речи (так же детей дошкольного возраста)
  32. 8.
  33. 9.
  34. Причины задержки развития речи
  35. Игры и развлечения
  36. 10.
  37. Коррекция расстройства
  38. Трудовая деятельность
  39. Особенности детей с речевыми нарушениями
  40. 12. Билингвизм.
  41. Прогноз и профилактика
  42. Формирование грамматических категорий у детей с ОНР
  43. Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР
  44. Психофизиологические особенности детей с нарушениями речи

Понятие речевого нарушения

Расстройство речевой деятельности представляет собой собирательный термин. Он подразумевает наличие отклонений в психофизиологических механизмах и отставании от возрастной нормы уровня речевого развития. Причины, вызывающие данное патологическое состояние, можно поделить на две группы:

Фактор

Биологическая

Социальная

Процесс в основе нарушения

Патогенные факторы инфекционного или механического характера, воздействующие на организм в период беременности и первые дни жизни

Отсутствие контроля и грамотной работы с детьми в периоды формирования речи

Примеры

Родовые и послеродовые травмы, инфекции мозговых тканей

Чрезмерная нагрузка в развитии речи или при изучении дополнительного языка

Важно! 1-3 года и 6-7 лет – критические периоды в формировании речи ребенка, когда он наиболее неустойчив к воздействию биологических и социальных факторов

Классификация патологий речи

Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями подразумевает выделение нескольких групп патологий, основываясь на таких факторах:

  • первопричина возникновения и развитие патологии;
  • клиническая картина;
  • глубина расстройства речи;
  • используемая методика психолого-логопедического обследования и лечения детей с нарушениями речи.

Учитывая этиологические и симптоматические критерии недуга, выделяют две базовые классификации речевых нарушений:

Вид

Психолого-педагогическая

Клинико-педагогическая

Принцип классификации

Расстройства речи разделяются на нарушения применения языковых средств и нарушения компонентов речи

Нарушения разделяются на устные и письменные, которые в свою очередь делятся на расстройства внешнего и внутреннего (семантического) оформления

Пример

Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи (ФФНР И ОНР), заикание

Расстройство звукопроизношения, ускорение или замедление темпа голоса, его полное отсутствие, полное или частичное нарушение чтения и письма

Клиническая картина нарушения речи у детей

Формирование психологических и поведенческих особенностей детей с нарушениями речи происходит вследствие патологических изменений в центральной нервной системе. В зависимости от характера изменений, симптомы недуга могут проявляться в различных сферах. Ребенок с нарушением речи:

  • эмоционально нестабилен;
  • склонен к частой смене настроения и проявлению агрессии;
  • вялый;
  • находится в подавленном состоянии;
  • часто проявляет беспокойство, что можно объяснить сложностями в социальной адаптации таких детей;
  • является изгоем среди сверстников.

Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями часто выявляет утомление, которое накапливается к концу рабочего дня и недели и сопровождается расстройством сна, тошнотой и сильными головными болями.

Проблемы в обучении возникают на фоне неусидчивости, низкой работоспособности и неустойчивости памяти. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) отмечает ограниченность мышления и расстройство психики вследствие скудного словарного запаса или даже невозможности говорить, что затрудняет обучение способности синтезировать и выражать собственное мнение.

Уровни развития речи детей с ОНР

Общее недоразвитие речи представляет собой системное нарушение, при котором наблюдаются отклонения от нормы в звукопроизношении, лексике, смысловой структуре предложений и грамматике.

Основываясь на степени развития нарушений, принято выделять 4 уровня ОНР:

Уровень ОНР

Проявление

Пример

I

Полное отсутствие речи или недоразвитие словесных средств. Ребенок выражает мысли посредством мимики, жестов, наборов звуков и невнятных одиночных слов

Обозначение животных посредством имитации характерных для них звуков:
«гав-гав» при указании на собаку

II

Употребляются фразы и обиходные слова, однако они редко связаны между собой грамматически или по смыслу. Отмечается нарушение слоговой структуры. Словарный запас скудный, однако помимо существительных включает в себя глаголы, прилагательные, наречия и местоимения

Ребенок искажает произношения слов:

 

«Кепсук» вместо «кетчуп»

III

Фразовая речь уже более развита, однако преобладают существительные с глаголами. Скудность слов, способных дать характеристику предмета. Недоразвитие грамматических форм языка и затрудненность общения

Кривые словесные конструкции, несогласованность окончаний:

 

«Пить из чашка»

IV

Наблюдаются незначительные лексические и фонетические ошибки, неточности в подборе слов и падежей

Подбор близких по значению, но неподходящих слов:

 

«Я почистил свою комнату», вместо «Я убрал свою комнату»

Если в первых двух уровнях ОНР рекомендуется обратиться к специалисту, то III и IV уровни могут поддаваться коррекции дома. Существует множество методик, по которым ребенок может заниматься с родителями.

Особенности поведения в коллективе

Психологической особенностью детей с нарушениями речи является неспособность строить нормальное общение со сверстниками. Это проявляется в снижении потребности к коммуникации, отсутствии возможности синтезировать и внятно выражать свою точку зрения, поддерживать диалог и ориентироваться в различных социальных ситуациях. Общение со взрослыми чаще строится в игровой форме, облегчая понимание друг-друга, но тем самым отличаясь содержательной бедностью и низкой информативностью. Поддерживая такое взаимодействие, родители сами усугубляют состояние ребенка, не давая ему толчка для развития своих речевых навыков.

При общении со сверстниками, дети с неспособностью грамотно излагать мысли оказываются изгоями. Они склонны подвергаться гонению и агрессии со стороны более развитых в речевых навыках членов группы. Итогом может стать полный отказ от общения, замкнутость, нервозность и нежелание находиться в социуме.

Важно! Для предотвращения негативного опыта взаимодействия со сверстниками, необходимо заниматься восстановлением речевых навыков еще в дошкольном возрасте

Принципы логопедической помощи

Логопедия – это одна из педагогических наук, которая занимается изучением, диагностикой и терапией различных форм речевых нарушений. Анализируя причину возникновения, механизм развития патологии и симптоматику недуга, специалист способен подобрать комплекс необходимых упражнений. Методики психолого-логопедических обследований детей с нарушением речи включают в себя:

  • изучение медицинской карточки ребенка;
  • анализ данных про семью и окружение;
  • активное и пассивное наблюдение;
  • беседы, интервью, опросы;
  • анкетирование и тестирование;
  • эксперимент.

Для страдающих дисфункцией речи предусмотрены специальные учреждения и отделения, где проводится психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями и акцентируется внимание на оказание квалифицированной логопедической помощи. Существуют частные и государственные кабинеты с практикующими логопедами, стационары, санатории, специализированные детские сады и школы. Такое разнообразие дает возможность подобрать грамотного специалиста и избавиться от недуга под контролем врачей и педагогов.

Принципы работы учреждений по коррекции расстройств речи

Детские сады и школы, предусмотренные специально для детей с логопедическими патологиями, одновременно оказывают помощь в борьбе с недугом. Они предотвращают возникновение множества проблем в общении со сверстниками, которые присутствуют в группах людей с сильно отличающимися речевыми навыками. Ранняя психодиагностика после проявления первых симптомов патологии помогает предотвратить развитие заболевания и своевременно получить направление в необходимое учреждение.

Для облегчения соблюдения методик терапии, подходящих отдельно каждому виду недуга, поступивших детей принято разделять на три группы:

  • с фонетико-фонематическим недоразвитием;
  • с общим недоразвитием речи;
  • с заиканием.

Коррекция нарушений речи в специальных учреждениях проходит под контролем логопедов и психологов. Внимание акцентируется на расширении словарного запаса, проведении специальных упражнений, ознакомлении с базовыми правилами лексики и фонетики. Много внимания уделяется мотивации ребенка к саморазвитию и различного рода деятельности. Задача педагогов – оказание корректной помощи в устранении нарушений, при этом избегая психологического давления. На основе психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями речи выработана специальная методика взаимодействия с учениками, которая подразумевают:

  • переспрашивание;
  • одобрение и мотивация к дальнейшему развитию навыков;
  • наводящие вопросы;
  • коррекция ошибок при помощи советов и подсказок;
  • демонстрация упражнения с последующей просьбой повторить;
  • обучение на личном примере тому, как надо выполнять задание.

Логопсихология и логопедагогика занимаются рассмотрением проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями речи, разрабатывая эффективные методики для коррекционного педагогического воздействия в комплексе с логопедической работой.

Выявления задержки умственного развития

Нарушением речи принято называть группу расстройств, проявляющихся при нормальном уровне интеллекта. Поэтому перед врачами при постановке диагноза и выяснении причины патологии стоит задача отличить задержку умственного развития от речевой дисфункции. В ходе проведения ряда упражнений с обследуемыми детьми был выявлен ряд закономерностей. Дети с нормальным интеллектом во время выполнения работы охотно принимают помощь, справляются с тяжёлыми расчетными задачами и полностью концентрируются на занятии. Ребенок с задержкой умственного развития легко отвлекается и испытывает трудности с решением метаматематических заданий. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи подразумевает:

  • составление рассказа по картинке;
  • пересказ истории;
  • описание предмета;
  • анализ словарного запаса.

Во время психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями и умственным отставанием акцентируется внимание на умение строить предложения, связанные по смыслу фразы, звукопроизношение, владение частями речи.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Выявление

Правильное развитие речевой функции ребенка оказывает большое влияние на формирование его как личности, в то время как нарушение ее может повлечь:

  • ограничение коммуникативности малыша;
  • уменьшение способности к восприятию информации;
  • возникновение проблем в отношениях со сверстниками, учебном процессе (чтении, письме).

Именно поэтому родители должны постоянно наблюдать за тем, как развивается малыш. Для этого существуют определенные «нормы» речевого развития детей различного возраста.

ВАЖНО: Возрастные нормы речевого развития – приблизительные данные, на которые следует лишь опираться. Полного соответствия им может и не наблюдаться.

В том случае, когда кроха упорно молчит, хотя, по возрасту, вроде бы и должен начать говорить, стоит проанализировать следующие моменты:

  • — играет ли малыш с другими детками его возраста, стремится ли к общению с незнакомыми людьми;
  • — насколько хорошо ребенок понимает обращенную речь без добавления вспомогательных жестов.

Нередко задержка речевого развития связана с нарушениями в сфере общения либо психическом развитии. Кроме того, некоторые малыши имеют проблемы со слухом, из-за которых попросту не слышат окружающих. Чтобы полностью исключить данные состояния крохи, следует обратиться к психологу, неврологу, а также проверить слух.

Кто такой ребенок с нарушениями развития речи

О патологиях развития речи говорят в том ключе, когда у ребенка при полной сохранности слуха, зрения, умственных способностей явно выражена задержка формирования речевого процесса. При достаточно серьезных аномалиях могут возникать уже не задержки речевого развития (ЗРР), а задержки психоречевого развития (ЗПРР), при которых ребенок частично или полностью лишен возможности нормально адаптироваться к своей языковой среде. В редких случаях дефекты речи могут самостоятельно компенсироваться, но, как правило, развитие идет с заметной задержкой относительно условных норм. Если говорить в общих чертах, то выглядит неговорящий ребенок без серьезных сопутствующих патологий здоровым. Обследования доказывают, что слух и зрение в норме, а реакции на внешний мир достаточно адекватны: присутствует познавательный интерес, заметны попытки устанавливать контакт через невербальное общение (жесты, мимика, тактильное взаимодействие). Нередко неговорящие детки стараются повторять слова и звуки, но это плохо получается или не получается вообще.

Существуют очень сложные нарушения развития речи, связанные с достаточно обширными органическими поражениями головного мозга, при которых ребенок остается вполне обучаемым и воспитуемым, но при этом уходит в свой мирок и в его поведении присутствуют элементы, схожие с симптомами аутизма. Немного забегая вперед, скажу: чаще такое происходит при общем недоразвитии речи (ОНР) и других дефектах, входящих к психолого-педагогическую или клинико-педагогическую классификацию.

Я очень хочу донести до мам тот образ неговорящего ребенка, который должен насторожить. Почему это важно? Во-первых, чем раньше вы начали лечение и коррекцию у педагогов, тем больше шансов, что ребенок выйдет в норму. Во-вторых, достаточно серьезно стоит подойти к точному определению самого дефекта, ведь от этого будет строиться вся работа с неговорящим ребенком и подбор методик.

Если говорить о личном примере, то Анюте в 3 года пытались утвердить слабо выраженный атипичный аутизм, рекомендуя ввести карточки PECS, которые, заметьте, направлены на развитие коммуникативных навыков, а не речевых! У деток с аутизмом ценность речи слишком низка, для них она не имеет смысла в большинстве случаев, потому им прививают коммуникативно-бытовые нормы вот такой системой общения. Это очень эффективный метод, но для малышей со сложными формами аутизма, например, при синдроме Каннера – классическом аутизме во всей его красе. Ребятишкам с речевыми отклонениями, пусть и с некоторыми странностями из аутистического спектра, это еще больше усугубит проблему. Потом вы уже не вытянете своего молчуна из мирка жестов, условностей и дрессуры с подкреплением в виде поощрений. Если бы я согласилась и не стала ставить под сомнение столь серьезный диагноз…

Скажу честно, даже мамочкам аутят не советую сразу же прибегать к таким радикальным методам. Используйте те же PECS только после всех попыток вытянуть у ребенка речь. Как говорится, не стоит палить по воробьям из пушки. Если сейчас смысл сказанного для вас туманен, не переживайте, чуть позже, читая все статьи, вы разберетесь, о чем я говорю. Когда я начинала борьбу за мою малютку, я тоже половину прочитанного и услышанного не понимала. Но мы же сильные и все поймем – мы просто обязаны во всем разобраться, ведь мы – мамы, и не простые, а особенные! Сейчас, по прошествии нескольких лет борьбы, я говорю это с гордостью, милые мамочки особят)))

тяжелые нарушения речи

Определение и диагноз по МКБ 10

По международной классификации болезней (МКБ), к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи. (F80.1 и 80.2). Проявляются они без предшествующего нормального ее развития. Спецификой речевого расстройства является нарушения в психоневрологическом развитии. Частота ее встречаемость среди дошкольников составляет примерно 5-10%.

Диагнозы, относящиеся к тяжелым нарушениям речи

ТНР является собирательным понятием, где речевые нарушения включают разнообразные диагнозы. В зависимости от симптоматики и этиологии необходимы различные виды коррекции, успех которой во многом зависит от правильной диагностики.

У ребенка с нарушенной речью может быть:

  • алалия – недоразвитие или полное отсутствие речи, связанное с нарушением речевых зон коры головного мозга (бывает экспрессивная и импрессивная, сенсорная, моторная и сенсомоторная);
  • дизартрия (все степени, кроме стертой) – неправильное произношение звуков и интонаций, связанное с первичной недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическое поражение);
  • афазия;
  • логоневроз (заикание) – обусловлен судорогами речевого аппарата и проявляется нарушением плавности и ритмичности речи;
  • общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития);
  • ринолалия.

По некоторым источникам, к ТНР также относят дисфонию, афонию, тахилалию и брадилалию.

Все перечисленные формы нарушений имеют несколько степеней тяжести, что проявляется при диагностике и влияет на дальнейшую коррекцию. При самых тяжелых стадиях ребенок признается ограниченным в своих возможностях, и тогда поднимается вопрос социально-правового характера о предоставлении группы инвалидности.

При данных диагнозах рекомендуется перевести ребенка в специализированное учебное заведение – логопедический сад или в логопедическую группу сада комбинированного типа, где подбирается соответствующая как познавательная, так и коррекционная программа. Основные цели таких заведений сводятся к речевому и познавательному развитию, а также созданию социально-коммуникативной среды для детей с нарушениями.

Отдельно проводятся занятия по физическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию как основных элементов общего развития. Важно с момента постановки диагноза регулярно посещать специалистов для наблюдения динамики и своевременной коррекции реабилитационной программы. В зависимости от вида нарушения и его тяжести ребенок может стоять на учете одновременно у нескольких специалистов: невролога, логопеда, детского психолога, дефектолога.

2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.

Категория детей с нарушениями речи

полиморфна по своему составу и весьма

многочисленна. Нарушения речи имеют

различную этиологию и патогенез, в

структуре дефекта могут выступать как

первичные и как вторичные нарушения.

К детям с нарушениями речи относятся

дети с психофизическими отклонениями

различной выраженности, вызывающими

расстройства коммуникативной и

обобщающей (познавательной) функции

речи.

Когда нужно начинать беспокоиться?

Разумеется, не нужно строго «подгонять» кроху под нормы речевого развития, поскольку они являются приблизительными и существуют для того, чтобы родители могли самостоятельно ориентироваться в процессе развития ребенка. Тем не менее, существуют моменты, которые должны насторожить маму и папу:

  • кроха говорит гораздо меньше слов, чем «положено» по нормам, или вовсе молчит;
  • у малыша есть нарушения в сфере моторного развития;
  • в возрасте четырех – пяти месяцев не узнает маму, не реагирует на речь, обращенную к нему;
  • в девять месяцев не произносит слоги (мамама, бабаба и т.д.);
  • к полутора годам не понимает простых просьб и не говорит (даже «по-своему») простых слов;
  • к трем годам владеет словарным запасом из менее двадцати слов, не строит фразы и предложения сам, лишь повторяя их за взрослыми;
  • наблюдается заметный регресс в речевом развитии;
  • малыш не использует невербальные способы общения вместо речи (жесты, звуки), у него отсутствует интонация, возгласы, восторг, мимика – слабая, без эмоциональной окраски;
  • плохо понимает просьбы, выборочно реагирует на обращенную речь;
  • бесцельно повторяет одни и те же слова, фразы из мультиков;
  • не хочет играть ни со сверстниками, ни со взрослым;
  • у ребенка нарушен сон;
  • наряду с задержкой речи, кроха не может жевать и глотать твердую пищу (давится).

3.

Г.В.Чиркина рассматривает речевые

нарушения у детей и подростков в различных

аспектах:

— в аспекте локализации поражения и

психофизической организации речевой

деятельности (сенсомоторный уровень;

уровень значений и смысла). На этой основе

выделяется степень выраженности ряда

речевых дефектов.

— в аспекте этиопатогенеза. Выделяются

органические и функциональные причины

нарушения и характерные симптомокомплексы

речевых нарушений.

В настоящее время такой подход отражен

в клинико-педагогической классификации

(С.С. Ляпидевский, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев,

О.В. Правдина).

Нарушения в развитии речи детей дошкольного возраста.

Выделяют такие основные причины речевого повреждения:

  1. Наследственность;
  2. Поражение головного мозга плода в период беременности и осложненная родовая деятельность;
  3. Нарушение работы артикуляционного аппарата;
  4. Задержка психического и физического развития;
  5. Повреждение слуховых органов;
  6. Социальный фактор (отсутствие речевого общения родителей с ребенком);
  7. Тяжелые формы заболевания в раннем возрасте;
  8. Отсутствие полноценного питания.

Логопед, психолог и педагог — квалифицированная помощь этих специалистов незаменима в решении проблем, связанных с особенностями развития детей, имеющих речевые нарушения.

Речевые патологии

Нельзя легкомысленно относиться к ЗРР, поскольку вербальное общение формирует мышление. А также  внимание, память и воображение. При расстройстве возникает отставание и в псих-ской сфере вплоть до умственной отсталости. Трудности коммуникации и социализации налицо. Безусловно, кроха не может сбалансированно и качественно контактировать и находить общий язык с товарищами, окружающими взрослыми. Не в состоянии выразить свои чувства, мысли, потребности. Это значительно ухудшает качество его жизни.

Задержка РР – это лишь синдром, который может сопровождать любые патологии нервной системы:

  • детский церебральный паралич,
  • гидроцефалию,
  • психиатрические болезни,
  • аутизм,
  • наследственные и генетические патологии,
  • врожденные пороки,
  • тугоухость и глухоту,
  • слепоту и аномалии зрительного тракта,
  • дефекты челюстно-лицевого скелета, мышц гортани или языка.

У детишек с подобными аномалиями лексика не соответствует средним показателям, а увеличивается медленно. К тому же плохо формируются абстракции, плохо выстраиваются логические цепочки. Также восприятие формы и объема не соответствует возрасту, а пространственные соотношения нарушены.

Безусловно, страдает грамматика, звукопроизношение, построение предложений. нельзя исключить возникновения дизартрии, дислалии, заикания, эхолалии, дислексии. Еще одним из важнейших причин является поведение значимых близких:

  • социальная депривация,
  • заброшенность,
  • педагогическая запущенность
  • излишняя гиперопека, когда любой каприз крохи выполняется по малейшему жесту, и нет необходимости говорить.

В следствие этого существует множество причин, которые влияют на несвоевременное формирование вербальных функций. Не следует забывать, что существует тесная связь между физическим и нервно — психическим развитием. Безусловно, заболевания, тормозящие физ. показатели, вызывают и замедление темпов псих-го разв-я.

Таблица видов ОНР

Ниже представлена подробная таблица с классификацией и подробным описанием видов общего нарушения речи.

Таблица характеристики уровней ОНР.

6.

Специалисты, работающие с

указанными выше категориями детей в

своей профессиональной деятельности

должны учитывать особое состояние

центральной нервной системы детей и

их психологические особенности.

1.Многие дети вследствие негрубой

органической недостаточности ЦНС

характеризуются раздражительностью,

повышенной возбудимостью, двигательной

расторможенностью, эмоциональной

неустойчивостью, расстройствами

настроения.

Факторы, которые влияют на физическое развитие

Нормальное физ-кое разв-е (ФР) определяется по антропометрическим показателям:

  • росту,
  • весу,
  • окружностям груди и головы,
  • индексам массы, упитанности.

Однако на каждом возрастном этапе происходит интенсивный рост определенных частей тела, скелета и внутренних органов. Между ием факторы, отвечающие за отставание в ФР делят на две основные группы:

Внутренние (эндогенные);

В первой группе особую роль имеет:

  • наследственность,
  • генетическая предрасположенность.
  • обменные эндокринные процессы,
  • состояние всех систем организма,
  • особенности психики.

Внешние (экзогенные и социальные) – влияние окружающей среды.

Ко второй относят:

  • климат,
  • лекарства,
  • вредности, действовавшие в течение беременности на плод,
  • болезни матери,
  • питание,
  • социально-экономические условия жизни,
  • гиподинамия.

Давно известно, что функция, постепенно атрофируется, если ее не тренируют. В результате она утрачивается, а то и не образуется вовсе. Однако двигательная активность важна для правильного ФР. Более того, через него опосредованно имеет большое значение для познавательной деятельности, сенсорики и игры. В то время как российскими и зарубежными учеными доказана польза физкультуры и спорта для полноценного формирования личности.

Лечение нарушений в развития речи у детей дошкольного возраста.

Существует несколько лекарственных препаратов, которые практикуют при коррекции речевых нарушений.
Энцефабол — для улучшения кровообращения в головном мозге. Помогает в глюкозном обмене и насыщении клеток кислородом.
Глицин — нормализует целостность работы нервной системы. Улучшает сон и повышает работоспособность у детей.
Ноотропы — облегчает процесс запоминания, повышает умственную деятельность, улучшает интеллектуальную деятельность.
Фенибут — нормализует обмен веществ в мозге. Убирает чувство раздраженности и тревоги.
Пантоган — противосудорожный препарат мягкого действия. Стимулирует умственную и физическую работоспособность.
Церебролизин — активизирует процессы запоминания, улучшает внимание, восстанавливает познавательную функцию.
Семакс — работает над совершенствованием процесса запоминания, усиливает внимание при анализе информации.
Церепро — отвечает за кровообращение и обмена веществ. Применяется при лечении сосудистых изменений.
Кортексин — назначается для восстановления процессов и функций мозга, активизирует обучение и память.

Все особенности развития детей с речевыми нарушениями учитывает врач-невропатолог при назначении индивидуального лечения.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста                    

Родителям не следует надеяться, что постановка звукопроизношения у ребенка произойдет сама по себе и с годами он «разговорится». Развитие речи, действительно, сложная задача. До поступления в школу ребенку предстоит не только отшлифовать произношение, но еще и научиться связно говорить.

Тренируем произношение

Речевые дефекты, закрепившись в младшем и среднем дошкольном возрасте, могут удерживаться до 7 лет, а то и дольше. В то время как становление звукопроизношения в норме должно завершиться в 5-6 лет.

Проблема состоит в том, что в последующие годы преодолеть нарушения в произношении гораздо труднее, а в некоторых случаях и невозможно. Проблемы с речью у ребенка также мешают ему в освоении грамматического строя речи.

Более эффективно заняться предупреждением речевых нарушений еще на ранних стадиях развития речи, когда ребенок начинает активно говорить. Взрослые должны уяснить недопустимость «сюсюканий» с малышом. Важно, чтобы дети с первых дней своей жизни слышали нежную и ласковую, но правильную речь.

  • Каждое новое слово, поступающее в словарный запас ребенка, нужно несколько раз четко и правильно произнести так, чтобы малыш видел артикуляцию. Особое внимание уделять труднопроизносимым звукам. Пусть на первых порах у ребенка получится не слишком четкое или вовсе искаженное произношение. Повторяя день ото дня, дошкольник будет тренировать как артикуляционный аппарат, так и фонематический слух.
  • Помогайте ребенку с различением звуков, которые мало отличаются по акустическим признакам: б-п, к-х, з-с и подобные пары. Акцентируйте внимание на артикуляции, приводите примеры слов с этими звуками (бочка – почка, крошка – хрюшка, роса – роза и пр).
  • Играйте в слова на определение присутствия звука (есть ли в слове такой звук?).
  • Аккуратно и ненавязчиво исправляйте неправильно произнесенные слова. Продемонстрируйте, как должно звучать слово, побудите ребенка повторить, похвалите за малейшие улучшения в произношении.
  • Закрепляйте сложные звуки и слова в разговорной речи.

Разумеется, в сложных случаях, необходима помощь специалиста. Если после 5 лет у дошкольника наблюдаются проблема речевого развития, незамедлительно обращайтесь к логопеду. Однако в первые пять лет жизни ребенка родители способны оказать своему ребенку очень ценную помощь в речевом развитии.

7.

2.Вследствие органической

недостаточности ЦНС резидуального

характера они быстро устают; плохо

переносят жару, духоту, езду в

транспорте, долгое качание на качелях.

3. У большинства детей несовершенна

общая, особенно, мелкая моторика,

недостаточно развиты такие двигательные

качества как быстрота, сила, ловкость

и.т.д.

Особенности речевого развития детей с речевыми нарушениями.

Единого мнения врачей по этому вопросу нет. Приведенная ниже классификация является общепринятой.

Поражение в центральной нервной системе:

  • Алалия (повреждение речевого аппарата до его созревания);
  • Афазия (изменение работы мозга, отвечающего за речь);
  • Дизартрия (неправильная работы мускулатуры речевого аппарата).

Изменения в центральной нервной системе:

  • Мутизм (псевдонемота, отсутствие каких-либо нарушений речевого аппарата);
  • Заикание (повтор или прерывания речи);
  • Сундромутизм (временная утрата слуха и речи).

Дефекты речевого аппарата:

  • Ринолалия (наличие расщелины неба);
  • Дислалия механическая (изменение строения полостей рта и носа).

Советы родителям при нарушении в развитии речи у детей дошкольного возраста.

  1. С появление гуления малыша поддерживать доброжелательную атмосферу, улыбаться и радоваться, говорить мягко.
  2. Лепет — один из первых проявлений речи, подражайте ребенку, говорите с ним на его языке.
  3. С 6 месяцев слова родителей произносятся четко и с интонацией. Начинайте работу по развитие моторики пальцев.
  4. Годовалому малышу необходимо пополнять словарный запас. Обучение в игровой форме будет проходить интересней.
  5. Если в 2 года словесные игры были упрощенные, то после они должны содержать правильное произношение слов.
  6. Важную роль в развитие речи оказывают потешки, сказки, считалки.
  7. Нарушения речи лучше поддаются коррекции в дошкольном возрасте.

Все дети имеют право на нормальное развитие вне зависимости от определенных особенностей речевого нарушения. Задача родителей, логопедов и невропатологов помочь им в решении этой проблемы. Будьте здоровы!

Источник

У детей, имеющих речевые расстройства, часто сохранны физический слух и интеллектуальное развитие. Эти нарушения могут проявляться как в искажении произношения, так и в трудностях c коммуникацией. Симптоматика проявления дефекта зависит от степени тяжести нарушения.

У таких детей имеются трудности не только в речевом развитии, но и в формировании высших психических функций (ВПФ) и неврологические проявления. Поэтому коррекционная работа строится комплексно, чтобы она была наиболее эффективной и результативной.

Диагностика развития речи (так же детей дошкольного возраста)

Для того чтобы понять, насколько развита речь ребенка в определенном возрасте, существует ряд специальных методик, которые широко применяются как специалистами (психологами, педагогами, логопедами), так и родителями в домашних условиях.

В основу их положены задания, направленные на определение:

  • богатства словарного запаса;
  • способности словообразования и образования предложений с конкретными словами;
  • умения подбирать рифму к слову;
  • умения проводить звуковой анализ слов.

Важно, чтобы подобные занятия проводились в спокойной обстановке и в игровой форме, дабы ребенок был заинтересован процессом и с увлечением выполнял предложенные задания.

8.

4.У детей оказываются

несформированными коммуникативная,

когнитивная, регулирующая функции речи;

затруднен процесс овладения различными

компонентами языковой системы. Помимо

этого выявляется недостаточность

когнитивной деятельности: недостатки

слухоречевой и зрительной памяти;

оптико-пространственных функций; низкий

уровень понимания словесных инструкций;

трудности в овладении обобщающими

понятиями. Часто выявляется

неустойчивость внимания, снижены

работоспособность, познавательная и

речевая активность.

9.

5.Замедлен темп формирования

произвольной регуляции поведения и

деятельности.

Вместе с тем у детей с сохранным

интеллектом достаточно высокая

обучаемость и, если нарушения речи

носят негрубый характер, при

своевременно начатой логопедической

коррекции удается их преодолеть и

подготовить ребенка к обучению в

массовой школе.

Причины задержки развития речи

Основные причины, по которым развитие речи малыша «запаздывает», обуславливаются двумя факторами:

  1. Физиологическим:
    • ослабление мышечного тонуса лица и недоразвитие ротовой мускулатуры (повышенное слюноотделение, постоянно открытый рот, выпадение пищи изо рта, употребление ее преимущественно в мягком виде);
    • малая концентрация слухового внимания (затрудненное понимание длинных фраз, невосприятие фоновых шумов);
    • проблемы со слухом;
  2. Психологическим:
    • гиперопека;
    • тревожность;
    • родительская ревность и заниженная самооценка;
    • протест из-за завышенных требований и жесткого контроля;
    • переизбыток «виртуальной» информации (телевизора, компьютера, планшета).

Игры и развлечения

В течение дня проводите физминутки, организуйте подвижные забавы:

  •  пролезание через стоящий обруч;
  •  перешагивание через препятствия;
  •  перекидывание дуг другу мячика с произнесением нужных слогов или слов заданной тематики (фрукты, овощи, мебель, одежда, герои сказок);
  •  имитация – «велосипед», «как ходит кошечка», «как скачет зайка» и пр.
  •  прохождение по ограниченной поверхности (бруску, бревну);
  •  перепрыгивание по «кочкам» или нарисованным на горизонтальной поверхности кругам;
  •  ползание на четвереньках, по пластунски, а также передвижение на корточках, гусиным шагом;
  •  выбивание шариком предмета или забрасывание в кольцо;
  •  бег в мешках и всевозможные эстафеты , веселое времяпровождение и к тому же отличная тренировка;
  •  сюжетно-ролевые подвижные игры тоже способствуют физ. подвижности, мышлению, воображению, помогают раскрывать творческие наклонности;
  •  занятия в спортивных секциях, особенно хороши плаванье, легкая атлетика, велосипед, теннис.


Не забывайте включать обязательные водные процедуры, элементы дыхательной гимнастики и закаливания, потому что вода успокаивает, снимает тревожность и напряжение, и кроме всего прочего заряжает позитивом.  Укрепляется мускулатура грудной клетки, диафрагма, увеличивается полезный объем легких, кровь насыщается кислородом если  правильно дышать. Закаливание повышает иммунитет, укрепляет организм в целом, к тому же делает его более устойчивым к инфекциям.

10.

Социальное развитие большинства детей с

нарушениями речи полноценно не формируется в

связи с недостаточным освоением способов

речевого поведения, неумением выбирать

коммуникативные стратегии и тактики решения

проблемных ситуаций.

Тем не менее, интеграция ребенка с нарушенным

речевым развитием в среду сверстников не столь

проблематична, как для других категорий детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ.)

Социализация и интеграция детей с нарушениями

речи — задача вполне выполнимая при условии

учета образовательных потребностей школьников

данной категории.

Особые образовательные потребности (ООП) детей

с нарушениями речи включают как общие,

свойственные всем детям с отклонением развития,

так и специфические.

Коррекция расстройства

Проводить коррекционную работу ОНР должен только квалифицированный специалист. Дети дошкольного возраста с первой степенью нарушения речи посещают специальные логопедические группы детского сада. Сюда они должны поступать в возрасте 3-4 лет, а сами занятия проводятся группами, подгруппами и в индивидуальном порядке. Цель коррекции – перевести ребенка на другую стадию речевого развития, компенсировать все имеющиеся отклонения.

Эта работа проводится одновременно по различным направлениям:

  1. Понимание речи. Эта задача лучше решатся проведением занятий в игровой форме. Малыш должен находить игрушки, которые ему называет специалист, показывать правильные картинки, расширять свой словарный запас, овладевать произношением фраз, словосочетаний, фраз из нескольких слов.
  2. Активация речи. Развитие у ребенка звукоподражания, например, голосам различных животных, музыкальных инструментов. Так стимулируется его речевая активность. В речь постепенно вводятся местоимения, глаголы, обращение ко взрослому.
  3. Неречевое развитие. Правильная речь невозможна без развития вспомогательных механизмов – концентрация внимания, развитие мышления, памяти. Большое внимание должно быть уделено интеллектуальному и психическому развитию ребенка. Вспомогательная методика — логоритмика, логопедический массаж, развитие мелкой моторики и артикуляции.

На последнем этапе, должно проведено постановка звукопроизношения с правильной грамматикой и оформлением речи. Лечение ОНР второй степени включает в себя развитие речевых навыков у ребенка, понимание им речи взрослых, тренировка лексико-грамматической составляющей. При третьей степени проводится формирование связной смысловой речи, улучшение лексики и грамматики, закрепление правильной артикуляции. Много времени должно быть уделено на усвоение необходимой грамоты.

Для детей с четвертой ОНР важно достичь ими своих возрастных речевых норм, что необходимо для успешной учебе в школе. Школьники с тяжелыми формами ОНР проходят обучение в школах, созданных для работы с детьми с речевыми нарушениями. Здесь ударение ставится на компенсацию всех сторон проявления недоразвитости речи.

Трудовая деятельность

Несомненно, трудовое воспитание  играет очень большую роль в формировании полезных навыков и решении логопедических проблем. В самом деле, в труде совершенствуется ловкость, мелкая моторика. А также координированные движения рук, любовь к природе. Обогащаются знания об окружающем мире и межличностные взаимодействия, если работа  соответствует возрасту и интересам.

Безусловно, в форме игры можно предложить такие виды трудовой деятельности как:

  • постирать одежду для куколки,
  • прополоть личную грядочку с растениями
  • полить цветы,
  • вымыть игрушечные тарелки и кастрюльки.

Безусловно, в раннем возрасте трудовые навыки:

  • умение держать ложку и кружку,
  • одевать носки и колготки,
  • шнуровать ботинки
  • застегивать пуговицы

Все это самообслуживание, которое требует подготовки и развития мелкой моторики.

Это хорошо разрабатывает пальчики, поскольку стимулирует речевые центры в ЦНС. Подойдут разные виды рукоделия: вышивка, выпиливание, лепка, если это  школьный возраст. Абсолютно, труд вырабатывает ответственность, поскольку он дисциплинирует и способствует простейшему сотрудничеству. Следовательно, он становится предпосылкой к умению ценить усилия других людей и бережному отношению и трудолюбию.

Сегодня мы говорим лишь об основных направлениях физ-го разв-ия у малышей с языковыми отклонениями. Какие бы способы и методы вы не выбрали, помните, что только комплексное становление всех сфер деятельности человека: физической, психической и социальной, позволят сформироваться полноценной личности. Только в этом случае можно стать успешным, востребованным, уверенным в своих силах, а самое главное – счастливым.

Заходите на сайт, подписывайтесь на новости, узнавайте о самом интересном из первых рук.

Особенности детей с речевыми нарушениями

За логопедической помощью родители чаще всего обращаются в возрасте 3-х лет, когда малыш должен общаться предложениями. Исключением являются дети с органической ринолалией, потому что с ними занимаются специалисты с первых месяцев жизни. Предпосылки речевых расстройств можно заметить еще в раннем возрасте.

Крик у таких малышей тихий или слишком пронзительный, сопровождающийся всхлипывающими нотками, невыразительный. У детей с отставанием в речевом развитии стадия лепета длится дольше. А у алаликов лепетные слова и цепочки присутствуют в речи и в возрасте 2-3-х лет. Они не проходят стадию гуления, поэтому для общения не могут использовать слова и фразы.

Стадии лепета и гуления отличаются невыразительностью сочетаний слогов, непостоянством их использования. Малыш не использует их как средство коммуникации. Первые слова могут появиться только к 2 годам, а фразовая речь – к 3. При этом она будет аграмматичной, малопонятной для окружающих.

Девочка с нарушением развития речи

У детей с нарушениями речи словарный запас резко отстает от нормы. В речи мало используют прилагательные, глагольную лексику. Практически не употребляют наречия и числительные. Нарушение звукопроизношения носит чаще всего полиморфный характер (искажение сразу нескольких групп звуков). Из-за чего речь звучит нечетко, малопонятно.

Такие дети могут не проговаривать окончания, искажают слоговую структуру слова. Развернутые ответы могут давать только с помощью взрослого, при этом будут допускать грамматические ошибки. Их речь отличается общей невыразительностью, неумением управлять модуляциями голоса. Дошкольнику с трудом дается заучивание стихотворений, пересказ небольших произведений. Речь будет отличаться монотонностью, запинками, нарушениями темпо-ритмической составляющей.

При алалии у детей может не быть слов даже к 3 годам. Поэтому для общения с окружающими они активно используют мимику и жесты. Их речь практически состоит только из лепетных слов и цепочек, поэтому начинать работу с алаликами нужно как можно раньше.

У детей с заиканием трудности с темпо-ритмической составляющей. Их речь отличается запинками, повторением слогов и растягиванием гласных. При особо сложном течении заикания ребенок может даже не договорить фразу до конца. Из-за особенностей этого нарушения, возникают большие сложности при составлении рассказов и использовании сложных развернутых предложений.

12. Билингвизм.

Современные условия жизни общества сопряжены

со значительной миграцией населения или

проживанием некоренного населения в русскоязычной

среде, в которой они, как правило, не теряют родной

язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в

условиях билингвизма. Двуязычным, или

билингвом считается человек, более или менее

постоянно пользующийся в жизни двумя языками.

Наиболее характерным типом билингвизма в России

является национально-русский язык, который

усваивается как путем обучения, так и

непосредственным общением с русскоязычным

населением. Считается, что по-настоящему нормально

двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном

языке человек может адекватно выразить любую свою

мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни

на одном языке, то разрушается сама структура мысли,

и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не

только к психологическим стрессам, но и к глубоким

потерям в качестве общения.

Прогноз и профилактика

Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления. В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременности.

Формирование грамматических категорий у детей с ОНР

Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи. Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих. Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.

Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР

Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.

Психофизиологические особенности детей с нарушениями речи

Гиперактивный ребенок

У них недостаточно сформирована моторная сфера. Они с трудом овладевают тонкими дифференцированными движениями пальцев рук; отличаются неловкостью, плохо координируют свои движения. Главным признаком того, что у малыша может быть нарушение речи – это повышенная активность или апатичность, заторможенность.

У детей с речевыми проблемами отстают в развитии и ВПФ. Внимание отличается неустойчивостью, есть сложности с его переключением. Они не могут правильно распределить внимание между практическими действиями и речевым высказыванием. Наблюдается низкий уровень самоконтроля, трудно сосредоточиться на выполнении задания.

Нарушено и мнестическое развитие – страдает память. Низкий уровень развития слуховой памяти. При этом не сильно отстает от нормы зрительная, и в большей степени сохранно логическое запоминание.

Отстает в развитии наглядно-образное мышление. У детей вызывает сложность сравнение предметов, их классификация. Низкий уровень сформированности внутренней речи, что сказывается на построении высказываний.

Такие дети отличаются неустойчивостью эмоционального поведения, быстрой утомляемостью. Из-за отставания в речевом развитии у них низкая потребность в общении с окружающими. Они редко принимают участие в играх с детьми, потому что не понимают правил. Нарушения эмоционально-волевой сферы сказываются на гармоничном развитии личности.

Девочка сидит в стороне от других

Чем раньше родители заметят, что их ребенок отстает от сверстников в развитии, тем раньше будет начата коррекционная работа. Речь связана с моторной и эмоционально-волевой сферой, ВПФ. Поэтому коррекционная работа построена на комплексном подходе, что дает возможность эффективно помочь ребенку.

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...